УДК 336.1/5 ББК 67.402.23 К 96
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО ПРАВА
(Рецензирована)
Кушу Светлана Олеговна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел. (918) 420 24 20, е-mail: [email protected]
Аннотация. Международное налоговое право является одной из важнейших составляющих международного налогообложения, поскольку именно оно способствует установлению универсальных принципов взимания налогов в глобализирующейся системе мирохозяйственных связей, а также влияет на прозрачность границ между национальными налоговыми юрисдикциями. Международное правовое регулирование налогообложения призвано решать многочисленные споры между различными странами мира, коллизию национальных правовых систем в своеобразной борьбе за право облагать доходы субъектов международных экономических отношений.
В широком смысле под международным налоговым правом понимают совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные взаимоотношения в налоговой сфере. Вместе с тем национальные налоговые системы и правовые принципы их организации в современной системе мирохозяйственных связей обладают достаточно устойчивым суверенитетом. Они остаются в высокой степени автономными, несмотря на непрерывно увеличивающееся воздействие факторов внешней экономической и налоговой среды.
В статье анализируются принципы и система источников международного налогового права на основе существующего в правовой литературе разнообразия мнений и международной практики. Автором отмечается, что основу международного налогового права, как и других областей, составляют такие общепринятые принципы, как суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела, уважение прав и свобод человека, решение конфликтов мирным путем, недопущение расовой дискриминации, сотрудничество.
Ключевые слова: сфера налогообложения, налоги, право, принципы права, публичное право, государство, финансовое право, субъект права, объект права.
BASES OF MODERN INTERNATIONAL TAX LAW
(Reviewed)
Kushu Svetlana Olegovna,
Candidate of economic sciences, associate professor of the department of finance and credit of the Southern Institute of Management, Krasnodar Tel. (918) 420 24 20, e-mail: [email protected]
Summary. International tax law is one of the most important components of international taxation, since it contributes to the establishment of universal principles for the collection of taxes in the globalizing system of world economic relations, and also affects the transparency of the borders between national tax jurisdictions. International legal regulation of taxation is designed to solve numerous disputes between different countries of the world, the conflict of national legal systems in a kind of struggle for the right to impose incomes of subjects of international economic relations.
In a broad sense, international tax law is understood as a set of international legal principles and norms governing interstate relations in the tax sphere. At the same time, the national taxation systems and the legal principles of their organization in the current system of world economic relations have fairly stable sovereignty. They remain highly autonomous, despite the continuously increasing impact of factors of the external economic and tax environment.
Keywords: taxation, taxes, law, principles of law, public law, state, financial law, subject of law, object of law.
С развитием экономики в России возникла необходимость реформирования и оптимизации налогового законодательства, стимулирования или сдерживания различных отраслей и сфер деятельности экономики, а так же государственного регулирования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Примененные меры по достижению поставленных целей не были столь эффективны, как планировалось. В связи с этим у налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц, возникли проблемы в области налогообложения.
Понятие «международное налоговое право» в широком смысле связано с проблемой различия между международным публичным и частным правом. Такое различие ныне общепринято и берет свое начало от Бентама. Согласно ему, только международное публич-ное право, которое идентично с правом народов, является международным правом, в то время как международное частное право таковым не является. Международное частное право охватывает такие предметы, которые одновременно подлежат юрисдикции двух или более различных государств. Ввиду того, что внутренние законы различных государств, относящиеся к этим предметам, часто противоречат друг другу, выработалась совокупность принципов, имеющих целью предотвратить или ограничить такие конфликты.
Сегодня различие между международным публичным правом и международным частным правом общепринято, однако это не означает, что оно обще-признано. Об этом., в частности, говорят и многие известные юристы-международники прошлого и настоя-щего, например профессора Л. Оппенгейм, И. Блищенко и др. Профессор Л. Оп-пенгейм утверждал: «То, что теперь называется международным частным правом, может в то же время стать международным правом по мере того, как государства, заключая правообразующие договоры, будут вступать в соглашения относительно норм, применение которых должно служить для разрешения упомянутых коллизий».
Предмет международного налогового права составляют межгосударственные отношения, складывающиеся по поводу взимания налогов и сборов. Эти отношения чаще всего возникают в тех случаях, когда осуществляется взимание налогов и сборов с иностранных юридических и физических лиц. К ним, в частности относятся: отношения между государствами по поводу заключения международных налоговых соглашений с целью разграничения налоговой юрисдикции государств; налоговые отношения между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (субъектами иностранного права), т. е. налоговые отношения, затрагивающие суверенитет других государств;
отношения публичного характера между юридическими и (или) физическими лицами различных государств, возникающие, например, при удержании налоговым агентом налога с иностранного лица у источника выплаты.
Однако следует учитывать, что указанные отношения могут регулироваться как нормами международного, так и национального налогового права. На это обращает внимание В. А. Кашин в одной из своих работ. По его мнению, в системе налогового права России условно выделяется две части. К первой относятся нормы, регулирующие отношения по уплате налогов, полностью подпадающие под национальную юрисдикцию, а ко второй - нормы, регулирующие отношения, в которых участвует иностранный элемент. Вторая «международная» часть налогового права именуется международным налоговым правом. Однако она отличается от собственно международного налогового права, которое состоит из норм, устанавливаемых двусторонними и многосторонними налоговыми соглашениями. Охватываемые этой второй частью правовые нормы примыкают непосредственно к международному праву, но все же не входят в него, поскольку устанавливаются и изменяются странами в одностороннем порядке и не обязательно с соблюдением каких-либо международных норм
Основу международного налогового права составляют его принципы, которые играют направляющую роль в формировании этой отросли права и, являясь главными исходными нормативного регулирования, служат импульсам для последующего законотворчества:
Суверенного равенства государств в международных налоговых отношениях:
Сотрудничества, взаимодействия государств на справедливой и взаимовыгодной основе, что дает возможность разрешать спорные проблемы, касающиеся двойного налогообложения, а также обмениваться информацией в целях борьбы с уклонением от налогов;
Реципроцитета, означающего взаимное признание прав и корреспондирующих им обязанностей в налоговой сфере. Взаимное признание может быть отражено в договоре(договорный реципро-цитет), подтверждено дипломатическими каналами, принятием соответствующих внутренних законов. а также может существовать фактически (фактический реципроцитет):
Добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из норм международного налогового права:
Налоговой недискриминации: включает три взаимосвязанных аспекта.
В международном налоговом праве существу-
ют две группы принципов, которые можно условно разделить на публичные и частные. Хотелось бы отметить публичные принципы международного налогового права.
Публичные принципы международного налогового права представляют собой общепринятые принципы международного права, из которых следует выделить такие принципы, как:
Суверенное равенство государств.
Сотрудничество.
Взаимное признание.
Недопущение к дискриминации.
Что касаемо первого принципа, то тут можно сказать следующее: «Обладать властью, облагать налогом значит управлять государством».
Налоги как предмет межгосударственного регулирования это, в первую очередь, важное и особо значимое для международного экономического сотрудничества, развитие которого является постоянным и неизменным направлением в налоговой политике на международной арене [1].
И судя по десяткам налоговых соглашений, заключенными между странами Западной Европы (в основном) до второй мировой войны (а к 90-м в СССР их уже насчитывалось 650) то однозначно можно сказать, что проблемы связанные с международным налоговым правом были актуальны и в те далекие времена. На данный период времени число этих соглашений перевалило за тысячи, участниками таких соглашений являются не только развитые страны мира, но и многие развивающиеся государства.
Проблемы, связанные с международными налоговыми отношениями затрагиваются на множествах международных форумах, например, Конференция ООН по торговле и развитию. Само возникновение и обострение проблемы налоговых соглашений связано с целым рядом причин и тенденций. Некоторые из них связаны с субъективными моментами политики некоторых стран, но, несомненно, ведущее место занимают причины, связаны с особенностью развития международных отношений на данном этапе истории [3].
Все же, несмотря на столь расплывчатое обозначение проблемы приведенное раннее, не мешало бы привести немного конкретики, следовательно, выделить ряд причин возникновения той самой проблемы:
Усиление процесса взаимопроникновения и оборота капиталов в отношениях между странами и связанное с этим развития международной экономической и производственной деятельностью, что в свою очередь, делает неизбежным продвижения на первый план проблему распределения между странами прав на налогообложение доходов
и капиталов от такой деятельности[8].
Образование десятков новых и что не мало важно независимых государств (принцип суверенного равенства никто не отменял) заставляют западные государства все чаще считаться с их экономическими правами.
Само определение налогов являет собой один из эффективных способов выражения их суверенитета в экономической сфере, применяемый государством [2]
Именно налоги, взимаемые странами с иностранных компаний, обеспечили первоначальные средства для финансирования мер, проводимые государством с целью его экономического развития. Это особенно важно для новых государств, которые стали возникать и развиваться за счет налогов, взимаемых с иностранных компаний. В настоящее время в ряде государств доходная база бюджетов на 40-50% зависит от налогов, которые были получены от иностранных компаний и капитала, привлеченного в эти страны.
Следовательно, международное налоговое право является «подотраслью международного экономического права». А последнее, в свою очередь, определяется автором как отрасль международного публичного права, представляющая совокупность принципов и иных норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений [2].
Как известно, государство является субъектом публичного международного права(оно также и касается некоторых сторон частного права). Выступая как субъектом публичного права, оно самостоятельно устанавливает и взимает налоги, поскольку без налогов обязанности государства по перераспределению доход превратилось бы не более чем в фикцию [6].
Налоговые власти и органы большинства государств сталкиваются наряду с проблемой разделения между собой налоговых преступлений от обложения доходов от деятельности, протекающей на территории нескольких стран, но и с не менее трудной проблемой выявления действительных размеров этих доходов. Именно в связи с этим стремление к соперничеству между различными государствами отчасти переходит к сотрудничеству между ними, таким образом, на заключение налоговых соглашений их толкает. С одной стороны, желание обеспечить максимально комфортные и благоприятные (налоговые) условия, можно тем самым упрочить конкурентные позиции своих резидентов, действующих в других странах, а с другой - минимизировать потери из своего бюджета, ведь налоги это чуть ли не основной доход государства.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что международное налогообложение - это отношение между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговая юрисдикция) и другие вопросы налогообложения. Они могут регулироваться как в одностороннем, так и в многостороннем порядке. Это регулирование необходимо применительно в отношении подоходных налогов, рассчитываемые на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа, на так называемой основе резиденства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.
Развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе резиденства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения компаний и частных лиц на основе критерия территориальности. На практике применяется различные сочетание этих двух критериев (США, ФРГ, Великобритания). Также развивающиеся страны пытаются ограничить размеры вывозимых банками прибылей, вводя налоги «у источника» на переводимые за рубеж проценты, однако некоторые банки, пользуясь своим монопольным положением на рынке, перекладывают различными путями перекладывают такие налоги на своих клиентов, что казалось бы неправильно
[7].
Очевидно, международные налоги это проблема насущная и что борьба за порядок в этой сфере будет иметь долгий и затяжной характер, однако не существует непреодолимых барьеров, возможно, что этот рубеж будет преодолен.
ИСТОЧНИКИ:
1. Дидигова Л.Р. Международное налоговое право или международное налоговое право. - М.: Изд-во Российский университет дружбы народов (РУДН), 2014. - С. 161-167.
2. Зрелов А.П. Налоговое право. Краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2012. - 56с.
3. Клейменова М.О. Налоговое право: Учебное пособие. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. - 86 с.
4. Крохина Ю.А. Налоговое право (3-е издание): учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -464 с.
5. Пестренев И.А. Налоговое правонарушение и налоговая ответственность. - М.: Норма, 2012. - 67с.
6. Полежарова Л.В., Артемьев А.А. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России: учеб. пособие / под ред. Л.И. Гон-чаренко. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. - 94 с.
7. Налоговое право: учебник для вузов/ С.Г. Пепеля-ев [и др.]. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 800 с.
8. Налоговое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Н.Д. Эриашвили [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2015. - 279 с.