ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. 153-167
УДК 930.253
Б01: 10.24412/2224-5391-2021-36-153-167
В. В. Подопригора, А. Н. Коваленко
новые поступления в музей истории алтайской духовной миссии (бийск): краткий археографический обзор
Аннотация. В статье представлены результаты археографической экспедиции сотрудников Отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН в г. Бийск Алтайского края в июле 2021 г. Приводится краткий обзор книг кириллической традиции XVII — начала XX вв., поступивших в 2019-2021 гг. в фонд Музея истории Алтайской духовной миссии. Среди них был выявлен один рукописный сборник-конволют Х1Х-ХХ вв. служебного характера. Также фонд музея пополнился тремя экземплярами изданий Печатного двора XVII в.: Шестоднев (М., 1640 г.), Пролог (М., 1641 г.), Служебник (М., 1652 г.). В т. ч. был описан экземпляр московского издания Псалтири 1641 г., где в ряде случаев удалось соотнести клейма печатников с именами тередорщиков, известными по опубликованным И. В. Поздеевой, А. В. Дадыкиным и В. П. Пушковым документам Печатного двора. Значительно и число образцов книгоиздательства разнообразных старообрядческих типографий XVIII-XX вв.: это богослужебные, певческие, учебные, четьи книги. Среди них представлено ранее неизвестное по библиографии издание Часовника (Типография П. И. Селезнева в Махновке или К. Колычева в Янове, ок. 1805 г.). Был выявлен экземпляр беспоповского Потребника конца XIX в., по оформлению близкий изданиям типографии братьев Андрея и Алексея Овчинниковых. Среди новых поступлений представлены и синодальные издания XIX-XX вв.: Священное Писание и разнообразная богослужебная литература. Особое внимание уделено сохранившимся на листах книг владельческим пометам. Выявленные записи и пометы проливают свет на историю бытования ряда экземпляров, устанавливается их принадлежность различным владельцам (как частным лицам, так и ведомственным библиотекам) Европейской части России и Западной Сибири. В заключении отмечена очень широкая география перемещения книг и сделан вывод о перспективности дальнейшей работы по составлению каталога книжных памятников, хранящихся в Музее истории Алтайской духовной миссии. В приложении к статье публикуются краткие археографические описания книг, большинство которых удалось атрибутировать по справочной литературе. Расширенные варианты описаний планируется опубликовать в каталоге.
© В. В. Подопригора, А. Н. Коваленко, 2021
153
Ключевые слова: археографическое описание, книжные памятники, Московский печатный двор, старообрядческие типографии, Синодальная типография, православная книга.
Цитирование. Подопригора В. В., Коваленко А. Н. Новые поступления в Музей истории Алтайской духовной миссии (Бийск): краткий археографический обзор // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 153-167. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-153-167
Сведения об авторах. Подопригора Василий Вячеславович — кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН (Россия, г. Новосибирск). E-mail: [email protected]
Коваленко Антон Николаевич — младший научный сотрудник Отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН (Россия, г. Новосибирск). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 18.10.2021 Принята к публикации 14.12.2021
Введение
В июле 2021 г. сотрудники отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН, возобновив прерванную во время пандемии работу, провели археографическое описание новых поступлений в книжный фонд Музея истории Алтайской духовной миссии (далее МАДМ) г. Бийска. Музей был открыт в 2007 г. в историческом здании Архиерейского дома АДМ. Сейчас в его собрании находится более 450 экземпляров книг кириллической печати XVI-XX вв. Его фонды постоянно пополняются новыми книжными памятниками благодаря неравнодушному и ответственному отношению создателя и директора МАДМ — кандидата исторических наук Павла Сергеевича Коваленко. Научным описанием книжного собрания музея ОР-КиР ГПНТБ СО РАН в сотрудничестве с археографической лабораторией Гуманитарного института НГУ занимается с 2009 г. Результатам этой практики посвящены публикации и доклады сотрудников отдела и студентов НГУ, специализирующихся на кафедре источниковедения литературы и древних языков ГИ НГУ1.
Изучение бытования и распространения книг кириллической традиции на востоке России является одним из приоритетных направлений работы отдела.
1 Подопригора В. В., Шилова И. А. Итоги археографической работы в Бийске (2019 г.) // Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway — 2019): сб. тез. докл. Междунар. научн.-практ. конф., Иркутск, 17-19 сентября 2019 года. Иркутск, 2019. С. 166-169; Гончарова И. Ю., Соколовская А. А. Часовник начала XIX в. из собрания Музея истории Алтайской духовной миссии как старообрядческий конволют // Мат-лы 58-й Междунар. студ. конф. 10-13 апреля 2020 г. Новосибирск, 2020. С. 20-21.
Ее результаты регулярно публикуются в каталогах серии «Материалов к Сводному каталогу рукописей, старопечатных и редких книг в собраниях Сибири и Дальнего Востока»2 и научных статьях3.
Главная цель этой статьи — краткое археографическое описание книг кириллической печати, поступивших в фонд МАДМ за 2019-2021 гг., — это 41 экземпляр изданий кириллической печати XVII-XX вв., 1 рукопись, 3 дореформенных издания XVII в., 17 старообрядческих изданий и 21 синодальное. Кроме того, в статье обозначены книговедческие и библиографические проблемы, возникшие при работе над научным описанием книг, которые задают перспективу дальнейших исследований. Также ввиду разрозненности источников поступления книг особое внимание уделено владельческим пометам, проливающим свет на бытование или датировку того или иного экземпляра.
Рукописи и издания Московского печатного двора
Среди поступлений 2019-2021 гг. представлена одна рукопись — авторский конволют конца XIX — начала XX вв., на 66 листах. На нижнем поле листов книги часто повторяются кириллические цифры «40» «40» «90» (м м ч), возможно, они выполняют роль авторского знака. Судя по составу сборника (панихида, канон за умерших, молитва за творящих милостыню), можно предположить, что он предназначался для поминовения усопших. При этом благодарственная молитва за творящих милостыню в составе указывает, что подобное поминовение было частью повседневной работы владельца, который, вероятнее всего, мог регулярно читать положенные тексты за упокой по заказу.
Издания Московского печатного двора XVII в. представлены тремя экземплярами. Один из них — Шестоднев (МАДМ ОФ. 14032) — отразил следы длительного бытования в старообрядческой среде. Книга неоднократно реставрировалась: в конце XVIII в., последней трети XIX в., а также частично в XX в. Так, на раннем этапе реставрации были вставлены рукописные листы, а л. [215] был укреплен бумагой документа 1760 г., предписывавшего крестьянину «Чухломской осады Окологородной волости деревни Окулова» Петру Григорьеву явиться в Чухлому для взятия печатного паспорта. Позднее, в конце XIX в. для укрепления части листов были использованы листы рукописей и
2 Дергачева-Скоп Е. И., Илюшечкина Т. Н., Бородихин А. Ю. Сводный каталог рукописей, старопечатных и редких книг Сибири и Дальнего Востока в контексте археографических разысканий в общинах старообрядцев // Staroprawoslawie wczoraj i dzis. Warszawa; Torun, 2018. С. 51-60.
3 Бородихин А. Ю., Шилова И. А., Юдин А. А. Рукописные и старопечатные книги Научной библиотеки Хабаровской духовной семинарии // Библиография. Научный журнал по библиогра-фоведению, книговедению и библиотековедению. 2020. № 1 (426). С. 78-87; Подопригора В. В., Коваленко А. Н. Книги кириллической печати XVII-XX вв. в собрании приходской библиотеки г. Купино // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск. 2020. № 4 (8). С. 5-16.
писем. Так, на подклеенных у корешка полосках читаются фрагменты письма, содержащего много интересных деталей. Его автор Викул Ковуров обращается к родителям: батюшке Василию и «сердечней ластовице и неоцененной родительнице» Матроне Артемьевне, просит выслать «истежоную сермяжную и добрую шапку», рукавицы и пимы для супруги Анастасии (письмо датировано сентябрем), упоминает о покупке пуда лука за 20 копеек, посещении некоего заседателя Южакова и т. д. О владельце книги в последней трети XIX в. дает представление запись на л. [13] об. вт. сч.: «На память Святаго мученика Никифора 9 февраля 1875 сия книга куплена в деревне Корзнове4. Я (?) Павел Гр. Куков».
Кроме того, был описан экземпляр московского издания Псалтири 1641 г.5 из школьного музея, не имеющий шифра. По слабо просматривающимся записям последней трети XVII в. (запись-скрепа датирована 11 сентября 7186 (1677) г.) выясняется имя владельца книги — «Фетка Гаврилов сын Задво-ренкин». И. В. Поздеевой было установлено, что эта Псалтирь «печаталась в Верхней палате на 5-ти станах»6. По клеймам тередорщиков в нижнем поле у корешка, либо в центре (всего насчитывается 32 клейма) можно установить, что также были задействованы работники 2-го, 3-го и 10-го станов, которые в 1649 г. располагались в Деревянных хоромах7. Часть клейм можно идентифицировать достаточно надежно благодаря публикации документов Печатного двора. Например, «ф(з)» (л. 103 третьего счета) — это, скорее всего, Иван Фрязинов (Фрязин) — тередорщик 10 стана8; «пи» (л. 271, 282 тр. сч.) — Пи-мин Устинов — тередорщик того же стана9; «ша(б)» (л. 243 об. тр. сч.) — несомненно, Григорий Ермолаев сын Шабунин — тередорщик 2 стана, который вскоре после выхода книги был отставлен «за воровство, что он крал листы книг Псалтырей учебных»10.
Пролог 1641 г. (МАДМ ОФ. 14031) поступил в фонд в неполном виде, в кожаном переплете только его первая четверть — сентябрь-ноябрь. Судя по владельческим записям, книга какое-то время принадлежала посадскому свя-
4 Вероятно, деревня Корзново в Даниловском уезде Ярославской губернии. См.: Список населенных мест по сведениям 1859 года. V. Ярославская губерния. СПб., 1865. С. 49.
5 Псалтирь учебная. М.: Печатный двор, 1641 (9JX.-15.XI.7150). Михаил (Зёрнова, 158).
6 Поздеева И. В. Новые материалы для описания изданий Московского печатного двора: первая половина XVII века. В помощь составителям Сводного каталога старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов. Методические рекомендации. М., 1986. С. 43.
7 Белокуров С. А. Московский печатный двор в 1649 году // ЧОИДР. 1887. Кн. 4. С. 11-12.
8 Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1618-1652 гг.: От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. М., 2001. С. 509.
9 Там же. С. 502.
10 Там же. С. 508.
щеннику «Сергеевскому» из Ельца еще в XVII в. Согласно елецким десятням и платежным книгам 1604-1621 гг., в Ельце отмечено семь Сергеевых11, впрочем, в записи может идти речь о селе Сергеевском, которое входило в состав Брус-лановского стана — одного из четырех станов Елецкого уезда. Не исключено также, что книга могла принадлежать священнику из храма Сергия Радонежского в Ельце, известного по документам 1676-1693 гг.12 В качестве верхнего форзацного листа используется лист из канцелярского дела АО «Стеклоизде-лия», Алтайский край, р. п. Акутиха13. В Пролог вложен фрагмент листа из до-никоновского издания Псалтири, в 2°, содержащий 3-4 псалмы и начало 5-го.
В Служебнике 1652 г. (МАДМ ОФ. 14001) мы встречаем следующую владельческую запись: «Сия Богодухновеная Книга называемая Служебникъ Подорина Васильемъ Степановичемъ Господинамъ Прудниковымъ Василию Илевичу Прудниковому» (простой карандаш, скоропись, XIX в.). Издание также сохранилось частично, отсутствует вторая половина книги.
Старообрядческие и синодальные издания ХУШ-ХХ вв.
Среди старообрядческих изданий два напечатаны в XVIII в.: Служба и чудеса Тихвинской Богородицы (Гродно, 1789) и Часовник (Супрасль, ок. 1795). Четыре издания до 1830-х гг.: две псалтыри и два часовника. Также представлен литографированный «Октай и азбука церковного знаменного пения» — издание Л. Ф. Калашникова14, выходные данные которого утрачены (либо 1908 г., либо 1909 г., в 1912 г. было полное издание). Утраченные листы аккуратно восстановлены рукописными.
При описании старообрядческих изданий первой трети XIX в. был выявлен экземпляр Часовника ок. 1805 г. (МАДМ ОФ. 14036). На последнем листе восстанавливаются его выходные данные: книга была напечатана «для учения м[алых детей] с [Верх]овнаго дозво[ления]» (л. [2] об.). Такая формула была характерна для изданий, атрибутируемых типографии, содержавшейся П. И. Селезневым в Махновке и К. Колычевым в Янове15. Это издание не отражено в библиографии, хотя близкий по ошибкам в колонтитулах и фолиации
11 Кадик В. А., Зенченко М. Ю., Иванова Г. А. Елецкий уезд в начале XVII века: елецкие десятни и платежные книги. С. 473.
12 Клоков А. Ю., Найденов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец; Липецк, 2006. С. 224-225.
13 Село в Быстроистокском районе Алтайского края, в 70 км от Бийска, основано в 1911 г. как рабочий поселок при Бийском стекольном заводе, в 1931 г. преобразовано в поселок городского типа.
14 Шевчук Е. Ю., Агеева Е. А. Калашников Лазарь Филиппович // Православная энциклопедия. Т. 29. М., 2012. С. 432-434.
15 Напр., Емельянова, № 338, 357, 381.
Часовник описан в каталоге Е. А. Емельяновой16. Экземпляр явно представляет более позднее издание, о чем свидетельствуют бумага с белой датой «1804», «1805» и ряд других примет17.
Интересен также беспоповский Потребник конца XIX в. с заставками, близкими, хотя и не идентичными известным по изданиям типографии братьев Овчинниковых второй половины XIX в.18 В Потребнике особенно примечателен чин Крещения, адаптированный под совершения его без участия священника, с изъятыми священническими молитвами. При этом совершающий крещение, все-таки называется в Чине иереем, т. е. священником. Это является знаком, с одной стороны, принципа неизменности текста чина, с другой — определенной концепции, подразумевающей функциональное отношение к сану священника у беспоповцев.
Среди экземпляров синодальных изданий привлекают внимание Последо-вание Пасхи (МАДМ ОФ. 14019) и Служебник (МАДМ ОФ. 14027). В первой книге пометы указывают на использование ее во время совпадения дат Пасхи и Благовещения, т. е. на Кириопасху, что в ХХ в. было лишь два раза — в 1912 и 1991 гг. Пометы выполнены в дореформенной орфографии, очевидно, что они были сделаны в 1912 г. В Служебнике также есть запись, которая поддается достаточно точной датировке и отражает бытование книги в Западной Сибири. На с. 98 в тексте мирной ектеньи читается помета «Господин^ нашем преосвя-щенн. МеоодгЬ и Преосвящ. Иннок.» (черные чернила, ХХ в.) — Мефодий (Герасимов) был епископом Томским и Алтайским с 20 декабря 1912 г. по 30 июля 1914 г. Иннокентий (Соколов) был поставлен епископом Бийским, викарием Томского архиерея, с 3 апреля 1905 г. по 1919 г. После 1919 г., когда была образована отдельная Бийская епархия, он до 1927 г. был ее управляющим.
Заключение
Таким образом, археографическое исследование фонда МАДМ в 2021 г. выявило значительный комплекс новых поступлений. Была проведена атрибуция изданий, подготовлено их полное археографическое описание, которое
16 Часовник. Б. м., б. г. [Типография П. И. Селезнева в Махновке или К. Колычева в Янове, после 1802] (Емельянова, 349).
17 В частности, присутствует указанная Е. А. Емельяновой особенность № 349 — ошибка в колонтитуле («полунощьница» вместо «полунощница») на л. 142 об., в то же время нет ошибки на л. 81 («велюкая» вместо «великая»), также присутствуют отмеченные исправления пагинации. Также в колонтитуле на л. 21 пропечатано «третш» вм. «третш», на л. 35 об. «час» вместо «чинъ» (обедницы), на л. 1 счета 109 об. - 110 об., 113-113 об., 169, 170 об., 179-180 об., 2 счета 4 об., 20 об. отсутствуют колонтитулы.
18 Починская И. В. Проблемы атрибутирования изданий старообрядческой типографии Овчинниковых // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. № 25. С. 73-99.
планируется включить в готовящийся каталог книжных памятников МАДМ. Подробно были описаны владельческие приметы на листах книг, что позволило установить широкую панораму их распространения. Так, ранний период бытования экземпляров изданий XVII в. (Шестоднев и Псалтирь 1641 г.) связывается с Русским Севером, Пролог 1641 г. принадлежал священнику из Ельца. Синодальные издания из числа новых поступлений в фонд МАДМ также отразили следы принадлежности разным владельцам и ведомственным библиотекам на территории России. Так, экземпляр Канонника 1906 г. (МАДМ ОФ. 14022) принадлежал Николаевской церкви Сосьвинского завода, а Сокращенный молитвослов 1902 г. (МАДМ ОФ. 14015), судя по штампу с литерами «В.В.К.М.П. / К.К.», находился в библиотеке Воронежского Великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса. В приложении публикуются краткие описания книжных поступлений 2019-2021 гг. в фонд МАДМ.
Приложение
Рукописи
МАДМ ОФ 14023. Сборник-конволют авторский. (101x158). Поздний старообрядческий полуустав одной руки, конец XIX — начало ХХ вв. Бумага книжная, белая, рольная, без штемпелей.
Состав:
1) «Чин и устав, како подобает панахида пети», л. 1-34; 2) «Ведомо же буди, сице да поеши канон сей за усопших», л. [1-17] второго счета; 3) [Псалом 90], л. [17 об. - 19]; 4) «Сказание о кадиле, како чтити его и хранити честно», л. 1-[5] третьего счета; 5) Молитва за творящих милостыню [Инц.: «Господи, Боже наш, помяни нас, грешных и недостойных рабо Своих, внегда призывати нам»], л. [1]-3 об. четвертого счета; 6) Похвала святому Николе Чюдотворцу [Инц.: «О освященная главо Николае, иже имыи»], л. 3 об. - 6 четвертого счета.
Издания Московского печатного двора XVII в.
МАДМ ОФ 14001. Служебник. 18X1652 (13.VII.7160-18X.7161). Алексей, Никон. Зёрнова № 243. 4° (144x181). 182 л. На л. 84 об. запись: «Сия Богодухновеная Книга называемая Служебникъ Подорина Васильемъ Степановичемъ Господинамъ Пруднико-вымъ Василию Илевичу Прудниковому» (простой карандаш, XIX в.).
МАДМ ОФ 14031. Пролог. [Сентябрь — Ноябрь]. 29.VIII.1641 (LIX.-29.VIII.7149). Михаил, Иоасаф I. Зёрнова № 156. 2° (177x272). 421 л. На л. 4-8 запись-скрепа «Про-логъ / Васи(л)[и]я / <...> / с(ы)на / Тирона» (полуустав, железистые чернила, XVII в.). Владельческая запись на разных листах: «Из Елеца, пасацкаго попа Сергеевскаго». «Куплина 1876 году Февраля 10 дня / Филиппа Андреевича / Болшековъ» (черные чернила, XIX в.). «Прологъ Михея / Внука Григорья Прохоровича / Чиркесова» (черные чернила, ХХ в.).
МАДМ ОФ 14032. Шестоднев. Москва, печатник В. Ф. Бурцов. [18X1640 (4^.7148-18X7149). Михаил; Иоасаф I]. На [1] ркп л. переписаны выходные данные издания 1650 г. Зёрнова № 115. 2° (280x175). 350 л. На л. [215] на подклеенном к нижнему полю листа куске бумаги запись «...уезду Чухломской осады Окологородн[ой] / волости деревни Окулова Петру Гр[и]/горьеву на годъ семь сотъ шездеся.../ доседма году и сь симъ писмомъ я[ви]/ца в Чухломе у подушного збору [для]/ взятья печатного пошпорта» (темные железистые чернила, скоропись, 1760-е гг.). На л. [13] об. вт. сч.: владельческая запись «На память Святаго мученика / Никифора 9 февраля 1875 / Сия книга куплена в дерев-/не Корзнове. Я Павелъ Гр. / Куковъ» (скоропись, темные железистые чернила, XIX в.).
Старообрядческие и единоверческие издания XVIII — начала ХХ вв.
МАДМ ОФ 14034. Служба и чудеса Тихвинской Богородицы. Гродно, 1789. [Тих-финския Божия Матере служба с чудесами. Типография Е. К. В. К. П. Гродно]. 7297 (1789). Вознесенский № 256. Емельянова № 73. Починская № 40. 4° (160x205). 176 л.
МАДМ ОФ 14000. [Часовник], ок. 1795 г. Вознесенский № 58 (Часовник. Супрасль, б. г.). 4° (135x172). 262 л.
МАДМ ОФ 14003. [Псалтирь]. Почаевская типография, б. г. Клинцы: Типография Карташевых, после 1807. Вознесенский. № 86. 4° (158x198). 392 л. На л. 183 запись «Кто избегаетъ трудовъ / полезных [?] / тотъ / безумецъ / [нрзб.]» (черные чернила, XIX в.). На месте форзацных листов вырезки из журналов ХХ в., приклеенные к крышкам переплета. На верхнем форзаце черно-белое иконографическое изображение Кирилла и Ме-фодия. На нижнем форзаце — цветная икона Троицы Андрея Рублёва, вырезанная из Библии, изд. Моск. Патриархии, 1976 г. На верхней крышке переплета наклейка — цветное иконографическое изображение «Образ Рожество пресвятыя Богородицы» (ХХ в.).
МАДМ ОФ 14011. [Псалтырь, 1808-1810, фрагмент. Тип. Карташевых. Клинцы. (Почаев, б. г.)]. Вознесенский № 92, Емельянова № 303 (?). В каталогах указана более поздняя белая дата бумаги — 1810, у нас 1808. 4° (160x201). 25 л.
МАДМ ОФ 14002. Часовник. Почаев, б. г. [по Емельяновой: Клинцы, типография Карташевых, после 1809]. 4° (150x188). 264 л.
МАДМ ОФ 14036. Часовник, «в типографии с Верховнаго дозволения», б. г. [Типография П. И. Селезнева в Махновке или К. Колычева в Янове]. 4° (190x145). [2], 3-10, [11], 12-13, [1]4, 15-87, 58, 89-92, [93-96], 97, [98], 99-143, 14[4], [145-148], 149, [150], 151-176, 177-180, [1], 2-20, [1]-[2] = [а]7+б8-у»+ф4+А4-Д4+[1]2 = 201 л. Печать в 16 строк (л. 1 счета); 17-18 (2 счета л. 13-20); 17 строк (3 счета л. [1-2]). Ширина набора: 110-113 мм., 10 строк = 90 мм. Заставок 15 с 8 досок: Емельянова, 243 (с небольшим сколом в верхнем углу слева): 1 счета л. 6; Емельянова, 315: 1 счета л. 17, 45, 2 счета л. 12; Емельянова, 301: 1 счета л. 68, [93]; Емельянова, 288: 1 счета л. 100; Емельянова, 319: 1 счета л. 114, 132, 173; Емельянова, 271: 1 счета л. 125, 161; Емельянова, 298: 1 счета л. 149; Емельянова, 316: 2 счета л. 1, 3 счета л. [1]. Бумага 1803, 1804, 1805 гг. Состав: л. [2]-5: [предисловие]; л. 6-16 об.: НАЧАЛО ВЕЧЕРНИ; л. 17-44: НАЧАЛО ЧАСОМ; л. 17-24: [третий час]; л. 24-29 об.: [шестой час]; л. 29 об. - 44: девятый час и обедница; л. 45-67 об.: НАЧАЛО УТРЕНИ; л. 61 об. - 67 об.: [первый час]; л. 68-92 об.:
НАЧАЛО ПАВЕЧЕРНИЦЫ великия; л. [93]-99 об.: НАЧАЛО ПАВЕЧЕРНИЦЫ малыя; л. 100-113 об.: КАНОН ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЫ творение кир Феофана, глас 8; л. 114-124: Тропари воскресны богородичны ипакои, кондаки, и икосы на осмь гласов; л. 125-131: Тропари и богородичны и кондаки дневныя; л. 132-148 об.: Начало полу-нощницы повседневныя; л. 149-160: Начало полунощницы по вся суботы; л. 161-172: Начало полунощницы по вся воскресения; л. 173-180 об.: [Канон Ангелу хранителю]; л. 1-3 об.: Предисловие пред каноном за единоумершаго; л. 4-12 об.: [Канон за едино-умершаго]; л. 12 об. - 20 об.: [Канон усопшим]; л. [1-2] об.: [послесловие с выходными сведениями московского издания]; л. [2] об.: [выходные сведения]. Запись на внешнем листе верхнего форзаца: «Абрамова / Ирина / Ефимовна / эта книга ее» (фиолетовая шариковая ручка, совр.). Многочисленные памятные записи в месяцеслове. При реставрации переплета в качестве застежки использована застежка от чемодана.
МАДМ ОФ 14006. Измарагд, [слова с 175 по 250]. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго и прочих святых. Выпуск второй. Безплатное приложение к журналу «Златоструй». Ноябрь 1911 г. М.: Московская старообрядческая книгопечатня. (155x240). 96 л.
МАДМ ОФ 14009. [Октай церковнаго знаменнаго пения. Книгоиздательство «Знаменное пение». Киев: Тип. С. В. Кульженко, Пушкинская ул., соб. дом № 4. 1909 или 1908?]. 2° (220x295). 46 л.
МАДМ ОФ 14010. Чин, како подобает пети дванадесять псалмов. [н. ХХ в.] 8° (105x158). 44 л. К крышкам переплета приклеены вырезки из бийской газеты советских времен (упоминается кино-драма в 8-ми частях «Гарпун»).
МАДМ ОФ 14013. Азбука. Типография единоверцев при Свято-Троицко-Введен-ской церкви. 1885. С Азбуки 1637 (145) года Василия Бурцова. 8° (105x156). 112 л.
МАДМ ОФ 14020. [Канонник. М.: Старообрядческая книгопечатня (?) н. ХХ в.]. 8° (132x187). 106 л.
МАДМ ОФ 14024. Канон преподобному Иоанну многострадальному. М.: Московская старообрядческая книгопечатня. 7418 (1911), апрель, 27 день. 8° (117x185). 10 л.
МАДМ ОФ 14029. [Устав о христианском житии, пасхалия с 7416 (1908) гг. М.: Христианская типография при Преображенском богаделенном доме, начало XX в.]. 8° (170x105). 255 л. В месяцеслове многочисленные поминальные записи на членов семей Ащеуловых, Кутрюмовых, Русаковых.
МАДМ ОФ 14030. Потребник. «Типография Почаевской лавры» [типография Овчинниковых?]. Конец XIX в. 8° (110x160). 219 л.
МАДМ ОФ 14038. [Устав о христианском житии]. Начало XX в. 8° (165x110). 214 л.
МАДМ ОФ 14039. [Начало каноном. Московская старообрядческая книгопечатня? Фрагмент]. 8° (118x180). 6 л.
МАДМ ОФ 14035. [Псалтирь учебная. Типография единоверцев при Свято-Тро-ицко-Введенской церкви. 1887-1889]. 4° (180x226). 526 л. На л. 367 запись «во благих / души их водворятися. / и память их врод-иродь / духовныя мои / братие и сродники / незабуте меня егда / молитися» (синяя шариковая ручка, ХХ в.).
Синодальные издания XIX — начала XX вв.
МАДМ ОФ 14040. Библия, фрагмент. 1820-е гг. Издание РБО.
МАДМ ОФ 14004. Канонник, типография Киево-Печерской лавры (?), 1881-1894. 4° (140x200). 319 л.
МАДМ ОФ 14005. Часослов учебный для начальных сельских училищ. СПб.: Синодальная типография, 1896. 4° (205x140). 192 с. На титульном листе, с. 27, 95 и [2] третьего счета штамп «АБРАМОВ Александр Юрьевич» (черные чернила, XX в.)
МАДМ ОФ 14007. Конволют. 1) Евангелиа чтомая во святый и великий Четверток, на литургии, на умовении, и по умовении ног, и во святый великий Пяток, на утрени 12 святых страстей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и на вечерни в тойже святый великий Пяток. В типографии Киево-Печерския лавры, 1863 г. 2) [прот. Иоанн Бухарев. Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года с приложением самого славянского текста с русским переводом и указанием особенной поучительности их (издавалось с 1883 года)]. 8° (143x220); (145x220). 228 с.
МАДМ ОФ 14008. Служба с акафистом Успению пресвятыя Богородицы. Киев: Типография Киево-Печерския Успенския лавры, 1905. 4° (187x242). 52 л.
МАДМ ОФ 14012. [Требник. Синодальная тип., после 1904]. 16° (100x144). 213 л.
МАДМ ОФ 14014. Господа нашего Иисуса Христа святое Евангелие от Матфеа, Марка, Луки и Иоанна. СПб.: Синодальная тип., 1904. 8° (110x170). 368 с.
МАДМ ОФ 14025. Господа нашего Иисуса Христа святое Евангелие от Матфеа, Марка, Луки и Иоанна. СПб.: Синодальная тип., 1909. 8° (115x178). 368 с. На внешнем листе верхнего форзаца записи: «Евдокия Николаевна февраль 1988 г.» (синяя шариковая ручка, ХХ в.), «Из книг иерея Димитрия Харина» (простой карандаш, ХХ в.).
МАДМ ОФ 14015. Сокращенный молитвослов. М.: Синодальная типография, 1902. 16° (113x150). 226 с.
МАДМ ОФ 14016. Акафист Покрову пресвятыя Богородицы [к. XIX в. — н. ХХ в., кириллическая печать]. 12° (78x112). 92 с.
МАДМ ОФ 14017. Начальное учение человеком хотящим учитися книг Божес-твеннаго Писания. Издание четвертое. В типографии Почаевския лавры, 1879 г. 4° (109x167). 56 с. В качестве форзацных листов листы из школьной тетради с работами по русскому языку (две оценки «5»).
МАДМ ОФ 14018. [Священное Евангелие]. М.: Синодальная тип., 1893. 16° (115x77). 472 с.
МАДМ ОФ 14019. Последование во святую и великую неделю Пасхи и во всю светлую седмицу. М.: Синодальная тип., 1900. 8° (136x208). 95 л. Записи химическим карандашом от 1912 г.
МАДМ ОФ 14021. Молитвослов. [После 1904 г.]. (108x148). 202 с. На с. 7 запись «Справка / [д]ана Жданову / [Н]иколаю Мих / том что он / [сн]ят со снабжения / [хл] ебом» (черные чернила, ХХ в.).
МАДМ ОФ 14022. Канонник. Тиснение седмое. СПб.: Синодальная тип., 1906. 8° (108x144). 396 с. На внутренней стороне верхнего форзаца запись «непрох» (синяя шариковая ручка, ХХ в.), «Николаевской церкви / Сосьвинскаго завода / 1908 г. / 27 мая» (черные чернила, ХХ в.), «По каталогу / № 39й» (черные чернила, ХХ в.). Штамп «Николаевской / церкви / Сосьвинскаго завода / Верхотур. уез. / Екатеринбургск. Епархии» (фиолетовые чернила, н. ХХ в.).
МАДМ ОФ 14026. [Сборник-конволют акафистов].
Служба с акафистом Страстем Христовым. Киев: В Типографии Киево-Печерския лавры, 1895.
Служба с акафистом святей великомученице Варваре. Киев: В типографии Киево-Печерския лавры, 1893.
Служба с акафистом пресвятей Богородице Утоли моя печали. Киев: В Типографии Киево-Печерския лавры, 1895.
Акафист святому великомученику Димитрию, солунскому чудотворцу. Издание Лебедянскаго Троекуровскаго девичьяго монастыря, Тамбовской епархии. Издание четвертое. М.: Синодальная тип., 1890. (96x130, 93x129). 148 л.
МАДМ ОФ 14027. Служебник. СПб.: Синодальная тип., 7411 (1903). 8° (94x141). 542 с. На с. 98 запись «Господин^ нашем преосвященн. МееодгЕ и Преосвящ. Иннок.» (черные чернила, ХХ в.).
МАДМ ОФ 14028. Требник. М.: Синодальная тип., 7412 (1904). 16° (104x147). 263 л. МАДМ ОФ 14033. Иерейский молитвослов. М.: Синодальная тип., 1907. 4° (123x177). 500 л.
МАДМ ОФ 14037. Канонник. Тиснение седмое. СПб.: Синодальная тип., 1906. 8° (108x145). 390 с. На внешнем листе нижнего форзаца запись: «Господи помоги мне вчас / смертный и страшный / разлучение души с тел/омь и смиром Ангел мои / христов хранитель мои / помоги вчас смертныи / и страшныи мне рабе / твоеи (имя) богор / пресветая богороди / ца помоги мне рабе / своеи евдокии вчас / смертныи и страш /ный души стелом / и с миромь разлука» (синий карандаш, ХХ в.).
МАДМ ОФ 14041. [Последование молебных пений. Синодальная тип., после 1904 г.]. 4° (180x235). 139 л.
Сокращения
ОРКиР — Отдел редких книг и рукописей.
ГИ НГУ — Гуманитарный институт Новосибирского государственного университета. МАДМ — Музей истории Алтайской духовной миссии.
Зёрнова — Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках: свод. кат. М., 1958.
Починская — Починская И. В. Старообрядческое книгопечатание XVIII — первой четверти XIX веков. Екатеринбург, 1994.
Вознесенский — Вознесенский А. В. Старообрядческие издания ХVIII — начала ХГХ века: Введение в изучение. СПб., 1996.
Емельянова — Емельянова Е. А. Старообрядческие издания кирилловского шрифта конца XVIII — начала XIX в.: каталог. М., 2010.
В. В. Подопригора, А. Н. Коваленко Литература
1. Белокуров С. А. Московский печатный двор в 1649 году // ЧОИДР. 1887. Кн. 4. С. 1-32.
2. Бородихин А. Ю., Шилова И. А., Юдин А. А. Рукописные и старопечатные книги Научной библиотеки Хабаровской духовной семинарии // Библиография. Научный журнал по библиографоведению, книговедению и библиотековедению. 2020. № 1 (426). С. 78-87.
3. Гончарова И. Ю. Издание Псалтири единоверческой типографии середины 1860-х гг. из собрания Музея истории Алтайской духовной миссии // Материалы 57-й Международной научно-студенческой конференции 14-19 апреля 2019 г. Новосибирск, 2019. С. 7-9.
4. Дергачева-Скоп Е. И., Илюшечкина Т. Н., Бородихин А. Ю. Сводный каталог рукописей, старопечатных и редких книг Сибири и Дальнего Востока в контексте археографических разысканий в общинах старообрядцев // Staroprawoslawie wczoraj i dzis. Warszawa; Torun, 2018. С. 51-60.
5. Кадик В. А., Зенченко М. Ю., Иванова Г. А. Елецкий уезд в начале XVII века: елецкие десятни и платежные книги. М., 2011.
6. Клоков А. Ю., Найденов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец; Липецк, 2006.
7. Подопригора В. В., Коваленко А. Н. Книги кириллической печати XVII-XX вв. в собрании приходской библиотеки г. Купино // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2020. № 4 (8). С. 5-16.
8. Подопригора В. В., Шилова И. А. Итоги археографической работы в Бийске (2019 г.) // Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway — 2019): сборник тезисов докладов Международной научно-практической конференции, Иркутск, 17-19 сентября 2019 года. Иркутск, 2019. С. 166-169.
9. Поздеева И. В. Новые материалы для описания изданий Московского печатного двора: первая половина XVII века. В помощь составителям Сводного каталога старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов. Методические рекомендации. М., 1986.
10. Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1618-1652 гг.: От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. М., 2001.
11. Починская И. В. Проблемы атрибутирования изданий старообрядческой типографии Овчинниковых // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. № 25. С. 73-99.
12. Соколовская А. А. Часовник начала XIX в. из собрания Музея истории Алтайской духовной миссии как старообрядческий конволют // Материалы 58-й международной студенческой конференции 10-13 апреля 2020 г. Новосибирск, 2020. С. 20-21.
13. Список населенных мест по сведениям 1859 года. V. Ярославская губерния. СПб., 1865.
14. Шевчук Е. Ю., Агеева Е. А. Калашников Лазарь Филиппович // Православная энциклопедия. Т. 29. М., 2012. С. 432-434.
Vasiliy V. Podoprigora, Anton N. Kovalenko
new arrivals in the museum of history of the altai spiritual mission (Biysk): a brief archeographic overview
Abstract. The article presents the results of an archeographic expedition undertaken by the scientific workers from the Department of Rare Books and Manuscripts of the State Public Scientific Technological Library of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. The expedition group went to Biysk of the Altai region in July 2021. The authors give a brief overview of the books written in the Cyrillic tradition within 17th — early 20th centuries, which have been taken into the library collections at the Museum of the History of the Altai Spiritual Mission in 2019-2021. Among these books, the researchers identified one handwritten collection as a convolute with the liturgical texts of the 19th-20th centuries. Moreover, the museum's collections were complemented with three publications of the Moscow Printing Yard dating to the 17th century: Shestodnev (Moscow, 1640), Prolog (Moscow, 1641), and Service Book (Moscow, 1652). In addition, a copy of the Psalter of 1641, Moscow edition, was described. In some cases, it became possible to attribute the stamps of the printers to the editors' names known from the documents of the Printing Yard which were published by I. V. Pozdeyeva, A. V. Dadykin and V. P. Pushkov. It must be noted, there is a large number of book samples from various Old Believer printing houses of the 18th-20th centuries: these are liturgical, singing, educational, and reading books. Among them worth mentioning is a previously unknown bibliography edition of the Chasovnik (approximately 1805). A copy of Old Believer Potrebnik has been identified and it closely corresponds to the publications design at the Printing house of the brothers Andrey and Alexey Ovchinnikov. New acquisitions are presented with synodal publications dating from the 19th-20th centuries: Holy Scripture and various liturgical literatures. Special attention has been paid to the owner's signs preserved on the pages of the books. The revealed records and notes have shed light on the everyday life history of several copies. Thus, their owners, both private and institutional libraries in European Russia and Western Siberia, are being clarified. Finally, a very wide geography circulation of books has been mentioned and a conclusion has been made about the prospects of further work on compiling a catalog of rare precious books stored in the Museum of the History of the Altai Spiritual Mission.
Supplementary to the article, brief archaeographic descriptions of the books are published, most of which have been attributed via reference literature. Extended versions of descriptions are to be published in the catalog.
Keywords: Archeographic description, book monuments, Moscow Printing Yard, old Believer printing houses, synodal printing house, Orthodox book.
Citation. Podoprigora V. V., Kovalenko A. N. Novye postupleniia v muzei istorii Altaiskoi dukhovnoi missii (Biysk): kratkii arkheograficheskii obzor [New Arrivals in the Museum of History of the Altai Spiritual Mission (Biysk): A Brief Archeographic Overview]. Vestnik
Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 36, pp. 153-167. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-153-167
About the authors. Podoprigora Vasiliy Vyacheslavovich — PhD (Philology), Researcher at the Department of Rare Books and Manuscripts, State Public Scientific Technological Library of Siberian Branch of the RAS (Russia, Novosibirsk). E-mail: [email protected] Kovalenko Anton Nikolaevich — Junior Researcher at the Department of Rare Books and Manuscripts, State Public Scientific Technological Library of Siberian Branch of the RAS (Russia, Novosibirsk). E-mail: [email protected]
Submitted on 18 October, 2021 Accepted on 14 December, 2021
Reference
1. Belokurov S. A. Moskovskii pechatnyi dvor v 1649 godu [Moscow Printing Yard in 1649] Chteniia v Obshchestve istorii i drevnostei rossiiskikh — Readings in the Society of Russian History and Antiquities, 1887, book 4, pp. 1-32.
2. Borodikhin A. Yu., Shilova I. A., Iudin A. A. Rukopisnye i staropechatnye knigi Nauch-noi biblioteki Khabarovskoi dukhovnoi seminarii [Handwritten and Early Printed Books of the Scientific Library of the Khabarovsk Theological Seminary]. Bibliografiia. Nauchnyi zhur-nal po bibliografovedeniiu, knigovedeniiu i bibliotekovedeniiu — Bibliography. Scientific Journal on Bibliography, Bibliology and Library Science, 2020, no. 1 (426), pp. 78-87.
3. Goncharova I. Yu. Izdanie Psaltiri edinovercheskoi tipografii serediny 1860-kh gg. iz sob-raniia Muzeia istorii Altaiskoi dukhovnoi missii [Publication of the Psalter of the Edinoverie Printing House of the Mid 1860's from the Collection of the Museum of History of the Altai Spiritual Mission]. Materialy 57-i Mezhdunarodnoi nauchno-studencheskoi konferentsii 14-19 aprelia 2019 g. [Proceedings of the 57th International Student Scientific Conference, 14-19 April, 2019]. Novosibirsk, 2019, pp. 7-9.
4. Dergacheva-Skop E. I., Iliushechkina T. N., Borodikhin A. Yu. Svodnyi katalog rukopisei, staropechatnykh i redkikh knig Sibiri i Dal'nego Vostoka v kontekste arkheograficheskikh ra-zyskanii v obshchinakh staroobriadtsev [Consolidated Catalogue of Manuscripts, Old Printed and Rare Books of Siberia and Far East of Russia in the Context of Archaeographic Investigations in Old Believer Communities]. Staroprawoslawie wczoraj i dzis. Warszawa; Torun, 2018, pp. 51-60.
5. Kadik V. A., Zenchenko M. Yu., Ivanova G. A. Eletskii uezd v nachale XVII veka: eletskie desiatni i platezhnye knigi [The Yelets County in the Early 17th Century: The Desyatni and Payment Books of Yelets]. Moscow, 2011.
6. Klokov A. Yu., Naidenov A. A., Novosel'tsev A. V. Khramy i monastyri Lipetskoi i Eletskoi eparkhii. Elets [Churches and Monasteries of the Lipetsk and Yelets Dioceses. Yelets]. Lipetsk, 2006.
7. Podoprigora V. V., Kovalenko A. N. Knigi kirillicheskoi pechati XVII-XX vv. v sobranii prikhodskoi biblioteki g. Kupino [Cyrillic Type Books of the XVII-XX Centuries in the Col-
lections of Kupino Parish Library]. Trudy GPNTB SO RAN — Proceedings of SPSTL SB RAS, 2020, vol. 4 (8), pp. 5-16.
8. Podoprigora V. V., Shilova I. A. Itogi arkheograficheskoi raboty v Biyske (2019 g.) [Results of Archaeographic Work in Biysk (2019)]. Nauka, tekhnologii i informatsiia v bibliotekakh (Libway — 2019): sbornik tezisov dokladov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferen-tsii, Irkutsk, 17-19 sentiabria 2019 goda [Science, Technologies and Information in Libraries (Libway — 2019): Collection of Abstracts of the International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, 17-19 September, 2019]. Irkutsk, 2019, pp. 166-169.
9. Pozdeeva I. V. Novye materialy dlia opisaniia izdanii Moskovskogo pechatnogo Dvora: per-vaia polovina XVII veka. V pomoshch' sostaviteliam Svodnogo kataloga staropechatnykh izdanii kirillovskogo i glagolicheskogo shriftov. Metodicheskie rekomendatsii [New Materials for Describing the Editions of the Moscow Print Yard: First Half of the 17th Century. To Assist Compilers of Consolidated Catalogue of Old Printed Editions of Cyrillic and Glagolitic Fonts. Guidelines]. Moscow, 1986.
10. Pozdeeva I. V., Pushkov V. P., Dadykin A. V. Moskovskii pechatnyi dvor — fakt i faktor russkoi kul'tury. 1618-1652 gg.: Ot vosstanovleniiaposle gibeli v Smutnoe vremia do patriarkha Nikona: Issledovaniia i publikatsii [The Moscow Print Yard: Fact and Factor of Russian Culture, 1618-1652 (From Its Restoration After the Destruction at the Time of Troubles to Patriarch Nikon's Period). Research and Publications]. Moscow, 2001.
11. Pochinskaia I. V. Problemy atributirovaniia izdanii staroobriadcheskoi tipografii Ovchin-nikovykh [Problems of Attributing the Publications of the Old Believer Ovchinnikov Printer]. Tekst. Kniga. Knigoizdanie — Text. Book. Publishing, 2021, vol. 25, pp. 73-99.
12. Sokolovskaia A. A. Chasovnik nachala XIX v. iz sobraniia Muzeia istorii Altaiskoi dukhovnoi missii kak staroobriadcheskii konvoliut [The Book of Hours of the Early 19th Century from the Collection of the Museum of History of the Altai Spiritual Mission as an Old-Believer Convoluted Edition]. Materialy 58-i mezhdunarodnoi studencheskoi konferentsii 10-13 aprelia 2020 g. [Proceedings of the 58th International Student Scientific Conference, 10-13 April, 2020]. Novosibirsk, 2020, pp. 20-21.
13. Shevchuk E. Iu., Ageeva E. A. Kalashnikov Lazar' Filippovich. Pravoslavnaia entsiklope-diia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2012, vol. 29, pp. 432-434.
14. Spisok naselennykh mest po svedeniiam 1859 goda. V Iaroslavskaia guberniia [List of the Settlements According to the Information of 1859. V. Yaroslavl province]. Saint Petersburg, 1865.