Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хакатон / инжиниринговый центр / прототипирование / акселерационная программа / концепция / культурная компетенция / непрерывная система образования / повышение квалификации / переподготовка / hackathon / engineering center / prototyping / acceleration program / concept / cultural competence / continuous education system / advanced training / retraining

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна

В статье рассматриваются новые подходы подготовки специалистов сферы культуры на примере ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF CULTURE

The article discusses new approaches to training specialists in the field of culture on the example of the Kazan State Institute of Culture.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2023 Раздел III. Педагогика и образование

УДК 378.14

Р.Ш. Ахмадиева

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются новые подходы подготовки специалистов сферы культуры на примере ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры».

Ключевые слова: хакатон,инжиниринговый центр, прототипирование, акселерационная программа, концепция, культурная компетенция,непрерывная система образования, повышение квалификации, переподготовка

Roza Sh. Ahmadieva NEW APPROACHES IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF CULTURE

The article discusses new approaches to training specialists in the field of culture on the example of the Kazan State Institute of Culture.

Key words: hackathon, engineering center, prototyping, acceleration program, concept, cultural competence, continuous education system, advanced training, retraining

Введение

В настоящее время государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования ориентирована на построение новой модели выпускника вуза, за счет обеспечения высокого уровня интеграции системы высшего образования в научно-технологическое развитие страны, а об этом свидетельствует утверждениетаких документов, как:Постановление Правительства РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»[4], Постановление Правительства РФ«О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»[5], Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»[8].

Основная цель принятия данных документов - повысить научно-образовательный потенциал страны, обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

Материалы и методы

Для достижения данный цели необходимо выстроить непрерывную систему образования во всех сферах, в том числе в сфере культуры. Так Министерством культуры Российской Федерации разработана «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»[4],в рамках которой говориться о необходимости поиска новых подходов в творческом образовании.

Литературный обзор

Татарстан является пилотным регионом для реализации многих инновационных проектов. Руководством республики поставлена

цель стать одним из лидеров в научно-технологическом развитии России. В целях реализации Государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» Кабинетом министров Республики Татарстан была разработана и утверждена Государственная программа научно-технологического развития республики до 2030 года «Казаныш».

Результаты

Стратегическая цель программы - формирование мощной, саморазвивающейся муль-тикультурной международной научно-образовательной экосистемы для органичной трансформации Татарстана в локомотив инновационного развития страны. В 2022 году Татарстан вошел в топ10 лидеров Национального рейтинга научно-технологического развития.

В республике в 2022 году прошла серия стратегических сессий с участием правительства, представителей министерств, ведомств, научных сообществ, реального сектора экономики Республики Татарстан, а также российских ученых и экспертов по формированию региональной модели технологического предпринимательства.

Идет работа по созданию открытой и конкурентной научно-образовательной среды с инновационной инфраструктурой, которая обеспечит условия для реализации талантов в области культуры, науки и технологий. Наш вуз активно включается в данную работу, не случайно вузом разработана Концепция формирования культурной компетенции личности в Республики Татарстан до 2030 года [3], в которой раскрывается система непрерывной

образования в сфере культуры. Система включаетсемь последовательных ступеней обучения, охватывающих все возрастные группы населения, от рождения до «третьего возраста» с учетом сохранения традиционных культурных ценностей и цифровизации отрасли культуры. Министерство культуры Российской Федерации уже одобрило эту Концепцию, ее идеи берут за основу и другие регионы.

Обсуждение

Реализация Концепции проявляется в организации и проведении крупных мероприя-тий.Первая и вторая ступениохватывают детей дошкольного и младшего школьного возраста, они принимают участие в открытом республиканскомтелевизионном фестивале эстрадного искусства «Созвездие-

Йолдызлык», являющимся крупным фестивальным движением в области современного эстрадного искусства.Фестиваль способствует творческой реализации участниковв возрасте от 4 лет до 21 года. Отборочные этапы проходят во всех муниципальных районах Республики, финалисты приглашаются в Казань на финал. Особое внимание уделяется духовному развитию детей и молодежи, фестиваль проходит под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и при поддержке Раиса Республики Татарстан Рустама Нургалие-вича Минниханова.

Средний и старший школьный возраст (3 и 4 ступень) - это формирование культурной компетенции личности через вовлечение подростков в театральную деятельность, так как театр - это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Мы тесно сотрудничаем с Министерствами образования России и Республики Татарстан в реализации проекта - Школьный театр;являемся организаторами фестиваля «Беренче театр», в рамках проекта «Неделя театра» проходят мастер-классы, как для детей, так и для педагогов. В 2023 году боле 500 подростков посетили наши мастер-классы.

Следующая ступень концепции - это работающая молодёжь предприятий и организаций, в возрасте от 18 до 35, для них проводится Республиканский телевизионный Фестиваль творчества«Новое время- Безнен, за-ман».Наш вуз активно включен в данное движение, мы являемся соучредителями фестиваля, а наши студенты, педагоги и выпускники помогают творческим ребятам, которые не являются профессионалами, раскрыть свои

таланты наиболее ярко.

Также в рамках концепции реализуются проекты и для людей третьего возраста на базе вуза (7 ступень - от 60 лет и старше). Совместно с пенсионным фондом Республики Татарстан в вузе работают студии по хореографии, музыкальному искусству, декоративно-прикладному искусству, живописи. Более 200 человек ежегодно посещают данные студии.

Также есть мероприятия и для семей, например, конкурс «Эхо веков», которое проводится совместно с госархивом Республики Татарстан, где целые семьи не только изучают свою родословную, но и готовят традиционные семейные блюда, показывают традиции и культуру своей семьи, возрождают семейное ремесло, национальные костюмы.

Ярким примером научно-

исследовательской работы для продвижения традиционной культуры являются проекты вуза:«Каравон»,«Капсула времени»,онлайн Сабантуй, которые запечатлели лучшие образцы культуры и искусства Приволжского федерального округа, фольклор, костюмы, инструменты, ремесла, бытовую утварь, язык и культуру народов Российской Федера-ции.Данные проекты строятся не только на творческом материале, но и имеют большую научно-исследовательскую базу: начиная с возрождения национальных костюмов, обрядов и до технологий народно-художественных промыслов региона.

Для тех, кто работает в сфере культуры, очень важно сохранять национальную культуру народов России. К сожалению, по данным статистики (портал АИС «Статистика» ГИВЦ Минкультуры России) в сфере культуры с профильным образованием работает только около 40% специалистов, а с высшим профильным около 25%. Молодежь до 30 лет в среднем составляет около 6%. Сейчас, в связи с внедрением профессиональных стандартов, ситуация меняется, многие специалисты проходят переподготовку, курсы повышения квалификации. Но для того, чтобы в сфере культуры произошли значимые изменения, мы должны привлечь молодую, талантливую, креативную молодежь. А для этого нужно искать новые подходы в системе образования.

Молодые люди очень любят использовать цифровые технологии, это открывает новые уникальные возможности в социокультурной сфере. Например, в библиотечно-информационной деятельности наши студенты осваивают технологии работы в элек-

тронных библиотеках от оцифровки литературы до создания электронных библиотечных ресурсов нового поколения (виртуальные справочные службы и выставки, мультимедийные библиографические пособия, подборка роликов под выбранную литературу, электронные путеводители по книжным коллекциям).

А в музейном направлении мы совместно со студентами разрабатываем виртуальные экскурсии, в том числе по национальным домам, в ходе которых все желающие смогут не только узнать название предмета, который уже вышел из обихода, но и попробовать с помощью УЯ-технологий использовать его.

Примером может стать наш Инжиниринговый центр, который был создан в рамках реализации национального проекта «Наука», федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», как инструмент внедрения последних научных разработок в отрасль культуры и коммерциализации научных, образовательных, социально-культурных разработок. На базе центра проходят практику,как наши студенты, так и студенты других вузов;проходят курсы повышения квалификации для представителей креативной индустрии. На основе тесного взаимодействия рождаются новые проекты.

Работа в Центре показала, что данная модель может стать новой эффективной формой работы и в досуговых учреждениях, когда люди не только изучают свою локальную культуру (например, традиции народно-художественных промыслов), создают изделия, но и учатся реализовывать свои бизнес-идеи.

Очень интересен для наших студентов формат - хакатон. Впервые мы провели хака-тон в сфере народной художественной культуры в 2020 году. Была разработана обширная просветительская программа, в рамках которой изучали народные танцы, фольклорный музыкальный материал, обряды народов Поволжья, а также основы программирования. В результате трехдневногомарафона были разработаны проекты с применением АЯ/УЯ- технологий.

Интересен и опыт проведения акселераци-онной программы «Цифровая арт-терапия». Данная программа уникальна тем, что позволяет посмотреть на искусство с точки зрения минимизации последствий социально значимых заболеваний, таких как злокачественные новообразования, сахарный диабет, психиче-

ские расстройства и расстройства поведе-ния.Для этого в рамках программы проходят занятия с программистами, медиками, представителями бизнес-структур. Например, применяя технологии музыкальной терапии (групповая игра на ударных инструментах с живым сопровождением), студенты учатся снимать внутренниезажимы у человека и повышать положительный эмоциональный фон людей. Учатся применять цифровые технологии в музыкальной деятельности и разрабатывать творческие стартап проекты.

Большая работа ведется и с людьми ОВЗ и инвалидностью. Самый значимый проект в этой области - это проведение на базе вуза соревнования Абилимпикс. Вуз стал региональной площадкой по компетенции «Исполнительское искусство» по направлениям: вокал, художественное чтение и хореография. Кроме этого, 90% студентов с инвалидностью обучающихся в нашем вузе принимают участие в данном движении. Начемпионате России наша студентка Мария Мулюкова в 2022 году заняла 2 место в компетенции «Изобразительное искусство».Мы создаем все условия для творческого развития данной категории обучающихся, с каждым годом их число растет, это, как правило, очень одаренные ребята, с которыми надо работать.

Сейчас большие возможности открывает работа в рамках проекта «42 стратегические инициативы», так, например, мы в этом году начали работать по программе «Пушкинская карта». Это позволяет районам привлекать наших специалистов для проведения мастер-классов, концертов, спектаклей, квестов. На базе нашего вуза создан Центр прототипиро-вания по созданию цифрового контента. В рамках федерального проекта «Придумано в России» открываются 26 центров прототипи-рования в 20 субъектах Российской федерации. Стратегическим развитием деятельности Центров - является формирование платформы для зарабатывания внебюджетных средств вузами, привлечение студентов и резидентов, увеличение количества реализованных проектов и продуктов.

Для этого в регионах Российской Федерации создаются Школы креативных инду-стрий, где бесплатно получают дополнительное образование ученики 5-11-х классов, делают первые шаги в звукорежиссуре, дизайне одежды, анимации, разработке видеоигр. Центры прототипирования, ориентированы на творческие молодежные команды. Любой человек может попробовать свои силы в раз-

ных направлениях в зависимости от специфики центра (исполнительское искусство, кино, студийная запись и т.д.).Создает прототип (творческий продукт) и далее принимает решение, будет он дальше работать в этой сфере, заниматься этим предпринимательством или нет.«Гений места»- это проект для маленьких населенных пунктов, моногородов, сел, где с помощью ресурсов библиотеки на базе локальной идентичности территории создается новый интеллектуальный продукт. Инклюзивные творческие лаборатории, на базе которых проходят творческие занятия для людей с инвалидностью.

Таким образом, формируется непрерывное творческое образование детей и молодежи, как в крупных, так и в малых городах, нацеленное на создание конкурентоспособного творческого продукта.

Нам нужно срочно устранять критический разрыв между образованием, наукой и учреждениями культуры.

Мы внедряем в образовательные программы общего и дополнительного образования культурно-воспитательный модуль, направленный на формирование духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов России.

Развиваем партнерскую систему непрерывного персонализированного образования, науки и креативной индустрии, определяющую экономику будущего. Поэтому при разработке программ всегда учитываем запрос потенциального заказчика.

Каждый год мы ставим перед собой новые цели и задачи. Совсем недавно мы начали освоение цифровых технологий в культуре и продолжаем работу в этом направлении. Сегодня мы понимаем, что творческий специалист должен быть не только высоким профессионалом, владеть цифровыми технологиями, но и должен осваивать бизнес-технологии. Чтобы люди пошли работать в сферу творческого бизнеса, ему надо помочь масштабироваться. Мировой опыт показывает, что для этого необходимо сначала взрастить креативный класс, а затем выстроить логистику для коммуникации.

Производственники креативного сектора сталкиваются часто с проблемой обучения персонала.Вузом разработаны и реализованы новые программы по повышению квалификации и переподготовке работников реального сектора экономики. Это программы:«Арт-бизнес», «Народная художественная культура

как стратегический ресурс развития бизнеса», «Цифровое проектирование костюма и аксессуаров», «Креативное подходы в создании мультимедийного продукта», «Корпоративная культура бережливого производства», «Предметная фотография как контент для продвижения услуг».

Очень часто на данные курсы приходят люди не из творческой сферы. Мы также, в рамках реализации концепции (ступень послевузовское образование), с ними работаем.

Международный образовательный опыт нам также интересен и полезен. Мы практикуем мобильную стажировку студентов. Так,на сегодняшний день у нас проходят мобильную стажировку18 студентов по направлениям хореографическое искусство (3 человека), социально-культурная деятельность (4 человека), музыкальное искусство (8 человек), дизайн (3 человека) из Кыргызского государственного института культуры и искусств им. БубусарыБейшеналиевой и Международного университета туризма и предпринимательства Таджикистана.

Наша студентка 3 курса показывала свою коллекцию одежды, разработанную в инжиниринговом центре в городе Шахризадз Республики Узбекистан на Международном фестиваль «Ethno and modern fashion week», а также на IX сезоне Международной недели моды «Aspara Fashion Week» под девизом «Диалог культур» в городе Тараз Республики Казахстан.

Ежегодно организуются мастер-классы, международные фестивали и конкурсы международные конференции и форумы.

Самый масштабный - это ежегодный Международный форум Kazan Digital Week, в рамках которого мы ведем направление «Цифровые технологии в культуре».В 2022 году прошли 143 программных мероприятия форума, посетили более 17,5 тысяч человек. Например, вебинар по Цифровой культуре просмотрели 30 627 человек, что говорит о высоком интересе к цифровым технологиям в сфере культуры.

Заключение

Наша цель - создать новую модель подготовки выпускника творческого вуза, готового работать с реальным сектором экономики, создавать стартапы, открывать свой бизнес, владеть международными стандартами и проводить большую аналитическую и экспериментальную работу. Он должен быть мобильным и способным работать как в России, так и за рубежом.

Литература:

1. KazanDigitalWeek.- URL : https://kazandigitalweek.ru/ru/site/events/41 (дата обращения : 24.08.2023). -Текст : электронный.

2. В Казанском государственном институте культуры состоится хакатон «Арт-вселенная». - URL : https://kazved.ru/news/v-kazanskom-gosudarstvennom-institute-kultury-sostoitsya-xakaton-art-vselennaya-5866471 (дата обращения : 24.08.2023). - Текст : электронный

3. Об утверждении «Концепции формирования культурной компетенции личности в Республики Татарстан до 2030 года» : Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.11.2021 г. № 1056. - URL: https://docs.cntd.ru/document/577946678 (дата обращения : 24.08.2023).- Текст : электронный.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116664/ (дата обращения : 24.08.2023). - Текст : электронный.

5. О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» : Постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. № 729. - URL: https://base.garant.ru/400793960/ (дата обращения : 24.08.2023). - Текст : электронный.

6. Преподаватели КазГИК подготовили финалистов чемпионата «Абилимпикс». - URL: https://kazan.bezformata.com/listnews/kazgik-podgotovili-finalistov-chempionata/98848598/ (дата обращения : 24.08.2023).- Текст : электронный.

7. Об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. - URL : https://docs.cntd.ru/document/350163313 (дата обращения : 24.08.2023). - Текст : электронный.

8. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий : Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 25.04.2022 г. № 231.- URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022 (дата обращения : 24.08.2023). - Текст : электронный.

References:

1. KazanDigitalWeek.- URL : https://kazandigitalweek.ru/ru/site/events/41 (data obrashcheniya : 24.08.2023). -Tekst : elektronnyj.

2. V Kazanskom gosudarstvennom institute kul'tury sostoitsya hakaton «Art-vselennaya». - URL : https://kazved.ru/news/v-kazanskom-gosudarstvennom-institute-kultury-sostoitsya-xakaton-art-vselennaya-5866471 (data obrashcheniya : 24.08.2023). - Tekst : elektronnyj

3. Ob utverzhdenii «Koncepcii formirovaniya kul'turnoj kompetencii lichnosti v Respubliki Tatarstan do 2030 goda» : Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 08.11.2021 g. № 1056. - URL: https://docs.cntd.ru/document/577946678 (data obrashcheniya : 24.08.2023).- Tekst : elektronnyj.

4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii» : Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 marta 2019 g. № 377. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116664/ (data obrashcheniya : 24.08.2023). - Tekst : elektronnyj.

5. O merah po realizacii programmy strategicheskogo akademicheskogo liderstva «Prioritet-2030» : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 maya 2021 g. № 729. - URL: https://base.garant.ru/400793960/ (data obrashcheniya : 24.08.2023). - Tekst : elektronnyj.

6. Prepodavateli KazGIK podgotovili finalistov chempionata «Abilimpiks». - URL: https://kazan.bezformata.com/listnews/kazgik-podgotovili-finalistov-chempionata/98848598/ (data obrashcheniya : 24.08.2023).- Tekst : elektronnyj.

7. Ob utverzhdenii «Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej do 2030 goda» : Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 marta 2022 g. № 678-r. - URL : https://docs.cntd.ru/document/350163313 (data obrashcheniya : 24.08.2023). - Tekst : elektronnyj.

8. Ob ob"yavlenii v Rossijskoj Federacii Desyatiletiya nauki i tekhnologij : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii Vladimira Putina ot 25.04.2022 g. № 231.- URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022 (data obrashcheniya : 24.08.2023). -Tekst : elektronnyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.