Научная статья на тему 'ЗАЖИГАЯ НОВЫЕ «ЗВЕЗДЫ»'

ЗАЖИГАЯ НОВЫЕ «ЗВЕЗДЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Узбекистан / образование / реформа образования / Нукусский филиал государственного института искусств и культуры / президентская стипендия / Uzbekistan / education / education reform / Nukus branch of the State Institute of Arts and Culture / presidential scholarship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аяпов Аманжол Тлепович

В Узбекистане создаются широкие возможности для молодежи получить полноценное и качественное образование. В последние годы правительство Узбекистана сделало значительные усилия для со-вершенствования системы образования, расширения доступа к образованию, повышения его качества и развития инноваций в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аяпов Аманжол Тлепович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIGHTING UP NEW "STARS"

Uzbekistan is creating ample opportunities for young people to receive a full and high-quality education. In recent years, the Government of Uzbekistan has made significant efforts to improve the education system, expand access to education, improve its quality and develop innovations in this area. The state's concern for young people inspires them to new discoveries and achievements, created conditions for development, open up wide opportunities and prospects for them.

Текст научной работы на тему «ЗАЖИГАЯ НОВЫЕ «ЗВЕЗДЫ»»

материалы Международной электронной науч.-практ. конф. (г.Казань, 22 мая 2020 г.).- Казань : КазГИК, 2020.- С. 197-202.

9. Хуторской, А.В. Структура и содержание компетентностного учебника для вуза / А.В. Хуторской // Высшее образование сегодня. - 2020. № 1. - С. 8-13.

10. Чеснюкова, Л.К. Сравнительный анализ понятий «компетентность» и «компетенции» в российской и зарубежной педагогической науке / Л.К. Чеснюкова, С.Н. Купцова, А.А. Исакова // Заметки ученого. - 2021. - № 6-1. - С. 215-224.

References:

1. AkhmadievaR.Sh. Digital Technologies in Education//In the collection: International Forum Kazan Digital Week-2022. Collection of materials of the International Forum.Under the general editorship of R.N. Min-nikhanov.Kazan, 2022. C. 447-450.

2. Gonchar N.N., Torgovanova O.N., Shabanova A.E. Formation of the student's intercultural compe-tence//Notes of the scientist. 2022. № 11. S. 48-50.

3. Duisebekova, Zh. E. Competent approach as a modern paradigm of foreign-language education in Kazakh-stan/Zh. E. Duisebekova. - Text: direct//Young scientist. — 2018. — № 23 (209). - S. 415-418.

4. Zholdasbekov A.A., Dzhanzakova M.A. Psychological and pedagogical conditions for the development of leadership competencies of future teachers//Bulletin of the Kazakh National University. Series Pedagogical Sciences. 2021. T. 66. № 1. S. 56-64.

5. Zinnatova D.M., Valeev A.A. Development of intercultural competence of university students on the basis of an inductive-conscious approach//Bulletin of Vyatka State University. 2020. № 4 (138). S. 51-62.

6. Isaikina M.A., Martynova E.V., Kosolapova N.V. Educational opportunities of digital resources in the formation of intercultural competence//Bulletin of the NCBC. 2020. № 2 (44). S. 65-73.

7. Pak Yu. N., Shilnikova I.O., Pak D.Yu. A competent approach is an innovative basis for methodological updating of educational programs. Experience of Higher School of Kazakhstan//OTO. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-innovatsionnaya-osnova-metodologicheskogo-obnovleniya-obrazovatelnyh-programm-opyt-vysshey-shkoly (датаобращения: 27.05.2023).

8. Terekhov P.P. Competence approach in socio-cultural education // Socio-cultural activity: vectors of research and practical perspectives: mat. International electron.scientific-practical conf. (Kazan, May 22, 2020) Kazan: KazGIK, 2020. pp. 197-202.

9. Farm A.V. Structure and content of the competence textbook for the university//Higher education today. 2020. № 1. S. 8-13.

10. Chesnyukova L.K., Kuptsova S.N., Isakova A.A. Comparative analysis of the concepts of "competence" and "competence" in Russian and foreign pedagogical science//Notes of a scientist. 2021. № 6-1. S. 215-224.

УДК 378.14

А.Т. Аяпов

ЗАЖИГАЯ НОВЫЕ «ЗВЕЗДЫ»

В Узбекистане создаются широкие возможности для молодежи получить полноценное и качественное образование. В последние годы правительство Узбекистана сделало значительные усилия для совершенствования системы образования, расширения доступа к образованию, повышения его качества и развития инноваций в этой сфере.

Ключевые слова: Узбекистан, образование, реформа образования, Нукусский филиал государственного института искусств и культуры, президентская стипендия

Amanjol T. Ayapov LIGHTING UP NEW "STARS"

Uzbekistan is creating ample opportunities for young people to receive a full and high-quality education. In recent years, the Government of Uzbekistan has made significant efforts to improve the education system, expand access to education, improve its quality and develop innovations in this area. The state's concern for young people inspires them to new discoveries and achievements, created conditions for development, open up wide opportunities and prospects for them.

Key words: Uzbekistan, education, education reform, Nukus branch of the State Institute of Arts and Culture, presidential scholarship

Введение

В Узбекистане правительство придает большое значение развитию образования и науки. В последние годы были предприняты значительные усилия для модернизации си-

стемы образования и повышения качества преподавания. Были созданы новые учебные программы, внедрены современные методики обучения, обновлены учебники и материально-техническая база школ и вузов.

Одним из важных направлений является развитие высшего образования. В Узбекистане открыты престижные университеты и институты, которые предлагают широкий спектр специальностей и программ обучения. Студенты получают доступ к современным знаниям и технологиям, а также имеют возможность проходить практику в ведущих компаниях и организациях.

Помимо этого, правительство стремится активно развивать научно-

исследовательскую деятельность студентов и привлекать их к участию в научных проектах. Для этого создаются научные центры, лаборатории и инновационные парки, где студенты могут воплощать свои идеи в реальность.

Важной составляющей формирования успешной молодежной политики является также развитие духовной культуры и патриотизма среди студентов. В учебных заведениях проводятся мероприятия, направленные на развитие толерантности, уважения к культурному наследию и национальным ценностям.

Всесторонняя поддержка студентов и развитие научных кадров в Узбекистане позволяют создавать благоприятные условия для получения качественного образования и профессиональной подготовки. Это способствует повышению конкурентоспособности страны, привлечению инвестиций, развитию новых технологий и укреплению ее репутации на мировой арене.

Указом Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в 2008 году был образован Нукусский филиал Государственного института искусств Узбекистана. В 2012 он был преобразован в Нукусский филиал государственного института искусств и культуры Узбекистана. Филиал обучает по направлениям актерское мастерство, режиссура, кинематография, театральное искусство, народное творчество и др.

Один из основных принципов обучения в филиале - это сочетание академической теории и практической работы. Факультет состоит из высококвалифицированных и опытных преподавателей и специалистов, которые обладают огромным опытом в своей области.

Филиал постоянно совершенствуется и развивается, сотрудничая с ведущими институтами и университетами в Узбекистане и за рубежом. Это позволяет студентам получить международный опыт и привлечь внимание широкой аудитории искусствоведов и поклонников искусства.

Нукусский филиал государственного института искусств и культуры Узбекистана -это важный центр подготовки высококвалифицированных специалистов, которые будут способствовать развитию искусства в регионе и в стране в целом.

Результаты

В год открытия было принято 25 студентов, в настоящий момент в вузе по девяти специальностям обучаются 942 человека. В филиале работает один факультет, пять кафедр, работают 59 преподавателей (6 профессоров, 9 кандидатов наук, 5 доцентов).

Студенты получают не только теоретические знания, но и практические навыки в профессиональной деятельности благодаря мастер-классам и лекциям известных мастеров своего дела. Наши преподаватели учат студентов не только технике исполнения, но и важности эмоциональной составляющей творчества. Это позволяет будущим артистам быть не только технически грамотными, но и профессионально эмоциональными в своих выступлениях на сцене.

Здесь работают народный артист Узбекистана, лауреат Государственной премии им. Бердаха Н.Ансатбаев, деятели искусств Узбекистана и Каракалпакстана К.Заретдинов, У.Абдуллаева, заслуженная артистка Узбекистана М.Исмаилова, народные артисты Республики Каракалпакстан Ж.Султабаев, С. Бал-таниязов и Г.Мунтиева, народный сказитель Каракалпакстана Г.Ахымбетова и др.

Институт гордится нашими преподавателями и выпускниками, которые вносят огромный вклад в развитие театрального искусства и культуры нашей страны. Мы уверены, что наши студенты смогут продолжить традиции и достижения своих наставников и стать настоящими профессионалами в театральном искусстве.

Наши выпускники работают на телевидении и радио, в театрах Узбекистана и Кара-калпакстана. Они заняты любимым делом, развиваются творчески, не стоят на месте. В 2018 году при филиале был основан танцевальный ансамбль «Тумор». Ансамбль имеет свой уникальный стиль, который объединяет традиционные элементы народных танцев с современными танцевальными тенденциями. Выступления ансамбля являются ярким и запоминающимися. Все танцоры ансамбля высоко квалифицированные и профессиональные исполнители, которые не только умеют танцевать, но и прекрасно понимают культурные и исторические аспекты традицион-

ных народных танцев.

Ансамбль «Тумор» стал не только ярким представителем культуры республики, но и мотивационным примером для молодежи. Многие молодые люди, увидев выступления ансамбля, начали интересоваться танцами и стали заниматься ими. Благодаря этому ансамбль «Тумор» стал настоящим символом культурного развития республики.

В 2020-2021 учебном году в филиале было открыто заочное отделение. В первый год было принято 100 студентов, сейчас обучаются около 540 студентов. Также, начиная с текущего учебного года, в филиале вновь открыты магистерские специальности.

Обсуждение

Особое внимание уделяется поддержке и созданию условий для исследователей, желающих выразить себя в науке. В 2022 году 3 профессора-преподавателя нашего филиала получили ученые степени доктора философии (PhD) - Айнура Бекжанова, Айдос Худайназа-ров и Кошкарбай Матимов. Нажиматдину Ангсатбаеву, Сарсенбаю Балтаниязову и Гульшире Ходжаметовой присвоено звание профессора, а Нуратдину Хамидову, Ыкласу Моянову, Ларисе Уразовой, Гульшире Сапар-баевой и Караматдину Заретдинову - звание доцента.

Ассистент кафедры «Культура и библиотечная деятельность» Г. Бектурсинова стала победителем конкурса на краткосрочную научную стажировку в ведущие зарубежные научные учреждения Министерства инновационного развития Республики Узбекистан. Она поедет на научную стажировку в Российский институт театрального искусства (ГИ-ТИС).

В 2022/23 учебном году 4 человека удостоились специальных стипендий:

1. студентка специальности «Техногенное искусство (кино, теле и радио звукорежиссура)» Шахрибану Реймова -государственная президентской стипендии Республики Узбекистан;

2. студентка специальности «Искусствоведение (драматургия сценического и экранного искусства)» Нозима Угугугова -государственная стипендия им. Ислама Каримова,

3. студентка специальности «Вокальное исполнительство» Маржан Аллиярова -государственная стипендия им. Народного поэта Узбекистана и Каракалпакстана Ибрагима Юсупова,

4. студентка специальности

«Искусствоведение (драматургия

сценического и экранного искусства)» Шахноза Кудайбергенова - государственная стипендия им. Народного писателя Узбекистана и Каракалпакстана Тулепбегена Кайыпбергенова.

В целях удовлетворения потребности обучающихся в учебной литературе был увеличен книжный фонд информационно-ресурсного центра - закуплена новая литература, учебная литература переведена в электронный формат. На сегодня в информационно-ресурсном центре филиала около 16 тыс. экземпляров разнообразных изданий.

При выборе новой литературы учитывались требования учебных программ, актуальность и достоверность информации. Электронный формат литературы позволяет учащимся получить необходимую информацию быстро и удобно. Создание учебной литературы непосредственно преподавателями филиала дает возможность студентам получить обучение на экспертном уровне и учитывает специфику местного региона.

Таким образом, предпринятые меры позволяют обеспечить студентов необходимой учебной литературой и создать условия для эффективного обучения.

Налаживается и международное научно-академическое сотрудничество. Ведется работа с Уфимским государственным институтом искусства имени З.Исмагилова, Сибирским государственным институтом искусств имени Д.Хворостовского, Южно-

Казахстанским государственным университетом имени М.Авезова, Казахско-Турецким Международным университетом имени Ясса-ви, Таразским государственным университетом имени М.Дулати, Киевским национальным институтом искусства и культуры Украины, Азербайджанским государственным университетом искусства и культуры, Белорусским государственным университетом искусства и культуры.

В декабре 2020 года было издано постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2021-2023 годах», в настоящее время строится новый корпус общежития на 300 мест для Нукусского филиала Государственного института искусства и культуры Узбекистана.

Заключение тронного обучения. Это помогает повысить

В Узбекистане действительно создаются качество образования и подготовку молодежи широкие возможности для молодежи полу- к современным вызовам.

чить полноценное и качественное образова- 3. Развитие вузов: для повышения качества ние. В последние годы правительство Узбеки- образования в Узбекистане активно развива-стана сделало значительные усилия для со- ются высшие учебные заведения. Они при-вершенствования системы образования, рас- влекают высококвалифицированных препо-ширения доступа к образованию, повышения давателей и исследователей, оснащаются со-его качества и развития инноваций в этой временным оборудованием и лабораториями, сфере. развивают международное сотрудничество.

Среди мер, предпринятых для достижения 4. Гранты и стипендии: узбекское прави-этих целей, можно выделить следующие: тельство осуществляет программы предо-

1. Расширение доступа: правительство Уз- ставления грантов и стипендий для молоде-бекистана активно работает над увеличением жи для продолжения образования в высших количества высших учебных заведений, кол- учебных заведениях. Это позволяет талант-леджей и техникумов по всей стране. Это поз- ливым и мотивированным студентам преодо-воляет большему числу молодых людей полу- леть финансовые преграды и получить каче-чить высшее или профессиональное образо- ственное образование.

вание. Все эти меры способствуют созданию бла-

2. Реформы в системе образования: прово- гоприятной образовательной среды для мо-дятся системные реформы, направленные на лодежи в Узбекистане и обеспечивают воз-совершенствование содержания образования, можность получения полноценного и каче-внедрение современных методик преподава- ственного образования.

ния, развитие цифровых технологий и элек-

Литература:

1. В Каракалпакстане создается Нукусский филиал Государственного института искусств Узбекистана.- URL : //https://centralasia.media/news:861824?ysdid=llff7gmbbi131407476 (дата обращения: 2.09.2023).- Текст : электронный.

2. История филиала.- URL: https://uzdsmi-nf.uz/ru/istoriya-filiala/ (дата обращения: 2.09.2023).-Текст : электронный.

3. Награждена группа деятелей науки, образования, здравоохранения, спорта, литературы, культуры, искусства и СМИ.- URL: https://kun.uz/ru/news/2022/08/30/nagrajdena-gruppa-deyateley-nauki-obrazovaniya-zdravooxraneniya-sporta-literatury-kultury-iskusstva-i-smi (дата обращения: 2.09.2023).- Текст : электронный.

4. О мерах по созданию Нукусского филиала государственного института искусств Узбекистана : Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.04.2008 г. № ПП-845.- URL : https://lex.uz/docs/1348651 (дата обращения: : 2.09.2023 ).- Текст : электронный.

5. О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2021-2023 годы : Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.12.2020 г. № ПП-4936.- URL: https://lex.uz/docs/5188515 (дата обращения: 2.09.2023).- Текст: электронный.

6. Реформы в сфере образования: повышая интерес молодежи к искусству.- Текст : электронный // Правда Востока.- URL: https://yuz.uz/ru/news/reform-v-sfere-obrazovaniya-povshaya-interes-molodeji-k-iskusstvu. (дата обращения: 2.09.2023 ).

7. ТУМОР - Гордость и честь филиала.- URL: https://uzdsmi-nf.uz/ru/articles-ru/4828/?ysclid=llfezp7ouf566598825 (дата обращения: 2.09.2023 ).- Текст : электронный.

8. Шавкат Мирзиёев наградил группы работников сфер науки, образования, здравоохранения, литературы, культуры, искусства и СМИ.- URL : https://upl.uz ( дата обращения: 2.09.2023 ).- Текст : электронный.

References:

1. V Karakalpakstane sozdaetsya Nukusskij filial Gosudarstvennogo instituta iskusstv Uzbekistana.- URL : //https://centralasia.media/news:861824?ysclid=llff7gmbbi131407476 (data obrashcheniya: 2.09.2023).-Tekst : elektronnyj.

2. Istoriya filiala.- URL: https://uzdsmi-nf.uz/ru/istoriya-filiala/ (data obrashcheniya: 2.09.2023).-Tekst : elektronnyj.

3. Nagrazhdena gruppa deyatelej nauki, obrazovaniya, zdravoohraneniya, sporta, literatury, kul'tury, iskusstva i SMI.- URL: https://kun.uz/ru/news/2022/08/30/nagrajdena-gruppa-deyateley-nauki-obrazovaniya-zdravooxraneniya-sporta-literatury-kultury-iskusstva-i-smi (data obrashcheniya: 2.09.2023).-Tekst : elektronnyj.

4. O merah po sozdaniyu Nukusskogo filiala gosudarstvennogo instituta iskusstv Uzbekistana : Post-anovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 28.04.2008 g. № PP-845.- URL : https://lex.uz/docs/1348651 (data obrashcheniya: : 2.09.2023 ).- Tekst : elektronnyj.

5. O merah po razvitiyu social'noj i proizvodstvennoj infrastruktury Respubliki Uzbekistan v 2021-2023 gody : Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 28.12.2020 g. № PP-4936.- URL: https://lex.uz/docs/5188515 (data obrashcheniya: 2.09.2023).- Tekst: elektronnyj.

6. Reformy v sfere obrazovaniya: povyshaya interes molodezhi k iskusstvu.- Tekst : elektronnyj // Pravda Vostoka.- URL: https: //yuz.uz/ru/news/reform-v-sfere-obrazovaniya-povshaya-interes-molodeji-k-iskusstvu (data obrashcheniya: 2.09.2023 ).

7. TUMOR - Gordost' i chest' filiala.- URL: https://uzdsmi-nf.uz/ru/articles-ru/4828/?ysclid=llfezp7ouf566598825 (data obrashcheniya: 2.09.2023 ).- Tekst : elektronnyj.

8. SHavkat Mirziyoev nagradil gruppy rabotnikov sfer nauki, obrazovaniya, zdravoohraneniya, literatury, kul'tury, iskusstva i SMI.- URL : https://upl.uz ( data obrashcheniya: 2.09.2023 ).- Tekst : elektronnyj.

УДК 379.85

Ф.М. Сафин, Р.С. Гарифуллина

ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

(ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

В статье рассмотрены актуальные вопросы продвижения туристических территорий, внедрения программно-проектного подхода как важнейшего условияи катализатора социально-экономического развития территорий, привлечения инвестиций в модернизацию и обновление существующей инфраструктуры, увеличения числа туристов, сглаживания сезонных колебаний туристского рынка. Продвижение туристской территории это - непрерывный системный процессс участием широкого, неограниченного круга субъектов.Излагается опыт продвижения Республики Татарстан как туристской дестинации на основе реализации концептуальной идеи возрождения объектов историко-культурного наследия.

Ключевые слова:продвижение туристической территории, программно-проектный подход, пред-проектный анализ, Республика Татарстан,объект историко-культурного наследия

Fadbir M. Safin, Rezeda S. Garifullina PROMOTION OF TOURIST TERRITORIES: A CONCEPTUAL APPROACH (THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

The article deals with topical issues of promoting tourist territories, the introduction of a program -project approach as the most important conditions and catalysts for the socio-economic development of territories, attracting investment in the modernization and renewal of existing infrastructure, increasing the number of tourists, smoothing seasonal fluctuations in the tourist market. The promotion of a tourist territory is a continuous systematic process involving a wide, unlimited range of subjects. The article describes the experience of promoting the Republic of Tatarstan as a tourist destination based on the implementation of the conceptual idea of the revival of historical and cultural heritage objects.

Key words:promotion of tourist territory, program-project approach, pre-project analysis, the Republic of Tatarstan, an object of historical and cultural heritage

Введение

Продвижение туристических территорий, формирование их позитивного имиджа на основе программно-проектного подхода являются определяющими условиями динамичного развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. В настоящее время в большинстве регионов страны проводится различная по формеи направлениям работапо выявлению и развитию точек притяжения для внутренних и въездных туристов, созданию конкурентных туристических продуктов, ориентированных практически на любые группы потребителей. Реализуемые Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, национальный проект «Туризм и индустрия гостеприим-

ства», проекты на федеральном, региональном и муниципальных уровнях дают мощный импульс росту внутреннего туристского потока практически во всех регионах по всем направлениям. В частности, совершенствуется туристическая инфраструктура, формируются новые предложения для путешествий, рекреации, отдыха, повышается доступность туристических продуктов. По данным Росста-та в 2022 году туристы совершили 153,9 миллионов поездок по России.Количество организованных путешественников по стране достигло свыше 68 миллиона человек, превысив уровень 2019 года на 17 процентов(60 млн-чел.) [10]. Большинство регионов Российской Федерации по объемам организованного туризма превзошли уровень2019 года, которая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.