Научная статья на тему 'Новые подходы к социальной политике в России'

Новые подходы к социальной политике в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Владимир Васильевич, Матвеева Татьяна Федоровна

Поставлена и обоснована задача введения и законодательного утверждения таких категорий управления качеством жизни населения как коллективная потребительская корзина и потребительская корзина общественных товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к социальной политике в России»

ности занятых снизилась, в обозначенный период, в 2 раза - с 3,2% до 1,6%. К тому же, возникает ситуация, когда увеличивается разрыв между образовательным цензом работника и характером выполняемых им работ.

Тем не менее, стремление к образованию является ярким примером адекватности социально-экономического поведения населения. Рост количества студентов вузов - неотъемлемая предпосылка последующего экономического подъема в реальном секторе экономики. И здесь, уже в большей степени, необходимо ставить вопрос о качестве этого самого образования.

Таким образом, рассмотренные монетарные и немонетарные следствия реформирования можно оценивать не только как негативные, но как

способствующие при их правильном применении модернизации экономики Росси. Безусловно, потери понесенные страной в результате столь глубоких перемен в социально-

экономической сфере значительны: это и снижение статуса многих слоев населения, и утрата доверия к государству как к защитнику их интересов, и утрата уверенности в завтрашнем дне, ощущения социальной стабильности и общности и многое другое. Однако необходимо понимать, что существуют и ряд завоеваний, таких как снятие государственных ограничений с экономических и социальных свобод, а, следовательно, появление экономически независимых от государства субъектов хозяйственной деятельности и соответственно разделение социальной и экономической ответственности между ними;

осознание ценности денег и важности их зарабатывания и, как следствие, усиление экономического рационализма и повышение степени адаптируемости к изменениям социальноэкономической ситуации в стране не только субъектов предпринимательской деятельности, но и отдельных индивидов и др.

Результатом полученного явилась новая задача: способствовать тому, чтобы общий баланс «приобретений» и «потерь» не приводил к увеличению экономических затрат на поддержание социальной жизнедеятельности отдельных регионов и России в целом, а, следовательно, и не становился своеобразным «социальным

тормозом» экономического развития страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гарсия-Исер М.Х., Смирнов С.Н. Проблемы унификации законов о занятости Беларуси и России // Человек и труд. 2001.№4. с 42-44.

□ Авторы статьи:

Михайлов Владимир Васильевич

- докт. экон. наук, проф каф. «Финансы и кредит»

Матвеева Татьяна Федоровна

- аспирант каф. «Финансы и кредит»

УДК 331.6:361/362

В.В. Михайлов, Т.Ф. Матвеева НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИИ

Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям сопровождается нарастанием негативных тенденций и процессов как в экономической, так и в социальной сферах.

Сегодняшняя реальность такова, что практически все важнейшие показатели жизнеобеспечения населения страны находятся на крайне низком уровне. Это, в первую очередь, касается физиологических потребностей людей (в пище, жилье, отдыхе и т.д.). По данным Госкомстата России в настоя-

щее время за чертой бедности находится около 37 млн. чел, что составляет 26,1% от общей численности населения страны. Растет недопотребление многих продуктов питания, структура потребления сместилась в сторону дешевых продуктов. Фактический прожиточный минимум отдельных групп населения выше установленного. Все это сказывается на состоянии здоровья населения, которое в сочетании с тяжелыми условиями труда для большей части работающих неизбежно ведет к вы-

соким показателям смертности (в 2000г. - 15,3 на 1000 населения). При этом растет количество умерших в трудоспособных возрастах (в 2000г. 29% от общего числа умерших). Кроме того, признаками плохого состояния здоровья нации является высокая младенческая смертность (16,9% в 1999г.).

Очевидно, что в условиях глобальных перемен, связанных с трансформацией страны в новое состояние, ни один аспект жизнедеятельности общества не может остаться без изменений.

92

В.В. Михайлов, Т.Ф. Матвеева

Современная российская действительность объективно требует коренного изменения социальной политики государства. Как справедливо отмечает А.Я.

Лившиц, рынок сам по себе не может решить многие проблемы, а потому объективно предполагает вмешательство государства в регулирование социально-экономических потребностей населения на основе разработки принципиально новых подходов к формированию активной социальной политики государства.

Становление новых подходов, методов, инструментов социальной политики связано с осмыслением понятия «потребности человека» с позиций нового социального и экономического устройства общества.

Потребности человека - это емкая и многогранная социально-экономическая категория,

охватывающая огромный комплекс нужд человека в товарах и услугах. Важно подчеркнуть, что потребности в процессе жизнедеятельности человека возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса: в производстве, распределении,

обмене, потреблении.

Потребности человека мож-

но классифицировать по различным критериям: половозрастному составу, национальным различиям, видам потребляемых товаров и услуг и т.д. Однако в условиях возрастания социально-экономической роли государства в жизнедеятельности общества, наиболее общим и исходным критерием является классификация потребностей по субъектам удовлетворения потребностей. Согласно этому критерию, все многообразие потребностей подразделяется на три группы: индивидуальные, коллективные, общественные (рисунок).

Представленная схема определяет роль и место каждого субъекта в системном удовлетворении индивидуальных, коллективных, общественных потребностей человека и в целом всего населения, персонифицирует их обязанности в реализации единой общегосударственной политики в условиях новых социально-экономических отношений.

Именно научно -

обоснованная система индивидуальных, коллективных и общественных потребностей подводит к обоснованию категории качества жизни, под которым

нами понимается система социально-экономических от-

ношений между государством в лице федеральных, региональных, муниципальных

органов управления, хозяйствующих субъектов, населения по поводу удовлетворения индивидуальных, коллективных и общественных потребностей каждого человека в соответствие с его полом, возрастом, профессиональной принадлежностью, образованием, физиологическим состоянием в целях обеспечения достойной жизни и свободного развития.

В ст.7, п.1 Конституции РФ записано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Из представленной схемы можно заключить, что финансовые источники удовлетворения индивидуальных, коллективных и общественных потребностей различны. Если индивидуальные потребности человека удовлетворяются за счет его собственного дохода, то коллективные потребности - за счет

Потребности населения

1

Индивидуальные по- Коллективные по- Коллективные потреб-

требности требности ности

п ЇЇ ЇЇ

Человек Хозяйствующие субъекты Федеральные Региональные Муниципальные органы управления

и и и

Индивидуальная потребительская корзина Коллективная потребительская корзина Потребительская корзина общественных товаров и услуг

Классификация потребностей по субъектам удовлетворения

средств хозяйствующих субъектов, а общественные - за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

В науке и на практике утвердилась и получила официальное признание минимальная потребительская корзина, в которой определен набор товаров и услуг для каждого человека: пища, одежда, санитарногигиенические принадлежности и т.д. Данные потребности удовлетворяются самим индивидом за счет его личного дохода, который не должен быть ниже прожиточного минимума.

Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999г., №192 определен набор товаров и услуг для каждой природно-климатической зоны, входящей в состав минимальной потребительской корзины. На основании этого набора товаров и услуг определяется размер прожиточного минимума с учетом сложившихся на рынке цен товаров и услуг.

Что касается коллективной потребительской корзины и потребительской корзины общественных товаров и услуг, удовлетворение потребностей в которых является прерогативой хозяйствующих субъектов и федеральных, региональных,

муниципальных органов управления, то данные понятия не

получили до сих пор научного обоснования в экономической теории и официального правового статуса.

Подобного рода «белые пятна» в методологическом, теоретическом освещении данной крупной проблемы порождает размытость в теории и практике управления социально-экономическими процессами, односторонность и дефор-мированность в социальной политике на макро-, мезо- и микроуровнях.

Не случайно, к примеру, хозяйствующие субъекты в условиях правового вакуума, сводят к минимуму набор социальных и экономических услуг по отношению к производственному персоналу.

Справедливости ради, следует отметить, что набор минимальной потребительской корзины включает в себя как индивидуальные, так и общественные товары и услуги, оплата которых осуществляется за счет дохода конкретного индивида, а не за счет хозяйствующего субъекта или федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Переход к новой социальной политике в РФ требует решения целого комплекса теоретических, методологических,

нормативно-правовых задач и

адекватных им институциональных преобразований.

Прежде всего, необходимо законодательно на уровне федерации придать официальный статус потребительской корзине общественных товаров и услуг и коллективной потребительской корзине, а также внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательные и нормативноправовые акты. Венцом законодательной деятельности должно стать создание «Социального кодекса РФ», основанного на таких категориях как качество жизни и развитие человека. Далее требуется на основе системного подхода научное обоснование набора товаров и услуг, входящих в индивидуальную, коллективную потребительскую корзины и потребительскую корзину общественных товаров и услуг. Кроме этого, необходима разработка пакета методик, норм и нормативов, стандартов и т.д.

В обобщенном виде можно сказать, что нужно незамедлительное принятие федеральной программы «Разработка новой социальной политики в Российской Федерации», которая бы включила в себя всю совокупность накопленных и нерешенных проблем в социальной сфере и механизм их практической реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения: Основные категории, характеристики и методы оценки. - М.: ЮНИТИ, 2002 - 592 с.

2. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.Ч1. - М.: Станкин,1999 - 456 с.

3. Россия в цифрах. 2001. - М.: Госкомстат РФ, 2001. - 234 с.

□ Авторы статьи:

Михайлов Матвеева

Владимир Васильевич Татьяна Федоровна

- докт. экон. наук, проф - аспирант кафедры «Финансы и

каф.«Финансы и кредит» кредит»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.