Научная статья на тему 'Величина прожиточного минимума как конституционное право: основное содержание и главные проблемы'

Величина прожиточного минимума как конституционное право: основное содержание и главные проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитаев Д.М.

В данной статье рассматривается величина прожиточного минимума, и рассчитываемой на его основе потребительской корзины как конституционное право человека. Автором делается вывод о необходимости повышения уровня прожиточного минимума и потребительской корзины остальных субъектов Российской Федерации на приемлемый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Величина прожиточного минимума как конституционное право: основное содержание и главные проблемы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 349

Никитаев Д.М.

студент 4 курса Юридический институт Московский городской педагогический университет г. Москва, Российская Федерация

ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В данной статье рассматривается величина прожиточного минимума, и рассчитываемой на его основе потребительской корзины как конституционное право человека. Автором делается вывод о необходимости повышения уровня прожиточного минимума и потребительской корзины остальных субъектов Российской Федерации на приемлемый уровень.

Ключевые слова

Прожиточный минимум, потребительская корзина, международные акты, права человека,

законодательство

Вопрос установления уровня прожиточного минимума и рассчитываемой из него потребительской корзины является актуальным в современной России. Уровень цен по Российской Федерации постоянно изменяется, что вынуждает законодателя постоянно учитывать не только условия современной экономики при разработке соответствующего законопроекта, но и динамику всех остальных процессов. В условиях экономических санкций, а также иных событий уровень цен в Российской Федерации постоянно изменяется, что влияет напрямую на уровень жизни населения страны.

При этом, согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации, государство провозглашается социальным, и его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу части 2 вышеуказанной статьи, В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Следует согласиться с В.Д. Зорькиным, который указывает, что «государство можно считать социальным, когда главное его задачей становится решение проблемы создания надлежащих условий воспроизводства жизни человека как биологического существа и как субъекта различных видов общественной жизнедеятельности , когда создана и функционирует адекватная правовая система защиты социальных интересов личности и когда на решение социальных проблем сориентированы экономика, политика и духовная жизнь общества» [7, с. 46].

Следует отметить, что вопрос социального государства нуждается в уточнении, так как в науке не сформулировано единого определения «социального государства» [8, с. 18]. Следует сформировать научную базу, затем внести изменения в законодательные акты для точного понимания и разработки дальнейшей политики России. В данной связи отмечается, что для преодоления коллизий в праве социального обеспечения необходимо принимать новые законы и изменять действующие [10, с. 111].

Статьей 15 Конституции устанавливается ее статус, как акта с высшей юридической силой, которая имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Все обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, принимаемые в соответствие с ней.

Частью 4 статьи 15 установлено, что Общепризнанные принципы и нормы международного права и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Также к Конституционным правам относятся положения статей 36-41 Конституции. Представляется, что в рамках настоящей статьи следует обратить внимание на статью 39. В данной статье закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, Конституция содержит бланкетную норму и открытый перечень случаев, когда гражданин имеет право на социальное обеспечение.

Также устанавливается право на выплату государственных пенсий и социальных пособий в соответствии с законом. Следует отметить, что положения главы 2 составляют основу правового статуса личности и не могут быть изменены, кроме как в порядке установленном Конституцией.

Конституция Российской Федерации устанавливает и гарантирует право на социальное обеспечение. Данные гарантии являются неотъемлемыми для современного социального государства, одним из приоритетных направлений которого является создание и поддержание нормального уровня жизни, соответствующего ведущим стандартам.

На уровне международных актов следует прежде всего отметить Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, а также Пакты, принятые в соответствие с ней и составляющие Международный Билль о правах человека.

Таким образом, международные акты устанавливают стандарты для государств в сфере социального обеспечения в целях достижения достойного уровня жизни. Так как Конституция Российской Федерации основывается на международных актах, то государство в силу своих возможностей должно стремиться и принимать все меры к повышению уровня социального обеспечения.

Вопрос всеобщности права также является актуальным вопросом в современной науке и правоприменении. По мнению Э.М. Филлиповой, данный вопрос является «наименее спорным и наиболее однозначным» [11, с. 58]. По мнению данного автора, принцип всеобщности права распространяется на всех без исключения, а принцип всеобщности права социального обеспечения носит компенсационный характер и распространяется на отдельных, указанных в законе субъектов.

При этом, как подчеркивает Ю.В. Васильева, «несмотря на активное внедрение принципов и норм международного права, внедрение в национальное законодательство, формирование механизмов судебного контроля за защитой прав и свобод личности в том числе и в право социального обеспечения, но степень такого проникновения пока явно не достаточна» [5, с. 176].

Следует также рассмотреть понятие достойного уровня жизни. В Конституции и международных актах данный термин упоминается, но является дискуссионным. Пока в законодательстве Российской Федерации не закреплены социальные стандарты и имеет место полное отсутствие конституционных гарантий удовлетворения потребностей каждого человека, достойный представляются абстракцией, усмотрением государства на то, какие условия «достойные» [9, с. 174].

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о нормативном регулировании на уровне федерального законодательства и подзаконных актов с целью повышения уровня прожиточного минимума и рассчитываемой из него потребительской корзины. Поэтому, следует согласиться с мнением В.И. Журавлева в том, что «социальная политика государства является приоритетным направлением для построения правового демократического государства, где нужды и запросы населения, материальные и духовные блага находятся на одном из первых мест по значимости» [6, с. 59]. Поэтому, реализация социальной функции на современном этапе зависит от усилий и грамотной политики руководства Российской Федерации.

На уровне Федерального законодательства следует выделить два основных, касающихся потребительской корзины. Это Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Следует отметить, что определение потребительской корзины дается только в ФЗ-134. При этом, в обоих актах указывается, что потребительская корзина устанавливается не реже одного раза в пять лет.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

Согласно абзаца 2 статьи 1 ФЗ 134-ФЗ, под потребительской корзиной законодатель понимает «необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания». Представляется актуальным рассмотреть изменения данной дефиниции. В редакции ФЗ-134 от 30.11.2011 определение сформулировано следующим образом: «минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности». Такое определение существовало с начала действия редакции закона 01.01.1998. и до принятия закона в действующей редакции.

Таким образом, законодательно определение было расширено и в состав потребительской корзины были включены «непродовольственные товары и услуги». В 134-ФЗ указано, что потребительская корзина может быть установлена на федеральном уровне и уровне субъектов при учете следующих факторов: природно-климатические условия, национальные традиции и местные особенности потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

На уровне федерации, согласно ФЗ 134-ФЗ, разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации. Одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине в Государственную Думу Федерального вносится методика определения потребительской корзины в целом, на основе которой разрабатывается потребительская корзина в целом. В субъектах потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации утверждаются Правительством.

Таким образом, при принятии закона о потребительской корзине принимается целый ряд правовых актов, которые устанавливают на основе ряда показателей величину потребительской корзины. Рассмотрение Закона города Москвы № 32 от 19 июня 2013 года «О потребительской корзине в городе Москве»и Закона Санкт-Петербурга «О потребительской корзине для основных социально демографических групп населения в Санкт-Петербурге» позволяет сделать ряд выводов.

1. Несовершенство данных законов субъектов Российской Федерации предусматривает нечеткие, трудноопределяемые величины, затрудняющие применение данных нормативных актов.

2. В целом, основные показатели похожи в двух городах Федерального значения и превышают потребительскую корзину в целом в Российской Федерации.

3. При сравнении ФЗ «О потребительской корзине» и Закона города Москвы следует отметить, что на услуги трудоспособного населения приходится 127 процентов и 45 на непродовольственные товары против 50 на услуги и 50 на непродовольственные товары соответственно. В Санкт-Петербурге по трудоспособному населению следующее соотношение: 45 процентов непродовольственные товары к продуктам питания и 50 процентов услуг к продуктам питания.

Таким образом, несмотря на установление в Конституции Российской Федерации статуса государства как социального, права каждого на социального обеспечения, данные права не реализуются в достаточной мере. Это объясняется размытыми формулировками, допускающими различное толкование, зачастую- в пользу государства, органы которого не всегда позволяют реализовать данное право. Поэтому, необходимо внесение изменений в нормы о потребительской корзине в сторону увеличения показателей и приведения в соответствие с международными нормами.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации.

3. Закон города Москвы от 19 июня 2013 года N 32 «О потребительской корзине в городе Москве.

4. Закон Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 761-135 «О потребительской корзине для основных социально-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

демографических групп населения в Санкт-Петербурге».

5. Васильева Ю.В. Российское и международное законодательство о социальном обеспечении: проблемы и перспективы развития// Вестник Пермского университета. Юридические науки. № 4 / 2010. С. 175-178 (176).

6. Журавлев В.И. Социальная защита населения в Российской Федерации: конституционный аспект//Ленинградский юридический журнал. № 2 / 2012. С. 59.

7. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // сравнительное конституционное обозрение. 2008. №1 (62). С. 46-50.

8. Кручинин В. Н. Социальное государство и его функции в условиях современной России // JSRP. 2013. №1. С. 15-30 (18).

9. Олейник Н. Н., Алексеева Л. В. К вопросу о реализации конституционного права на достойный уровень жизни в Российской Федерации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. №20 (91). С. 173- 177 (174).

10. Усманов И. Ш., Коротина Е. А. Проблемы реализации конституционных норм социального государства // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. №2 (16). С. 108-111.

11. Филиппова Э. М. Принцип всеобщности в праве социального обеспечения: философско-теоретический аспект // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2013. №3. С. 55- 58.

© Никитаев Д.М., 2017

УДК 342.97

А.И. Шлякова

Магистратура «РГЭУ «РИНХ» г. Ростов-на-Дону, РФ

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются основания и порядок привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, назначение административного наказания. А также порядок возбуждения, прекращения дела в отношении юридического лица, обжалования актов органа, осуществляющего контрольные и надзорные функции за соблюдением антимонопольного законодательства.

Ключевые слова

ответственность юридического лица, антимонопольное законодательство, недобросовестная конкуренция,

административный штраф, защита конкуренции, контроль и надзор, обжалование, предписание.

В настоящее время в условиях интенсивного развития современной России большое значение имеет разрешение вопросов антимонопольного законодательства, в частности, недопустимость недобросовестной конкуренции.

Данные отношения регулируются Федеральным законом от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту — Закон «О защите конкуренции), а также другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, направленными на борьбу с нарушениями закона в данной области, на обеспечение положений, закрепленных в Конституции РФ и антимонопольном законодательстве.

Так «недобросовестная конкуренция» - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении ими предпринимательской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.