Научная статья на тему 'Социальная политика России в XXI веке: новые ценности и ориентиры'

Социальная политика России в XXI веке: новые ценности и ориентиры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5617
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Владимир Васильевич, Глушакова Ольга Владимировна, Матвеева Татьяна Федоровна

Сформулирован подход к пониманию социальной политики, основанный на создании систем, технологий и механизмов управления качеством жизнедеятельности человека, его потребностями на различных уровнях: индивидуальном, хозяйствующих субъектов, муниципальном, региональном, федеральном. Именно такой подход обеспечивает создание реальной основы синхронного многоуровневого управления качеством жизни как инструмента развития человека в направлении, адекватном глобальной стратегии России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная политика России в XXI веке: новые ценности и ориентиры»

УДК 331.6:361/362

В.В. Михайлов, О.В. Глушакова, Т.Ф. Матвеева

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XXI ВЕКЕ: НОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ

Начало 90х годов XX столетия ознаменовано зарождением в России мощного системнотрансформационного кризиса. В основе этого кризиса лежат макроуровневые противоречия политического, социального,

экономического характера, разрешение которых объективно связано с коренным переустройством общества.

Готовых рецептов системного переустройства российского общества не было и не могло быть, ибо человечество в своем развитии не имело примеров подобных преобразований.

Как свидетельствует практика, более чем десятилетний опыт реформаторских преобразований в России показал лавинообразное нарастание социальных, экономических, правовых и т.д. проблем. Особенно остро и болезненно последствия реформ были ощутимы в социальной сфере.

Реальность такова, что на начало XXI века практически все важнейшие показатели жизнеобеспечения населения страны находятся на крайне низком, а порой критическом уровне. Это, в первую очередь, касается физиологических потребностей людей в пище, жилье, отдыхе и т.д.

По данным Госкомстата России, по состоянию на первое апреля 2003 г., 7,8 млн. человек (5,5%) имели доходы ниже стоимости минимального набора продуктов питания. При этом динамика денежных расходов на питание нарушила традиционные закономерности. В частности, данные денежные расходы в бедных семьях ниже норматива, предусмотренного в минимальной потребительской корзине: при норме расходов около 68% бедные семьи тратят на питание 51-52% денежных расходов. Такая ситуация может

объясняться двумя причинами. Во-первых, у населения существуют не менее, а иногда и более значимые расходы. Т.е. бедные семьи вынуждены соблюдать режим строгой экономии на питании, чтобы оплатить лекарства и медицинские услуги, жилье и коммунальные платежи, стоимость которых, начиная с 1995 г., растет быстрее цен на питание. В результате у 10% самых бедных наблюдается недопотребление по всем агрегированным группам продуктов питания. У оставшейся части населения, чей доход не превышает прожиточного минимума (около 30 млн. человек или 21% населения России), только потребление мяса и сахара соответствует нормативу. Нормативное потребление по таким группам продуктов, как молочные продукты, овощи фрукты, масло растительное, наблюдается только у семей с доходами выше прожиточного минимума. Как результат недопотребления, 26% российских семей имеют серьезные проблемы с потреблением нужного числа калорий.

Второй причиной снижения расходов на питание является наличие у населения дополнительных источников удовлетворения потребности в продуктах питания, а именно личных подсобных хозяйств, дающих бедным семьям 23-25% натуральных поступлений.

Указанные факторы не могут не сказаться на состоянии здоровья населения, которое в сочетании с тяжелыми и вредными условиями труда для большей части работающих неизбежно ведет к высоким показателям заболеваемости и смертности. Данные официальной статистики за последнее десятилетие показывают ухудшение здоровья российского населения. Рост заболеваемости

наблюдался почти по всем основным классам болезней. Особенно неблагоприятное положение сложилось по нозологическим формам социальной этиологии: уровень заболеваемости туберкулезом достиг эпидемического (за последние 5 лет рост составил 70%), темпы прироста заболеваемости гепатитами В и С составляют около 20% в год; проблема СПИД обрела статус социальной катастрофы: в 2002 г. число ВИЧ инфицированных достигло 1 млн. чел; высокими темпами растет наркомания, токсикомания и алкоголизм (особенно среди детей, молодежи и женщин).

В то же время накопленный негативный опыт преобразований имеет уникальную ценность для осмысления просчетов и ошибок, выбора стратегии социального и экономического развития России, развития методологии и теории трансформации страны в качественноновое состояние, при котором приоритет будет отдаваться развитию человека и человеческого потенциала.

Исходная для России миссия в начале нового столетия состоит в осмыслении итогов ушедшего века и в определении главных ценностей и ориентиров на стратегически обозримый период, в особенности, в социальной политике.

Анализ и обобщение мирового опыта перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации к обществу, основанному на знаниях, дает ясное понимание того, что человечество искало выход из глубоких кризисных потрясений в развитии социума. Выход России из системно-трансформационного кризиса изначально предполагает крайне необходимый прорыв в развитии человека, на основе повышения качества его жизни.

Очевидно, что в условиях глобальных перемен, связанных с трансформацией страны в качественно новое состояние, ни одна сфера жизнедеятельности общества не может остаться без изменений. Современная действительность объективно требует, прежде всего, коренного изменения социальной политики государства, обоснования новых ценностей и ориентиров ее реформирования.

Как справедливо отмечает А.Я. Лившиц, рынок сам по себе не может решить многие проблемы, а потому объективно предполагает вмешательство государства в регулирование социально-экономических потребностей населения на основе разработки новых подходов к формированию активной социальной политики государства.

Становление новых подходов, методов, инструментов социальной политики связано с осмыслением понятия потребности человека с позиций системного подхода и обоснования модели нового социального и экономического устройства общества в XXI столетии.

При становлении новой социальной политики государства все большее значение приобретает не только оценка количества и качества товаров и услуг, соотношение которых, в конечном счете, определяет стандарты уровня жизни населения. В современных условиях такой подход является ограниченным. Согласимся с В.Моисеевым, который утверждает, что «стандарты XIX столетия не могут быть приняты веком XXI. Человечеству с ними просто не выжить».

Переход от понятия «уровня жизни» к понятию «качества жизни» не является данью моде, попыткой приукрасить не столь привлекательную реальную социальную действительность.

Данный подход связан с формированием принципиально новых подходов, основанных на создании систем, технологий, механизмов управления качеством

жизнедеятельности человека,

его потребностями на различных уровнях: индивидуальном, хозяйствующих субъектов, муниципальном, региональном,

федеральном. Именно такой подход обеспечивает создание реальной основы синхронного многоуровнего управления качеством жизни как инструмента развития человека в направлении, адекватном глобальной стратегии России.

Таким образом, управление качеством жизнедеятельности -многоуровневое согласованное управление потребностями человека и его общностей.

Потребности человека - это емкая и многогранная социально-экономическая категория.

Потребности охватывают огромный комплекс нужд человека и его многоуровневых общностей в товарах и услугах.

Их можно классифицировать по различным критериям. В социально-экономической

литературе, научных публикациях наибольшее развитие получили классификации потребностей по половозрастному составу, видам и количеству потребляемых товаров и услуг, национальным различиям. Однако указанные и наиболее распространенные в теории и практике классификации потребностей далеко не в полной мере раскрывают всю совокупность критериев и соответствующих им классификаций.

Методологическая и теоретическая слабость данного направления науки сдерживает становление новых подходов трансформации социальной сферы в качественно новое состояние.

На наш взгляд, назрела объективная необходимость выделения следующих критериев

классификации потребностей:

- по стадиям воспроиз-

водственного процесса (производство - распределение - обмен

- потребление);

- по характеру потребле-

ния;

- по субъектам удовле-

творения потребностей;

- по объектам получения потребностей;

- по источникам финансирования потребностей.

Необходимо заметить, что все виды классификаций потребностей в совокупности характеризуют эти потребности как целостную систему, находящуюся в непрерывном движении и развитии, обладающую свойствами присущими любой системе. Рациональной можно считать такую научнообоснованную систему потребностей, которая максимально способствует развитию человека и его многоуровневой общности и обеспечивает устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие России и достойную жизнь каждому человеку.

Рассмотрим подробнее классификации потребностей по ранее обозначенным критериям.

Потребности по стадиям воспроизводственного процесса (производство - распределение - обмен - потребление) классифицируются на группы:

- производственные социальные потребности;

- потребности стадии распределения;

- потребности стадии обмена;

- потребности стадии потребления.

Потребности каждой стадии могут быть выражены в натурально-вещественной и стоимостной форме.

Производственные социальные потребности в натурально-вещественной форме включают в себя спецодежду, защитные средства, нормальные санитарные и экологические условия труда, рабочее место, специальное питание и т. д.

Конкретный натуральновещественный набор производственных социальных потребностей формируется в соответствии с особенностями того или иного производства и на основе конкретных нормативов для каждого работника предприятия

вне зависимости от формы собственности. Следовательно, с учетом специфики производства весь коллектив предприятия должен иметь гарантированный производственный социальный набор потребностей, удовлетворение которых обеспечивает безопасный и высокооплачиваемый труд коллектива в целом и каждого работника.

Стоимостная форма данного набора выражает коллективный производственный социальный минимум, который относится на себестоимость продукции. Очевидно, что собственник предприятия обязан обеспечивать коллективу гарантированный производственный социальный набор потребностей, который должен быть законодательно

закреплен государством.

В Трудовом кодексе РФ данные требования к собственникам предприятий различных форм собственности отсутствуют.

К потребностям стадии распределения относятся распределение дохода, полученного от реализации товаров и услуг в соответствии с количеством и качеством труда каждого работника, но не ниже прожиточного минимума; выплата дивидендов; распределение

чистой прибыли по фондам: на обновление старых и создание новых рабочих мест, на обеспечение гарантированного производственного социального минимума, на сокращение экологически вредных выбросов, на

медицинское обслуживание, на профессиональную переподготовку.

К потребностям стадии обмена относится обеспечение бесперебойных поступлений производственных социальных услуг, услуг профессиональной подготовки, медицинского и санитарно-курортного обслуживания на основе создания стабильной системы договорных отношений по обмену части дохода и чистой прибыли на соответствующие услуги с соответствующими социальными институтами; обеспечение своевременного и в полном объеме выполнения обязательств перед бюджетом как основы полного получения общественных товаров и услуг

Критерии классификации Группы потребностей Состав групп потребностей

1 2 3 4

1 По стадиям вос-производственного процесса / производство -распределение -обмен -потребление/ производственные социальные потребности спецодежда, защитные средства, нормальные санитарные и экологические условия труда, рабочее место, специальное питание и т.д.

потребности стадии распределения распределение дохода полученного от реализации товаров и услуг в соответствии с количеством и качеством труда каждого работника, но не ниже прожиточного минимума; выплата дивидендов; распределение чистой прибыли по фондам: - на обновление старых и создание новых рабочих мест, - на обеспечение гарантированного производственного социального минимума, - на сокращение экологически вредных выбросов, на медицинское обслуживание, на профессиональную переподготовку

потребности стадии обмена обеспечение бесперебойных поступлений производственных социальных услуг, услуг профессиональной подготовки, медицинского и санитарно-курортного обслуживания на основе создания стабильной системы договорных отношений по обмену части дохода и чистой прибыли на соответствующие услуги с соответствующими социальными институтами; обеспечение своевременного и в полном объеме выполнения обязательств перед бюджетом как основы полного получения общественных товаров и услуг

потребности стадии потребления рациональное потребление гарантированного производственного социального набора, производственных ресурсов, как основы устойчивого социально-экономического развития предприятия.

1 2 3 4

2 По характеру потребления; индивидуальное потребление человек определяет сам, устанавливая меру потребления в зависимости от своих индивидуальных особенностей.

коллективное потребление спецодежда, защитные средства, нормальные санитарные и экологические условия труда, безопасность рабочего места, специальное питание и т.д.

общественное потребление образование, медицинское обслуживание, обеспечение безопасности, услуги органов управления, транспортные услуги и т.д.

3 По субъектам удовлетворения потребностей потребности: человека; хозяйствующих субъектов; муниципальные, региональные, федеральных органов управления

4 По объектам получения потребностей человек; коллективы предприятий различных форм собственности, население муниципалитетов, население регионов, население России в целом

5 По источникам финансирования потребностей доходы человека - индивидуальные потребности; доходы и прибыль хозяйствующих субъектов различных форм собственности - коллективные потребности; муниципальные, региональные, федеральные бюджеты - общественные потребности.

К потребностям стадии потребления относим рациональное потребление гарантированного производственного социального набора, производственных ресурсов, как основы устойчивого социально-

экономического развития предприятия.

Изложенная классификация потребностей по стадиям воспроизводственного процесса представлена в общем виде и требует доработки, конкретизации, разработки нормативной базы по наборам потребностей стадий процесса воспроизводства в натурально-вещественной и стоимостной формах.

Очевидно, что необходимо также признание официального статуса данной классификации в теории и практике, законодательного ее оформления и утверждения. Проведение изложенных процедур обеспечит в реальной практике обязательность для собственников предприятий различных форм собственности признания и исполне-

ния требований законов об обеспечении трудовых коллективов соответствующими наборами потребностей в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Классификация потребностей по характеру их потребления населением позволяет подразделить все многообразие потребностей на три группы: индивидуальное, коллективное, общественное потребление.

Индивидуальное потребление связано с тем, что человек сам волен выбирать и определять свои потребности и устанавливать меру потребления в зависимости от своих индивидуальных особенностей. Однако эта мера далеко не всегда соответствует действительным потребностям, что деформирует направленность и оптимальность развития человека.

Коллективное потребление связано с формированием коллективных товаров и услуг (спецодежда, защитные средства, спецпитание, условия безо-

пасности и т.д.), необходимых в целом для обеспечения достойных условий для высокопроизводительного труда, производства в необходимых объемах конкурентоспособной продукции, при минимальных затратах на ее производство.

Общественное потребление связано с созданием и доведением до населения муниципалитетов, регионов, России в целом общественных товаров и услуг (образование, медицинское обслуживание, обеспечение безопасности, услуги органов управления, транспортные услуги и т. д.). Федеральный центр, субъекты федерации, муниципалитеты предстают как активные участники реализации социальной политики государства, строящегося на основе рынка. Отсюда, бюджеты разных уровней выступают, прежде всего, в качестве инструментов, призванных обеспечивать удовлетворение потребностей населения в общественных товарах и услугах.

В этой связи налоги предстают не как способ мобилизации средств на содержание неких надэкономических структур, а в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных товаров и услуг, поставляемых населению муниципалитетов, регионов, России в целом в виде определенных наборов.

Такое истолкование функций государства во многом не соответствовало не только идеологии, но и практике планового хозяйства. Изложенное позволяет переосмыслить

прежний опыт работы над бюджетом в контексте современной экономической теории и реалиях рыночной системы.

Обосновывая объективную необходимость вмешательства государства в решение социальных проблем, правомерно подчеркнуть, что в равной степени эту ответственность по вопросам социальной сферы должны разделить и хозяйствующие субъекты различных форм собственности, участники рыночной экономики.

Классификация системы потребностей по субъектам удовлетворения этих потребностей

позволяет дифференцировать их следующим образом: человек; хозяйствующие субъекты; муниципальные, региональные,

федеральные органы управления.

Классификация системы потребностей по объектам получения этих потребностей позволяет их дифференцировать следующим образом: человек; коллективы предприятий различных форм собственности, население муниципалитетов,

население регионов, население России в целом.

И, наконец, классификация источников финансирования системы индивидуальных, коллективных и общественных потребностей включает в себя:

- доходы человека - индивидуальные потребности;

- доходы и прибыль хозяйствующих субъектов различных форм собственности -коллективные потребности;

- муниципальные, региональные, федеральные бюджеты

- общественные потребности.

Совокупность изложенных классификаций системы потребностей человека, коллективов предприятий различных форм собственности, населения

муниципалитетов, регионов,

России в целом позволяет получить емкое представление о потребностях как целостной развивающейся системе (таблица).

Представленная в таблице система потребностей позволяет определить роль и место каждого субъекта в системном удовлетворении индивидуальных,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коллективных, общественных

потребностей человека, коллективов хозяйствующих субъектов, населения муниципалитетов, регионов, России в целом, персонифицирует их обязанности в реализации единой общегосударственной социальной политики в РФ.

Вместе с тем, очевидно и другое: любая система нуждается в управлении, которое включает в себя формы, методы, показатели, индикаторы, обеспечивающие оптимальное воздействие субъектов и объектов системы в достижении поставленной цели.

Нуждается в управлении и система потребностей человека и его многоуровневых общностей, что связано с разработкой гибкого механизма данной системы, направленного на создание условий достойной жизни и развития каждого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.41. - М.: Станкин,1999 - 456с.

2. Россия в цифрах. 2002. - М.: Госкомстат РФ, 2002. - 234 с.

□ Авторы статьи:

Михайлов Владимир Васильевич

- докт. экон. наук, проф. каф. «Финансы и кредит»

Глушакова Ольга Владимировна

- казначей Управления федерального казначейства по Кемеровской области

Матвеева Татьяна Федоровна ■ аспирант каф. «Финансы и кредит»

УДК 336

С.А.Харенков, Н.Н. Голофастова

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЙ КУЗБАССА

Экономическая ситуация в России в настоящее время характеризуется нестабильностью финансово-экономического и

социального состояния, посто-

янными изменениями в законодательстве, что осложняет формирование предприятиями долгосрочной инвестиционной стратегии. Большинству дейст-

вующих предприятий приходится формировать и реализовывать краткосрочные инвестиционные программы. Одной из наиболее важных ее состав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.