Научная статья на тему 'К вопросу о российской потребительской корзине'

К вопросу о российской потребительской корзине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3348
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕКА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станишевская С. П., Губанов Д. А.

В статье определена суть понятия «потребительская корзина», её основные функции, анализируется исторический аспект вопроса, а также рассматривается современное состояние потребительской корзины в Пермском крае. На основании подробного анализа даны рекомендации по совершенствованию социальной политики государства в сфере определения потребительской корзины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о российской потребительской корзине»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 ЭКОНОМИКА Вып. 2(13)

УДК 330.567.22:330.59:330.133.1:330.123.4/5:338.5(470)

К ВОПРОСУ О РОССИЙСКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ

С.П. Станишевская, к. экон. наук, доц. кафедры экономической теории и отраслевых рынков

Электронный адрес: stan@psu.ru

Д.А. Губанов, к. экон. наук, доц. кафедры экономической теории и отраслевых рынков

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Электронный адрес: dima gubanov@mail.ru

В статье определена суть понятия «потребительская корзина», её основные функции, анализируется исторический аспект вопроса, а также рассматривается современное состояние потребительской корзины в Пермском крае. На основании подробного анализа даны рекомендации по совершенствованию социальной политики государства в сфере определения потребительской корзины.

Ключевые слова: потребительская корзина; воспроизводство человека; прожиточный минимум, потребности.

Основная цель социальной политики на современном этапе социально-экономического развития России - не допустить снижения уровня жизни населения, последующее его повышение по мере стабилизации экономики. До тех пор пока не будут созданы условия, позволяющие обеспечить для большей части населения значительный рост уровня жизни, социальная политика, исходя из экономических реалий, будет нацелена на возможное сдерживание темпов падения уровня жизни.

Реализация основной цели возможна лишь при соблюдении ряда условий:

- усиление адресности социальной

поддержки, в первую очередь

слабозащищенных групп населения с целью ограничения, а в последующем и сокращения масштабов бедности;

- принятия мер к соблюдению основных гарантий медицинского и социального обслуживания.

Уровень жизни объективно

характеризует уровень развития, потребления, степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами.

Определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является составной частью уровня жизни, принято определять как компоненты уровня жизни (например, питание, здоровье образование и др.) каждый из них включает данные, относящиеся к удовлетворению потребностей в

соответствующей области в определенный период.

При рассмотрении уровня жизни необходимо учитывать всю совокупность социально-экономических условий, ибо без оценки потребления материальных и духовных благ, доступности их для человека, социальных условий труда и уровня социального обеспечения и других характеристик невозможно в полной мере судить о реально складывающемся уровне жизни населения.

В соответствии с конвенцией 117 Международной организацией труда (МОТ) «Об основных целях и нормах социальной политики» государство должно принимать все меры для обеспечения такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, социальное обеспечение, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния независимых наемных работников и их семей.

Необходимое условие существования общества на всех этапах его общественного развития - воспроизводство человека. В качестве последней предполагаются жизненные средства, необходимые для сохранения рабочего как рабочего и подготовки его как рабочего.

Общеэкономический характер

материальной основы воспроизводства человека, его способности к труду обосновывается следующими положениями.

© Станишевская С.П., Губанов Д.А., 2012

_________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА___________

2012 ЭКОНОМИКА Вып. 2(13)

Питание, отдых, образование, физкультура и охрана здоровья, расходы на жилище, одежду и обувь, поддержание общекультурного и профессионального уровня через общение и средства коммуникаций - все это элементы потребительской деятельности человека, направленной на воспроизводство самой жизни человека.

Личные потребности человека образуют богатый, постоянно расширяющийся спектр ценностных ориентаций и предпочтений, реального владения, пользования набором материальных и духовных благ.

Потребности воспроизводства человека имеют объективную производственную и социальную основу и связаны с воспроизводством человека и его семьи, поддержанием и ростом его квалификации, материальных и духовных потребностей. Эти потребности объективно возникают как следствие функционирования

производительных сил, как производственная необходимость восстановления затрат труда.

Потребности могут удовлетворяться разнообразными товарами и услугами. Их ассортимент включает в себя многие сотни тысяч материальных благ, услуг, духовных ценностей. Многообразие средств

удовлетворения потребностей характеризует свободу потребительского выбора и предпочтений, хотя и усложняет процесс обоснования стоимости жизнеобеспечения. Преодоление данных трудностей возможно путем выделения перечня основных средств удовлетворения потребностей, расчета взаимозаменяемости благ, включения в расчет резерва на прочие расходы для приобретения более редких благ и услуг.

Базисный набор благ состоит из перечня традиционных товаров, устойчиво используемых для удовлетворения

потребностей. При этом учитывается форма или способ удовлетворения потребностей.

Потребность в жилье удовлетворяется наличием квартиры или жилого индивидуального дома; набором мебели для кухни, детской, спальной, гостиной, кабинета, прихожей; набором посуды; комплексом бытовых услуг по содержанию и ремонту жилья; комплексом коммунальных услуг для ведения домашнего хозяйства; накоплением средств для строительства собственного или выкупа государственного жилья. Питание в домашних условиях или на предприятиях общественного питания возможно при покупке набора основных продуктов: мяса, молока, хлеба, картофеля, овощей, фруктов, рыбы, яиц, масла и др. Могут учитываться продукты, поступающие из подсобного личного хозяйства.

Гардероб одежды и обуви определяется по сезонам года в виде рабочего, праздничного, спортивного, домашнего и ритуального гардеробов с учетом региональных особенностей и национальных традиций. Срок службы одежды определяется эмпирически и с учетом изменений моды.

Социально-культурные потребности, связанные с досугом, самообразованием для поддержания необходимой квалификации и культуры, удовлетворяются посредством приобретения книг, телевизора,

радиоприемника, магнитофона, посещения зрелищных и платных учебных заведений и др. Для активного отдыха и поддержания здоровья используются средства для занятий физической культурой и спортом, приобретения туристических путевок, дачные хозяйства; профилактории и дома отдыха.

Социальное страхование и сбережения связаны с индивидуальным накоплением денежных средств на охрану здоровья и пенсий, для страхования от случайностей судьбы, обеспечения будущего благосостояния детей и семьи.

Взаимозаменяемость благ позволяет одну и ту же потребность удовлетворить разными продуктами. Взаимозаменяемость благ оценивается по ведущим потребительским свойствам. Продукты питания взаимозаменяемы по калорийности, пищевой ценности, микроэлементному составу. Выделение по каждой потребности резерва средств в виде прочих расходов на приобретение благ редкого пользования также позволяет расширить круг потребляемых благ для воспроизводства человека.

Непрерывность процесса

функционирования человека обусловливает необходимость постоянного возобновления его способности к труду. Если человек не обладает другими факторами производства (капиталом и землей), воспроизводство способности к труду становится основой воспроизводства самой жизни человека. Основные моменты воспроизводства способности к труду следующие:

- выделение части продукта,

созданного самим работником для

поддержания своей жизни;

- любое воспроизводство (даже

простое) приводит в долгосрочном периоде к замене работника, потерявшего

трудоспособность. Поэтому обеспечение жизненными средствами необходимо не только работнику, но и членам его семьи;

- возможность количественной оценки

жизненных средств, необходимых для

воспроизводства человека. Объем и состав необходимых для работника жизненных средств

© Станишевская С.П., Губанов Д.А., 2012

определяется для определенной страны и определенного периода времени;

- величина необходимых для воспроизводства работника жизненных средств включает в себя расходы на получение квалификации и условия труда работника;

- воспроизводство способности к труду

переплетается с воспроизводством и развитием всех других качеств человека: удовлетворение социальных, духовных, культурных

потребностей.

Это обусловливает многомерность, многовариантность анализа количественной стороны воспроизводства человека. В этом анализе переплетаются экономические, социальные, политические и национальные факторы. В данной оценке переплетается субъективная и объективная стороны анализа. Но вся эта многомерность и противоречивость реальной действительности может быть уложена в определенную экономическую модель, стандартизированную форму проявления, в качестве которой и выступает потребительская корзина (ПК) [5, с. 46; 3, с. 256].

Величина потребительской корзины определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства способности к труду в данных общественноэкономических условиях [4, с. 146]. Эта величина должна обеспечивать поддержание человека, (работника) в общественно нормальном для данных условий состоянии жизнедеятельности, а также содержание его семьи. В отличие от продуктов на других рынках, величина оценки труда работника в большей мере зависит от исторических условий ее формирования, уровня социальноэкономического развития страны, в которой функционирует работник, природноклиматических условий, национальных, культурных, религиозных и других традиций. На основе этого мы можем дать определение потребительской корзины. Это - набор благ и услуг, достаточный для нормального воспроизводства человека, живущего в определенное время, в определенном регионе определенной страны. Именно этот набор товаров и услуг, отражающий потребительский стандарт населения данной страны, и является, на наш взгляд, реализацией материальной основы воспроизводства человека. Но наряду с этим есть и другие формы проявления: прожиточный минимум, потребительский бюджет.

Что же это за понятия? Прожиточный минимум - такой набор товаров и услуг, который не дает возможности человеку умереть, но нормального воспроизводства ему не обеспечивает [3, с. 146]. К сожалению,

действующие на сегодняшний день федеральные законы не учитывают экономическую основу воспроизводства человека.

Прожиточный минимум служит определенным ориентиром при формировании социальной политики и системы мер по социальным гарантиям лишь в условиях кризисного состояния экономики, инфляции и падения жизненного уровня населения, так как показывают медико-биологические

исследования, в течении длительного времени человек не может нормально существовать, удовлетворяя свои потребности на уровнях, предусмотренных этим показателем, без ущерба для здоровья и работоспособности. Прожиточный минимум может использоваться только в качестве ориентира, с которым необходимо соотносить уровень жизни населения. Расчет прожиточного минимума в Пермской области призван служить основой для разработки параметров уровня доходов, необходимых для воспроизводства рабочей силы, при заключении коллективных договоров, отраслевых и территориальных тарифных соглашений. Следует иметь в виду, что величина прожиточного минимума в системе анализа уровня жизни трудящихся и членов их семей выступает как граница бедности населения. В случаях, когда прожиточный минимум увеличивается быстрее, чем растут заработная плата и другие доходы, возникают объективные предпосылки к падению уровня жизни населения.

Для анализа современной российской ситуации с расчетом «потребительской корзины», «прожиточного минимума», «потребительского бюджета» обратимся к истории вопроса. Эти термины в экономических публикациях появились достаточно давно. Так, в 1913 г. в расчет уровня жизни включалось 24 позиции (см. таблицу): 11 -

сельскохозяйственных продуктов питания; 4 -промышленных продуктов питания; 9 -

предметов бытовой необходимости. Затем в 1928 г. в СССР рассчитывался потребительский набор из 40 видов продуктов, на основе которого оценивался уровень жизни советского работника (см. таблицу).

Потребительский набор из 40 товаров (в месяц).

№ п/п Статьи расходов и наименование товаров 1913 г. 1928 г. 1990-е гг.

1 Сельскохозяйственные продукты питания

Мука ржаная, кг 16,38 4,0 -

2 Хлеб ржаной, кг 2,6 7,7 (и пшеничный)

3 Мука пшеничная, кг 8,19 5,0 -

4 Хлеб пшеничный, кг 4,5 -

5 Пшено, кг 2,87 1,0 1,5

6 Крупа гречневая, кг - 1,6 -

7 Картофель, кг 15,56 9,6 12,2

8 Капуста, кг 3,28 1,6 2,5

9 Свекла, кг 1,64 1,0 -

10 Лук, кг 0,70 0,2 0,85

11 Говядина, кг 3,19 2,5 3,5

12 Баранина, кг - 2,1 -

13 Масло животное, кг 0,41 о,з 0,3

14 Молоко цельное, л 3,44 6,2 15,4(3%-3,5%)

15 Яйцо, шт 3,0 8,6 15,2

Промышленные продукты питания

16 Масло растительное, кг 0,7 0,5 0,8

17 Сельдь, кг 1,23 1,0 -

18 Сахар-рафинад, кг 0,82 0,8 -

19 Сахарный песок, кг - 0,6 2,0

20 Соль, кг 0,82 0,6 -

21 Чай, кг - 0,01 -

Предметы бытовой необходимости

22 Сапоги мужские, простые, пара 0,07 0,06 -

23 Калоши мужские, пара - 0,05 -

24 Ситец, м 1,60 2,80 -

25 Полотно льняное, м 1,60 0,19 -

26 Сукно шерстяное, м 0,12 0,18 -

27 Чугунная посуда, кг - 1,2 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Стаканы, шт - 0,8 -

29 Керосин, л 3,0 0,6 -

30 Мыло простое, кг 0,41 0,5 -

31 Табак 2-го сорта, кг 0,074 0,05 -

32 Спички, кор. 3,0 1,6 -

33 Дрова, т2 0,233 0,24 -

Коммунальные услуги

34 Квартплата, т2 - 5,3 -

35 Электроэнергия, гектоватт/ч - 8,0 -

36 Вода (водопроводная), гектолитр - 6,0 -

37 Трамвай, билет - 3,4 -

Культурно -просветительные расходы

38 Газета, номер 4,0 -

39 Писчая бумага, лист - 0,5 -

40 Кино, билет - 8,0 -

Если сравнить данные таблицы, то следует отметить, что в 1913 г. были предусмотрены большие нормы потребления муки ржаной и пшеничной, пшена, картофеля, капусты, свеклы, лука, говядины, масла; но меньшие нормы потребления хлеба, гречневой крупы, баранины, молока, яиц, сахарного песка, чая. Можно заметить, что между потребительскими наборами 1913г. и 1928г. есть не только количественные, но и качественные различия: в наборе 1928г.

включены коммунальные услуги (квартплата, электроэнергия, вода и билеты на трамвай), которых не было в 1913 г. Но есть, на наш взгляд, важнейшая не только и не столько экономическая, сколько политическая

составляющая: в набор 1928г. включены

культурно -проветительные расходы: газета,

бумага, кино. Для страны, начинающей строить социализм, такой набор имел большое

социально-политическое значение. Но обратимся к периоду, который ближе к современному. В 1989г. в программе «Переход к рынку» (более известной как программа «500 дней») появился «Минимальный

потребительский бюджет» мужчины трудоспособного возраста, который часто

называется «Минимальной потребительской

корзиной». Эту программу подготовила группа советских ученых-экономистов под

руководством академика С. Шаталина, а вариант потребительской корзины был подготовлен Госкомтрудом СССР. По замыслу авторов программы, вся система социальных показателей должна основываться на этом новом элементе. Минимальная потребительская корзина должна выступать в качестве важнейшей социальной гарантии, так как на ее основе определяются минимальные уровни доходов «Расчет должен основываться не на нищенских потребностях и минимальных уровнях их удовлетворения, а на предоставляемой экономической системой каждому члену общества возможности достойно существовать даже при минимальном уровне доходов». В минимальную ПК входило 12 статей расходов. Самым объемным (76 наименований) был раздел питание; затем следовали одежда (45 наименований); предметы санитарии (28); мебель (20); посуда (28); жилище и бытовые услуги, транспорт, связь, взносы, отдых, прочие (всего около 250 наименований, включая даже подарки и цветы).

С 1993г. в России рассчитывается прожиточный минимум по регионам РФ. Как известно, Россия - страна очень разнообразная в природно-климатическом отношении и поэтому рассчитанная в 1989г. минимальная ПК в 138,2 руб. в месяц значительно дифференцировалась по ее территории. Согласно «Методическим

рекомендациям по расчету прожиточного минимума по регионам РФ» от 10.11.1992 территория РФ разбивалась на 8 зон: от 1-й-Краснодарский край до 8-й-Якутия, север Красноярского края. Пермская область отнесена к 6-й зоне (Коми-Пермяцкий автономный округ не указан, Республика Коми отнесена к 7-й зоне). В состав прожиточного минимума входило 35 наименований продуктов питания, стоимость которых обеспечила 68-70% минимального потребительского бюджета, а остальные 30% рассчитывались без расшифровки статей, одной цифрой. И если сравнить этот набор 1993 г. с уже указанными наборами 1913г. и 1928г. (см. таблицу), то увидим, что за 80 лет сократились нормы потребления пшена, картофеля, капусты, масла, соли, чая. Молоко, говядина, хлеб выросли, но в 1993г. непродовольственных товаров нет совсем (рассчитаны в относительных показателях). И в 2006г. мы опять вернулись к такой же форме расчета, но об этом чуть позже.

После установления прожиточного минимума в РФ (указ Президента РФ от 2.03.1992 №210 «О системе минимальных потребительских бюджетов») в 1997г. был принят ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» (№134-Ф3). В нем определены подходы к определению ПМ не только в РФ в целом, но и в ее субъектах. С нашей точки зрения, следует обратить внимание на ряд обстоятельств:

1) определение ПК: «набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечение его жизнедеятельности»;

2) установление ПК субъектами РФ

осуществляется с учетом природноклиматических условий, национальных

традиций и местных особенностей потребления продуктов питания,

непродовольственных товаров и услуг;

3) выделены основные социальнодемографические группы населения -трудоспособное население, пенсионеры, дети [4, с. 147].

Пункты 1, 3 могут быть подвергнуты критике. Рассчитанная по среднестатистическим ценам и минимальным нормам величина ПМ может обеспечивать не нормальную жизнедеятельность, а только минимальное физическое существование.

В категории «трудоспособное население» специально не выделены женщины (составляющие 49%) и молодежь. И та, и другая группа имеют много особенностей в структуре своей ПК и в нормах потребления. А в приведенной методике они усреднены. Кроме того, в ПК возраст трудоспособного населения тоже усреднен - от 16 до 59 лет.

Формулировка пункта 2 может стать основанием для отклонения ПК Пермской области и принятия ПК Пермского края после изучения национальных традиций и местных особенностей Коми-Пермяцкого автономного округа.

ФЗ «О потребительской корзине» в целом по РФ (1999г. №20.1-ФЗ) установил состав и объем федеральной ПК. Потребительская корзина определена с соответствии с «Методическими

рекомендациями» (от 17.02.1999 №192 с

изменениями и дополнениями от 16.03.2000 №232).

Потребительская корзина

трудоспособного населения РФ согласно этим документам включает 3 раздела: продукты питания - 35 наименований;

непродовольственные товары - 87; платные услуги - 6; прочие услуги - 10% от платных, т.е. всего 129 наименований. Анализ содержания данной ПК приводит к следующим выводам:

- нормы расходов продуктов питания должны быть увеличены, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность трудоспособного населения;

- нормы расхода непродовольственных товаров должны пересматриваться с точки зрения здравого смысла (в методике расчета ПК предусмотрен 1 холодильник на семью, который служит 30 лет);

- нет необходимости также при расчете ПК уходить в прошлое, «тянуть» все потребление к низкодоходным семьям. Так, прочие услуги в ПК предусмотрены в размере 10% от общих расходов на услуги, что основано на данных о фактической структуре потребительских расходов в низкодоходных семьях.

Во исполнение законов «О потребительской корзине в РФ» 2001г. и 2005г. Минтрудом РФ принимались еще 2 редакции «Методики исчисления величин ПК».

Методика 2001г. В ПК

трудоспособного населения входит 155 наименований товаров и услуг: в том числе питание - 33; непродовольственные товары -116; услуги 5% и прочие услуги 10% от всех услуг. У мужчин трудоспособного возраста ПК - 93 наименования (питание - 33;

непродовольственные товары - 53; услуги - 6 и прочие услуги 15% к стоимости услуг). Уточнено большинство составляющих непродовольственных товаров: например, стол отечественного производства или государств-участников СНГ; юбка женская прямого силуэта, блузка женская с длинным рукавом. На наш взгляд, эти уточнения к сути дела не относятся.

В «Методике» 2005г. сделаны существенные уточнения по отнесению субъектов РФ к природно-климатическим зонам. По факторам, влияющим на особенности потребления непродовольственных товаров, выделены 3: с холодным, с умеренным и теплым климатом. Пермская область, Коми-Пермяцкий автономный округ отнесены ко 2-й группе (там же Свердловская область, Москва и Санкт-Петербург). По потреблению услуг Пермский край попал в первую зону (Свердловская область с Москвой и Санкт-Петербургом - во 2-й). Что касается продуктов питания, то, в отличие от 1993г. в 2005г., Пермская область и Коми-Пермяцкий

автономный округ попали в зону 8, что изменяет нормы расхода на продукты питания.

Кроме того, в ПК 2005г. нормы расхода более ужесточены. Так, обеспеченность

непродовольственными товарами должна учитываться в ПК исходя из расходов

малоимущих семей, а также в ПК заложено

минимальное разнообразие

непродовольственных товаров. А минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчины и женщины, не занятых тяжелым физическим трудом (!). Кроме этого некоторые статьи заданы не по составу, а % соотношением. Так, в наборе непродовольственных товаров в ПК 2001г. и 2005г. предметы первой необходимости, санитарии и лекарства заданы как 10% от общей величины расходов на непродовольственные товары, исходя из

минимальных расходов малообеспеченных семей. Этот раздел был задан только в ПК 1999г. 13 наименованиями. Такие особенности в существенной мере повлияли на состав ПК, приведенный в ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» (10.03.2006) [1]. В ней для РФ предусмотрены только 29 укрупненных групп: I продукты питания - 11; II непродовольственные товары - 10 групп; III услуги - 6 групп, а услуги культуры и другие виды услуг включены процентом от величины расходов на услуги (5 и 15% соответственно).

Укрупненные группы не дают возможность проанализировать состав и нормы расхода товаров и услуг, оценить их ужесточенность.

Изменились некоторые формы услуг. Так, для пенсионеров в ПК 2001г. поездки не были предусмотрены, в ПК 2005г. поездок предусмотрено 150 в год. Но около 3 поездок в неделю пенсионеру, несомненно, мало. Однако норма 619 поездок в год для трудоспособного населения не изменена по сравнению с 2001г., а что касается пенсионеров, то субъекты Федерации могут пересмотреть эту цифру

исходя из фактического количества поездок (в среднем на одного пенсионера) и здравого смысла.

После принятия в 1997г. ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» субъектами РФ были приняты свои региональные законы.

Такой закон был принят в республиках Карелии, Татарстан, Коми, Хабаровском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Иркутской, Тюменской, Вологодской, Ярославской областях.

На региональном уровне прожиточный минимум предназначен для оценки уровня материальной обеспеченности населения региона, выявления контингента малообеспеченных граждан с целью оказания им адресной помощи, формирования бюджетов субъектов РФ. Для этого предусматривается принятие

региональных законов о прожиточном минимуме и о потребительской корзине, в том числе и в Пермской области. В 1999 г. после издания закона « О потребительской корзине в целом по РФ» регионы стали заниматься разработкой своих региональных законов и расчетом региональных потребительских корзин. Потребительская корзина должна выступать в качестве важнейшей социальной гарантии, так как на ее основе определяются минимальные уровни доходов. Для каждого региона наполнение потребительской корзины специфично. Поэтому необходимо рассчитывать региональную потребительскую корзину, в которой нормы потребления различных товарных групп скорректированы с учетом региональных поправочных коэффициентов.

Пермская область разработала и приняла закон «О прожиточном минимуме», который действует с июля 2001г., и «О потребительской корзине» - с марта 2001г. При разработке законов пермские органы исполнительной власти ориентировались на опыт других регионов, анализировали их законы. В частности, на опыт в Свердловской области. Причина этого - соседство Пермской и Свердловской областей и вытекающее отсюда сходство в природно-климатических условиях, структуре и плотности населения, уровне культуры, условиях труда. Структура прожиточного минимума по закону Свердловской области включает в себя расходы на продукты питания, непродовольственные товары, платные услуги, налоги и другие обязательные платежи. Прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Понятие «прожиточный минимум» аналогично понятию прожиточного минимума по федеральному закону. Только в федеральном законе оно определяется через понятие «потребительская корзина». В Свердловской области пользуются «Временными методическими рекомендациями по расчету прожиточного минимума населения», которые были утверждены Постановлением

Правительства Свердловской области от 25.02.97 №155-П. Эти рекомендации во многом

соответствуют рекомендациям Минтруда. Свердловчане учли реально сложившиеся расходы населения области на оплату жилья и

коммунальных услуг в связи с введением новой системы повышения тарифов на эти услуги и нормой общей площади жилья.

В Пермском регионе был накоплен

большой опыт по расчету потребительской корзины. Она определяется на основе

методических рекомендаций, утвержденных Правительством РФ от 17.02.99 №192, а также от

12.08.2005 №511. Законодатели заложили в

потребительскую корзину нормы потребления по методике, утвержденной Правительством РФ. К сожалению, нормативы продовольствия очень малы. И хотя утверждается, что этот набор прошел экспертизу и рекомендуется Всемирной организацией здравоохранения, специалисты Пермской медицинской академии в своей

пояснительной записке указали, что данный набор по энергетической ценности не может на должном уровне удовлетворить энергетические потребности населения области.

22 марта 2001г. в Пермской области был принят закон «О потребительской корзине Пермской области», в котором были рассчитаны: минимальный набор продуктов питания - 11 групп, непродовольственные товары на семью - 5 групп, непродовольственные товары

индивидуального пользования для мужчин - 7 групп, дети 0-6 лет - 6 групп, дети 7-15 лет - 7 групп, услуги - 6 групп + 15% общей величины расходов на услуги. С нашей точки зрения, ПК 2001 г. РФ была повторена, однако вопрос возникает о нормах расхода, например продуктов питания. Так, в Пермской корзине 2001г. хлебопродуктов у мужчин больше, чем в российской корзине (178,4 против 177 в РФ), у женщин и детей тоже больше (учтен зональный коэффициент), а у пенсионеров меньше: Пермская область 112 кг, РФ - 119 кг. Такая же картина и по другим продуктам питания: картофель - у мужчин меньше, чем в РФ (120 кг против 150 кг), у женщин и пенсионеров цифра одинакова с Россией, а у детей 7-15 лет больше. Такие же труднообъяснимые несоответствия есть и по другим продуктам. А по непродовольственным товарам и услугам нормы не изменены по сравнению с российской ПК 2001г.

Закон Пермского края от 24 ноября 2006 г. № 32-КЗ «О потребительской корзине в Пермском крае» (далее - закон № 32-КЗ) корректирует минимальные нормы расхода продуктов питания, увеличивая все нормы на зональный коэффициент; непродовольственные товары не изменяет; и чаще в сторону увеличения корректирует услуги. В центральном отоплении учтено 8, а не 6,7 г/кал в год, как в РФ, но

холодное и горячее водоснабжение - 275 л. в сутки в Пермском крае, в РФ - 285;

электроснабжение: 60 кВт/ч в Пермском крае, 50

- в РФ. Транспортные услуги - как в России, такие же услуги культуры, газоснабжение и прочие виды услуг. На наш взгляд, предлагаемые дополнения внесены для корректировки норм в соответствии с зональными коэффициентами. Но почему тогда у нас меньше на 10 л. в сутки горячей и холодной воды?

В соответствии со ст. 3 закона Пермского края № 32-КЗ ПК должна

определяться не реже 1 раза в три года. На 2009 г. нового закона о ПК в Пермском крае не принято. Однако в 2010 г. внесены изменения, которые продлевают действие старого. Так, законом Пермского края от 29.11.2010 № 721-ПК «О внесении изменений и в закон Пермского края «О потребительской корзине» предполагается заменить срок определения ПК с трёх на пять лет.

Аналогичная логика прослеживается и на федеральном уровне. Федеральный закон от 08.12.2010 № 332-ФЗ «О потребительской

корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 гг.» устанавливает потребительскую корзину на 2011-2012 гг. в составе и объемах, которые предусмотрены предыдущим законом от

31.03.2006 № 44-ФЗ [1, 2].

Очевидно, законодатель решил, что сформирована наиболее эффективная ПК и дальнейшего улучшения ее не требуется. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию ПК Пермского края:

1. С помощью пермских медицинских специалистов обосновать увеличение норм расхода продуктов питания в ПК, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность трудоспособного населения.

2. С точки зрения здравого смысла, жизненного опыта и природно-климатической зоны пересмотреть нормы расхода непродовольственных товаров и услуг (культура, транспорт).

3. В обоснование норм расхода непродовольственных товаров ориентироваться не только на опыт малообеспеченных семей, а хотя бы на среднюю Пермскую семью, лучше же действовать на опережение - выходить на мировые стандарты.

4. Продумать изменение качественного

состава ПК Пермского края, опираясь на опыт других субъектов РФ (например, Свердловской области: учесть в платных услугах реально сложившиеся расходы на услуги: жилье,

коммунальные услуги, транспорт).

5. Изменить практику расчета ряда показателей ПК процентами. Дать их структурный состав.

6. Попробовать в рамках российского законодательства учесть в ПК особенности Пермского края, включив дополнительные, только нам присущие продукты и услуги (с обоснованием и расчетом норм).

7. Целесообразно рассчитывать два

состава корзины. Первая ПК должна состоять из минимального набора, который позволяет человеку просто не умереть, и заложить её в расчёт прожиточного минимума. По сути, это та ПК, которую мы рассчитываем сегодня. Вторая ПК должна отражать более высокий уровень воспроизводства и включать условия, необходимые для комфортного проживания человека в том или ином регионе. Расширенная ПК не должна гарантироваться государством, она призвана служить ориентиром при реализации социально-экономической

политики.

Все предлагаемые изменения должны исходить из цели повышения благосостояния населения Пермского края.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Закон Российской Федерации № 44-ФЗ от 31.03.2006 «О потребительской корзине в целом по РФ». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Закон Российской Федерации № 332-ф3 от 08.12.2010 «О потребительской корзине 20112012 гг. в целом по РФ». [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Социально-экономические модели в современном мире и пути России / под ред. К. Микульского. М., 2005. С. 256.

4. Станишевская С.П. К вопросу о российской потребительской корзине // Проблемы развития юридической науки и российского законодательства: сб. Пермь, 2007. С. 145-150.

5. Станишевская С.П., Губанов Д.А. Взаимосвязь мотивационной функции заработной платы и потребительской корзины в условиях интеллектуализации труда // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2010. Вып. 1 (4). С. 45-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.