Научная статья на тему 'Потребительские бюджеты и их значение для повышения уровня жизни населения'

Потребительские бюджеты и их значение для повышения уровня жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3343
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ДОСТАТОК / РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ / QUALITY OF LIFE / CONSUMER BUDGET / SUBSISTENCE WAGE / STANDARD OF LIVING / PROSPERITY / RATIONAL CONSUMER BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов Андрей Анатольевич, Данилова Вероника Андреевна

Важнейшим критерием оценки эффективности социально-экономической политики государства является уровень жизни населения, представляющий собой одну из наиболее сложных социально-экономических категорий. Понятие «уровень жизни» в широком смысле отражает уровень удовлетворения в определенный период материальных и духовных потребностей людей. Для определения уровня удовлетворения потребление соотносят с минимальными и рациональными нормами потребления. В РФ основным социальным нормативом является прожиточный минимум, который представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Бюджет прожиточного минимума не позволяет в полной мере удовлетворить даже основные жизнеобеспечивающие потребности. В связи с этим необходимо разрабатывать не только категорию «прожиточный минимум», но и более расширенную систему потребительских бюджетов. В статье рассматривается содержание термина «потребительский бюджет», даются предложения по использованию системы потребительских бюджетов для реализации государственной социальной политики, направленной на повышение уровня жизни различных категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most important criterion for evaluating the effectiveness of the socio-economic policy is the standard of living, which is one of the most complex socio-economic categories. The concept of «living standard» in a broad sense reflects the level of people material and spiritual needs satisfaction within a specified period. Consumption is correlated with the minimal and rational norms of consumption to determine the level of satisfaction. In Russia, the main social norm is a living wage, which is the valuation of the consumer basket, as well as mandatory fees and charges. Subsistence wage can not fully satisfy even the most basic life support needs. In this connection it is necessary to develop not only the category of «living wage», but more extensive system of consumer budgets. In this article authors consider the meaning of the term «consumer budget», give suggestions on the use of consumer budgets for the implementation of state social policies aimed at improving the living standards of different groups.

Текст научной работы на тему «Потребительские бюджеты и их значение для повышения уровня жизни населения»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

УДК 330.59

I ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ БЮДЖЕТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ I ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Данилов Андрей Анатольевич, кандидат географических наук, профессор, Данилова Вероника Андреевна, старший преподаватель, nika561@rambler.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The most important criterion for evaluating the effectiveness of the socio-economic policy is the standard of living, which is one of the most complex socio-economic categories. The concept of «living standard» in a broad sense reflects the level of people material and spiritual needs satisfaction within a specified period. Consumption is correlated with the minimal and rational norms of consumption to determine the level of satisfaction. In Russia, the main social norm is a living wage, which is the valuation of the consumer basket, as well as mandatory fees and charges. Subsistence wage can not fully satisfy even the most basic life support needs. In this connection it is necessary to develop not only the category of «living wage», but more extensive system of consumer budgets. In this article authors consider the meaning of the term «consumer budget», give suggestions on the use of consumer budgets for the implementation of state social policies aimed at improving the living standards of different groups.

Важнейшим критерием оценки эффективности социально-экономической политики государства является уровень жизни населения, представляющий собой одну из наиболее сложных социально-экономических категорий. Понятие «уровень жизни» в широком смысле отражает уровень удовлетворения в определенный период материальных и духовных потребностей людей. Для определения уровня удовлетворения потребление соотносят с минимальными и рациональными нормами потребления. В РФ основным социальным нормативом является прожиточный минимум, который представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Бюджет прожиточного минимума не позволяет в полной мере удовлетворить даже основные жизнеобеспечивающие потребности. В связи с этим необходимо разрабатывать не только категорию «прожиточный минимум», но и более расширенную систему потребительских бюджетов. В статье рассматривается содержание термина «потребительский бюджет», даются предложения по использованию системы потребительских бюджетов для реализации государственной социальной политики, направленной на повышение уровня жизни различных категорий населения.

Keywords: quality of life, consumer budget, subsistence wage, standard of living, prosperity, rational consumer budget

Ключевые слова: качество жизни, потребительски бюджет, бюджет прожиточного минимума, уровень жизни, достаток, рациональный потребительский бюджет

Понятие «уровень жизни» в широком смысле определяет потребности людей, а также возможности их удовлетворения. Для определения уровня удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными нормами их потребления, поэтому минимальный стандарт потребления может рассматриваться как граница бедности.

В современной экономической и статистической литературе используются различные подходы для измерения бедности, но многие исследователи сходятся во мнениях, что для оценки материального положения домохозяйств целесообразнее использовать не их доходы, а расходы. Например, А.Е. Су-ринов считает, что «использование в качестве критерия бедности расходов может быть

более оправдано из-за меньших колебаний во времени размеров регулярных расходов по сравнению с доходами, а также более высоким качеством статистических данных о расходах домохозяйств (в сравнении с данными о доходах) из-за стремления скрыть доходы от налогообложения» [5. С. 313]. Таким образом, из-за склонности населения занижать свои доходы в качестве базового показателя для сравнения с границей бедности лучше использовать показатель имеющихся ресурсов домохозяйства, который соответствует сумме денежных расходов и стоимости потребленных товаров собственного производства и товаров, полученных в дар.

Граница бедности может быть представлена в виде минимального набора материальных благ и услуг первой необходимости (основа этого набора — продукты питания, включенные в количестве и качестве, рекомендованном диетологами) и денежной оценки этого набора в виде расходов на его приобретение или в виде дохода, обеспечивающего его приобретение.

Нормативный подход к оценке уровня жизни основан на установлении государством норм потребления в соответствии с рекомендациями экспертов или в соответствии с ресурсными возможностями. В современной России в качестве базовой нормативной единицы (границы бедности) используется прожиточный минимум.

Прожиточный минимум характеризует уровень потребления товаров и услуг, являющийся достаточным для обеспечения жизнедеятельности человека, и определяется на основе научно обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных, непродовольственных товарах и услугах.

Состав минимального набора определяется с учетом следующих факторов:

• рекомендаций по минимальных объемам потребления товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека;

• фактического объема потребления в семьях с очень низким достатком;

• половозрастной структуры населения, состава семей и уровня доходов;

• дифференциации потребления в субъектах РФ, которые определяются природно-климатическими условиями, а так же традициями образа жизни.

Проблемы разработки и практического использования минимальных потребительских стандартов привлекают внимание исследователей уже давно. В СССР идея формирования минимального стандарта потребления активно разрабатывалась отраслевыми и региональными профсоюзами в 1918—1920 годы. С 1919 года началась разработка единого для всей страны потребительского стандарта (прожиточного минимума) в расчете на одного взрослого городского работника. Эти работы были прекращены в 1927 году и возобновлены в 1956 году.

В конце 60-х годов был составлен минимальный потребительский бюджет, который рассматривался в качестве обоснования минимальной заработной платы. Минимальный бюджет определялся нормативным путем. Нормы питания основывались на рекомендациях Института питания АМН, остальные статьи расходов повторяли ассортимент, входящий в рациональные нормы, отличаясь от него более низкой стоимостью включаемых предметов потребления и более длительными сроками их службы. В отличие от западных экспертов, признававших в конечном счете невозможность определения биологических границ потребностей в одежде и обуви, «начинке» жилищ и т. п., нашими специалистами были разработаны подробные, включающие до 300 наименований «научно обоснованные нормы» минимально необходимого количества вещей для каждого члена семьи (детей, подростков, взрослых и стариков). Реальные возможности экономики, закономерности дифференциации уровня оплаты труда практически не учитывались. Этот подход с небольшими вариантами, отражающими субъективные оценки того или иного автора, получил широкое распространение в 70-80-е годы.

Термины «прожиточный минимум» и «черта бедности» стали широко употребляться в России только в 90-е годы XX века (раньше предпочитали говорить о малообеспеченных слоях населения). До 2000 года величина прожиточного минимума в России рассчитывалась в соответствии с Указом Президента России № 210 от 2 марта 1992 года по методике Минтруда России, утвержденной 10 октября 1992 года. Расчет величины прожиточного минимума производился по каждой половозрастной группе населения с учетом минимальной продовольственной корзины по средним ценам продаж товаров предприятиями торгов-

ли, полученными на основе регистрации цен на товары-представители. Величина продовольственной части прожиточного минимума рассчитывалась по домохозяйству в целом в зависимости от числа его членов, их пола и возраста. Досчет до полной величины (включая непродовольственные товары, услуги и налоги) прожиточного минимума осуществлялся в соответствии с заданными методикой соотношениями.

Начиная с 2000 года расчеты прожиточного минимума в Российской Федерации производятся на основе данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги, на основе которых формируется потребительская корзина, а также расходы по обязательным платежам и сборам в соответствии с методикой исчисления величины прожиточного минимума. Мониторинг уровня цен на товары и услуги для определения величины прожиточного минимума осуществляется органами государственной статистики на территории всей Российской Федерации по перечню товаров (услуг), установленному в соответствии с разработанной методикой. Действующие методические рекомендации по расчету прожиточного минимума содержат перечни непродовольственных товаров личного и общесемейного пользования и услуг для основных социально-демографических групп. В минимальный набор непродовольственных товаров личного пользования входят товары, представляющие верхнюю пальтовую группу, верхнюю костюмно-платьевую группу, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия, обувь, школьно-письменные товары (для детей в возрасте 7—15 лет). В минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования входят товары: постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового хозяйственного назначения. В минимальный набор услуг включены жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги и другие виды услуг. Для измерения влияния климата на потребности населения в непродовольственных товарах и услугах территория страны разделена на три зоны, сформированные в зависимости от факторов, влияющих на соответствующие потребности населения.

Главными причинами введения в практику новой методики определения прожиточного

минимума можно назвать, во-первых, необходимость усиления степени объективности при расчетах границах бедности и, во-вторых, «старение» структуры минимальной потребительской корзины. Переход к новой методике привел к повышению прожиточного минимума, по сравнению с ранее действовавшим показателем, на 15% в среднем по всему населению страны, для пенсионеров он повысился примерно на 25%, для детей — на 20%, для трудоспособного населения — на 12%. По мнению некоторых специалистов, «переход на новую методику следует рассматривать как переход на новый стандарт потребления» [6. С. 189].

Очевидно, что в настоящее время бюджет прожиточного минимума не позволяет в полной мере удовлетворить даже основные жизнеобеспечивающие потребности. По мнению аналитиков, современная «потребительская корзина», по сравнению с советским периодом, занижена в 2 раза, и если считать по стандартам СССР, то в категорию бедных попало бы 70% населения.

Деформированная структура потребления продуктов питания характерна для многих социально уязвимых групп населения. Специалисты ИСЭПН РАН сопоставили реальную потребительскую корзину пенсионера с нормами прожиточного минимума. Установлено, что по многим позициям реальное потребление продуктов питания существенно превышает расчетные показатели. Например, пенсионеры потребляют макароны в 1,6 раза, крупу — в 2,6 раза больше, чем установлено в рамках прожиточного минимума. В то же время потребление таких продуктов питания, как сыр, творог составляет только 66,4%, рыбы — 57,5%, овощей — 46% от соответствующих норм потребительской корзины. Очевидно, что многие лица пожилого возраста вынуждены активно потреблять недорогие, но более «сытные» продукты питания, существенно ограничивая себя в отношении более полезных продуктов.

Потребительский бюджет — это, прежде всего, интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг. В связи с этим в настоящий момент необходимо разрабатывать не только категорию «прожиточный минимум», но и более расширенную систему потребительских бюджетов.

В современной экономической литературе авторы выделяют четыре уровня жизни на-

селения, каждому из которых соответствует определенный уровень потребления: достаток (пользование благами, которые обеспечивают полноценное развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление, которое обеспечивает человеку восстановление его физического и интеллектуального потенциала); бедность (потребление благ человеком, необходимых для сохранения работоспособности); нищета (минимально допустимый набор благ и услуг, потребление которых позволяет поддержать жизнеспособность человека). Другие исследователи считают целесообразным рассматривать следующие типы потребительских бюджетов: минимальный (прожиточный минимум), рациональный (оптимальный), материального благополучия (достатка) и фактическая потребительская корзина [5. С. 126].

Наиболее обоснованной нам представляется необходимость разделения понятий «бюджет прожиточного минимума» и «минимальный потребительский бюджет». При таком подходе «минимальный потребительский бюджет» следует рассматривать как верхнюю границу бедности, а «бюджет прожиточного минимума» как нижнюю границу, «физиологический минимум», то есть величину дохода, обеспечивающую на минимальном уровне потребление только продуктов питания, медикаментов, продуктов санитарии и гигиены, оплату жилья и коммунальных услуг.

Необходимо признать, что прожиточный минимум сегодня — это нижняя граница, обеспечивающая физическое выживание, предел, который в случае затянувшегося на долгие годы кризиса вызывает необратимые процессы в жизнедеятельности человека. Необходимо кардинально изменить минимальный стандарт уровня жизни — его качественный состав и размер должен обеспечивать расширенное воспроизводство населения. Прожиточный минимум должен устанавливать право граждан на обращение в органы социальной защиты за получением социальной помощи.

Минимальный потребительский бюджет, в отличие от бюджета прожиточного минимума, включает затраты, необходимые для воспроизводства человека. Такой бюджет отражает более высокий относительно прожиточного минимума, уровень доходов, иную модель организации быта и проведения досуга.

Основными методами построения минимального потребительского бюджета являются нормативный и комбинированный. Кроме того, выработаны методические рекомендации по формированию потребительской корзины минимального потребительского бюджета. На основе разработанной потребительской корзины осуществляется расчет стоимостной величины минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет так же, как прожиточный минимум, определяется каждый квартал в среднем за месяц на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.

Оценивая значение потребительских бюджетов, необходимо учитывать, что в последние годы в российском обществе усиливается социально-экономическая дифференциация и даже поляризация населения. Значит, у потребительского бюджета появилась новая функция — он может использоваться в качестве критерия социального расслоения общества. Практически потребительские бюджеты — это стандарты потребления населения с различным уровнем доходов.

Рациональный потребительский бюджет необходимо рассматривать, прежде всего, как стандарт потребления значительной части населения, относимой к так называемым средним слоям. Данный бюджет — сбалансированная модель потребления, вариант наиболее оптимальной структуры потребительских расходов. Его задача — удовлетворение всех наиболее значимых потребностей человека, среди которых можно выделить:

• потребности в организации полноценного питания;

• потребности в сохранении и укреплении здоровья;

• потребности в жилье с коммунальными благами;

• потребности в обеспеченности домашним и личным имуществом;

• потребности в организации культурного досуга и отдыха;

• потребности в образовании и повышении знаний.

Рациональный потребительский бюджет может использоваться при проведении обследований российского среднего класса. Специалисты постоянно сталкиваются с проблемой разработки комплексной системы критери-

ев выделения среднего класса, которая бы адекватно отражала российскую специфику и в то же время могла применяться при проведении сравнительных исследований. Потребительские стандарты — основа формирования потребительского бюджета — могут дать существенную информацию, в частности, разделить нижние слои среднего класса и верхние слои низшего. Такие попытки уже предпринимаются. По данным ВЦИОМ, в рамках иерархии крупных приобретений, «прожиточным минимумом» можно считать телевизор и пылесос, товарами среднего достатка (рациональным стандартом потребления) — видеомагнитофон, стереосистему, фотоаппарат, миксер,

микроволновую печь, морозильную камеру, компьютер, CD-проигрыватель и новый автомобиль. Особая категория — эксклюзивные товары и предметы роскоши, наличие которых свидетельствует об очень высоком экономическом статусе респондентов.

Ряд исследователей в последние годы активно разрабатывали основные подходы к использованию различных потребительских бюджетов. Предлагается использовать 4 вида бюджетов: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, рациональный потребительский бюджет и бюджет престижного потребления. Каждый потребительский бюджет должен стать основой

Таблица 1

Сфера использования системы потребительских бюджетов в рамках государственной политики

регулирования доходов населения

Вид потребительского бюджета Размер Цели использования Группы населения Объект воздействия

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) Защита самых уязвимых групп населения Многодетные семьи, неполные семьи с детьми, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь, старшее поколение, инвалиды, безработные, бомжи и др. Пенсии, социальные пособия, другие формы государственной социальной помощи малоимущим гражданам

Минимальный потреби тельский бюджет 2-5 БПМ Регулирование уровня бедности, определение критерия минимальной экономической эффективности труда Работники неквалифи циро-ванного и низкоквали фици-рованного труда, часть низкооплачиваемых работников бюджетной сферы и т. п. Минимальный размер оплаты труда

Рациональный потреби тельский бюджет 6-15 БПМ Формирование оптимального стандарта потребления, становление среднего класса Отдельные категории работников бюджетной сферы (управленческие кадры) и внебюджетного сектора экономики (высококвалифицированные рабочие, ИТР, менеджеры среднего звена и т. п.) Средняя заработная плата

Бюджет престижного потребления Более 15 БПМ Совершенствование системы перераспределения доходов, уменьшение поляризации и снижение уровня социальной напряженности в обществе Представители наиболее обеспеченных слоев населения-(бизнес-элита, чиновники высшего ранга и т. п.) Система налогообложения (введение прогрессивного налога на сверхдоходы, предметы роскоши)

для реализации дифференцированной социальной политики, нацеленной на повышение уровня жизни различных категорий населения. Можно выделить несколько основных направлений использования системы потребительских бюджетов (табл. 1).

Бюджет прожиточного минимума должен, прежде всего, стать основой для выработки мер, направленных на сокращение масштабов бедности и оказание социальной помощи категориям населения, традиционно относящимся к «группам повышенного социального риска» — многодетным семьям, неполным семьям с детьми, инвалидам, одиноким пенсионерам и др. Минимальный потребительский бюджет должен быть социальным стандартом потребления, позволяющим трудоспособным гражданам обеспечить хотя бы на минимальном уровне условия для восстановления физических и интеллектуальных сил, развития личности.

Для оценки общего размера заработка с позиций уровня жизни его получателей, недостаточно ориентироваться лишь на прожиточный минимум или минимальный потребительский бюджет, которые применимы в границах простого воспроизводства рабочей силы. Для оценки уровня и структуры потребления представителей самых обеспеченных слоев населения можно использовать бюджет престижного потребления.

Особое значение имеет рациональный потребительский бюджет, определяющий уровень развивающего потребления и оптимального образа жизни. Соответствие заработка этому бюджету свидетельствует о достаточно высоком уровне заработной платы. Обеспечение заработной платы, позволяющей потреблять на уровне рационального потребительского бюджета — важная задача социально-экономической политики государства, решение которой будет способствовать повышению уровня жизни населения.

Таким образом, в настоящее время продолжается процесс формирования различных моделей потребительского поведения, отражающих специфику образа жизни, ценностных ориентации и предпочтений представителей различных социально-демографических групп.

Сегодня можно говорить о наличии определенных стратегий адаптации различных групп потребителей к изменившимся условиям жизнедеятельности, — это стратегия минимизации потребностей, стратегия рационального действия, стратегия престижного потребления. Важнейшей особенностью современной российской действительности является возможность индивидуализации потребительских стратегий. Но лишь незначительная часть населения в последние годы смогла не только увеличить потребление, но и качественно его улучшить. Малообеспеченные граждане постепенно привыкают к заниженным стандартам потребления, отказываясь даже от жизненно необходимых товаров и услуг.

Беспрецедентная поляризация современного российского общества предопределяет необходимость формирования механизмов перераспределения доходов, а значит, следует адекватно оценивать уровень и структуру потребления представителей самых различных слоев населения. В основу современной политики доходов необходимо положить бюджет разного уровня достатка: прожиточный минимум, характеризующий преодоление бедности, минимальный потребительский бюджет, свидетельствующий о достижении социально-приемлемого достатка, рациональный бюджет, определяющий относительно высокий уровень благосостояния (примерно соответствующий модели потребления среднего класса), а также бюджет престижного потребления, отражающий крайне высокий уровень потребления предметов роскоши.

Литература

1. Бобков В.Н. Качество жизни: вопросы теории и практики/Бобков В.Н., Масловский-Мстиславский П.С., Маликов Н.С.; М-во труда и соц. развития РФ. Всерос. центр уровня жизни. М.: Всерос. центр уровня жизни, 2009. 32 с.

2. Давыдова Е.В., ДавыдовА.А. Измерение качества жизни. М.: М ИС. 2003.

3. Осадченко И.А. Оценка населением России качества жизни: Социологическое измерение. М., 2004.

4. Социальная статистика/Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. М.,2006.

5. Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных изменений. М., 2000.

6. Суринов А.Е. Уровень жизни населения России: 1992—2002 гг. (по материалам официальных статистических наблюдений). М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.