20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя С. Пахолага-педагапчныя на-вук1: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
21. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
22. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.
23. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.
24. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
25. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© Маргарян Н.Д.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются новые подходы к развитию информационной образовательной среды. Важным вопросом является повышение ка-
1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
чества образовательного процесса, при помощи которого создаётся единая информационная среда, выполняющая образовательные функции.
Ключевые слова: модернизация школы, ФГОС, информационные технологии, педагог.
В наше время важной проблемой современного общества является проблема модернизации школы, так как внедряются процессы информатизации образования. На сегодняшний день важным вопросом является повышение качества образовательного процесса, при помощи которого создаётся единая информационная среда, который выполняет образовательные функции. Здесь главную роль играет учитель, который сможет выбрать для себя то, что может дать надлежащий эффект в обучении. На сегодняшний день множество учебно-методических комплектов неспособны удовлетворять современные требования. Использовать на уроке только учебник, методическое пособие и рабочую тетрадь, недостаточно, следовательно, необходим переход к реализации системно-деятельностного подхода. Появляется множество специальных элементов, которые позволяют отрабатывать важнейшие практические навыки.
Способность грамотно работать с информацией - это важное требование подготовки учащихся. Модернизация образования имеет требования не только к учащимся, но и к педагогическим работникам. Они должны обладать знаниями при работе с ИКТ, чтобы могли дать необходимые знания учащимся. Повышение квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников включает в себя освоение новых методов работы в преподавании учебных предметов при помощи ИКТ. Каждый метод должен носить в себе практический характер, который направлен, в первую очередь, на использование практического применения информационных технологий. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников при реализации ФГОС должны включать не только обучение работе с компьютером, но и освоение новых методов работы в преподавании учебных предметов с использованием ИКТ-технологии, в том числе освоение проектного метода. Формы и методы работы должны носить практический характер, направленный на использование опыта практического применения информационных и телекоммуникационных технологий, а также проектирования школьной информационной образовательной среды [1; 2].
Исходя из требований ФГОС, а также учитывая тенденции развития ИКТ можно выделить следующие электронные образовательные ресурсы нового поколения:
- использование традиционных образовательных ресурсов в цифровом виде;
- включение программно-технических инструментов и приложений для решения задач и создания продуктов;
- использование интерактивных технологий для взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- возможность формирования собственного образовательного пространства.
В федеральном государственном стандарте предложена современная структура разработки урока, в неё входит подготовка нового урока с использованием ИКТ, но это предполагает наиболее серьёзную подготовку педагога к уроку. В свете новых требований ФГОС, учитель должен проводить урок с помощью всевозможных информационных технологий, в том числе ИКТ, соответственно, он должен уметь всем этим пользоваться:
- управлять учебным процессом;
- создавать и редактировать тексты, электронные таблицы и презентации;
- индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
- описывать исторические данные;
- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
- размещать, систематизировать и накапливать материалы учебного процесса;
- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
- использовать различные вилы и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную подготовку к государственной аттестации;
- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное использование данных, которые формируются в процессе учёбы для решения задач управления образовательной деятельностью.
Работая с ИКТ, у педагога намного больше возможностей в сфере электронного пространства, что помогает ему максимально эффективно организовать работу учащегося. Замечается существенная экономия времени, это способствует творческой и мыслительной активности, при этом также в работу включены все ученики. Урок, на котором используется Интернет, имеет особую структуру:
- вводная часть - педагог рассказывает о том, что требуется от ученика в процессе урока;
- задание - педагог обозначает задачу, которую должен достичь ученик в итоге;
- процесс - педагог описывает шаги, необходимые для выполнения задания;
- ресурсы - педагог предоставляет собственный список Интернет-сайтов, который он сам выбрал для выполнения поставленной задачи;
- оценка - педагог оглашает общие правила оценки результатов работы учащихся;
- выводы - при завершении работы, учащиеся должны проанализировать полученные данные, сделать вывод.
В ходе такого урока учитель выступает в качестве консультанта и эксперта, который направляет весь учебный процесс. Центром самостоятельного учения становятся учащиеся, развивающие в себе навыки информационной грамотности, в этом ему помогает формальная и неформальная практика с поставленными задачами, которые требуют от него поиска и подбора информации из предоставленных ему ресурсов. В первую очередь это активизирует интерес учащихся, они могут проявить свои способности, различные индивидуальные способности [16; 17; 18].
При постоянном использовании информационных ресурсов дети формируют в себе способность работать самостоятельно. В процессе выявляются их способности к освоению и приобретению новых навыков в сфере информационно-поисковой деятельности [3; 4; 5].
Современные требования в образовании заключаются в том, что педагог должен создавать и развивать в детях способность спокойно себя чувствовать в информационно-образовательной сфере, что позволяет им модернизировать свой технологический базис. Преподаватели считают, что традиционные учебные материалы должны следовать наряду с электронными ресурсами, гармонично дополняя друг друга. С помощью информационных технологий возможно решить те педагогические задачи, которые невозможно или очень сложно разрешить традиционными методами.
Применяя ИКТ-технологии в образовательном процессе, открывается возможность для формирования ИКТ-компетентности ученика на разных ступенях образования. В единой информационной образовательной среде, ступени общей ИКТ-компетентности будут сочетаться с предметными ИКТ-компетентностями и со специфическими формами обучения [6; 7; 8].
На сегодняшний день, одним из наиболее важных национальных проектов, которые объявил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, является проект «Образование», который основывается на включение в программу информатизации школ, их внедрение и освоение на ступенях начального и общего образования. Результатом данного нововведения будет являться достижение наиболее высокого качества образовательных услуг, которые будут применимы к общественным запросам и социально-экономическим услугам, которые постоянно меняются и требуют чего-то нового. Главным в проекте «Образование» выдвигается идея реорганизации образовательных учреждений, где будут внедряться новые технические модернизации в
школу, также последующее оснащение их компьютерами, где будет присутствовать всё нужное программное обеспечение [12; 13; 14].
Становление новой информационной системы образования больше всего ориентирован на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, которое будет сопровождаться значительными изменениями педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса, это будет связанно с внесением изменений в содержание технологий обучения. Также это приведёт к адекватному вхождению ребёнка в информационное общество. Компьютеризация - вот что способно повысить эффективность целостность образовательного процесса, общество обретёт множество способностей, которые смогут упростить им жизнь [9; 10; 11; 19].
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что применение компьютерных технологий в современном мире является важной составляющей учебного процесса при обучении не только младших школьников, но также среднего и старшего звена. ИКТ способно преобразовать учебный процесс, сделать его более увлекательным и познавательным. Конечно же, не стоит забывать о том, что чрезмерное использование может плохо отразиться на развитии учащегося.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
5. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костром-
ского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
10. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
11. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
12. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
13. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснян-ская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
14. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -
2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
15. Некрасова Г. Н. Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности: монография. - М.: Изд-во «Школа будущего», 2004.
16. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
17. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
18. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
19. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. -
2016. - № 24-1. - С. 158-162.