Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий период жизни / индивидуальность / куратор / психолого-педагогическая поддержка / student life / individuality / curator / psychological and pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Декина Елена Викторовна

В статье рассматриваются подходы к работе куратора студенческой группы в направлении понимания воспитания студентов как создания условий для саморазвития личности, становления индивидуальности, в том числе в будущей профессии, проектирования оптимальной социально-психологической и социально-культурной среды. Куратор рассматривается как наставник, новатор, пример поведения, взаимоотношений, организации воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE WORK OF THE COURATOR OF THE STUDENT GROUP

The article discusses the approaches to the work of the student group curator in the direction of understanding the education of students as creating conditions for the self-development of the individual, the formation of individuality, including in the future profession, the design of the optimal socio-psychological and socio-cultural environment. The curator is seen as a mentor, innovator, example of behavior, relationships, organization of educational activities.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ»

подросткового и юношеского возраста требует применения новых, более эффективных форм и методов.

Источником положительного сдвига может служить также повышение степени ответственности педагогов и родителей обучающихся образовательных организаций за результат их воспитательных воздействий на подопечных [1; 3].

В работе образовательных организаций и ведомств, заинтересованных в благополучии молодежи, необходимо в первую очередь обратить внимание на условия, формирующие жизненные ценности, в частности, на социальное окружение подростков и юношей и их семей.

Литература

1. Каверина О.В., Великанова Л.П., Коханова С.В. Вопросы психопрофилактики подростковой наркозависимости в ходе учебного процесса и в семье // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Клиническая психология в структуре медицинского образования», 17—19 октября 2013 г. С. 81—93.

2. Майсак Н.В., Подосинников С.А. Концепция профилактики девиаций специалистов с деонтологическим статусом // Современные исследования социальных проблем. [Электронный научный журнал]. 2014. № 3. С. 17.

3. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие, смыслообразование, преемственность поколений: препятствия и ошибки воспитания / Материалы XXV Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». — М.: Психологический институт РАО, 15-16 апреля 2020 г.

4. Подосинникова Е.А. Психологические особенности социальной обусловленности творчества личности // Российский научный журнал. 2010. № 1 (14). С. 131-135.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Декина Елена Викторовна (Тула, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университета им. Л.Н. Толстого. E-mail: kmppedagpgika@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к работе куратора студенческой группы в направлении понимания воспитания студентов как создания условий для саморазвития личности, становления индивидуальности, в том числе в будущей профессии, проектирования оптимальной социально-психологической и социально-культурной среды. Куратор рассматривается как наставник, новатор, пример поведения, взаимоотношений, организации воспитательной деятельности.

Ключевые слова: студенческий период жизни, индивидуальность, куратор, психолого-педагогическая поддержка.

NEW APPROACHES TO THE WORK OF THE COURATOR OF THE STUDENT GROUP

Dekina Elena Viktorovna (Tula, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. E-mail: kmppedagpgika@yandex.ru

Abstract. The article discusses the approaches to the work of the student group curator in the direction of understanding the education of students as creating conditions for the self-development of the individual, the formation of individuality, including in the future profession, the design of the optimal socio-psychological and socio-cultural environment. The curator is seen as a mentor, innovator, example of behavior, relationships, organization of educational activities.

Keywords: student life, individuality, curator, psychological and pedagogical support.

Осознание своей профессиональной позиции как куратора требует сочетания знаний о психологических особенностях студенческого периода жизни, профессионально базовых знаний с инновационностью мышления, практико-ориентированными, проектно-исследовательскими подходами к разрешению проблем, которые складываются в студенческой группе на протяжении всего периода обучения в вузе.

Выделим организационные, содержательные и психолого-педагогические условия работы куратора студенческой группы.

К организационным условиям относится проведение встреч, индивидуальных и групповых консультаций для студентов, привлечение студентов к участию в различных видах внеучебной деятельности и др. Данная группа условий позволяет создать среду для индивидуально-личностного развития студента.

Содержательные условия заключаются в соответствии содержания форм и технологий психолого-педагогической работы запросам современных студентов. С целью формирования индивидуальных маршрутов куратором проводятся мониторинговые исследования, на основе которых выстраиваются направления психолого-педагогической помощи студенту.

Психолого-педагогические условия предполагают специальную организацию взаимодействия куратора со студентами группы через создание особой социально-психологической атмосферы доброжелательности, доверия, настроенности на понимание и диалог. При этом создается пространство взаимоподдержки на пути становления будущего специалиста, своевременной и эффективной помощи студенту, сотрудничества всех участников образовательного процесса. Итогом совместной работы является создание благоприятного психологического климата в студенческой группе, что способствует более эффективному выполнению задач воспитания, обучения и развития студенческой молодежи.

Сформулируем правила работы куратора: правило «понимания» (видеть и слышать каждого студента, способствовать развитию его индивидуальности, в том числе в будущей профессии), правило взаимопомощи (психолого-педагогическое содействие студенту — вместе можно решить любые проблемы), правило оптимизма (вера в каждого студента, его возможности и способности, создание ситуаций успеха), правило настроения (создание благоприятного психологического климата в группе), правило действия (действовать сообща — для куратора важно быть «рядом и чуть впереди»; взаимодействия, а не воздействия).

Термин «курировать» происходит от латинского глагола «заботиться». Куратор студенческой группы оказывает помощь студентам-первокурсникам в период их адаптации к учебно-воспитательному процессе вуза. Для куратора важно способствовать созданию благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе, взаимодействию с психологической службой вуза при проведении занятий на знакомство студентов друг с другом, формированию межличностных отношений и т.п. [2] Успешность деятельности куратора определяется знанием статусно-ролевых позиций студентов, особенностей формальной и неформальной подструктуры общения и факторов, влияющих на адаптацию студентов [1].

Привлечение студентов к какому-либо виду деятельности способствует актуализации творческой составляющей в учебно-воспитательном процессе вуза, их интереса к науке и практике, развитие профессионально важных качеств будущих специалистов и т.п., что, в свою очередь, обусловливает взаимозависимость и взаимодополняемость обучающей и воспитательной деятельности куратора.

По мнению В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, в студенческом возрасте важно «нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности»

[3, с. 323], становление индивидуальности, в том числе в будущей профессии, которую можно определить как потребность и способность к профессиональному самопознанию и саморазвитию, профессиональному целеполаганию и целереализации. К системе психолого-педагогической деятельности, обеспечивающей процессы индивидуализации студентов, можно отнести психолого-педагогическую поддержку — оказание помощи в организации сотрудничества студента и профессионально-образовательной среды вуза в процессах самопознания, творческой самореализации и т.п.

Деятельность куратора способствует созданию оптимальных условий для саморазвития личности студента. При индивидуальном подходе к студентам группы на первый план выходят индивидуальные особенности (обучающиеся с ОВЗ, талантливая молодежь, сироты и др.). Условиями реализации индивидуального подхода являются мониторинг различных аспектов студенческой жизни, учет индивидуальных качеств студента при определении эффективных воспитательных стратегий и др. Например, к особенностям сопровождения студентов с ОВЗ можно отнести актуализацию профессионального самоопределения, профессиональных целей с учетом направления подготовки, адаптацию содержания профессионального образования с учетом возможностей студента, требований к профессии, помощь в трудоустройстве и т.п. Куратор оказывает помощь в проектировании индивидуальной траектории талантливого студента, социализации и адаптации к различным ситуациям, самореализации и т.п.

Процесс воспитания студента осуществляется через создание оптимальной социально-психологической и социально-культурной среды, включение его в творческую, научную, будущую профессиональную деятельность, мотивы которой зарождаются еще на первом курсе, сопровождение индивидуальной траектории профессионального образования. При этом важно научить студента занимать рефлексивную позицию.

В студенческом возрасте активно продолжается процесс профессионального самоопределения. На первом курсе важно обратить внимание на содержание, например, через участие в добровольческой деятельности студент может попробовать себя в будущей профессии, развить профессионально важные качества.

Важным направлением работы куратора является поддержка молодой студенческой семьи, взаимодействие не только с молодой семьей, но и со студенческой молодежью, которым предстоит сделать важный шаг на пути создания семьи.

Куратор не должен оставаться в стороне от формирования актива студенческой группы, выстраивании взаимодействия актива группы и студенческого совета факультета, владеть информацией о конкурсах проектов, грантов, статей и т.д., для этого важно самому иметь опыт участия в подобных конкурсах, знать нормативные документы, тренды развития молодежной политики.

На старших курсах обучения актуализируются вопросы выстраивания профессиональной карьеры, организация стажировок, трудоустройство выпускников.

Выделим функции работы куратора: диагностическая (анкетирование, мониторинговые исследования по различным проблемам студентов, использование полученных результатов для формирования личности); функция целеполагания и целереализации (совместное со студентами выстраивание индивидуальных траекторий профессионального образования, планирование воспитательной деятельность); творческая функция, предполагающая расширение деятельности куратора в управлении развитием индивидуальности студента, содействие саморазвитию личности; функция контроля и коррекции, направленная на самоанализ и совершенствование своей деятельности.

В настоящее время актуально обращение к куратору как наставнику. Наставник способен стать для наставляемого студента тем, который окажет комплексную поддержку на пути социализации и индивидуализации, поиске индивидуальных жизненных целей

и путей их достижения, в раскрытии возможностей для саморазвития. В основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога, конструктивного партнерства, непосредственная передача личностного и практического опыта от куратора к студенту.

Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Технология наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра проблем студентов: выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения мотивированности к учебе, преодоление трудностей с адаптацией, принятием решений и др. Позицию наставника можно определить как сопровождающую, поддерживающую процесс профессионального индивидуального образовательного поиска, проектирования индивидуальной траектории. В этом направлении важно расширить знания кураторов о роли наставничества, вооружить кураторов студенческих групп методическими рекомендациями, повысить уровень их профессиональной подготовки.

Куратор как новатор использует инновационные психолого-педагогические технологии. Важность отношения к обучающимся как к ценности образования и воспитания, субъекту обучения, инициатору процесса собственного учения влечет за собой и выбор инновационных практик, которые позволяют достичь главной цели — подготовки высококвалифицированного специалиста. В настоящее время рассматривается специфика использования дистанционных технологий в контексте взаимодействия куратора и студентов группы. Дистанционное сопровождение позволяет своевременно консультировать студентов по актуальным вопросам, информировать родителей о возникновении той или иной проблемы. Социальные сети позволяют куратору быть мобильным, находиться в общем информационном поле со студентами.

Куратор студенческой группы является образцом деятельности, межличностного общения, организации внеучебной работы. Будущий педагог получает опыт организации воспитательной работы не только через учебный процесс и организацию различных практик, но и через личное участие во внеучебной деятельности, непосредственное взаимодействие с куратором группы. Воспитание и формирование личности на основе общественных традиций и ценностей становится обязательным компонентом в учебных программах по предметам, в школах также вводится должность советника по воспитательной работе для внедрения интересных воспитательных элементов в учебный и внеучебный процесс, взаимодействия с социальными партнерами. Учитывая эти обстоятельства, будущий педагог должен быть всесторонне готов к поддержке инициатив и индивидуальности учащихся.

Таким образом, кураторство является важным направлением воспитательной работы вуза. Для куратора важно постоянно обновлять свои компетенции, заниматься самообразованием.

Литература

1. Гарбузова Г.В., Радченко С.И., Соколова М.Г. Психолого-педагогические и организационные основы работы кураторов студенческих групп // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 12. С. 72-79.

2. Декина Е.В., Шалагинова К.С. Анализ ожиданий студентов-первокурсников от профессии педагога и возможности их развития в учебно-воспитательном процессе вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN420.pdf

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.