Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ: АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ: АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячко Вячеслав Вячеславович, Зернов Владимир Алексеевич, Дарда Игорь Владимирович

Рассматриваются изменения, которые произойдут в процедуре государственной аккредитации с марта 2022 года. Выделяются положительные моменты и возможные проблемы. Анализируются показатели и критерии их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горячко Вячеслав Вячеславович, Зернов Владимир Алексеевич, Дарда Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE STATE ACCREDITATION PROCEDURE: ACCREDITATION INDICATORS - AREAS OF IMPROVEMENT

The changes that will occur in the state accreditation procedure from March 2022 are being considered. The positive aspects and possible problems are highlighted. The indicators and criteria for their evaluation are analyzed.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ: АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

001: 10.18137/РМи.НЕТ.21.11-12.Р.002 УДК 378

Горячко В.В.,

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Зернов В.А., Дарда И.В.,

Российский новый университет

Новые подходы к процедуре государственной аккредитации: аккредитационные показатели -направления совершенствования

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.11.2021 № 1094 «Об утверждении аккре-дитационных показателей по образовательным программам высшего образования» [5] поставил точку в давних дебатах и спорах о трансформации процедуры государственной аккредитации. Это, без преувеличения, революционный поворот в процедуре государственной аккредитации, измене-

ния которой вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Исходя из утвержденного перечня аккредитационных показателей, очевидным является начальный принцип, положенный Минобрнауки и Рособрнадзором при их определении - получение критериальных значений без участия образовательных организаций с использованием данных, нашедших отражение в существующих отчетных формах (ВПО1,

ВПО2, 1НК), мониторингах, рейтингах и др.

Такой подход, ввиду изменения предмета оценки при проведении процедуры государственной аккредитации в связи с принятием Федерального закона № 170-ФЗ [3] (государственная аккредитация будет проводиться на определение соответствия аккредитацион-ным показателям, а не требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), позволяет не только снять с вузов, без преувеличения, огромную нагрузку, связанную с подготовкой различного рода документов, но и исключить фактор субъективизма экспертов в оценке выполнения тех или иных требований ФГОС. В новых реалиях влияние человеческого фактора на результат государственной аккредитации будет сведено к минимуму, что позволит сделать ее максимально открытой и прозрачной.

Поскольку, как отмечалось выше, информация по аккредитацион-ным показателям входит в ряд отчетных форм и мониторингов, ежегодно собираемых Министерством науки и высшего образования РФ, то становится возможным не только их статический сбор и анализ, но и прослеживание ди-

© Горячко В.В., Зернов В.А., Дарда И.В., 2021

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ: АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГОРЯЧКО ВЯЧЕСЛАВ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ Российская Федерация, Москва

проректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: развитие образования, качество образования, конкурентоспособность отечественных вузов, управление системой образования. Автор более 40 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]

VYACHESLAV V. GORYACHKO Moscow, Russian Federation

Vice-Rector of the Lomonosov Moscow State University. Research interests: development of education, quality of education, competitiveness of domestic universities, management of the education system. Author of more than 40 published scientific papers. E-mail address: [email protected]

ЗЕРНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Российская Федерация, Москва

доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, ректор Российского нового университета. Сфера научных интересов: государственно-частное партнерство, критерии конкурентоспособности, качество образования, экономика высшей школы, влияние электромагнитного излучения на живое существо. Автор более 250 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]

VLADIMIR A. ZERNOV Moscow, Russian Federation

Doctor of Technical Sciences, Full Professor, Corresponding member of the Russian Academy of Education, Rector of the Russian New University. Research interests: public-private partnership, quality of education, economics of higher education. Author of more than 250 published scientific papers. E-mail address: [email protected]

ДАРДА ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ Российская Федерация, Москва

доктор технических наук, профессор, проректор по качеству образования и аккредитации Российского нового университета. Сфера научных интересов: обеспечение качества образования, законодательство в сфере образования. Автор более 130 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]

IGOR V. DARDA Moscow, Russian Federation

Doctor of Engineering Sciences, Full Professor, Vice-Rector for Quality of Education and Accreditation of the Russian New University. Research interests: ensuring the quality of education, legislation in the field of education. Author of more than 130 published scientific papers. E-mail address: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются изменения, которые произойдут в процедуре государственной аккредитации с марта 2022 года. Выделяются положительные моменты и возможные проблемы. Анализируются показатели и критерии их оценки. Ключевые слова: государственная аккредитация, аккредитационные показатели, качество образования.

Abstract. The changes that will occur in the state accreditation procedure from March 2022 are being considered. The positive aspects and possible problems are highlighted. The indicators and criteria for their evaluation are analyzed. Keywords: state accreditation, accreditation indicators, quality of education.

намики их изменения: уменьшаются или увеличиваются баллы единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) абитуриентов, как меняется количество лиц профессорско-преподавательского состава, имеющих ученые степи и/или звания, какова доля работодателей, привлекаемых к ведению образовательного процесса, каковы показатели трудоустройства выпускников и так далее.

Еще одной отличительной чертой нового подхода к процедуре государственной аккредитации яв-

ляется отказ от 100 % выполнения всех требований - сегодня даже незначительное отклонение от требований ФГОС ведет к принятию отрицательного решения, а с 1 марта 2022 года вступит в силу балльный подход к принятию решения: набрано по образовательной программе не менее 90 баллов из 145 возможных для направлений подготовки бакалавриата или специалитета / 135 возможных для направлений магистратуры -положительное решение о государственной аккредитации.

В Таблице 1 приведены аккредитационные показатели в соответствии с приказом [5]. (Авторы несколько сократили перечень и формулировки отдельных аккре-дитационных показателей, не меняя их смысла).

Еще одной новацией, закрепленной Федеральным законом № 170-ФЗ - ст. 104 [3], является проведение аккредитационного мониторинга, предметом которого является систематическое стандартизированное наблюдение за выполнением организациями, осу-

ществляющими образовательную деятельность, аккредитационных показателей.

Аккредитационный мониторинг также будет проводиться по каждой реализуемой образовательной программе, но его показатели несколько отличаются от аккредитационных показателей (см. Таблицу 1). Для его успешного прохождения необходимо набрать не менее 70 баллов. Также выполнение аккредитационных показателей, правда всего 2, будет являться индикатором для принятия Рособ-рнадзором решения о проведении федерального государственного контроля образовательной деятельности - пороговое значение выполнения показателей составляет 60 баллов.

Как часто будет проводиться аккредитационный мониторинг пока не ясно, можно лишь предположить, что скорее всего его периодичность будет составлять год-два, что позволит Минобрнауки и Ро-собрнадзору держать «руку на пульсе», оперативно отслеживать качественные аспекты организации образовательного процесса и степень востребованности выпускников вуза на рынке труда.

Теперь о самих аккредитационных показателях. Федеральный закон № 170-ФЗ [3] определил, что целью государственной аккредитации является подтверждение аккредитационным органом соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, установленным аккредитационным показателям.

Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [4] качество образования определил как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным тре-

бованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Исходя из приведенных определений вполне логично предположить, что аккредитационные показатели должны, во-первых, учитывать требования ФГОС, а, во-вторых, отражать отдельные аспекты удовлетворенности полученным образованием либо самого выпускника, либо его работодателя [1].

Если с этой точки зрения посмотреть на утвержденные аккредитационные показатели, то можно констатировать, что при принятии решения о государственной аккредитации учитываются первые шесть показателей (см. Таблицу 1), причем показатели 1, 2 и 6 относятся к образовательной организации в целом, а показатели 3-5 - к образовательной программе, но к ФГОС имеют отношение только показатели 2-4.

Аккредитационный показатель «Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска...», имеет опосредованное отношение к удовлетворенности потребителем качеством полученного образования, поскольку не означает трудоустройства именно по полученной специальности. Таким образом ставится знак равенства между трудоустройством и степенью достижения планируемых результатов образовательной программы с точки зрения удовлетворенности и самого выпускника, и его работодателя, хотя сам факт трудоустройства ни о чем не говорит, кроме того, что выпускник работает, а вот кем, где, по специальности или нет, хорошо или плохо и так далее остается за рамками показателя.

Если говорить именно об удовлетворенности работодателя уровнем подготовки молодых специалистов, то единственным приемлемым, с нашей точки зрения,

вариантом является не показатель трудоустройства, а наличие профессионально-общественной аккредитации образовательной программы. Именно она не только определяет соответствие содержания реализуемой образовательной программы требованиям профессиональных стандартов и регионального рынка труда, но и оценивает уровень подготовки обучающихся к профессиональной деятельности. Это связано с тем, что в процессе проведения подобной аккредитации осуществляется независимая оценка получаемых студентами знаний и умений, а также проводится собеседование и с выпускниками по конкретной образовательной программе, и с их работодателями. Поэтому можно констатировать, что профессионально-общественная аккредитация является индикатором признания качества образования профессиональным сообществом.

В этой связи в дальнейшем (срок действия приказа установлен до 01.09.2024 [5]) представляется целесообразным заменить анализируемый аккредитационный показатель, например, на такой: «Наличие профессионально-общественной аккредитации по заявленной образовательной программе» с критерием его выполнения: «имеется» - 10 баллов и «не имеется» - 0 баллов.

Следует отметить, что аккредитационные показатели 2 и 6 из Таблицы 1 носят достаточно формальный характер, поскольку не содержат конкретных требований ни к электронной информационно-образовательной среды (далее -ЭИОС), ни к внутренней системе оценки качества образования.

Если же обратиться к актуализированным ФГОС 3++ по направлениям/специальностям подготовки высшего образования, например, по направлению 01.03.05 Статистика [6] (а требования к функциональным характеристикам ЭИОС во всех ФГОС 3++ высшего образования идентичны), то можно увидеть, что ЭИОС должна обеспечивать:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ: АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

• доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик; электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик;

• формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.

В случае реализации образовательной программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ЭИОС должна дополнительно обеспечивать:

• фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

• проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

• взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

Можно предположить, что методические рекомендации по расчету и применению аккредитацион-ных показателей (далее - Методические рекомендации), которые должны быть разработаны Миноб-рнауки не позднее февраля 2022 года, будут содержать развернутую характеристику данного и других показателей. Если этого не произойдет, то можно предложить в следующей версии перечня ак-кредитационных показателей (при условии, что он в ней сохранится) изменить его наименование, сформулировав, например, так: «Наличие электронной информационно-образовательной среды, отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта по реализуемой образовательной про-

грамме». Критерии выполнения данного показателя целесообразно определить не как «имеется» и «не имеется», а «соответствует требованию ФГОС» - 10 баллов и «не соответствует требованию ФГОС» - 0 баллов.

Но нельзя не отметить и тот факт, что определить степень соответствия ЭИОС образовательной организации требованиям ФГОС, используя только данные из отчетных форм, предоставляемых образовательной организацией в Минобрнауки или Рособ-рнадзор, нельзя. Здесь без участия экспертов, привлекаемых к проведению аккредитационной экспертизы, обойтись не удастся.

То же касается и аккредитаци-онного показателя «Доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы, сформированной из фонда оценочных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленной образовательной программе». В качестве положительного момента следует отметить отказ Росаккре-дагентства от использования при проведении аккредитационных процедур собственных оценочных материалов по общекультурным и универсальным компетенциям.

Нами ранее уже указывалось на недопустимость проведения таких оценочных процедур по причине того, что образовательные организации по одинаковым направлениям/специальностям подготовки имеют разные учебные планы со своим набором учебных дисциплин и компетенций, закрепленных за ними. При этом одни и те же компетенции могут быть отнесены к различным учебным дисциплинам и, как следствие, иметь различные индикаторы их достижения, вследствие чего оценочные материалы не могут носить универсальный характер и объективно оценивать степень освоения компетенций [2].

Ввиду того, что профессиональные компетенции при реа-

лизации образовательных программ, разработанных на основе ФГОС 3++, выбираются с учетом обобщенных трудовых функций выбранного (ых) профессиональ-ного(ых) стандарта(ов) и/или на основе рекомендаций профессионального сообщества, то обоснованным является и сам факт использования для проведения оценочных процедур оценочных материалов, разработанных именно образовательной организацией.

При работе над выполнением данного аккредитационного показателя необходимо определиться не только с перечнем и количеством компетенций, по которым такая оценка будет проводиться (универсальные? Общепрофессиональные? Профессиональные?), но и с тем, кто должен оценивать валидность оценочных средств образовательной организации перед проведением оценочных процедур (эксперт, привлекаемый к процедуре государственной аккредитации? Федеральное учебно-методическое объединение? Работодатели?).

В качестве альтернативного можно рассмотреть вариант, когда вуз представляет заключение о валид-ности оценочных материалов, выданное организацией, включенной Министерством науки и высшего образования РФ в перечень организаций, имеющих право проводить профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ [7]. Будет ли это отражено в разрабатываемых Минобрнауки Методических рекомендациях?

Если говорить о возможной (необходимой!) законодательной трансформации процедуры государственной аккредитации в будущем, то стоит вернуться к существовавшей до недавнего времени практике, когда возможность прохождения государственной аккредитации до первого выпуска

Таблица 1

Аккредитационные показатели

Наименование показателя Значение показателя Количество баллов Государственная аккредитация (> 90 баллов) Аккредита- ционный мониторинг (> 70 баллов) Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования (> 60 баллов)

1. Средний балл ЕГЭ обучающихся, принятых по его результатам на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалите-та за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (не применяется для основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) > 66 баллов 10 + +

от 60 до 65 баллов 5

< 60 баллов 0

2. Наличие электронной информационно-образовательной среды имеется 10 + +

не имеется 0

3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, награды, международные почетные звания или премии, в общей численности педагогических работников, участвующих в реализации соответствующей образовательной программы высшего образования > 60% 20 + +

от 50% до 59% 5

< 50% 0

4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области), в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования соответствует ФГОС 20 + +

не соответствует ФГОС 0

5. Доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы, сформированной из фонда оценочных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность по заявленной образовательной программе > 65% 75 + +

от 55% до 64% 40

< 55% 0

6. Наличие внутренней системы оценки качества образования* имеется 10 + + +

не имеется 0

7. Доля обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе высшего образования, от общей численности обучающихся, поступивших на обучение по соответствующей образовательной программе > 70% 10 +

от 50% до 69% 5

< 50% 0

8. Доля выпускников, выполнивших обязательства по договорам о целевом обучении по соответствующим направлениям подготовки/ специальностям высшего образования, от общего количества выпускников, обучавшихся по договорам о целевом обучении > 50% 10 +

от 30% до 49% 5

< 30% 0

9. Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования (не применяется для основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) > 75% 20 +

от 50% до 75% 10

< 50% 0

* Наличие внутренней системы оценки качества образования оценивается в 20 баллов.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ: АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ - НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

специалистов из вуза следует исключить ввиду принципиальной невозможности оценки качества подготовки выпускников.

Аккредитационный показатель «Наличие внутренней системы оценки качества образования» с критериями оценки «имеется» и «не имеется» не только не относится к выполнению требований ФГОС или удовлетворенности уровнем подготовки выпускника по образовательной программе, но также нуждается в конкретизации. Сам факт наличия в образовательной организации такой системы (пусть даже ее описание размещено на официальном сайте в информационной сети Интернет), ни о чем не говорит. Реально ли в вузе эта система работает, насколько она эффективна и имеет обратную связь? Все эти и иные вопросы не находят отражения в формулировке показателя. Здесь также не обойтись без экспертного мнения. А с учетом того, что в соответствии с приказом Минобрнау-ки [5] этот показатель (наряду с ак-кредитационной процедурой по направлению/специальности подготовки) учитывается и при проведении аккредитационного мониторинга, и при принятии решения о проведении контрольно-надзорных мероприятий, очевидным является тот факт, что контроль его выполнения с использованием различных отчетных форм, представляемых образовательной организацией, или мониторинга сайта вуза не даст нужного результата.

С учетом вышесказанного, представляется целесообразным при последующих итерациях корректировки аккредитационных показателей данный показатель исключить.

Аккредитационный показатель, определяющий средний балл ЕГЭ обучающихся, принятых по очной форме как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств на образовательную программу, не имеет никакого отношения ни к ФГОС, ни к удовлетворенности образо-

ванием, поэтому в дальнейшем он должен быть из перечня показателей исключен. Но, поскольку до 1 сентября 2024 года (а может и далее) он будет иметь законную силу, то Методические рекомендации использования аккредитационных показателей должны детально прописать информацию о его расчете - за год? два года? за период реализации образовательной программы?

Аккредитационный показатель «Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, награды, международные почетные звания или премии, в общей численности педагогических работников, участвующих в реализации соответствующей образовательной программы высшего образования», также нуждается в детальной проработке и конкретизации. Теоретически возможен вариант, что образовательная программа реализуется по всем трем формам обучения (очной, очно-заочной и заочной) и совершенно не факт, что кадровый состав по каждой из них одинаков и по формам обучения, и по годам набора. Поэтому Методические рекомендации должны дать ответ, как именно этот показатель должен рассчитываться.

Аналогичные вопросы возникают и к аккредитационному показателю «Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области), в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках дальнейшего совершенствования аккредитационных показателей можно предложить внести в данный показатель измене-

ние - заменить союз «и» во фразе «.. .из числа руководителей и работников организаций...» на «и/или». Данная формулировка однозначно определяет, что, как минимум, один руководитель профильной (реализуемой образовательной программы организации) должен привлекаться к образовательному процессу, но ввиду большой загруженности и занятости руководителей факт такого привлечения достаточно проблематичен,да и не оправдан.

При расчете аккредитационного показателя «Доля обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе высшего образования, от общей численности обучающихся, поступивших на обучение по соответствующей образовательной программе» необходимо учесть изменение контингента, связанное не только с отчислением обучающихся, но и с уходом в академический отпуск и возвращением из него, переводом внутри вуза (с одного направления/специальности подготовки на другое, изменение формы обучения) и между образовательными организациями. С нашей точки зрения, Методические рекомендации должны содержать указание на то, что расчет данного показателя должен учитывать общий контингент студентов, осваивающих определенную образовательную программу в рамках всех форм обучения.

Кроме того, особое внимание необходимо уделить вопросу обучения по образовательным программам в рамках сетевого договора. В соответствии с требованиями приказа Минобрнауки и Министерства просвещения РФ [8] студенты, обучающиеся по сетевой образовательной программе и зачисленные в базовую организацию, в период реализации части программы в образовательной организации-участнике являются также ее обучающимися и на период реализации части программы в образовательной организации-участнике из базо-

вой организации не отчисляются. Представляется целесообразным учитывать таких студентов только в базовой организации, а в организации-участнике к расчету не принимать.

Безусловно, опыт применения аккредитационных показателей при проведении процедуры государственной аккредитации в новых условиях на период до 1 сентября 2024 года не только выявит все

положительные и отрицательные стороны показателей, но и создаст предпосылки для их изменения и совершенствования Методических рекомендаций по их применению в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горячко В.В., Зернов В.А., Дарда И.В. Новые подходы к процедуре государственной аккредитации: аккредита-ционные показатели // Высшее образование сегодня. 2021. № 7-8. С. 11-18.

2. Дарда И.В., Зернов В.А. Перспективы государственной аккредитации вузов в контексте «регуляторной гильотины» // Высшее образование сегодня. 2020. № 6. С. 2-7.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: федеральный закон от 11 июня 2021 года ФЗ-170. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400789843/ (дата обращения: 26.11.2021).

4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.11.2021).

5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111290001 (дата обращения: 26.11.2021).

6. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 августа 2020 г. № 1032 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.05 Статистика». URL: http://http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%20 3++/Bak/010305_B_3_31082020.pdf (дата обращения: 29.11.2021).

REFERENCES

1. Goryachko V.V., Zernov V.A., Darda I.V. Novye podhody k procedure gosudarstvennoj akkreditacii: akkreditacionnye po-kazateli [New approaches to the state accreditation procedure: accreditation indicators]. Higher education today. 2021. No. 7-8. P. 11-18. (in Russian).

2. Darda I.V., Zernov V.A. Perspektivy gosudarstvennoj akkreditacii vuzov v kontekste «regulyatornoj gil'otiny» [Prospects of state accreditation of universities in the context of the «regulatory guillotine»]. Higher education today. 2020. No. 6. P. 2-7. (in Russian).

3. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 11 iyunya 2021 goda FZ-170 [On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal law «On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation»: Federal law of June 11, 2021 FZ-170]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400789843/ (date of the application: 26.11.2021). (in Russian).

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ [On education in the Russian Federation: Federal law of December 29, 2012 No. 273-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (date of the application: 27.11.2021). (in Russian).

5. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 25 noyabrya 2021 g. № 1094 «Ob utverzhdenii akkreditacionnyh pokazatelej po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1094 dated November 25, 2021 «On approval of accreditation indicators for educational programs of higher education»]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202111290001 (date of the application: 26.11.2021). (in Russian).

6. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 14 avgusta 2020 g. № 1032 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgo-tovki 01.03.05 Statistika» [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1032 dated August 14, 2020 «On approval of the Federal State educational standard of Higher Education - Bachelor's degree in the field of training 01.03.05 Statistics»]. Available at: http://http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/010305_B_3_31082020.pdf (date of the application: 29.11.2021). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.