Научная статья на тему 'Новые подходы к профориентационной работе'

Новые подходы к профориентационной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старогородцева Марина Юрьевна, Смирнова Наталья Валерьевна, Бусыгина Ирина Владимировна

В статье представлен опыт профориентационной работы в Туринском многопрофильном техникуме, раскрываются новые подходы к ее организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches in career guidance work

The article presents the experience of career guidance in Turinsky multidisciplinary College, revealed new approaches to its organization.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к профориентационной работе»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

Новые подходы к профориентационной работе

СТАРОГОРОДЦЕВА Марина Юрьевна,

заместитель директора по УМР Туринского многопрофильного техникума,

г. Туринск (Свердловская область)

СМИРНОВА

Наталья

Валерьевна,

заместитель директора по УПР Туринского многопрофильного техникума,

г. Туринск (Свердловская область)

БУСЫГИНА Ирина

Владимировна,

преподаватель Туринского

многопрофильного

техникума,

г. Туринск (Свердловская область)

Рост объемов производства, старение рабочих кадров на предприятиях, дефицит молодых квалифицированных специалистов - реалии нашего времени. За последние годы рабочие специальности и профессии утратили престиж среди молодежи, однако уже сегодня можно констатировать, что при наличии высокой квалификации представители рабочих профессий могут обеспечить себе достойную, материально обеспеченную жизнь.

В настоящее время проблема молодежи на рынке труда Туринского городского округа и района остается крайне серьезной. Наблюдается большой отток молодых людей 16-18 лет на обучение в областные города, в которых они чаще всего остаются после получения образования. Слабое знание мира профессий и ситуации на рынке труда, выбор профессии на «авось» нередко приводят молодых людей в ряды безработных в областных городах, а то и в ряды правонарушителей. При этом в маленьких городах, таких как Туринск, и в сельской местности рабочие профессии, специальности очень востребованы.

Аннотация

В статье представлен опыт профориентационной работы в Туринском многопрофильном техникуме, раскрываются новые подходы к ее организации

Ключевые слова:

профориентация, профессиональное определение, этапы профориен-тационной работы

Цель и задачи

От качества профориентационной работы зависит, каким будет контингент студентов в нашем техникуме, с каким объемом зна-

ний и мотивацией придет выпускник школы в учебное заведение. От этого также зависит его дальнейшее обучение и квалификационные качества, конкурентоспособность и возможность адаптации на рынке труда.

Цель профориентационной работы в техникуме — повышение имиджа учебного заведения.

Задачи профориентационной работы:

- изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента техникума;

- повышение информированности учащихся школ о востребованных профессиях / специальностях;

- пропаганда уровня образовательной деятельности техникума;

- создание привлекательного образа техникума в Туринском городском округе;

- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ Туринского городского округа и работодателями;

- формирование у учащихся и выпускников школ мотивационной основы для получения среднего профессионального образования;

- формирование информационной среды профессиональной ориентации.

Профориентационная работа проводится с учетом востребованности профессий, специальностей в Туринском городском округе. В связи с этим мы попытались создать систему эффективной профориентационной деятельности, направленной на формирование активной, социально ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда. Профориентационной работой в нашем образовательном учреждении занимается не только педагогический коллектив, но и студенты техникума.

В деле профориентации существует своя «классика»: так, трудно ставить под сомнение эффективность проведения Дней открытых дверей или встреч специалистов техникума со школьниками. Ну а появлению интересных современных форм профориентационной работы способствует деятельность творческих педагогов и инициативных студентов. Например, в техникуме разработано несколько методик профориентационной деятельности, которые применяются как по отдельности, так и в комплексе.

Этапы

Рассмотрим особенности каждого этапа проведения профориентационной работы.

1. Организационный этап

Для реализации данного этапа были привлечены студенты нашего техникума, ведь ни один преподаватель или мастер производственного обучения образовательного учреждения не мо-

В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

жет представить обучение в техникуме так, как представляют его сами подростки. Так была сформирована инициативная группа и разработана программа реализации проекта по профориентации, в которой были обозначены основные задачи, на что будет направлена наша деятельность.

Инициативная группа собрала и проанализировала информацию о будущих выпускниках 9-х и 11-х классов. Были опрошены директора школ города и района, получены сведения от работодателей о потребности в квалифицированных кадрах, проанализирована информация о потребности в специалистах рабочих профессий в Туринском городском округе (по данным Центра занятости Туринского городского округа), проведена встреча со специалистом по профессиональному обучению Центра занятости.

Для получения положительного результата от реализации проекта на стадии организационного этапа мы должны были:

- осознать, что мы хотим получить, воплотив на практике систему профориентации (для техникума, для нас, для целевой аудитории, на которую направлен проект);

- запланировать, как мы будем реализовы-вать систему (какие виды деятельности будут направлены на это);

- выявить, какие трудности могут возникнуть при реализации системы профориентации;

- составить перечень мероприятий, которые могут дать положительный результат при реализации системы;

- проанализировать полученные результаты.

2. Деятельностный этап

На данном этапе для преподавателей и мастеров производственного обучения, выезжающих за пределы Туринского городского округа, участниками инициативной группы был подготовлен справочный материал о техникуме (буклеты, памятки абитуриенту, объявления о подготовительных курсах, о поступлении в техникум, информация о квалификационных характеристиках), подготовлены выступления агитбригад.

Студенты создали презентации о профессиях, которые можно получить в нашем техникуме, сопроводив их стихами; провели увлекательные экскурсии по техникуму. Для совершенствования мастерства экскурсовода инициативной группой было принято решение об участии в конкурсе «Экскурсовод», который ежегодно проводится Домом-музеем декабристов, а также об организации мастер-классов.

В рамках Дня открытых дверей была проведена выставка «Наши работы», на которой были представлены работы, выполненные студентами техникума. Также студентами были изучены квалификационные характеристики профессий, подготовлен фотоматериал для подготовки информационных стендов для абитуриентов.

3. Заключительный этап

На данном этапе были подведены итоги приемной кампании, проанализированы трудности.

Результатом систематизированной работы по профориентации, по нашему мнению, можно считать следующее.

Для техникума

- повышение имиджа образовательного учреждения;

- выполнение контрольных цифр приема;

- повышение конкурентоспособности техникума на рынке образовательных услуг.

Для участников инициативной группы

- развитие личностного потенциала и творческих способностей;

- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

- умение работать в группе, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию своей деятельности;

- овладение навыками поиска информации и обработки ее средствами вычислительной техники.

Для целевой аудитории

- осознанный выбор будущей профессии;

- выбор нашего образовательного учреждения для получения профессии, специальности.

Положительные перемены

По итогам реализации проекта были получены следующие результаты:

- число принятых абитуриентов с 2013 года выросло на 32,56%;

- увеличился приток абитуриентов из сельской местности на 15,7%, в том числе из прилежащих районов Туринского района — на 8,94%, из других областей — на 4,3%.

Итак, можно сделать вывод: успешная профориен-тационная работа способствует повышению конкурентоспособности образовательного учреждения.

Слабое знание мира профессий и ситуации на рынке труда, выбор профессии на «авось» нередко приводят молодых людей в ряды безработных, а то и в ряды правонарушителей

От качества профориентационной работы зависит, каким будет контингент студентов в техникуме, с каким объемом знаний и мотивацией придет выпускник школы в учебное заведение

Появлению интересных современных форм профориентационной работы способствует деятельность творческих педагогов и инициативных студентов

Литература

1. Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 203 с.

2. Профориентация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: «Академия», 2010. — 496 с.

3. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе: Методическое пособие. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.