профессиональное образование
практической деятельности организации, другая работала в учебной аудитории, затем студенты обменивались впечатлениями, сравнивали способы разрешения профессионально-экономических ситуаций); выступали в роли преподавателя в «День самоуправления», проводили микролекции «Виды кредита», «Права и обязанности главного бухгалтера», «Текущее планирование». На данном этапе в основном использовался такой метод педагогической помощи, как сопровождение.
Таким образом, экспериментальная работа обоснованно показала, что педагогический потенциал образовательного процесса в системе СПО в формировании профессиональной грамотности будущего специалиста экономической сферы эффективно реализуется при соблюдении преподавателем принципов доступности, профессионализма, субъектности и диалогического общения в ходе таких этапов, как мотивацион-но-диагностический, информационно-ценностный, деятельностный.
список литературы
1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М. : Академия, 2006.
2. Власюк И.В., Казакова А.Ф. Реализация потенциала среднего профессионального образования в формировании профессиональной грамотности специалиста экономической сферы / // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2013. № 9(84). С. 111-167.
3.Колесникова И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания. Л., 1988.
4. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя : дис. в виде науч. докл. ...
д-ра пед. наук. Волгоград, 1998.
* * *
1. Boryitko N.M. Diagnosticheskaya deyatelnost pedagoga : ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy / pod red. V.A. Slastenina, I.A. Kolesni-kovoy. M. : Akademiya, 2006.
2. Vlasyuk I.V., Kazakova A.F. Realizatsiya potentsiala srednego professio-nalnogo obrazovaniya v formirovanii professionalnoy gramotnosti spe-tsialista ekonomicheskoy sferyi / // Izv. Volgogr. gos. ped. unta. Ser. : Ped. nauki. 2013. № 9(84). S. 111-167.
3. Kolesnikova I.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovyi sovremennogo pro-tsessa vospitaniya. L., 1988.
4. Sergeev N.K. Teoriya i praktika stanovleniya pedagogicheskih kompleksov v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya uchitelya : dis. v vide nauch. dokl. ... d-ra ped. nauk. Volgograd, 1998.
Principles and methodology of formation of professional competence of students specializing in economics in the system of secondary professional education
There are revealed the principles of pedagogic support in formation of professional competence of students specializing in economics. There rae given the examples of these principles in teacher's work, described the stages of the principles in the system of secondary professional education.
Key words: professional competence, principles of pedagogic support, stages of formation of professional competence.
(Статья поступила в редакцию 15.09.2014)
С.А. ЛАЗАРОВ, Д.О. ВОРОБЬЕВ (Оренбург)
новые подходы к применению кинолектория как эффективной формы преподавания философии в медицинском вузе
Рассматривается кинолекторий как форма интенсификации учебно-воспитательной работы и образовательного процесса. Доказывается, что гуманитарные науки требуют интерактивных форм работы, включающих в себя современные мультимедийные технологии (научно-популярные фильмы и средства обратной коммуникации).
Ключевые слова: преподавание, учебно-воспитательная работа, мультимедийная технология, кинолекторий.
Преподавание философии в медицинском вузе всегда специфично и имеет ряд особенностей. Это связано, прежде всего, с тем, что, как правило, философия является одним из важнейших звеньев среди других гуманитарных дисциплин. Философия и методология науки - отправной пункт для будущих врачей,
© Лазаров С.А., Воробьев Д.О., 2015
- известия вгпу. пе,
планирующих стать учеными-медиками. вводя студентов в курс истории философии, диалектики, онтологии, преподаватели кафедры философии должны понимать, что, объясняя философский материал, они обязаны делать отсылки не только к другим гуманитарным дисциплинам (например, брать оттуда подходящие примеры), но и обращаться к тем основным дисциплинам, которые создают специфическую образовательную среду вуза. среду, основанную на медицинских науках, развитие которых невозможно без философии.
Говоря о преподавании философии в медицинском вузе, мы должны ясно понимать положение этого предмета. несмотря его безусловную важность, закрепленную в образовательном стандарте, преподаватели должны осознавать вспомогательную составляющую данного предмета среди основных и специальных предметов, исходя из профиля вуза. однако такое положение ни в коем случае не должно приводить преподавателя к ложному выводу о том, что эта роль предмета предполагает стандартный подход в виде вопросно-ответной и тестовой форм, в отсутствии творческих задач. все это не требует как от преподавателя, так и от студента нелинейного, гибкого мышления и усилий для развития форм специфического научного мышления.
наоборот, возникающие перед преподавателем трудности должны интенсифицировать его работу в рамках повышения качества преподавания учебного материала. Преподаватель должен не вызывать у студента интерес к предмету административными и институциональными шагами, а предлагать интересные формы работы, возможность обратной коммуникации (актуального вызова информационного общества). но опять же, эти формы работы, как и само назначение предмета, не должны вредить основным предметам, задания должны быть сбалансированы и исходить не только из личных качеств студента, но, прежде всего, из того, что студенту также необходимо получать необходимую образовательную нагрузку в рамках специальных и основных предметов. новый ФГос, как и предыдущие, требует от преподавателя качественного знания своего предмета, которое затем передается опытно студентам, через познание необходимого учебного материала.
По нашему мнению, одним из методов привлечения внимания студентов к изучаемому
гогические науки -
предмету и качественного освоения учебного материала является проведение кинолектория. как правило, кинолекторий представляет собой один из вариантов учебно-методической работы со студентами. силами преподавателей кафедры организуются все текущие технологические аспекты (аудитория, списки присутствующих, домашние заготовки в виде доклада-предисловия или доклада-вывода). необходимо также позаботиться о наличии работающего мультимедийного оборудования и, естественно, сценария мероприятия.
сценарий мероприятия — самая важная часть этого вида учебно-методической работы. Прежде всего, в нем прописывается регламент мероприятия, обозначается цель и выделяются задачи, а также дается краткая аннотация кинолектория (с тезисным описанием смысла показываемого фильма) и в качестве итога описываются задания для студентов после просмотра фильма.
Нзначально при организации кинолектория была поставлена такая цель, как приобщение студентов к мировому философскому наследию через постижение авангардных и арт-хаусных кинолент, а также небольших по объему философских кинопритч. Мы полагаем, что современное сознание студента переполнено образами-клипами и медийными штампами, которые разрушают процесс познания или делают его непозволительно упрощенным. классическая подача материала через трансляцию учебных фильмов, созданных ранее, имеет крайне затрудненный характер. к сожалению, студенты фактически не воспринимают материал, т. к. они ждут яркую глянцевую и понятную картинку вместо смыслосодержательного аспекта. Авангард и арт-хаус, как мы полагаем, несмотря на сложный базис, позволяют раздвинуть рамки медийного мышления и через метафорическое прочтение смысла фильмов развивать в себе творческое, критическое и философское мышление.
очень важно здесь отметить то, что подобранные нами фильмы не просто являются игровыми, они действительно созданы авторами-философами (например, в. кобриным) и соответствуют требованиям образовательного стандарта, содержат в себе те смысловые блоки, которые затем при анализе позволят студентам яснее понять суть философствования. Фильмы также подходят под возрастные критерии и требования морали и нравственности. кроме того, подобранные нами кинопроизведения охваты-
профессиональное образование
вали, как правило, не одну тему, а несколько и имели межпредметный характер, связывая в себе не только гуманитарные предметы, но и специальные (например, фильм в. кобрина «Самоорганизация живых систем» соединяет в себе такие темы, как «Философия науки», «Синергетика», «Биологические системы организма» и «Психопатологии человека», и предлагает конвергенцию философии, биоэтики и биологии).
кинокритик ольга Горностаева так оха-растеризовала данные кинопроизведения: «Кинематограф Кобрина — загадка. Бесконечная зашифрованность непрерывно меняющихся изображений. Каскад цвета, форм, игра многозначных символов...» [1]. Кобрин не случайно считается основоположником авангарда научно-популярного кино. Несмотря на то, что его документальные фильмы были одобрены АН СССР и Министерством образования, они выглядят поистине необычными - сюрреализм на фоне «застоя», нетривиальная подача как антитеза художественному соцреализму [3]. Помимо рациональных максим философии и логики научного познания, студент-зритель знакомится с эстетикой ушедшей эпохи. Задачей кинолектория также является попытка вызвать у студента интерес к подобному формату кино [4]. В то время, когда массовая культура и социальные медиа уменьшают познавательные способности молодого поколения, только парадоксальные формы, развивающие творческую интуицию и интеллектуальный вкус, могут нивелировать последствия клипового мышления.
Машинное бессознательное, разлитое в информационной среде, превращает сознательную личность в автоматический субъект, в потребителя-бота. Социальные медиа, электронные СМИ и т.д. ориентированы на массовое, обезличенное сознание. Кинолекторий -это малый, приватный формат коммуникации. «Холодные общества не знают своей истории, она не встроена в самый механизм, производящий текст. А в горячем обществе история в такой мере влияет на построение текста, что заново начинают изобретать — во избежание повторений — не только новые тексты, но и новые языки (Хлебников, Арто). Это же относится и к науке века, непрерывно сменяющей модели мира (что особенно наглядно видно в физике)» [Там же, с. 345-347].
Сценарий мероприятия предполагал, что в начале кинолектория и в середине между показами двух фильмов (две части «Самоор-
ганизации живых систем» в. Кобрина) были прочитаны два доклада, которые стали вводной и поясняющей частью кинолектория соответственно. После просмотра все желающие смогли выразить свое мнение, а также задать преподавателям кафедры вопросы. затем студентам была задана индивидуальная творческая работа - написать эссе по впечатлениям от просмотренных фильмов, которое не только содержало бы в себе описание своих эмоций и переживаний, но также и имело бы качественный аспект. Студенты, рефлексируя, анализируют увиденное и затем пишут аргументированное мнение. После написания они могут отсылать свои работы в сообщество кафедры философии, размещенное в социальной сети «вконтакте» (там создана соответствующая тема обсуждения и анализа студенческих эссе другими студентами). Модераторы сообщества (а ими являются преподаватели кафедры) четко выдерживают дисциплину и рамки дискуссии, чтобы в случае острых споров студенты не допускали оскорблений и ненормативной лексики. После обсуждения, во время которого студенты обучаются аргументированной критике другой точки зрения, лучшие, по мнению студентов, работы анализируются преподавателями кафедры с выделением наиболее удачных. Последние затем премируются опубликованием в рамках международных студенческих конференций. работы остальных студентов также не остаются незамеченными, они получают необходимые баллы, которые помогают при сдаче экзамена по предмету «Философия», входят в портфо-лио. Таким образом, достигается качественный мотивационный подход в учебной и индивидуальной творческой работе студента. Кроме того, организационный и творческий компоненты качественно повышают и квалификацию преподавателя.
все это приводит нас к выводу о том, что кинолекторий в рамках преподавания гуманитарных дисциплин в непрофильном вузе становится методом, качественно повышающим уровень знаний студента в рамках изучаемых дисциплин, позволяет задействовать различные уровни мышления студента во время работы, развивать его мотиваци-онную сферу. И конечно, влияет непосредственно и на работу преподавателя, повышая качество обучения путем синергии знаний преподавателей и студентов в рамках проводимого мероприятия.
- известия вгпу. пе,
список литературы
1. Горностаева O. уникум // Искусство кино. 1997. № 12 [Электронный ресурс]. URL : http:// www.cobrin.divenvrsk.org/article/unikum.html (дата обращения: 16.10.2014).
2. Иванов Б.Б. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4 : Знаковые системы культуры, искусства и науки. М. : Яз. слав. культуры, 2007.
3. Ковалов O. новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. СПб., 2001. Т. 2 [Электронный ресурс]. URL : http://www. cobrin.divenvrsk.org/article/newest_history.html (дата обращения : 16.10.2014).
4. Ямпольский М. Кинематограф аллегории // Киноведческие записки. 2001. № 50 [Электронный ресурс]. URL : http://www.cobrin.divenvrsk.org/ article/kinematograf_allegorii.html (дата обращения : 16.10.2014).
* * *
1. Gornostaeva O. Unikum // Iskusstvo kino. 1997. № 12 [Elektronnyiy re-surs]. URL : http://www.cobrin. divenvrsk.org/article/unikum.html (data obrascheniya: 16.10.2014).
2. Ivanov V.V. Izbrannyie trudyi po semiotike i istorii kulturyi. T. 4 : Znakovyie sistemyi kulturyi, iskusstva i nauki. M. : Yaz. slav. kulturyi, 2007.
3. Kovalov O. Noveyshaya istoriya ote-chestvennogo kino. 1986—2000. Kino i kontekst. SPb., 2001. T. 2 [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www. cobrin.divenvrsk.org/article/newest_history.html (data obrascheniya : 16.10.2014).
4. Yampolskiy M. Kinematograf allegorii // Kinovedcheskie zapiski. 2001. № 50 [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.cobrin.divenvrsk.org/ article/kinematograf_allegorii.html (data obrasche-niya : 16.10.2014).
New approaches to cinema lecture use as the effective form of teaching philosophy at a medical higher school
There is considered such a form of intensification of educational work and learning process as cinema lecture. There is proved that the humanities require interactive forms of work including the modern multimedia technologies (popular science films and of feedback means).
Key words: teaching, educational work, multimedia technology, cinema lecture.
(Статья поступила в редакцию 6.11.2014)
гогические науки -
М.Н. ИВАНЕНКО (Волгоград)
идейно-теоретические аспекты педагогического наследия мэтью арнольда
Даны краткие биографические сведения об английском педагоге Мэтью Арнольде. Охарактеризована философская составляющая его педагогического наследия. Представлены мировоззренческие позиции автора, которые легли в основу его педагогических взглядов.
Ключевые слова: культура, совершенство, идея, «соответствующий», критика, общество.
В настоящее время отечественное образование претерпевает значительные изменения, которые обусловлены экономическими, политическими и социальными условиями в российском обществе. Главной ценностью становится человек, развитие его личности, что подтверждается различными государственными документами, такими как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) и др. Обозначенное вызывает необходимость поиска нового образовательного идеала, определяющего цели, задачи и ориентиры педагогической деятельности современной России.
в то же время поиск новых основ современного российского образования стимулирует переосмысление опыта, накопленного в данной сфере. В этой связи актуальность приобретает обращение к историко-педагогическому наследию как отечественной, так и зарубежной педагогики, сохраняющемуся в виде идей, традиций, теоретических подходов. Различным аспектам данного вопроса посвящены работы Г.Б. Корнетова, Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, С.В. Куликовой, М.В. Савина, В.К. Пичугиной и др. Так, исследованием феномена традиции в истории педагогики занимается М.В. савин, который определяет педагогическую традицию как «целостное исторически сложившееся педагогическое явление, представляющее неотъемлемую часть национальной культурной среды, обеспечивающей непрерывность развития педагогической теории и практики» [2, с. 97]. Между тем под научным руководством ученого осуществляются
© Иваненко М.Н., 2015