Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 129-135. Economic Systems. 2022;15(2(57)):129-135.
ТРУД И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Научная статья УДК 338.24
DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-129-135
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И КОРЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕСА
Марина Борисовна Жернакова1, Татьяна Юрьевна Кротенко2^, Ирина Анатольевна Румянцева3
1 2- 3 Государственный университет управления, Москва, Россия
Аннотация. Цель исследования - рассмотреть проблемы и возможности обеспечения бизнеса специалистами и руководителями, обладающими профессиональными компетенциями, соответствующими уровню современной экономики и адекватными складывающейся ситуации. В статье выявлены основные тенденции изменений в условиях деятельности бизнеса, в том числе нестабильность внешней среды, потребность в постоянных изменениях, стремительность этих изменений, цифровизация, требующая от работников специальных компетенций. Проанализированы некоторые концепции непрерывного образования. Предложено решать проблему несоответствия профессиональных компетенций и отсутствия желания профессионального и личностного развития у работников выстраиванием системы непрерывного образования. Методологической основой для анализа, обобщения и выводов выступили исследования иностранных и российских ученых и практиков в области теории управления, образования в течение жизни. В статье подводятся некоторые итоги изучения готовности молодежи к дополнительному профессиональному образованию в области цифровизации, полученные в ходе исследования, проведенного в Государственном университете управления.
Ключевые слова: общество знаний, цифровизация, непрерывное образование, изменения, бизнес, методы управления, профессиональное развитие
Для цитирования: Жернакова М.Б., Кротенко Т.Ю., Румянцева И.А. Новые подходы к подготовке современных руководителей в условиях цифровизации экономики и коренных изменений условий деятельности бизнеса // Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С.129-135. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-129-135.
© Жернакова М.Б., Кротенко Т.Ю., Румянцева И.А., 2022
LABOR AND SOCIAL SPHERE
Original article
TRENDS IN THE TRAINING OF MODERN LEADERS
Marina B. Zhernakova1, Tatyana Yu. Krotenko2H, Irina A. Rumyantseva3
1 2' 3 State University of Management, Moscow, Russia
Abstract. The purpose of the study is to consider the problems and opportunities for providing business with specialists and managers with professional competencies that correspond to the level of the modern economy and are adequate to the current situation. The article identifies the main trends of changes in the business environment, including the instability of the external environment, the need for constant changes, the rapidity of these changes, digitalization, which requires special competencies from employees. Some concepts of continuous education are analyzed. It is proposed to solve the problem of the discrepancy between professional competencies and the lack of desire for professional and personal development among employees by building a system of continuous education. The methodological basis for the analysis, generalization and conclusions was the research of foreign and Russian scientists and practitioners in the field of management theory, lifelong education. The article summarizes some of the results of studying the readiness of young people for additional professional education in the field of digitalization, obtained in the course of a study conducted at the State University of Management.
Keywords: knowledge society, digitalization, continuous education, changes, business, management methods, professional development
For citation: Zhernakova M.B., Krotenko T.Yu., Rumyantseva I.A. Trends in the training of modern leaders. Economic Systems. 2022;15(2(57)):129-135. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-202215-2-129-135.
Введение
Стремительные изменения, происходящие в политике, экономике, социуме, информационном пространстве, очень сильно влияют на деловую среду, бизнес и производственную деятельность людей. Совершенствование технологий и информационных систем, высокая скорость изменений, вызывающая необходимость быстрого принятия решений, требуют от руководителей не только наличия профессионализма и определенных личностных качеств, но и постоянного развития. В связи с этим возникает проблема подготовки специалистов, способных отвечать современным требованиям.
По вопросам успешного ведения бизнеса и эффективного управления проведено множество исследований и опубликовано большое количество работ. Однако с течением времени, с изменением ситуации рецепты успешности меняются.
Рост крупных и средних компаний сегодня обеспечивают высокие технологии, основанные на знаниях. Еще во второй половине ХХ века в американской социологии было введено понятие «общество, основанное на знаниях». По смыслу, в теории, человек в таком обществе получает знания из разнообразных источников. При этом на пути к жизненным целям люди совершенствуют свои знания. Они чаще всего руководствуются объективной истиной, используя основы представлений о природе, обществе, человеке.
Знания формируют потенциал экономического роста, обеспечивают переход к постиндустриальному обществу. При этом, с одной стороны, инновации возникают как результат научных разработок, т. е. берут начало в науке, поскольку именно она является главным источником всего нового и передового, но, с другой стороны, «вес общества», который, как правило, измеряется в GDP и степени занятости, неуклонно сдвигается в область знаний. В настоящее время под «обществом знаний» понимается социум, в котором главным продуктом является знание, а не капитал или рабочая сила. При этом признается, что знание - это ресурс, который имеет свойство воспроизводиться бесконечно [3]. Таким образом, в качестве базового аспекта признается экономический аспект знаний, в связи с чем начал использоваться термин «экономика, основанная на знаниях». Знания в такой экономике составляют основу развития и обеспечения высокой конкурентоспособности любой социальной системы. В то же время высокотехнологичная продукция и квалифицированные услуги способствуют повышению благосостояния членов общества.
Другой тенденцией, наблюдаемой сегодня в практике человеческой деятельности, в том числе в бизнесе, является высокий темп разного рода изменений. В настоящее время чрезвычайно быстро устаревают профессиональные знания, становятся непригодными некоторые методы ведения бизнеса и методы управления, происходят серьезные изменения во внешней среде компаний и, как следствие, возникает необходимость быстрой, оперативной реакции на изменения [2, 4].
Еще одним направлением изменений является цифровизация. Если рассматривать этот процесс применительно к бизнесу и управленческой деятельности, то становится очевидным, что для них проявлениями цифровизации становится внедрение новых производственных технологий, технологий сбора, обработки информации и отчасти - принятия решений.
Основная часть
Изменения в условиях деятельности организаций влекут за собой необходимость изменений в управлении этими организациями. Можно утверждать, что сегодня меняется запрос на уровень профессионализма и личные качества управленцев [5]. Это формирует особый запрос для сферы образования.
Сегодня подготовка специалистов в области управления ведется в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. Существуют многочисленные, хотя и несистемно выстроенные учреждения, занимающиеся повышением квалификации. Кроме того, значительную часть профессиональных знаний управленцы по-прежнему получают в процессе приобретения профессионального опыта непосредственно на рабочих местах. В то же время современные изменения в характере и содержании труда требуют постоянного развития работника, в том числе повышения его квалификации и обучения. Взрывной характер изменений оставляет людям очень мало времени на адаптацию. При этом очень часто необходимы не просто повышение квалификации, а переподготовка. Требованием времени становится непрерывное образование.
Непрерывное образование сегодня реализуется в разных вариантах, которые отличаются друг от друга видом и содержанием обучения. Каждый из них претендует на системность, соперничает с другими в образовательно-политическом поле и подчеркивает относительную независимость объекта от структур формального образования, отход от практики длительного обучения в стенах одного учебного заведения.
В настоящее время непрерывное образование - одно из главных направлений научных исследований в области образования в целом. К идее непрерывности обращаются зарубежные и отечественные педагоги-практики, психологи, исследователи и экспериментаторы. Тем не менее, несмотря на известность многих теоретических положений, непрерывное образование остается самым масштабным, сложным и противоречивым исследовательским пространством в теории и практике образования. Непрерывное образование - это и философская теория, в которой обучение длится для индивида всю его жизнь. Это и огромная область психолого-педагогической практики, где человек постоянно и целенаправленно осваивает социокультурный опыт поколений. Это и принцип координации работы образовательных институтов государства и регионов. Наконец, это всеобъемлющая мировая социокультурная тенденция с определенным способом мышления.
Сегодня мы можем констатировать перелом в системе ценностей, касающейся образования. В нынешней ситуации внеинституциональное и спонтанно организованное образование является более гибким по срокам, формам и содержанию. При этом оно параллельно удовлетворяет разнообразные культурные потребности разных категорий потребителей образования, стимулирует развитие нестандартного мышления и более восприимчиво к новым технологиям обучения. Клубы при музеях и театрах, курсы на базе библиотек, даже телевизионные передачи и т. д. действуют за рамками институциональной системы, точечно реагируют на запросы людей, но при этом щедро открывают человеку новые образовательные горизонты. По сути, впервые говорится об «информаль-ном» образовании, включающем всевозможные виды учебной деятельности, не связанные целенаправленными процессами организации и координации. Подобный тип образования, который может реализоваться в индивидуальном или
групповом варианте, в настоящее время получил признание, поскольку он отвечает установкам и моделям поведения нашего современника.
В настоящее время необходимо усовершенствовать систему подготовки управленцев в системе формального образования и обеспечить эффективное функционирование системы непрерывного повышения квалификации (при необходимости - переподготовки) работников.
Важно отметить, что сегодня уже сложилась традиция рассматривать непрерывное образование как комплексный процесс, цель которого - обеспечение поэтапного всестороннего развития личности. Он включает в себя элементы «формального» (т. е. специально организованного) обучения и самообразования.
Непрерывное образование должно быть реализовано в целом комплексе образовательных учреждений, основанных на разных формах собственности. Этот комплекс в целом должен составлять и обеспечивать содержательное и организационное единство, взаимосвязь и преемственность различных звеньев и ступеней образования, в том числе обеспечивать повышение квалификации работников или их необходимую переподготовку. Этот сложнейший конгломерат должен учитывать реальные и перспективные социально-экономические, технико-технологические потребности, геополитические и национально-региональные особенности и, самое главное, - личностно значимые образовательные цели, способности и возможности человека.
Важнейшей целью непрерывного образования являются получение и постоянное обновление необходимых профессиональных компетенций для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности каждым работником. В связи с этим в Государственном университете управления в течение нескольких лет проводились исследования для изучения степени осознания потребности в цифровых профессиональных компетенциях студентами, обучающимися на различных управленческих специальностях университета. Так, один из проведенных опросов был направлен на оценку наличия у них осознанной потребности в изучении и применении конкретных информационных технологий. В опроснике студентам было предложено оценить потребности будущих руководителей в изучении и применении конкретных информационных технологий для обеспечения успешного функционирования организации. Опросник был построен таким образом, что включал семь видов информационных технологий, конкретные инструменты внутри каждого вида и дополнительную строку с названием «Другое», позволяющую опрашиваемым обозначить те виды и инструменты, которые не вошли в опросник.
Обработка полученных данных показала, что первое место по количеству выборов - у языков программирования, второе место заняли различные средства анализа данных, третье место - у корпоративных 1Т-систем, четвертое место заняли базы данных, пятое - маркетинговые инструменты продвижения продукта в социальных сетях. В разрезе учебных групп только в одном случае выбор по различным средствам анализа данных превысил выбор языков программирования.
Во всех остальных группах пять самых востребованных видов IT совпадают с получившимися в итоговой строке.
Анализ также показал, что выбор опрашиваемыми уже применяемых видов IT меньше, чем тех, которые студенты полагают необходимыми в будущем. Это говорит об осознании студентами усиливающегося тренда цифровизации в будущем.
Заключение
В целом результаты исследования позволили сделать вывод, что будущие специалисты в области управления организациями вполне определенно осознают необходимость овладения компетенциями в области информационных технологий.
Способности, желания и возможности огромного количества людей обучаться в течение всей своей жизни - это те значимые характеристики образовательных тенденций, которые должны учитываться органами государственной власти и управления в любой развитой стране как колоссальный источник потенциала для развития человеческого капитала на национальном уровне.
Список источников
1. Антонов С.А., СавченкоА.В., Казеева О.Г. Цифровая экономическая безопасность российских организаций, отраслей и России в целом // Вестник университета. 2019. № 8. С. 25-31.
2. Гибадуллин А.А. Формирование стратегии перехода российского электроэнергетического комплекса на инновационный путь развития // Инновационная деятельность. 2019. № 1 (48). С. 26-35.
3. Кузьмина Е.Ю. Цифровые компетенции современного персонала // Развитие концепций управления : материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 43-45.
4. Шарипов Ф.Ф. Анализ и оценка государственных федеральных и региональных программ развития приграничных территорий с точки зрения теории экосистем бизнеса // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2020. Т. 19, № 4. С. 64-72.
5. RaichenkoA.V., GromovaO.N., SundukovaG.M. Creation and use of management resources based on corporate digital platform // Socio-economic Systems: Paradigms for the Future. Springer International Publishing, 2021. С. 1221-1229.
References
1. Antonov S.A., Savchenko A.V., Kazeeva O.G. Digital economic security of Russian organizations, industries and Russia as a whole. Vestnik universiteta = Bulletin of the University. 2019;(8):25-31. (In Russ.).
2. Gibadullin A.A. Formation of a strategy for the transition of the Russian electric power complex to an innovative path of development. Innovacionnaya deyatel'nost' = Innovative activity. 2019; (1(48)):26-35. (In Russ.).
3. Kuzmina E.Yu. Digital competencies of modern personnel. Development of management concepts : materials of the International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2021. Р. 43-45. (In Russ.).
4. Sharipov F. F. Analysis and evaluation of state federal and regional programs for the development of border territories from the point of view of the theory of business ecosystems. Uchenye zapiski Rossijskoj Akademii predprinimatel'stva Scientific = Notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2020;19(4):64-72. (In Russ.).
5. Raichenko A.V., Gromova O.N., Sundukova G.M. Creation and use of managerial resources based on a corporate digital platform. Socio-economic systems: paradigms of the future. Springer International Publishing, 2021. Р. 1221-1229.
Информация об авторах
М.Б. Жернакова - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры теории и организации управления; Т.Ю. Кротенко - кандидат философских наук, доцент, 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни, доцент кафедры теории и организации управления;
И.А. Румянцева - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры теории и организации управления.
Information about the authors
M.B. Zhernakova - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 - economy and management of the national economy, associate professor of the Department «Theory and Organization of Management»;
T.Yu. Krotenko - Ph.D. in philosophical sciences, associate professor, 22.00.06 - sociology of culture, spiritual life, associate professor of the Department «Theory and Organization of Management»; I.A. Rumyantseva - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 - economy and management of the national economy, associate professor of the Department «Theory and Organization of Management».
Статья поступила в редакцию 22.03.2022; одобрена после рецензирования 26.03.2022; принята к публикации 06.04.2022.
The article was submitted 22.03.2022; approved after reviewing 26.03.2022; accepted for publication 06.04.2022.