СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Жернакова М.Б., Кротенко Т.Ю., Румянцева И.А.
ЖЕРНАКОВА Марина Борисовна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры «Теория и организация управления», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
КРОТЕНКО Татьяна Юрьевна - кандидат философских наук, доцент, 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни, доцент кафедры теории и организации управления, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
РУМЯНЦЕВА Ирина Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры «Теория и организация управления», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель исследования - анализ влияния онлайн-технологий управления на возможность применения классических принципов, методов и способов организации управленческой деятельности в современных условиях. В статье рассмотрены проблемы организации управления в дистанционных формах его реализации, в том числе вопросы деловых коммуникаций, дистанционного решения текущих вопросов управления, трансформаций в мотивированности работников, изменений в эффективности их работы. Во время анкетирования по авторской методике выявлены проблемы и отношения к онлайн-управлению респондентов, работающих в онлайн-среде. Методологической базой для анализа, обобщения и выводов по результатам исследования стали работы зарубежных и отечественных ученых и практиков, касающиеся теории и организации управления. Также в работе были использованы материалы официальных сайтов исследовательских и образовательных учреждений мира, имеющих в названии материалов термины «цифровизация», «онлайн-управление», «онлайн-решения». В результате исследования даны ответы на вопросы: должна ли меняться организация процесса управления? каких аспектов деятельности касаются изменения? каковы перспективы онлайн-управления?
Ключевые слова: цифровизация управления, методы управления, принципы управления, технологии управления, решения для онлайн-управления, технологии онлайн-управления.
Для цитирования: Жернакова М.Б., Кротенко Т.Ю., Румянцева И.А. Современные инструменты организации управленческой деятельности: онлайн-технологии управления // Экономические системы. 2021. Том 14. № 4 (55). С. 37-42. DOI 10.29030/2309-2076-202114-4-37-42.
Экономические системы. 2021. № 4
Еоопот/о Эуз!етз. 2021. N0.4
Введение
В настоящее время наблюдается ускоренное внедрение в практику управления организациями онлайн-технологий управления. Это связано с все большим использованием полностью или частично удаленной, дистанционной работы сотрудников. В 2020 г. пандемия коронавируса и сопутствующая экономическая ситуация обусловили рост интереса к оп//пе-управлению бизнесом и ускоренное становление систем оп//пе-управления [1. С. 64].
Основой современного развития оп//пе-управления является не просто циф-ровизация бизнеса, а интеграция системы управления бизнес-процессами, корпоративной системы и функциональных подсистем, а также инновационных технологий и сервисов по автоматизации бизнес-процессов. Для большинства компаний использование систем оп//пе-управления стало неотъемлемой частью как внутренних бизнес-процессов, так и процессов взаимодействия с клиентами и партнерами [2. С. 153].
Вопросы, которые сегодня ставит практика перед теорией управления, являются принципиальными и касаются множества аспектов деятельности организаций [3. С. 128]. В их числе такие: должна ли меняться организация процесса управления? чего конкретно касаются изменения в работе при дистанционном управлении организациями? каковы перспективы онлайн-управления? насколько быстро надо реагировать на изменения? являются ли эти изменения временными или нет?
Основная часть
В исследовании проведен анализ изменений в организации управления, связанных с переходом организаций на преимущественно дистанционную форму управления. Внимание было сосредоточено на вопросах эффективности деловых коммуникаций, восприятия работниками дистанционной формы взаимодействия, эффективности взаимодействия и сотрудничества в условиях дистанционного управления, результативности работы.
В данном исследовании мы рассматривали вопросы организации управления в условиях дистанционных форм его реализации, в том числе вопросы деловых коммуникаций, дистанционного решения текущих вопросов управления, изменений в мотивированности работников, изменений в эффективности их работы.
В ходе исследования было проведено анкетирование представителей бизнеса, государственных предприятий и представителей науки в целях выявления проблем и отношения работающих к онлайн-управлению. Среди опрошенных 25% составили руководители разных уровней, 27% - работающие в разных организациях специалисты различных профессий, 35% - представители науки, 13% - учащиеся учебных заведений высшего образования. Все респонденты на момент опроса имели опыт работы в онлайн-среде.
Текст анкеты для респондентов включал 37 вопросов, касающихся возможностей работника и его комфортности перехода на удаленную работу; качества
онлайн-общения и его быстродействия; затрат рабочего времени; установления взаимопонимания работников в условиях онлайн-общения, трудностей восприятия информации; эффективности решения текущих управленческих вопросов; оценки результативности онлайн-работы; контроля работы сотрудников, работающих удаленно; навыков поддержания самодисциплины работников.
Восприятие работниками дистанционной формы работы в целом можно оценить как положительное. Так, 17% опрошенных отметили, что они оценивают дистанционный формат работы как однозначно удобный, 50% - как скорее удобный. В то же время неудобной такую форму работы посчитали около 6% опрошенных, скорее неудобной - около 12% опрошенных. Таким образом, эмоционально работники готовы принять дистанционный формат работы. Однако даже при положительном эмоциональном настрое большинства работников около 33% из них испытали стресс при переходе на онлайн-работу.
Реализация управленческих коммуникаций в условиях дистанционного управления сталкивается с целым рядом проблем. Так, наше исследование, проводимое в апреле 2020 года, показало, что на первом этапе резкого увеличения объема удаленной работы наибольшие затруднения вызывали вопросы обеспечения взаимопонимания и сотрудничества. Так, 67% опрошенных отметили, что качество понимания собеседниками передаваемых сообщений по каналам дистанционного общения хуже, чем при общении работников «лицом к лицу». Непонимание возникает на 25% чаще. 43% опрошенных отметили, что на онлайн-коммуникации тратится больше времени. При этом 20% оценили, что сама эта онлайн-коммуникация по разным причинам реализуется медленнее. Одной из причин этого можно считать, что в условиях онлайн-коммуникации приходится уделять время контролю за прохождением и восприятием информации. Например, 25% опрошенных заявили, что приходится чаще спрашивать собеседников о том, поняли ли они сообщение. Еще 40% отметили такую необходимость «в некоторых случаях». 30% работающих одинаково оценили понимание передаваемой информации по каналам исключительно онлайн-общения в ходе дистанционного управления и по другим традиционно используемым в системах управления каналам.
Подготовка к дистанционному общению требует гораздо больших усилий от работников. Результаты опроса показали: 25% опрошенных оценивают, что времени только на подготовку к онлайн-общению стало требоваться больше, чем раньше. Сюда же можно отнести еще 23% респондентов, которые отметили, что времени требуется больше в некоторых случаях. Вполне логично, что на вопрос о затратах времени на выполнение работы 60% участников исследования ответили, что при переходе на удаленную работу у них стало меньше свободного времени.
Поскольку коммуникации - это повседневная работа руководителя, от которой зависит успешность и результативность работы всей организации и ее подразделений, то, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на тот факт, что работа руководителя становится еще более напряженной. Она требует до-
Экономические системы. 2021. № 4
Еоопот/о Эуз!етз. 2021. №. 4
полнительных усилий и приобретения новых навыков. Не менее важны эти навыки и для исполнителей, так как в коммуникациях всегда участвуют не менее двух сторон - и руководитель, и исполнитель [4. С. 83].
Дополнительное напряжение создает и тот факт, что в условиях дистанционной работы требуется больше усилий на создание у собеседника рабочего настроя. Об этом свидетельствует такой факт: 55% опрошенных ответили, что при онлайн-общении сложнее создать конструктивный настрой и привести собеседника в рабочее состояние. Иными словами, еще до начала делового общения, до передачи смысловой части информации требуются дополнительные усилия для подготовки собеседника к ее восприятию. При этом, по мнению 12% опрошенных, с этой задачей работники не справляются. Очевидно, что в дальнейшем это отражается на эффективности коммуникаций.
В процессе исследования выявлены также возникающие затруднения в решении вопросов, касающихся взаимоотношений людей в процессе работы. К таким вопросам относятся: разрешение конфликтов, мотивирование работников, полноценный контроль результатов, решение вопросов, которые характеризуются неопределенностью и требуют для своего решения творческих усилий. Причиной затруднений, по нашему мнению, является то, что в удаленном формате между людьми сложнее возникает взаимопонимание. 73% опрошенных считают, что в процессе онлайн-коммуникации сложно или совсем невозможно понять настроение работников, 40% респондентов - что собеседники в онлайн-коммуникации воспринимают друг друга неполноценно, 37% - что однозначно ухудшается качество обратной связи. Отсюда и сложности в решении проблем, которые требуют именно человеческого общения, а не только выполнения бюрократических процедур.
По данным исследования, однозначное снижение результативности работы подчиненных, работающих онлайн, отмечают 30% опрошенных. Еще 53% опрошенных считают, что результативность снижается только у некоторых. 20% респондентов отмечают снижение мотивированности работников. Кроме того, еще 53% респондентов отмечают, что мотивированность снижается у некоторых работников. То есть наблюдается проблема поддержания активности и желания работников выполнять работу в новых условиях. Отчасти эта проблема решится привыканием к новым условиям, но, по нашему мнению, следует обратить внимание на нее, так как неэффективные работники могут нанести серьезный вред организации в долговременной перспективе.
Заключение
Таким образом, онлайн-технологии задают определенную форму управления. В то же время возникает вопрос: влияет ли эта новая форма на возможности использования классической теории управления - принципов, методов управления, определенных стилей руководства, форм коммуникации, способов и методов принятия решений? Этот вопрос сегодня является чрезвычайно актуальным, поскольку внедрение дистанционных технологий в практику управле-
ния, которое ранее двигалось медленно, получило в последнее время стремительное развитие [5. С. 143]. В практике управления организациями появилось множество новых проблем, которые требуют своего осмысления и решения.
Перспективы широкого внедрения онлайн-технологий управления сегодня представляются вполне реальными. Оценивать практику дистанционного управления как временное явление вряд ли будет правильно, так как в такой форме есть свои положительные стороны. А следовательно, теории управления необходимо оперативно реагировать на изменения, происходящие в практике, чтобы проанализировать справедливость известных теоретических положений и оценить возможность их применения в практике деятельности организаций в изменившихся условиях.
Источники
1. Тимофеев О.А., Шарипов Ф.Ф., Петренко Б.В. Влияние эпидемии COVID-19 на рынок угля в Китае // Уголь. 2021. № 1 (1138). С. 63-67.
2. Захарова А.В., Макеева В.Г., Казанцева Н.В., Ревзон О.А. Особенности проектного финансирования объектов недвижимости в цифровой экономике и его государственное регулирование // Вестник университета. 2020. № 4. С. 152-159.
3. Казеева О.Г. Один из примеров разделения модели жизненного цикла промышленного кластера на этапы // Вестник университета. 2020. № 4. С. 126-130.
4. СундуковаГ.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза // Управление. 2017. Т. 5, № 1. С. 80-87.
5. Гибадуллин А.А. Развитие научно-технического потенциала в государствах - членах Евразийского экономического союза // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 2 (436). С. 138-144.
MODERN MANAGEMENT ORGANIZATION TOOLS: ONLINE MANAGEMENT TECHNOLOGIES
Zhernakova M.B., Krotenko T.Yu., Rumyantseva I.A.
ZHERNAKOVA Marina Borisovna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 -economy and management of the national economy, associate professor of the Department «Theory and Organization of Management», State University of Management, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
KROTENKO Tatyana Yuryevna - Ph.D. in philosophical sciences, associate professor, 22.00.06 -sociology of culture, spiritual life, associate professor of the Department «Theory and Organization of Management», State University of Management, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
RUMYANTSEVA Irina Anatolyevna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 -economy and management of the national economy, associate professor of the Department «Theory and Organization of Management», State University of Management, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Экономuнeoкue ouoreMU. 2021. № 4
Economic Systems. 2021. No. 4
Abstract. The purpose of the study is to analyze the impact of online management technologies on the possibility of applying classical principles, methods and methods of organizing managerial activities in modern conditions. The article deals with the problems of organizing management in remote forms of its implementation, including issues of business communications, remote solutions to current management issues, transformations in employee motivation, changes in the efficiency of their work. The survey using the author's methodology revealed the problems and attitudes to online management of respondents working in an online environment. The methodological basis for the analysis, generalization and conclusions based on the results of the study were the works of foreign and domestic scientists and practitioners concerning the theory and organization of management. The materials of the official websites of research and educational institutions of the world, which have the terms «digitalization», «online management», «online solutions» in the title of the materials, were also used in the work. As a result of the research, the following questions are answered: should the organization of the management process change; what aspects of the activity are affected by the changes; what are the prospects for online management.
Keywords: digitalization of management, management methods, management principles, management technology, online management solutions, online management technology.
For citation: Zhernakova M.B., Krotenko T.Yu., Rumyantseva I.A. Modern management organization tools: online management technologies. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 4 (55). P. 37-42. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-4-37-42.
Referents
1. Timofeev O.A., Sharipov F.F., Petrenko B.V. Vliyanie epidemii COVID-19 na rynok uglya v Kitae [The impact of the COVID-19 epidemic on the coal market in China]. Ugol' [Coa/]. 2021. No. 1 (1138). P. 63-67.
2. Zaharova A.V., Makeeva V.G., Kazanceva N.V., Revzon O.A. Osobennosti proektnogo finansirovaniya ob"ektov nedvizhimosti v cifrovoj ekonomike i ego gosudarstvennoe regulirovanie [Features of project financing of real estate objects in the digital economy and its state regulation]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University]. 2020. No. 4. P. 152-159.
3. Kazeeva O.G. Odin iz primerov razdeleniya modeli zhiznennogo cikla promyshlennogo klastera na etapy [One of the examples of dividing the life cycle model of an industrial cluster into stages]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University]. 2020. No. 4. P. 126-130.
4. Sundukova G.M. Innovacionnyj podhod k upravleniyu intellektual'nym kapitalom vuza [Innovative approach to the management of intellectual capital of the university]. Upravlenie [Management]. 2017. T. 5, No. 1. P. 80-87.
5. Gibadullin A.A. Razvitie nauchno-tekhnicheskogo potenciala v gosudarstvah - chlenah evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza [Development of scientific and technical potential in the member States of the Eurasian Economic Union]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. 2020. No. 2 (436). P. 138-144.