ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ БИОЭКОНОМИКИ
Кротенко Т.Ю., Кануникова М.И., Лесникова О.В., Малькова Ю.В.
КРОТЕНКО Татьяна Юрьевна - кандидат философских наук, доцент, 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни, доцент кафедры теории и организации управления, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
КАНУНИКОВА Маргарита Игоревна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры гостиничного дела и международного бизнеса, ФГБОУ ВО «Московский Государственный Лингвистический Университет», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ЛЕСНИКОВА Ольга Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры гостиничного дела и международного бизнеса, ФГБОУ ВО «Московский Государственный Лингвистический Университет», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
МАЛЬКОВА Юлия Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, доцент кафедры гостиничного дела и международного бизнеса, ФГБОУ ВО «Московский Государственный Лингвистический Университет», Москва, Российская Федерация. Email: [email protected]
Аннотация. Сегодня в мировом научном сообществе еще не сформирована согласованная точка зрения по поводу определения «зеленой» экономики. Многие важные обобщения в этом направлении требуют развития. Это нужно для более детального понимания сущности изучаемого конструкта, определения научных и практических целей в этой области, выявления подходов, построения классификаций. В статье рассматривается дефинитивный аспект понятия «биоэкономика». В результате обобщения уже сформировавшихся теоретических и практических подходов получена классификация направлений развития биоэкономики. Главные задачи авторского исследования таковы: а) выявление роли и места биоэкономики в системе наук; б) рассмотрение приоритетных направлений ее развития в инновационной экономике в условиях непрерывных трансформационных процессов, глобализации, автоматизации. Решение этих задач создает теоретическую основу для подготовки специалистов, ориентированных на реализацию компетенций в области биоэкономики. Методологической основой для анализа теоретических и практических аспектов биоэкономики и предлагаемых выводов выступил научный контент официальных сайтов исследовательских российских и зарубежных учреждений, работающих в этой сфере, с использованием терминов «биоэкономика», «биотехнологии», «биоинженерное образование», «трансдисциплинарность».
Ключевые слова: биоэкономика, факторы развития биоэкономики, подходы к определению биоэкономики, направления развития биоэкономики, биотехнологии, трансдисциплинарность, биоинженерное образование.
Для цитирования: Кротенко Т.Ю., Кануникова М.И., Лесникова О.В., Малькова Ю.В. Векторы развития биоэкономики // Экономические системы. 2021. Том 14. № 3 (54). С. 45-53. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-45-53.
Введение
Основные факторы, которые ученые признают в качестве предпосылок развития биоэкономики, следующие: исчерпаемость минеральных, сырьевых и энергетических ресурсов; конечность полезных ископаемых; рост численности населения, неизбежно сопровождаемый проблемами нехватки продовольствия; экологический вред, наносимый окружающей среде; интенсивное освоение космоса, ведущее к пагубным воздействиям на околоземную среду; приближение Четвертой промышленной революции и квантовых вычислений, меняющие ментальную модель человека, изменяют его образ жизни и способствуют формированию новой системы институтов; трансформация науки, бурное развитие биотехнологии как области науки, появление нанотехнологий и наномеди-цины; ускорение темпов развития технологий в условиях сингулярности. Фактором экономического роста и развития современных государств становится знаниевый фактор [1. С. 99]. И только те страны, которые активно используют новые знания, т. е. являются знаниеёмкими, к 2030-2050 гг. смогут стать экономически развитыми.
Эти обстоятельства, а также стремление к повышению качества жизни и увеличению ее продолжительности, обязывают современное общество перейти к механизмам поддержания баланса между потребляемыми ограниченными ресурсами и накоплением отходов, наносящих экологический ущерб. Данную задачу решает новая парадигма, которая получила название «биоэкономика». Переход к биоэкономике предполагает использование человеком природного потенциала на возобновляемой основе, т. е. его сохранение, защиту [2. С. 138].
Дефинитивному аспекту понятия «биоэкономика» посвящено достаточно много работ зарубежных и российских ученых, но, несмотря на это, в настоящее время в мировом научном сообществе пока не сформировалось единого мнения по поводу определения биоэкономики, или, как ее еще называют, «зеленой» экономики. Многие серьезные обобщения в этой области, на наш взгляд, целесообразно развить. Это необходимо для более глубокого понимания сущности изучаемого понятия и построения классификации подходов к нему.
Цель работы - попытаться классифицировать подходы к определению биоэкономики. Предлагаемая в статье классификация построена на основе обобщения подходов зарубежных и российских ученых. Основными задачами данного исследования являются: а) определение роли и места биоэкономики в системе наук; б) анализ приоритетных направлений ее развития в инновационной экономике в условиях цифровизации и непрерывных трансформационных процессов. Решение этих задач, на наш взгляд, создает теоретическую основу для подготовки специалистов нового типа, ориентированных на реализацию компетенций в области биоэкономики.
В качестве методологической основы для анализа теоретических и практических аспектов биоэкономики и предлагаемых выводов мы использовали научный контент официальных сайтов научно-исследовательских российских и за-
рубежных учреждений, работающих в этой сфере. Мы ориентировались на присутствие в содержании материалов сайтов (релизов, научных статей и монографий) терминов «биоэкономика», «биотехнологии», «трансдисциплинарность. В исследовании использован метод анализа теоретических представлений о биоэкономике, биоинженерном образовании, трансдисциплинарности.
Основная часть
Анализируя источники, посвященные дефинитивному аспекту биоэкономики, можно сделать следующие пояснения в целях дальнейшего их развития и использования в объяснении явлений, процессов и законов, выходящих за рамки традиционных наук.
В русле научного подхода биоэкономика определяется как социальная наука, интегрирующая биологические и экономические дисциплины. Согласно научному подходу, биоэкономика определяется как наука, которая появилась в результате интеграции биологии и экономики, т. е. естественной и гуманитарной (отчасти социальной) наук. На наш взгляд, данный подход было бы уместно дополнить и/или развить еще и как транснаучный, т. е. с точки зрения трансдисциплинарности. Такой подход целесообразен в связи с тем, что «биоэкономика» как самостоятельная наука не имеет единственного теоретического базиса, и потому необходимо сделать акцент на том, что в данном случае объединяются как разные области науки, так и различные сферы практической деятельности, призванные непрерывно решать важнейшие народнохозяйственные задачи. Следовательно, биоэкономику правомерно рассматривать как симбиоз теорий и практик различных наук (дисциплин) [3. С. 263].
Когнитивный подход характеризует биоэкономику как область экономического знания, основанного на трех «китах»: 1) использовании знаний генных и клеточных процессов для проектирования и разработки новых продуктов; 2) применении возобновляемых биологических источников и эффективных биопроцессов для стимулирования устойчивого производства; 3) интеграции знаний в области биотехнологий и их применении в различных секторах. Знаниевый (когнитивный) подход рассматривает в качестве основы формирования новой биоэкономической науки знания и когнитивные принципы экономики, которая интегрирует и «выстраивает» вокруг себя все остальные науки и прежде всего биологию, биотехнологию и т. д.
Процессный подход рассматривает биоэкономику как процесс устойчивого производства и преобразования биомассы для пищевых, медицинских, волоконных и промышленных продуктов и энергии. Этот подход исходит исключительно из практико-ориентированного видения, рассматривая ее как процедуру последовательного превращения исходной биомассы в новые виды продуктов, которые можно получить в условиях гибридизации наук.
Ресурсный подход предполагает более эффективное использование ресурсов, прежде всего природных и возобновляемых. Подход основывается на оцен-
ке эффективности экономики, т. е. на показателе «природоёмкость» экономики. В ресурсном подходе речь идет как об эффективном использовании природного сырья (т. е. ресурсосбережении), так и о разумном применении возобновляемых ресурсов. Этот подход опирается на понимание биоэкономики как особого вида деятельности, в которой основные материалы, химические вещества и энергия получаются из возобновляемых биологических ресурсов, животных и растительных источников, а не за счет расточительного использования природных ресурсов. Биоэкономика должна опираться на непрерывное обновление технологий и повышение их экологичности, а также на снижение природо-ёмкости экономики.
Следующая проблема биоэкономики связана с использованием биомассы, которая имеется в наличии современного человечества. При производстве продуктов питания или высококачественных промышленных продуктов (химикатов, лекарств, косметики, спирта или бумаги) используется лишь малое количество органических растительных веществ. При этом все остальное выбрасывается на свалку или сжигается. Переход на возобновляемые источники сырья и энергии предполагает решение задачи повышения эффективности ресурсопотребления.
Биосистемное направление подходит к сущности как к системе взаимосвязанных и взаимообусловленных биосистем (а точнее, видов деятельности), связанных с производством, распределением и потреблением результатов переработки биологических ресурсов. Работа такого сложного механизма нацелена на повышение благополучия общества в долгосрочной перспективе, в котором будущие поколения защищены от значительных экологических рисков или экологического дефицита. Системный (биосистемный) подход к построению новой экономики предполагает, что человек и природа образуют механизм, где все виды деятельности, подобно элементам мозаики, создают единый живой организм, в котором сохраняется взаимодействие всего биологического многообразия (т. е. богатство растительного и животного мира).
Однако при построении биоэкономики недостаточно опираться только на системный подход, так как организация безотходного производства возможна на основе как системного подхода, так и синергетического эффекта. Эти два принципа взаимосвязаны. Экологическое сельское хозяйство - классический пример сочетания принципов системного и синергетического эффектов. В основе бионики (т. е. перевода биологических процессов и структур на язык новых технологий и продукции) лежат обучение у природы, изучение простых биотехнологических преобразований веществ, протекающих в самой природе и перенос этих естественных процессов в реальное производство.
Симбиотический подход представляет экономику, которая воедино связывает технологии, рынки, людей и политику. Она активно налаживает связи между ранее никогда не имевшими отношений друг с другом отраслями науки и практики, но уже в структуре новых симбиотических отношений, где одна отрасль использует побочные продукты другой. Экономика «взаимодействует» с химией, биохимической технологией, генетикой, микробиологией, биоинженерией,
электроникой, механической технологией и другими научными дисциплинами. С позиции симбиотического подхода важно то, что биоэкономика объединяет явления, которые до сих пор были несоизмеримы: бизнес и устойчивость, эко-системные услуги и промышленное использование, биомассу и продукты для массового потребителя и т. д. Основой устойчивой экономики стран являются эффективные промышленные симбиозы, гибриды, новое сырье, а также процессы на биологической основе [4. С. 557].
Компетентностный подход ориентируется на образование, подготовку кадров, востребованных для работы в приоритетных направлениях биоэкономики. Образовательный подход вводится нами, поскольку в условиях интенсивного развития приоритетных направлений биоэкономики на передний план встает проблема подготовки кадров, способных:
• принимать управленческие решения;
• организовывать и руководить инновационными проектами;
• производить сложные экономические расчеты, связанные с оценкой глобальных и затратных проектов, относящихся к научным исследованиям в разных направлениях биоэкономики, требующим большого объема финансирования (инвестиций), способности кадров оценивать востребованность результатов исследований в развитии приоритетных направлений биоэкономики.
На наш взгляд, основная задача вузов, осуществляющих подготовку магистров экономического профиля и ведущих дополнительное профессиональное образование, заключается в подготовке специалистов и магистров в области экономики и управления, которые имеют базовое образование неэкономического профиля (инженерное, естественно-научное, медицинское и др.).
Следует отметить, что образовательный (компетентностный) подход к определению исследуемого понятия тесно связан со знаниевым (когнитивным), причем последний занимает центральное место в обеспечении экономического роста развитых стран. Помимо этого, важнейшим ресурсом, определяющим развитие биоэкономики знаний, являются ее кадры, востребованность которых непрерывно растет. Если цель первого подхода - создание и непрерывное обновление знаний, то второй подход обязывает систему высшего образования сформировать и использовать инновационные образовательные технологии и методы транслирования (передачи) новых знаний обучающимся и слушателям, чтобы они в дальнейшем смогли их использовать в реальном секторе при создании инновационных товаров и услуг в различных направлениях развития биоэкономики.
Согласно образовательному подходу к развитию приоритетных направлений биоэкономики, важно формирование гибких навыков у обучающихся, которые помогли бы им адаптироваться к новым условиям среды, «почувствовать» новые тренды развития экономики, провести правильную оценку внешней среды и ее постоянно меняющихся требований, непрерывно обучаться и развиваться в трансформационной экономике, уметь управлять проектами и руководить командой, которая участвует в реализации проекта. Сегодня невозможно быть хо-
рошим «специалистом-одиночкой», необходимо вместе со специалистами разных областей науки работать над созданием инновационного продукта. Все эти факторы убедительно требуют развития перечисленных компетенций кадров для их успешной реализации в приоритетных направлениях биоэкономики [5. С. 2].
В связи с этим в первую очередь пересматриваются ключевые компетенции сотрудников, а также содержание и структура человеческого капитала в целом. Все более существенную роль на рынке играют люди, способные работать в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи, требующие нерутинных действий и быстрой адаптации к сложившейся ситуации. Меняющийся глобальный ландшафт трудоустройства и образа жизни преобразует структуру спроса на новые индивидуальные и коллективные навыки.
Кластерный подход опирается на сочетание принципов сетевого взаимодействия (прежде всего, государственно-частного партнерства) и единой технологической платформы. Кластерный подход выстраивает биоэкономику на принципах территориальной общности группы компаний, учреждений и институтов, связанных между собой:
а) единой технологической платформой;
б) на основе добровольного и партнерского (сетевого) взаимодействия;
в) по отраслевому принципу либо по принципу взаимного дополнения отраслей.
Таким образом, биоэкономика:
а) является одним из ключевых инновационных направлений устойчивого развития экономики страны;
б) опирается на достижения «биотехнологической революции» конца XX - начала XXI в.;
в) базируется на принципе сочетания кластерного подхода, государственно-частного партнерства и технологических платформ.
Ученые отмечают, что наиболее приоритетными в мире и России в ближайшей перспективе являются следующие направления развития биотехнологий:
• сельскохозяйственные, т. е. агробиотехнологии (в том числе экологические, природоохранные, биоремедиация почв, воды, воздуха, безопасная переработка отходов, технологии по защите культурных растений);
• биомедицинские (прежде всего биофармацевтические);
• биоэнергетические и промышленные (в том числе биодеградирующие).
Довольно интенсивно развиваются и другие направления биоэкономики, такие как биомедицина, биодиагностика, биоинформатика, нанобиотехнологии, биоэнергетика, морские биотехнологии и др. Более того, уже появился целый ряд новых биотехнологий. Например, биополимерные биотехнологии очень скоро могут быть выделены в отдельное направление развития биотехнологий.
Бурное развитие инновационных направлений биоэкономики можно объяснить тем, что человечество давно пытается найти способ управлять природой, например, применяя новые методы получения растений с улучшенными желаемыми качествами, такими как высокая урожайность, крупноплодность, осо-
бые вкусовые свойства, зимостойкость и другие привлекательные качества. На протяжении всей истории своего существования и эволюционного развития человек пытается получить и улучшенные породы животных посредством селекции. В современной теории и практике развития науки о селекции можно выделить два пути получения желаемых качеств: традиционный и инновационный. В течение последних двух десятков лет наиболее популярным в науке является второй путь - метод селекции, основывающийся на достижениях генной инженерии.
Заключение
Предлагаемая в статье классификация построена на основе обобщения подходов зарубежных и российских ученых. Мы ставили задачи определения роли и места биоэкономики в системе наук и анализа приоритетных направлений ее развития в инновационной экономике в условиях цифровизации и непрерывных трансформационных процессов. Решение этих задач, на наш взгляд, создает теоретическую основу для подготовки специалистов нового типа, ориентированных на реализацию компетенций в области биоэкономики. Достижения последних лет в области биологии, химии, иммунологии, клеточной биологии и других науках позволяют сделать рывок в области прикладного их применения.
В последние десятилетия, помимо развития интегрированной биоэкономики, базирующейся на принципах междисциплинарности, трансдисциплинарно-сти и мультидисциплинарности биотехнологий, интенсивно происходят и другие процессы, вызванные влиянием множества внешних факторов, например, глобальной и интенсивной цифровизацией, которая привела к всеобщей интеллектуализации общества по экспоненте. В связи с этим современная система высшего образования столкнулась с вопросом о приоритетности компетенций, которые ей необходимо передавать обучающимся, - узкоспециализированных («жестких») или универсальных («мягких»). Если традиционное образование делало упор на получение обучающимися узкоспециализированных компетенций, то система образования XXI века базируется на универсальных и гибких компетенциях (когнитивных способностях, системных навыках, способности решать сложные задачи, умении работать с научно-исследовательским контентом, социальных и производственных навыках, навыках управления ресурсами, технических навыках, физических способностях).
Итак, для реализации целей «зеленой» экономики требуются высокий уровень образования, развитие человеческого капитала, технологические трансферты и инновации. Финансирование исследований, увеличение объема инвестиций в научно-исследовательские программы - ключи к успеху проектов биоэкономики. Качественное взаимодействие академической среды, бизнеса, инвесторов и государства способно давать колоссальные результаты на пользу обществу.
Источники
1. Sellitto M.A., Hermann F.F. Influence of green practices on organizational competitiveness: a study of the electrical and electronics industry // Engineering Management Journal. 2019. № 2. С. 98-112.
2. Мишулина С.И. Международный опыт построения модели «зеленой» экономики // Системы контроля окружающей среды. 2019. № 3. С. 138-146.
3. Ващалова Т.В. Устойчивое развитие: междисциплинарные аспекты совершенствования учебного курса // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. № 2. С. 261-268. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности.
4. НикулинА.М. Через «озеленение» капитализма к спасению мира? // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. № 3. C. 555-566. Серия: Социология.
5. Сундукова Г.М., Бобылева Н.В., Деревягина Л.Н. Стратегическое управление вузом в условиях цифровой экономики // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 3.
VECTORS OF BIOECONOMICS DEVELOPMENT
Krotenko T.Yu., Kanunikova M.I., Lesnikova O.V., Malkova Yu.V.
KROTENKO Tatyana Yuryevna - Ph.D. in philosophical sciences, associate professor, 22.00.06 -sociology of culture, spiritual life, associate professor of the Department «Theory and Organization of Management», State University of Management, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
KANUNIKOVA Margarita Igorevna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 -economy and management of the national economy, associate professor of the Department of Hotel Business and International Business, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
LESNIKOVA Olga Valentinovna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 -economy and management of the national economy, associate professor of the Department of Hotel Business and International Business, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
MALKOVA Yulia Vladimirovna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, 08.00.05 - economy and management of the national economy, associate professor of the Department of Hotel Business and International Business, Moscow, Russia. Email: [email protected]
Abstract. Today, the world scientific community has not yet formed an agreed point of view on the definition of a «green» economy. Many important generalizations in this direction require development. This is necessary for a more detailed understanding of the essence of the construct under study, determination of scientific and practical goals in this area, identification of approaches, construction of classifications. The article deals with the definitive aspect of the concept of «bioeconomy». As a result of generalization of the already formed theoretical and practical approaches, a classification of directions for the development of bioeconomy was obtained. The main tasks of the author's research are as follows: a) identifying the role and place of bioeconomics in the system of sciences; b) consideration of the priority directions of its development in an innovative economy in the context of continuous transformation processes, globalization, automation. Solving these problems creates a theoretical basis for training specialists focused on the implementation of competencies in the field of bioeconomics. The methodological basis for the analysis of theoretical and practical aspects
of bioeconomics and the proposed conclusions was the scientific content of the official websites of research Russian and foreign institutions working in this area, using the terms «bioeconomics», «biotechnology», «bioengineering education», «transdisciplinarity».
Keywords: bioeconomics, factors of bioeconomics development, approaches to the definition of bioeconomics, directions of bioeconomics development, biotechnology, transdisciplinarity, bioengineering education.
For citation: Krotenko T.Yu., Kanunikova M.I., Lesnikova O.V., Malkova Yu.V. Vectors of bioeconomics development. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 3 (54). P. 45-53. DOI 10.29030/2309-20762021-14-3-45-53.
References
1. Sellitto M.A., Hermann F.F. Influence of green practices on organizational competitiveness: a study of the electrical and electronics industry. Engineering Management Journal. 2019. No. 2. P. 98-112.
2. Mishulina S.I. Mezhdunarodnyj opyt postroeniya modeli «zelenoj» ekonomiki [International experience in building a green economy model]. Sistemy kontrolya okruzhayushchej sredy [Environmental control systems]. 2019. No. 3. P. 138-146.
3. Vashchalova T.V. Ustojchivoe razvitie: mezhdisciplinarnye aspekty sovershenstvovaniya uchebnogo kursa [Sustainable development: interdisciplinary aspects of improving the training course]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov [Bulletin of the peoples' friendship University of Russia]. 2018. No. 2. P. 261-268. Seriya: Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [Series: Ecology and life safety].
4. Nikulin A.M. Cherez «ozelenenie» kapitalizma k spaseniyu mira? [«Green» capitalism as a way to save the world?]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov [RUDN Journal of Sociology]. 2018. No. 3. P. 555-566. Seriya: Sociologiya [Series: Sociology].
5. Sundukova G.M., Bobyleva N.V., Derevyagina L.N. Strategicheskoe upravlenie vuzom v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Strategic management of the university in the digital economy]. Vestnik Evrazijskoj nauki [Bulletin of Eurasian Science]. 2019. Vol. 11. No. 3.