Научная статья на тему 'Компетенции менеджера эпохи цифровой революции'

Компетенции менеджера эпохи цифровой революции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
995
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИЗМЕНЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION SOCIETY / CHANGES / MANAGER’S COMPETENCIES / CROSSPROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кротенко Т. Ю., Жернакова М. Б.

Общество уверенно двигается в направлении цифровизации. Для воплощения задуманных для большинства отраслей экономики трансформаций требуется отлаженное функционирование уже сформулированных управленческих компетенций. При этом сложно представить «шаг в будущее» без дополнительных усилий в этом направлении. По мнению авторов, остро встает вопрос о необходимости разработки новых «профилей успеха» надпрофессиональных комплексов знаний, умений и навыков, а затем оптимального их воплощения в повседневную деятельность специалистов. Компетенции быстро эволюционируют, поэтому от каждого менеджера требуется дополнительная ответственность отслеживать действенность своих компетенций и актуализировать их в соответствии с требованиями времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кротенко Т. Ю., Жернакова М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGER’S COMPETENCIES OF THE DIGITAL REVOLUTION ERA

The society is steadily moving towards digitalization. To implement the transformations planned for most sectors of the economy, the well-functioning of the already formulated managerial competencies is required. At the same time, it is difficult to imagine a “step into the future” without additional efforts in this direction. According to the authors, there is an urgent need to develop new “profiles of success” cross-professional complexes of knowledge and skills, and then their optimal implementation in the daily activities of specialists. Competencies evolve quickly, therefore, each manager is required additional responsibility-to monitor the effectiveness of their competencies and update them in accordance with the requirements of time.

Текст научной работы на тему «Компетенции менеджера эпохи цифровой революции»

УДК 331.554

JEL O15

Кротенко Татьяна Юрьевна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация e-mail: krotenkotatiana@rambler. ru

Жернакова Марина Борисовна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация e-mail: mzhernakova@yandex.ru

DOI10.26425/1816-4277-2019-5-23-26

КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ЭПОХИ ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Аннотация. Общество уверенно двигается в направлении цифровизации. Для воплощения задуманных для большинства отраслей экономики трансформаций требуется отлаженное функционирование уже сформулированных управленческих компетенций. При этом сложно представить «шаг в будущее» без дополнительных усилий в этом направлении. По мнению авторов, остро встает вопрос о необходимости разработки новых «профилей успеха» - надпрофессиональных комплексов знаний, умений и навыков, а затем - оптимального их воплощения в повседневную деятельность специалистов. Компетенции быстро эволюционируют, поэтому от каждого менеджера требуется дополнительная ответственность - отслеживать действенность своих компетенций и актуализировать их в соответствии с требованиями времени.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационное общество, изменения, компетенции менеджера, надпрофессиональные компетенции.

Цитирование: Кротенко Т.Ю., Жернакова М.Б., Компетенции менеджера эпохи цифровой революции// Вестник университета. 2019. № 5. С. 23-26.

Krotenko Tatyana

Candidate of Philosophical Sciences, State University of Management, Moscow, Russia

e-mail: krotenkotatiana@rambler. ru

Zhernakova Marina

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia

e-mail: mzhernakova@yandex.ru

MANAGER'S COMPETENCIES OF THE DIGITAL REVOLUTION ERA

Abstract. The society is steadily moving towards digitalization. To implement the transformations planned for most sectors of the economy, the well-functioning of the already formulated managerial competencies is required. At the same time, it is difficult to imagine a "step into the future " without additional efforts in this direction. According to the authors, there is an urgent need to develop new "profiles of success" - cross-professional complexes of knowledge and skills, and then - their optimal implementation in the daily activities of specialists. Competencies evolve quickly, therefore, each manager is required additional responsibility-to monitor the effectiveness of their competencies and update them in accordance with the requirements of time.

Keywords: digital economy, information society, changes, manager's competencies, cross-professional competencies.

For citation: Krotenko T.Yu., Zhernakova M.B. Manager's competencies of the digital revolution era (2019) Vestnik universiteta, I. 5, pp. 23-26. doi: 10.26425/1816-4277-2019-5-23-26

Специалисты утверждают, что мы живем в сложную эпоху — пятой информационной революции, характеризующейся появлением компьютеров и сети «Интернет» (далее - Интернет), и четвертой индустриальной, где имеют силу интернет вещей и киберфизическое взаимодействие [2]. Это эпоха так называемого информационного общества. В нем люди, независимо от индивидуальных потребностей и способностей, так или иначе получают, перерабатывают, передают и хранят информацию. Высшей формой информации являются знания. Знания становятся основным воспроизводимым ресурсом, продуцируемым в колоссальном объеме в связи с развитием информационных технологий.

Исследователи-аналитики в области оценки перспектив сложившихся социальных практик и профессий уверены: перечень работ, актуальных для грядущего десятилетия высокотехнологичного XXI века, будет существенно отличаться от используемого сегодня списка. Такая трансформация вполне логична: меняются потребности социума, следовательно нужно пересматривать и компетенции специалистов, которые будут в нем

© Кротенко Т.Ю., Жернакова М.Б., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

жить и действовать. На содержание реестра популярных профессий будущего, безусловно, должны повлиять и принципы крайне важного сегодня межотраслевого подхода, а также тренды в сфере науки и образования. Специалист высокой квалификации будет выполнять деятельность еще более сложную, требующую системности и масштабности мышления. На рынке труда будет востребован, как это ни парадоксально звучит, универсальный специалист. Этот профи, вооруженный средствами современной техники и технологии, должен будет разрешать серьезные производственные ситуации и при этом учитывать не только экономические факторы, но и рассчитывать влияние оргструктуры компании на архитектуру ее информационной системы, составлять каталог информационных сервисов, необходимых для функционирования производственных процессов, проектировать информационную защиту, уверенно разбираясь в вопросах экономической безопасности [3]. Только имея качественную экономическую и инженерную подготовку, можно квалифицированно решать перечисленные задачи. Для представителей гуманистического подхода в менеджменте аналогия может показаться кощунственной, но стремительное устаревание списка компетенций специалиста будущего похоже на моральный износ компьютерного оборудования. Управленческая карьера станет по плечу лишь тем специалистам, у которых есть инженерные и экономические компоненты в образовании.

С каждым годом все более возрастают темпы научно-технического прогресса, прозрения фантастов реализуются на наших глазах. Многие производственные процессы сегодня невозможны без роботов, достижения прогресса мы используем и в повседневной жизни. Связь, торговля, страхование раскрывают свой потенциал благодаря цифровизации. Интернет дал возможность развиваться таким технологиям, как краудсорсинг, краундфандинг, блокчейн. Технологизация решений производит переворот не только в финансовой сфере. Пример революционных трансформаций в менеджменте - изменение типовой системы управления. Если привычная система управления выглядела как строгая вертикальная пирамида из нескольких ступеней-уровней, то сегодня линейно-функциональные оргструктуры «уплощаются», оправданно усиливается важность горизонтальных взаимодействий сотрудников. Такая расстановка сил, с одной стороны, разгружает менеджера, снимает с него часть полномочий и ответственности, с другой — позволяет работникам быстро договариваться, принимать оптимальные решения, минуя излишнюю иерархичность, раскрываться творчески, эффективно функционировать и развиваться. Независимые специалисты могут более оперативно объединяться под возникающие задачи. В будущем потребуются поиск и запуск моделей так называемого распределенного управления: подвижные, вполне возможно, разрозненные в пространстве команды экспертов для уникальных проектов, будут формироваться и координироваться на расстоянии. Частичная занятость, удаленность и работа в параллельных проектах для каждого специалиста станет нормой. Важно при этом отметить, что новые технологии уверенно затрагивают сегодня не только процессы производства, но обновляют структуру задач и полномочий руководителей разных уровней и сфер деятельности.

Есть еще один фактор, определяющий современное развитие - неформальный интерес к экологической проблематике. Причем современная трактовка понятия «экология» существенно шире, чем на заре развития этой области знаний и практики, когда Э. Геккель довольно четко ограничил ее исключительно биологическими науками и не рассматривал естественные и гуманитарные направления. Сегодня речь идет не только об охране окружающей среды и уменьшении вредных выбросов, а о рациональном использовании всех природных и рукотворных богатств, воспроизводимых и невосполнимых. В этом аспекте крайне важно, чтобы информация о ресурсосберегающих технологиях превращалась в объемное знание и преобразовывала сознание будущих специалистов самых разных профилей. Особый интерес вызывает вопрос формирования преобразующего и одновременно экологического мышления — одной из важнейших компетенций менеджера будущего. Сознание такого масштаба способно преобразовывать привычные товары и услуги в экологичные [4].

Обсуждаемые тенденции в социальном, экономическом, технологическом развитии отражают изменения, которые произойдут в большинстве отраслей экономики и в межотраслевых сферах. Эти изменения, несомненно, повлекут и коррективы в подготовке соответствующих кадров [1]. Для этих революционных преобразований потребуется развитие не только и не столько существующих компетенций, сколько появление абсолютно новых комплексов надпрофессиональных знаний, умений и навыков, овладение которыми, с одной стороны, повышало бы производительность труда на предприятиях, а с другой — квалификацию и востребованность работников нового типа.

В качестве примера надпрофессиональных компетенций менеджера будущего приведем следующие:

- умение работать со сложными информационными системами, большими массивами данных и искусственным интеллектом;

- стремление к минимизации потерь и подключение к этому процессу всех сотрудников;

- преобразующее и одновременно экологическое мышление;

- эстетический вкус и чувство меры;

- интерес и способность к художественному творчеству;

- свободное функционирование в режиме динамично меняющейся рабочей среды;

- знание иностранных языков;

- развитые коммуникативные навыки;

- охотное освоение техник исследования и проектирования;

- готовность к быстрому самоопределению;

- стремление к взаимодействию и сосуществованию;

- опыт управления человеческим капиталом.

Таким образом, менеджер будущего - уже не просто руководитель, свободно реализующий основные функции управления, уверенно коммуницирующий и принимающий качественные решения. Его знания, умения и навыки в области менеджмента должны интегрироваться с компетенциями в сфере информационных технологий и экономики. Развивающийся нелинейным образом рынок выдвигает управленцам не звучавшие ранее требования:

- они должны действовать в условиях неопределенности (одни сектора экономики поражены стагнацией, другие развиваются);

- уметь работать при дефиците ресурсов, что предполагает быстрый поиск новых рынков, экономность затрат, даже заключение паритета с конкурентами;

- выращивать в себе предпринимательские способности наряду с качественным выполнением основных функций менеджмента;

- иметь успешный опыт вывода предприятия из кризиса, улучшать финансовые показатели предприятия на падающем рынке.

Фактически, речь идет об универсальных управленческих компетенциях, не поддающихся влиянию внешних факторов и сохраняющих свою приоритетность в дальнейшем. Кроме того, галопирующий рост цифрового производства требует наличия надпрофессиональных компетенций, позволяющих менеджеру успешно работать не только в области управления, но экономики, качества, информационных технологий, организационной психологии.

В экономиках развитых стран давно наблюдается тенденция к стиранию четких границ между управлением технологиями и экономикой, менеджментом и инженерией. Это позволяет повысить эффект от деятельности и инженеров, и менеджеров-руководителей производства. Отечественное образование сегодня пока не занимается целенаправленной подготовкой инженеров-экономистов или инженеров-менеджеров. Ключевые позиции на приоритетных высокотехнологичных производствах занимают управленцы без соответствующей инженерной подготовки, с несформированным системным мышлением [5]. Функционирование информационных систем и систем управления качеством на таких предприятиях страдает. Поэтому формирование таких специалистов следует считать первостепенной задачей высшего образования. Роль инженера-менеджера - работа с неопределенностью, слабой прозрачностью, «эксцентричностью» социально-экономической системы.

К таким вызовам времени должны быть готовы и высшие учебные заведения. В динамично развивающейся цифровой экономике принципы кайдзен, согласно которым улучшение, позитивное преобразование должно происходить здесь и сейчас, на каждом рабочем месте, превращаются в рабочий кодекс не только для конкурирующих предприятий, но и для вузов. Особенно важна роль университетов, когда на предприятии затруднительно или невозможно обеспечить формирование желаемых компетенций. Безусловно, вузу, который является сложной экономической системой, трудно обеспечить требуемое качество управления при широком спектре направлений и программ подготовки универсальных специалистов.

Образовательная программа подготовки инженера-менеджера должна включать стандартный набор инженерных дисциплин, а также пока совсем не профильные для инженера курсы, например: информация как

предмет и результат труда менеджера, управление информационно-технологическими услугами, экономическая и информационная безопасность предприятия, теории качества, проектирование бизнес-процессов и т. д.

Эти разделы, взятые в комплексе, позволят инженеру несколько по-иному взглянуть на свое место в инфраструктуре компании, сформировать у перечисленных специалистов, функционирующих сегодня разрозненно, интегральную картину управления организацией. Этот комплекс может составить теоретическую и практическую базу подготовки нового специалиста - «инженера-менеджера».

Проблематика достижения обозначенных рубежей очевидна. Для реализации изменений, задуманных для большинства отраслей экономики, требуется отлаженное функционирование и развитие уже сформулированных управленческих компетенций. При этом сложно себе представить «шаг в будущее» без дополнительных усилий в этом направлении. Понятно, что компетенции быстро эволюционируют. Поэтому от каждого менеджера требуется дополнительная ответственность — отслеживать действенность своих компетенций и актуализировать их в соответствии с требованиями времени.

Библиографический список

1. Ан, С. А., Ушакова, Е. В., Наливайко, Н. В. Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций// Философия образования. 2016. № 5(68). С. 31-40.

2. Глазьев, С. Ю. Новый технологический уклад в современной экономике//Международная экономика. 2010. № 5. С. 5-27.

3. Горобцова, Л. П., Цыганков, И. С. Проблемы и перспективы образования в условиях цифровой экономики//Вестник факультета управления СПбГЭУ. Вып. 3. Ч. 1. С. 284-289.

4. Жернакова, М. Б., Кротенко, Т. Ю. Коротков, Э. М. Управление изменениями: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 278 с.

5. Кротенко, Т. Ю. Проблемы образования и формирования преобразующего мышления//Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: Материалы XIII международной научно-практической конференции: в 2-х томах. М.: Н.-и. центр «Академический», 2017. С. 106-108.

References

1. An S., Ushakov E., Nalivaiko N. Obrazovanie XXI v. v usloviyakh vozdeistviya polyarnykh tsivilizatsii [Education of the XXI century in the conditions of influence of polar civilizations], Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education], 2016, I. 5 (68), pp. 31-40.

2. Glaz'ev S. Novyi tekhnologicheskii uklad v sovremennoi ekonomike [New technological way in modern economy], Mezhdun-arodnaya ekonomika [International Economics], 2010, I. 5, pp. 5-27.

3. Gorobtsova L., Tsygankov I. Problemy i perspektivy obrazovaniya v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki [Problems and prospects of education in the digital economy]. Vestnik fakul'teta upravleniya SPbGEU, [Bulletin of the Faculty of Management. Saint-Petersburg State Economic University] I. 3, Part 1, pp. 284-289.

4. Zhernakova M., Krotenko T., Korotkov E. Upravlenie izmeneniyami: Uchebnik i praktikum. [Qhange management: textbook andpracticum], M.: Yurait, 2015, 278 p.

5. Krotenko T. Problemy obrazovaniya i formirovaniya preobrazuyushchego myshleniya [Problems of education and the formation of transformative thinking], Aktual'nye napravleniya fundamental'nykh i prikladnykh issledovanii: Materialy XIII mezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2-kh tomakh [Current directions of fundamental and applied research: Proceedings of the XIII international scientific-practical conference: in 2 volumes], M.: N.-I. center "Academic", 2017, pp. 106-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.