Научная статья на тему 'Новые подходы к осуществлению закупок в ракетно-космической отрасли в условиях действия санкций в отношении Российской Федерации'

Новые подходы к осуществлению закупок в ракетно-космической отрасли в условиях действия санкций в отношении Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
закупочная деятельность / методология / закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ / государственная корпорация / состязательный отбор. / procurement activity / methodology / procurement / state corporation / competitive selection.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова Екатерина Евгеньевна

В статье представлено общее описание подходов и методологических принципов по осуществлению закупочной деятельности предприятий, входящий в структуру Госкорпорации «Роскосмос», в условиях действия санкций со стороны недружественных стран в отношении Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to procurement in the rocket and space industry in the contex of sanctions against the Russian Federation

The article presents a general description of approaches and methodological principles for the implementation of procurement activities of enterprises included in the structure of the State Corporation “Roscosmos”, under the sanctions imposed by unfriendly countries against the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к осуществлению закупок в ракетно-космической отрасли в условиях действия санкций в отношении Российской Федерации»

УДК 629.7:347.77

Новые подходы к осуществлению закупок в ракетно-космической отрасли в условиях действия санкций в отношении Российской Федерации

New approaches to procurement in the rocket and space industry in the contex of sanctions against the

Russian Federation

В статье представлено общее описание подходов и методологических принципов по осуществлению закупочной деятельности предприятий, входящий в структуру Госкорпорации «Роскосмос», в условиях действия санкций со стороны недружественных стран в отношении Российской Федерации.

The article presents a general description of approaches and methodological principles for the implementation of procurement activities of enterprises included in the structure of the State Corporation "Roscosmos", under the sanctions imposed by unfriendly countries against the Russian Federation.

Ключевые слова: закупочная деятельность, методология, закупки по 223-Ф3 и 44-ФЗ, государственная корпорация, состязательный отбор.

Keywords: procurement activity, methodology, procurement, state corporation, competitive selection.

&

МАЛАХОВА

ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

Главный эксперт Отдела методического сопровождения и поддержки Единого отраслевого закупочного центра АО «Организация «Агат», Член Национальной Ассоциации Институтов Закупок. Член рабочей группы по 223-Ф3 Торговой Промышленной Палаты Российской Федерации

MALAKHOVA EKATERINA

Chief expert of the Unit of methodological support. Member of the National Associations of Procurement Institutes, JSC "Organization "Agat". Member of the working group on 223-FZ of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation

Введение

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (далее - Корпорация) является уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического про-

странства, наделенным полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление и руководство космической деятельностью в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 года

НОВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ЗАДАЧИ:

ВЫСОКАЯ ВОЛАТИЛЬНОСТЪ И НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ РЫНОЧНАЯ КОНЪЮКТУРА

НЕОБХОДИМОСТЬ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕСПЕРЕБОЙНОМ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРОВ И СОХРАНЕНИИ НАДЕЖНЫХ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Гибкая система управления закупочной политикой в санкционных условиях

Рис. 1. Изменения в Положение о закупке

N 5663-1 «О космической деятельности», а также нормативно-правовое регулирование в данной области.

На сегодняшний день в структуру Корпорации входят более 100 подведомственных предприятий (пункт 5 статьи 2 федерального закона от 13.07.2015 N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»), занимающихся научно-технической разработкой в области пилотируемой космонавтики, исследованиями в области астрофизики, развитием новых перспективных направлений.

В эпоху экономических санкций и ограничений со стороны недружественных стран в отношении Российской Федерации Корпорация реализует новые подходы к ведению своей закупочной деятельности для обеспечения работы всех предприятий ракетно-космической отрасли.

В настоящей статье рассмотрим основные подходы Корпорации к осуществлению закупок в ракетно-космической отрасли в условиях действия санкций в отношении Российской Федерации.

Основная часть

Изменение макроэкономических условий, неблагоприятная внешняя конъюнктура и нарушение логистических связей требуют ускорение темпов принятия операционных решений для обеспечения бесперебойной производственной деятельности, сохранения и укрепления конкурентных позиций на мировом рынке.

Основными задачами Корпорации на сегодняшний день является реализация государственных программ и выполнение государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), инвестиционных проектов в области кос-

мической деятельности, а также размещение закупок на разработку, изготовление и поставку космических аппаратов и техники, объектов космической инфраструктуры, осуществление нормативно-правового и методологического регулирования.

В этих целях применение системы управления закупочной политикой является стратегическим аспектом, влияющим на улучшение результатов деятельности предприятий ракетно-космической отрасли в области осуществления закупок, обеспечивая их устойчивое развитие.

Функция государственного заказчика осуществляется Корпорацией и подведомственными учреждениями (далее - Заказчики) как в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), так и в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Осуществление закупок в рамках Закона 223-ФЗ происходит в соответствии с принятым Наблюдательным советом Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее - Положение о закупке).

В целях повышения эффективности операционного управления при осуществлении закупочной деятельности, нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств,и с учетом нестабильности товарных рынков и рыночной номенклатуры были и подготовлены изменения

12 | номер 2(2) 2022

Рис. 2. Новый неконкурентный способ закупки

в Положение о закупке (в редакции с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Роскосмос» от 13.09.2022 № 56-НС), обобщающие собственный накопленный правоприменительный опыт, методологию и лучшие практики крупнейших российских Заказчиков в сфере регламентированных закупок.

Положение о закупке было дополнено новыми подразделами, устанавливающими в том числе временный порядок осуществления закупок со сроком действия до 1 января 2023 г., с возможностью пролонгации. Одновременно предусматривающий, в том числе, право Заказчика не устанавливать требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора, не применять антидемпинговые меры в отношении участника.

Кроме того, для Заказчиков упростился порядок закупки у единственного поставщика, в частности, исключена обязанность размещения извещения в единой информационной системе (далее - ЕИС), сокращены этапы подготовки к проведению закупки у единственного поставщика, установлены дополнительные основания в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации в целях формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения ГОЗ, на закупку продукции у организации оборонно-промышленного комплекса, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов.

В целях обеспечения экономической эффективности

и ускорения процесса заключения контрактов изменениями в Положение о закупке предусматривается новый гибкий механизм осуществления закупок неконкурентным способом.

В соответствии с пунктом 19.20. Положения о закупке предусмотрена процедура состязательного отбора, которая не является торгами и не регулируется статьями 447-449 ГК РФ.

Минимальный срок проведения такой процедуры составляет 7 рабочих дней.

Заказчик вправе проводить состязательный отбор в следующих случаях:

• при необходимости обеспечения непрерывной производственной деятельности Заказчика;

• в соответствии с перечнем продукции, утвержденным правовым актом Корпорации;

• по основаниям, предусмотренным пунктом 6.6.2 Положения (закупка у единственного поставщика), в случае, когда проведение состязательного отбора целесообразно для конкретной закупочной ситуации.

Заявки на участие в процедуре состязательного отбора подаются только посредством функционала ЭТП в электронном виде, содержат по сути только ценовое предложение участника, минимальный пакет документов и согласие на выполнение предмета договора, что обеспечивает быстроту его проведения.

При этом для участников предусмотрена возможность подачи заявки в том числе от Коллективного участника, когда на стороне одного участника выступает несколько лиц, объединившихся для участия в закупке.

Рис. 3. Порядок проведения состязательного отбора

Право на совместные действия установлено в части 5 статьи 3 Закона 223-ФЗ.

Договор по результатам состязательного отбора заключается с участником, который признан соответствующим требованиям уведомления и подал минимальное окончательное ценовое предложение, а в случае подачи единственной заявки - с участником, подавшем такую заявку и признанным соответствующим требованиям уведомления после размещения итогового протокола, но не позднее 20 (двадцати) дней после размещения указанного протокола.

Данная процедура создана для ускорения процесса закупок, без предварительного запроса коммерческих предложений и формирования начальной максимальной цены контракта (НМЦК), и позволяет Заказчику заключить контракт по оптимальной рыночной цене на фоне постоянно меняющейся конъюнктуры.

Кроме того, изменениями в Положение о закупке предусмотрен механизм совместных закупок, при котором организации Корпорации вправе совместно проводить закупки одинаковой продукции. Организатором такой закупки может являться один из Заказчиков.

Нормы положения, регламентирующие обязательную долю закупок товаров российского происхождения, приведены в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 №201 «О мерах по реализации указа президента российской федерации от 15.11.2021 № 657» в части дополнения подраздела 19.18 Положения закупкой продукции российского происхождения из реестра промышленной продукции, произведенной на территориях отдельных

районов Донецкой и Луганской областей.

Расширен перечень товаров и внесены дополнительные коды ОКПД 2 по Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 1247-р «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, идя в ногу со временем, Корпорация обеспечивает актуализацию и принятие необходимых мер по внесению изменений в действующее Положение о закупках в рамках Закона 223-ФЗ и другие нормативно-правовые законодательные акты.

Заключение

Несомненно, своевременное реагирование на политическую обстановку и мировые тенденции, обусловленные санкционным влиянием на Российскую Федерацию, связанные с необходимостью актуализации методологии в закупочной деятельности Корпорации - это один из основных способов поддержания работоспособности и обеспечения развития предприятий ракетно-космической отрасти.

В результате применения новых подходов к осуществлению закупок удается постепенно нивелировать последствия санкций, увеличить своевременность и эффективность принятия решений и обеспечить устойчивость ведения закупочной деятельности.

14 | номер 2(2) 2022

АГАЖ

Список литературы

1. Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (в редакции с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Госкорпорации "Роскосмос" от 13.09.2022 № 56-НС).

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных в муниципальных нужд".

4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 1247-р "Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

в муниципальных нужд" (в редакции Распоряжения Правительства РФ от 21.04.2022 N 952-р).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 201 "О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 15.11.2021 № 657".

List of literature

1. Regulation on the purchase of goods, works, services of the State Corporation for Space Activities "Roscosmos" (as amended by the decision of the Supervisory Board of the State Corporation for Space Activities "Roscosmos" of 13.09.2022 № 56-NS).

2. Federal law of 18.07.2011 № 223-FZ "On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities".

3. Federal law of 05.04.2013 № 44-FZ "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs".

4. Federal law of 13.07.2015 N 215-FZ "About the State Corporation for Space Activities "Roscosmos".

5. Order of the Government of the Russian Federation of 30.06.2015 № 1247-r "On the approval of the list of goods, works, services in the field of space activities, information about the procurement of which does not constitute a state secret, but is not subject to placement in the unified information system in the field of procurement for state and municipal needs" (as amended by the Government decree of 21.04.2022 N 952-r).

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of 17.02.2022 № 201 "On measures to implement the decree of the President of the Russian Federation of 15.11.2021 № 657".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.