Научная статья на тему 'Основные изменения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022-2023 года'

Основные изменения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022-2023 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
закупочная деятельность / изменения законодательства / закупки по 223-ФЗ / независимая гарантия / электронный магазин / государственная корпорация. / procurement activities / changes in legislation / purchases under 223-FZ / independent guarantee / electronic store / state corporation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова Екатерина Евгеньевна, Рехтина Наталья Васильевна

В настоящей статье рассмотрены основные изменения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за 2022-2023 гг., а также особенности применения и осуществления закупочной деятельности предприятиями ракетно-космической отрасли, входящими в структуру Госкорпорации «Роскосмос» и присоединившихся к Положению о закупках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малахова Екатерина Евгеньевна, Рехтина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main changes in the legislation on the purchase of goods, works, services by certain types of legal entities for 2022-2023

This article discusses the main changes in the Federal Law of July 18, 2011 No. 223-FZ “On the Procurement of Goods, Works, Services by Certain Types of Legal Entities” for 2022-2023, as well as the specifics of the application and implementation of procurement activities by enterprises in the rocket and space industry that are part of into the structure of the State Corporation “Roscosmos” and acceded to the Procurement Regulations

Текст научной работы на тему «Основные изменения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022-2023 года»

УДК 658.716: 338.984

Основные изменения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022-2023 года

Main changes in the legislation on the purchase of goods, works, services by certain types of legal entities for 2022-2023

В настоящей статье рассмотрены основные изменения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за 2022-2023 гг., а также особенности применения и осуществления закупочной деятельности предприятиями ракетно-космической отрасли, входящими в структуру Госкорпорации «Роскосмос» и присоединившихся к Положению о закупках.

This article discusses the main changes in the Federal Law of July 18,2011 No. 223-FZ "On the Procurement of Goods, Works, Services by Certain Types of Legal Entities" for 2022-2023, as well as the specifics of the application and implementation of procurement activities by enterprises in the rocket and space industry that are part of into the structure of the State Corporation "Roscosmos" and acceded to the Procurement Regulations.

Ключевые слова: закупочная деятельность, изменения законодательства, закупки по 223-Ф3, независимая гарантия, электронный магазин, государственная корпорация.

Keywords: procurement activities, changes in legislation, purchases under 223-FZ, independent guarantee, electronic store, state corporation.

МАЛАХОВА

ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

Главный эксперт отдела методологического сопровождения и поддержки Единого отраслевого закупочного центра, АО «Организация «Агат» E-mail: MalahovaEE@agat-roscosmos.ru

MALAKHOVA EKATERINA

Chief Expert of the Department of Methodological Support of the Unified Industry Purchasing Center, JSC "Organization "Agat"

РЕХТИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВА

Начальник отдела методологического сопровождения и поддержки Единого отраслевого закупочного центра, АО «Организация «Агат» E-mail: RekhtinaNV@agat-roscosmos.ru

REKHTINA NATALIA

Head of the department of methodological support of the Unified Industry Purchasing Center, JSC "Organization "Agat"

Введение

В рамках сложившихся макроэкономических и политических тенденций, влияния проводимой Специальной военной операции на все сферы мировой экономики, а также продолжающегося санкционного давления со стороны недружественных стран в отношении российских юридических лиц и отдельных физических лиц, на законодательном уровне реализуются новые подходы к ведению закупочной деятельности на территории Российской Федерации.

В первую очередь такие санкции и ограничения направлены против организаций оборонно-промышленного комплекса, в том числе и ракетно-космической промышленности (далее - организации ОПК), а также их поставщиков (подрядчиков, исполнителей), участвующих в выполнении государственного заказа, в том числе государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ).

В настоящее время перед организациями ОПК стоят важные стратегические задачи по модернизации, подготовке, развитию производственных мощностей, технологического оборудования, увеличению объема поставляемой продукции по ГОЗ.

Именно в этот период законодательство о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц активно трансформируется.

Изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-Ф3) продиктованы необходимостью адаптироваться к новым реалиям, подстраиваться под современные тенденции, принимать эволюционные решения, осуществлять новые разработки и технологический прорыв в различных отраслях экономики, а также осуществлять активное правовое регулирование, отвечающее существующим потребностям.

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (далее - Корпорация), как уполномоченный орган по космической деятельности в рамках реализации государственной политики в области космической деятельности Российской Федерации также осуществляет нормативное и правовое регулиро-

вание в данной области [1].

В рамках настоящей статьи предметом рассмотрения являются основные изменения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и подходы Корпорации к осуществлению закупок в ракетно-космической отрасли в современных условиях.

Обзор изменений законодательства о закупках

Текущая рыночная ситуация в мире и введённые ограничения со стороны недружественных стран в отношении Российской Федерации таковы, что от адекватного реагирования на внешние вызовы и оперативности внесения изменений в действующее законодательство зависит возможность дальнейшего развития страны в целом.

Перед Правительством Российской Федерации стоит сложная, но выполнимая задача по сохранению промышленного потенциала и развитию устойчивого экономического роста экономики.

От эффективного законодательного регулирования в закупочной деятельности зависит, в том числе, и реализация государственных программ и выполнение ГОЗ, инвестиционных проектов в области космической деятельности, а также размещение закупок на разработку, изготовление и поставку космических аппаратов и техники, объектов космической инфраструктуры, осуществление нормативно-правового и методологического регулирования.

В этих целях применение системы управления закупочной политикой является стратегическим аспектом, влияющим на улучшение результатов деятельности предприятий ракетно-космической отрасли в области осуществления закупок, обеспечивая их устойчивое развитие.

Корпорацией осуществляется функция государственного заказчика в соответствии с положениями Закона № 223-Ф3. Регулирование хозяйственной деятельности в области закупок происходит в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятель-

ности «Роскосмос» (далее - Положение о закупке) [2].

В целях повышения эффективности операционного управления ведется активная методологическая работа по актуализации нормативных актов Корпорации и Положения о закупке на основе анализа потребности предприятий отрасли и правоприменительной практики в сфере закупок.

В 2022 году Правительством Российской Федерации, Министерством финансов и другими уполномоченными органами внесено множество изменений в Закон № 223-ФЗ.

Часть этих изменений, безусловно, связана с ограничительными мерами, которые вводились постепенно, оказывая влияние на деятельность большинства российских предприятий.

Также были внесены ряд изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) [3] и Закон № 223-Ф3, направленных на оптимизацию порядка осуществления закупочной деятельности, а также на минимизацию последствий вводимых мер ограничительного характера, политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан и юридических лиц.

Рассмотрим основные изменения в законодательстве о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за период 2022-2023 гг.:

1. Для целей уточнения правил ограничения доступа к информации и документам, относящимся к закупкам, введено (по аналогии с Законом № 44-ФЗ) отдельное понятие - «официальный сайт единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» (далее соответственно - официальный сайт, ЕИС) (изменения в части 2 статьи 4 Закона № 223-ФЗ), а также предусмотрено, что: • размещению в ЕИС также не подлежит информация о заключении и об исполнении договоров, заключенных по результатам закупок, предусмотренных частью 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ (закупки товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, закупки в рамках государственного оборонного заказа в части создания, модернизации, поставок, ремонта, сервисного обслуживания и утилизации вооружения, военной и специальной техники, разработки, производства и поставок космической техники и объектов космической инфраструктуры) (измене-

ния в части 2 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, вступили в силу с 01.10.2022 г.);

• информация о закупках, проводимых в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, о заключении и исполнении договоров, заключенных по результатам таких закупок, не подлежит размещению на официальном сайте (изменения в части 15, корреспондирующие изменения в части 1 статьи 3.5 и в пунктах

1 - 4 части 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, вступают в силу с 01.04.2023 г.) [4];

• выдаваемые по результатам оценки соответствия или мониторинга соответствия заключение о соответствии или уведомление о несоответствии утвержденных плана закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМСП), содержащих информацию о закупках, предусмотренных частью

15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, не подлежат размещению на официальном сайте (изменение в часть

16 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ, вступило в силу с 01.07.2022 г.);

• Федеральное казначейство устанавливает порядок предоставления информации и документов из ЕИС (изменение в часть 18 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, вступает в силу с 01.04.2023 г.);

• Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения закупок, информация о которых не подлежит размещению в ЕИС в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в план закупки товаров, работ, услуг (изменение в части 3 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, вступило в силу с 01.10.2022 г.) [4].

Таким образом, с целью недопущения дальнейшего санкционного давления со стороны недружественных стран в отношении Российской Федерации на законодательном уровне обеспечивается закрытие информации.

2. Принято Правительством Российской Федерации постановление от 06.03.2022 г. № 301 «Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее - постановление № 301).

Указанным постановлением вводятся основания неразмещения информации о закупке и о поставщике, с которым заключен договор, на официальном сайте (до 01.04.2023 г. информация о закупках не размещалась в ЕИС).

Такими основаниями являются введение политических или экономических санкций, либо введение иностранными государствами, объединениями, союзами иностранных государств, учреждениями иностранных государств или их объединений, ограничительных мер в отношении заказчика, осуществляющего закупку в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

3. Установлено требование к сроку оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги.

Такой срок оплаты должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также, если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке (новая часть 5.3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Если заказчик в Положении о закупке предусматривает иной срок оплаты, то необходимо указать конкретные сроки оплаты или порядок их определения, а также установить перечень товаров, работ, услуг, к закупкам которых применяются такие сроки (новая часть 5.4 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Так в Положении о закупке предусмотрен иной случай оплаты в соответствии с установленным Перечнем товаров, работ, услуг и в целях исполнения обязательств по заключенному заказчиком с третьим лицом государственному контракту (контракту, соглашению, договору).

Такой срок оплаты по договору (отдельному этапу договора) должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке продукции.

4. Сокращен срок оплаты по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с СМСП.

Такой срок должен составлять не более семи рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о при-

емке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора) (изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

5. Исключен запрет на указание «наименования страны происхождения товара» в описании объекта закупки (изменение в пункте 2 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ). Указанное положение вступило в силу с 01.07.2022 г.

6. Внесены изменения в правила заключения

и исполнения отдельных договоров в области капитального строительства. Указанные положения вступили в силу с 01.07.2022 г.

Предмет регулирования статьи 3.1-3.3 Закона № 223-ФЗ изменен на договоры, предметом которых являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Кроме того, установлено, что:

• результатом выполненной работы по договору, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный, реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получены заключение Федеральной службы по экологическому, технологическому

и атомному надзору (ее территориальных органов) о соответствии такого объекта требованиям проектной документации и заключение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (новая часть 3 статьи 3.1-3.3 Закона № 223-ФЗ);

• предметом договора могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (новая часть 4 статьи 3.1-3.3 Закона № 223-ФЗ);

• если оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства предусмотрено проектной документацией, поставка такого оборудования может являться предметом договора наряду с подготовкой проектной докумен-

тации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (новая часть 4 статьи 3.1-3.3) или выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства соответственно (новая часть 5 статьи 3.1-3.3 Закона № 223-ФЗ).

7. В части закупок, участниками которых могут быть только СМСП предусмотрено:

• возможность предоставления в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке «независимой гарантии» и требования к такой гарантии, в том числе предоставление такого вида обеспечения гарантом, предусмотренным частью 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ и его обязанность в случае просрочки исполнения обязательств по такой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует ее условиям и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, уплатить заказчику за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой гарантии (изменение в части 12, корреспондирующее изменение в подпункт «б» пункта 8 части 19.1, новые части 14.1- 14.3, изменение в части 17 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ);

• возможность предоставления в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием СМСП, «независимой гарантии», требования к такой гарантии (новая часть 31 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ);

• полномочия Правительства Российской Федерации устанавливать типовые формы «независимых гарантий», требования об уплате денежной суммы по ним, дополнительные требования, перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по данной гарантии, особенности порядка ведения Реестра независимых гарантий (новая часть 32 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ);

• требование о включении информации о «независимых гарантиях» в Реестр независимых гарантий, предусмотренный частью 8 статьи 45 Закона № 44-ФЗ (пункт 2 новой части 14.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, вступает в силу с 01.04.2023 г.).

8. Дополнены требования к извещению об осуществлении конкурентной закупки и к документации

о конкурентной закупке: в таком извещении, документации указывается размер обеспечения заявки

на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке, размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения (изменение в части 25 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ).

9. Дополнены основания включения сведений

в реестр недобросовестных поставщиков (далее -РНП) о поставщиках (исполнителях, подрядчиках).

Основанием для включения таких сведений в РНП является: односторонний отказ заказчика «под санкциями» от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров (изменение в части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ, вступили в силу с 01.07.2022 г.).

10. Сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (подрядчиках, исполнителях) не включаются в РНП, если уклонение от заключения договора, либо ненадлежащее исполнение договора вызвано обстоятельствами непреодолимой силы (в том числе введением политических или экономических санкций и (или) мер ограничительного характера).

Однако уклонение от заключения контракта участника закупки, либо отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнять договор из-за введения ограничений в отношении заказчика не будет являться обстоятельством непреодолимой силы (п. 9.1 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211) (далее - Правила № 1211).

Следует учесть, что не включение в РНП по указанному основанию возможно только в случае, если в результате проведенной проверки уполномоченным органом (ФАС России), предусмотренной пунктом 8 Правил № 1211, будут выявлены именно такие факты.

11. Отдельные особенности проведения закупок и изменения договоров по Закону № 223-ФЗ.

С 31 марта 2022 г. запрещено без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации осуществлять закупки в рамках Закона № 223-ФЗ:

• иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее - ПО) в целях его использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная

Рис. 1. Преимущества закупок через «Электронный магазин». Источник: Материал из Справочной системы «Госзаказ».

инфраструктура),услуг, необходимых для использования этого ПО на таких объектах. Правила согласования таких закупок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2022 г. № 1478 [5].

С 1 января 2025 г. заказчикам запрещается использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры. 12. Введен новый неконкурентный способ закупок

«Электронный магазин» (рис. 1). Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 г. № 2323 Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352, дополняется нормой, дающей право заказчику для осуществления закупок, участниками которых являются только СМСП, предусматривать в положении о закупке способ неконкурентной закупки в электронной форме по принципу «электронного магазина» согласно следующему:

• такие закупки осуществляются на электронной площадке, которая соответствует установленным единым и дополнительным требованиям в соответствии с Законом № 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 г. № 657 «Об утверждении дополнительных требований к функционированию элек-

тронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее - ЭП);

• цена заключенного договора не должна превышать 20 млн. рублей;

• участники закупки - СМСП размещают на ЭП предварительное предложение о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;

• заказчик размещает на электронной площадке информацию о товаре, работе, услуги и требования к ним;

• оператор ЭП отбирает предварительные предложения, соответствующие требованиям заказчика;

• заказчик проводит отбор одного или нескольких участников закупки из числа СМСП, соответствующих критериям оценки, установленным в положении о закупке, из числа участников закупки, чьи предварительные предложения были отобраны оператором ЭП, и заключает с ними договор (договоры) с использованием ЭП.

Указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2022 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 г. № 2323) (рис. 2).

Перечень операторов ЭП определен в приложении № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ» [6].

Рис.2. Федеральные электронные площадки. Источник: Материал из Справочной системы «Госзаказ».

13. Особенности применения законодательства о закупках в ракетно-космической отрасти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях сокращения негативных последствий введенных санкций в отношении Российской Федерации, запрета осуществления торговых операций и с учетом нестабильности товарных рынков и рыночной номенклатуры в Положение о закупке внесены соответствующие изменения, в том числе разработан пакет антикризисных мер, предусматривающий:

• право заказчика не устанавливать требование

о предоставлении участником закупки обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора, не применять антидемпинговые меры;

• в соответствии с директивой Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 г.

№ 2182п-П13кс при подготовке проекта договора включение в него обязательного условия о неприменении в 2022 г. штрафных санкций в связи с нарушением поставщиком обязательств, предусмотренных договором (данное положение не распространяется на обязательства поставщика, предусмотренные договором и возникающие в 2023 г.);

• упрощенный порядок закупки у единственного поставщика;

• закупку продукции посредством электронного/ интернет-магазина, маркетплейса на сумму до 3 млн.рублей.

В 2022 году Корпорацией расширен перечень товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которой не подлежат размещению в ЕИС - принято распоряжение Правительства Российской Федерации № 952-р от 21.04.2022 г. «О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют государственную

тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 1247-р» [7].

Кроме того, в 2023 году планируется расширить «Перечень товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 1247-р».

В целях обеспечения экономической эффективности и ускорения процесса заключения контрактов для нужд ракетно-космической отрасли изменениями в Положение о закупке предусматриваются новые механизмы осуществления закупок, ведется методологическая работа по обеспечению своевременного внесению изменений в действующее Положение о закупках в рамках Закона № 223-ФЗ и другие акты.

Заключение

Несомненно, своевременное реагирование на политическую обстановку и мировые тенденции, обусловленные санкционным влиянием на Российскую Федерацию, связанные с необходимостью актуализации нормативно-правовой информации и развитие методологии закупочной деятельности - это один из основных способов поддержания работоспособности и обеспечения развития промышленности в целом и ракетно-космической отрасти в частности.

В результате применения новых подходов к осуществлению закупок удается постепенно нивелировать последствия санкций, увеличить своевременность и эффективность принятия решений и обеспечить устойчивость ведения закупочной деятельности.

Список литературы

1. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

2. Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (в редакции с изменениями, утвержденными решениями наблюдательного совета Госкорпорации "Роскосмос" от 9 июня 2021 г. N 47-НС, от 11 июля 2022 г. N 55-НС, от 13 сентября 2022 г. N 56-НС, от 23 декабря 2022 г. N 62-НС).

3. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2022 г. № 1478 «Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических ...

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 г. № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ»;

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 1247-р «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

и муниципальных нужд»;

8. Федеральный закон от 16.04.2022 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

9. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;

10. Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2022 г. № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»;

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 г. № 201 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 15.11.2021 г. № 657».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 г. № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия»;

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 г. № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252»;

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 г. № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2022 г. № 1397 «О независимых гарантиях, предоставляемых

в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2022 г. № 1838 «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 1663»;

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2022 г. № 2359 «О внесении изменений в некоторые

акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 г. № 301 «Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации

о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры»;

19. Информационное письмо Минфина России от 05.09.2022 г. № 24-07-07/86221 «Об установлении требований к участникам закупки, в том числе находящимся под санкциями»;

20. Информационное письмо Минфина России от 11.04.2022 г. № 24-07-08/30988 «О направлении информации по вопросам

о возможности изменения по соглашению сторон существенных условий договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

List of literature

1. Federal Law No. 215-FZ dated July 13, 2015 "On the State Space Corporation Roscosmos";

2. Regulations on the Procurement of Goods, Works, and Services of the State Corporation for Space Activities "Roscosmos" (as amended by the decision of the Supervisory Board of the State Corporation "Roskosmos" dated September 13, 2022 No. 56-NS).

3. Federal Law No. 44-FZ dated 05.04.2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs";

4. Federal Law No. 223-FZ of July 18, 2011 "On Procurement of Goods, Works, Services by Certain Types of Legal Entities";

5. Decree of the Government of the Russian Federation of August 22, 2022 No. 1478 "On approval of requirements for software, including as part of software and hardware systems used by public authorities, customers making purchases in accordance with the Federal Law "On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities" (with the exception of organizations with municipal participation), at significant objects of the critical information infrastructure of the Russian Federation belonging to them, Rules for Approving the Procurement of Foreign Software, including as part of software and hardware systems, for the purpose of its use by customers making purchases in accordance with the Federal Law "On the Procurement of Goods, Works, Services by Certain Types of Legal ...

6. Decree of the Government of the Russian Federation of July 12, 2018 No. 1447-r "On approval of the lists of operators of electronic platforms and specialized electronic platforms provided for by Federal Laws of April 5, 2013 N 44-FZ, of July 18, 2011 No. 223-FZ";

7. Decree of the Government of the Russian Federation dated 30.06.2015

No. 1247-r "On approval of the list of goods, works, services in the field of space activities, information on the procurement of which does not constitute a state secret, but is not subject to placement in a unified information system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" (as amended by Decree of the Government of the Russian Federation No. 952-r dated April 21, 2022);

8. Federal Law No. 104-FZ of April 16, 2022 (as amended on June 28, 2022) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation";

9. Decree of the President of the Russian Federation of March 30, 2022 No. 166 "On measures to ensure the technological independence and security of the critical information infrastructure of the Russian Federation";

10. Decree of the President of the Russian Federation of May 3, 2022 No. 252 (as amended on December 22, 2022) "On the application of retaliatory special economic measures in connection with the unfriendly actions of certain foreign states and international organizations";

11. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 17, 2022

No. 201 "On measures to implement the Decree of the President of the Russian Federation of November 15, 2021 No. 657".

12. Decree of the Government of the Russian Federation of April 16, 2022 No. 680 (as amended on January 13, 2023) "On the establishment of the procedure and cases of changing the essential conditions of state and municipal contracts, the subject of which is the construction, reconstruction, overhaul, demolition of a capital construction project carrying out work to preserve cultural heritage sites";

13. Decree of the Government of the Russian Federation of May 11, 2022 No. 851 (as amended of November 5, 2022) "On measures to implement the Decree of the President of the Russian Federation of May 3, 2022 No. 252" (together with the "List of legal entities in respect of which special economic measures", "List of legal entities carrying out activities in the field of military-technical cooperation, in respect of which special economic measures are applied");

14. Decree of the Government of the Russian Federation of March 21, 2022 No. 417 "On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation on Procurement of Goods, Works, Services to Meet State and Municipal Needs and Procurement of Goods,

Works, Services by Certain Types of Legal Entities";

15. Decree of the Government of the Russian Federation of August 9, 2022 No. 1397 "On independent guarantees provided as security for an application for participation in the competitive procurement of goods, works, services in electronic form with the participation of small and medium-sized businesses, and independent guarantees provided as security execution of the contract concluded as a result of such a purchase, as well as on the introduction of amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation";

16. Decree of the Government of the Russian Federation of October 15, 2022 No. 1838 "On changing the essential terms of contracts concluded to meet federal needs in connection with mobilization in the Russian Federation, on changing certain acts of the Government of the Russian Federation on the procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs and procurement of goods, works, services by certain types of legal entities and on the invalidation of certain provisions of the Decree of the Government of the Russian Federation dated December 25, 2018 No. 1663 ";

17. Decree of the Government of the Russian Federation of December 20, 2022 No. 2359 (as amended on December 31, 2022) "On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation on the Procurement of Goods, Works, Services to Ensure State and Municipal Needs and the Procurement of Goods, Works, services by certain types of legal entities";

18. Decree of the Government of the Russian Federation of March 6, 2022 No. 301 "On the grounds for non-placement in the unified information system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs of information on the procurement of goods, works, services, information about suppliers (contractors, performers) with which contracts are concluded;

19. Information letter of the Ministry of Finance of Russia dated 05.09.2022 No. 24-07-07/86221 "On establishing requirements for procurement participants, including those under sanctions";

20. Information letter of the Ministry of Finance of Russia No. 24-07-08/30988 dated April 11, 2022 "On sending information on the possibility of changing, by agreement of the parties, the essential terms of the agreement concluded in accordance with the Federal Law of July 18, 2011No. 223-FZ "On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities".

Рукопись получена: 06.02.2023 Рукопись одобрена: 02.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.