ЭКОНОМИКА
УДК 332.025.12
DOI: 10.21685/2072-3016-2017-3-18
Р. Р. Юняева, А. С. Онтикова
ЗАКУПКИ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ КАК НОВЫЙ РЫНОК СБЫТА ПРОДУКЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация.
Актуальность и цели. Последние семь-десять лет вектор государственной экономической политики направлен, в том числе, на развитие малого и среднего бизнеса страны. Исполнительные органы государственной власти всех уровней реализуют мероприятия, обеспечивающие всестороннюю поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП). Цель работы - проанализировать эффективность и доступность такого мероприятия, направленного на поддержку субъектов МСП, как стимулирование спроса посредством административного регулирования закупок крупнейших компаний.
Материалы и методы. Реализация цели исследования достигнута посредством изучения нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих закупки компаний с государственным участием. Методологической основой исследования послужил аналитический метод научного познания и системный подход.
Результаты. На основе изучения нормативной правовой базы закупочной деятельности отдельных юридических лиц выявлены особенности ее государственного регулирования. Проанализирован рынок закупок крупнейших компаний и его доступность.
Выводы. Государственное регулирование обеспечивает обязательное участие субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков. При этом совокупный годовой объем подобных закупок неуклонно растет, что создает огромный рынок сбыта. Для субъектов МСП открыт доступ к информации и участию в закупках любого уровня - от муниципального до федерального.
Ключевые слова: государственное регулирование, закупки, субъекты малого и среднего предпринимательства.
R. R. Yunyaeva, A. S. Ontikova
LARGE COMPANIES' PROCUREMENTS AS A NEW MARKET FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS
Abstract.
Background. Last 7-10 years the state economic politicy has been focused on small and medium business development. Government executives implement arrangements that ensure comprehensive support for small and medium business entities. The purpose of the work is to analyse efficiency and accessibility of demand stimulation by administrative regulation of large companies' procurements.
Materials and methods. The research objective was achieved by learning legal acts of the Russian Federation that regulate purchases of companies with government share. The analytical method of scientific knowledge and systems approach formed the basis of the methodology.
Results. On the basis of studying legal acts covering companies' procurement activity the auhtors reveal government regulation features thereof. The article analyzes the large companies' procurement market and its availability.
Conclusions. The government regulation provides obligatory participation of SMB in procurements of large companies. The total annual amount tends to self-extending and creates a huge sales market. Small and medium business have open access to data and participation in purchasing at all levels, from municipal to federal.
Key words: government regulation, procurements, small and medium business.
Реализация мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Пензенской области происходит в соответствии с принятой Правительством России Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение № 1083-р от 2 июня 2016 г.) [1].
Регион обладает развитой инфраструктурой поддержки предпринимателей, реализует комплекс мер по поддержке малого и среднего предпринимательства [2]. Мероприятия поддержки можно разделить на следующие группы:
1) финансовая;
2) имущественная;
3) инфраструктурная;
4) информационно-консультационная.
Основными целями развития предпринимательства, определенными в Стратегии, являются: создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, пополнение бюджета за счет увеличения налоговых поступлений, реализация предпринимательского потенциала населения, рост конкурентоспособности бизнеса.
Кроме того, в целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне распоряжением Правительства от 31 января 2017 г. № 147-р [3] утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации (далее - целевые модели) по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах. Одна из этих моделей полностью посвящена поддержке малого и среднего предпринимательства и содержит, помимо вышеназванных, мероприятия по стимулированию спроса на товары, работы и услуги субъектов МСП.
Важнейшее мероприятие в рамках данного направления включает в себя реализацию комплекса мер по привлечению субъектов МСП в качестве поставщиков к закупкам, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.
18 июля 2011 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ (далее - 223-ФЗ) [4]. Юридические лица, о которых в нем идет речь, - государственные корпорации, бюджетные учреждения, субъекты естественных монополий и других организаций, доля участия государства
в уставном капитале которых превышает 50 %. Особенностью закупок данными юридическими лицами является их государственное регулирование.
Постановлением Правительства Российской Федерации «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 1352 от 11 декабря 2014 г. [5] года введены следующие требования:
1. Годовой стоимостной объем закупок товаров, работ и услуг у субъектов МСП должен составлять не менее 18 % совокупного стоимостного объема закупок компании.
2. Указанные юридические лица обязаны осуществлять ряд закупок, участие в которых могут принимать только субъекты МСП.
3. 10 % годового стоимостного объема закупок заказчика должны быть обеспечены договорами, заключенными в соответствии с п. 2.
В Письме Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2012 г. № ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"» содержится алгоритм проведения процедуры закупки. Согласно данному документу, он содержит следующие этапы:
- разработка и размещение на официальном сайте плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год, за исключением закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств;
- выбор способа закупки (конкурс, аукцион или иной способ закупки), предусмотренный положением о закупке при наличии в таком положении;
- порядка закупки указанным способом;
- разработка, утверждение и размещение на официальном сайте извещения и документации о проведении закупки;
- размещение на официальном сайте изменений, вносимых в извещение, документацию о закупке, разъяснений документации о закупке;
- предоставление документации всем заинтересованным лицам;
- предоставление разъяснений положений документации о закупке;
- прием заявок на участие в закупке;
- оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, включая публикацию протоколов, составляемых в ходе закупки;
- подписание договора с победителем закупки.
Как уже отмечалось, закупка по 223-ФЗ может быть проведена в различных формах. На рис. 1 показаны виды закупочных процедур, предусмотренных данным федеральным законом.
Правительством РФ определены перечни крупнейших заказчиков, в число которых входят конкретные и отдельные заказчики федерального уровня, а также крупнейшие региональные заказчики, отобранные по критерию годового объема выручки. В настоящее время список крупнейших заказчиков России включает 202 юридических лица, составляющих основу системы закупок в соответствии с 223-ФЗ.
Контроль за соблюдением крупнейшими заказчиками требований указанных выше нормативно-правовых актов осуществляет АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) - организация, осуществляющая свою деятельность в качестве ин-
ститута развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам МСП государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6]. Корпорация МСП осуществляет предусмотренные законодательством мониторинг соответствия и оценку соответствия планов закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП, изменений, вносимых в такие планы, а также годовых отчетов крупнейших заказчиков требованиям нормативных правовых актов в сфере закупок.
Конкурс
Аукцион
Запрос предложений
Запрос котировок
Конкурентные переговоры
Рис. 1. Способы проведения закупок
Рассмотрим, как крупнейшие российские компании с государственным участием выполняют условия, установленные законодательством в отношении проводимых ими закупок.
Так, объем закупок ПАО «Сбербанк» у субъектов МСП в 2016 г. составил 73,24 млрд рублей, или 47,76 % всех закупок компании. Малые и средние предприятия заключили 6820 договоров с крупнейшим банком страны, а 12,5 % всех закупок проводились исключительно у данного сегмента бизнеса. Перечень товаров, работ, услуг, которые Сбербанк закупает у субъектов МСП, содержит 399 объектов по 55 номенклатурным позициям - от образовательных услуг до одежды и лекарственных средств. Другой крупнейший заказчик - ПАО «РЖД» - в 2016 г. заключил 15 800 договоров с субъектами МСП на общую сумму 146,23 млрд рублей, или 50,27 % стоимости всех заключенных договоров. При этом 21,1 % всех закупок были осуществлены по результатам конкурсных процедур, участниками которых могли быть только субъекты МСП.
В целом в 2016 г. крупнейшими заказчиками было осуществлено более 109 тыс. закупок у субъектов МСП на общую сумму более 1,511 трлн рублей.
Однако не только крупнейшие федеральные заказчики составляют основу исследуемого рынка. На региональном и даже муниципальном уровне
ежегодно заключаются десятки тысяч контрактов по результатам конкурсных процедур, а также закупок у единственного поставщика. На рис. 2 представлена структура закупок по 223-ФЗ в 2016 г.
Распределение контрактов по уровням заказчиков
975 164,37; Муниципальный уровень, 18,09 %
2 047 456,75; Федеральный уровень, 37,99 %
Рис. 2. Суммарная цена контрактов в 2016 г.
Следует отметить, что общая стоимость закупок по размещенным извещениям заказчиков всех уровней в 2016 г. составила более 25,719 трлн рублей, что на 2,662 трлн рублей больше в сравнении с уровнем 2015 г. Тенденция к неуклонному росту объема закупок свидетельствует о расширении возможностей для участия в конкурсных процедурах, а также о все возрастающей роли данного рынка в экономике страны. Кроме того, приведенные примеры демонстрируют, что практически половина закупок ряда крупнейших заказчиков осуществляется у субъектов МСП, что открывает малому и среднему бизнесу огромный и постоянно растущий потенциальный рынок сбыта своей продукции.
Динамика годового стоимостного объема извещений о закупке, размещенных заказчиками в соответствии с 223-ФЗ, представлена на рис. 3.
Совокупный стоимостной объем закупок, млн рублей 30000000 25719132,2
25000000 20000000 15000000 10000000
Рис. 3. Динамика стоимостного объема закупок
Стимулирование спроса на товары, работы и услуги субъектов МСП посредством привлечения их к участию в закупках крупнейших заказчиков несет в себе ряд преимуществ для потенциальных поставщиков, а именно:
1) выход на новые рынки;
2) повышение показателей результативности и эффективности деятельности;
3) рост объема свободных денежных средств (именно на данный показатель в первую очередь обращают внимание кредиторы и инвесторы [7]);
4) формирование репутации надежного поставщика;
5) опыт работы с крупными заказчиками;
6) развитие бизнеса.
При этом стать поставщиком государственной компании или крупной корпорации достаточно просто. Вся информация о закупках - положения, планы, извещения и иная необходимая документация - каждым заказчиком размещается на Портале закупок [8] и находится в открытом доступе.
Наибольший интерес для потенциального поставщика представляет именно положение о закупках. В нем заказчики определяют все особенности, присущие проводимым ими конкурсным процедурам, а именно: перечень товаров, работ и услуг, закупаемых у субъектов МСП, порядок подготовки и способы проведения закупок, порядок заключения договоров. Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Кроме того, заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Поставщику нужно внимательно изучить требования заказчика и в соответствии с ними составить заявку на участие в торгах, а затем направить заказчику.
Если торги осуществляются в электронном виде, то для участия в них потенциальному поставщику необходимо оформить сертификат электронной цифровой подписи. Для подачи документов и получения сертификата ключа электронной подписи нужно посетить Региональный центр регистрации удостоверяющего Центра Федерального казначейства, в котором выпуск электронной подписи занимает не более трех-пяти рабочих дней.
Стоит отметить, что государственная поддержка субъектов МСП в виде регулирования закупок крупнейших заказчиков вполне обоснована. Данные мероприятия обеспечивают стимулирование спроса на товары, работы и услуги субъектов МСП рынком огромной емкости. Наряду с неоспоримыми преимуществами для малого и среднего бизнеса, развитие системы закупок в соответствии с 223-ФЗ способствует стабилизации экономического положения в стране, а также развитию сегмента малого и среднего предпринимательства, что особенно актуально в регионах.
Библиографический список
1. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р.
2. Онтикова, А. С. Проблема оценки инвестиционной привлекательности Пензенской области / А. С. Онтикова, Р. Р. Юняева // Перспективы развития предприятий в условиях инновационной направленности экономики : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. В. И. Будиной, А. Н. Опекунова. - 2016. -С. 80-83.
3. Об утверждении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации : Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р.
4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : Федер. закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в действующей редакции).
5. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (в действующей редакции).
6. Официальный сайт Корпорации МСП. - URL: http://corpmsp.ru
7. Юняева, Р. Р. Оценка кредитоспособности аграрного формирования на основе анализа денежных потоков (CASH - FLOW) / Р. Р. Юняева, И. В. Клеманова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2013. - № 3 (27). - С. 171-179.
8. Официальный сайт Портала закупок. - URL: http://zakupki.gov.ru
References
1. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 2 iyunya 2016 g. № 1083-r [On approving the strategy of small and medium business development till 2030: the decree of the Government of RF from 2nd June 2016 № 1083-r].
2. Ontikova A. S., Yunyaeva R. R. Perspektivy razvitiya predpriyatiy v usloviyakh inno-vatsionnoy napravlennosti ekonomiki: materialy Mezhdunar. nauch. -prakt. konf. [Company development prospects in conditions of the economy's innovation focus: proceedings of an International scientific and practical conference]. 2016, pp. 80-83.
3. Ob utverzhdenii tselevykh modeley uproshcheniya protsedur vedeniya biznesa i povy-sheniya investitsionnoy privlekatel'nosti sub"ektov Federatsii: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31 yanvarya 2017 g. № 147-r [On approving target models of simplifying business running procedures and improving the investment appeal of Russian regions: the decree of the Government of RF from 31st of January 2017 № 147-r].
4. O zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits: Feder. zakon ot 18.07.2011 № 223-FZ (v deystvuyushchey redaktsii) [On purchasing of goods, works, services by certain types of legal entities: the Federal Law from 18.07.2011 № 223-FZ].
5. Ob osobennostyakh uchastiya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.12.2014 № 1352 (v deystvuyushchey redaktsii) [On small and medium business participation in purchasing of goods, works, services by certain types of legal entities: the decree of the Government of RF from 11.12.2014 № 1352].
6. Ofitsial'nyy sayt Korporatsii MSP [The official website of MSP corporation]. Available at: http://corpmsp.ru
7. Yunyaeva R. R., Klemanova I. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2013, no. 3 (27), pp. 171-179.
8. Ofitsial'nyy sayt Portala zakupok [The official website of the Procurement portal]. Available at: http://zakupki.gov.ru
Юняева Римма Равиловна
доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: rimmarav@yandex.ru
Junyaeva Rimma Ravilovna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economy and finance, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Онтикова Анна Степановна
магистрант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
Ontikova Anna Stepanovna Master's degree student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
E-mail: ontikova.anna@yandex.ru
УДК 332.025.12 Юняева, Р. Р.
Закупки крупнейших компаний как новый рынок сбыта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства / Р. Р. Юняева, А. С. Онтикова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 3 (43). - С. 166-173. Б01: 10.21685/20723016-2017-3-18