Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ГОСЗАКУПКАХ ПО ФЗ №223-ФЗ В 2021, 2022 ГОДУ'

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ГОСЗАКУПКАХ ПО ФЗ №223-ФЗ В 2021, 2022 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЗ №223-ФЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ГОСЗАКУПКАХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барышова Юлия Николаевна, Буторин Анатолий Борисович

Статья посвящена внесённым значительным изменениям по порядку организации и проведения закупочных процедур, сроков подготовки, правил планирования процедур и изменениям административной ответственности при проведения государственных закупок товаров, работ и услуг по ФЗ № 223-ФЗ. В своей публикации рассмотрено изменения законодательства, вступившие в силу в 2021 и 2022 году, она будет актуальна для изучения лицам, которые были вновь назначены на должность, связанную с закупками по ФЗ №223-ФЗ, либо имели длительный отрыв от данной работы, по различным причинам (декретный отпуск, болезнь, командировки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Барышова Юлия Николаевна, Буторин Анатолий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN LEGISLATION IN PUBLIC PROCUREMENT UNDER FEDERAL LAW №223-FL IN 2021, 2022

The article is devoted to the significant changes made in the order of organization and conduct of procurement procedures, preparation deadlines, rules for planning procedures and changes in administrative responsibility when conducting public procurement of goods, works and services under Federal Law №. 223-FL. The publication examines the legislative changes that came into force in 2021 and 2022, it will be relevant for the study of persons who were re-appointed to a position related to procurement under Federal Law №223-FL, or had a long separation from this work, for various reasons (maternity leave, illness, business trips).

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ГОСЗАКУПКАХ ПО ФЗ №223-ФЗ В 2021, 2022 ГОДУ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕН

Барышова Юлия Николаевна,

К.э.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ОЧУ ВО «Московская международная академия» Буторин Анатолий Борисович,

Магистрант ОЧУ ВО «Московская международная академия»

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ГОСЗАКУПКАХ ПО ФЗ №223-Ф3 В 2021, 2022 ГОДУ Аннотация. Статья посвящена внесённым значительным изменениям по порядку организации и проведения закупочных процедур, сроков подготовки, правил планирования процедур и изменениям административной ответственности при проведения государственных закупок товаров, работ и услуг по ФЗ № 223-ФЗ. В своей публикации рассмотрено изменения законодательства, вступившие в силу в 2021 и 2022 году, она будет актуальна для изучения лицам, которые были вновь назначены на должность, связанную с закупками по ФЗ №223-ФЗ, либо имели длительный отрыв от данной работы, по различным причинам (декретный отпуск, болезнь, командировки).

Ключевые слова: ФЗ №223-ФЗ, государственные закупки, контрактный управляющий, изменение законодательства в госзакупках

Julia N. Barysheva, Ph. D. in Economics, associate Professor of Economics, management and marketing of the Moscow International Academy Anatoly B. Butorin, Master's degree student of the Moscow International Academy

CHANGES IN LEGISLATION IN PUBLIC PROCUREMENT UNDER FEDERAL LAW №223-FL IN 2021, 2022 Abstract. The article is devoted to the significant changes made in the order of organization and conduct of procurement procedures, preparation deadlines, rules for planning procedures and changes in administrative responsibility when conducting public procurement of goods, works and services under Federal Law №. 223-FL. The publication examines the legislative changes that came into force in 2021 and 2022, it will be relevant for the study of persons who were re-appointed to a position related to procurement under Federal Law №223-FL, or had a long separation from this work, for various reasons (maternity leave, illness, business trips).

Keywords: Federal Law № 223-FL, public procurement, contract manager, change of legislation in public procurement

В настоящее время компании и организаций на половину или более принадлежащие нашему государству, в том числе их дочерние и зависимые структуры (учреждения) при закупках руководствуются федеральным законом от 18.07.2011 года №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ №223-ФЗ). Как мы знаем организация закупок в государственных организациях строго регламентирована федеральными законами и в зависимости от организационно-правовой формы государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением, это определено статьёй 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - РФ). Такими Заказчиками по ФЗ №223-ФЗ выступают:

- государственные корпорации (например - Росатом);

- государственные компании (например - ПАО «НК «Роснефть», ОАО «РЖД»);

- субъекты естественных монополий, информацию по ним можно посмотреть на сайте ФАС - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ - http://fas.gov.ru/pages/ activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html;

- организации из регулируемых сфер деятельности (электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов);

- государственные унитарные предприятия;

- муниципальные унитарные предприятия;

- автономные учреждения;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит перечисленным выше юридическим лицам;

-дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;

- различные бюджетные учреждения.

Для должностных лиц, отвечающих за организацию и проведение закупок по ФЗ № 223-ФЗ приходиться постоянно мониторить информацию по изменениям в закупках, которые принимаются другими федеральными законами и постановлениями правительства, данная информация периодически обобщается и публикуется на различных

информационных ресурсах интернета, так как не исполнение нормативно-правовых актов влечет к административной ответственности и наложением штрафов. Поэтому вспомним какие изменения, дополнения были установлены в 2021 году в закупках по ФЗ №223-ФЗ

1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 №1799 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с 1 января 2021 в плане закупок теперь необходимо указывать количество товаров и единицу измерения, а в реестр договоров нужно направлять следующую информацию:

- сведения об исполнении договора должны быть направлены в течении 10 дней и представляются после приемки товара, работ, услуг по нему, и после оплаты.

- в реестр требуется направлять вместе с ценой договора, информацию о цене единицы товара, работы или услуги.

- при закупке строительных работ в реестр необходимо передавать сведения о товарах, которые заказчик принимает к бухучету.

- об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии.

2. В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2020 N 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7.32.3 и 23.83 кодекса РФ об административных правонарушениях» со 2 января 2021 Заказчиков наказывают за несвоевременную оплату договоров. К ответственности за несвоевременную оплату привлекут, если исполнителем по договору выступает субъект малого или среднего бизнеса. Составлять протоколы и рассматривать дела по данным нарушениям уполномочена ФАС и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30-50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50-100 тыс. рублей.

3. В соответствии с Приказом Минфина России от 31.12.2020 N 343н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 173н» с 22 февраля 2021 года уточнили порядок формирования сведений для реестра договоров, вместе с тем Заказчики должны направлять информацию о сделках с самозанятыми.

4. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2021 №304 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013» с 1 января действует перечень продукции для выполнения минимальной доли закупок отечественных товаров. Такими товарами признаются те, которые включены в реестр российской промпродукции и единый реестр

российской радиоэлектронной продукции. К названным реестрам добавлен реестр продукции, произведенной на территории государств - членов ЕАЭС на сайте Минпромторга https://minpromtorg.gov.ru/ activities/vgpp/vgpp1/list/.

5. В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2020 года №452-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг (далее - ТРУ) отдельными видами юридических лиц» с 1 апреля по 29 июня 2021 года в положении о закупке необходимо было учесть новые правила конкурентных электронных закупок у СМСП. Так же в числе этапов электронного конкурса нельзя предусмотреть квалификационный отбор участников. Правила использования этапов скорректировали. Электронный запрос предложений проводится по тем же правилам, что и электронный конкурс. Закрепили требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки. Так, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей: предложение по предмету закупки, обязательные документы и информация (кроме ценового предложения). Предусмотрен перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников. И самое главное у заказчиков было 90 дней со дня вступления поправок в силу для того, чтобы внести изменения в положения о закупке. Закупки, которые начаты в пределах этого срока и до размещения обновленного положения в ЕИС, проводятся по старым правилам.

6. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 №814 «О мониторинге закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» (вместе с «Положением о порядке обеспечения мониторинга закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о требованиях к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета по результатам такого мониторинга, а также сроки подготовки указанного отчета, о порядке оценки эффективности деятельности органов контроля, указанных в части 1 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также о порядке и сроке осуществления мониторинга закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц и о

требованиях к его содержанию») с 1 октября 2021 года установлены новые требования к протоколам конкурентных закупок и ежемесячным отчетам о заключенных договорах. В протоколы по результатам закупки нужно включать информацию о причинах, по которым конкурентная закупка не состоялась. Правительство РФ привело закрытый перечень таких причин. Значительно обновлены правила размещения отчетности о заключенных договорах, так, Заказчики сформируют отчет в ЕИС по форме, которую утвердило правительство, в котором 4 раздела:

- информация о заказчике;

- сведения о количестве и об общей стоимости договоров за месяц (по общему правилу каждый договор детализируют по коду случая его заключения);

- данные о закупках российских товаров, в том числе поставленных при выполнении работ (оказании услуг);

- сведения о достижении заказчиками минимальной доли закупок отечественных товаров.

7. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 №937 «О внесении изменений в пункты 8 и 19 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» с 1 октября 2021 года можно проводить больше закупок среди СМСП, закупку ТРУ которые заказчик включил в перечень для СМСП, можно провести только среди указанных участников, если НМЦД не превышает 800 млн руб. (лимит до 1.10.2021 г. был 400 млн руб.).

Ниже кратко будут рассмотрены нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми вступили изменения в закупках по ФЗ № 223-ФЗ- с 1 января 2022 года

8. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» с 01.01.2022 года годовой объем закупок у СМСП устанавливается в размере не менее 25% от общего годового объема соглашений, заключенных заказчиком по результатам госзакупок (в 2021 году и ранее годовой объем госзакупок у СМСП установлен был в размере не менее 20%), а доля стоимости договоров по тендерным процедурам, участие в которых могут принять исключительно СМСП, увеличена до 20%, вместо 18%.

9. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1382 от 23.08.2021»0 внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925» повышен приоритет российских товаров для интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством и ПО для них. Преимущество теперь установлено на уровне 30% от цены, которую предложил участник -применяется то же правило, что и по тендерам для радиоэлектронной продукции из специального реестра.

Современные условия требуют от Заказчика в лице как контрактных управляющих, как и от контрактной службы владением ситуации и постоянный мониторинг изменений НПА, связанных с закупками, с 18.07.2011 года в федеральный закон №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вносились изменялся более 35 раз. Что конечно приводят к рискам связанными с административной ответственностью и знанием руководящих документов и повышению профессиональных навыков должностными лицами, связанными с закупками это необходимый комплекс мероприятий совместной работы как правового, финансового подразделения так и заказывающих подразделений. Руководству государственных учреждений и госкомпаний необходимо принимать взвешенные управленческие решения по организации и проведению закупок в такое непростое время, связанных с постоянным изменением НПА, в период пандемии.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ ««Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

2. Федеральный закон от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 года №1128 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

4. Постановление Правительства Российской Федерации №1382 от 23.08.2021 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.