Научная статья на тему 'АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ'

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКИ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / КОНТРОЛЬ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дегтев Геннадий Валентинович, Сергеева Светлана Александровна, Вохмянин Денис Владимирович

Антимонопольный контроль в сфере закупок отдельными видами юридических лиц - актуальная проблема, требующая глубокого теоретического изучения, практического обоснования и разработки конкретных инструментов, подходов к повышению качества закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ. При принятии Закон № 223-ФЗ был достаточно рамочным, но в последнее время наблюдается тенденция к детальной регламентации правил проведения закупок отдельными видами юридических лиц. Правила, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при проведении закупок применяет достаточно широкий круг заказчиков. Авторы статьи предлагают изменения в существующее законодательство по вопросу о предусмотрении ограничений по субъектному составу лиц, полномочных на подачу жалоб, исходя из реальной возможности (например, соответствие требованиям, установленным в документации) и заинтересованности конкретного лица в участии в данной закупке, по аналогии с Законом о контрактной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIMONOPOLY CONTROL IN THE FIELD OF PROCUREMENT BY CERTAIN TYPES OF LEGAL ENTITIES

Antimonopoly control in the field of procurement by certain types of legal entities is an urgent problem that requires in-depth theoretical study, practical justification and development of specific tools, approaches to improve the quality of procurement within the framework of Federal Law No. 223-FZ. When adopted, Law No. 223-FZ was quite a framework, but recently there has been a tendency towards detailed regulation of the rules for procurement by certain types of legal entities. The rules established by the Federal Law of July 18, 2011 No. 223-FZ “On the Procurement of Goods, Works, Services by Certain Types of Legal Entities” are applied by a fairly wide range of customers when making purchases. The authors of the article propose changes to the existing legislation on the issue of providing restrictions on the subject composition of persons authorized to file complaints, based on the real possibility (for example, compliance with the requirements established in the documentation) and the interest of a particular person in participating in this procurement, by analogy with the Law about the contract system.

Текст научной работы на тему «АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Антимонопольный контроль в сфере закупок отдельными видами юридических лиц

Дегтев Геннадий Валентинович,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Сергеева Светлана Александровна,

кандидат экономических наук, научный сотрудник кафедры Управления активами МГИМО МИД России E-mail: ugmzmag@gmail.com

Вохмянин Денис Владимирович,

магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Антимонопольный контроль в сфере закупок отдельными видами юридических лиц - актуальная проблема, требующая глубокого теоретического изучения, практического обоснования и разработки конкретных инструментов, подходов к повышению качества закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ. При принятии Закон № 223-Ф3 был достаточно рамочным, но в последнее время наблюдается тенденция к детальной регламентации правил проведения закупок отдельными видами юридических лиц. Правила, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при проведении закупок применяет достаточно широкий круг заказчиков. Авторы статьи предлагают изменения в существующее законодательство по вопросу о предусмотрении ограничений по субъектному составу лиц, полномочных на подачу жалоб, исходя из реальной возможности (например, соответствие требованиям, установленным в документации) и заинтересованности конкретного лица в участии в данной закупке, по аналогии с Законом о контрактной системе.

Ключевые слова: закупки отдельными видами юридических лиц, контроль, антимонопольный контроль.

сч о см

Стремительное и непредсказуемое изменение структуры национальных и трансграничных товарных рынков, динамичное развитие информационных технологий, внедрение технологий искусственного интеллекта, робототизация и многие другие факторы привели к трансформации методов и инструментов контроля в целом и антимонопольного контроля в частности [2;4;5]. М.А. Егорова, Е.С. Хохлов (2021) отмечают, что потребность в обеспечении социально-экономического благополучия граждан обусловила объективную необходимость принятия комплекса мер по реформированию системы государственного контроля [1]. Авторы обосновано утверждают, что целью нового контроля необходимо рассматривать целый комплекс важных задач, среди которых:

- стимулирование предпринимательской активности;

- снижение административной нагрузки на проверяемых лиц со стороны уполномоченных органов государственной власти и др.

Е. Пластинина, В. Абрамов (2019) указывают на нестабильность экономической ситуации как на фактор во многом определяющий изменения системы управления организацией, в том числе и в сфере закупок. При этом они отмечают, что государственные заказчики, которые проводят закупочную деятельность на основании Федерального Закона N 223-Ф3, могут более гибко выстраивать договорную работу с контрагентами, оперативно реагировать на изменения во внешней среде [3].

Правила, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-Ф3), при проведении закупок применяет достаточно широкий круг заказчиков. При этом, если при принятии Закона № 223-Ф3 он был достаточно рамочным, то в последнее время имеется тенденция на детальную регламентацию правил проведения закупок отдельными видами юридических лиц.

Одним из примеров выступают изменения, внесенные в части закрепления порядка проведения закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, где закреплены достаточно строгие правила проведения таких закупок с минимальной долей вариативности для заказчика, при их регламентации в своих внутренних документах.

Вместе с тем, основные правила осуществления закупок закрепляются именно заказчиками в своих Положениях о закупках.

Основным механизмом обеспечения соблюдения и защиты прав участников при проведении

закупок, а также общего соблюдения законности при осуществлении закупочной деятельности выступает институт обжалования.

Частями 9 и 10 статьи 3 Закона № 223-Ф3 закреплено право участника закупки на судебное обжалование и обжалование в антимонопольном органе.

При этом, обжалование в антимонопольном органе выступает более «мобильным» механизмом, ввиду ускоренной процедуры рассмотрения и принятия решения по сравнению с судебным разбирательством, ввиду чего в настоящее время является преимущественным механизмом.

Согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-Ф3 право обжалования в антимонопольный орган принадлежит любому участнику закупки. Указанной нормой также закреплен перечень случаев, в которых участник вправе обратиться в антимонопольный орган. Антимонопольный орган обладает широкой компетенцией при рассмотрении жалоб участников. Перечень случаев видоизменился после внесения Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ изменений в Закон № 223-Ф3. Если до внесения данных изменений возникали споры относительно ограниченной компетенции антимонопольного органа при рассмотрении жалоб, то скорректированный пункт 1 части 10 исключил вариативность толкования, предоставив антимонопольному органу самые широкие полномочия.

Рассмотрение поступающих от участников закупок жалоб производится уполномоченным органом на основании статьи 18.1 Федерального закона № 135 (закон о защите конкуренции).

Участники закупки имеют право обжаловать следующие действия:

• заказчика;

• комиссии по осуществлению закупок;

• оператора электронной площадки.

Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлен предельный срок обжалования. Участник закупки вправе подать жалобу не позднее 10 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола закупки, а если закупка признана несостоявшейся или договор по ее результатам не заключен - не позднее 3 месяцев с даты размещения итогового протокола. При этом, если обжалуются действия, совершенные после окончания срока приема заявок жалобу вправе подать только участник, подавший заявку (часть 11 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Жалобы, поданные с нарушением указанных сроков и правил, оставят без рассмотрения.

Также следует уделить внимание вопросу, в какой антимонопольный орган следует подавать жалобу. О распределении компетенции между центральным аппаратом Федеральной антимонопольной службы и ее территориальными органами указано в письмах ФАС России № ИА/6011 от 01.03.2012 и от 05.07.2019 № ИА/57470/19.

Так, к компетенции центрального аппарата ФАС относятся:

• заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков при закупке товаров, работ, услуг на сумму, превышающую 1 млрд руб.;

• жалоб на действия (бездействие) отдельных заказчиков, указанных ФАС России при закупке, превышающей стоимость в сто миллионов рублей, а также на действия операторов электронных площадок при осуществлении закупок такими заказчиками и заявлений таких заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков. В перечень отдельных заказчиков ФАС России включил наиболее крупных заказчиков, например таких как, ОАО РЖД, ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ВТБ», АО «Мосинжпро-ект», Госкорпорация «Росатом»;

• жалобы на бездействие или действия операторов электронных площадок и государственных заказчиков;

• жалобы на действия оператора электронной площадки из перечня распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р (отобранных для осуществления государственных и муниципальных закупок) вне зависимости от стоимости закупки.

Во всех остальных случаях жалобы рассматриваются территориальными органами Федеральной Антимонопольной Службы России по месту нахождения заказчика той закупки, которая выступает предметом обжалования.

Требования к содержанию и обязательные реквизиты жалобы закреплены в части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Так жалоба должна содержать:

• наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;

• наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

• указание на обжалуемые торги, адрес сайта, на котором размещена информация о закупках;

• указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии;

• перечень документации, прилагаемой к жалобе. И Таким образом, закон не предъявляет требова- И

ний к определенной форме жалобы, а лишь уста- Е навливает перечень общих сведений, которые она А должна содержать. Н

В течение 3 рабочих дней с даты поступления У жалобы антимонопольный орган должен при на- >

см о см

личии оснований, содержащихся в части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, вернуть жалобу заявителю или принять ее к рассмотрению уведомив в указанный срок стороны и разместив в ЕИС сведения о поступившей жалобе.

Вернуть жалобу антимонопольный орган может в следующих случаях:

если в направленной жалобе отсутствует подпись или она подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

• если в направленной жалобе не указаны обязательные реквизиты и сведения;

• наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии;

• антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Законом установлен срок рассмотрения антимонопольным органом жалобы - 7 рабочих дней с даты поступления жалобы. При этом, за антимонопольным органом сохраняется право на однократное продление такого срока на равнозначный период, при необходимости затребования дополнительных документов. Таким образом, предельный срок рассмотрения жадобы может составлять 14 рабочих дней с даты ее поступления.

Рассмотрение жалобы происходит при участии сторон, которые вправе представлять пояснения по жалобе. Рассмотрение жалобы, хотя в законе об этом нет отдельного упоминания, как например, в Законе о контрактной системе, может происходит в дистанционном формате. Следует отметить, что данный формат рассмотрения жалоб при сохранении принципа состязательности сторон и доступа к защите прав, позволяет существенно сократить временные затраты.

На момент рассмотрения жалобы закупка подлежит приостановке в части заключения договора, что дополнительно обеспечивает соблюдение прав участника закупки.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение:

- признать жалобу обоснованной и выдать предписание (предписание не выдается, если на момент рассмотрения договор уже заключен);

- признать жалобу необоснованной.

При этом, комиссия вправе выдать предписание, если в ходе рассмотрения жалобы будут выявлены иные нарушения при проведении закупки.

Таким образом, комиссия фактически не связана только доводами жалобы, а вправе широко изучить материалы закупки, в целях исследования соблюдения законодательства.

Предписание обязательно для исполнения и может содержать, например, следующие требования:

- внесение изменений в документацию и извещение о закупке;

- отменить протокол, составленный в ходе закупки, и повторно рассмотреть и (или) провести оценку заявок с учетом вынесенного решения;

- аннулировать закупку.

Неисполнение предписания влечет привлечение лица, которому оно выдано, к административной ответственности в соответствии с частью 2.1 статьи 19.5 КоАП и влечет наложение наказания в форме административного штрафа на должностных лиц в размере от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Ввиду широкого круга заказчиков по закону № 223-ФЗ доля указанных закупок достаточно велика, а соответственно и доля жалоб, поступающих на нарушения при их проведении достаточно большая. Вместе с тем, нередко жалобы подают лица, не имеющие интереса в участии в закупке, что в свою очередь сильно затягивает и усложняет закупку без реализации действительных прав лица на защиту.

На основе вышеизложенного видится целесообразным рассмотрение внесения в Федеральный Закон № 223-ФЗ возможности ограничения по субъектному составу лиц, полномочных на подачу жалобу, исходя из реальной возможности (например, соответствие требованиям, установленным в документации) и заинтересованности конкретного лица в участии в данной закупке, по аналогии с Законом о контрактной системе.

Литература

1. Егорова М.А. Современные проблемы анализа товарных рынков для целей антимонопольного регулирования / М.А. Егорова, Е.С. Хохлов // Актуальные проблемы российского права. -2021. - Т. 16, № 1 (122). - С. 111-119.

2. Кожина К.Е., Артюшенко Д.В. Ценовые алгоритмы как инструмент ведения бизнеса: антимонопольные риски и вопросы допустимости // Российское конкурентное право и экономика. 2019. N 4. С. 54-59

3. Пластинина Е., Абрамов В. Выбор нескольких победителей по результатам конкурентной закупки // Прогосзаказ.рф. 2019. N 9. С. 57-60

4. Писенко К.А., Славинский П.В. Риск - ориентированный подход в антимонопольном контроле в Российской Федерации как предмет научного исследования// Административное право и процесс», 2021,N 3

5. Попондопуло В.Ф. К вопросу о необходимости внедрения специализированной системы антимонопольного комплаенса / В.Ф. Попондопу-ло, Д.А. Петров // Актуальные вопросы современного конкурентного права: сборник научных трудов. Вып. 3. / ответственный редактор М.А. Егорова. Москва: Юстицинформ, 2019. С. 105-111.

6. Тархова К.В. Эволюция антимонопольного регулирования в России в цифровую эпоху / К.В. Тархова, В.И. Алифиров, О.Н. Горохова // Цифровое право. - 2020. - Т. 1, № 4. - С. 3855.

ANTIMONOPOLY CONTROL IN THE FIELD OF PROCUREMENT BY CERTAIN TYPES OF LEGAL ENTITIES

Degtev G.V., Sergeeva S.A., Vokhmyanin D.V.

Moscow City University of Management of the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov; MGIMO MFA of Russia

Antimonopoly control in the field of procurement by certain types of legal entities is an urgent problem that requires in-depth theoretical study, practical justification and development of specific tools, approaches to improve the quality of procurement within the framework of Federal Law No. 223-FZ. When adopted, Law No. 223-FZ was quite a framework, but recently there has been a tendency towards detailed regulation of the rules for procurement by certain types of legal entities. The rules established by the Federal Law of July 18, 2011 No. 223-FZ "On the Procurement of Goods, Works, Services by Certain Types of Legal Entities" are applied by a fairly wide range of customers when making purchases. The authors of the article propose changes to the existing legislation on the issue of providing restrictions on the subject composition of persons authorized to file complaints, based on the real possibility (for example,

compliance with the requirements established in the documentation) and the interest of a particular person in participating in this procurement, by analogy with the Law about the contract system.

Keywords: purchases by certain types of legal entities, control, an-timonopoly control.

References

1. Egorova M.A. Egorova M.A., Khokhlov E.S. Modern problems of analysis of commodity markets for the purposes of antimo-nopoly regulation // Actual problems of Russian law. - 2021. - V. 16, No. 1 (122). - pp. 111-119.

2. Kozhina K.E., Artyushenko D.V. Price Algorithms as a Business Tool: Antimonopoly Risks and Permissibility Issues // Russian Competition Law and Economics. 2019. N 4. S. 54-59

3. Plastinina E., Abramov V. Selection of several winners based on the results of competitive procurement // Progoszakaz.rf. 2019. N 9. S. 57-60

4. Pisenko K.A., Slavinsky P.V. Risk-oriented approach in antimonopoly control in the Russian Federation as a subject of scientific research // Administrative law and process", 2021, N 3

5. Popondopulo V.F. On the issue of the need to introduce a specialized system of antimonopoly compliance / V.F. Popon-dopoulo, D.A. Petrov // Topical issues of modern competition law: a collection of scientific papers. Issue. 3. / executive editor M.A. Egorova. Moscow: Yustitsinform, 2019. S. 105-111.

6. Tarkhova K.V. Evolution of antimonopoly regulation in Russia in the digital age / K.V. Tarkhova, V.I. Alifirov, O.N. Gorokhova // Digital Law. - 2020. - V. 1, No. 4. - S. 38-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.