Научная статья на тему 'ОБЗОР ПРАКТИКИ: НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАКУПОК ПО 223-ФЗ И 44-ФЗ'

ОБЗОР ПРАКТИКИ: НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАКУПОК ПО 223-ФЗ И 44-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАКУПОК / ГОСЗАКАЗ / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ КОНТРАКТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / ЗАКУПКА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТАТИСТИКА ЗАКУПОК / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетисова Яна Романовна

В данной статье проведен анализ статистики единой информационной системы в сфере закупок. Выявлены наиболее распространенные способы закупок по основным Федеральным законам в данной области. Выдвинуто предположение о причинах популярности электронного аукциона как способа закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд; закупки у единственного поставщика - для обеспечения нужд отдельных видов юридических лиц. Представлен прогноз в отношении закупки у единственного поставщика как наиболее распространенного метода закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF PRACTICES: COMMON PROCUREMENT METHODS UNDER 223 AND 44 FEDERAL LAWS

The present article is written in the form of review to figures specified in Unified Procurement Information System. The most common ways to procure goods and services under the principal federal laws have been identified. In this respect, the possible reasons for the prevalence of electronic auctions among other procurement methods when ensuring state and municipal needs, and popularity of procurement action for sole source when supplying legal entities have been ascertained. The outlook for procurement action for sole source as the most common procurement method under Federal law dated July 18, 2011 N 223-FZ has been made.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ПРАКТИКИ: НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАКУПОК ПО 223-ФЗ И 44-ФЗ»

Научная статья Original article УДК 658.72

ОБЗОР ПРАКТИКИ: НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ

ЗАКУПОК ПО 223-ФЗ И 44-ФЗ

OVERVIEW OF PRACTICES: COMMON PROCUREMENT METHODS UNDER 223 AND 44 FEDERAL LAWS

ЕЯ

Фетисова Яна Романовна, бакалавр Института международных отношений НИЯУ «МИФИ» (115409, г. Москва, Каширское шоссе, д. 31), тел. 89777461556, feticova@yandex.ru

Fetisova Yana Romanovna, Bachelor's degree in international relations, Institute of International relations, MEPhI (115409, 31 Kashirskoye shosse st., Moscow), phone number: 89777461556, feticova@yandex.ru

Аннотация: в данной статье проведен анализ статистики единой информационной системы в сфере закупок. Выявлены наиболее распространенные способы закупок по основным Федеральным законам в данной области. Выдвинуто предположение о причинах популярности электронного аукциона как способа закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд; закупки у единственного поставщика - для обеспечения нужд отдельных видов юридических лиц. Представлен прогноз в отношении закупки у единственного поставщика как наиболее

распространенного метода закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Abstract: the present article is written in the form of review to figures specified in Unified Procurement Information System. The most common ways to procure goods and services under the principal federal laws have been identified. In this respect, the possible reasons for the prevalence of electronic auctions among other procurement methods when ensuring state and municipal needs, and popularity of procurement action for sole source when supplying legal entities have been ascertained. The outlook for procurement action for sole source as the most common procurement method under Federal law dated July 18, 2011 N 223-FZ has been made.

Ключевые слова: распространенные способы закупок, госзаказ, заключенные контракты, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика, преимущества и недостатки, единая информационная система, статистика закупок, прогноз.

Key words: common procurement methods, government contacts, signed contracts, electronic auction, procurement action for sole source, advantages and disadvantages, Unified Procurement Information System, procurement statistics, procurement outlook.

Согласно единой информационной системе в сфере закупок [1], в 16:45 13 декабря 2021 года (данная информационная база обновляется в онлайн-режиме) количество контрактов, заключенных по всем способам определения поставщика по Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее по тексту - 44-ФЗ), составило 2 860 531.

Количество контрактов по отдельным способам определения поставщиков представлено на диаграмме (Рисунок 1).

КОЛИЧЕСТВО ЗАКЛЮЧЕННЫХ КОНТРАКТОВ ПО СПОСОБАМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА

Год 2021 -Регион: Все » Статус кошрэкта: Все -

Ж электронный аукцион

Закупка у единственногю поставщика (исполнителя, подрядами)

_ Запрос котировок в электронной форме

Открытый конкурсе электронной форме

Конкурс с ограниченным участием в электронной ф

I Иные способы

Рисунок 1. Количество заключенных контрактов по способам определения поставщика, шт. (44-ФЗ) [1]

Из диаграммы видно, что количество контрактов, заключённых по результатам электронных аукционов, составляет больше половины от всех заключенных контрактов по 44-ФЗ (62,33%).

Популярность и распространенность такого способа отбора поставщиков как электронный аукцион обусловлена следующим рядом факторов:

а) основной критерий оценки заявок - цена контракта или цена за право его заключения[2], что является приоритетным фактором при ведении закупок за счет бюджетных средств;

б) функции приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов возлагаются на оператора электронной

площадки, что создает минимальный риск претензий в отношении закупочной процедуры;

в) незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона (данный способ закупки для любых видов товаров, работ услуг и не накладывает ценовые ограничения, например, в отличие от закупки у единственного поставщика) (Таблица 1);

г) сохранение конфиденциальности участников, что снижает вероятность сговора;

д) современные методы защиты (такие, как обязательное использование Электронной Цифровой Подписи) делают электронный аукцион более безопасным.

Таблица 1. Сравнение ограничений на закупку товаров, работ и услуг по 44-ФЗ: электронный аукцион и закупка у единственного поставщика

Основание Ограничение

Электронный аукцион

ч.2 ст. 84, 84.1 Федерального для любых товаров, работ, услуг закона от 05.04. 2013№ 44-ФЗ (если закупка товара (работ, услуг)

относится к случаям,

предусмотренным Федеральным законом, то заказчик обязан выбрать закрытые способы определения поставщика (подрядчика,

исполнителя). Правительство

Российской Федерации может обязать провести такую закупку в электронной форме).

Основание Ограничение

Закупка у единственного поставщика

п.4 ч.1 ст.93 Федерального 1) цена контракта не может закона 05.04. 2013№ 44-ФЗ превышать 600 тысяч рублей

2) годовой объем закупок не должен превышать 2 миллиона рублей или 10% совокупного годового объема закупок (СГОЗ), но не более 50 миллионов рублей. Годовой объем закупок для муниципальных нужд сельских поселений не ограничен.

п.5 ч.1 ст.93 Федерального 1) могут применять только закона 05.04. 2013№ 44-ФЗ отдельные категории заказчиков, в

частности государственные или муниципальные образовательные организации;

2) цена контракта не может быть выше 600 тысяч рублей;

3) годовой объем закупок не должен превышать 50% СГОЗ и не может составлять более 30 млн рублей.

Разумеется, электронный аукцион не является совершенным способом отбора поставщиков и имеет ряд недостатков: проблемы с оценкой качества товаров, работ, услуг в силу того, что единственным критерием отбора заявок

является цена; более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика; риск срыва процедуры из-за технических сбоев на электронной площадке.

С. Ю. Кирюшин в статье «Недостатки и преимущества электронных торгов при размещении госзаказов» [3] обращает внимание на еще один проблемный момент: при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, за исключением федеральных автомобильных дорог общего пользования, цена не является единственным критерием, а законодатель устанавливает дополнительные требования к заказчику при цене контракта от 50 миллионов рублей и более (своего рода предварительный отбор), что совершенно неприемлемо для аукциона.

Тем не менее, статистика подтверждает, что заказчики по Федеральному закону 44-ФЗ находят электронный аукцион наиболее привлекательным способом закупки.

Если обратиться к аналогичной статистике для Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-Ф3 [4], можно увидеть иные результаты (Рисунок 2).

Рисунок 2. Количество заключенных контрактов по способам определения поставщика, шт. (223-ФЗ) [4]

Согласно статистике, представленной в виде диаграммы, количество заключенных договоров по всем способам определения поставщиков (223-ФЗ) составило 1 488 462, что почти в два раза ниже аналогичного показателя по 44-ФЗ.

Что касается самого популярного способа определения поставщика по 223-ФЗ, им оказалась закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (55,6% от всех заключенных контрактов).

Закупка у единственного поставщика, будучи неконкурентным способом, представляет собой самую простую и быструю процедуру, что обуславливает ее распространенность. Законодатель не устанавливает материальных и иных требований к закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ и делегирует право определения ограничений заказчику (в положении о закупках) [5]. Кроме того, чаще всего заказчик прибегает к данному способу, если знаком с поставщиком лично и может быть в нем уверен, что, в свою очередь, снижает риск недобросовестности поставщика и низкого качества товаров (работ,

услуг). Помимо этого, закупка данным способом требует меньших вложений и трат.

Думается, что процедура закупки у единственного поставщика получила бы более широкое распространение при проведении закупки по Федеральному закону 44-ФЗ, если бы последний не накладывал определенные требования, исключающие, например, возможность закупки у единственного поставщика при цене контракта менее 600 тысяч рублей (Таблица 1). Кроме того, Федеральная антимонопольная служба ведет особый контроль над данным способом закупки, так как он «открывает возможности» для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств, что также, очевидно, негативно сказывается на его популярности.

Более того, думается, что в ближайшем будущем доля контрактов на закупку у единственного поставщика по 223-ФЗ существенно сократится. На востребованность данного способа закупки могут повлиять поправки в 223-ФЗ, внесение которых активно обсуждается Федеральной антимонопольной службой. Так, в ходе пресс-конференции, посвященной проблемам правоприменения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Закона № 223-ФЗ и направлениям совершенствования законодательства были озвучены текущие проблемы и пробелы законодательного регулирования закупок по Закону № 223-ФЗ. Среди них: неограниченное осуществление закупок у единственного поставщика и неконкурентных закупок. Согласно представителям ФАС, планируется установить исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик может проводить закупку у единственного поставщика по 223-ФЗ, а также ввести ограничение предельного размера закупок неконкурентным способом и у единственного поставщика - 10% от годового объема закупок [6].

Среди недостатков закупки у единственного поставщика можно выделить отсутствие возможности заключить контракт по критерию наименьшей цены как, например, в электронном аукционе. Кроме того, из-за отсутствия конкуренции заказчик не всегда может обеспечить наилучшие условия исполнения контракта.

Тем не менее, даже с учетом выше изложенного, закупка у единственного поставщика является вторым по популярности способом закупки по 44-ФЗ, и количество контрактов, заключенных по результатам данного способа закупки, составляет 31,84% от всех заключенных контрактов (Рисунок ).

Хотелось бы также подчеркнуть, что около 18% от всех заключенных по 223-ФЗ договоров подписаны по результатам «иных способов» закупки, что свидетельствует об активном использовании заказчиками права самостоятельного определения способов закупки и включения их в свое Положение.

Таким образом, электронный аукцион является наиболее популярным способом закупки по 44-ФЗ; закупка у единственного поставщика - по 223-ФЗ. Каждый из способов закупки характеризуется определенными преимуществами и недостатками. Практика использования тех или иных способов определения поставщиков еще раз подтверждает, что популярность и распространенность способов закупки связана, в первую очередь, с требованиями со стороны законодательства. Вторым определяющим фактором является приоритетность критерия цены или критерия качества.

Литература

1. [1] Единая информационная система в сфере закупок: официальный сайт.

- URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения:

13.12.2021 16:45). Текст: электронный;

2. [2] Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров,

работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) ч.10, 11 ст. 69. - URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата

обращения: 14.04.2021);

3. [3] Кирюшин С.Ю. Недостатки и преимущества электронных торгов при размещении госзаказов [Электронный ресурс] // Экономика. Право. Печать: электрон. науч. журн. 2013. № 1. С. 46-51. URL: http: //ksei.ru/netcat_files/file/NAUK A/j ournal/02-2014/1 .pdf (дата обращения: 16.12.2021);

4. [4] Единая информационная система в сфере закупок: официальный сайт. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 13.12.2021 17:05). Текст: электронный;

5. [5] Федеральный закон " Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция) ст. 3.6. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/0a0f16c810f8c0 72f90a09a2ab01399344116843/ (дата обращения: 16.12.2021);

6. [6] Ключевская Н. Планы ФАС России по корректировке Закона № 223-ФЗ: введение единых требований к участникам, предквалификации на торгах и рейтинга деловой репутации // Информационной-правовой портал ГАРАНТ.РУ - URL: https://www.garant.ru/news/1328446/ (дата обращения: 16.12.2021 17:05). Текст: электронный.

References

1. Unified Procurement Information System - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (accessed: 12.13.2021 4:45 pm). Electronic text;

2. [2] Federal law No. 44-FZ dated April 5, 2013, "On the Contract System for Procurement of Goods, Works, and Services for State and Municipal Needs (last version) part 10, 11 art. 69. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (accessed: 04.14.2021). Electronic text;

3. [3] Kuryushin S.Yu. Flows and benefits of e-tendering in public procurement [Electronic resource] // Ekonomika. Pravo. Pechat: electronic scientific journal 2013. No. 1 p. 46-51. URL: http://ksei.ru/netcat_files/file/NAUKA/journal/02-2014/1.pdf (accessed: 12.16.2021). Electronic text*;

4. [4] Unified Procurement Information System. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (accessed: 12.13.2021 5:05 pm). Electronic text;

5. [5] Federal Law No.223-FZ dated July 18, 2011 "On Procurement of Goods, Works, and Services by Certain Legal Entities (last version) art. 3.6. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/0a0f16c810f8c0 72f90a09a2ab01399344116843/ (accessed: 12.16.2021). Electronic text;

6. [6] Klyuchevskaya N. Plans of Russia FAS on amending Federal law No.223-FZ: unified requirements for participants, pre-qualifications at auctions and business reputations // Informational and legal portal Garant.ru - URL: https://www.garant.ru/news/1328446/ (accessed: 12.16.2021 17:05). Electronic text*.

*Translated by author of the article

© Фетисова Я.Р., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2022

Для цитирования: Фетисова Я.Р. ОБЗОР ПРАКТИКИ: НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ И 44-ФЗ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.