Научная статья на тему 'АУДИТ ПРОЦЕССА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА'

АУДИТ ПРОЦЕССА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / РАБОЧИЙ ДОКУМЕНТ АУДИТОРА / ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AUDIT / AUDITOR''S WORKING DOCUMENT / PROCUREMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шатина Е.Н.

Предмет. В течение последних лет в федеральное законодательство о государственных и муниципальных закупках постоянно вносились различные изменения и дополнения, направленные на повышение прозрачности закупочной деятельности. Однако проблема нарушения законодательства в данной сфере продолжает оставаться. Необходимость аудиторской проверки закупочной деятельности возникает при анализе результатов проведенных тендеров, определении причин выявленных нарушений, при этом ее методика и документальное оформление разработаны недостаточно полно и требуют совершенствования. Цели. Развитие методических подходов проведения аудиторской проверки процесса закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика. Методология. В ходе исследования были применены методы: сравнительный анализ и систематизация. Результаты. На основе проведенного исследования уточнена методика аудиторской проверки закупок, разработаны и предложены к применению рабочие документы по проведению аудиторской проверки процесса закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика. Область применения. Результаты данного исследования могут применяться в теории и практике аудиторской деятельности при проверке процесса закупки товаров, работ, услуг в муниципальных организациях. Выводы. Предложенный алгоритм проверки процесса закупки товаров, работ, услуг в муниципальных предприятиях и разработанные формы рабочих документов помогут снизить уровень ошибок и сумму штрафных санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шатина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit of the single-source procurement of goods, works and services

Subject This article examines the issues related to the audit of procurement activities of State and municipal bodies in the analysis of the results of tenders, identification of the causes of violations, and the development of a methodology and documentation. Objectives The article intends to develop methodical approaches to carrying out of audit of purchase of goods, works and services from a sole supplier. Methods For the study, I used the methods of comparative analysis and systematization. Results The article clarifies the method of audit of purchases and proposes to use the developed working documents on audit of the process of goods, works and services procurement from a single supplier. Conclusions and Relevance The proposed algorithm of audit of the procurement of goods, works and services in municipal enterprises and developed forms of working documents will help reduce the error rate and penal sanctions amount. The research results can be used in the theory and practice of audit activity when verifying the process of procurement of goods, works and services in municipal organizations.

Текст научной работы на тему «АУДИТ ПРОЦЕССА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА»

pISSN 2073-5081 Аудиторская деятельность

eISSN 2311-9381

АУДИТ ПРОЦЕССА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

Елена Николаевна ШАТИНА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления,

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ),

Нижний Новгород, Российская Федерация

shatina79@inbox.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 1041-9498

История статьи:

Получена 23.11.2018 Получена в доработанном виде 07.12.2018 Одобрена 17.12.2018 Доступна онлайн 16.01.2019

УДК 657.633.2 М42

Ключевые слова: аудит, рабочий документ аудитора закупочная деятельность

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Аннотация

Предмет. В течение последних лет в федеральное законодательство о государственных и муниципальных закупках постоянно вносились различные изменения и дополнения, направленные на повышение прозрачности закупочной деятельности. Однако проблема нарушения законодательства в данной сфере продолжает оставаться. Необходимость аудиторской проверки закупочной деятельности возникает при анализе результатов проведенных тендеров, определении причин выявленных нарушений, при этом ее методика и документальное оформление разработаны недостаточно полно и требуют совершенствования.

Цели. Развитие методических подходов проведения аудиторской проверки процесса закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

Методология. В ходе исследования были применены методы: сравнительный анализ и систематизация.

Результаты. На основе проведенного исследования уточнена методика аудиторской проверки закупок, разработаны и предложены к применению рабочие документы по проведению аудиторской проверки процесса закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

Область применения. Результаты данного исследования могут применяться в теории и практике аудиторской деятельности при проверке процесса закупки товаров, работ, услуг в муниципальных организациях.

Выводы. Предложенный алгоритм проверки процесса закупки товаров, работ, услуг , в муниципальных предприятиях и разработанные формы рабочих документов помогут снизить уровень ошибок и сумму штрафных санкций.

Для цитирования: Шатина Е.Н. Аудит процесса закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика // Международный бухгалтерский учет. - 2019. - Т. 22, № 1. - С. 84 - 97. https://doi.org/10.24891/ia . 22 .1.84

Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одним из основных инструментов регулирования рынка, элементом социальной и экономических систем, а также обеспечения роста экономики. Как показывает практика, муниципальные закупки - это мощный фактор, влияющий на уровень развития экономики любой страны.

В научных исследованиях уделяется большое внимание проблемным вопросам, связанным с закупочной деятельностью:

• условия осуществления закупки у единого поставщика раскрыты в работах Ю.В. Орловой и Н.Н. Мокеевой1;

1 Орлова Ю.В., Мокеева Н.Н. Условия осуществления

закупки у единственного поставщика в рамках реализации законодательства о государственных закупках / Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Тамбов, 30 июня 2014 г. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. Ч. 4. С. 110-113. URL: http://ucom.ru/doc/conf.2014.06.04.pdf

• методические особенности аудита в сфере государственных закупок показаны С.И. Опариной, И.Ю. Литвенко [1];

• вопросы определения начальной (максимальной) цены контракта рассмотрены в работах В.И. Вакса, С.Р. Заячука [2];

• аудит в сфере закупок для государственных нужд исследован Л.И. Балашевой, Ю.В. Томилко [3], В.В. Горюновой [4],

A.А. Абрамовым, В.Л. Кожуховым [5];

• международные аспекты методологии аудита государственных закупок представлены В.В. Панковым и

B.Л. Кожуховым [6];

• методики оценки эффективности государственных закупок в национальных исследовательских университетах проанализированы Т.Г. Шешуковой, А.А. Мальцевой [7, 8];

• аудит эффективности системы государственных закупок бюджетной организации изучен Г.В. Прокопчук2;

• бухгалтерский учет закупок и их внутренний контроль исследованы Е.Н. Шатиной, С.В. Козменковой, Э.Б. Фроловой [9, 10, 11];

• правовое регулирование контроля за расходованием средств бюджетов Российской Федерации при осуществлении государственных закупок раскрыто А.И. Землиным [12];

• вопросы судебной международной практики государственных закупок изучены Ch. Bovis [13];

• контроль в сфере государственных закупок рассмотрен Н.А. Мамедовой, А.Н. Байковой

2 Прокопчук Г.В. Аудит эффективности системы государственных закупок бюджетной организации / Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы: Материалы Международной научно-практической конференции. Федеральная антимонопольная служба; Воронежский государственный университет. 2015. Воронеж: ВГУ, 2015. С. 52-54.

[14], методики и практики осуществления контрольно-счетными органами аудита в сфере закупок - О.А. Мирошник [15, 16];

• анализ взаимодействия субъектов контрактной системы в области управления з а к у п к а м и п р о а н а л и з и р о в а н Л.С. Коробейниковой, М.С. Володиной [17];

• инновационное развитие аудита в сфере закупок муниципальных учреждений раскрыто Т.В. Антиповой [18].

Аудит в сфере государственных закупок включает проверку использования бюджетных инвестиций и основывается на законодательных и нормативных актах. Деятельность по закупкам товаров и услуг у единственного поставщика на федеральном и региональном уровнях регулируется: Гражданским кодексом3, Бюджетным кодексом4, Федеральным законом № 44-ФЗ5, Федеральным законом № 41-ФЗ6, информационным письмом Минфина России от 02.10.2018 № 24-06-08/707187, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 5648.

Задачами контроля, в том числе аудита, закупки товаров, работ и услуг являются:

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018). URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/817c75 fc7c9e294940de2d6c4284eff50daf3d01/

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018). URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/aa129 af3559dd1fc2b3201c05ced33582fe3d193/

5 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

6 «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/

7 «О начале функционирования электронных площадок, специализированной электронной площадки, применении Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ и 223-ФЗ». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308454/

8 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров»: постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 564. URL:

http://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/71841528/

• проверка обоснованности и эффективности расходов по контрактам при проведении тендеров;

• определение причин выявленных нарушений;

• систематизация полученной информации;

• подготовка рекомендаций по совершенствованию контрактной системы.

Аудиторы проводят проверку, анализ и оценку результатов закупок, уровня обеспечения государственных нужд и эффективности использования бюджетных средств. В ходе мониторинга изучаются все этапы закупочного цикла, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением контракта. Оценивается деятельность заказчиков, контрактных управляющих, закупочных комиссий, служб внутреннего контроля. Эта процедура проводится в отношении государственных органов, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений.

В ходе проверки аудиторы используют данные из открытых источников, а также запрашивают материалы у должностных лиц проверяемой организации, при этом необходимо представить документы, подтверждающие правомерность действий в ходе закупочной деятельности: документы -обоснования потребности в определенных товарах, работах, услугах; порядок формирования цены контракта.

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует все стороны отношений, связанных с закупками товаров и услуг. Этот закон определяет четкий алгоритм проведения закупки, нарушение которого повлечет за собой аннулирование закупки и наложение санкций. Однако стороны могут быть уверены, что все участники выполнят свои обязательства и будут действовать в установленном законом порядке. Алгоритм заключения контракта с единственным поставщиком состоит из нескольких этапов (табл. 1).

На первом этапе предварительной подготовки необходимо внести в план-график заказы, передаваемые на исполнение единственному

поставщику. Закупки группируют по следующим направлениям:

• сумма до 100 или 400 тыс. руб.;

• преподавательские и экскурсоводческие услуги;

• организация служебных командировок;

• содержание и ремонт нежилых зданий (отдельные случаи);

• сбор и обработка статистических данных при проведении наблюдения;

• общие основания.

На втором этапе выбора единственного поставщика закон не устанавливает особых критериев оценки, поэтому придерживаться следует принципов разумности. В качестве контрагента могут выступать проверенные организации, отличающиеся достойной деловой репутацией.

На этапе приглашения к заключению сделки сообщить будущему исполнителю заказа о решении можно любым доступным способом. В законе нет требований о составлении письменных уведомлений или извещений.

На четвертом этапе - «Издание распоряжения о проведении закупки» - составление приказа о заключении договора с конкретной организацией или предпринимателем является традиционным способом оформления.

На пятом этапе контракт необходимо согласовать с будущим контрагентом. Документ должен включать существенные условия. В обязательном порядке устанавливают требование к обеспечению, если закупка осуществляется:

• в рамках распоряжения Правительства или Президента Российской Федерации;

• в целях мобилизационной подготовки;

• у изготовителей изделий народных промыслов;

• для организации авторского или технического надзора;

• для обеспечения нужд учреждений исполнения наказаний, в том числе трудоустройства осужденных;

• в рамках федерального статистического наблюдения;

• по проектам возведения жилья класса «эконом»;

• по реализации абонементов, билетов, путевок на мероприятия или экскурсии;

• в целях инженерных изысканий, а также проектирования сооружений по утилизации отходов;

• для удовлетворения нужд сразу нескольких заказчиков;

• для получения банковской гарантии;

• в рамках обеспечения образовательных организаций инновационным оборудованием или программными разработками.

На шестом этапе разместить сообщение в единой системе (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru)9 заказчик должен лишь в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Извещение необходимо направить в течение пяти суток со дня подписания контракта. Обязательному отражению подлежат следующие сведения:

• краткое описание условий сделки;

• перечень ограничений и запретов, которых придерживались должностные лица в выборе контрагента;

• размер обеспечения и порядок его предоставления.

На седьмом этапе - «Подписание соглашения» - заключение сделки допускается при достижении единого мнения по каждому условию сотрудничества. Если в документации присутствует требование о гарантиях, потребуется проверить их наличие. Действующим контракт признают со дня фактического проставления подписей сторон.

9 Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL:

http://zakupki.gov.ru/epz/maiq/publiq/home.html

На последнем, восьмом этапе -«Формирование отчета» - необходимость составления обоснования появляется у заказчика в определенных случаях. Проверку материалов проводят сотрудники

контролирующих ведомств. Образец отчета не утвержден, поэтому допускается произвольная форма. Обязательной проработке подлежат следующие вопросы:

• ссылка на правовые акты, послужившие основанием для заключения договора с единственным поставщиком;

• причина отказа от применения конкурентных методов.

Заказчиками по Федеральному закону № 44-ФЗ являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения, унитарные предприятия. Они обязаны производить закупки товаров, работ и услуг.

Способы закупок, предусмотренные по Федеральному закону № 44-ФЗ, представлены на рис. 1.

Перечисленные на рисунке способы размещения заказа показывают, что закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора

исполнителя. Данный способ используется в случае закупки товаров, работ и услуг у предприятий естественных монополий, работ у авторов художественных произведений или правообладателей. Полный перечень представлен в ст. 93 закона № 44-ФЗ. Поскольку закупка у единственного п о ст ав щи ка з анимает меньш е организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами, то контролирующим органам необходимо следить за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для работы по Федеральному закону № 44-ФЗ разрабатывать положение о закупках не нужно.

При планировании закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ предусматривается:

- составление плана закупок на 3 года;

- составление плана-графика сроком на один год.

Оба плана размещаются в единой информационной системе.

При закупках по Федеральному закону № 44-ФЗ четко устанавливаются сроки размещения извещения для каждого способа закупки. Некоторые виды закупок у единственного поставщика не требуют размещения извещения. Все извещения размещаются в единой информационной системе.

Вносить изменения и дополнения, а также отмену закупок можно в любые извещения в установленные законом сроки, за исключением закупок у единственного поставщика.

При проведении закупки по Федеральному закону № 44-ФЗ в обязательном порядке осуществляется обоснование начальной цены контракта путем сопоставления рыночных цен, нормативов, тарифов и затрат.

Закупки у малого предпринимательства и некоммерческих социально ориентированных организаций для всех заказчиков по Федеральному закону № 44-ФЗ должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок.

При работе по Федеральному закону № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещениями и

документацией. Изменения контрактов допускаются по несущественным пунктам в установленных законом случаях.

Согласно Методическим рекомендациям по проведению аудита в сфере закупок10 при проверке необходимо провести анализ количества и объемов закупок объекта аудита (контроля) за последний отчетный период, в том числе в разрезе способов осуществления закупок (конкурентные способы, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), включая закупки до 100 тыс.

руб.).

10 Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок. URL: http://www.kspvo.ru/docs/prikaz/audit-zakupok/

Открытыми источниками информации для данной проверки будут являться официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок11, электронные торговые площадки, официальные сайты контрольных органов в сфере закупок, официальные сайты объектов аудита (контроля).

Результат проверки реестра предлагается оформить в рабочий документ аудитора «Проверка реестра контрактов, заключенных заказчиком (аудируемым объектом) и размещенных на http://zakupki.gov.ru» (табл. 2), и рабочий документ аудитора «Проверка отчета заказчика (аудируемого объекта) об исполнении кон тракто в , р азме ще нны х на http://zakupki.gov.ru/epz/customerreports/quickse агс^^агс^МтЬ (табл. 3). В табл. 2 в раздел «Данные о заключенных контрактах» заносятся реестровые номера контрактов, их сумма, дата заключения. Раздел «Вид заказа/ поставщик» показывает наименование поставщика и способ произведенной у него закупки. В табл. 3 раскрывается информация об исполнении заключенных контрактов, подтверждением которых является размещение в Единой информационной системе копий первичных документов.

На основании полученных данных из открытых источников и проверки контрактов по существу предлагаем сформировать рабочий документ «Сведения о заключенных государственных (муниципальных) контрактах за проверяемый период» (табл. 4).

Рабочий документ «Сведения о заключенных государственных (муниципальных) контрактах за проверяемый период» выполняет контрольную функцию. В него вносится информация обо всех заключенных контрактах проверяемого объекта с отражением:

- способов закупки;

- количества закупок у субъектов малого предпринимательства и социально

11 Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL:

http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

ориентированных некоммерческих организаций;

- информации о дополнительных соглашениях и изменении условий контракта;

- неисполненных контрактов или исполненных с нарушением объявленных условий.

В процессе аудита закупочной деятельности проводится анализ полномочий в сфере закупок сотрудников и должностных лиц объекта аудита в сфере закупок. Предлагаем форму рабочего документа «Информация о должностных лицах, имеющих право подписи документов в сфере закупок» (табл. 5).

Данный рабочий документ может быть дополнен перечнем полномочий в сфере закупок. В перечень предлагаем включить следующие пункты:

• администратор организации закупок;

• уполномоченный специалист;

• специалист с правом согласования закупки;

• должностное лицо с правом подписи контракта (гражданско-правового договора бюджетного учреждения, договора);

• специалист с правом направления проекта контракта (гражданско-правового договора бюджетного учреждения, договора) участнику закупки.

Наиболее распространенными нарушениями

законодательства о контрактной системе в

сфере закупок среди проверенных

12

государственных заказчиков являлись12:

- неверное обоснование и определение начальной (максимальной) цены контракта;

- ошибки при выборе конкурентного способа определения подрядчика;

- размещение недостоверной и некорректной информации на сайте;

- ошибки при подготовке аукционной документации и заключении контрактов;

- отсутствие претензионной работы по взысканию штрафных санкций;

- отсутствие информации, направленной для включения в реестр недобросовестных подрядчиков.

Основными причинами допущенных и допускаемых заказчиками нарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг являлись:

- недостатки в организации закупочной деятельности в проверяемых органах, учреждениях;

- недостаточный уровень профессиональной подготовки лиц, занимающихся осуществлением закупок;

- слабый ведомственный контроль государственных заказчиков - главных распорядителей бюджетных средств - за закупочной деятельностью подведомственных учреждений.

Предложенные в исследовании методические подходы аудиторской проверки и ее документальное оформление позволят оценить:

- законность и целесообразность, обоснованность и эффективность расходов на государственные закупки;

- выполнение нормативов по закупкам у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;

- соблюдение требований к закупкам у единственного поставщика на основании данных, предоставленных заказчиком и размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок.

12 Портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации. URL: https://portalkso.ru/Sojuz_MKSO/Obshhaja_informacija/Normati vno_pravovaja_baza/item/21534/

Таблица 1

Алгоритм заключения контракта с единственным поставщиком

Table 1

The algorithm of contract conclusion with the sole supplier

Алгоритм Наименование

Этап 1 Подготовка

Этап 2 Выбор единственного поставщика

Этап 3 Приглашение к заключению сделки

Этап 4 Издание распоряжения о проведении закупки

Этап 5 Составление и передача исполнителю проекта

Этап 6 Публикация в Единой информационной системе

Этап 7 Подписание соглашения

Этап 8 Формирование отчета

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 2 Рабочий документ аудитора: (аудируемым объектом)»" «Проверка реестра контрактов, заключенных заказчиком

Table 2 An auditor's working document: Verification of the Register of Contracts Concluded by the Customer (Audited Entity)

№ Данные заключенных контрактов п/п

Сумма, руб. Реестровый Дата заключения номер

1 2 654 963,33 35243019838 18 000025 06.08.2018

2 217 350,00 35243019838 18 000013 13.03.2018

3 2 622 607,07 35243019838 18 000024 16.04.2018

4 1 186 111,47 35243019838 18 000023 23.04.2018

(продолжение)

№ Вид заказа,/ поставщик п/п

Запрос котировок Закупка у единственного Электронный Открытый поставщика аукцион конкурс

1 - - ООО «ВК-строй» - ИНН 5250054135

2 ООО «Медицинские осмотры» - - -ИНН 5243015840

3 - - - Страховое акционерное общество «ВСК»

4 - ООО «Арзамасский - -водоканал»

* Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 3

Рабочий документ аудитора: «Проверка отчета заказчика (аудируемого объекта) об исполнении контрактов»"

Table 3

An auditor's working document: Verification of the Report of the Customer (Audited Entity) on the Execution of Contracts

№ Реестровый номер Наименование товаров, Поставщик

п/п контракта работ, услуг, закупаемых по контракту ИНН Наименование

1 3524301983817000009 Масло М-8В 5257058379 ЗАО «РОСМА»

2 3524301983818000016 Сжиженный углеводородный газ, ПБТ 5260082710 ЗАО «РЕАЛИНВЕСТ»

(продолжение)

№ Цена контракта, руб. Документы, подтверждающие

п/п предусмотрено исполнено исполнение контракта

1 1 647 918,12 1 503 162,12 Платежное поручение № 155 от 21.02.2018 Товарная накладная № 325

2 2 289 600 1 955 850,67 Платежное поручение № 736 от 08.05.2018 Счет-фактура № 359579 от 16.04.2018

* Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/customerreports/quicksearch/search.html

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения о заключенных государственных (муниципальных) контрактах за проверяемый период (по годам)

Table 4

Data on the concluded government (municipal) contracts for the period audited, year-wise

№ Способ закупки Всего заключено В т.ч. с СМП Заключено

п/п контрактов и СОНКО** дополнительных соглашений об увеличении (уменьшении) цены контракта на 10%

сумма, тыс. руб. кол-во, шт. сумма, тыс. руб. кол-во, шт. сумма, кол-во, шт. тыс. руб.

1 Запрос котировок 130 000 24 1 300 1 --

2 Закупка у единственного поставщика 85 000 5

3 Электронный аукцион 55 000 10 - - --

4 Открытый конкурс 60 000 5 - - --

Итого... 330 000 44 1 300 1 - -

(продолжение)_

Не исполнено контрактов или ненадлежаще исполнено с нарушением объявленных

условий_

сумма, кол-во, тыс. руб. шт.

1 Запрос 220 1 -котировок - - 50 5

2 Закупка у - - -единственног о поставщика

3 Электронный - - -аукцион - - - -

4 Открытый - - -конкурс - - 30 1

Итого... 220 1 - - - 80 6

№ Способ Заключено

п/п закупки дополнительных

соглашений об изменении условий контракта

Заключено дополнительных соглашений о расторжении контрактов, тыс. руб.

сумма, тыс. руб.

я

0 Й

1

ю ,

в т.

<■5 Я

о с о г

нл

s ю

а и

род

до

№ ч о 43 о

о р

№ в

п s

s ю

Примечание. * Субъекты малого предпринимательства; ** Социально ориентированные некоммерческие организации.

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 5

Информация о должностных лицах, имеющих право подписи документов в сфере закупок Table 5

Information on the officials authorized to sign procurement documents

№ п/п Должность ФИО Полномочия в сфере закупок Источник получения информации

1 Указывается должность Указывается ФИО полностью Руководитель учреждения (реквизиты, документы, устанавливающие полномочия)

2 Указывается должность Указывается ФИО полностью Лицо, действующее по доверенности (реквизиты, документы, устанавливающие полномочия)

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Рисунок 1

Способы закупок, предусмотренные российским законодательством Figure 1

Procurement procedures under the Russian law

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Опарина С.И., Литвенко И.Ю. Аудит в сфере государственных закупок // Финансовый менеджмент. 2017. № 5. С. 36-42.

2. Вакс В.И., Заячук С.Р. Аудит в сфере закупок: вопросы определения начальной (максимальной) цены контракта // Вестник АКСОР. 2016. № 1(37). С. 147-159.

3. Балашева Л.И., Томилко Ю.В. Аудит в сфере закупок: выявляемые риски и проблемы // Вестник АКСОР. 2016. № 2(38). С. 122-127.

4. Горюнова В.В. Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1(77). С. 907-909.

5. Абрамов А.А., Кожухов В.Л. Аудит государственных закупок, представляемых как целенаправленный процесс // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. № 4. С. 47-55.

6. Панков В.В., Кожухов В.Л. Методология аудита государственных закупок: международный аспект // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 4. С. 54-63.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-audita-gosudarstvennyh-zakupok-mezhdunarodnyy-aspekt

7. Шешукова Т.Г., Мальцева А.А. Методика оценки эффективности государственных закупок в национальных исследовательских университетах // Финансовая аналитика: проблемы

и решения. 2015. Т. 8. Вып. 13. С. 2-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok-v-natsionalnyh-issledovatelskih-universitetah

8. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. Вып. 2. С. 149-158. URL: https://doi.Org/10.24891/ia.21.2.149

9. Шатина Е.Н. Бухгалтерский учет закупок сельскохозяйственной продукции у населения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 4. С. 14-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buhgalterskiy-uchet-zakupok-selskohozyaystvennoy-produktsii-u-naseleniya

10. Шатина Е.Н., Козменкова С.В., Фролова Э.Б. Внутренний контроль: методические особенности проверки контрагентов на благонадежность // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. Вып. 8. С. 904-916. URL: https://doi.Org/10.24891/ia.21.8.904

11. Козменкова С.В., Тельгаева О.О. Методические особенности планирования аудиторской проверки финансовых результатов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 1. С. 10-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-planirovaniya-auditorskoy-proverki-finansovyh-rezultatov

12. Землин А.И. Актуальные вопросы правового регулирования контроля за расходованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при осуществлении государственных закупок // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. № 2.

С.144-153.

13. Bovis Ch. Recent Case-Law Relating to Public Procurement: A Beacon for the Integration of Public Markets. Common Market Law Review, 2002, vol. 39, iss. 5, pp. 1025-1056.

14. Mamedova N.A., Baykova A.N. Yesterday, Today and Tomorrow Public Control in Public Procurement in Russia. Institutional Framework of the Economy Functioning in Conditions

of Transformation: Collection of Scientific Articles. Vol. 2. Verlag SWG imex GmbH, Nürnberg, Deutschland, 2014, pp. 254-257. URL: https://doi.org/10.2139/ssrn.2581508

15. Мирошник О.А. Методика и практика осуществления контрольно-счетными органами аудита в сфере закупок // Местное право. 2017. № 3. С. 29-42.

URL: http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2017/12/Miroshnik_3_2017.pdf

16. Мирошник О.А. Практика контрольно-счетных органов по регламентации процедуры аудита в сфере закупок в методических и локальных актах // Местное право. 2018. № 1. С. 43-52. URL: http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2018/09/Miroshnik.pdf

17. Коробейникова Л.С., Володина М.С. Анализ взаимодействия субъектов контрактной системы в области управления закупками // Современная экономика: проблемы и решения. 2016.

№ 4. С. 93-102. URL: https://meps.econ.vsu.ru/index.php/meps/article/view/1434

18. Антипова Т.В. Инновационное развитие аудита в сфере закупок муниципальных учреждений // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 1. С. 143-146.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-5081 Audit Activity

elSSN 2311-9381

AUDIT OF THE SINGLE-SOURCE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES

Elena N. SHATINA

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (UNN), Nizhny Novgorod, Russian Federation shatina79@inbox.ru ORCID: not available

Article history: Abstract

Received 23 November 2018 Subject This article examines the issues related to the audit of procurement activities of Received in revised form State and municipal bodies in the analysis of the results of tenders, identification of the 7 December 2018 causes of violations, and the development of a methodology and documentation.

Accepted 17 December 2018 Objectives The article intends to develop methodical approaches to carrying out of audit Available online of purchase of goods, works and services from a sole supplier.

16 January 2019 Methods For the study, I used the methods of comparative analysis and systematization.

Results The article clarifies the method of audit of purchases and proposes to use the JEL classification: M42 developed working documents on audit of the process of goods, works and services

procurement from a single supplier.

Conclusions and Relevance The proposed algorithm of audit of the procurement of goods, works and services in municipal enterprises and developed forms of working Keywords: audit, auditor's documents will help reduce the error rate and penal sanctions amount. The research results working document, can be used in the theory and practice of audit activity when verifying the process of

procurement activities procurement of goods, works and services in municipal organizations.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Shatina E.N. Audit of the Single-Source Procurement of Goods, Works and Services. International Accounting, 2019, vol. 22, iss. 1, pp. 84-97. https://doi.org/10.24891/ia . 22 .1.84

References

1. Oparina S.I., Litvenko I.Yu. [Audit in public procurement]. Finansovyi menedzhment = Financial Management, 2017, no. 5, pp. 36-42. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vaks V.I., Zayachuk S.R. [Audit in the field of procurement: issues of determining the initial (maximum) price of the contract]. Vestnik AKSOR = AKSOR Bulletin, 2016, no. 1(37),

pp. 147-159. (In Russ.)

3. Balasheva L.I., Tomilko Yu.V. [Audit of procurement: identified risk and problems]. Vestnik AKSOR = AKSOR Bulletin, 2016, no. 2(38), pp. 122-127. (In Russ.)

4. Goryunova V.V. [Audit in the field of procurement of goods, works and services for State needs]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2016, no. 12-1, pp. 907-909. (In Russ.)

5. Abramov A.A., Kozhukhov V.L. [Audit of public procurement as a goal-oriented process]. Gosudarstvennyi audit. Pravo. Ekonomika = State Audit. Law. Economics, 2016, no. 4, pp. 47-55. (In Russ.)

6. Pankov V.V., Kozhukhov V.L. [The methodology of the public procurement auditing: the international perspective]. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing, 2015, no. 4,

pp. 54-63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-audita-gosudarstvennyh-zakupok-mezhdunarodnyy-aspekt (In Russ.)

7. Sheshukova T.G., Mal'tseva A.A. [Methods for evaluating the public procurement efficiency in national research universities]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2015, vol. 8, iss. 13, pp. 2-9.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok-v-natsionalnyh-issledovatelskih-universitetah (In Russ.)

8. Sheshukova T.G. [The efficiency of public procurement in budgetary institutions:

A methodological aspect]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2018, vol. 21, iss. 2, pp. 149-158. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/ia.2L2.149

9. Shatina E.N. [Accounting of purchases of agricultural products from the population]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations, 2015, no. 4, pp. 14-19.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buhgalterskiy-uchet-zakupok-selskohozyaystvennoy-produktsii-u-naseleniya (In Russ.)

10. Shatina E.N., Kozmenkova S.V., Frolova E.B. [Internal control: Methodological specifics

of counterparty creditworthiness checks]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2018, vol. 21, iss. 8, pp. 904-916. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/ia.2L8.904

11. Kozmenkova S.V., Tel'gaeva O.O. [Methodical features of planning of audit of financial results]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting

in Budgetary and Non-Profit Organizations, 2017, no. 1, pp. 10-18.

URL: https://cyberleninka.ru/article/nXmetodicheskie-osobennosti-planirovaniya-auditorskoy-proverki-finansovyh-rezultatov (In Russ.)

12. Zemlin A.I. [Topical issues of the legal regulation of control over expenditure of budget system budgets of the Russian Federation in the implementation of public procurement]. Gosudarstvennyi audit. Pravo. Ekonomika = State Audit. Law. Economics, 2016, no. 2, pp. 144-153. (In Russ.)

13. Bovis Ch. Recent Case-Law Relating to Public Procurement: A Beacon for the Integration of Public Markets. Common Market Law Review, 2002, vol. 39, iss. 5, pp. 1025-1056.

14. Mamedova N.A., Baykova A.N. Yesterday, Today and Tomorrow Public Control in Public Procurement in Russia. Institutional Framework of the Economy Functioning in Conditions

of Transformation: Collection of Scientific Articles. Vol. 2. Verlag SWG imex GmbH, Nürnberg, Deutschland, 2014, pp. 254-257. URL: https://doi.org/10.2139/ssrn.2581508

15. Miroshnik O.A. [The methodology and practice of procurement audits of the accounts chambers]. Mestnoe pravo, 2017, no. 3, pp. 29-42.

URL: http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2017/12/Miroshnik_3_2017.pdf (In Russ.)

16. Miroshnik O.A. [The practice of control and accounting authorities on the regulation of the public procurement audit procedure by methodical and local acts]. Mestnoe pravo, 2018, no. 1,

pp. 43-52. URL: http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2018/09/Miroshnik.pdf (In Russ.)

17. Korobeinikova L.S., Volodina M.S. [Analysis of interaction between subjects of contract system in procurement management]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya, 2016, no. 4, pp. 93-102. URL: https://meps.econ.vsu.ru/index.php/meps/article/view/1434 (In Russ.)

18. Antipova T.V. [Innovative development audit of municipal procurement]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2015, no. 1, pp. 143-146. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.