Проблемы организации подрядных торгов в системе государственных закупок и их исполнения
Ермолин Георгий Падриевич
Аспирант, Московский государственный гуманитарно-экономический университет; факультет экономики и инноваций, [email protected]
Система государственного заказа является важным элементом в экономике любой страны, так как удовлетворяет потребности федеральных, региональных и муниципальных структур в необходимых товарах, работах и услугах. Настоящая статья посвящена наиболее актуальным проблемам и особенностям организации и исполнения государственных закупок в нашей стране. Законодательство в области государственных закупок в течение всего периода своего существования изменялось в России несколько раз. Однако практика осуществления закупок все еще не позволяет сделать вывод о том, что все наболевшие вопросы нашли свое решение. В статье описываются проблемные вопросы и сформулирован ряд предложений, которые позволят осуществлять более эффективное использование бюджетных средств, сократить негативные факторы присущие закупочному процессу в настоящее время. Ключевые слова: Государственные закупки, муниципальные закупки, торги, конкурс, аукцион, бюджетные средства.
Сфера государственных и муниципальных закупок в России всегда вызывала повышенный общественный интерес и пользовалась особым вниманием со стороны законодательных и исполнительных органов. Постоянный анализ и совершенствование организации подрядных торгов является важнейшим инструментом повышения эффективности рынков товаров, работ и услуг, снижения уровня монополизации экономики, ее коррупционной емкости и противодействия теневой экономике, развития предпринимательства и повышения эффективности управления экономикой.
Огромные суммы в нашей стране ежегодно тратятся на приобретение товаров, работи услуг за счет средств государственного бюджета. В 2017 году на приобретение товаров, работ и услуг было заключено 3 532 725 контрактов на общую сумму 6 317 635, 9 млн.руб., что на 16,9 % выше показателя 2016 года, по которому на 3 454 326 заключенных контрактов аналогичная сумма составила 5 403 514, 4 млн.руб.[1].Торги должны помочь демонополизировать производство, создав равные условия для участия в них всех предприятий, в том числе малых, средних, так, чтобы было возможно выбрать надежного поставщика с наиболее выгодной ценой.К сожалению, все вышеперечисленное достигаетсядалеко не всегда. В последнее время обозначились проблемы, требующие скорейшего решения. Рассмотрим эти проблемы подробнее:
1. Закупки существенной части товаров, работ, услуг производится из одного источника.Фактически происходит снижение конкуренции в данном секторе, финансовые ресурсы при осуществлении закупок уходят мимо конкурентных процедур. Основные рынки надёжно закреплены за устоявшимися поставщиками. Новых участников у нас практически не появляется, а барьер входа на рынок государственных закупок для новых организаций крайне высок. Нередко комиссия заказчика сама решает с кем заключить договор, устанавливает ограничивающие требования или прописывает предоставление большого объема документов, которые в принципе не нужны. Невыполнимые требования - заведомо или по незнанию - сокращают конкуренцию и ведут к закупкам из одного источника. Поэтому непрозрачных закупок из одного источника должно быть как можно меньше. Учитывая взятый в нашей стране курс на импортозамещение, создание барьеров для участия в государственных закупках особенно недопустимо [6].
2. Занижение реальной стоимости товаров, работ, услуг (демпинг). При определении победителя торгов из-за стремления участников выиграть подряд, последние необоснованно занижают цену предложения, что повсеместно приводит к невозможности исполнения контракта по причине нехватки средств или выполнению работ низкого качества [4].
3. Прохождение процедуры закупок посредством подачи документации в бумажных конвертах. Такую схему нельзя назвать гласной и прозрачной, какой она должна быть. Ведь одному можно дать один пакет документов для участия, а другому что-нибудь из него выложить - такое встречается довольно часто, а отследить достаточно сложно, как и то, кто и на каких условиях соревновался, кого и за что отклонили. Такая схема не позволяет создать условия для равного отношения ко всем участникам, минимизировать коррупционный риск.
4. Рост числа закупок у единственного поставщика. При этом способезакупки, договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке.Тем самым заказчики все чаще обходят конкурентные процедуры, закупая продукцию через государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые подпадают под более лояльный Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. (далее Федеральный закон № 223-ФЗ). Институт единственных поставщиков первоначально формировался применительно к естественным монополиям, которые работают на неконкурентном рынке. Но теперь
О £
ю
5
2 а
8
см
CS £
Б
а
2 ©
единственные поставщики стали захватывать власть и на конкурентных рынках. Происходит снижение количества участников на рынке государственных закупок, при незначительном снижении стартовой стоимости контрактов [6].
5. Дисбаланс между Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) и Федеральным законом № 223-ФЗ. Федеральный закон № 223-ФЗ слабо отрегулирован и даёт заказчику большую свободу в действиях а, следовательно, в возможных злоупотреблениях в ущерб конкурентным процедурам. Федеральный закон № 44-ФЗ наоборот тщательно проработан, регламентирован и достаточно прозрачен [6].
Основные отличия Федерального закона № 44-ФЗ от Федерального закона № 223-Ф3 заключаются в следующем (Таблица 1)[2,3,5]:
Почему так происходит, как повысить уровень качества и конкуренции в сфере государственных закупок?По мнению автора, существующая система даёт возможности для применения прозрачных конкурентных процедур, но эти возможности пока недостаточно востребованы. Необходимо добиться максимальных параметров информационной открытости, добрсовестной конкуренции, целевого и эффективного расходования денежных средств, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере осуществления закупок, создание условий для своевременного и полного обеспечения нужд Заказчика качественной продукцией на выгодных условиях. Для совершенствования существующей системы государственного заказа целесообразна реализация следующих мероприятий:
1.Закупочные процедурыосуществля-емые за счет бюджетных средств должны регулироваться только Федеральным законом №44-ФЗ. Система должна быть единой, и правила игры для всех участников должны быть одинаковыми. Доверие к зоне действия Федерального закона №44-ФЗ сейчас значительно выше, чем к зоне действия Федерального закона №223-ФЗ. Экономия, достигаемая в ходе закупок по 44-ФЗ, также значительно больше: 76% против 2% при закупках в рамках 223-ФЗ [б].
2. Все закупки должны быть переведены в электронную форму. Электронная площадка поддерживает автоматизацию проведения закупок и других кон-
Таблица 1
Основные отличия Федерального закона № 44-ФЗ от Федерального закона № 223-ФЭ
Федеральный закон №44-ФЗ Федеральный закон №223 -ФЗ
Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок -недомолвок и пробелов ЗДССЬ IIC допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках. Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали н порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередц могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.
Закупки осуществляются на шести Ol 1 редел с н н ых :ад коном :ше к ipo и и ых торговых площадках. Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.
Применен ие анти де ми и н говых мер предусмотрено статьей 37 Антидемпинговые меры законом не предусмотрены;, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-еметн ым. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта ие осуществляется в обязательно порядке.
Информация, которая должна содержаться в документации для каждою вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет: Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматрикается только в установленных законом случаях и касается прей му 1 цестве и но н ееу i це ствен н ых условий. Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор, контракт и менять практически все - от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком.
курентных процедур с электронной формой подачи заявок. Проблема демпинга со стороны компаний, которые для получения контракта прибегают к значительному и экономически необоснованному уровню снижения цены в данном случае может быть решена путем введения так называемой многоэтапной закупки. Многоэтапная закупка имеет, в соответствии с закупочной документацией, две или более стадии, включающие квалификационный отбор, по каждой из которых организатором закупки, в соответствии с определенными критериями, подводятся итоги.
3.Выбор поставщика. Одним из критериев при выборе поставщика должно стать его обеспеченность необходимыми ресурсами для реализации контракта, наличие квалифицированного штата сотрудников и необходимой технической базы (техника, механизмы, оборудование), длительность работы на данном рынке, наличие реализованных проектов, качество, историю претензий к компании и итоги их урегулирования.
4. Проведение инвентаризации единственных поставщиков с целью введения, не отвечающих требованиям части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ -«Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)», обратно в конкурентное поле[6].
5. Снижение значимости критерия «цена предложения». Снижение цены контракта, должно производится не в целом по смете, а по статьям затрат, включая стоимость материалов и изделий (технико-экономический расчет снижения цены). В основе должна лежать обоснованная стоимость контракта, рассчитанная с учетом рыночной информации о ценах на ресурсы, стоимость работ и услуг.
6. Максимальное обеспечение исполнения контракта. Максимальное обеспечение, должно основываться на ранжированном по значимости перечне допустимых вариантов обеспечения, включающем банковскую гарантию, внесение денежных средств, поручительство, страхование ответственности. Причем необ-
ходимо выбрать оптимальную форму обеспечения, гарантирующую полное исполнение контракта.
Литература
1. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок[э-лектронный ресурс]URL: http:// zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 16.04.2018г.)
2. Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб» [электронный ресурс^и http://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/download/ downloadDocument.html?id=20735 (дата обращения 13.04.2018г.)
3. Федеральный закон от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [электронный ресурс] URL: http:// zakupki.gov.ru/epz/main/public/download/ downloadDocument.html?id=17610(дата обращения 13.04.2018г.)
4. Цапко К.А. Особенности и проблемы государственных закупок в инвестиционно-строительном комплексе // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №4 (2015)URL: http://naukovedenie.ru/PDF/ 41EVN415.pdf
5. Отличия Федерального закона № 44-ФЗ от Федерального закона № 223-ФЗ. Портал GosZakupki [электронный ресурс] URL: http://goszakupkirf.ru/ poleznye-stati/124-otlichiya-44-fz-i-223-fz-tablitsa (дата обращения 09.04.2018г.)
6. «Конкуренция в сфере госзакупок: проблемы и пути их решения» Пленарная сессия форума «Госзаказ-2016» от 23.03.2016г. Портал Открытое правительство [электронный ресурс] URL: http://open.gov.ru/events/5514999/ (дата обращения 27.03.2018г.)
Problems of organization of tenders in the system of public procurement and their execution Ermolin G.P.
Moscow State University of Humanities and Economics
The system of state order is an important element in the economy of any country, as it meets the needs of Federal, regional and municipal structures in the necessary goods, works and services. This article is devoted to the most urgent problems and features of the organization and execution of public procurement in our country. The legislation in the field of public procurement during the entire period of its existence has been changed in Russia several times. However, the practice of procurement still does not allow to conclude that all the urgent issues have been resolved. The article describes the problematic issues and formulated a number of proposals that will allow for more efficient use of budget funds, reduce the negative factors inherent in the procurement process at the present time.
Keywords: Public procurement, municipal procurement, bidding, tender, auction, budget funds. References
1. The official site of a unified information system
in the sphere of purchases [an electronic resource] of URL: http://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/home.html (date of the address of 16.04.2018)
2. The federal law of 05.04.2013 No. 44-FZ «About
contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for providing the public and municipal services» [an electronic resource] URL: http://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/download/ downloadDocument.html?id=20735 (date of the address of 13.04.2018)
3. Federal law of 18.07.2011. «About purchases of
goods, works, services as separate types of legal entities» [an electronic resource] URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/ download/downloadDocument.html?id=17610 (date of the address of 13.04.2018)
4. Tsapko K.A. Features and problems of
government procurement in an investment and construction complex//the Online magazine «Naukovedeniye» Volume 7, No. 4 (2015) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/ 41EVN415.pdf
5. Differences of the Federal law No. 44-FZ from
the Federal law No. 223-FZ. GosZakupki portal [an electronic resource] of URL: http:// goszakupkirf.ru/poleznye-stati/124-otlichiya-44-fz-i-223-fz-tablitsa (date of the address of 09.04.2018)
6. «The competition in the sphere of state
procurements: problems and ways of their decision» the Plenary session of the forum «State order-2016» of 23.03.2016. Open Government portal [an electronic resource] of URL: http://open.gov.ru/events/5514999/ (date of the address of 27.03.2018)
О
Ю
s
*
a
2 e
8