Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
юридические лица / правовое регулирование / закупочная деятельность / закупка товаров / работы / услуги / Российская Федерация / procurement activity / purchase of goods / works / services / legal entities / legal regulation / Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гульназ Саитовна Абдуллина

В теоретическом ключе автором проанализированы основные аспекты правового регулирования закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в России. Целью исследования обозначены всестороннее, комплексное исследование особенностей нормативного регулирования в части осуществления закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, а также выявление проблемных моментов в исследуемой области и поиск способов по их устранению. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Предмет исследования – общественные отношения сферы закупок товаров, работ, услуг в части их регулирования по Федеральному закону No 223-ФЗ [7]. В частности, автором рассмотрено смысловое содержание понятия закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Обозначены цели, принципы и виды закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES BY CERTAIN TYPES OF LEGAL ENTITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

In a theoretical vein, the author analyzes the main aspects of the legal regulation of the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities in Russia. The purpose of the study is a comprehensive, comprehensive study of the features of regulatory regulation in terms of the procurement of goods, works and services by certain types of legal entities, as well as identifying problematic issues in the area under study and finding ways to eliminate them. The object of the study is public relations in the field of procurement of goods, works, services by certain types of legal entities. The subject of the study is public relations in the sphere of procurement of goods, works, services in terms of their regulation under Federal Law No. 223-FZ [7]. In particular, the author considered the semantic content of the concept of procurement of goods, works, services by certain types of legal entities. The goals, principles and types of procurement of goods, works, services by certain types of legal entities are indicated

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

НГульназ Саитовна АБДУЛЛ ИНА - магистрант Института государства и права ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АННОТАЦИЯ

В теоретическом ключе автором проанализированы основные аспекты правового регулирования закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в России. Целью исследования обозначены всестороннее, комплексное исследование особенностей нормативного регулирования в части осуществления закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, а также выявление проблемных моментов в исследуемой области и поиск способов по их устранению. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Предмет исследования — общественные отношения сферы закупок товаров, работ, услуг в части их регулирования по Федеральному закону № 223-Ф3 [7]. В частности, автором рассмотрено смысловое содержание понятия закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Обозначены цели, принципы и виды закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Ключевые слова: юридические лица, правовое регулирование, закупочная деятельность, закупка товаров, работы, услуги, Российская Федерация.

Gulnaz Saitovna ABDULLINA - Master's student of the Institute of State and Law of the Tyumen State University

THEORETICAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES BY CERTAIN TYPES OF LEGAL ENTITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

ANNOTATION

In a theoretical vein, the author analyzes the main aspects of the legal regulation of the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities in Russia. The purpose of the study is a comprehensive, comprehensive study of the features of regulatory regulation in terms of the procurement of goods, works and services by certain types of legal entities, as well as identifying problematic issues in the area under study and finding ways to eliminate them. The object of the study is public relations in the field of procurement of goods, works, services by certain types of legal entities. The subject of the study is public relations in the sphere of procurement of goods, works, services in terms of their regulation under Federal Law No. 223-FZ [7]. In particular, the author considered the semantic content of the concept of procurement of goods, works, services by certain types of legal entities. The goals, principles and types of procurement of goods, works, services by certain types of legal entities are indicated.

Keywords: procurement activity, purchase of goods, works, services, legal entities, legal regulation, Russian Federation.

Закупочная деятельность — относительно новая сфера, с точки зрения закона и применения, которая стала неотъемлемым инструментом экономики любой страны для сглаживания и минимизации расходов средств как федерального и (или) муниципального бюджета, так и средств предприятий, которые осуществляют закупку товаров, услуг и работ за счёт собственных финансовых средств, полученных при осуществлении ими приносящей

доход деятельности [28; 29]. Другими словами, закупочная деятельность стала характерной для любого субъекта экономической деятельности.

Однако в силу «молодости» сфера закупок, как наука, к сожалению, не обладает всесторонними исследованиями на теоретическом уровне, не считая положений нормативно-правовых актов. Данное упущение создаёт сложности для всех участников закупки.

Анализируя практику [34; 35] на сегодняшний день, приходит осознание, что организационное и нормативное обеспечение закупок товаров, работ, услуг достаточно сильно влияют на финансовое положение предприятия, а также на его прибыль. Если раньше заказчики чаще всего заключали договоры с единственным поставщиком на поставку товара, оказание услуг или выполнение работ, то в настоящее время это считается нерентабельным. Всё больше растёт конкуренция в связи с насыщением рынка, из-за чего меняется характер потребления товаров, работ, услуг (далее — ТРУ). Всё это обосновывает необходимость регулирования отношений посредством определённых инструментов для повышения эффективности оборота бюджетных и собственных средств [30; 31; 32].

Законодательство, регулирующее закупочную деятельность, обширное и зависит от субъекта и предмета закупки. Правовое регулирование отношений в сфере закупок отдельными видами юридических лиц изобильное и комплексное в силу своего рамочного характера.

Данное явление не является новым, однако всё же создаёт трудности при осуществлении закупочной деятельности. Конечно, законодатель пытается урегулировать ситуацию, а также пытается найти в данном подходе свои преимущества. Но как показывает практика, такой подход лишь образует пробелы в применении правовых норм.

К основным источникам правового регулирования корпоративных закупок товаров, работ, услуг относятся:

1. Конституция Российской Федерации [1].

Конституция России обладает высшей юридической силой на территории страны, поэтому нормы данного нормативного правового акта являются основополагающими для других правовых институтов, в частности и для сферы закупок отдельными видами юридическими лицами.

Корпоративные закупки относятся Конституцией России к предмету исключительного ведения Российской Федерации, согласно п. «ж», п. «о» ст. 71 Конституции РФ [1], поскольку они являются предметом гражданского законодательства.

2. Федеральные законы, которые регулируют различные аспекты закупочной деятельности [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14].

3. Подзаконные нормативные правовые акты [15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22].

4. Интерпретационные акты правоприменения [23; 24; 25; 26; 27].

При этом основным источником регулирования отношений в сфере закупок отдельными видами юридических лиц является Федеральный закон № 223-ФЗ.

18 июля 2011 г. законодатель принимает Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [7]. Данный Закон отличается диспозитивностью и бланкетностьюнорм, по сравнению, например, с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок това-

ров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [9]. В связи с этим возникают проблемы правового регулирования, а также проблемы применения некоторых норм на практике. К сожалению, судебная практика в корпоративных закупках гораздо обширнее, чем непосредственно сам закон.

В связи с этим возникают сложности в применении Закона № 223-ФЗ [9], которые значительно влияют на процесс закупок для заказчиков. Вследствие того, что в законе не регламентированы многие процессы закупочной деятельности, заказчику необходимо самостоятельно прописывать нормы в своём утверждённом Положении о закупке. Только с ним заказчик может осуществлять деятельность в сфере закупок.

Помимо обозначенного, из-за того, что Закон № 223-ФЗ [9] не регламентирует некоторые процессы, законодатель попытался закрыть некоторые пробелы в законе, который регулирует закупку ТРУ отдельными видами юридических лиц. Но, к сожалению, ввиду некоторых обстоятельств Закон 223-ФЗ и другие нормативные правовые акты между собой работают неслажено, вследствие чего у заказчика возникают трудности при проведении корпоративных закупок.

В настоящее время термин «закупка товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не нашёл своего официального определения и закрепления на законодательном уровне. Помимо этого, общее понятие в юридической терминологии так и не было сформулировано. Для дальнейшего анализа необходимо сформулировать из имеющейся информации понятие, чтобы всесторонне изучить вопрос.

Любое понятие складывается из признаков, которые указывают на предмет, на его результат восприятия. Для того, чтобы установить формулировку термина «закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», необходимо проанализировать составные части данной аксиомы.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) устанавливается «совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд» [9].

В Федеральном законе № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон № 223-ФЗ) отсутствует терминологическая база, так как анализируя цели правового регулирования, закрепленные в ч. 1 ст. 1, и ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, настоящий закон лишь устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ,

услуг отдельными видами юридических лиц [7]. По своей юридической технике Закон № 223-ФЗ является документом рамочного характера, выделяющий и регулирующий определенные правоотношения, нашедшие своё закрепление в законе, для отдельных видов юридических лиц в сфере корпоративных закупок. Поэтому для уточнения каких-либо вопросов материального права по Закону № 223-ФЗ следует обращаться к положениям других нормативно-правовых актов.

Что из себя представляют ТРУ? В соответствии с ч. 1 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ под товаром понимаются «любые вещи с соблюдением правил нахождения вещей в гражданском обороте» [2].

Согласно ч. 4 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г.№ 146-ФЗ работой признаётся «деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации» [4].

Под услугой закрепляется «деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, но реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности», согласно ч. 5 вышеупомянутой статьи Налогового кодекса Российской Федерации [4].

Если обращаться к другим нормативно-правовым актам, то в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О защите конкуренции» под товаром признаётся «объект гражданских прав, в том числе и работы с услугами, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот» [8].

Анализируя имеющуюся терминологию, можно определить, что более подходящей формулировкой для определения совокупного понятия «товары, работы, услуги» является понятие, закреплённое Федеральным законом № 135-ФЗ, поскольку в Законе № 223-ФЗ ТРУ не обладают существенной разницей с точки зрения объекта исследования, они в совокупности и по отдельности являются определённым результатом закупки.

И наконец, кто относится к «отдельным видам юридических лиц». Закон № 223-ФЗ чётко устанавливает определённый круг субъектов, которые должны работать в рамках данного закона в сфере закупок [7].

Исходя из перечня участников, закреплённого в ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, можно определить, что заказчиками считаются юридические лица, ведущие собственную хозяйственную деятельность в интересах Российской Федерации, её субъектов, а также муниципальных образований, при этом в уставном капитале доля участия России, её субъекта, муниципального образования в совокупности должна превышать 50 процентов [7].

Кроме непосредственных составляющих термина «закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», необходимо обратить внимание на цели регулирования и принципы закупочной деятельности в рамках Закона № 223-ФЗ

для более детального анализа.

Согласно ст. 1 данного Закона № 223-ФЗ к целям регулирования относят:

• Обеспечение единства экономического пространства;

• Создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надёжности;

• Эффективное использование денежных средств;

• Расширение возможностей и стимулирование участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика;

• Развитие добросовестной конкуренции;

• Обеспечение гласности и прозрачности закупки;

• Предотвращение коррупции и других злоупотреблений [7].

Исходя из целей, установленных Законом № 223-ФЗ, можно сделать вывод, что минимизация расходов и удовлетворение нужд организации — не единственные миссии, стоящие перед законодателем. Необходимо рассмотреть каждую цель регулирования по отдельности.

• Ст. 8 Конституции РФ устанавливает, что в России гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [1]. Под единым экономическим пространством следует понимать установление законодательной структуры для единого рынка и его регулирования. Следовательно, для ведения экономической деятельности не нужно каких-либо дополнительных, вспомогательных разрешений, поскольку всё это регулируется в едином порядке доступным образом для каждого хозяйствующего субъекта.

Данная цель в рамках Закона № 223-ФЗ на практике реализуется посредством внедрения на законодательном уровне обязанности по проведению закупок заказчиками в электронной форме на специализированных электронных торговых площадках [7]. Электронная форма проведения закупок значительно увеличивает и расширяет круг и географию возможных участников закупки.

• Согласно второй цели, 223-ФЗ [7] регулирует создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков с необходимыми показателями цены, качества и надёжности. Появление потребности у заказчика в определённых товарах, работах и услугах обусловлено необходимостью в них. Соответственно, поставляя товар, выполняя работу, оказывая услугу, участник закупки исполняет такую потребность заказчика. Указанная цель является ключевой в закупочной деятельности, именно из неё и вытекает необходимость закрепления на законодательном уровне данного направления.

Также необходимо отметить, что именно благодаря правовым инструментам заказчик может приобрести товар, результат работы и оказание услуг с

теми необходимыми показателями цены, качества и количества, как установит в своей закупочной документации. Другими словами, реализация данной цели позволяет заказчикам повышать результативность и рентабельность своей закупочной деятельности в рамках как Закона № 223-Ф3 [7], так и Закона № 44-ФЗ [9].

• Работа юридического лица во многом зависит от правильного использования денежных средств, чтобы обеспечить его успешную хозяйственную деятельность. Стоит отметить, что многие заказчики, которые работают в соответствии с Законом № 223-Ф3, не получают бюджетных средств, а распоряжаются собственными денежными средствами, которые они получают в порядке, установленном бюджетным законодательством. Таким образом, Федеральный закон № 223-ФЗ обеспечивает успешную хозяйственную деятельность заказчика через эффективное использование им наименьшего объёма собственных финансов для получения необходимого результата посредством правового инструментария.

• Под расширением возможностей участия юридических и физических лиц в закупке для нужд заказчиков и стимулирование такого участия понимается создание конкурентной обстановки для как можно большего количества участников такой закупки. К сожалению, часто конкурентные закупки, в том числе электронные, признаются заказчиком несостоявшимися, либо в таких закупках принимает участие один поставщик (исполнитель, подрядчик), хотя рынок товаров, работ, услуг в наше время бывает даже переполнен. Это происходит вследствие простого незнания либо низкой мотивации у контрагента, привыкшего работать со своими постоянными заказчиками в роли единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Поэтому чтобы достигнуть положительного результата, а именно повышения доли конкурентных закупок, а также конкуренции, законодатель использует все инструменты для преодоления сложившихся барьеров. И, как следствие, для юридических лиц существуют способ осуществления закупки в электронной форме, чтобы охватить большую площадь участия, а также разнообразие электронных торговых площадок с выбором одной или сразу всех для охвата большего количества закупок участниками.

• Развитие добросовестной конкуренции закреплено как в Законе № 223-ФЗ, так и вытекает из положений Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». На рынке товаров, работ, услуг должна быть обеспечена обстановка равных условий без предоставления каких-либо преимуществ для участников предпринимательской деятельности без исключения [8].

Чтобы не допускать недобросовестную конкуренцию, в Законе № 223-ФЗ и Законе № 135-ФЗ установлен запрет на действия, которые могут привести к ограничению конкуренцию, среди которых, к примеру, допущение нарушений в процессе определения победителя или предоставление участнику закупки преимущественных условий [8].

• Обеспечение гласности и прозрачности закупки подразумевает под собой информационную открытость закупки на всех этапах проведения. У заказчика есть обязанность публиковать всю необходимую информацию о закупках, которая подлежит обязательному размещению в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ на официальном сайте Единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [6]. Исключением данной цели регулирования являются закупки, информация о которых составляет государственную тайну, а также в отношении которых Правительством России было принято такое решение на нормативном уровне.

Чтобы предотвратить нарушение гласности и прозрачности закупки, законодатель предусмотрел административную ответственность за нарушения заказчиком его обязанности по размещению в срок информации по закупке на всех этапах проведения [3].

• Следующей целью Закона № 223-ФЗ закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц является предотвращение коррупции и других злоупотреблений правом. Под запретом находятся любые действия, не предусмотренные нормами Закона о закупках, а также противоречащие целям и принципам данного закона.

Стоит отметить, что все цели между собой тесно взаимозависимы. К примеру, обеспечение прозрачности закупки благоприятно влияет на предотвращение злоупотреблений в закупочной деятельности. А расширение возможности участия юридических и физических лиц в закупках развивает добросовестную конкуренцию на рынке товаров, работ, услуг.

Федеральный закон № 223-ФЗ определяет принципы, закреплённые в ч. 1 ст. 3 указанного Закона, которым должен следовать каждый заказчик для ведения своей закупочной деятельности, то есть руководствоваться правовыми инструментами для регулирования правоотношений в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [7].

В связи с тем, что нормы Закона № 223-ФЗ обладают рамочным характером и не имеют подробной регламентации некоторых положений указанного закона, следует отметить, что именно принципы, установленные в ч. 1 ст. 3, регулируют общественные правоотношения в сфере закупочной деятельности.

К принципам закупки товаров, работ, услуг относят:

• Информационная открытость;

• Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участнику закупки;

• Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

• Отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеримых требо-

ваний к участникам закупки [7].

Указанные в статье принципы дополняют цели регулирования Закона № 223-ФЗ, в то же время цели дополняют принципы данного закона. Такая установка позволяет определить конкретное направление работы для заказчиков, участников закупки, контролирующих органов, чтобы обеспечить равные условия для всех без исключения с сохранением здоровой конкуренции.

Однако хотя цели регулирования нормативно-правового акта и определяют направление работы заказчика, но они всё также являются обобщёнными формулировками без привязки к конкретным действиям, выраженным в законодательном закреплении именно в Законе № 223-ФЗ.

Заказчик для реализации закупок в рамках Закона № 223-ФЗ обязан выпустить собственное Положение о закупке [19], которое регламентирует всю закупочную деятельность. Включение в собственное Положение о закупке иных конкурентных и неконкурентных закупок является правом заказчика.

Способы закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в рамках Закона № 223-ФЗ подразделяются на конкурентные и неконкурентные. Основные способы закупок отражены в схеме 1, которые являются торгами, следовательно, они регулируются ст.ст. 447—449 Гражданского кодекса Российской Федерации [2].

(исполнителя, подрядчика)

V _У

I

Электронный магазин

Схема 1. Виды способов закупок по Закону № 223-ФЗ

Конкурентные закупки предполагают проведение закупки с участием нескольких субъектов с правом выбора у заказчика одного из них в соответствии с требованиями норм права и закупочной документации. А также заказчик по собственному усмотрению может установить другие способы осуществления закупок в собственном Положении, к примеру, конкурентные переговоры, предварительно описав порядок и установив требования к проведению такой закупки.

Неконкурентные закупки, как правило, проводятся исключительно для одного участника закупки, как закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) [33]. Кроме этого, заказчик вправе предусмотреть в своём Положении о закупке иные неконкурентные закупки.

Однако, исходя из целей создания и принципов Закона № 223-ФЗ, закупка у единственного поставщика прямо противоречит принципу развития

добросовестной конкуренции среди участников. Поэтому законодатель предусмотрел, что данный способ неконкурентной закупки может проводиться исключительно по причинам случаев проведения такой закупки. К сожалению, такой перечень формируется исключительно каждым заказчиком для своей организации самостоятельно.

В ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлен перечень случаев, когда может осуществляться закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), к примеру, это осуществление закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, или оказание услуг по водоснабжению, водоотве-дению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами и т.д. [9]. Таким образом, при формировании собственного Положения о закупке заказчик в рамках Закона № 223-ФЗ вправе включить в данный перечень такие случаи, которые характерны для его сферы хозяйственной деятельности, либо использовать перечень Закона по закупкам в контрактной системы для государственных и муниципальных нужд, чтобы не противоречить нормативно-правовым актам и функционалу Единой информационной системы.

Как следует из анализа выше, Закон № 223-ФЗ [7], к сожалению, не имеет точной регламентации и регулирования, как его «родственник», Закон № 44-ФЗ [9]. Можно предположить, что будь сфера закупок для отдельных видов юридических лиц более структурированной и урегулированной, без применения заказчиком дополнительных нормативно-правовых актов, как другие федеральные законы или Постановления Правительства России, тогда бы и заказчикам, и участникам закупок было бы гораздо легче. Но для этого, в первую очередь, необходимо внести изменения и расширить сам Закон № 223-ФЗ [7].

Хотя законодатель и создаёт все условия для доступности к закупочной деятельности, но принцип «много — значит хорошо» не работает в данном случае. Всё же стоит обратить внимание законодателя на излишнее изобилие нормативно-правовых актов, которые усложняют процесс закупок между потребителем и поставщиком. Данную ситуацию можно исправить поэтапным, систематическим внесением изменений в Федеральный закон № 223-ФЗ [7] для более гладкого и стабильного перехода к новому правовому регулированию, при этом сокращая избытки в других подзаконных нормативных актов, которые, порой, могут противоречить себе. К примеру, закупка у единственного поставщика предполагает, что участник, исполнитель договора один, то есть конкуренции среди других участников не может быть априори. Поэтому считать, что данная закупка была проведена только для субъектов малого и среднего предпринимательства, невозможно, поскольку данное утверждение не соответствует нормам закона в сфере закупок для отдельных видов юридических лиц.

В Постановлении Правительства РФ при формировании годового отчёта о закупке товаров, ра-

Конкурс

Аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

бот, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства существует формулировка, согласно которой необходимо учитывать договоры, заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных Положением заказчика, в которых участниками могут быть только субъекты [18].

При этом при создании отчёта на сайте Единой информационной системы данная позиция (позиция № 5 годового отчёта) формируется автоматически, согласно инструментарию ЕИС, без возможности исправить, то есть уменьшить количество договоров. А уже проведя анализ этой автоматически сформированной позиции, становится понятно, что в ней сгруппированы и суммированы договоры, заключённые по результатам конкурентных закупок, а также договоры, заключённые непосредственно с единственным поставщиком, участниками в обоих случаях являются субъекты малого и среднего предпринимательства.

Понимается, что законодатель у данных нормативно-правовых актов не один и тот же, но данные разногласия не позволяют заказчику в полном объёме наладить работу и стабилизировать статистику конкуренции. Поэтому необходимо повысить уровень регулирования отдельных вопросов, касающихся закупок для отдельных видов юридических лиц, при этом с возможностью уменьшить общее количество нормативных правовых актов, которыми должен руководствоваться заказчик, чтобы вести закупочную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020г.: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронныйресурс]// Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: кПр://ц>цщ>.ргауо^оу.ги(дата обращения: 12.12.2022).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (посл.ред.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. - Ст. 3301.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. - Ст. 3824.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (посл.ред.) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. - Ст. 2954.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (посл.ред.): Федеральный закон от 16.04.2022№ 104-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 18.04.2022. № 16. - Ст. 2606.

7. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (посл. ред.): Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3// Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). - Ст. 4571.

8. О защите конкуренции (посл.ред.): Федеральный закон от 26.07.2006№ 135-Ф3// Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (ч 1). - Ст. 3434.

9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (посл.ред.): Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. № 14. - Ст. 1652.

10. О противодействии коррупции (посл. ред.): Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

11. О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (посл. ред.): Федеральный закон от 03.07.2016№ 236-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (Ч. I). - Ст. 4169.

12. Об акционерных обществах (ред. от 07.10.2022): Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. - Ст. 1.

13. Об обществах с ограниченной ответственностью (посл.ред.): Федеральный закон от 08.02.1998№ 14-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 16.02.1998. № 7. - Ст. 785.

14. Об электронной подписи (посл. ред.): Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 11.04.2011. № 15. - Ст. 2036.

15. О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров (ред. от 31.10.2022): Постановление Правительства РФ от 10.05.2018№ 564 // Собрание законодательства РФ. 21.05.2018. № 21. - Ст. 3016.

16. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26сентября 1997г. № 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946// Собрание законодательства РФ. 14.11.2022. № 46. - Ст. 7988.

17. «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (вместе с «Правилами ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») (ред. от 31.10.2022): Постановление Правительства РФ от 31.10.2014№ 1132// Собрание законодательства РФ. 10.11.2014. № 45. - Ст. 6225.

18. «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров,

работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», «Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства») (ред. от 08.07.2022): Постановление Правительства РФ от 11.12.2014№ 1352//Собрание законодательства РФ. 22.12.2014. № 51 - Ст. 7438.

19. Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке (ред. от 31.10.2022): Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 // Собрание законодательства РФ. 17.09.2012. №38. - Ст. 5120.

20. Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (ред. от 03.10.2022): Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616// Собрание законодательства РФ. 11.05.2020. № 19. - Ст. 2993.

21. Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана (ред. от 31.10.2022): Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932// Собрание законодательства РФ. 24.09.2012. №39. - Ст. 5272.

22. Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 23.11.2022): Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р // Собрание законодательства РФ. 23.07.2018. № 30. - Ст. 4767.

23. О проведении закупок отдельными видами юридических лиц в электронной форме: письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1086 (документ опубликован не был) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.12.2022).

24. Об установлении в положении о закупке условий заключения договора, его исполнения и расторжения: письмо Минфина России от 17.06.2020 № 24-03-08/52242 (документ опубликован не был) [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: спра-вочно-правовая система. URL: http://www.consultant. ru/(дата обращения: 27.12.2022).

25. Об установлении порядка изменения объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или срока исполнения договора в рамках закупок отдельными видами юрлиц: письмо Минэкономразвития России от 16.01.2017№ ОГ-Д28-713 (документ опубликован не был) [Электронныйресурс]//Консультант-Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 27.12.2022).

26. Об участии в закупке аффилированных между собой лиц: письмо Минэкономразвития России от 27.10.2016№ ОГ-Д28-12371 (документ опубликован не был) [Электронныйресурс]// Консультант-Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 27.12.2022).

27. Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (утв. ФАС России) (документ опубликован не был) [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс: справочно-право-вая система. -URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 27.12.2022).

28. Беляева О.А. Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: научно-практическое пособие. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. - 311 с.

29. Кадырова Г.М., Еремин С.Г., Галкин А.И. Управление государственной и муниципальной закупочной деятельностью: учебник для вузов / под ред. С.Е. Прокофьева/3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - 392 с.

30. Климова О.В. Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения// Законность. 2021. № 6. - С. 30-33.

31. Ходасевич О.Н., Шаламова, Е.Ю. Коррупция в сфере государственных закупок [Электронныйресурс] //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 3. - С. 89-94. - URL: https://e-koncept. ru/2018/183012.htm (дата обращения: 12.12.2023).

32. Чагин К.Г. Нарушения заказчиков при закупках по Закону № 223-ФЗ [Электронный ресурс]// Бухгалтер Крыма: учёт в унитарных предприятиях. 2019. № 4. - КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Официальный сайт]. - URL: https://www.consultant. ru (дата обращения: 12.12.2022).

33. Чагин К.Г. Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223 ФЗ [Электронный ресурс] // Аюдар Инфо. - URL: https://www.audar-press. ru/provedenie-zakupok-edinstvennogo-postavschika-223-fz (дата обращения: 12.12.2022).

34. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]. - URL: https://zakupki.gov.ru (дата обращения: 12.12.2022).

35. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс] - URL:https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 12.12.2022).

SPISOK LITERATURY:

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii: s izmeneniyami, odobrennymi obshcherossijskim golosovaniem 1 iyulya 2020g.: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii. - URL: http://www.pmvo. gov.ru (data obrashcheniya: 12.12.2022).

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ(posl. red.) //Sobranie zakonodatel'stva RF. 05.12.1994. № 32. - St. 3301

3. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (posl. red.) // Sobranie zakonodatel'stva RF 07.01.2002. № 1 (ch. 1). - St. 1.

4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (ch. 1) ot 31 iyulya 1998goda № 146-FZ(posl. red.) //Sobranie zakonodatel'stva RF. № 31. 03.08.1998. - St. 3824.

5. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (posl. red.) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 17.06.1996. № 25. - St. 2954.

6. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii (posl. red.): Federal'nyjzakonot 16.04.2022№ 104-FZ//Sobraniezakonodatel'stva RF. 18.04.2022. № 16. - St. 2606.

7. O zakupkahtovarov, rabot, uslugotdel'nymividamiyur idicheskihlic (posl. red.): Federal'nyj zakon ot 18.07.2011 № 223-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF. 25.07.2011. № 30 (ch. 1). - St. 4571.

8. O zashchite konkurencii (posl. red.): Federal'nyj zakon ot26.07.2006№ 135-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF. 31.07.2006. № 31 (ch 1). - St. 3434.

9. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniyagosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd (posl. red.): Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ//Sobranie zakonodatel'stva RF. - 08.04.2013. № 14. - St. 1652.

10. O protivodejstvii korrupcii (posl. red.): Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ //Sobranie zakonodatel'stva RF. 29.12.2008. - № 52 (ch. 1). - St. 6228.

11. O publichno-pravovyh kompaniyah v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii (posl. red.): Federal'nyj zakon ot 03.07.2016№ 236-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF. 04.07.2016. № 27(CH. I). - St. 4169.

12. Ob akcionernyh obshchestvah (red. ot 07.10.2022): Federal'nyj zakon ot 26.12.1995 № 208-FZ(posl. red.) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 01.01.1996. № 1. - St. 1.

13. Ob obshchestvah s ogranichennoj otvetstvennost'yu (posl. red.): Federal'nyj zakon ot 08.02.1998№ 14-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF. 16.02.1998. № 7. - St. 785.

14. Ob elektronnojpodpisi (posl. red.): Federal'nyj zakon ot 06.04.2011 № 63-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF. 11.04.2011. № 15. - St. 2036.

15. O vzimanii operatorami elektronnyh ploshchadok, operatorami specializirovannyh elektronnyh ploshchadok platy pri provedenii elektronnoj procedury, zakrytoj elektronnoj procedury i ustanovlenii eyo predel'nyh razmerov (red. ot31.10.2022): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.05.2018 № 564// Sobranie zakonodatel'stva RF. 21.05.2018. № 21. - St. 3016.

16. O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po voprosam osushchestvleniya zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd, zakupok tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidamiyuridicheskih lic ipriznanii utrativshimi silu postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 sentyabrya 1997g. № 1222 i otdel'nyh polozhenij nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.10.2022 № 1946// Sobranie zakonodatel'stva RF. 14.11.2022.

№ 46. - St. 7988.

17. «O poryadke vedeniya reestra dogovorov, zaklyuchennyh zakazchikamipo rezul'tatam zakupki» (vmeste s "Pravilami vedeniya reestra dogovorov, zaklyuchennyh zakazchikami po rezul'tatam zakupki") (red. ot 31.10.2022): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.10.2014 № 1132 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 10.11.2014. № 45. - St. 6225.

18. «Ob osobennostyah uchastiya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskih lic» (vmeste s «Polozheniem ob osobennostyah uchastiya sub"ektov malogo i srednegopredprinimatel'stva v zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskih lic, godovom ob"eme takih zakupok i poryadke rascheta ukazannogo ob"ema», «Trebovaniyami k soderzhaniyu godovogo otcheta o zakupke tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskih lic u sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva») (red. ot 08.07.2022): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.12.2014 № 1352 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 22.12.2014. № 51 - St. 7438.

19. Ob utverzhdenii Polozheniya o razmeshchenii v edinoj informacionnoj sisteme informacii o zakupke (red. ot 31.10.2022): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.09.2012 № 908// Sobranie zakonodatel'stva RF. 17.09.2012. № 38. - St. 5120.

20. Ob ustanovlenii zapreta na dopuskpromyshlennyh tovarov, proiskhodyashchih iz inostrannyh gosudarstv, dlya celej osushchestvleniya zakupok dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd, a takzhe promyshlennyh tovarov, proiskhodyashchih iz inostrannyh gosudarstv, rabot (uslug), vypolnyaemyh (okazyvaemyh) inostrannymi licami, dlya celej osushchestvleniya zakupok dlya nuzhd oborony strany i bezopasnosti gosudarstva (red. ot 03.10.2022): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot30.04.2020 N 616// Sobranie zakonodatel'stva RF. 11.05.2020. № 19. - St. 2993.

21. Ob utverzhdenii Pravil formirovaniyaplana zakupki tovarov (rabot, uslug) i trebovanij k forme takogo plana (red. ot 31.10.2022): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.09.2012 № 932 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 24.09.2012. № 39. - St. 5272.

22. Ob utverzhdenii perechnej operatorov elektronnyh ploshchadok i specializirovannyh elektronnyh ploshchadok, predusmotrennyh Federal'nymi zakonami ot 05.04.2013 № 44-FZ, ot 18.07.2011 № 223-FZ (red. ot 23.11.2022): Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 12.07.2018№ 1447-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. 23.07.2018. № 30. -St. 4767.

23. Oprovedenii zakupok otdel'nymi vidamiyuridicheskih lic v elektronnoj forme:pis'mo Minekonomrazvitiya Rossii ot 25.04.2016 № D28i-1086 (dokument opublikovan ne byl) [Elektronnyj resurs]// Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema. URL: http://www.consultant.ru/(data obrashcheniya: 27.12.2022).

24. Ob ustanovlenii v polozhenii o zakupke uslovij zaklyucheniya dogovora, ego ispolneniya i rastorzheniya: pis'mo Minfina Rossii ot 17.06.2020№ 24-03-08/52242 (dokument opublikovan ne byl) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 27.12.2022).

25. Ob ustanovleniiporyadka izmeneniya ob"ema, ceny zakupaemyh tovarov, rabot, uslug ili sroka ispolneniya dogovora v ramkah zakupok otdel'nymi vidami yurlic: pis'mo Minekonomrazvitiya Rossii ot 16.01.2017 № OG-D28-713 (dokument opublikovan ne byl) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema. URL: http://www.consultant.ru/(data obrashcheniya: 27.12.2022).

26. Ob uchastii v zakupke affilirovannyh mezhdu soboj lic: pis'mo Minekonomrazvitiya Rossii ot 27.10.2016 № OG-D28-12371 (dokument opublikovan ne byl) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema. URL: http://www.consultant.ru/(data obrashcheniya: 27.12.2022).

27. Standart osushchestvleniya zakupochnoj deyatel'nosti otdel'nyh vidov yuridicheskih lic (utv. FAS Rossii) (dokumentopublikovan ne byl) [Elektronnyjresurs] // Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema. — URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 27.12.2022).

28. Belyaeva O.A. Korporativnye zakupki: problemy pravovogo regulirovaniya: nauchno-prakticheskoe posobie. — M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniyapri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2018. - 311 s.

29. Kadyrova G.M., Eremin S.G., Galkin A.I. Upravlenie gosudarstvennoj i municipal'noj zakupochnoj

deyatel'nost'yu: uchebnik dlya vuzov /pod red. S. E.

Prokofeva/3-e izd., pererab. i dop. — M.: YUrajt, 2023. — 392 s.

30. Klimova O.V. Konflikt interesov v sfere zakupok: problemy v praktike pravoprimeneniya // Zakonnost'. 2021. N 6. — S. 30-33.

31. Hodasevich O.N., SHalamova, E. YU. Korrupciya v sfere gosudarstvennyh zakupok [Elektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept».

2018. N 3. — S. 89-94. — URL: https://e-koncept. ru/2018/183012.htm (data obrashcheniya: 12.12.2023).

32. CHagin K.G. Narusheniya zakazchikov pri zakupkah po Zakonu N 223-FZ [Elektronnyj resurs] // Buhgalter Kryma: uchyot v unitarnyh predpriyatiyah.

2019. N 4. — Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema [Oficial'nyj sajt]. — URL: https://www.consultant. ru (data obrashcheniya: 12.12.2022).

33. CHagin K.G. Provedeniezakupoku edinstvennogo postavshchika po Zakonu N 223 FZ [Elektronnyj resurs] // Ayudar Info. — URL: https://www.audar-press.ru/ provedenie-zakupok-edinstvennogo-postavschika-223-fz (data obrashcheniya: 12.12.2022).

34. Oficial'nyj sajt Edinoj informacionnoj sistemy v sfere zakupok [Elektronnyj resurs]. — URL: https://zakupki. gov.ru (data obrashcheniya: 12.12.2022)

35. Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva Federal'noj nalogovoj sluzhby Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] — URL: https:// ofd.nalog.ru / (data obrashcheniya: 12.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.