Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»)'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / РЕГЛАМЕНТИРОВАННОСТЬ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзаева О.В.

Статья посвящена оценке эффективности государственных закупок субъектов Российской Федерации, осуществляемых для целей региональных мероприятий национального проекта «Образование», сформированной методом наблюдения. В статье рассмотрены ключевые моменты проектного управления в Российской Федерации, важные для рассмотрения вопроса эффективности государственных закупок; представлен перечень описывающих закупочный процесс и результат утверждений с позиций госзаказчиков и поставщиков относительно эффективности государственных закупок для целей проектной деятельности; определены противоречия в предлагаемых показателях проектной деятельности и эффективности закупок. В статье предлагается рассмотреть возможности изменения подходов к осуществлению проектной и закупочной деятельности в субъектах российской Федерации, которые по своей сути должны поддерживать и предоставлять возможности для получения высокого уровня социального эффекта при реализации национального проекта как сверхзадачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE PROJECT MANAGEMENT OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE NATIONAL PROJECT «EDUCATION»)

The article is devoted to the evaluation of the effectiveness of public procurement of the subjects of the Russian Federation carried out for the purposes of regional activities of the national project «Education», formed by the observation method. The article discusses the key points of project management in the Russian Federation, important for considering the effectiveness of public procurement; provides a list describing the procurement process and the result of approvals from the positions of government customers and suppliers on the effectiveness of public procurement for the purposes of project activities; contradictions in the proposed indicators of project activity and procurement efficiency are identified. The article proposes to consider the possibilities of changing approaches both to the implementation of project activities in the subjects of the Russian Federation and within the framework of the existing contract system, which in their essence should support and provide opportunities for obtaining a high level of social effect when implementing a national project as a super-task.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»)»

Эффективность государственных закупок в проектном

управлении субъектов Российской Федерации

(на примере национального проекта «Образование»)

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Мурзаева Оксана Владимировна,

магистр, преподаватель кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы, oksanamurzaeva@yandex.ru

Статья посвящена оценке эффективности государственных закупок субъектов Российской Федерации, осуществляемых для целей региональных мероприятий национального проекта «Образование», сформированной методом наблюдения. В статье рассмотрены ключевые моменты проектного управления в Российской Федерации, важные для рассмотрения вопроса эффективности государственных закупок; представлен перечень описывающих закупочный процесс и результат утверждений с позиций госзаказчиков и поставщиков относительно эффективности государственных закупок для целей проектной деятельности; определены противоречия в предлагаемых показателях проектной деятельности и эффективности закупок. В статье предлагается рассмотреть возможности изменения подходов к осуществлению проектной и закупочной деятельности в субъектах российской Федерации, которые по своей сути должны поддерживать и предоставлять возможности для получения высокого уровня социального эффекта при реализации национального проекта как сверхзадачи.

Ключевые слова: государственные закупки в национальном проекте, эффективность государственных закупок, регламентированность контрактной системы, эффективность проектной деятельности в Российской Федерации, национальный проект «Образование».

Вопрос эффективности государственных закупок рассматривался в работах Е. С. Вершининой, С. Н. Доронина, А. В. Карпишина и других, и до сих пор остается сложным, многофакторным, связанным с понятием эффективности государственных расходов, имеющим разные определения по направлениям правового регулирования и с позиций рассмотрения участниками процессов государственных закупок: госзаказчиков, поставщиков, Счетной палаты Российской Федерации, Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС), гражданами Российской Федерации как получателями возникающего социального эффекта [10].

В данной статье вопрос эффективности государственных закупок рассмотрен с позиции участников проектной деятельности в Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» (далее - национальный проект).

Проектная деятельность Российской Федерации включает в себя разнообразных участников процесса: от инициатора, куратора проекта, руководителя проекта до экспертных групп и проч., задействованных на разных этапах проектной деятельности. Такие участники процесса руководствуются в своих действиях Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», которое определяется порядок взаимодействия между ними на федеральном и региональном уровнях по инициации, планированию, реализации и контролю федеральных и национальных проектов, определяет организацию проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации. Среди всех участников проектного процесса нас будут интересовать те, которые связаны с планированием и осуществлением государственных закупок, и принимают в этой связи ключевые решения, отражающиеся на эффективности государственных и муниципальных закупок - это федеральный орган исполнительной власти; ведомственный проектный офис, формируемый в федеральном органе исполнительной власти с возложением задач по организации проектной деятельности; региональный ведомственный проектный офис, который формируется в ведомственном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, государственные заказчики, поставщики.

Структура национальных проектов Российской Федерации в целом прозрачна и понятна, она формируется на принципах «декомпозиции» значений результатов и показателей национального проекта, входящих в него федеральных проектов, состоящих из региональных проектов.

Рисунок 1 - Реализация принципа декомпозиции в проектной деятельности Российской Федерации

Национальный проект «Образование» (далее -национальный проект) создан на основании Указа Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и направлен на реализацию национальных целей в сфере начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования [4]. Показатели национального проекта, обозначенные в Паспорте проекта [9], нацелены на охват результатами национального проекта обучающихся в городах и селах регионов по уровням образования. Под результатами национального проекта понимается созданный или оснащенный объект образования. Мы в первую очередь обратим внимание на процесс оснащения объектов образования оборудованием, средствами обучения и воспитания, который непосредственно связан с процессом осуществления государственных закупок.

Результаты и показатели достижения целей ряда федеральных проектов национального проекта связаны в первую очередь с формированием новой или обновлением существующей материально-технической базы образовательных организаций в регионах для реализации образовательных программ по техническим и гуманитарным направлениям, на что выделяется порядка 30 млрд руб. ежегодно [12]. Особое внимание в оснащении образовательных организаций уделяется направлениям, связанным с образовательными целями в обучении детей ключевым в России цифровым технологиям: робототехнике, интернету вещей, работе с большими данными, искусственному интеллекту, и прочим. Безусловными лидерами в оснащении организаций остается компьютерное и презентационное оборудование. Рекомендации к формированию единой образовательной среды при оснащении образовательных организаций общего и среднего образования субъектов Российской Федерации, а также подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации педагогических учебных учреждений высшего образования, в рамках федеральных проектов, входящих в национальный проект, регулируются методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации согласно п. 4 Приложения № 5 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обя-

зательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Правила).

Таким образом, начало (входные данные) для формирования потребностей государственными заказчиками - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или учреждениями, которым передается субсидия федерального бюджета для осуществления закупочной деятельности - задается федеральным центром, а государственные и муниципальные заказчики в рамках выделенных средств федерального и региональных бюджетов формируют перечень своих потребностей в количестве и качестве оборудования для достижения образовательных целей региональных мероприятий национального проекта.

С точки зрения ведомственного проектного офиса, целью реализации региональных мероприятий должно стать исполнение показателей и результатов по созданию и функционированию объектов образования в утвержденном Паспортом национального проекта количестве [9]. Соответственно эффективность государственных закупок для целей ведомственного проектного офиса заключается в полном освоении средств федерального бюджета, исполнении сроков дорожных карт по созданию инфраструктуры объектов образования и закупке минимального объема оборудования для исполнения показателей по охвату обучающихся общим, дополнительным, средним профессиональным образованием, внеурочной деятельностью в рамках созданных/оснащенных объектов. Вопросы качества закупаемого оборудования с точки зрения формального подхода к исполнению показателей и результатов национального проекта не являются в этой связи приоритетными, хотя мониторятся, и отдаются «на откуп» государственным и муниципальным заказчикам в регионах.

Исследования Высшей школы экономики 2017 и 2020 годов [11] по оценке эффективности внедрения Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) дали любопытные результаты, которые актуальны и в 2022 году, в том числе для госзаказа в рамках проектной деятельности субъектов Российской Федерации. С учетом данных исследований и практики государственных заказчиков субъектов Российской Федерации, осуществляющих закупки в рамках национального проекта, можно выделить следующие утверждения (мнения) относительно работы в рамках Федерального закона 44-ФЗ для целей национального проекта «Образование», транслируемые заказчиками и поставщиками.

• Во-первых, определение эффективности государственной закупки для заказчиков в рамках проекта заключается в качестве поставленного оборудования в установленный контрактом срок; для поставщиков - в качестве поставленного оборудовании в установленный

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

контрактом срок по достойной рыночной цене, позволяющей окупать понесенные издержки в том числе на транспортировку и сервисное обслуживание.

Традиционная для ФАС трактовка эффективности государственной закупки в соблюдении условий конкуренции и снижении цены, как правило, не близка ни заказчикам, ни поставщикам, и используется чаще в качестве манипулятивных действий при оспаривании результатов конкурентных процедур или их отмене/изменении технической документации по результатам проверки поданных жалоб в ФАС от поставщика, желающего повысить свои возможности для участия в закупке.

• Во-вторых, закупки у единственного поставщика являются гарантированным условием поставки качественного товара желаемой модели и производства в установленные договором сроки. Такое утверждение применимо и к заказчикам, и к поставщикам.

Безусловно следуя логике формирования конкурентной среды на рынке, Федеральный закон № 44-ФЗ ограничивает закупки у единственного поставщика в течении года. В этой связи нередки случаи, когда заказчик умышленно использует возможности при проведении конкурентных процедур, которые позволяют ему закупить максимально приближенные к желаемым потребностям товары иностранного производства (к примеру- оборудование радиоэлектронной промышленности): например, дробление закупки ноутбуков на несколько мелких процедур для избегания требований политики импорто-замещения, т.е. когда такие закупки осуществляются согласно подпункту б п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

Санкционное давление недружественных стран в 2022 году позволило скорректировать многие нормативные требования законодательства в сфере закупок, в том числе, дало новые возможности для заключения договоров с единственным поставщиком при принятии соответствующего решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона от 8.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Воспользоваться такой возможностью при закупах в рамках проектной деятельности удалось лишь редким субъектам Российской Федерации, что сложилось в силу либо отсутствия грамотной юридической поддержки, либо в силу внутренних особенностей взаимодействия государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных контрольных органов в регионах и других субъектов регионального управления, либо в связи с нежеланием использовать возникающие возможности в силу недоверия или недостаточного разъяснения предлагаемых изменений для их применения на региональной уровне.

• В-третьих, любые разногласия и споры решаются индивидуально между поставщиком и заказчиком в досудебном порядке, либо с привлечением вышестоящих органов исполнительной власти или органов исполнительной власти федерального уровня; обращение в суд

не рассматривается как способ разрешения конфликтов в силу «неверия» в грамотный подход к решению проблемы со стороны системы правосудия и в отсутствие в ней коррупционных составляющих, а также в силу длительности самого процесса рассмотрения, принятия и исполнения решений в судебном порядке.

Год 2022 показал во многом неспособность поставщиков грамотно подходить к процессу исполнения контрактов, планировать свои возможности, логистику; и отсутствие доступного для заказчиков влияния на процесс исполнения контрактов. Особенно остро это проявилось в поставках высокотехнологичного оборудования (ноутбуков, интерактивных панелей, серверов, цифровых лабораторий), необходимого для образовательного процесса и закупаемого в рамках региональных мероприятий национального проекта. В связи с низкими производственными мощностями внутри страны, сложностями в поставках комплектующих иностранного производства (к примеру, в части микроэлектроники), высокой вола-тильностью рыночных цен на данное оборудование в течение года из-за политической ситуации, связанной с военной операцией России на Украине, поставщики фактически не смогли обеспечить бесперебойность поставок и исполнение контрактов в установленные сроки, причем это обуславливалось также возникшими по тем же причинам сложностями в их взаимоотношениях с производителями. Таким образом, попав в «тиски» с двух сторон, определенных условиями контрактов с заказчиками и производителями, обеспечить грамотную логистику, собственную безопасность за счет оборотных средств и, как минимум, сохранение ежегодных объемов поставок оказалось невероятно сложной задачей. Это привело к тому, что законные требования заказчика не могли быть удовлетворены даже при применении инструментов досудебного урегулирования споров - проведения претензионной работы. Таким образом, многие заказчики были вынуждены напрямую обращаться к производителям, выяснять детали и графики производства необходимого оборудования. Расторжение контрактов в такой ситуации не прогнозировалось заказчиками как удачное решение, так как при заключении контракта с другим поставщиком ситуации могла повториться. В этой связи, для снижения контрактных рисков, двумя ведомствами федерального уровня фактически было осуществлено вмешательство в сложившуюся рыночную ситуацию: Минпросвещения России инициировало взаимодействие с Минпромторгом России и Ассоциациями производителей по направлениям образовательного оборудования с целью урегулирования поставок высокотехнологичного оборудования в регионы России, что сделало рыночную ситуацию более подконтрольной и понятной.

• В-четвертых, Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) дает больше возможностей заказчикам и поставщикам для удовлетворения государственных нужд в целях достижения показателей и результатов национального проекта «Образование».

Любопытно, что для предоставления субсидий на проведение региональных мероприятий федеральных проектов национального проекта «Образование» в соответствии с подпунктом в пункта 7 Правил одним из критериев отбора субъектов Российской Федерации является централизация закупок в порядке, определенном

частью 7 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ [5]. К этой части реализации региональных мероприятий национального проекта региональные государственные и муниципальные заказчики подходят весьма креативно, что обусловлено сложившейся практикой госзакупок в субъекте Российской Федерации и желаниями нивелировать возможные контрактные риски, статистика по которым уже сложилась в каждом субъекте с запуска национального проекта «Образование» в 2019 году. Схем и механизмов централизованных закупок в регионах наблюдается множество, однако часто встречающейся является схема, когда орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации передает средства федеральной субсидии в подведомственное учреждение, которое выступает как заказчик и закупает централизовано через региональное казенное учреждение, уполномоченное на определение поставщика, подрядчика, исполнителя, а далее по условиям заключенных соглашений передает закупленное оборудование в государственные и муниципальные образовательные организации. С учетом требований отбора Правил [5] в рамках Федерального закона № 44-ФЗ такой подход видится приемлемым и понятным, интерес вызывает подход органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанный с передачей средств федеральной субсидии в подведомственное автономное учреждение для целей закупки оборудования в рамках региональных проектных мероприятий, которое осуществляет закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-Ф3. Обоснованность такого решения связана с большим простором для действий заказчика и большей гибкостью при осуществлении закупок в противовес зарегламентованности закупочного процесса в рамках Федерального закона № 44-ФЗ. Данный вопрос будет подробнее рассмотрен в дальнейшем в диссертационном исследовании.

Таким образом, эффективность государственных закупок для заказчика с учетом представленных выше утверждений (мнений) направлена на получение необходимого работающего оборудования в установленные проектом сроки с минимальными затратами на взаимодействие с поставщиками, с контрольными органами, возникающих при расторжении контрактов и ведении претензионной работы. Для поставщика важным является поставка имеющегося у него товара в установленные сроки по приемлемой цене.

Особенность государственных закупок оборудования в рамках национального проекта связана еще с тем, что при трехлетнем процессе бюджетирования в Российской Федерации, создание объектов образования национального проекта регулируется в рамках одного года, и, если средства субъектов Российской Федерации не были использованы в полном объеме, остаток должен быть возвращен в Резервный фонд Российской Федерации в конце календарного года [8]. Соответственно, у государственных заказчиков для целей национального проекта есть лишь годовой цикл планирования и реализации всех мероприятий по созданию объекта образования, а значит они существенно ограничены в сроках планирования и проведения закупочных процедур с начала года до конца августа, так как к 1 сентября оснащенные объекты образования должны открыть двери для обучающихся. Соответственно, любые возникающие контрактные риски должны быть немедленно устранены, желательно до своего появления, закупка должна быть

продуманной, качественно подготовленной, по возможности, прогнозируемой в части участия поставщиков.

И, важным моментом, для целей эффективных государственных закупок в рамках проектной деятельности с учетом годового цикла, остается стратегическое предвидение всех основных участников проектной деятельности экономических и политических изменений с целью снижения уровня контрактных рисков: так, субъекты Российской Федерации, которые умело разместили государственные закупки на поставку высокотехнологичного образовательного оборудования до конца февраля 2022 года смогли принять его до начала применения санкций недружественных стран в отношении Российской Федерации, избежали сложностей в размещении закупок и заключении контрактов, связанных с высокой волатильностью рыночных цен на такое оборудования с февраля по апрель 2022 года.

Необходимо отметить, что национальный проект по своей задумке является сверхзадачей, направленной на повышение уровня качества образования в Российской Федерации. Следовательно, для участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей обучающихся - эффект от реализации мероприятий национального проекта связан с появлением новых возможностей в освоении существующих и новых образовательных программ через практикоориентированный подход, который может быть успешно применен при наличии необходимого оборудования. Таким образом, для целей участников процесса образования важным остается качество поставленного оборудования и наличие доступных предложений образовательных организаций для обучения с применением новых технологий и средств обучения.

По большому счету, в настоящее время, национальный проект закрывает лишь минимальные потребности региональных образовательных организаций в обновлении материальной базы, но, возможно, может стать толчком для развития системы образования при условии комплексного подхода к экономическому и социальному развитию регионов со стороны государственного управления на уровне субъектов Российской Федерации.

Заключение

Эффективность государственных закупок для участников проектной деятельности заключается в базовых приоритетах при исполнении возложенных на них задач.

Показатели кассового исполнения и охвата обучающихся образованием в национальном проекте не позволяют увидеть реальную эффективность проектной деятельности для целей образования и требуют пересмотра с точки зрения получения социального эффекта для участников образовательного процесса. Также имеет смысл рассмотреть условия для продления годового цикла мероприятий по созданию объектов образования, что позволило бы участникам проектной деятельности дозакупить непоставленное оборудование на более выгодных условиях и рассмотреть другие инструменты (возможности аренды, лизинга и проч. взамен государственным закупкам) достижения результатов национального проекта.

Пока сосредоточенность Федерального закона № 44-ФЗ на борьбе с коррупцией, обеспечении конкретности рыночной среды и прозрачности процесса не позволяет пока найти точку равновесия между всеми транслируемыми принципами контрактной системы, что заставляет

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

участников закупочного процесса искать другие пути для получения желаемого результата и не всегда они эффективны. Соответственно, с точки зрения проектной деятельности имеет смысл обратить внимание на альтернативные инструменты достижения результатов национального проекта, к примеру, на возможностях проектного финансирования (государственно-частное партнерство, инвестиционные контракты и проч.) на уровне субъектов Российской Федерации для целей образования, изучить инструменты и выработать общий подход к их использованию.

Литература

1. Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www. consultant.ru.

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www. consultant.ru.

3. Федеральный закон от 8.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www. consultant.ru.

4. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www.consultant.ru.

5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www.consultant.ru.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www.consultant.ru.

7. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства». // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www.consultant.ru.

8. Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс. URL: http//www.consultant.ru.

9. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)) // СПС КонсультантПлюс. URL: http//www.consultant.ru.

10. Макаров И.Н. Проблемы оценки эффективности государственных закупок // E-Scio. 2019. №5 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok (дата обращения: 17.12.2022)

11. Яковлев А. А., Балаева О. Н., Родионова Ю. Д., Ткаченко А.В. Проблемы и эффективность госзакупок

глазами их участников// ЭКО. 2020. № 11. С. 83-103. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2020-11-83-103.

12. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» [Электронный ресурс]. 2022. Дата обновления: 08.12.2022. URL: https://budget.gov.ru/ (дата обращения: 17.12.2022)

Efficiency of public procurement in the project management of the subjects of the Russian Federation (on the example of the national project «Education») Murzayeva O.V.

Moscow metropolitan governance Yury Luzhkov university

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article is devoted to the evaluation of the effectiveness of public procurement of the subjects of the Russian Federation carried out for the purposes of regional activities of the national project «Education», formed by the observation method. The article discusses the key points of project management in the Russian Federation, important for considering the effectiveness of public procurement; provides a list describing the procurement process and the result of approvals from the positions of government customers and suppliers on the effectiveness of public procurement for the purposes of project activities; contradictions in the proposed indicators of project activity and procurement efficiency are identified. The article proposes to consider the possibilities of changing approaches both to the implementation of project activities in the subjects of the Russian Federation and within the framework of the existing contract system, which in their essence should support and provide opportunities for obtaining a high level of social effect when implementing a national project as a super-task. Keywords: public procurement in the national project, efficiency of public procurement, regulation of the contract system, efficiency of project activities in the Russian Federation, national project «Education». References

1. Federal Law No. 44-FZ of 5.04.2013 «On the contract system in the field

of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» // ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

2. Federal Law No. 223-FZ of 18.07.2011 «On procurement of goods, works,

services by certain types of legal entities» // ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

3. Federal Law No. 46-FZ of 8.03.2022 «On Amendments to Certain

Legislative Acts of the Russian Federation» // ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

4. Decree of the President of the Russian Federation Putin V.V. dated

07.05.2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» // ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1642 dated

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

December 26, 2017 «On approval of the state program of the Russian Federation «Development of education» // ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1288 dated

31.10.2018 «On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation» // ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 616 dated

30.04.2020 «On the Establishment of a Ban on the Admission of Industrial Goods Originating from Foreign States for the Purposes of Procurement for State and Municipal Needs, as well as Industrial Goods Originating from Foreign States, Works (Services) Performed (Rendered) by Foreign Persons for the Purposes of Procurement for the needs of the country's defense and state security». // ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

8. Resolution of the Government of the Russian Federation of 30.09.2014 No.

999 «On the formation, provision and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the subjects of the Russian Federation» // ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

9. Passport of the national project «Education» (approved by the Presidium

of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Protocol No. 16 dated 12/24/2018)) // ConsultantPlus. URL: http//www.consultant.ru.

10. Makarov I.N. Problems of evaluating the effectiveness of public procurement // E-Scio. 2019. No.5 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok (date of application: 17.12.2022)

11. Yakovlev A. A., Balaeva O. N., Rodionova Yu. D., Tkachenko A.V. Problems and efficiency of public procurement through the eyes of their participants// ECO. 2020. No. 11. pp. 83-103. DOI: 10.30680/E0D0131-7652-2020-11-83-103.

12. Unified portal of the budget system of the Russian Federation «Electronic

budget» [Electronic resource]. 2022. Update date: 08.12.2022. URL: https://budget.gov.ru / (date of request: 17.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.