Научная статья на тему 'Новые подходы к образованию предпринимателей'

Новые подходы к образованию предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / BUSINESS EDUCATION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ECONOMIC THINKING / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING / МЕТОДЫ / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филькевич И.А.

Статья посвящена перспективам развития образования предпринимателей с учетом накопленной практики формирования новых подходов к бизнес-образованию. Отмечается, что современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия с учетом национальных и глобальных трендов экономического развития. Для осуществления эффективной предпринимательской деятельности необходима подготовка инновационных специалистов, владеющих соответствующими знаниями и компетенциями. Таких специалистов, как показывает международный опыт, можно готовить не только в ходе обучения экономическим специальностям в бизнес-образовании, но и на основе создания многоуровневой системы профессионального образования. В связи с этим одним из приоритетных направлений современного образования является обучение разных категорий граждан основам предпринимательства, их адаптация и ориентация в рыночных условиях, формирование экономического мышления, развитие экономической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to the education of entrepreneurs

The article is devoted to the prospects of the development of education of entrepreneurs taking into account the accumulated practice of forming new approaches to business education. Modern Russian society needs educated, moral, enterprising people which can independently accept critical decisions in a situation of choice. For effective business activities necessary to prepare innovative professionals possessing appropriate knowledge and competencies. Such specialists, as international experience shows, can be trained not only in the course of training in economic specialties in business education, but also on the basis of the creation of a multi-level system of vocational education. Priority directions of modern education is to teach different categories of citizens the basics of entrepreneurship, their adaptation and orientation in market conditions, the formation of economic thinking, the development of economic culture.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к образованию предпринимателей»

Филькевич И. А, докт. экон. наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Filk66@mail.ru

Новые подходы к образованию предпринимателей

Статья посвящена перспективам развития образования предпринимателей с учетом накопленной практики формирования новых подходов к бизнес-образованию. Отмечается, что современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия с учетом национальных и глобальных трендов экономического развития. Для осуществления эффективной предпринимательской деятельности необходима подготовка инновационных специалистов, владеющих соответствующими знаниями и компетенциями. Таких специалистов, как показывает международный опыт, можно готовить не только в ходе обучения экономическим специальностям в бизнес-образовании, но и на основе создания многоуровневой системы профессионального образования. В связи с этим одним из приоритетных направлений современного образования является обучение разных категорий граждан основам предпринимательства, их адаптация и ориентация в рыночных условиях, формирование экономического мышления, развитие экономической культуры.

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес-образование, экономическое мышление, концепция, подготовка специалистов, методы.

Введение

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и Концепции модернизации российского образования особое внимание уделяется необходимости формирования в российском обществе образованных, нравственных и предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Сегодня в России сформирована многоуровневая система образования предпринимателей, рассчитанная как на мотивацию граждан к предпринимательской деятельности, так и на поддержку предпринимателей в достижении желаемых результатов в осуществляемой ими деятельности. Учитывая, что предпринимательство нуждается в постоянной профессиональной подготов-

ке и переподготовке, в ходе практического занятия предпринимательством необходимо получение со стороны государства и образовательных учреждений не только чисто профессиональных знаний, но и необходимой информационной, консультационной, маркетинговой, научной поддержки.

Следовательно, профессиональная подготовка предпринимателей должна содержать ряд основных компонентов, включая мотивацию граждан к занятию предпринимательством, осуществление информационно-консультативного сопровождения предпринимательства.

Успех в развитии российского предпринимательства непосредственно зависит от эффективности реализации государственных образовательных стандартов в области экономики, менеджмента, финансов, а также профессиональных образовательных программ. Для обучения предпринима-

тельству важно задействовать всю систему образовательных учреждений, региональных учебно-деловых центров; различных структур, разрабатывающих и реализующих программы подготовки кадров для бизнеса.

Мировая практика бизнес-образования

Мировой опыт показывает, что ведущие позиции в подготовке конкурентоспобных предпринимателей занимают те страны, где азы предпринимательства закладываются еще в раннем возрасте. В последующем инициативные граждане, заинтересованные в развитии бизнеса, получают должную поддержку со стороны государства, образовательных учреждений, бизнес-сообществ на разных этапах своей профессиональной деятельности.

Так, для координации образовательных программ в области предпринимательства в Швеции создано национальное агентство по образованию, которое содействует получению бизнес-знаний детьми, молодежью, взрослыми.

На сегодняшний день в Швеции действует Государственная стратегия развития предпринимательства в образовании, определяющая интеграцию этого особого социокультурного феномена на разных уровнях обучения. В этой стратегии, разработанной Национальным агентством по образованию Швеции, отмечено, что инновационная составляющая предпринимательства играет важную роль в увеличении занятости населения, укреплении и развитии экономического потенциала и конкурентоспособности Швеции в более глобализированном мире. Образование, нацеленное на создание позитивной мотивации к предпринимательству, может помочь молодым людям приобрести навыки и интерес для открытия своего дела, развитию молодежного предпринимательства и инновационных идей в бизнесе.

На основе внедрения в деятельность предложенного закона о развитии предпринимательства в области образования правительство объявило о своем стремлении интегрировать предпринимательство во всю систему образования. Широкомасштабные реформы системы образования в настоящее время уже осуществляются. Правительство приняло решения по ряду инициатив поддержки развития предпринимательства в школах и высших учебных заведениях. Исходя из поставленных правительством задач, Национальным агентством по образованию Швеции были определены следующие приоритетные направления деятельности:

• обзор всех существующих программ и проектов по обучению предпринимательству, их оценка на эффективность в практической деятельности;

• повышение квалификации учителей в области предпринимательства и обучение их новым программам, обогащенных предпринимательской компонентой;

• создание системы сотрудничества между учебными заведениями и бизнес-структурами;

• организация системы субсидирования средств для организации молодежного предпринимательства;

• реализация проектной политики в вопросах разработки программ и обучающих технологий по предпринимательству [Волошина, 2011].

Ведущей для США является программа «Образование для карьеры». Данная программа предусматривает организацию курсов обучения в общеобразовательной школе по принципу комплексности. В основе программы «Образования для карьеры» лежит последовательное формирование профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых современным работникам предприятий и учреждений. Первостепенная роль отводится педагогическим технологиям, формирующим умения самостоятельно добывать знания

и навыки адаптации к новым условиям работы.

Некоммерческой корпорацией Junior Achievement Inc. была разработана и реализуется программа предпринимательской подготовки школьников США, целью которой является обучение молодых людей свободному бизнесу. Через систему национальных региональных центров в работе данной корпорации принимают участие более 4 млн учащихся общеобразовательных учреждений. В других странах численность участников этой программы составляет свыше 2 млн человек (в 112 странах мира). Школьники России участвуют в этой программе с 1991 г. При этом финансовую поддержку компании оказывают более 200 корпораций США, благотворительные и инвестиционные фонды [Junior, 2018].

С 2014 г. Федеральное министерство по экономике и энергетике Германии внедряет ряд инициатив, направленных на осознание важности потенциала предпринимательского образования. Эти инициативы начали реализовывать непосредственно в административных территориальных единицах (землях).

Все программы были основаны на положении «Внедрение духа предпринимательства в школы» (Unternehmergeistmacht Schule / Entrepreneurial Spirit in Schools), суть их заключалась в организации тесного сотрудничества между школами и предприятиями, чтобы помочь каждому школьнику проявить гибкость, ответственность, продуктивность и предприимчивость. В рамках этих программ организуется инициатива «Школа в действии» (School on the Move), направленная на создание специальной обучающей среды в школе, чтобы помочь как коренным школьникам, так и мигрантам развить их потенциал. Школы, участвующие в данном движении, представляют собой обычные общеобразовательные школы, которые создают образовательную среду, направленную на самообразование и мотивацию школьников. В настоящее время

данное движение охватило свыше 300 школ по всей Германии, которые прямо или косвенно принимают в этом участие [Leicht, Berwing, 2016].

Во Франции с младшего школьного возраста детей начинают целенаправленно знакомить с основами экономических знаний, дают наиболее общие понятия о современном производстве и основных профессиях. В процессе трудовой стажировки, программа и место проведения которой согласуются с родителями, французские школьники получают денежное вознаграждение, внося свою лепту в доход семьи. В предпринимательской подготовке учащихся средней школы принимают активное участие компании и предприятия, непосредственно заинтересованные в качественной подготовке специалистов. Со второго класса лицея (десятый год обучения в средней школе) учащиеся могут выбрать обучение в группе с четко выраженным социально-экономическим характером. Большой интерес представляет кооперативное движение во Франции, которое имеет ярко выраженное педагогическое значение. Кооперативы объединяют детей по интересам.

В некоторых странах Европейского союза, включая Францию, разработана концепция «Образование в целях подготовки к карьере», которая представляет собой программу интенсивной подготовки к предпринимательской деятельности в процессе общего образования, профессионально-трудового обучения и профориентации. Такая программа была разработана для того, чтобы устранить разрыв между школой и производством, наладить эффективную взаимосвязь школьного образования с предпринимательским сектором экономики.

В отличие от европейских стран Япония пошла по своему пути, основное внимание уделяется повышению уровня общего образования, развитию личности, воспитанию привычки к труду. Система пожизненного

найма в крупных фирмах и государственном секторе также свидетельствует о том, что предприниматели больше заинтересованы в потенциале развития, чем в готовых знаниях и умениях.

Вместе с тем, во многих частных школах Японии внедряются образовательные программы обучения школьников знаниям основ бизнеса и практики предпринимательства. Руководители школ объясняют такие нововведения большой заинтересованностью детей и их родителей.

Формирование эффективной модели бизнес-образования в России

Для Российской Федерации важно сформировать эффективную систему координации усилий всех организаций, задействованных в обучении и подготовке предпринимателей.

В настоящее время из-за отсутствия общего подхода к системной подготовке в области бизнес-образования на практике встречается несколько, часто диаметрально противоположных подходов.

Заслуживает внимания образовательная программа Российского экспортного центра, основы которой были заложены в 2016 г., когда была сформирована модульная программа обучения для начинающих компаний-экспортеров основам и ведению экспортной деятельности, которая сочетает в себе лучшие практики от ведущих экспертов в области внешнеэкономической деятельности России и международный опыт. Кроме того, разработана образовательная программа профессиональной переподготовки «Управление бизнесом и организация экспортной деятельности» специально для студентов последних курсов и магистратуры, а также выпускников вузов с целью развития компетенций в области профессионального управления бизнесом и организации экспортной деятельности компаний. Пилот-

ным проектом стал разработанный курс «Введение в экспорт. Жизненный цикл экспортного проекта. Государственная поддержка экспортно ориентированных предприятий» [Филькевич, Андреева, Никитина, Каширина, 2016].

В 2017 г. была создана АНО ДПО «Школа экспорта АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) — лицензированная образовательная организация, созданная на базе Российского экспортного центра для обучения представителей малых и средних предприятий в регионах Российской Федерации основам экспортной деятельности.

Школа экспорта РЭЦ оказывает информационно-образовательную поддержку экспортно ориентированным предприятиям для выхода на международный уровень торговли и повышения эффективности экспортных поставок. РЭЦ предлагает два формата обучения: дистанционный и очный.

Дистанционная форма обучения представляет собой просмотр видеолекций, самостоятельное изучение учебных материалов и выполнение заданий, доступных на сайте Школы экспорта РЭЦ. Удаленное обучение по сети Интернет реализуется в РЭЦ не первый год и по качеству обучения не отличается от очных курсов.

Все 11 дистанционных курсов (тем) объединены в Образовательную программу повышения квалификации «Старт экспортной деятельности: 10 шагов к успеху». По итогам прохождения каждого курса (темы) слушатели получают справку об обучении, а после освоения всех 11 курсов (тем) и успешного прохождения итоговой аттестации слушатели могут получить удостоверение о повышении квалификации по всей образовательной программе.

В регионах Российской Федерации Школа экспорта РЭЦ осуществляет свою деятельность через операторов (организации, представляющие инфраструктуру поддержки экспорта). Обучение проходит в формате тренингов, участникам которых предлага-

ется прослушать лекции по теории ВЭД, решить тематические кейсы и выполнить практические задания.

Все региональные тренеры Школы экспорта проходят обучение и аттестацию в Москве, что обеспечивает единый уровень качества преподавания и позволяет предпринимателям принимать участие в экспортных семинарах, не покидая своего региона. Всего на сегодняшний день в реализации образовательной программы Школы экспорта РЭЦ принимает участие 41 регион.

Следует обратить, внимание на то, что в ходе формирования модулей был заложен принцип универсальности, была ориентация на создание образовательного шаблона, которым мог бы пользоваться любой тренер, прошедший подготовку на базе Российского экспортного центра. На наш взгляд, данный шаблонный подход нивелирует роль личности тренера, его образовательные и профессиональные знания. Фактически предприниматель, пройдя подобные курсы, получает только начальные знания в области ведения международного бизнеса и будет вынужден в ходе работы опираться либо на возможности РЭЦ, либо получать дополнительное образование в других образовательных центрах, где имеются более квалифицированные специалисты, обладающие глубокими знаниями в области внешнеэкономической деятельности. Однако данное обстоятельство не снижает достоинство пионерской модели РЭЦ, благодаря которой в 2016 г. более 1000 человек получили удостоверения о прохождении очного обучения, почти 3500 человек прослушали курсы онлайн — все они высоко оценили качество организации обучения, высокий уровень содержания программы и квалификацию преподавательского состава.

Для устранения отмеченного недостатка в профессиональной подготовке предпринимателей, занятых в экспорте, «Бизнес-школа маркетинга и предприниматель-

ства» ведущего экономического вуза страны — РЭУ им. Г. В. Плеханова и АНО ДПО «Школа экспорта АО «Российский экспортный центр» объявили о запуске совместной образовательной программы. Цель программы — формирование современных компетенций по созданию и развитию бизнеса в условиях качественных изменений товарных и международных рынков, роста предпринимательских рисков.

Данная программа ориентирована:

• на выпускников программ бакалавриата и магистратуры, желающих осуществить качественную переподготовку в сфере практического предпринимательства и внешнеэкономической деятельности (в том числе не получивших профессионального образования в области экономики и менеджмента);

• на планирующих создать бизнес, избежав при этом распространенных на практике ошибок, и эффективно управлять им на разных этапах его жизненного цикла;

• на специалистов, желающих овладеть компетенциями предпринимательства, привнести инновационное и внешнеэкономическое развитие в свою компанию;

• на владельцев бизнеса, которые хотят развивать и масштабировать свое дело.

Заслуживает внимания проведение проектов бизнес-образования, которые реализуются в рамках ведущих объединений предпринимателей. В частности, в мае 2013 г. была основана Бизнес-школа РСПП как структурное подразделение Автономной некоммерческой организации «Центр регионального развития и бизнес-технологий Российского союза промышленников и предпринимателей» (АНО ДО «ЦРР и БТ РСПП») для реализации образовательных задач по подготовке предпринимателей, отвечающих современным вызовам времени. Кардинальное изменение бизнес-среды сегодня требует новых нестандартных подходов в управленческих технологиях. Бизнес-школа РСПП интегрирует лучший опыт в области современных бизнес-практик

и активно внедряет полученные результаты в содержание образовательных программ.

Кроме того, при Торгово-промышленной палате Российской Федерации создан Международный институт менеджмента объединений предпринимателей в качестве образовательного, просветительского и исследовательского центра сектора некоммерческих объединений предпринимателей. Цель института — способствовать развитию отечественных торгово-промышленных палат и других союзов предпринимателей за счет программ дополнительного профессионального образования, а также проведения аналитической, исследовательской и просветительской работы. В рамках института активно внедрена дистанционная форма обучения предпринимателей.

Следует отметить, что наряду с развитием бизнес-образования на базе государственных и бизнес-структур остается крайне востребованной роль Москов^ого педагогического государственного университета. Московский педагогический государственный университет является одним из старейших вузов Российской Федерации и обладает крупным учебно-научным комплексом, который располагает мощным потенциалом в подготовке квалифицированных педагогических кадров, в том числе и в области подготовки предпринимателей.

В настоящее время только инновационный подход к формированию предпринимательской личности способен дать России возможность совершить новый инновационный скачок в развитии, обеспечить создание в стране потенциала, способного осуществить модернизацию национальной экономики с учетом глобальных вызовов.

Современная система предпринимательского образования должна отвечать вызовам XXI в. и быть направлена на формирование навыков ведения бизнеса с учетом мировых тенденций развития приоритетных

инновационных отраслей, к которым следует отнести:

• науку о жизни;

• информационно-телекоммуникационные системы;

• индустрию наносистем;

• рациональное природопользование;

• транспортные и космические системы;

• энергоэффективность, энергосбережение, ядерную энергетику [Filkevich, 2014].

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что становление и развитие предпринимательства является закономерным процессом реализации российских экономических реформ. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов и новых знаний. В сложившихся условиях развтия российской экономики важно соответствие содержания образования потребности общества в формировании нового типа предприимчивых, экономически грамотных, профессионально образованных предпринимателей, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях.

Список литературы

1. Волошина Т. А. Молодежное предпринимательство: опыт стран северной Европы. Петрозаводск: КИТ, 2011. 36 с.

2. Junior Achievement International. URL: http://www.jaintl. org/

3. Leicht R., Berwing S. Grundungspotenziale von Menschen mit ausländischen Wurzeln: Entwicklungen, Erfolgsfaktoren, Hemmnisse // Studie im Auftrag des Bundesministeriums fur Wirtschaft und Energie. Institut fur Mittelstandsforschung, Universität Mannheim. 2016. November. S. 1.

4. Филькевич И. А, Андреева Т. В., Никитина А, Кашири-на И. Государственная поддержка экспортно ориентированных предприятий // КУРС 1 Введение в экспорт: жизненный цикл экспортного проекта. (Программа дополнительного профессионального образования «Организация экспортной деятельности российских предприятий». Лекционные материалы для тренеров.) М.: АО «Российский экспортный центр», 2016. 107 с.

5. Filkevich I. Enlightened Attitude to Innovative Methods of Human Resource development in Institutes of Higher

Education // Education and Sport in the Prosperous Epoch of the Powerful State. Ashgabat, 2014. P. 151-152, 308-309, 464-467.

References

1. Voloshina T. A. Molodeznoe predprinimatelstvo: opyt stran Severnoy Evropa [Youth entrepreneurship: experience of the Nordic countries] Petrozavodsk Petrozavodsk: KIT, 2011. — 36 p.

2. Junior Achievement International. URL: http:/ www.jaintl.org/

3. Leicht R., Berwing S. Grundungspotenziale von Menschen mit ausländischen Wurzeln: Entwicklungen,

Erfolgsfaktoren, Hemmnisse // Studie im Auftrag des Bundesministeriums fur Wirtschaft und Energie. Institut fur Mittelstandsforschung, Universität Mannheim. 2016. November. S. 1.

4. Filkevich I. A., Andreeva T. V., Nikitina A., Kashirina I. Gosu-darstvennay podderzka exportnoorientirovannuh predpri-ytii [State support export enterprise]. — M.:REC, 2016. — 107 p.

5. Filkevich I. Enlightened Attitude to Innovative Methods of Human Resource development in Institutes of Higher Education // Education and Sport in the Prosperous Epoch of the Powerful State. Ashgabat, 2014. P. 151-152, 308-309, 464-467.

I. Filkevich, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Filk66@mail.ru

New approaches to the education of entrepreneurs

The article is devoted to the prospects of the development of education of entrepreneurs taking into account the accumulated practice of forming new approaches to business education. Modern Russian society needs educated, moral, enterprising people which can independently accept critical decisions in a situation of choice. For effective business activities necessary to prepare innovative professionals possessing appropriate knowledge and competencies. Such specialists, as international experience shows, can be trained not only in the course of training in economic specialties in business education, but also on the basis of the creation of a multi-level system of vocational education. Priority directions of modern education is to teach different categories of citizens the basics of entrepreneurship, their adaptation and orientation in market conditions, the formation of economic thinking, the development of economic culture.

Keywords: entrepreneurship, business education, economic thinking, concept, training, methods. About authors:

I. Filkevich, Dr of Economics, Professor For citation:

Filkevich I. New approaches to the education of entrepreneurs.

Journal of Modern Competition, 2018, vol. 12, no. 1 (67), pp. 76-82 (in Russia, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.