Научная статья на тему 'Инновационные подходы к обучению предпринимателей с учетом международного опыта'

Инновационные подходы к обучению предпринимателей с учетом международного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4116
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРИОРИТЕТ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INNOVATION / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS EDUCATION / CONCEPT / PRIORITY / TRAINING / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филькевич И.А.

В статье исследуются особенности развития образования в области инновационного предпринимательства. Отмечается, что инновационные тренды требуют образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия с учетом глобальных трендов экономического развития. Дальнейшее развитие современных научно-технологических трендов значительно усилит влияние инноваций на социальные процессы в обществе, появятся новые формы социализации и социального взаимодействия, изменится характер и способ занятости работников, ожидается смещение центров разработки, компетенций и производства за пределы развитых стран. Для осуществления эффективной предпринимательской деятельности необходима подготовка инновационных специалистов, владеющих соответствующими знаниями и компетенциями. Как показывает международный опыт, бизнес-образование в области инновационного предпринимательства должно ориентироваться на создание многоуровневой системы профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филькевич И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative approaches to training entrepreneurs based on international experience

The article examines the features of the development of education in the field of innovative entrepreneurship. It is noted that innovative trends require educated, moral, enterprising people who can independently make responsible decisions in a situation of choice, predicting their possible consequences in the light of global trends in economic development. Further development of modern science and technology trends will significantly enhance the impact of innovations on social processes in society, new forms of socialization and social interaction will appear, the nature and mode of employment of workers will change, development centers, competencies and production will be shifted beyond the developed countries. To carry out effective business activities, it is necessary to train innovative specialists with relevant knowledge and competencies. As international experience shows, business education in the field of innovative entrepreneurship should focus on the creation of a multi-level vocational training system.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к обучению предпринимателей с учетом международного опыта»

Филькевич И. А, докт. экон. наук., профессор кафедры экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Fiik66@maii.ru

Инновационные подходы к обучению предпринимателей с учетом международного опыта

В статье исследуются особенности развития образования в области инновационного предпринимательства. Отмечается, что инновационные тренды требуют образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия с учетом глобальных трендов экономического развития.

Дальнейшее развитие современных научно-технологических трендов значительно усилит влияние инноваций на социальные процессы в обществе, появятся новые формы социализации и социального взаимодействия, изменится характер и способ занятости работников, ожидается смещение центров разработки, компетенций и производства за пределы развитых стран.

Для осуществления эффективной предпринимательской деятельности необходима подготовка инновационных специалистов, владеющих соответствующими знаниями и компетенциями. Как показывает международный опыт, бизнес-образование в области инновационного предпринимательства должно ориентироваться на создание многоуровневой системы профессиональной подготовки.

Ключевые слова: инновации, предпринимательство, бизнес-образование, концепция, приоритет, подготовка специалистов, модернизация.

Введение

Современная экономика ориентирует на формирование инновационного подхода к обучению предпринимателей с целью формирования личности, способной совершить новый инновационный скачок в развитии, обеспечить условия модернизации экономики путем производства инновационных товаров и услуг.

Необходимо учитывать, что вектор глобального инновационного развития в ближайшие десятилетия будет характеризоваться ускоренным развитием конвергентных нано-, био- и инфотехнологий, когнитивных технологий.

Благодаря эффективным формам обучения предпринимательству в области инноваций уже в настоящее время закладываются основы формирования новых рынков, которые существенно изменят облик инновационного сектора экономики. При этом современный пред-

приниматель должен будет овладеть навыками работы в инновационных производственных кластеров, на которые, по прогнозам специалистов, к 2050 г. будет приходиться до 70% инновационной продукции мировой экономики.

Основные качественные характеристики, обеспечивающие развитие инновационного предпринимательства в будущем, — решение проблем старения населения, роста числа болезней обмена веществ, патологий мозга, а также необходимость обеспечения продовольственной, сырьевой, медицинской и экологической безопасности страны, сохранения ее ресурсного потенциала, поддержания здорового генофонда нации.

Приоритеты инновационного образования предпринимателей

Формирующийся в мире запрос на новое качество жизни требует от предприни-

мателей новых подходов к созданию технологий персонализированной медицины, которые позволят индивидуализировать диагностические и терапевтические процессы, значительно усиливая полезный эффект и снижая затраты на лечение за счет использования наиболее эффективных вариантов терапии для каждого конкретного случая. Внедрение новых технологий предопределит переход от общей диспансеризации (дорогостоящей и не всегда эффективной) к целенаправленной профилактике.

Безусловно, благодаря предпринимательским инициативам появятся возможности создания материалов с новыми свойствами, в том числе обладающих биологической активностью, способной восстанавливать отдельные органы или целые системы.

Обучение предпринимателей новым научно-технологическим трендам в перспективе позволит снизить смертность от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, а также заболеваний, связанных с нарушением метаболических процессов.

Приоритеты в области инновационного обучения предпринимательства должны стимулировать личность на создание новой продукции путем развития систем облачных вычислений, новых архитектур и принципов организации вычислений, разработки новых аналитических инструментов. При этом предприниматели за счет инновационных технологий могут овладеть навыками использования систем машинного обучения, основанных на новых методах и алгоритмах, результаты которых имеют самый широкий спектр применения: интеллектуализация поддержки принятия решений, мониторинг финансовых и фондовых рынков и др. 2014].

Важно отметить, что обучение предпринимателей навыкам развития облачных инфраструктур, сетей персональных компьютеров и мобильных устройств позволит повысить их конкурентоспособность на международных рынках за счет снижения расходов на поддержание ИТ-

инфраструктуры, а также расширения рынка внешнего удаленного размещения. Благодаря новым информационным технологиям уже в ближайшие 20 лет могут произойти существенные изменения в страновой специализации и глобальной конкуренции на мировых рынках.

Приоритетным направлением развития предпринимательских инициатив является обучение предпринимателей новым достижениям в области нанотехнологий и создания новых материалов. Распространение технологий производства на основе молекулярной самосборки позволит создавать принципиально новые типы наноустройств и наноматериалов с заданными свойствами для различных отраслей. Создание новых материалов предоставит возможность производить товары с принципиально новыми свойствами, и именно инновационный подход к обучению предпринимателей может содействовать активному развитию нано-технологий на глобальных рынках.

При обучении предпринимателей важно овладение навыками зеленой экономики. Благодаря новым компетенциям создадутся условия по разработке и внедрению экологически эффективных инновационных технологий, содействующих решению глобальных проблем: преодоление истощения важных природных ресурсов, снижение роста техногенной нагрузки и уровня загрязнения природной среды.

Успехи страны в инновационном развитии напрямую зависят от вложений в сферу образования, и в первую очередь важно эффективно осуществлять подготовку специалистов, способных овладеть навыками инновационного предпринимательства.

Особенности организации подготовки предпринимателей в развитых странах

Развитие образовательных программ, направленных на формирование навыков инновационного предпринимательства, на-

ходится в центре внимания Организации экономического сотрудничества и развития, причем развитые страны уделяют внимание созданию новых навыков личности в области предпринимательства уже в рамках школьного обучения.

В США реализуется программа «Образование для карьеры», которая направлена на формирование профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств с учетом требований инновационной экономики. При этом педагогические технологии предполагают обучение навыкам инновационного предпринимательства и способности личности быстро адаптироваться к технологическим изменениям. В частности, некоммерческой корпорацией «Junior Achievement Inc.» реализуется программа предпринимательской подготовки школьников США, целью которой является обучение молодых людей инновационному бизнесу. Финансовую поддержку компании оказывают более 200 ведущих инновационных корпораций США [Junior, 2018].

В американских университетах и бизнес-школах активно используются инновационные методики обучения предпринимательству. При этом на практике предпринимательское образование позволяет развивать трансфер инновационного технологического сотрудничества в рамках бизнес-инкубаторов и кластеров [Nuhfer, 2007].

В число лучших американских бизнес-школ в области предпринимательства, по версии U.S. News Education 2018, входят следующие учебные заведения:

1) Гарвардский университет;

2) Чикагский университет;

3) Йельский университет;

4) Колумбийский университет;

5) Массачусетский технологический институт;

6) Стэндфордский университет;

7) Пенсильванский университет;

8) Университет Дьюка;

9) Калифорнийский технологический институт;

10) Университет Baruch college [Бизнес-образование в США, 2018].

В школах Великобритании в настоящее время используются четыре модели включения предпринимательского образования в учебные планы школ:

1) деятельностная модель;

2) предпринимательство как предмет;

3) модульный подход;

4) общешкольный подход.

В рамках учебного процесса предлагается обязательно использовать организацию мини-предприятий для обучения учащихся. Именно мини-предприятиям, созданным самими учащимися, уделяется особое внимание, так как они обеспечивают развитие широкого спектра практических навыков и личных качеств, поощряют инициативу и творчество [Сизова, 2008].

В Великобритании весь процесс предпринимательского образования нацелен на формирование личности предпринимателя, способного с учетом новых знаний и технологий на основе развития компетенций предприимчивости и инициативности активно идти на риск, предлагая рынку инновационные товары и услуги.

Переподготовкой управленческого персонала в Великобритании занимаются частные центры, небольшие фирмы, ведущие тренинг и осуществляющие консультирование, академические и специальные курсы непрерывного обучения менеджменту при вузах. При этом основное внимание уделяют формированию инновационной культуры и культуры управления интеллектуальной собственностью.

Система развития бизнес-инкубаторов в ведущих университетах Великобритании может привести к созданию единого центра знаний и инноваций для предпринимателей и молодых специалистов, где на основе одной платформы будет создана библиотека электронных материалов, идей и инноваций.

Ведущие позиции в развитии британского инновационного предпринимательского бизнес-образования занимают:

1 ) London Business School, которая дважды получала высшую оценку от Совета по финансированию высшего образования за свою исследовательскую деятельность;

2) University of Oxford;

3) University of Cambridge;

4) Cranfield School of Management;

5) Imperial College Business School [Бизнес-образование в Великобритании, 2017].

В Германии особое внимание развитию инновационного предпринимательства уделяет Федеральное министерство по экономике и энергетике Германии, которое с 2014 г. активно поддерживает инновационное предпринимательское образование. Все образовательные программы разработаны на основе «Внедрения духа предпринимательства в школы» (Unternehmergeistmacht Schule / Entrepreneurial Spirit in Schools). При этом предложена модель тесного сотрудничества между школами и предприятиями. Данные программы реализуются в более 300 школах по всей Германии [Leicht, Berwing, 2016].

Важно отметить, что для реализации инновационных образовательных проектов в высших учебных заведениях в Германии предусмотрено создание бизнес-инкубаторов с участием нескольких университетов. [Образование для бизнесменов в Германии, 2018]. Такой подход позволяет использовать наработки в различных отраслях знаний для создания инновационных конкурентоспособных немецких товаров. Причем при реализации образовательных предпринимательских программ наряду с инициативой предпринимателей важная роль отводится государству, которое координирует подготовку специалистов, что позволяет Германии удерживать лидерство по созданию инновационной продукции в Европе.

Заключение

Для Российской Федерации важно сформировать эффективную систему координации усилий всех организаций, задействован-

ных в обучении предпринимателей, с целью подготовки специалистов, способных с помощью инноваций модернизировать российскую экономику.

Для оказания инновационных образовательных услуг при обучении предпринимателей необходимо активно заимствовать передовой опыт. При этом следует предусмотреть координацию усилий государства и бизнеса в данной области.

Обучение основам инновационного предпринимательства должно включать в себя процесс непрерывного накопления знаний. Уже в школе нужно формировать личность, способную к освоению и практическому применению инноваций.

Следует организовать непрерывную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей, готовых осуществлять инновационное предпринимательство, включая информационное и консалтинговое сопровождение предпринимателей, осуществляющих инновационный бизнес, в том числе путем внедрения новых форм взаимодействия в процессе обучения.

Повышение инновационной активности бизнеса и появление новых инновационных компаний позволит Российской Федерации совершить качественное изменение ее позиций на глобальном рынке производства инновационных товаров.

Список литературы

1. Бизнес-образование в Великобритании. URL: http:// www.avesa.ru/biznes-obrazovanie-v-GB.

2. Бизнес-образование в США. URL: https://malikspace. com/tour-usa/biznes-obrazovanie-v-ssha/biznes-obrazovanie-v-ssha/.

3. Образование для бизнесменов в Германии. URL: https:// www.dw.com/ru /a-5262888.

4. Сизова М. Информационно-аналитический обзор международного и российского опыта преподавания основ предпринимательства среди старшеклассников. СПб., 2008.

5. Filkevich I. Enlightened Attitude to Innovative Methods of Human Resource development in Institutes of Higher Education // Education and Sport in the Prosperous Epoch of the Powerful State. Ashgabat, 2014. Р. 151, 152, 308, 309, 464-467.

6. Junior Achievement International. URL: http:// www.jaintl.org/

7. Leicht R., Berwing S. Grundungspotenziale von Menschen mit auslandischen Wurzeln: Entwicklungen, Erfolgsfaktoren, Hemmnisse // Studie im Auftrag des Bundesministeriums fur Wirtschaft und Energie. Institut fur Mittelstandsforschung, Universitat Mannheim. 2016. November. S. 1.

8. Nuhfer E. B. Student Management Teams: Fractals for Students Too. URL: http://www.ntlf.com/FTPSite/issues/ vl3n4/vl3n4.pdf.

References

1. Biznes obrazovanie v SSHA [Business education in the United States]. Available at: URL: https://malikspace.com/ tour-usa/biznes-obrazovanie-v-ssha/biznes-obrazovanie-v-ssha/ (in Russian)

2. Biznes-obrazovanie v Velikobritanii [Business education in the UK]. Available at: URL: http://www.avesa.ru/biznes-obrazovanie-v-GB (in Russian)

3. Filkevich I. Enlightened Attitude to Innovative Methods of Human Resource development in Institutes of Higher Education

// Education and Sport in the Prosperous Epoch of the Powerful State. Ashgabat, 2014. P. 151, 152, 308, 309, 464-467. Junior Achievement International Available at:. URL: http:// www.jaintl.org.

Leicht R., Berwing S. Grundungspotenziale von Menschen mit auslandischen Wurzeln: Entwicklungen, Erfolgsfaktoren, Hemmnisse // Studie im Auftrag des Bundesministeriums fur Wirtschaft und Energie. Institut fur Mittelstandsforschung, Universitat Mannheim. 2016. November. S. 1. Nuhfer E. B. Student Management Teams: Fractals for Students Too. Available at: URL: http://www.ntlf.com/FTPSite/ issues/vl3n4/vl3n4.pdf.

Obrazovanie dlya biznesmenov v Germanii [Education for businessmen in Germany]. Available at: URL: https://www. dw.com/ru /a-5262888 (in Russian). Sizova M. Informacionno-analiticheskij obzor mezh-dunarodnogo i rossijskogo opyta prepodavaniya osnov predprinimatel'stva sredi starsheklassnikov [Information and analytical review of international and Russian experience in teaching the basics of entrepreneurship among high school students]. SPb., 2008 (in Russian).

Filkevich I. A. Institute of Social Education and Education in the Humanities, Moscow State Pedagogical University, Filk66@mail.ru

Innovative approaches to training entrepreneurs based on international experience

The article examines the features of the development of education in the field of innovative entrepreneurship. It is noted that innovative trends require educated, moral, enterprising people who can independently make responsible decisions in a situation of choice, predicting their possible consequences in the light of global trends in economic development.

Further development of modern science and technology trends will significantly enhance the impact of innovations on social processes in society, new forms of socialization and social interaction will appear, the nature and mode of employment of workers will change, development centers, competencies and production will be shifted beyond the developed countries.

To carry out effective business activities, it is necessary to train innovative specialists with relevant knowledge and competencies. As international experience shows, business education in the field of innovative entrepreneurship should focus on the creation of a multi-level vocational training system.

Keywords: innovation, entrepreneurship, business education, concept, priority, training, modernization.

About author:

4.

5

6

8.

I. Filkevich, Doctor of Economics, Professor For citation:

Filkevich I. Innovative approaches to training entrepreneurs based on international experience. Journal of Modern Competition, 2019, vol. 13 no. 1(73), pp. 24-28 (in Russian, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.