Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АНТИТАБАЧНОЙ ПРОПАГАНДЕ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ПТУ'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АНТИТАБАЧНОЙ ПРОПАГАНДЕ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ПТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АНТИТАБАЧНОЙ ПРОПАГАНДЕ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ПТУ»

Гигиенические основы здорового образа жизни

УДК 613.S46-057.876

Р. 3. Позднякова, Н. Ф. Болдырева

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АНТИТЛБАЧНОЙ ПРОПАГАНДЕ СРЕДИ

УЧАЩИХСЯ ПТУ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

На современном этапе развития общества объем информации в любой области знаний в том числе и в медицине, увеличивается очень быстро, что требует разработки новых интенсивных методов обучения и воспитания различных групп населения.

Анализ данных литературы показал, что для всех существующих интенсивных методов [5] характерно использование принципа суггестии, играющего важную роль в системе средств воздействия на психику человека. Различные виды внушения (вербальное, невербальное, прямое, косвенное и т. д.) служат одной цел«: создать у обучаемого наиболее благоприятное для запоминания психическое и физическое состояние. По мнению ряда авторов Г2. 71- двуплановость воздействия предполагает целенаправленное и систематическое использование возможностей сенсорного и субсенсорного путей передачи восприятия и усвоения информации. Интенсивный курс обучения проходит поэтапно. I этап — предъявление информации с целью ознакомления с материалом и усвоения его на уровне познаваемого. Например, запоминание в состоянии релаксации при релаксопедическом методе. II этап — активизация усвоения информации в процессе коммуникации. Эти методы успешно используются для изучения языков, освоения скорочтения, машинописи и др.

Для обучения в области санитарного просвещения мы разработали синтез-метод [5], включающий в себя элементы многих интенсивных методов обучения: аутогенную тренировку [6] ролевые игры и др. Использование такого метода ведет к созданию у обучающихся высокого эмоционального тонуса и лучшего усвоения подаваемой информации.

Цель работы — создание комплекса новых средств и методов борьбы с курением, основанных на принципе суггестии, и испытание их в педагогическом процессе в ПТУ.

Одним из важнейших аспектов формирования здорового образа жизни является борьба с курением табака, не только отрицательно влияющим на здоровье человека, но и наносящим большой экономический ущерб.

Изучение мотивации приобщения к курению — весьма важный фактор, позволяющий определить основные направления борьбы с этой вредной привычкой. Выявлено, что причинами начала курения являются любопытство, подражание взрослым, товарищам и др. С возрастом мотивы приобщения к курению меняются. В 15—17 лет резко преобладают стремление не отстать от моды, протест против запретов, желание приобщиться к миру взрослых, желание похудеть (у девочек). Возрастает роль «личных неприятностей», что. вероятно, объясняется особенностями этого возрастного периода (выбор профессии, личные переживания и т. д.) [3, 4]. Определенную роль в формировании привычки к курению играют такие личностные характеристики, как экстроинтраверсия и эмоциональная устойчивость. При проведении мероприятий, направленных на борьбу с курением у учащихся ПТУ, необходимо учитывать все перечисленные психологические особенности личности [1].

Основными причинами, мешающими бросить курить, являются сформировавшаяся зависимость от курения, слабая воля, плохой пример курящих товарищей и т. д. Немалую роль при этом играют и недостаточная пропаганда гигиенических знаний об этой вредной привычке, отсутствие новых, более эффективных форм и средств борьбы с курением. Все это ведет к тому, что к курению испытывают тягу все более широкие слои населения, причем ряды курильщиков пополняются в основном подростками. Так, в последние годы распространенность курения среди юношей в ПТУ составила 59,6 %, среди девушек — 9,3 % [8].

Учащиеся ПТУ в отличие от школьников имеют некоторые психологические особенности: у них уже определена специальность, намечена ближайшая перспектива, в самом общем виде сформирована система социальных и профессиональных ожиданий. Значительная часть учащихся ПТУ разрывает установившиеся связи с родителями и школой; уезжая учиться в другие города. Обстановка в общежитии, курящие соседи по комнате, а также отрицательный пример старших более авторитетных товарищей могут

оказать значительное влияние на отношение подростка к курению.

У учащихся ПТУ существенно меняется система социальных связей: повышается уровень «взрослости», иным становится образ жизни, появляются карманные деньги, расширяется сфера общения (в том числе и с противоположным полом), относительно свободно распределяется личное время и т. д.

Перед учащимися ПТУ остро встают следующие проблемы: 1) проблема возрастания независимости. Рост самостоятельности определяется переходом от внешнего управления к самоуправлению; 2) проблема взаимоотношения со старшими как следствие стремления освободиться от их опеки и контроля. В некоторых случаях это может привести к возникновению различных трений и конфликтов; 3) проблема общения со сверстниками в стенах училища и вне его. Интенсивность общения со сверстниками у учащихся ПТУ в целом даже выше, чем у учащихся старших классов средней школы; 4) проблема самоутверждения. Основной мотив самоутверждения — стремление найти такую среду и такое поле деятельности, где бы подросток мог быть «не хуже других». При отсутствии социально одобряемых путей самоутверждения подросток будет стремиться найти другую среду, другие возможности, даже если они противоречат общепринятым нормам поведения и т. д. Все эти мотивы реализуют для подростка потребность в общении.

Для проведения антитабачного воспитания среди учащихся ПТУ мы предложили комплекс средств и методов воздействия. Кроме таких традиционных средств и методов, как лекции, беседы, наглядные средства, кинофильмы, использовали нетрадиционные активные средства; аутогенная тренировка (АТ), слайд-программа и ролевые игры.

Психическая саморегуляция является эффективным средством в комплексе мер психопрофилактики и психогигиены, в том числе и для преодоления курения. В качестве наиболее распространенных приемов психической саморегуляции широко используется АТ. Она может проводиться не только специалистами-медиками, но и инструкторами, воспитателями, педагогами, мастерами обучения опосредованно с помощью технических средств обучения (магнитофон и- др.), что не требует длительной специальной подготовки. Для этого достаточно знания программы занятий и общих сведений по вопросам психической подготовки и саморегуляции, а также наличия набора программ и средств для их демонстрации (магнитофон, слайд-проектор).

Другим эффективным средством пропаганды является слайд-программа, состоящая из текста о вредном воздействии курения на организм, эмоционально прочитанного диктором на

фоне специально подобранной музыки, цветных слайдов, автоматически подаваемых через слайд-проектор. Слайд-программа включает 10-минутную АТ перед подачей антитабачной информации и 3-минутную АТ после нее. АТ служит лучшему восприятию информации закреплению негативной установки на курение. Эту работу могут проводить мастер, педагог, ' воспитатель, комсорг без специальной подготовки, также потребуется лишь магнитофон и слайд-проектор. Мы использовали антитабачную слайд-программу «О вреде курения», продолжительность которой, включая АТ, составила 50—60 мин.

Ролевая игра — это одна из наиболее активных, эмоциональных, достаточно действенных форм пропаганды, широко используемых в педагогической практике. Учащиеся получают информацию в двигательных игровых ситуациях. Правильное использование игр с учетом социально-возрастных особенностей подростков дает положительные результаты в формировании у них устойчивого негативного отношения к курению. В настоящее время мы разработали более 70 игровых ситуационных задач: «Круглый стол», «Мозговой штурм», «За и против», «Ва- ^ ше мнение» и другие, включающие в себя информацию о вредном воздействии курения на организм и путях профилактики и преодоления этой вредной привычки у молодежи.

Организация таких игровых ситуаций не требует от педагогов и воспитателей специальных знаний и длительной подготовки. Так, при проведении ролевой игры «Конференция по проблеме курения» учащиеся дложны быть разделены на 4—5 групп, каждая из которых представляет «свою страну». Вместо речи председателя можно показать кинофильм или провести беседу, посвященную антиникотиновой пропаганде. Каждой группе предварительно раздается информация о вреде курения и мерах борьбы с ним. После нескольких минут подготовки «главы делегаций» делают сообщения, им задают ^ вопросы, проводится активное обсуждение проблемы курения. С интересом, в непринужденной обстановке подростки активно включаются в решение таких ситуационных задач, одновременно получая необходимые сведения о вредном воздействии курения на организм.

В наших исследованиях испытание новых форм антитабачной пропаганды: АТ, слайд-программы, ролевых игр в комплексе с традиционными средствами (лекция, учебная программа, внеклассная работа) осуществлялось в 2 группах учащихся кулинарного и строительного ПТУ (60 человек). До начала эксперимента было проведено анкетирование с целью выявления курящих и некурящих и учащихся с положительной установкой на курение. ^

Для проведения эксперимента были подготовлены: курс АТ по антитабачной пропаганде

(слайд-программа, 12 магнитофонных пленок, начальные и завершающие АТ; комплекс ролевых игр (70 ситуационных задач); специальный материал по антитабачному воспитанию для преподавателей, который органично вписывается в программу предмета в течение учебного года; кроме того, была проведена беседа с преподавательским составом об актуальности этой проблемы и задачах исследования, составлен план внеклассной работы вместе с заведующим по воспитательной работе и комсоргом группы. Организованы выставки санитарно-просвети-тельных плакатов, направленных против курения, а в медицинском кабинете — уголок здоровья.

Исследования проводили факультативно в течение 2 мес 2 раза в неделю по 45 мин по строгой схеме. Учащиеся начали занятия ежедневной АТ в течение 10—15 мин. Затем им читали лекции о вреде курения, кроме того использовали такие формы, как беседы, кинофильмы, слайд-программы или ситуационные задачи. Занятие заканчивали 5-минутной АТ для снятия напряжения и закрепления полученной информации. Тематика занятий была следующей: «Курение и материнство», «Курение и спорт», «Курение и долголетие», «Курение и производительность труда», «Курение в подростковом периоде» и др.

Для проведения эксперимента были специально отобраны 7 кинофильмов («Дело — табак», «Сигареты и спорт — несовместимы», «Курение и здоровье» и др.), которые показывали в соответствии с тематикой занятий и предлагаемыми ситуационными задачами. Так, на «Конференции по проблеме курения» вместо речи председателя демонстрировался фильм «Курение и здоровье», а на тематическом занятии «Курение и спорт» — фильм «Сигареты и спорт — несовместимы» и т. д.

Предварительное анкетирование до исследования показало, что в 1-й группе учащихся из 30 человек было 15 курящих и 5 некурящих, но с положительной установкой на курение. Во 2-й группе из 30 учащихся было 20 курящих и 9 некурящих с положительной установкой на курение. Анкетирование, проведенное после эксперимента, установило, что количество учащихся, сокративших число выкуриваемых в день сигарет, составило 40%, бросивших курить — 60%. Повторное анкетирование, проведенное через 8 мес после курса антитабачного гигиенического воспитания с применением активных форм, выявило, что негативная установка на курение сохранилась у 40 % обследованных.

Таким образом, наш эксперимент показал достаточно высокую эффективность таких средств и методов, как АТ, слайд-программы, ролевые игры, использование которых в комплексе с другими распространенными средствами пропаганды (кинофильмы, беседы, лекции) позволило сформировать негативную установку на курение у всех учащихся и значительно снизить среди них число курящих.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.— .VI., 1973.

2. Возрастная педагогическая психология. — Пермь, 1974.

3. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.—1982.

4. Орловский Л. В. Пропаганда гигиенических знаний о вреде курения. — М., 1971.

5 Позднякова Р. 3., Петрищева И. А., Болдырева Н. Ф. // Гиг. и сан, — 1985. — № 4, —С. 54—56.

6. Чарный Б. М. // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. — Пермь, 1982, —С. 14—24.

7. Шварц И. Е. Там же. —С. 3—14.

8. Шевчук А. Г., Тарасова Р. И. // Здравоохр. Рос. Феде* рации. — 1983. - № 5. — С. 27-28.

Поступила 13.01.86

Методы исследования

УДК 615.9.076.9+613.632-092.9

/О. Н. Катульский

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ В ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

В токсиколого-гигиенических экспериментах ча- на основываться на большом числе самых разно-

сто возникает необходимость в интегральной образных показателей, отражающих состояние

оценке состояния организма подопытных животных многих систем организма. Очевидно, что это

относительно контрольной группы. Эта задача весьма затрудняет выработку интегрального

осложняется тем, что данная оценка часто долж- представления о наличии либо отсутствии сдви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.