Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ В ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ'

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ В ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ В ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ»

(слайд-программа, 12 магнитофонных пленок, начальные и завершающие АТ; комплекс ролевых игр (70 ситуационных задач); специальный материал по антитабачному воспитанию для преподавателей, который органично вписывается в программу предмета в течение учебного года; кроме того, была проведена беседа с преподавательским составом об актуальности этой проблемы и задачах исследования, составлен план внеклассной работы вместе с заведующим по воспитательной работе и комсоргом группы. Организованы выставки санитарно-просвети-тельных плакатов, направленных против курения, а в медицинском кабинете — уголок здоровья.

Исследования проводили факультативно в течение 2 мес 2 раза в неделю по 45 мин по строгой схеме. Учащиеся начали занятия ежедневной АТ в течение 10—15 мин. Затем им читали лекции о вреде курения, кроме того использовали такие формы, как беседы, кинофильмы, слайд-программы или ситуационные задачи. Занятие заканчивали 5-минутной АТ для снятия напряжения и закрепления полученной информации. Тематика занятий была следующей: «Курение и материнство», «Курение и спорт», «Курение и долголетие», «Курение и производительность труда», «Курение в подростковом периоде» и др.

Для проведения эксперимента были специально отобраны 7 кинофильмов («Дело — табак», «Сигареты и спорт — несовместимы», «Курение и здоровье» и др.), которые показывали в соответствии с тематикой занятий и предлагаемыми ситуационными задачами. Так, на «Конференции по проблеме курения» вместо речи председателя демонстрировался фильм «Курение и здоровье», а на тематическом занятии «Курение и спорт» — фильм «Сигареты и спорт — несовместимы» и т. д.

Предварительное анкетирование до исследования показало, что в 1-й группе учащихся из 30 человек было 15 курящих и 5 некурящих, но с положительной установкой на курение. Во 2-й группе из 30 учащихся было 20 курящих и 9 некурящих с положительной установкой на курение. Анкетирование, проведенное после эксперимента, установило, что количество учащихся, сокративших число выкуриваемых в день сигарет, составило 40%, бросивших курить — 60%. Повторное анкетирование, проведенное через 8 мес после курса антитабачного гигиенического воспитания с применением активных форм, выявило, что негативная установка на курение сохранилась у 40 % обследованных.

Таким образом, наш эксперимент показал достаточно высокую эффективность таких средств и методов, как АТ, слайд-программы, ролевые игры, использование которых в комплексе с другими распространенными средствами пропаганды (кинофильмы, беседы, лекции) позволило сформировать негативную установку на курение у всех учащихся и значительно снизить среди них число курящих.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.— .VI., 1973.

2. Возрастная педагогическая психология. — Пермь, 1974.

3. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.—~М., 1982.

4. Орловский Л. В. Пропаганда гигиенических знаний о вреде курения. — М., 1971.

5 Позднякова Р. 3., Петрищева И. А., Болдырева Н. Ф. // Гиг. и сан, — 1985. — № 4, —С. 54—56.

6. Чарный Б. М. // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. — Пермь, 1982, —С. 14—24.

7. Шварц И. Е. Там же. —С. 3—14.

8. Шевчук А. Г., Тарасова Р. И. // Здравоохр. Рос. Феде* рации. — 1983. - № 5. — С. 27-28.

Поступила 13.01.86

Методы исследования

УДК 615.9.076.9+613.632-092.9

/О. Н. Катульский

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ В ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

В токсиколого-гигиенических экспериментах ча- на основываться на большом числе самых разно-

сто возникает необходимость в интегральной образных показателей, отражающих состояние

оценке состояния организма подопытных животных многих систем организма. Очевидно, что это

относительно контрольной группы. Эта задача весьма затрудняет выработку интегрального

осложняется тем, что данная оценка часто долж- представления о наличии либо отсутствии сдви-

гов в состоянии организма животных по сравнению с контрольными особями и, тем более, об относительной величине такого изменения, если оно имеется.

Поэтому возникает необходимость в разработке параметров, с помощью которых можно было бы интегрально оценивать состояние организма животных. Как и любые другие параметры, предназначенные для интегральной оценки состояния сложных систем, такие показатели (отклики) должны быть1: 1) эффективными, т. е. способными оценивать состояние изучаемой системы в заранее выбранном смысле; 2) универсальными, способными всесторонне характеризовать объект, с учетом при этом величин всех рассматриваемых показателей; 3) количественными и выражаются одним числом; 4) имеющими физический (в нашем случае биологический) смысл; 5) простыми (легко интерпретируемыми) и легко вычисляемыми.

Известно, что в токсикологических экспериментах об изменении состояния организма подопытных животных судят по величине отклонений некоторой совокупности показателей, а также по числу таких измененных параметров относительно контрольных животных. При этом наблюдения могут проводиться на протяжении некоторого периода времени после начала воздействия. Поэтому, для того чтобы выделить влияние изучаемых факторов, исключая при этом эффекты действия посторонних причин, состояние организма подопытных животных в данный срок определяют относительно контрольных особей в тот же момент времени. Учитывая данные особенности, можно сделать вывод о том, что для получения возможности изучения динамики процесса отклик, помимо перечисленных выше условий, должен отвечать также требованию о сопоставимости его величин (для конкретного набора показателей), получаемых в различные сроки наблюдения.

Очевидно, что разработка обобщенного отклика, позволяющего получить интегральную оценку состояниея организма подопытных животных в токсикологических экспериментах, заключается в выборе с учетом перечисленных требований правила определения «расстояния» между совокупностями величин показателей, полученных у подопытных и контрольных животных. При определении такого правила следует учесть, что в токсиколого-гигиенических исследованиях традиционно в качестве «идеальных» величин показателей, характеризующих здоровое (не подвергавшееся воздействию) животное, принимается их среднее значение в контрольной группе. Отклонение от этой величины служит мерой отклоне-

1 А д л е р Ю. П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М., 1976.

ния в состоянии организма подопытных животных. Из этого следует, что величину

УгЛ — УкП, __(О

где ущ — значение /'-го (/=1, Ь1) показателя у /-го (¿=1, п) подопытного животного в момент времени í, а ущ — средняя величина этого по- , казателя в контрольной группе в тот же момент времени, можно рассматривать как меру близости (удаления) величины данного показателя от динамической «нормы».

Однако непосредственно использовать эти разности при объединении показателей в один отклик невозможно по крайней мере по 3 причинам. Первая из них заключается в том, что показатели имеют различную биологическую значимость и одинаковые по величине разности у различных параметров отражают неодинаковую степень отклонения в состоянии здоровья. Вторая причина также состоит в несопоставимости одинаковых разностей у различных показателей, которая возникает уже за счет разной вариабельности данных параметров в «норме». И наконец, третьей является недопустимость объединения в одном отклике показателей с различной размерностью (Ю. П. Адлер и соавт.). Ш

При построении обобщенного отклика также необходимо учитывать, что в токсикологических исследованиях отклонение от «нормы» и в меньшую, и в большую сторону считается одинаково неблагоприятным. Кроме того, в целях соблюдения условия однотипности шкал измерения, необходимого для сопоставления отклонений в состоянии организма животных в различные сроки эксперимента, а также для разных опытов (по данному набору показателей), требуется, чтобы средние значения обобщенных откликов в контрольных группах животных (точка отсчета при оценке действия факторов) были всегда одинаковы.

Одним из возможных параметров, удовлетворяющих всем поставленным выше требованиям, может быть величина: ^

V \\ / УШ — уин \

/

где уц — обобщенный отклик у /-го подопытного животного в момент времени пщ — число контрольных животных в. момент времени /; — весовой коэффициент /-го показателя, соответствующий его биологической значимости; оиц — стандартное отклонение /-го показателя в контрольной группе в момент

Как видно из выражения (2), уц увеличивается с ростом отклонения (независимо от направленности) величин показателей от их среднего значения в «норме» и увеличением числа таких измененных показателей. При этом наибольшим ^ является вклад в величину уц (при прочих равных условиях) тех показателей, которые имеют

большую биологическую значимость и меньшую вариабельность в контроле. Множитель tiktl (tikt—1) введен для того, чтобы исключить зависимость средней величины обобщенного отклика для контрольной группы от числа включенных в нее животных.

Легко показать, что среднее значение обобщенного отклика в контроле равно:

N

Ykt = y.aj. (3)

У

Из выражения (3) видно, что Ynt зависит только от биологической значимости показателей, используемых для оценки состояния организма животных, и поэтому является постоянной величиной. Тем самым достигается возможность сопоставления величин отклонения в состоянии организма животных (по данному набору показателей) в различные сроки эксперимента, а также в различных опытах. Таким образом, величина Yit отвечает всем поставленным выше условиям и может быть использована в качестве обобщенного отклика.

Вместе с тем известно, что определение биологической значимости многих показателей с точки зрения критерия вредности в настоящее время весьма затруднительно. Это, в свою очередь, затрудняет и определение значений весовых коэффициентов a.j. Однако во многих практических ситуациях можно пренебречь различием в биологической значимости выбранных показателей

подобно тому, как это принято в коммунальной гигиене, где изменения любых показателей в результате воздействия вредных факторов считаются одинаково нежелательными. Это обстоятельство дает возможность весовые коэффициенты считать одинаковыми и равными единице.

N

В этом случае va; = jv, поэтому в качестве /

обобщенного отклика можно принять следующую величину:

к' __1М_V [ УИ'-~У>о< г'

Из выражения (4) видно, что Yit представляет собой среднюю величину квадрата относительных отклонений, изучаемого набора показателей, скорректированную на число животных в данной контрольной группе.

Использование данного показателя в тсксико-лого-гигненичсских исследованиях показало, что он в значительной степени облегчает интегральную оценку изменений в состоянии организма подопытных животных сопоставляемых групп. При этом особенно наглядно его преимущества проявляются при математическом моделировании процессов интоксикации с целью установления гигиенических нормативов, а также при анализе экспериментальных данных при помощи методов математического планирования эксперимента.

Поступила 24.12.85

УДК 614.841.13: [615.916:678

В. С. Иличкин, Г. Н. Петров

ИСПЫТАНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ТОКСИЧНОСТЬ

ПРОДУКТОВ ГОРЕНИЯ

Ленинградский филиал ВНИИ противопожарной обороны МВД СССР

Актуальной задачей гигиенической регламентации применения полимерных строительных материалов является снижение вероятности отравлений людей при пожарах. Важно уже на стадии проектирования объектов народного хозяйства иметь обоснованные рекомендации по ограничению использования материалов, при горении которых выделяются в большом количестве высокотоксичные вещества.

Решение поставленной задачи связано с проведением испытаний материалов на токсичность продуктов горения. В ряду предложенных для этого лабораторных методов приоритетное положение занимает стандартный метод, который имеет более прочную связь с единой системой оценки пожарной опасности веществ и материалов, принятой в нашей стране [5].

Однако известно, что при сгорании материалов в малогабаритных лабораторных установках не воспроизводится весь комплекс факторов, вли-

яющих на формирование токсичной среды при пожарах. Это обстоятельство обусловливает необходимость проверки соответствия параметров токсичности продуктов горения, установленных в лабораторных опытах, параметрам, определяемым при экспериментальных пожарах на крупномасштабных моделях реальных помещений [9, 10]. При обнаружении достаточно сильной связи между этими параметрами существенно расширяется область применения результатов лабораторных (маломасштабных) испытаний, выгодно отличающихся от крупномасштабных оперативностью выполнения и значительно меньшей трудоемкостью.

Цель работы заключалась в оценке сопоставимости и установления степени корреляции результатов лабораторных [5] и крупномасштабных испытаний материалов на токсичность продуктов горения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.