род. участием, посвящ. 85-летию ГУ НИИ медицины труда РАМН. М., 2008. С. 221—222.
8. Реброва О.Ю. Статистический анализ мед. данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М: МедиаСфера, 2003.
9. Свиридова И.А. // Валеология. 2006. № 3. С. 5—10.
10. Состояние и проблемы студенческой молодежи / Л.В. Нефедовская; под ред. проф. В.Ю. Альбиц-кого. М.: Литтера, 2007.
Поступила 10.09.10
УДК 613.84-057.874
З.Х. Сабанова, Д.А. Бакова
ТАБАКОКУРЕНИЕ СРЕДИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ,
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Установлены частота и причины табакокурения среди сельских школьников, определен комплексный медико-психологический образовательный проект для формирования рационального образа жизни.
Ключевые слова: табакокурение, сельские школьники, образ жизни, образовательный проект.
Z.Kh. Sabanova, D.A. Bakova. Tobacco smoking among rural schoolchildren in Kabardino-Balkaria, prophylaxis trends. The authors defined incidence and causes of tobacco smoking in rural schoolchildren, designed complex medical and psychologic educational project to form rational lifestyle.
Key words: tobacco smoking, rural schoolchildren, lifestyle, educational project.
Выраженные негативные сдвиги в состоянии здоровья детей подросткового возраста в настоящее время уже привели к серьезным медико-социальным последствиям — ухудшению репродуктивного здоровья, ограничению возможности получения профессионального образования, трудоустройства, уменьшению числа юношей, годных к военной службе, что не могло не сказаться на демографической ситуации, трудовом и военном потенциале государства [2, 4, 5,]. Острота проблем, связанных с формированием здоровья детей на подростковом этапе развития, обусловлена и тем, что 13—17-летний возраст является критическим как с медицинских и психологических позиций, так и с социальной точки зрения [2]. Формирование здоровья ребёнка в этом возрасте происходит под воздействием активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности [1]. Установлено высокое распространение поведенческих факторов риска, таких как курение (К), употребление спиртных напитков, наркотиков, низкая физическая активность, нерациональное
питание, артериальная гипертензия [6, 7]. Доказана зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок, несбалансированного питания и распространенности других факторов риска в школьной среде, консервативных форм и методов физического воспитания, социально-экономических условий в стране [1, 3]. Помимо этого, в России накоплен определенный опыт проведения программ, направленных на укрепление здоровья детей: СШС1 — дети — Россия, Международный проект ВОЗ «Школы укрепления здоровья», проект «Классы, свободные от курения» и ряд других. Одним из основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) во всем мире считается К. Его частота как в стране (около 75 % среди мужчин), так и в Кабардино-Балкарии (около 70 %) остается высокой [11]. Среди лиц молодого возраста, в том числе учащихся старших классов, табакокурение в последние годы имеет тенденцию к росту. Проблема К среди детей и подростков актуальна в связи с тем, что около
90 % людей приобщаются к этой вредной привычке в школьные годы. Табакокурение
— это фактор риска, зависящий от социального и культурного окружения. Между тем реальная профилактика К окажется возможной, если она начинается с детского возраста и опирается на результаты специальных эпидемиологических проектов. Именно поэтому изучение распространенности К и разработка профилактических мер среди учащихся представляется важной прикладной задачей.
Цель работы — определить частоту и причины табакокурения среди 15—17-летних сельских школьников, разработать профилактическую образовательную программу.
М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Осуществлено анонимное анкетирование 647 учащихся 8—11 классов (мальчиков 38,9 %, девочек — 61,1 %) по методике НИИ физиологии и патологии сердечно-сосудистых заболеваний им. Янушкевичуса. К курящим относили школьников, выкуривающих хотя бы 1 сигарету в неделю.
Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е. Анализ данных опроса установил достаточно высокий уровень К среди мальчиков (М, 37,8 %) и девочек (Д, 9,9 %), в том числе регулярно курящих (1 сигарета в неделю и более) соответственно 24,8 и 1,5 %. Определена зависимость табакокурения от возраста и пола обследованных. Так, среди 15-летних курили 17,8 % М и 2,1 % Д; 16-летних соответственно, 24,7 и 9,6 %, 17-летних
— 31,6 и 12,8 %. Число курящих сельских школьников достоверно (р < 0,05) увеличивается по мере перехода из класса в класс и достигает максимума у выпускников. Такая же тенденция отмечена и среди городских школьников, аналогичного возраста [8, 10]. Вместе с тем распространенность К среди сельских школьников ниже, чем среди городских сверстников. Возможное объяснение этому — особенности воспитания и соблюдение национальных традиций, которые сохранились и не утратили своего значения в сельской местности.
Изучение причин пристрастия к табакокурению школьников обнаружило в качестве ведущих: 1) любопытство — 66,2 % М и 33,8 % Д; 2) влияние друзей, подверженных этой привычке, — 36,4 %, а 15,8 % курящих отметили, что первую сигарету им предложили именно друзья; 3) значительная распространенность К среди
взрослого мужского населения республики. В частности, отцы курят и не собираются отказываться от этой привычки у 49,6 % М и 56,4 % Д; при этом, лишь у 17,8 % М и 6,8 % Д отцы не курили. Как среди М, так и среди Д, табакокурение у матерей не установлено. При сравнительном анализе количества курящих школьников в двух группах, имеющих и не имеющих привычку табакокурения, установлена связь употребления табака с К друзей. Зависимость К лучшего друга с табакокурением школьников оказалась весьма отчетливой как у М (Х2 = 329,7; р < 0,001), так и у Д (Х2 = 367,3; р < 0,01). Следующим существенным обстоятельством, формирующим привычку К среди школьников старших классов, по данным опроса, оказался низкий уровень информированности детей о реальном влиянии табакокурения на организм человека и негативных ближайших и отдаленных его последствиях, а также формальное и поверхностное представление школьников о вреде К. Об этом свидетельствовало мнение 39,2 % М и 34,5 % Д о том, что, во-первых, К безопасно и престижно; во-вторых, 21,4 % М и 15,9 % Д считали табакокурение и употребление алкогольных напитков личным делом каждого.
Показательно, что некурящие школьники более информированы о последствиях К, нежели их курящие сверстники. Так, если среди некурящих 75,6 % знают о том, каким образом табакокурение способствует развитию рака легких и болезней сердца, то среди курящих об этом осведомлены лишь 66,8 % (р < 0,05). Думают, что К вредит здоровью 73,6 % некурящих и 59,8 % курящих (р < 0,01). В целом, информированность сельских школьников о негативных последствиях табакокурения ниже, чем городских учащихся [8, 9]. Вместе с тем, несмотря на знания о нежелательных серьезных эффектах К, сопровождающихся развитием онкологических, сердечнососудистых и бронхолегочных заболеваний, 75 % школьников считают табакокурение индивидуальным выбором каждого и менее 50 % из них включились бы в реализацию антитабачной программы в школе. В то же время, если бы кто-нибудь из одноклассников начал антиникотиновую пропаганду и работу по формированию рационального образа жизни учащихся, то эти меры поддержали бы более 70 % опрошенных. Эти
сведения подчеркивают большее значение влияния сверстников друг на друга в подростковом периоде, в связи с чем необходимо активно вовлекать самих учащихся в мероприятия по профилактике К и других вредных привычек — употребления алкоголя, нерационального питания, избыточной массы тела, повышенной возбудимости и других признаков дезадаптации (тревожность, стрессированность). В этих случаях результативность комплексного проекта по формированию здорового образа жизни среди школьников оказывается результативнее. Обратило на себя внимание, что 73,6 % старшеклассников не участвовали в мероприятиях о вреде табакокурения; около четверти (24,7 %) практически не интересуются вопросами здоровья и вредных привычек, прежде всего К; они не смогли определить свое конкретное отношение и позицию по большинству из предложенных в анкете вопросов. Эти сведения вкупе с отсутствием в школах реальной и наглядной пропаганды здорового образа жизни, значения стиля поведения, обремененного различными вредными привычками, в возникновении и прогрессировании ряда серьезных хронических неинфекционных заболеваний, постоянной и широкой рекламы табачных изделий и их доступности создают благоприятные условия для увеличения табакокурения в школьной среде. Приобщение учащихся к обсуждаемой вредной привычке наблюдается в основном в подростковом периоде, поэтому предупредительные меры — понятные и эффективные — должны быть систематическими и рациональными (адресными) именно в этом возрасте. Представленные результаты могут быть использованы при разработке и внедрении комплекса медицинских и психологических мероприятий по предупреждению К в подростковой среде.
Таким образом, степень распространения табакокурения среди сельских школьников относительно высокая. Она зависит от влияния курящих сверстников, пристрастия отцов к данной привычке, низкой санитарно-гигиенической культуры самих учащихся и недостаточного уровня пропаганды медицинских знаний в школах. Полученные результаты явились основанием для формирования базы данных «Образ жизни школьников и состояние их здоровья» и разработки антиникотиновой про-
граммы — образовательного проекта (лекции, беседы, профилактические осмотры, медико-психологический мониторинг) с целью, во-первых, предотвращения начала табакокурения; во-вторых, способствовать его прекращению и, в третьих, формирования социально-психологического климата в школьной среде, ориентированного на подростков. Антиникотиновая программа является частью комплексного медико-психологического образовательного проекта по формированию рационального образа жизни и укреплению состояния здоровья подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р. // Рос. педиатр. журн. 2005. № 2. С. 4—8.
3. Глазунов И.С., Демин А.К., Евстифеева Г.Ю., Кришталь Т.Ю. и др. Укрепление здоровья детей школьного возраста: план действий по разработке региональных программ в России. [Электронный ресурс]. 2003. cindi.gnicpm.ru/ch-guid.doc.
4. Денисова Д.В., Завьялова Л.Г., Петухова С.В. // Кардиоваск. терапия и проф. 2004. Т. 3, № 4 (приложение 2). С. 137.
5. Отчет «Оценка существующей практики и потребностей в области укрепления здоровья, социальной безопасности школьников в городах Москва, Новосибирск, Оренбург, Питкяранта, Томск, Тверь, Уфа, Электросталь». М.: ГНИЦ ПМ МЗ РФ, СШБ1, 2002.
6. Суханова Л.П. // Информационно-аналитический вестн. ФГУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ Социальные аспекты здоровья населения [Электронный ресурс]. 2007. http://www.vestnik.mednet.ru.
7. Тубол И.Б., Смольянникова А.В., Лебедькова С.Е., Эльгарова, Л.В. и др. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2002. № 5. С. 24—28.
8. Чочаева М.Ж. // Материалы I съезда терапевтов Юга России. Ростов-на-Дону. 2000. С. 255—256.
9. Эльгаров А.А., Эльгарова Л.В. Здоровье школьников: как его сохранить? Нальчик: «Эльбрус», 1997.
10. Эльгарова Л.В., Эльгаров А.А. // Тер. арх.1994. № 1. С. 45—48.
11. Эльгарова Л.В., Эльгаров А.А., Кардангушева А.М. // Кардиоваск. терапия и проф. 2006. Т. 5, № 1. С. 14—20.
Поступила 10.09.10