Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОБЛЕМЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОБЛЕМЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Ключевые слова
табакокурение / здоровье / школьники / зависимость / tobacco smoking / health / schoolchildren / addiction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батанина Елена Владимировна

Подавляющее большинство курильщиков начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости. Публикация основана на проведенных исследованиях на базе Лицея 11 города Красноярска в рамках научно-исследовательского проекта «Проблема табакокурения школьников».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF STUDENTS ' OWN ATTITUDE TO THE PROBLEM OF TOBACCO SMOKING

The vast majority of smokers start smoking at school age, so effective smoking prevention measures at school can help many students avoid this form of addiction. The publication is based on the research conducted on the basis of the Lyceum 11 of the city of Krasnoyarsk in the framework of the research project "The problem of tobacco smoking of schoolchildren".

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОБЛЕМЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ»

УДК 57.042 ГРНТИ 87.00.00

DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -26-178-182

ИССЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К

ПРОБЛЕМЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ

Батанина Елена Владимировна

к.б.н., доцент кафедры Экологии и природопользования ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск

Аннотация: Подавляющее большинство курильщиков начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости. Публикация основана на проведенных исследованиях на базе Лицея 11 города Красноярска в рамках научно-исследовательского проекта «Проблема табакокурения школьников».

Ключевые слова: табакокурение, здоровье, школьники, зависимость

RESEARCH OF STUDENTS ' OWN ATTITUDE TO THE PROBLEM OF TOBACCO

SMOKING

Batanina Elena V.

PhD associate Professor of ecology and nature managemen Krasnoyarsk State Agrarian University, Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: The vast majority of smokers start smoking at school age, so effective smoking prevention measures at school can help many students avoid this form of addiction. The publication is based on the research conducted on the basis of the Lyceum 11 of the city of Krasnoyarsk in the framework of the research project "The problem of tobacco smoking of schoolchildren".

Keywords: tobacco smoking, health, schoolchildren, addiction.

Проблема табакокурения в современном мире на сегодняшний день является одной из наиболее острых. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, сегодня в мире насчитывается порядка 1,3 млрд. курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастет еще на 400 млн. Курение - это проблема не только для непосредственно курящего человека, но и для окружающих его людей. Необходимо отметить проблему пассивного курения. В масштабах страны, табакокурение несет опасность для здоровья нации, для экологического состояния среды. Подавляющее большинство курильщиков начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости.

Кроме культурных, социальных и прочих привычных причин начала курения, необходимо учитывать еще один важный экологический фактор, вызывающий привычку к курению - привыкание человека к никотину. Составные компоненты табачного дыма всасываются в кровь и разносятся ею по организму. Через пару минут после вдыхания дыма никотин уже проникает внутрь клеток головного мозга и на непродолжительное время повышает их активность. Происходящее параллельно с этим кратковременное расширение сосудов головного мозга и рефлекторное воздействие аммиака на нервные окончания дыхательных путей субъективно воспринимаются курящим человеком как

178

свежий приток сил или своеобразное чувство нервного успокоения. Однако спустя некоторое время эти чувства исчезают. Физиологически это связано с последующим сужением сосудов мозга и понижением его активности [1].

Можно сказать, что горящая сигарета - это фабрика по производству более 4 тыс. различных химических соединений и ни одно из которых не приносит пользу организму человека. Если курильщики часто ошибочно считают, что курение влияет только на органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. От табачного дыма страдает в первую очередь легочная система, она первой берет на себя всю отрицательную мощь табачного дыма. Разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание -бронхит курильщика. Но токсиканты не прекращают свое действие, они продолжают оказывать влияние на все системы и органы человека, вплоть до нарушения эластичности кожи и истончения волос. Часть табачных компонентов растворяются в слюне и, попадая в желудок, вызывают воспаление слизистой оболочки, следствием чего может являться язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для курящих — проблемой является бросить курить, для некурящих - избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также — сохранить своё здоровье от продуктов курения. Вещества, входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не намного безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входит в зажжённую сигарету [2].

Если рассматривать эту проблему табакокурения с точки зрения отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных она будет являться в среде обучающихся школы. Так как влияние сверстников на еще формирующееся сознание школьника значительно, то причин для беспокойства достаточно много. Кроме влияния окружающих, имеется личное стремление «поспешного взросления», которое свойственно многим современным подросткам. Влияние может так же исходить и от семьи и родителей, как отрицательный пример, а так же от взрослых, которые не рассматривают в этом ничего плохого [1].

Работа основана на проведенных исследованиях на базе МАОУ Лицея 11 города Красноярска в рамках научно-исследовательского проекта «Проблема табакокурения школьников». Руководитель проекта учитель биологии лицея Морозова И.И. Проект выполняла ученица того же лицея Кравченко Ю.И. Целью работы является анализ собственного отношения учащихся 6-8 классов лицея к проблеме табакокурения школьников.

В ходе проведения исследовательской работы были разработаны анкеты, которые использовали для анкетирования учащихся 6-8 классов. Анкета содержала 6 вопросов (приложение 1). В рамках исследования опрошено 125 школьников. Анализ результатов анкетирования представлен на рисунке 1.

О негативном влиянии табака и его пагубных последствиях знают 90% респондентов, 7 % считают, что курение безвредно и 3% опрошенных ответили, что не знают о вреде курения. Приблизительный возраст первой попытки курения приходится у 20% опрошенных на 14-15 лет, 80% сообщили, что не курят. Причины, побудившие к курению распределились следующим образом: 50% не хотели выбиться из компании, 35% желали выглядеть старше, 15% закурили из-за любопытства. По наблюдениям опрошенных, выявили, что около школы курят 49% обучающихся, на улице - 15%, в других местах - 36%.

Интересно отметить, что на вопрос 5 - «Если куришь в настоящее время, то, как много?» - 100% ответили, что в настоящий момент не курят. Возможно, при ответе на этот вопрос часть респондентов была неискренна, т.к. в следующем вопросе, о том знают ли родители о курении своих детей, ответили, что они не курят 87% опрошенных. Свой опыт табакокурения 14% скрывают от родителей. И лишь 8% родителей знают об этом.

Таким образом, проанализировав данные анкетирования можно сделать следующие

выводы.

Среди опрошенных, лишь немногие попали под влияние вредной привычки, такой как курение. Основная часть учащихся 6-8 классов (90%) уверены во вреде, оказываемым табакокурением и никогда не совершали попыток курить. Большая часть подростков куривших или курящих сейчас, не бросают курить, из-за страха быть вне компании сверстников. Меньшая же часть из-за чувства любопытства, однако, эти люди чаще всего в скором времени теряют интерес к подобного рода занятию и бросают (производят попытки бросить). Так как большая часть дня подростка проходит на территории школы, учащиеся, злоупотребляющие табакокурением, чаще всего курят около территории школы, намного реже на улице или в любом другом месте. Большинство опрошенных скрывают свой опыт табакокурения от родителей.

Рисунок 1 - Результаты анкетирования учащихся

Исследование подтверждает, что немалую роль в опыте табакокурения играет психологическое давление, оказанное напряжением в школе, связанное с общением со сверстниками и самой учёбой.

Библиографический список:

1. Брюер, Ж. Зависимый мозг. Откурения до соцсетей: почему мы заводим вредные привычки и как от них избавиться. / Ж. Брюер- М.: МИФ, 2018. - 304 с.

2. Гайворонский, И.В. Анатомия здорового и нездорового образа жизни. Атлас. / И.В. Гайворонский, П.К. Яблонский, Г.И. Ничипорук - С-Пб.: СпецЛит, 2013. -410 с.

Приложение 1

АНКЕТА по выявлению вредных привычек Дорогой друг!

Просим тебя ответить на вопросы, которые помогут оценить отношение подростков к курению. Обведи, пожалуйста, подходящий для тебя ответ или подчеркни нужный.

1. Как ты считаешь, курение вредно?

Да Нет Не знаю

2. В каком приблизительно возрасте ты впервые попробовал курить?

До 11-12 лет 12 -13лет 14-15 лет Не пробовал

3. Как ты считаешь, по каким причинам ребята начинают курить?

- не хотелось выбиться из компании сверстников

- из любопытства

- казаться старше

4. В каких местах ребята обычно курят?

На улице Около школы Другое

5. Если куришь в настоящее время, то, как много?

- много (сколько штук в день?)_

- мало (сколько штук в день?)_

- не курю

б.Знают ли родители, что ты куришь или пробовал курить?

Знают Не знают Не курю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.