РЕЦЕНЗИИ
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЙСТВИИ
(Новые технологии обучения / Под ред. В.С. Кукушина. Ростов-на-Дону, 2002)
В серии «Педагогическое образование» (Ростов-на-Дону, издательский центр «Март»; 2002 г.) вышло учебное пособие для студентов педагогических специальностей «Новые технологии обучения» (под общей редакцией В.С. Кукушина).
Еще Я.А. Коменский утверждал: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только при этом условии его работа будет высокорезультативной»
Казалось бы, ниша под названием «Технологии обучения» уже заполнена: есть специальный курс в педагогических университетах, в содержании которого рассматриваются классические и новейшие технологии обучения, есть методические рекомендации по отдельным технологиям обучения и т.п. Впервые пособие такого типа объединило в себе новейшие технологии обучения, как отечественные, так и зарубежные.
Для студента и учителя равно будет интересно узнать ретроспективу движения педагогической и методической мысли и ее современные явления: оно полезно в процессе написания курсовой работы или дипломного сочинения по педагогике или методике преподавания русского языка и литературы, но предназначено не только для студентов педагогических специальностей, но и для практикующих специалистов, т.к. глубоко и широко представляет ретроспективу педагогических технологий. Дан обстоятельный анализ проведенных историко-педагогических исследований (например, выявлено, что педагогические технологии выступали предметом научных дискуссий в течение нескольких столетий)
Учитель русского языка и литературы найдет для себя эффективные технологии обучения: организация коллективных способов обучения на уроках русского языка, игровые технологии, активные методы обучения, проблемное обучение, а также информационные технологии обучения русскому языку. Все они комментируются фрагментами уроков - учителю можно выбрать приемлемые.
От великого чешского педагога авторы пособия принимают тезис о том, что основу обучения должно составлять «искусное распределение времени, предметов и метода» — в этом видят они суть педагогической технологии, основанной на принципе поточной системы производства (что включает 3 элемента: классно-урочная организация жизнедеятельности школы, предметность обучения и определенные правила изложения учебного материала).
Авторы пособия представляют и другие педагогические идеи обучения: И.Г. Песталоцци («механизм» образования); Гансберга, Линде, Шаррельман-на («педагогика творчества»), которые отрицали в принципе любую технологию, потому как она убивает «уникальную личность ребенка»; взгляды Л.Н. Толстого, К.А Вентцеля и др. сторонников идеи «свободного воспитания» — «пробуждения души ребенка» (по словам Л.Н. Толстого, «именно дух, неуловимое влияние учителя, ежеминутно изменяе-
мые приемы ... определяют успешность учения школьника». И наконец, авторы пособия представляют принципиально иную теоретическую идею педагогической технологии 20-х годов ХХ века, представленной в трудах Ф.А. Фрадкина, (тщательное изучение бытовых, природных, социальных, культурных факторов среды, обусловливающих развитие ребенка; обогащение и развитие представлений ребенка за счет внедрения его в мир природы, труда и общественных отношений; преобразования жизни — участие в нем учеников.
Авторы пособия ведут читателя дальше: в 30-е годы ХХ века формулируется идея, которая определила новую матрицу педагогической технологии: развитие ребенка происходит под воздействием обучения и воспитания. Более того, утверждают идеологи этой концепции — Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев — именно в процессе обучения, которое должно опережать развитие, формируется зона ближайшего развития ребенка. Средства, используемые в обучении, позволяют формировать качественно иную умственную деятельность, способствуют интенсивному развитию способов мышления.
В пособии достаточно подробно анализируется уникальная педагогическая технология А.С. Макаренко, теоретической основой которой выступила разработанная им концепция коллектива.
Все ретроспективные исследования позволили авторам учебного пособия выделить важнейшие характеристики педагогических технологий, основанных на различных концептуальных идеях (С.Т. Шацкого, Н.И. Поповой, В.Н. Сороки-Росинского).
Во второй главе пособия представлены теоретические характеристики современных педагогических технологий (включая не только отечественные, но и зарубежные). Дано определение понятия, «сущности педагогической технологии». Данное исследование выявляет принципы и показывает приемы оптимизации образовательного процесса. Авторы пособия раскрывают первое и второе значение термина педагогическая технология — управления процессом обучения (т.е. целенаправленное конструирование целей обучения в соответствии с целями проектирования всего хода процесса обучения, проверка и оценка эффективности выбранных форм, методов средств обучения, оценка текущих результатов, коррекционные мероприятия).
В пособии дан обзор современных технологий: методика коллективных способов обучения, групповые технологии, технологии личностно-ориентированного образования, технологии поддержки ребенка, технология «педагогика сотрудничества», гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, технология знаково-контекстного обучения, игровые педагогические технологии.
Весьма объемно представлены в пособии и активные методы обучения. Авторы отмечают: «Проблема активности личности в обучении требует ос-
РЕЦЕНЗИИ
93
мысления важнейших элементов обучения — создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности». В пособии раскрыто понятие активное обучение, а также дана классификация и характеристика активных методов обучения. Все теоретические положения рассматриваются на практике: даны фрагменты уроков, внеклассных мероприятий.
В учебном пособии отдельной главой представлено витагенное обучение с голографическим методом проекций, автором которого является академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук А.С. Белкин.
В этой главе представлены теоретические основы витагенного образования и голографические технологии в педагогике: прием ретроспективного анализа жизненного опыта, прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся, прием опережающей проекции преподавания, прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели, прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций, прием витагенных аналогий в образовательных проекциях, прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы, технологии творческого синтеза образовательных проекций и т.д.
Большой главой в учебном пособии представлено проблемное обучение. Идея проблемного обучения не нова. Еще величайшие педагоги прошлого искали пути преобразования учебного процесса в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. В этой главе дан исторический экскурс проблемного обучения — зарубежный и отечественный опыт; показаны основные функции и признаки проблемного обучения, сформулированные М.И. Махмутовым. Нет сомнения в том, что проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. В связи с этим вполне понятны попытки выделить виды и уровни проблемного обучения. В данной главе представлены три вида проблемного обучения: научное творчество, практическое творчество, художественное творчество (по М.И Махмутову), а также четыре уровня проблемного обучения: уровень обычной активности, уровень по-лусамостоятельной активности, уровень самостоятельной (продуктивной) активности, уровень творческой активности (по М.И. Махмутову). Организация проблемного обучения имеет определенные сложности, поэтому авторы пособия предлагают пути организации проблемного обучения. Учитель русского языка и литературы найдет для себя интересные формы организации проблемного обучения на разных типах уроков или внеклассных мероприятий.
Широкое освещение в пособии получили так называемые информационные технологии (ИТ). Необходимость внедрения информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. В условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо ограничений по объему и скорости, информационные технологии выступают в качестве средства общения, обучения и воспитания личности. Авторы пособия стремятся, используя ИТ,
реализовать весь потенциал личности и предлагают пути его реализации. В пособии подробно даны характеристики информационных технологий обучения — как зарубежных, так и отечественных. Интересным и познавательным материалом для учителей станет информация о методике проведения интерактивных лекций с применением мультимедиатехнологий обучения. Представлены основные принципы программирования, а также принципы построения обучающих программ — все это делает пособие практически значимым для учителя.
Базисный учебный план, введенный в действие в 1993 г., предусматривает теперь в учебном плане российской средней школы, помимо инвариантной, и вариативную часть в виде факультативов и обязательных занятий по выбору школы и региона (так называемый «школьный и региональный компонент»). Попытка ввести интегрированные курсы «Мировая художественная культура» и «Естествознание» в массовой школе не принесла успеха. Хотя в действующем «Базисном учебном плане» четко указано, что образовательная область шире предметной, она возникает из общности нескольких предметных областей. Например, область «Язык и литература» включает родной, русский и иностранный языки и литературу. На их стыке и формируется новое знание, совершенствуется и развивается личность. Сильная степень интеграции, включая традиционные межпредметные связи, будет характерна для пересекающихся частей одного и того же круга. Так, общую интегрированную часть дает пересечение предметных областей «Иностранный язык» и «Русский язык» в рамках образовательной области «Язык и литература». В пособии показаны пути интеграции не только учебных дисциплин, но и отдельных тем уроков.
Отдельной главой в пособии представлены технологии модульного обучения, где дано понятие «обучающий модуль», а также принципы модульного обучения. Полезной информацией для учителя станет глава «Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении», где представлены методы контроля и типы рейтинговых оценок качества обучения. Учитель найдет для себя возможные классификации контроля.
Авторы пособия представляют основные концептуальные положения вальдорфской педагогики (см. гл. 3. с. 233), ее теоретические и практические задачи, возможные пути реализации целей.
В конце дан обзор педагогических технологий авторских школ (С.Н. Лысенковой — опережающее обучение с использованием опорных схем, технологии развивающего обучения — идеи В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина и др.)
В пособии определены требования к учебным курсам дистанционного образования, особенности построения учебного процесса с использованием дистанционного образования (по этапам), описаны средства дистанционного обучения.
В конце пособия даны тезаурус и список педагогической и методической литературы.
Быкова Г.И., доцент кафедры языкознания и методики преподавания русского языка УрГПУ