Научная статья на тему 'Новые парадигмы высшего медицинского образования: дистанционные технологии обучения'

Новые парадигмы высшего медицинского образования: дистанционные технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхов И. П., Ковалева Г. В., Россиев Д. А., Пац Ю. С.

Стратегическая задача образовательной политики в Красноярской государственной медицинской академии повышение качества подготовки специалистов -реализуется с помощью внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий и средств обучения, созданных на основе современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategic problem of educational policy in Krasnoyarsk medical academy -improvement of quality of preparation of experts is realized by means of introduction in educational process of new pedagogical technologies and the means of training created on the basis of modem information technologies.

Текст научной работы на тему «Новые парадигмы высшего медицинского образования: дистанционные технологии обучения»

Открытие и распространение глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.» весомую роль стали играть инновации в образовании - средства информационных и коммуникационных технологий. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на стимулирование познавательной активности студентов, увеличение доли самостоятельной работы, обучение в сотрудничестве и т.д.

Именно благодаря бурному развитию средств новых коммуникационных и информационных технологий и появилась новая форма (технология) обучения - дистанционное обучение. Эти технологии позволяют разделенным пространством преподавателю и студенту находиться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью определенных приемов построения учебного процесса. Следует заметить, что дистанционное обучение, основанное на использовании Интернета, помимо традиционных для образования функций, решает глобальные задачи: вхождение в мировое сетевое образовательное пространство, интеграцию с мировыми информационными ресурсами и базами данных.

То, что современная система подготовки медицинских специалистов требует модернизации и обновления, уже ни у кого не вызывает сомнений. Уровень квалификации молодого специалиста должен прийти в соответствие с потребностями рынка труда. Поэтому одна из

приоритетных задач высшего медицинского образования в России - повышение качества подготовки специалистов -является стратегической задачей образовательной политики в КрасГМА.

При получении базового медицинского образования на факультете высшего сестринского образования (заочная форма обучения) на долю экономических и правоведческих дисциплин в процентном соотношении к общему количеству часов по учебному плану приходится 5,1-8,0%, что чрезвычайно мало для приобретения фундаментальных знаний и профессиональных навыков. Таким образом, будущие специалисты административного звена не получают в процессе обучения в вузе достаточных знаний о типологических моделях управленческого процесса, характере управленческих отношений, стилях руководства; им не хватает теоретической и практической подготовки в области таких наук, как экономика здравоохранения, правоведение, маркетинг и т.п.

Кроме недостаточного количества часов в учебном плане, на качество приобретаемых знаний и навыков непосредственно влияет уровень педагогического мастерства и квалификации педагога. Поэтому необходимо проводить повышение квалификации профессорско-преподавательского состава не только по специальности, но и по основам дидактики и психологии организации учебного процесса, привести учебный материал в соответствие с современными достижениями науки и практики; внести коррективы в учебные планы с учетом требований рынка труда.

С целью повышения качества подготовки специалистов в Красноярской государственной медицинской академии было принято решение о внедрении в учебный процесс новых педагогических технологий и средств обучения, созданных на основе современных информационных технологий. Для этого был создан центр дистанционного обучения КрасГМА (ЦЦО).

На данном этапе в ЦЦО производится разработка электронных учебно-методических комплексов для факультета ВСО (заочное отделение) по основам экономических знаний, правоведению, экономике здравоохранения, правовым основам здравоохранения. Этот факультет был выбран не случайно: студенты длительное время (в межсессионные периоды) находятся вдали от вуза, не имея возможности напрямую связаться с преподавателем в случае возникновения затруднений при изучении учебных материалов или выполнении контрольных работ; не всегда могут вовремя ознакомиться с изменениями в нормативной, правовой и экономической базах законодательства РФ, а следовательно, и в учебных материалах. Чтобы устранить этот недостаток заочного обучения (при сохранении всех преимуществ), разрабатывается не только принципиально новая методическая система, но и новые технологии коммуникации.

Следует отметить, что дистанционные технологии при организации учебного процесса предполагают прежде всего использование личностно-ориентированного подхода, что тоже немаловажно, так как студенты факультета ВСО в большинстве взрослые люди, уже сформировавшиеся личности, имеющие немалый опыт работы в лечебных учреждениях. Поэтому дистанционные технологии в данном случае базируются на основных принципах андрогогики, что ведет к существенному изменению парадигмы процесса обучения: вместо привычной схемы «преподаватель -студент» принципиально иная: «студент - электронный учебно-методический комплекс - преподаватель». Такое смещение акцентов стимулирует учебно-познавательную деятельность студента, а учебный материал, выстроенный на проблемной основе и связанный с реальными жизненными ситуациями, создает дополнительную мотивацию к качественному изучению учебного материала по дисциплинам, преподаваемым дистанционно.

Интерактивность процесса обучения в рамках дистанционных курсов по предметам будет обеспечивается посредством электронной почты или взаимодействия через специальный интернет-сайт. Каждый студент сможет получить консультацию преподавателя, его комментарии по поводу контрольных работ или рекомендации по выбору дополнительной учебной литературы по заинтересовавшей студента проблематике и прочему в течение 1-

2 дней. Преподаватель, в свою очередь, сможет оперативно реагировать на изменения в законодательной базе РФ коррективами в учебных планах и программах, электронных учебниках, системе контроля и пр. Несомненно, это нововведение будет являться не только большой поддержкой, но и дополнительным средством стимулирования познавательной активности обучающихся.

Основные принципы андрогогики мы планируем реализовывать, не только управляя познавательной деятельностью студентов-заочников, но и дав им возможность саморегулировать (распределять во времени и объеме) свою учебную деятельность. Постоянные контакты между всеми участниками обучения в межсессионные периоды позволяют широко применять самооценку, рефлексию при оценке эффективности учебной деятельности; вырабатывать у студентов навыки критического мышления, столь необходимые в современной жизни.

Модернизируя технологию образовательной системы, внедряя дистанционные технологии обучения в рамках КрасГМА, мы таким образом надеемся существенно повысить качество подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.