Научная статья на тему 'Развитие информационно-образовательной среды вуза'

Развитие информационно-образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL / REMOTE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копеин Андрей Валентинович, Пахомова Елена Алексеевна

Авторы решают задачу создания информационно-образовательной среды вуза с учетом социальной перспективы, показана роль дистанционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копеин Андрей Валентинович, Пахомова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Educational Information Environment of Higher School

Authors view the problem the information environment of high school in a social prospective; showing the role of remote technologies

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-образовательной среды вуза»

УДК 378.4

А. В. Копеин, Е. А. Пахомова

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ВУЗА

В настоящее время перед каждым высшим учебным заведением стоит сложная, многофакторная задача, связанная с формированием и развитием новой информационно - образовательной среды (ИОС) с учетом требований социальной перспективы.

За последние 10 лет на уровне Правительства Российской Федерации приняты и реализуются специализированные программы, направленные на реформирование образовательной системы с целью ориентации на потребности глобального информационного общества и призванные повысить качество и эффективность образования. Основными из них являются: правительственная программа «Концепция модернизации образования России до 2010 г.», федеральная целевая программа «Электронная Россия 20022010 гг.», федеральная целевая программа развития образования на 20062010 гг. В период с 2001 по 2005 гг. успешно реализована федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды».

Переход общества к постиндустриальной цивилизации, при которой приоритетными в экономических отраслях становятся информационные технологии и на первый план выходит знание и информация, определяет качественно новый этап экономического образования, предполагающий использование в учебном процессе современных информационных технологий, способствующих самореализации, самообразованию и умению самостоятельно принимать верные решения в условиях неопределенности.

Современный специалист должен:

- уметь перевести получаемые знания в конкретные предложения;

- знать, как обеспечить доступ к глобальным источникам знаний;

- иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, владеть навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации;

- владеть методологическими знаниями и аналитическими навыками;

- владеть навыками проведения научных исследований;

- владеть базовыми знаниями и навыками, обеспечивающими способность постоянно учиться;

- развивать в себе все аспекты человеческого интеллектуального потенциала;

- владеть современными информационными технологиями;

- владеть ценностями, необходимыми для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, быть его ответственным гражданином, обладать необходимой социальной компетенцией и др.

В последние десятилетия внедрение новых информационных технологий во все сферы производственно - хозяйственной деятельности инициировали интенсивное развитие дистанционных технологий обучения [4; 8].

В направлении развития дистанционных технологий обучения Россия предпринимает конкретные шаги. В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» введено определение и содержание дистанционного обучения, в нем говорится, что «... под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием» [1]. В 2004 г. Министерством образования РФ окончательно разработана и принята законодательно - нормативная база, регламентирующая применение учебными заведениями дистанционных образовательных технологий.

Одним из лидеров в сфере разработки, внедрения и использования дистанционных форм и методов обучения в России является Международный институт экономики и права - один из первых российских вузов, которому Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подтвердила готовность реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий в полном объеме [2; 5].

Образовательный процесс в МИЭП с использованием дистанционных образовательных технологий реализуется на основе учебно - методических комплексов «кейсового типа», традиционных и инновационных средств доставки информации студентам, формированием на местах значительного по объему библиотечного фонда научной и учебной литературы, а также информационного банка данных по изучаемым дисциплинам [5; 6].

В течение многих лет на кафедрах Сибирского филиала МИЭП проводятся инициативные работы по изготовлению и использованию различного рода электронных средств обучения, а с 2005 г. структурные подразделения СФ МИЭП стали активно использовать в своей деятельности системный подход при внедрении программ дистанционного обучения [3; 7].

В настоящее время выделяют два сформировавшихся полярных направления развития систем и технологий дистанционного обучения. Первое направление - это инициативное, спонтанное создание электронных ресурсов различными инструментами, различных по своей структуре и наполнению. Второе направление - это использование проектных методов, технологического подхода к разработке, стремление следовать требованиям системности.

Первое направление вносит важный вклад в развитие процессов дистанционного обучения. Во-первых, наиболее важные курсы ведущих профес-

соров и преподавателей вуза сохраняются в электронном формате. Это позволяет в перспективе на их основе сделать контент, отвечающий современным требованиям. Во-вторых, и преподаватели, и студенты получают опыт создания и использования электронных средств обучения (электронных учебно-методических комплексов, комплектов презентационной графики, компьютерных тестов и др.). Достаточно очевидна основная положительная стороны первого подхода: простота и экономичность создания электронного ресурса, что позволяет быстро использовать разработанный электронный продукт на как на заочной и очно-заочной формах обучения, так и на очной форме. Создаваемые по стандартной технологии электронные образовательные продукты гипертекстовой формы отвечают требованиям единого интерфейса, дизайна, навигации и прочим важным требованиям к программным образовательным продуктам, однако процесс их изготовления носит зачастую случайный характер.

Учебный курс создается как электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) с постепенным наполнением всеми учебными и методическими компонентами. Для каждого ЭУМК разрабатывается его модульная и компонентная структуры с учетом дидактических требований. Теоретической основой и основополагающими требованиями к компонентному составу УМК являются фундаментальные положения деятельностного подхода к обучению. Компонента УМК определена как единица учебно-методического комплекса, выделенная по дидактическому принципу. Для каждой компоненты сформулирована своя дидактическая задача. Выделены общие дидактические требования: полнота и непрерывность дидактического цикла обучения; структурно-функциональная связанность учебного материала; интерактивность; наглядная ориентация в материале; компьютерная визуализация учебного материала; простота и «прозрачность» навигации.

Разработка УМК проводится с учетом стандартизированных требований и технологических подходов, существенной составляющей данного подхо -да в том числе является использование Интернет (интранет) -технологий на основе выбранной Web - CD технологии обучения.

Для второго направления характерным является системность решения задачи поддержки системы дистанционного образования. Единого решения в реализации системного подхода нет и российские вузы решают этот вопрос с учетом сформулированных целей, имеющихся кадровых и финансовых возможностей. В полном же объеме системный подход может быть осуществлен только в специально созданной организационной структуре, обеспечивающей централизацию всей системы дистанционного обучения в вузе на базе единой, обслуживаемой LMS (Learning Menedgment System) -специального программного обеспечения разработки электронных средств обучения. Необходимым условием здесь является наличие профессиональной группы, в задачи которой входит работа с авторами учебных курсов, электронная реализация курсов; отслеживание основных тенденций дистанционного обучения; обобщение накопленного опыта [7].

Осуществление дистанционного обучения предполагает использование более широкого набора средств обучения. В многочисленных исследованиях структура средств обучения в дистанционном образовании достаточно хорошо разработана, отмечаются отличия традиционных и новых средств, к которым относятся электронные учебно-методические материалы; компьютерные обучающие системы; Интернет [4; 8].

Следует отметить, что дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей остаются прежними: соответствие дидактического процесса закономерностям учения; принципа научности и единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Однако реализация этих принципов обусловлена спецификой дистанционной формы обучения, возможностями телекоммуникаций и Интернет. Нами был проведен опрос студентов всех форм обучения на факультетах (экономики и управления и юридическом) Сибирского филиала МИЭП (опрошено 40 % от общего числа обучающихся), связанный с перспективой дистанционного обучения в вузе, основным направлением деятельности которого является подготовка специалистов в области экономического и юридического образования [7].

Основная цель анкетирования состояла в определении практических навыков использования компьютерных технологий (табл. 1) и выяснении готовности к использованию технологий Интернет в будущей профессии. Имеют опыт работы на персональном компьютере (ПК) 94,4% респондентов, соответственно не имеют такого опыта 5,6%. На вопрос, связанный с частотой работы на ПК, студенты, имеющие опыт работы, ответили следующим образом: ежедневно работают 39%, несколько раз в неделю - 22%, раз в неделю - 14%, раз в месяц - 25%. На вопрос: «С какими службами Интернет Вы имеете опыт работы?» были получены данные: электронная почта - 35%; WWW - 63%; телеконференция - 1%; передача файлов FTP -11%; видеоконференция - 3%. Респонденты также ответили на вопросы, связанные с местом работы на ПК, опытом работы со службами Интернет, о дисциплинах, которые хотели бы изучать через посредство Интернет с использованием электронных средств поддержки обучения.

Идея дистанционного обучения имеет перспективы, поскольку практически треть опрашиваемых - 33%, готовы изучать через посредство Интернет с использованием электронных учебно - методических материалов «решительно все дисциплины» и только менее 4% - «ничего».

При организации заочного обучения мы использовали кейсовую технологию, т. е. дистанционную образовательную технологию, основанную на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно - методических комплексов (УМК), предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации.

Таблица 1

Использование компьютерных программ студентами юридического факультета и факультета экономики и управления СФ МИЭП

Компьютерные программы Количество респондентов (%)

Операционные системы:

- MS Windows 92,6

- 2000 18,6

- XP 63,0

- другие 5,6

Текстовые редакторы:

- Блокнот 25,9

- MS Word 2002 / 2003 91,7

- другие 33,3

Электронные таблицы:

- MS Excel 2002 / 2003 31,5

- другие 16,7

Программы - обозреватели Интернет:

- MS Internet Explorer 63,0

- Opera 12,0

- другие 4,6

Почтовые программы:

MS Outlook Еxpress 13,9

The Bat! 4,6

Другие 0,9

Архиваторы 70,4

Интернет - пейджер:

- ICQ 35,2

- Другие 9,3

Файловые менеджеры:

- Far 12,0

- другие 6,5

При активном внедрении дистанционной формы обучения с использованием информационных технологий (ИТ) мы выявили факторы: недостаточно высокие технические возможности (скорости передачи информации, отсутствие современной компьютерной и коммуникационной техники для организации теле- видео- и аудиоконференций), сравнительно высокие стоимость самих технических средств и сумма затрат на информационный обмен по каналам связи в регионе, что не позволяет самим обучаемым достаточно активно и оперативно работать в режиме реального времени, используя ^'еЬ-технологии. Обращение к образовательным ресурсам через Интернет для многих является достаточно дорогостоящим занятием и может составлять заметную долю от полных затрат на образование. К тому же качественные электронные средства обучения требуют широкого использования средств мультимедиа, что приводит к дополнительному существенному увеличению объемов затрат на использование коммуникационных технологий в образовании [7].

Мы видим выход из создавшегося положения в том, что необходимо создать относительно простые в разработке и использовании, ориентированные на существующий в регионе социум и готовность населения к активному внедрению в сферу образования новые информационные технологии, универсальные средства обучения - ЭУМК, не перегруженные аудио- и видеоинформацией, допускающие оперативную модернизацию и обеспечивающие наращиваемость, представляющие собой основной элемент информационно-образовательной среды (ИОС) дистанционного обучения [3; 6; 7].

Еще один фактор - это необходимость переподготовки преподавателей (особенно юридических дисциплин) для работы в системе ИОС, поскольку внедрение информационных технологий в образовательный процесс существенно изменяет технологию обучения. Переподготовка преподавателей старшего возраста (наиболее опытных и квалифицированных) вызывает вполне понятные сложности и требует значительного времени. Для решения этих проблем мы используем разделение труда. Ведущие преподаватели предоставляют содержательную часть электронных средств обучения и сценарии их реализации в электронном виде. Программисты и «технологи» (как правило, более молодые преподаватели) создают электронные учебно-методические комплексы и их модули. К самому процессу обучения могут быть привлечены и опытные преподаватели, и более молодые. В процессе совместной работы происходит передача педагогического опыта [6; 7].

В целом развитие образовательной модели дистанционной подготовки специалиста в Сибирском филиале МИЭП основано на объединении на основе новых информационных технологий образовательных ресурсов головного вуза (преподавательские кадры, информационный банк учебно-методических разработок) и ресурсов наращиваемой профильной информационно-образовательной среды филиала института [3; 5-7].

В соответствии с вышесказанным нами был разработан и реализован ряд элементов ИОС на основе ^^еЬ-технологий (в дополнение к имеющимся образовательным ресурсам и технологиям дистанционного обучения МИЭП).

Организационная составляющая модели включает новую форму проведения учебного процесса, в котором участвуют, как минимум, две учебных организации (головной вуз и его филиал) - при этом появляется возможность использования обучаемыми и обучающими богатой информационной и кадровой базы головного института.

В основе ИОС лежит образовательная концепция дистанционного обучения в условиях использования новых ИТ и ее базовый элемент - система электронных учебно-методических комплексов, количество которых значительно возросло за период с 2005 г по настоящее время [7]. Необходимым звеном ИОС являются технологии автоматизированного контроля знаний [6].

В рамках совершенствования дистанционных технологий мы изменили порядок использования электронных учебных материалов по дисциплинам.

Ранее используемые электронные учебно-методические комплексы помимо текущего обновления содержания, пополнились дополнительным методическим сопровождением, изменился и стал более разнообразным формат учебных материалов, в состав многих ЭУМК входят различные видеоматериалы (видео- и аудиолекции).

На установочной сессии

(

Получает в аудитории групповую консультацию по дисциплине

СТУДЕНТ: В межсессионный период

Знакомится на CD дисках с демонстрационными версиями решения проблемных задач ПТК по дисциплине, презентациями, планами - конспектами лекционных курсов и иными учебными материалами

Участвует в работе форума по своей дисциплине на сайте СФ МИЭП: получает ответы на вопросы; знакомится с ответами на чужие вопросы

Получает на сайте МИЭП и СФ МИЭП рекомендации по использованию литературы и ресурсов Интернет по данной дисциплине

Выполняет задания ПТК

Проводит самотестирование

На итоговой сессии

Проходит очную аттестацию по изучаемой дисциплине

V

Рис. 1. Схема обучения студента с использованием ЭУМК

Студенты получают на руки CD и DVD - диски с указанными ЭУМК и другими необходимыми учебными материалами по тем дисциплинам, по которым обучение в предстоящем семестре планируется вести с использованием ЭУМК (программы дисциплин, тесты для проведения самотестирования, презентации, планы-конспекты лекционных курсов и комплексы проблемно-поисковых заданий, графики учебных занятий, расписания занятий, методические рекомендации кафедр и т. п.) [5-7].

Через систему авторизации студенты получают доступ и на информационный сайт Сибирского филиала МИЭП в Интернете (www. sf-miep. ru) к

закрытой электронной библиотеке учебно-методических материалов, оперативно обновляемым разъяснениям по наиболее трудным разделам, а также могут знакомиться с новейшими изданиями учебно-методической литературы и рекомендациями по ее использованию при изучении конкретных дисциплин, участвовать в работе учебного форума, работать с информационными образовательными ресурсами головного института в сети Интернет (www. miepvuz. ru).

Схема обучения студента с использованием ЭУМК представлена на рис. 1

[5; 6].

Рис. 2. Схема работы с индивидуальными вопросами студентов, направляемыми студентами Сибирского филиала в вуз по электронной почте

В период сессии студенты могут использовать компьютеры учебных компьютерных классов для работы с ЭУМК и выхода на информационные сайты МИЭП и Сибирского филиала МИЭП. При необходимости получить консультацию у московских преподавателей студенты имеют возможность отправить письменный вопрос в головной институт по электронной почте. Для студентов, не имеющих постоянного доступа к компьютерам в межсессионный период, составляется отдельный график работы с ЭУМК в компьютерном классе во время сессий и в межсессионный период.

Схема работы с индивидуальными вопросами студентов Сибирского филиала МИЭП представлена на рис. 2 [5; 6]. Электронная библиотека консультаций на информационном сайте СФ МИЭП включает в себя комплекс ответов преподавателей института на уточняющие вопросы студентов по заданиям, сформулированным в проблемно-тематических курсах, аккумулирует актуальные ответы преподавателей кафедр на вопросы студентов всех филиалов вуза за длительный период. Предмет консультаций - конкретные затруднения, с которыми сталкиваются студенты в ходе освоения ПТК и выполнения практических заданий (содержательные, процедурно-логические, технические).

В электронной библиотеке собраны консультации, которые не потеряли своей актуальности и могут оказать существенную помощь студенту. Сама консультация не предусматривает готового ответа на конкретные задания; помощь студенту оказывается путем предоставления дополнительной информации по проблеме, разъяснения термина, обнаружения процессуальной ошибки, рекомендации дополнительной литературы, нормативного правового акта, нормативного документа и др. Комплекс консультаций по каждому ПТК дополнен образцом (примером) решения одного из заданий ПТК, а в некоторых случаях - сходного с ним задания. Консультации систематизированы по факультетам, курсам, семестрам, а внутри них - по учебным дисциплинам, содержание электронной библиотеки консультаций систематически дополняется и обновляется.

Немало сделано преподавателями по созданию собственных информационных ресурсов ИОС вуза, электронной библиотеки учебно-методических разработок для доступа к ним обучаемых через сеть Интернет [3; 6; 7].

В вузе имеется обширная библиотека учебных материалов, представленных в электронном виде, включающая помимо разработок московских авторов и труды преподавателей Сибирского филиала по различным дисциплинам. Доступ к ней реализуется через подсистему авторизации прав пользователя из внутривузовской учебной сети.

Электронная библиотека, созданная профессорско-преподавательским составом СФ МИЭП, в сети Интернет располагается на информационном сайте Сибирского филиала.

В настоящее время первый этап создания информационно-образовательной среды Сибирского филиала МИЭП, объединяющей информационные ресурсы головного вуза и его Сибирского филиала, находится на стадии за-272

вершения. Профильная ИОС филиала способна объединить на основе ЭУМК учебно-методическое обеспечение образовательного процесса и его активных участников - преподавателей и студентов. При этом преподаватели выполняют роль экспертов-консультантов в предметной области, инициаторов творческой деятельности обучаемых, а студенты - роль активных участников, способных наполнять и изменять ИОС путем участия в диалогах посредством электронной почты, участия в форумах Интернет, реализуя тем самым принцип обратной связи [3; 5-7].

Системообразующим элементом информационно-образовательной среды вуза является электронная библиотека учебно-методических, учебно-организационных, других учебных материалов, обеспечивающая предоставление пользователям полнотекстовых информационных ресурсов учебно-методического, справочного и иного назначения в соответствии с концептуальной формулой образовательной деятельности. Обычные учебные материалы трансформируются в электронные учебно-методические комплексы. Эту работу вместе с преподавателем выполняют инженеры-программисты, специалисты по дизайну, по аудиомонтажу, видеосъемке. В конечном итоге электронный учебно-методический комплекс приобретает завершенный вид для представления на оптических CD и DVD дисках и адаптируется для Интернет обучения.

На следующих этапах развития информационно-образовательной среды нам предстоит закончить ее разработку как единой информационно-образовательной среды вуза на основе информационного Web-портала СФ МИЭП; продолжить модернизацию электронных учебно-методических комплексов по всем годам обучения для специальностей экономического и юридического профиля. Это сложные и трудоемкие задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показала практика, наиболее актуальным является использование подобных разработок в учебном процессе по заочной, очно-заочной, ускоренной формам обучения. Тем самым, по мнению авторов, компенсируется определенная нехватка необходимой современной учебной литературы, связанная, в том числе, и с изменением социально-экономических условий, требующих оперативного внесения соответствующих корректив в «подачу» учебного материала по предметам, по его составу, информационному содержанию (а именно электронные учебно-методические материалы и обеспечивают необходимую «быструю» свою адаптацию, корректировку, наполняемость) [3; 6; 7].

Следовательно, именно обычное традиционное обучение, дополненное гипертекстовыми учебно-методическими разработками - электронными учебно-методическими комплексами (имеющими в своем составе кроме необходимого учебного материала систему контроля знаний и / или обращение к тестам в сети Интернет по определенной преподавателем проблеме или дисциплине, ссылки на сетевые информационные ресурсы), его тесная интеграция с информационными ресурсами общества и обращение в ходе аудиторных практических и семинарских занятий, лабораторных ра-

бот к этим информационным ресурсам в сети Интернет, дающей возможность в рамках группового обучения обеспечить каждого обучаемого дополнительным учебно-методическим материалом, максимально активизируют интеллектуальную и познавательную деятельность студентов, повышая их мотивацию к изучению дисциплин [4; 7; 8].

Таким образом, происходит создание единой информационной образовательной среды МИЭП, объединяющей информационные ресурсы головного вуза и его Сибирского филиала.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) и в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 июня 2004 года № 45.

3. Копеин, А. В. Образовательная модель дистанционной подготовки специалистов в области экономического и юридического образования (практика развития и адаптации образовательной технологии МИЭП) / А. В. Копеин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях», том 1. - Новокузнецк: КузГПА, 2005. - С. 181-184.

4. Копеин, А. В. Активизация интеллектуальной и познавательной деятельности студентов на базе технологий Интернет / А. В. Копеин, И. А. Евсеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях», том 1. - Новокузнецк: КузГПА, 2005. - С. 188-190.

5. Косевич, А. В. Дистанционные образовательные технологии. Опыт применения в МИЭП / А. В. Косевич // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях», том 1. - Новокузнецк: КузГПА, 2005. - С. 156-159.

6. Образовательная модель дистанционной подготовки специалистов в области экономического и юридического образования (развитие и адаптация образовательной технологии МИЭП) / под общ. ред. А. В. Копеина. - Новокузнецк: СФ МИЭП, 2005. - 46 с.

7. Образовательная модель дистанционной подготовки специалистов экономико-юридического профиля (развитие и адаптация образовательной технологии МИЭП - 2005/07 гг.) / под общ. ред. А. В. Копеина, Е. А. Пахомовой. - Новокузнецк: СФ МИЭП, 2007. - 48 с.

8. Пахомова, Е. А. Непрерывное экономическое образование учащихся как условие их социально-профессиональной адаптированности / Е. А. Пахомова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях», том 1. - Новокузнецк: КузГПА, 2005. - С. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.