Научная статья на тему 'Новые ориентиры развития АПК России на период до 2030 года'

Новые ориентиры развития АПК России на период до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1561
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серегин Сергей Николаевич

Комитет Совета Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию 18 мая 2018 г. провел парламентские слушания в Президиуме Российской академии наук по вопросу рассмотрения проекта «О разработке долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г.». В целом в Стратегии представлен современный уровень развития агропромышленного комплекса, дана краткая характеристика социальной сферы села, развития земельных отношений, агропродовольственных рынков, формирования необходимой нормативно-правовой базы и даны ключевые направления развития отраслей АПК с учетом мирового опыта, государственной поддержки и институциональных решений с указанием целевых индикаторов и показателей, реализация которых на горизонте 2030 г. обеспечит решение поставленных задач. Вместе с тем в проекте Стратегии не отражен ряд важных проблем, от решения которых зависит динамика развития всех звеньев АПК России и продовольственного рынка, а также механизмы их реализации. Это относится к проблемам развития сельских территорий, отдельных значений целевых индикаторов и перечня рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серегин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New guidelines for the development of the AIC of Russia for the period up to 2030

The Committee of the Council of Federation on Agro-Food Policy and Nature Management held a parliamentary hearing on May 18, 2018 in the Presidium of the Russian Academy of Sciences on the consideration of the draft «On the development of a long-term strategy for the development of the agro-industrial complex of the Russian Federation for the period until 2030». In general, the Strategy presents the current level of development of the agro-industrial complex, gives a brief description of the social sphere of the village, the development of land relations, agro-food markets, the formation of the necessary regulatory and legal framework, and gives key directions for the development of the agribusiness sectors, taking into account world experience, government support and institutional solutions, indicators and indicators, the implementation of which on the horizon of 2030 will ensure the solution of the tasks. At the same time, the Draft Strategy does not reflect a number of important problems, on the decision of which depends the dynamics of development of all segments of the agroindustrial complex of Russia and the food market, as well as mechanisms for their implementation. This refers to the problems of rural development, individual values of target indicators and a list of risks.

Текст научной работы на тему «Новые ориентиры развития АПК России на период до 2030 года»

УДК 663/664.001.7:338.439(045)

Новые ориентиры развития АПК России на период до 2030 года

B.Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского

C.Н. Серегин, д-р экон. наук, профессор

ФНЦ пищевых систем имени В.М. Горбатова РАН, Москва

Комитет Совета Федерации по аг-ропродовольственной политике и природопользованию 18 мая 2018 г. провел парламентские слушания в Президиуме Российской академии наук по вопросу рассмотрения проекта «О разработке долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года».

Проект Стратегии был разработан Федеральным научным центром аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства.

В обсуждении проекта Стратегии приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровня, научных организаций и вузов, отраслевых союзов и ассоциаций.

Проект Стратегии разработан в соответствии с требованиями базовых документов государства, предъявляемыми к документам стратегического планирования. При определении целевых установок и формулировки задач их достижения были учтены требования Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Для проведения анализа состояния отраслей агропромышленного комплекса в рамках разработки Стратегии были использованы данные Росстата, Таможенного комитета России, органов управления АПК регионов, отраслевых союзов, научных и международных организаций.

В целом в Стратегии представлен современный уровень развития агропромышленного комплекса, дана краткая характеристика социальной сферы села, развития земельных отношений, развитие агропродоволь-ственных рынков, формирования необходимой нормативно-правовой базы и намечены основные направления развития отраслей АПК с учетом мирового опыта, государственной поддержки и институциональных решений с указанием целевых индикаторов и показателей, реализация

которых на горизонте 2030 г. обеспечит решение поставленных задач.

При разработке Стратегии учитывались взаимосвязи макроэкономической политики с условиями и результатами функционирования агропромышленного комплекса-это обусловлено тем, что российский АПК обеспечивает продовольственную безопасность страны, при этом сельское хозяйство взаимодействует более чем с 60 отраслями народного хозяйства, укрепляет позиции России на мировых рынках продовольствия.

Основные тенденции развития АПК, заложенные в проекте Стратегии, представлены ниже.

За последние годы наблюдается рост агропромышленного комплекса темпами, опережающими рост промышленного производства и ВВП страны в целом (за период 20122017 гг. рост сельскохозяйственного производства - 14,8 %, рост промышленного производства - 4,1 %, рост физического объема ВВП - 5%). Доля сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в структуре ВВП составляет 7 %.

Вместе с тем рост объемов производства агропродовольственной продукции обострил проблемы с его переработкой, хранением и доставкой продукции до конечного потребителя. Рекордный урожай зерна в 2017 г. в 134 млн т вызвал сложности со сбытом, хранением и переработкой, сложившееся затоваривание привело к снижению цены и как следствие - к падению доходов производителей (так, цена продовольственной пшеницы 3 класса снизилась за 2017 г. на 17% с 9 842 руб./т до 8 169 руб./т).

Экспорт отраслей отечественного

АПК носит в основном сырьевой характер. так, из общего объема российского экспорта в 2017 г. в размере 20,7 млрд долл. на экспорт зерновых культур пришлось 38 % или 7,9 млрд долл.

Вместе с тем произошли позитивные перемены в международной торговле - российские производители существенно нарастили экспорт продукции АПК (рис. 1).

В 2017 г. экспорт увеличился и превысил 20,7 млрд долл. главным образом за счет экспорта зерна в объеме 43,2 млн т. В результате в товарной структуре экспорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила 5,8%.

Одновременно импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия сократился с 43,3 млрд долл. США в 2013 г. до 28,7 млрд долл. СшА в 2017 г. или почти на 34 %. Соответственно, разрыв между импортом и экспортом уменьшился с 27 млрд долл. СшА до 8 млрд долл. СшА.

В этих условиях удалось достичь пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по всем основным видам продукции за исключением молока и молокопродуктов.

Несмотря на достигнутые успехи, в АПК сохраняется ряд нерешенных проблем, которые сдерживают темпы экономического роста и снижают эффективность сельскохозяйственного производства. Сложившиеся экономические условия функционирования сельского хозяйства и его технико-технологический уровень являются основными причинами отставания отрасли от лучших мировых показателей по продуктивности в растениеводстве и животноводстве, а также относительно невысокой конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках. К примеру, уровень затрат при производстве, производительность труда, масштабы внедрения современных технологий отстают от уровня про-мышленно развитых стран, что сказывается на конечных результатах работы. так, по состоянию на 2017 г. урожайность зерна в России - 27 -28 ц/га, в Китае - 56 ц/га, в СшА -60 ц / га; энергообеспеченность -2 л. с./га, уровень развитых стран -

ИгЗ

в Экспорт Е Импорт 'Сальдо

Рис. 1. Динамика внешней торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, млрд долл. США

2,5-3 л. с./га; дефицит сельскохозяйственной техники - 35-40 %.

Сохраняется чрезмерно высокая зависимость отечественного АПК от зарубежных техники и технологий, что представляет серьезную угрозу для сохранения и наращивания производства большинства видов сельскохозяйственной продукции в стране. Так, доля импортной техники в общем количестве сельскохозяйственной техники в 2017 г. составила по тракторам 69%, зерноуборочным комбайнам - 23% и кормоубороч-ным комбайнам - 22%, по машинам и оборудованию для животноводства - около 90%.

Критическая зависимость сохраняется и в обеспечении предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности технологическим оборудованием российского производства: по оценкам специалистов из 6,5 тыс. видов оборудования в нашей стране производится не более 2 тыс., при этом только пятая часть соответствует мировому уровню.

Сегодня отрасль пищевого машиностроения представлена 270 крупными предприятиями с числом занятых 14 000 человек. Уровень импорта технологического оборудования в отдельных отраслях достигает 90 %, глубина переработки сельхозсырья не превышает 60%, потери готовой продукции, обусловленные неразвитостью инфраструктуры, современных систем хранения и логистики составляют 20-25%.

В настоящее время проводится в жизнь комплекс мер, направленных на поддержку машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, включающий 8 различных видов (постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. № 1312, от 03.01.2014 г. № 3, от 17.12.2016 г. № 1388, от 24.04.2017 г. № 488, от 26.04.2017 г. № 496, от 10.05.2017 г. № 547, от 25.05.2017 г. № 634, комплексная поддержка АО «Российский экспортный центр», АО «Росэк-симбанк», Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) экспорто-ориентированных организаций).

В 2018 г. объем выделенных средств составил 27,4 млрд руб. Показательно, что при практически аналогичном объеме мер государственной поддержки в 2017 г. ими воспользовалось 31 предприятие отрасли (11%) на сумму 607,8 млн руб.

Высокая импортная зависимость остается по таким видам ресурсов, как семена, кормовые добавки, средства защиты растений, ветеринарные препараты и др.

В сфере работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в соответствии со Стратегией научно-технологического развития

Российской Федерации предстоит внедрить современные технологии хранения и глубокой переработки сельхозсырья, поднять уровень экологизации производства, обеспечить создание безопасных, качественных, в том числе функциональных продуктов питания. Предстоит решить проблему производства пищевых добавок и ингредиентов с целью расширения группы функциональных и экологически чистых продуктов питания.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» Правительством Российской Федерации была утверждена (постановление от 25 августа 2017 г. № 996) Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг., целью которой определено обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции, технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

На эти цели за 2017-2025 гг. предусматривается направить за счет средств федерального бюджета 26094816,5 тыс. руб. и средств внебюджетных источников - 24993052 тыс. руб.

Российская Федерация обладает необходимым потенциалом для развития АПК (богатейшие запасы пресной воды, обширные территории с плодородными почвами, территориальная близость к крупнейшим центрам потребления).

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 в части самообеспеченности страны продовольствием развитие национальной технологической инициативы, развитие экспорта сельскохозяйственного сырья и поставки продовольствия на мировые рынки до уровня 45 млрд долл. (прежде всего товаров высокого передела), развитие АПК в целом и его пищевой и перерабатывающей отраслей в частности должно рассматриваться как приоритетное направление развития страны.

Реализация данного направления может быть обеспечена за счет

диверсификации агропромышленного производства посредством внедрения современных инновационных технологий глубокой и комплексной переработки сельскохозяйственного сырья. Это решит проблему насыщения внутреннего продовольственного рынка и расширит возможности для наращивания экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

В настоящее время в стране имеются научные и технические разработки мирового уровня, позволяющие добиться высоких результатов в сфере хранения и глубокой переработки сельхозсырья. Так, отечественные экологически безопасные технологии облучения с использованием ионизирующего излучения (у-излучения, излучения электронов, тормозного рентгеновского излучения) успешно применяются для обработки многих видов пищевой продукции, способствуют увеличению сроков хранения, уничтожению патогенной микрофлоры, сокращению потерь при транспортировке и хранении. По мнению экспертов, только внутренний рынок услуг по облучению продуктов питания и сельхозпродукции к 2030 г. может составить до 1 - 1,2 млрд долл.

Для ускоренного развития АПК России необходимо на региональном уровне, с участием исполнительных органов власти, предпринимательского сообщества, отраслевых союзов и ассоциаций, уточнить потребности и емкость рынка технологического оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. Это позволит в короткие сроки внедрить современные технологии в отечественную промышленность, повысить конкурентоспособность российской продукции на внутренних и международных рынках.

Масштабная реализация данного проекта может быть решена только в тесном взаимодействии с предприятиями оборонно-промышленного комплекса по гражданской тематике и развитию международной кооперации.

Важнейшей проблемой остается решение вопросов рационального пространственного размещения и специализации агропромышленного производства. При реализации этого направления развития необходимо учитывать национальные интересы страны, рациональное использование производственных ресурсов и биоклиматического потенциала территорий, повышение эффективности производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Потребуется проработать вопросы создания масштабных специализированных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, осуществить внутрирегиональное размещение сельскохозяйственного производства

с учетом развития отраслей пищевои и перерабатывающей промышленности.

Решение указанной проблемы потребует от государства проведения всестороннего анализа депрессивных регионов Северо-Запада, отдельных регионов Центра европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока с почти повсеместно сокращающимся сельским населением и сельскохозяйственным производством, традиционными для этих территорий видами деятельности и сформировать меры государственной поддержки этим территориям в рамках государственных программ.

Развитие агропродовольственых рынков и международное сотрудничество в предстоящем периоде будут играть важную роль в динамике развития всех звеньев агропромышленного производства. Приоритеты здесь, прежде всего, необходимо выстраивать со странами Евразийского экономического союза и СНГ, а также с международными интеграционными формированиями - Шанхайской организацией сотрудничества, БРИКС, АТЭС.

С учетом достижения макроэкономической стабильности, снижения стоимость кредитных ресурсов, мер государственной поддержки и рационального протекционизма в отношении развития отечественного АПК предполагается, что социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на период до 2030 г. может складываться по двум вариантам - целевому и инерционному (табл. 1).

Прогнозные расчеты показывают, что объемы производства сельскохозяйственной продукции по целевому и инерционному сценарию достигнут следующих значений (табл. 2).

Принципиальные вопросы,которые не нашли отражения в проекте Стратегии и от решения которых зависит динамика развития всех звеньев АПК России и продовольственного рынка, а также механизмы их реализации в предусмотренном временном периоде Стратегии следующие:

1. В разделе «Общие положения» необходимо дать ссылку на Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Основной целью Стратегии является обеспечение продовольственной независимости, реализуемой в рамках Доктрины продовольственной безопасности России, которой установлены пороговые значения по производству основных видов сельскохозяйственной продукции и социально значимых продуктов питания. Мониторинг пороговых значений определяется исходя из рациональных норм потребления продуктов питания и численности

населения России. Прогнозные показатели по численности населения России в проекте Стратегии не приведены, только представлены прогнозы по снижению численности сельского населения с 37 до 32, 3 млн человек к 2030 г. Поэтому непонятно как рассчитывались прогнозные показатели производства отдельных видов продукции сельского хозяйства (табл. 2).

2. В разделе «Основные тенденции развития АПК» (седьмое направление), касающемся проблем развития сельских территорий, приводятся только чисто экономические показа-

тели по уровню оплаты труда, уровне бедности и т. д., но нет данных о том, что представляют собой сельские территории, сколько их, какова их структура и территориальное расположение и пр. В то же время в разделе «Размещение и специализация агропромышленного производства» дается общая ссылка на депрессивные регионы, а это полстраны - регионы Северо-Запада, Центральной России, Сибири и Дальнего Востока.

Справочно: всего в России насчитывается 153 тыс. сельских населенных

Таблица 1

Целевые показатели развития к 2030 г.

Инерционный вариант Целевой вариант

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к 2016 г. 112 136

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к 2016 г. 105 122

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к 2016 г. 123 154

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), в % к 2016 г.* 150 165

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, в % к 2016 г. 115 270

Уровень занятости сельского населения, % 65,5 68-69

Отношение заработной платы в сельском хозяйстве к среднему значению по экономике, % 80,0 95-100

Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств, % 90,0 102-105

Уровень бедности (доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума), % х 9-10

Общая площадь жилых помещений на одного сельского жителя, м2 33 35-36

Удельный вес общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованной всеми видами благоустройства, % 45 60-65

Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог, % 80,0 95-100

* Оценка на основе прогноза Минэкономразвития России долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

Таблица 2

Прогноз производства отдельных видов продукции сельского хозяйства в 2030 г., млн т

Инерционный вариант Целевой вариант

Зерновые и зернобобовые 116,0 150,0

Сахарная свекла (фабричная) 38,0 50,0

Подсолнечник 9,2 13,7

Картофель 31,0 36,0

Овощи 20,0 22,0

Скот и птица в живом весе всего 15,4 20,2

в том числе: крупный рогатый скот 2,9 4,2

свиньи 5,7 8,3

овцы и козы 0,5 0,7

птица 6,3 7,0

Молоко 42,6 48,0

Яйца, млрд шт. 43,0 50,0

пунктов (12% не имеют постоянного населения, 2/3 с населением менее 200 чел.). В ЦФО 27,6 тыс. сельских населенных пунктов, где нет постоянного населения или его численность составляет от одного до десяти человек) не используется 6,9 млн га сельскохозяйственных земель (Стратегия устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р).

3. Раздел «Развитие социальной сферы села» носит поверхностный и описательный характер, последовательность основных задач этого раздела повторяет уже много раз изложенные ранее и общеизвестные принципы.

Учитывая государственную важность рассматриваемой проблемы, необходимо в рамках Стратегии прописать новые институциональные и финансово-экономические механизмы ее, проблемы, решения, дать прогнозные расчеты по количеству сельских поселений с привязкой их к конкретным регионам страны.

Стратегия должна определить способы решения этой важнейшей для нашего государства задачи, а в условиях глобализации сохранение сельских территорий связано непосредственно с обеспечением национальной безопасности России; от решения этой задачи во многом зависит целостность территории нашей страны, сохранение ее национальных традиций и многонациональной культуры. С учетом вышеприведенных факторов этот раздел должен быть доработан.

4. В разделе «Стратегические цели, задачи и направления развития АПК в сфере производства пищевых продуктов» необходимо наметить пути снижения энергопотребления и во-допотребления, экологизации производства, вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, расширения применения биотехнологий при промышленной переработке сельскохозяйственного сырья. С целью снижения рисков при расширении внешней торговли, связанных с безопасностью и качеством сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов, разработать национальную систему управления качеством пищевой продукции на основе принципов прослеживаемости.

5. В приведенной табл. 2 «Целевые показатели развития к 2030 г.» нельзя согласиться с авторами разработанного проекта Стратегии, которые оценивают количество бедного сельского населения в 9-10%. Россия имеет необходимые ресурсы, чтобы полностью решить указанную проблему.

6. В приведенной табл. 2 «Прогноз производства отдельных видов продукции сельского хозяйства в 2030 г.» представлены показатели

по сахарной свекле, подсолнечнику, которые уже достигнуты сегодня. По производству мяса птицы и свинины показатели также должны быть увеличены. Несмотря на хорошую динамику развития этих отраслей и насыщение внутреннего продовольственного рынка этой продукцией, ставится задача в рамках реализации национального проекта «Экспорт продукции АПК» наращивать экспорт российской продукции на мировые рынки. Ресурсы для наращивания объемов производства в России есть.

Если прогнозные показатели по численности населения России на горизонте 2030 г. останутся на современном уровне, то объемы производства молока достаточны для внутреннего обеспечения рынка, если они увеличатся, тогда производство молока должно хотя бы достичь советского периода - 55-56 млн т. Природно-климатические условия России и ее территориальные возможности позволяют успешно решить эту проблему.

В разделе «Риски реализации Стратегии» приводится перечень рисков, связанных с внутриэкономическими проблемами, обусловленными характером развития макроэкономической ситуации, ценовой политики, кредитно-финансовыми отношениями, а также институциональные и внешнеэкономические риски, проявление которых будет определяться конъюнктурой мирового рынка продовольствия и влиянием политических факторов.

К числу социальных рисков отнесены направления, связанные с дальнейшим снижением престижа труда в сельском хозяйстве, сохранении тенденции сокращения сельских поселений, что будет приводить к дальнейшему процессу заброшенности многих сельских территорий, прекращению на них хозяйственной деятельности, усиливая миграционные потоки из села в город.

Проект Стратегии необходимо дополнить разделом, связанным с технологическими рисками в сфере животноводства, которое выступает в качестве одной из важнейших точек роста агропромышленного комплекса страны. Основные риски в этой подотрасли АПК связаны с неблагополучной обстановкой по заразным, в том числе особо опасным заболеваниям животных на территории России: ящур, африканская чума свиней, бешенство, бруцеллез и т. д. Сложившаяся эпизоотическая ситуация несет прямую угрозу не только дальнейшему развитию животноводства, но может приводить к серьезным проблемам для обеспечения здоровья населения страны.

Ухудшение эпизоотической ситуации в стране можно рассмотреть на следующем примере. Так, в 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на проходившей 84 Генеральной сессии стран членов МЭБ территория России была официально признана «зоной свободной от ящура без вакцинации», что открывало для нашей страны горизонты расширения экспорта продукции животного происхождения. Однако в ряде регионов страны (Владимирская область, Республика Башкортостан, Забайкальский край) в связи со вспышками ящура этой организацией был приостановлен официальный статус «зоны свободной от ящура без вакцинации» на территории 50 субъектов России и в ближайшей перспективе утраченный статус вряд ли можно вернуть. Все это резко снижает экспортный потенциал страны и ее имидж на международной арене.

Вторая крайне важная тенденция и связанные с ней риски и угрозы обусловлены распространением африканской чумы свиней во многих регионах страны и эпизоотическая обстановка по этой болезни становится практически неконтролируемой. Если государство в ближайшее время не примет необходимых мер институционального характера по купированию сложившейся ситуации, то это может привести к полной зависимости от импорта свинины.

Есть риски связанные с обеспечением качества посевного материала и безопасности зерна и продуктов его переработки. Ежегодно на полях нашей страны высевают более 9,5 млн т семян, емкость этого рынка составляет 230-250 млрд руб. При этом ежегодно протравливают биопрепаратами около 7,2 млн т семян, основной объем приходится на яровые и озимые зерновые культуры - около 6,0 млн т. В масштабах страны снижение качества высеваемых семян зерновых и зернобобовых культур на 1% приводит к недобору урожая до 1,5 млн т.

В настоящее время разработаны современные технологии обработки посевного материала с применением нехимической антимикробной обработки с использованием ускоренных электронов. Создается сеть высокотехнологичных предприятий компании «Теклеор», но государство еще не оказывает этому направлению должного внимания. Хотя данные технологии широко применяются в США, Китае и других странах. Медленное внедрение современных технологий в промышленность данного направления связано с отсутствием полноценной нормативно-правовой базы, которая позволяла бы выстраивать партнерские отношения между предприятиями АПК и компаниями-новаторами в данной сфере деятельности. Кстати, данные технологии были разработаны и использовались в промышленности еще в 60-70 гг. прошлого столетия при обработки

закупаемого за рубежом фуражного зерна.

По данным Россельхознадзора, доля высева некондиционных семян по основным сельскохозяйственным культурам по многим регионам достигает 30 % и при таких условиях сорт реализует свою потенциальную урожайность только на 15-30%.

Поэтому, несмотря на определенные успехи, российские высокоурожайные сорта пшеницы, ржи, ячменя, риса, кукурузы и других зерновых культур генетически недостаточно защищены от различных заболеваний, что не позволяет использовать потенциал отрасли в полной мере и добиться повышения качества производимого зерна и продукции его переработки.

Дальнейшее развитие зернового подкомплекса требует разработки и принятия нормативно-правовых документов на федеральном уровне, которые комплексно решали бы вопросы в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Только в этих условиях будут снижены существующие риски и угрозы, а отрасли АПК получат возможность вырабатывать высококачественную продукцию для внутреннего и мирового рынков агропродовольственной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, В.Н. Евразийская интеграция: новый формат взаимодействия

для решения проблемы продовольственного обеспечения/ В.Н.Иванова, С. Н. Серегин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. -№ 3.

2. Иванова, В.Н. Повышение качества пищевой продукции - ключевой приоритет реализации государственной политики Российской Федерации в области здорового питания/В.Н.Иванова, С. Н. Серегин // Пищевая промышленность. - 2016. - № 5.

3. Серегин, С. Н. Агропромышленный комплекс России в 2015 году: основные итоги и приоритеты развития/С.Н.Серегин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -

2016. - № 5.

4. Кайшев, В.Г.Достижения и системные проблемы развития агропромышленного комплекса/В.Г.Кайшев, С.Н.Серегин // Пищевая промышленность. -

2017. - № 3.

5. Кайшев, В. Г. Экология, природопользование, биоразнообразие в концепции устойчивого развития аграрной экономики/В.Г.Кайшев, С.Н.Серегин // Пищевая промышленность. - 2017. -№ 5.

6. Медведева, Н. Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции-важное направление аграрной политики стран - членов ЕАЭС/Н.Медведе-ва, О. Прохоренко // АПК: экономика, управление. -2018. - № 2.

7. Ушачев, И. Аграрная политика: проблемы и решения/И.Ушачев, В.Маслова, В Чекалин // АПК: экономика, управление. - 2018. - № 3.

8. Идрисов, Г. И. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России/ Г. И. Идрисов [и др.] // Воп-росы экономики. - 2018. -№ 4.

REFERENcES

1. Ivanova, V.N.Evrazijskaya integraciya: novyj format vzaimodejstviya dlya resh-eniya problemy prodovol'stvennogo obe-specheniya/V.N.Ivanova, S.N.Seregin // EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. -

2015. -№ 3.

2. Ivanova, V.N.Povyshenie kachestva pishchevoj produkcii-klyuchevoj prior-itet realizacii gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti zdorovogo pitaniya/V.N.Ivanova, S.N.Seregin // Pish-chevaya promyshlennost'. - 2016. - № 5.

3. Seregin, S. N. Agropromyshlennyj kompleks Rossii v 2015 godu: osnovnye itogi i prioritety razvitiya/S.N.Seregin // EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. -

2016. - № 5.

4. Kajshev, V.G.Dostizheniya i sistem-nye problemy razvitiya agropromyshlen-nogo kompleksa/V.G.Kajshev, S. N.Sere-gin // Pishchevaya promyshlennost'. -

2017. - № 3.

5. Kajshev, V.G. EHkologiya, prirodo-pol'zovanie, bioraznoobrazie v koncepcii ustojchivogo razvitiya agrarnoj ehkono-miki/V.G.Kajshev, S. N.Seregin // Pishchevaya promyshlennost'. - 2017. -№ 5.

6. Medvedeva, N. Razvitie ehksporta sel'skohozyajstvennoj produkcii-vazhnoe napravlenie agrarnoj politiki stran - chlenov EAEHS/N.Medvedeva, O.Prohorenko // APK: ehkonomika, upravlenie. -2018. - № 2.

7. Ushachev, I.Agrarnaya politika: prob-lemy i resheniya/I.Ushachev, V.Maslova, V CHekalin // APK: ehkonomika, upravle-nie. - 2018. - № 3.

8. Idrisov, G.I.Novaya tekhnologiches-kaya revolyuciya: vyzovy i vozmozhnosti dlya Rossii/G.I.Idrisov [i dr.] // Voprosy ehkonomiki. -2018. - № 4.

Новые ориентиры развития АПК России на период до 2030 года

Ключевые слова

агропромышленный комплекс; агропродовольственная политика; долгосрочная стратегия развития

Реферат

Комитет Совета Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию 18 мая 2018 г. провел парламентские слушания в Президиуме Российской академии наук по вопросу рассмотрения проекта «О разработке долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г.». В целом в Стратегии представлен современный уровень развития агропромышленного комплекса, дана краткая характеристика социальной сферы села, развития земельных отношений, агропродовольственных рынков, формирования необходимой нормативно-правовой базы и даны ключевые направления развития отраслей АПК с учетом мирового опыта, государственной поддержки и институциональных решений с указанием целевых индикаторов и показателей, реализация которых на горизонте 2030 г. обеспечит решение поставленных задач. Вместе с тем в проекте Стратегии не отражен ряд важных проблем, от решения которых зависит динамика развития всех звеньев АПК России и продовольственного рынка, а также механизмы их реализации. Это относится к проблемам развития сельских территорий, отдельных значений целевых индикаторов и перечня рисков.

Авторы

Иванова Валентина Николаевна, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной вал, д. 73

Серегин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор

ФНЦ пищевых систем имени В.М.Горбатова РАН, 109316, Москва,

ул. Талалихина, д. 26, pr@vniimp.ru

New guidelines for the development of the AIC of Russia for the period up to 2030

Key words

agro-industrial complex; agro-food policy; long-term development strategy

Abstracts

The Committee of the Council of Federation on Agro-Food Policy and Nature Management held a parliamentary hearing on May 18, 2018 in the Presidium of the Russian Academy of Sciences on the consideration of the draft «On the development of a long-term strategy for the development of the agro-industrial complex of the Russian Federation for the period until 2030». In general, the Strategy presents the current level of development of the agro-industrial complex, gives a brief description of the social sphere of the village, the development of land relations, agro-food markets, the formation of the necessary regulatory and legal framework, and gives key directions for the development of the agribusiness sectors, taking into account world experience, government support and institutional solutions, indicators and indicators, the implementation of which on the horizon of 2030 will ensure the solution of the tasks. At the same time, the Draft Strategy does not reflect a number of important problems, on the decision of which depends the dynamics of development of all segments of the agroindustrial complex of Russia and the food market, as well as mechanisms for their implementation. This refers to the problems of rural development, individual values of target indicators and a list of risks.

Authors

Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economics. Sciences, Professor

Moscow State University of Technology and Management, them. K.G.Razumovsky, 73 house, Zemlyanoy Val street, Moscow, 109004 Seregin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economics. Sciences, Professor Federal Scientific Center of Food Systems named after V.M.Gorbatova, RAS, 26 Building, TalalikhinSt., Moscow, 109316, pr@vniimp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.