Научная статья на тему 'Организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития'

Организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РОСТ ЭКОНОМИКИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СОВРЕМЕННА ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

Динамичное развитие агропромышленного комплекса возможно обеспечить только при условии создания современной инфраструктуры агропродовольственного рынка, которая должна предоставлять маркетинговые, логистические, торговые и информационные услуги, а также включать сферу услуг по хранению, переработке, упаковке и транспортировке товаров. Специфика инфраструктуры агропродовольственного рынка заключается в том, что многие виды продукции имеют ограниченные сроки хранения. К ним относится рыба, плодоовощная и ягодная продукция, мясо и молоко. Для этой продукции требуются технические средства, которые могли бы обеспечивать ее сохранность при транспортировке на большие расстояния. Несовершенство существующей системы хранения продовольствия, как в плане ее организации, размещения хранилищ по регионам, так и в технологическом и техническом их оснащении, приводит к значительным потерям продовольствия на всех этапах его продвижения к потребителю. В результате потери производимой в настоящее время сельскохозяйственной продукции составляют около 20 %, что в два раза превышает аналогичные показатели в промышленно развитых странах. Наибольшие потери имеют место при хранении и транспортировании плодоовощной и рыбой продукции, картофеля, овощей, фруктов и ягод, доходящие до 40 %. Создание современной инфраструктуры агропродовольственного рынка и решение задач, поставленных майским указом президента России, реализация приоритетных национальных проектов потребует корректировки институциональной базы с усилением государственного влияния на все аспекты товаропроводящей сети, внедрение цифровых технологий для оперативного решения возникающих проблем. Формирование полноценной инфраструктуры агропродовольственного рынка с участием региональных субъектов малого и среднего предпринимательства позволит снизить уровень монополизации рынка логистических услуг, создаст необходимые стимулы для развития сельских территорий как неотъемлемой части продовольственной и национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of agro-food market infrastructure: targets and problems at the current stage of development

The dynamic development of the agro-industrial complex is possible only in case of creation of a modern infrastructure of the agro-food market, which should provide marketing, logistics, trade and information services, as well as the services for storage, processing, packaging, and transportation of goods. The specificity of the infrastructure of the agrifood market is that many types of products have limited shelf life: fish, fruits and berries, meat and milk, therefore, appropriate technical means are required to ensure the safety of products during its transportation over long distances for delivery to the final consumer. The imperfection of the existing food storage system, both in terms of its organization and location of storage facilities in the regions and in terms of their technological and technical equipment, leads to significant losses of food at all stages of its promotion to the consumer. As a result, the loss of agricultural products currently produced is about 20 percent, which is twice as high as in industrialized countries... The dynamic development of the agro-industrial complex is possible only in case of creation of a modern infrastructure of the agro-food market, which should provide marketing, logistics, trade and information services, as well as the services for storage, processing, packaging, and transportation of goods. The specificity of the infrastructure of the agrifood market is that many types of products have limited shelf life: fish, fruits and berries, meat and milk, therefore, appropriate technical means are required to ensure the safety of products during its transportation over long distances for delivery to the final consumer. The imperfection of the existing food storage system, both in terms of its organization and location of storage facilities in the regions and in terms of their technological and technical equipment, leads to significant losses of food at all stages of its promotion to the consumer. As a result, the loss of agricultural products currently produced is about 20 percent, which is twice as high as in industrialized countries. The greatest losses occur in the storage and transportation of fruits and vegetables, fish products, potatoes, vegetables, fruits, and berries, reaching up to 40 %. The development of a modern infrastructure of the agro-food market and the achievement of the targets set by the may decree of the President of Russia, the implementation of priority national projects will require the adjustment of the institutional framework and the strengthening of state influence on all aspects of the distribution network, the introduction of digital technologies to quickly solve emerging problems. The organization of a full infrastructure of the agro-food market with the participation of regional small and medium-sized businesses will reduce the level of monopolization of the logistics services market, create the necessary incentives for the development of rural areas as an integral part of the food and national security of Russia. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития»

УДК 65.32:664(031)

Организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития

Часть I

К. В. Колончин, канд. экон. наук

ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии, Москва

Реферат

Динамичное развитие агропромышленного комплекса возможно обеспечить только при условии создания современной инфраструктуры агропродовольственного рынка, которая должна предоставлять маркетинговые, логистические, торговые и информационные услуги, а также включать сферу услуг по хранению, переработке, упаковке и транспортировке товаров. Специфика инфраструктуры агропродовольственного рынка заключается в том, что многие виды продукции имеют ограниченные сроки хранения. К ним относится рыба, плодоовощная и ягодная продукция, мясо и молоко. Для этой продукции требуются технические средства, которые могли бы обеспечивать ее сохранность при транспортировке на большие расстояния. Несовершенство существующей системы хранения продовольствия, как в плане ее организации, размещения хранилищ по регионам, так и в технологическом и техническом их оснащении, приводит к значительным потерям продовольствия на всех этапах его продвижения к потребителю. В результате потери производимой в настоящее время сельскохозяйственной продукции составляют около 20 %, что в два раза превышает аналогичные показатели в промышленно развитых странах. Наибольшие потери имеют место при хранении и транспортировании плодоовощной и рыбой продукции, картофеля, овощей, фруктов и ягод, доходящие до 40 %. Создание современной инфраструктуры агропродовольственного рынка и решение задач, поставленных майским указом президента России, реализация приоритетных национальных проектов потребует корректировки институциональной базы с усилением государственного влияния на все аспекты товаропроводящей сети, внедрение цифровых технологий для оперативного решения возникающих проблем. Формирование полноценной инфраструктуры агропродовольственного рынка с участием региональных субъектов малого и среднего предпринимательства позволит снизить уровень монополизации рынка логистических услуг, создаст необходимые стимулы для развития сельских территорий как неотъемлемой части продовольственной и национальной безопасности России.

Ключевые слова

агропродовольственный рынок; конкурентоспособность; отечественная продукция; пищевая промышленность; рост экономики; сельскохозяйственное производство; современна инфраструктура

Цитирование

Колончин К.В. (2018) Организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития // Пищевая промышленность. 2018. № 12. С. 14-19.

Organization of agro-food market infrastructure: targets and problems at the current stage of development.

Part I

K.V. Kolonchin, Candidate of Econonomic Sciences All-Russian Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Abstracts

The dynamic development of the agro-industrial complex is possible only in case of creation of a modern infrastructure of the agro-food market, which should provide marketing, logistics, trade and information services, as well as the services for storage, processing, packaging, and transportation of goods. The specificity of the infrastructure of the agrifood market is that many types of products have limited shelf life: fish, fruits and berries, meat and milk, therefore, appropriate technical means are required to ensure the safety of products during its transportation over long distances for delivery to the final consumer. The imperfection of the existing food storage system, both in terms of its organization and location of storage facilities in the regions and in terms of their technological and technical equipment, leads to significant losses of food at all stages of its promotion to the consumer. As a result, the loss of agricultural products currently produced is about 20 percent, which is twice as high as in industrialized countries. The greatest losses occur in the storage and transportation of fruits and vegetables, fish products, potatoes, vegetables, fruits, and berries, reaching up to 40 %. The development of a modern infrastructure of the agro-food market and the achievement of the targets set by the may decree of the President of Russia, the implementation of priority national projects will require the adjustment of the institutional framework and the strengthening of state influence on all aspects of the distribution network, the introduction of digital technologies to quickly solve emerging problems. The organization of a full infrastructure of the agro-food market with the participation of regional small and medium-sized businesses will reduce the level of monopolization of the logistics services market, create the necessary incentives for the development of rural areas as an integral part of the food and national security of Russia.

Key words

agri-food market; agricultural production; competitiveness; domestic products; food industry; economic growth; modern infrastructure Citation

Kolonchin K.V. (2018), Organization of agro-food market infrastructure: targets and problems at the current stage of development // Food processing industry = Pisshevaya promishlennost. 2018. № 12. P. 14-19.

Устойчивое развитие всех секторов агропромышленного комплекса невозможно обеспечить, не создав современную инфраструктуру агро-продовольственного рынка, которая должна предоставлять маркетинговые, логистические, торговые и информационные услуги, а также включать сферу услуг по хранению, переработке, упаковке и транспортировке товаров. По своей сути инфраструктура связывает воедино производителей продукции с ее потребителями, обеспечивая спрос на потребительском рынке и создавая тем самым необходимые условия для роста экономики сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.

Специфика инфраструктуры агро-продовольственного рынка заключается в том, что многие виды продукции имеют ограниченные сроки хранения и поэтому требуются технические средства, которые могли бы обеспечивать сохранность продукции при ее транспортировке на большие расстояния. К такой продукции в первую очередь относятся различные виды рыбы, плодоовощная и ягодная продукция, мясо и молоко.

Так, по данным ФАО уже сегодня в промышленно развитых странах потери продовольствия оцениваются в пределах 30 % от производимой продукции, потери происходят по всей цепочке «от поля до тарелки», объемы этих потерь в странах разные. В развитых государствах теряется в основном готовое продовольствие, так как в этих странах затраты на продовольствие не превышают 20 % от доходов семьи, в бедных странах потери в основном происходят в процессе производства и хранения продукции. Пищевые отходы сегодня представляют собой серьезную проблему экологического характера, они требуют больших финансовых и материальных вложений для их утилизации. Для мегаполисов России такая проблема тоже существует.

Потери продовольственных товаров на разных этапах трофологиче-ской цепи в Европе, по оценке ФАО, представлены в табл. 1. Данные, приведенные в табл. 1, показывают высокий уровень потерь растениеводческой продукции, достигающие 25 %, но при этом следует отметить, что потери рыбной и мясной продукции

тоже значительны, а с экономической точки зрения они намного затратнее, учитывая ценовой диапазон данного вида продукции.

Также определенная сложность данного рынка связана с огромным ассортиментом товаров, который, преодолевая значительные расстояния, должен своевременно доставляться потребителям. Кроме того, на этом рынке работает большое количество различного рода персонала. Поэтому несогласованность работы агентов системы товародвижения, логистики в условиях действующей институциональной среды может приводить к финансовым потерям производителей продукции, организаций, обеспечивающих доставку ее до конечного потребителя.

Нестыковка в работе транспортных компаний, организаций по хранению, торговых организаций увеличивает сроки доставки продукции до потребителей и снижает ее качество. Потери потребителей готовой продукции в этом случае заключаются в том, что вышеназванные факторы повышают розничные цены на потребительском рынке, снижая конкурентоспособность отечественной продукции по отношению к импортируемой продукции.

На современном этапе развития рост производства российского агропромышленного комплекса обеспечивает не только потребности внутреннего рынка продовольствия, но значительные объемы сельскохозяйственной продукции, рыбы и готового продовольствия поставляются на экспорт. Сохранить положительную динамику развития отечественного АПК, расширить диапазон

экспортных поставок невозможно без формирования всех необходимых инфраструктурных элементов агро-продовольственного рынка, при этом экспортная ориентация потребует создания более сложной и дорогостоящей инфраструктуры.

Обсуждая указанную проблему, нельзя не отметить тот факт, что инфраструктура агропродовольствен-ного рынка неравномерно размещена на территории страны. Если в развитых аграрных регионах, где работают вертикально-интегрированные агро-холдинговые структуры холдингового типа, которые имеют необходимые ресурсы для создания собственной инфраструктуры для сбыта готовой продукции, в том числе и через ОРЦ и торговые сети, то большинство регионов не обеспечено необходимой инфраструктурой для сбыта своей продукции, особенно это касается представителей малого и среднего предпринимательства. При этом затраты на логистику приводят к росту цен на реализуемую продукцию, что непосредственно отражается на конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей. Тем самым местные производители теряют свои ниши на региональных рынках, уступая их либо импортным товарам, реализуемым в основном через ОРЦ, либо продукции, завозимой с других регионов страны.

По экспертным оценкам, общая потребность в финансах на среднесрочную перспективу для создания современной инфраструктуры всего народного хозяйства нашей страны оценивается в 500 млрд долл. Какой объем из этих средств необходим для модернизации инфраструктуры агро-

Таблица 1

Потери продовольственных товаров на разных этапах трофологической цепи в Европе (включая РФ), %

Категория Производство Первичная обработка Переработка и упаковка Торговля Потребление

Зерно 2 4 0,5-10 2 25

Корнеплоды 20 9 15 7 17

Масличные и зернобобовые 10 1 5 1 4

Мясо 3,1 0,7 5 4 11

Рыба и морепродукты 9,4 0,5 6 9 12

Молоко 3,5 0,5 6 9 11

Фрукты и овощи 20 5 2 10 19

Источник ФАО ООН

продовольственного рынка, пока не установлено. Возможным вариантом решения данной проблемы могло бы стать поручение правительства Мин-сельхозу России разработать программный документ с участием представителей бизнеса и государства.

Формируемая современная система товародвижения в России должна обеспечивать не только среднесрочные задачи по развитию агропродовольственного рынка, но и удовлетворять потребности долгосрочного периода, с учетом мировых тенденций, развития цифровой экономики и интернет торговли.

Предыстория рассматриваемой проблемы заключается в следующем. Переход к рыночной экономике в России сопровождался бурным развитием торговли, открытием внутреннего агропродовольственного рынка для иностранных поставщиков сельхозпродукции и продовольствия. В период становления рыночной экономики в начале 90-х гг. прошлого столетия агропродовольственный рынок страны функционировал в режиме дефицита основных видов продукции, отсутствия нормативно-правовой базы по регулированию качества продукции, правил таможенно-тарифного регулирования импортируемой продукции. Товаропроводящая сеть продукции для доставки ее до конечного потребителя использовала инфраструктуру, доставшуюся от плановой экономики, технико-технологические возможности которой были уже исчерпаны. Поэтому тогда государство решало задачи по наполнению продовольственного рынка любыми путями, невзирая на то, какие продукты поступали на рынок и кто был их производителем. Речь об инфраструктуре не стояла на повестке дня правительства в неопределенных социально-экономических условиях, складывающихся в то время в стране.

Хронологические события тех лет в сфере доставки агропродоволь-ственной продукции до потребителя показывают, что товарные и финансовые потоки формировались представителями зарождающегося предпринимательства с низким уровнем участия государства в этих процессах и были направлены на получение максимальной прибыли от торговых операций на внутреннем рынке.

При этом следует отметить, что агропродовольственный рынок того времени функционировал в условиях, когда еще не была разработана законодательная и нормативно-правовая база, активно проявлялась склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, отсутство-

вала необходимая инфраструктура, что приводило к большим потерям продукции. Несовершенство системы финансовых и кредитных отношений провоцировало рост цен на основные виды продовольствия, значительное влияние на работу рынков оказывали и криминальные структуры.

Развитие отечественного производства и наполнение продовольственного рынка продовольственными товарами, расширение его ассортимента сопровождалось усилением конкуренции между различными компаниями, борьба за рыночные ниши, расширение доли рынка заставляла отечественных производителей повышать качество вырабатываемой продукции, увеличивать сроки ее годности.

Для укрепления позиций российских производителей продовольственных товаров на внутреннем продовольственном рынке и ограничения на нем некачественной продукции был принят Федеральный Закон Российской Федерации от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», который определял правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий. Нормами данного закона предусматривается принятие мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий. А также свод мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации, проведения производственного контроля качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, условий их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрения систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий.

Принимаемые государством меры по наведению порядка на продовольственном рынке и введение его работы в правовое поле стали определенным стимулом для предпринимателей по созданию адекватной системы инфраструктуры хранения и логистики по доставке произведенной продукции до потребителя с меньшими потерями и издержками.

Инфраструктура агропродо-вольственного рынка включает в себя технологические комплексы по транспортировке, хранению, упаковке, подработке продукции, информационно-рекламную деятельность, организацию оптовой и биржевой торговли.

Следует различать несколько уровней инфраструктуры: первый уровень - это доставка различного сырья на промышленную переработку, где есть своя специфика набора технологий, технических средств и инженерных сооружений, второй -доставка готовой продукции до потребителя. Сегодня Россия уже стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы, наращиваются поставки за рубеж мяса, подсолнечного масла, сахара, рыбы. Принятие в 2018 г. Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволит уже в ближайшем будущем производить указанную продукции для внутреннего рынка, а также поставлять ее на экспорт. Развитие экспорта продукции российского АПК потребует создание своей инфраструктуры не только для транспортировки грузов с использованием искусственного холода, строительства современных хранилищ, но строительство новой инфраструктуры в портах Дальнего Востока. Страны-импортеры российской продукции предъявляют серьезные требования по качеству и безопасности поставляемой продукции, и здесь создание современной инфраструктуры является безусловным императивом.

Есть еще одно звено, где работают представители малого и среднего предпринимательства, занимающие свою нишу на агропродовольствен-ном рынке - это поставка плодоовощной продукции, рыбы, различных небольших партий мясомолочной продукции. В основном эта продукция реализуется на розничных рынках, имеющих свою особенность организации инфраструктуры.

Анализ развития малого и среднего предпринимательства в российском АПК показывает положительную динамику развития, роль малого и среднего предпринимательства в АПК постепенно растет, но президентом России ставится задача довести его вклад в ВВП в течение десяти лет до 40 %, а число занятых должно вырасти с 19 до 25 млн чел.

Если посмотреть на систему товародвижения продукции от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, предприятий переработки рыбы до конечного потребителя, то организационное построение зависит от многих факторов: вида перемещаемого товара, протяженности доставки и климатических условий, где формируется товаропроводящая сеть, сроков доставки продукции и ряда других факторов. Данная товаропроводящая система предпо-

Таблица 2

Стоимость затрат на доставку рыбной продукции из мест добычи до потребителей центральной России,

млн руб.

Регионы добычи /вылова Пункт отправки Вылов( среднее значение 2015- Объемы поставки в центральный Среднее плечо ( расстояние) доставки, км Стоимость доставки 1 т, руб. Общая стоимость доставки, млн руб. Прим. тип доставки

2017 гг.), млн т регион РФ, тыс. т авто ж /д авто ж /д авто ж /д

Дальневосточный Владивосток 3,10 0,35 9300,00 9300,00 22300,00 22300,00 7805,00 7805,00 ж /д

Северный Мурманск 1,00 0,30 1910,00 1940,00 17000,00 11500,00 5100,00 3 450,00 авто

Западный Калининград 0,40 0,06 1286,00 945,00 10300,00 13500,00 618,00 810,00 авто

Азово-Черно-морский Ростов-на-Дону 0,10 0,04 1109,00 962,00 18100,00 1000,00 724,00 400,00 авто

Волжско-Каспийский Астрахань 0,10 0,04 1415,00 1563,00 10370,00 14500,00 414,80 580,00 авто

Всего 4,70 14661,80 13045,00

Стоимость продукции Стоимость продукции Стоимость в городах Стоимость

на корабле/береге у посредника назначения (ОРЦ, продукции в

(треска, минтай) на 1 кг, руб. рынки, оптовые рознице

на 1 кг, руб. базы и пр.) на 1 кг, руб.

на 1 кг, руб.

Минтай ПБГ 60 85,5 96,25 154,9

Треска т / о ПБГ 180 216 242 401,44

Рис. 1. Ценовая волатильность в отдельных сегментах рыбного рынка

лагает 4-уровневое построение: первый уровень - доставка продукции от производителя до потребителя осуществляется без использования посредников; вторая форма сбыта включает звено розничной торговли; третий и четвертый каналы может включать различное количество посредников.

Оптимальный канал распределения должен выстраиваться с наименьшим числом посредников и включать в себя следующие производственно-технологические структуры: производитель продукции, оптовое торговое звено, розничная торговля.

В качестве примера приведем объемы затрат на доставку рыбной продукции от мест улова до потребителей различными видами транспорта, расположенных в центральной части страны (табл. 2).

Приведенные в табл. 2 данные по затратам доставки рыбной продукции из основных регионов ее добычи до центральных регионов страны с использованием существующей инфраструктуры хотя и не являются достаточно высокими относительно стоимости перемещаемой продукции, но в розничной торговле, эти затраты приводят к падению спроса у большей части потребителей, имеющих небольшие доходы.

Рост цен по всей цепи доставки рыбной продукции увеличивается кратно от ее первоначальной цепи, как по причине большого числа посредников, так и значительных затрат на логистику, транспортировку и хранение.

В подтверждение данного тезиса приведем изменяющийся ценовой диапазон при доставке различных видов рыбной продукции до конечного потребителя (рис. 1).

Все вышеприведенные факты говорят о том, что вопросы государственного законодательного и нормативно-правового регулирова-

ния в этой сфере необходимо менять и основной акцент делать на большую экономическую доступность рыбной продукции для всех социальных слоев населения нашей страны.

Как показывает зарубежный опыт, в странах с развитой рыночной инфраструктурой продажа мясной, молочной, рыбной и плодовоовощ-ной продукции осуществляется через оптовые и розничные рынки, что позволяет им успешно решать проблемы сбыта продукции и более эффективно регулировать товарные и финансовые потоки.

Анализ работы торговых предприятий в России показывает, что удельный вес реализации товаров при посредничестве организаций оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет не более 25 %, в зависимости от вида товарной продукции этот показатель может меняться в большую или меньшую сторону.

Формирование оптимальной инфраструктуры сбыта с меньшим числом посредников создает условия, при которых ценовая конъюнктура на рынке продовольственных товаров обеспечивает диапазон цен, доступный потребителям, имеющим различные уровни доходов. Как по-

казывает российский опыт и экспертные оценки специалистов, рост цен в оптовом звене увеличивается примерно на 8-10 % от производителя продовольственной продукции, в розничной торговле он в среднем составляет 30-35 %, в отдельных случаях при монопольном положении на рынке представители розничной торговли могут увеличивать цены на отпускаемые товары в разы.

Опыт работы зарубежных оптовых продовольственных рынков, где степень участия государства в формировании ценовой политики высока, и по сути дела государство устанавливает допустимый рост цен, потребитель получает экономическую возможность доступа к различным качественным видам продовольствия.

Для такой страны, как Россия, использование положительного зарубежного опыта в области доставки продукции до потребителя имеет важное социально-экономическое значение с учетом значительной части бедного населения, спрос которого на продовольственном рынке сдвигается к низкому ценовому сегменту товаров невысокого качества. А, как известно, здоровье и долголетие населения нашей страны на 65-70 % зависит от качества потребляемого продовольствия. В противном случае

в социуме, имеющем низкие доходы, получают широкое распространение неинфекционные заболевания, связанные с нарушением пищевого статуса.

Следует отметить еще одно обстоятельство, сдерживающее нормальное функционирование агро-продовольственного рынка - это доступ к объективной информации о различных аспектах работы всех звеньев инфраструктуры. Дело в том, что большое число компаний, специализирующихся на информационном обеспечении участников агропродо-вольственного рынка, не располагает надежной и полной информацией, всесторонне характеризующей состояние информационного обеспечения наблюдений за функционированием товарных рынков и элементов их инфраструктуры, что исключительно затрудняет товародвижение. Поэтому в настоящее время участники агро-продовольственного рынка не имеют доступа к качественной и полной информации о его работе по всем необходимым критериям и показателям.

В условиях возрастающей конкуренции на мировых агропродоволь-ственных рынках очень важно, чтобы государство совместно с представителями бизнеса своевременно проводило анализ факторов, влияющих на развитие товарных рынков, с тем, чтобы оперативно реагировать на происходящие тенденции. И с учетом изменений ценовой конъюнктуры вносило определенные коррективы в проводимую экспортно-импортную политику с целью укреплению национальных производителей на внутренних и внешних рынках.

В результате взаимодействия государства и бизнеса для решения указанных проблем Постановлением Правительством Российской Федерации от 15.06.1998 г. № 593 была принята Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков на 1998-2005 гг., основной целью которой было способствовать расширению товародвижения и повышения предпринимательской инвестиционной активности.

На основании зарубежного опыта в странах с развитой рыночной экономикой, где развитие оптового звена поддерживается государством, для полноформатного участия государства в реализации принятой программы был разработан и внесен в правительство проект федерального закона «Об оптовых продовольственных рынках», но это направление не было поддержано правительством, в результате указанная программа осталась невыполненной. В итоге это привело к монополизации каналов

сбыта агропродовольственной продукции российскими и зарубежными торговыми сетями.

Сложившаяся ситуация опасна тем, что продовольственная безопасность страны в определенной степени зависит от проводимой торгово-сбытовой политики торговых сетей и наиболее опасное ее проявление будет наблюдаться на продовольственных рынках мегаполисов, где формируется основной спрос на продовольствие и каналы доступа продовольствия принадлежат им же.

К примеру, только в московском регионе, где формируется около 40 % оборота оптовой торговли, за последние десять лет построено 12 торговых центров немецкой компанией «Метро» и 27 предприятий торговли французской компании «Ашан».

По мере укрепления государства в сфере нормативно-правового регулирования агропродовольственного рынка и желании России присоединиться к ВТО был принят федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании». Данным законом устанавливались требования к безопасности продукции и вводилось новое понятие «технический регламент», также принималась новая система источников технических норм, изменялся статус национальных стандартов. Этот закон принимался под воздействием стран Запада с целью сближения российского законодательства в этой сфере с законодательством стран-участниц ВТО, была продекларирована цель защиты российского продовольственного рынка от опасной и недоброкачественной продукции, устранения технических барьеров в торговле и ряд других норм.

Рассматривая проблему создания современной системы товародвижения как основного элемента инфраструктуры продовольственного рынка, нужно представлять объемы перевозимого сельскохозяйственного сырья и готовой пищевой и рыбной продукции. Как показывает анализ этой сферы деятельности народного хозяйств, ежегодно на предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности доставляется на переработку 120-125 млн т сельскохозяйственного сырья, из которого вырабатывается около 102-105 млн т готовой продукции, также в процессе переработки образуется более 50 млн т побочных продуктов, которые являются значительным резервом для получения различных продуктов, востребованных в других отраслях народного хозяйства.

Разработанный нами прогноз на основе данных Минсельхоза России

в рамках выполнения Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 20172025 гг. по направлению подпрограммы «Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» показал, что производство сельскохозяйственного сырья на горизонте 2026 г. по зерновым и зернобобовым культурам прогнозируется рост на уровне 25 %, по техническим культурам менее 10 %, в оптимальном сценарии развития общий объем продукции растениеводства достигнет 203 млн т.

Относительно продукции животноводства ситуация будет складываться следующим образом: производство молока останется практически на прежнем уровне - 31,9 млн т, производство скота и птицы на убой в убойном весе - 10,7 млн т, рост - 5,5 %. Общий объем продукции животноводства - 42,6 млн т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, общий объем сельскохозяйственного сырья к концу прогнозируемого периода достигнет 245,6 млн т, из которых примерно 85-90 % пойдет на промышленную переработку. Учитывая ускорение процесса технологической модернизации производственной базы промышленности с внедрением современных технологий и оборудования, объем вторичных ресурсов прогнозируется на уровне 7,5-9,0 млн т.

Для обеспечения оптимальных условий доставки такой массы продукции в установленные сроки до потребителей государством должны разрабатываться меры по поддержке всех звеньев товародвижения с целью минимизации потерь как сельскохозяйственного сырья, так и готовой продукции. В противном случае трудно будет сдерживать цены на потребительском рыке продовольствия, рост которых неминуемо спровоцирует социальное напряжение в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуралиев, С.У. Экономическая политика и ее роль в повышении конкурентоспособности Продукции АПК / С.У. Нуралиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. - № 5. - С. 8-10.

2. Маслакова, В. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» /

B. Маслакова // Инвестиции в России. -2018. - № 2. - С. 19-24.

3. Иванова, В.Н. Наращивание объемов производства и расширение экспорта продукции - долгосрочные приоритеты развития АПК России / В.Н. Иванова,

C.Н. Серегин // Пищевая промышленность. - 2018. - № 6. - С. 22-26.

4. Иванова, В.Н. О проекте Стратегии развития АПК России на период до 2030

года / В.Н. Иванова, С.Н. Серегин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. -№ 7. - С. 2-7.

5. Рыкова, И.Н. Эффективность реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы / И.Н. Рыкова, С.В. Шкодинский // Вестник Академии права и управления. - 2018. - № 2. -С. 140-145.

6. Маслова, В. Повышение конкурентоспособности отечественной агропро-довольственной продукции и развитие цифровой экономики в АПК / В. Маслова, М. Авдеев // АПК: Экономика, управление. - 2018. - № 8. - С. 4-11.

7. Семин, А.Н. Монополизм торговых сетей и транснациональных компаний на агропродовольственном рынке страны: проблемы и пути их решения / А.Н. Семин // Агропродовольственная политика России. - С. 29-34.

8. Ткач, А. Расширение отечественного рынка сельскохозяйственной продукции как экспортного ресурса России / А. Ткач, О. Жукова, А. Нечитайлов // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. -№ 1. - С. 25-30.

9. Узун, В. Анализ реализации госпрограммы развития сельского хозяйства в 2017 году / В. Узун // Экономическое развитие России. - 2018. - Т. 25. -№ 6. - С. 32-35.

10. Папцов, А.Г. Национальный и наднациональный уровни регулирования и направления финансирования аграрного сектора ЕС / А.Г. Папцов // АПК: Экономика, управление. - 2015. - № 2. -С. 81-87.

11. Ушачев, И.Г. Научные аспекты развития инфраструктуры на агропродо-вольственном рынке России / И.Г. Уша-чев, Н.Д. Аварский, Н.А. Пролыгина // Развитие торговли - важнейший фактор импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. -2015.

12. Стратегия развития пищевой промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р.

13. Стратегия развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена приказом Федеральным агентством по рыболовству 30 марта 2018 г.

14. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 г. Утверждена приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. N 2733.

15. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120.

16. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 1 декабря

2016 г. № 642.

17. Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

18. Федеральный закон от 3.07.2016 г. № 349-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон « О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

19. Материалы президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйствен-ного комплекса от 19 октября 2015 г.

20. «Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.» утверждена Постановлением Правительства РФ от 25 августа

2017 г. № 996.

21. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие рыбохо-зяйственного комплекса» утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г. №315-р.

REFERENCES

1. Nuraliev, S.U. Jekonomicheskaja poli-tika i ee rol' v povyshenii konkurentospo-sobnosti Produkcii APK / S.U. Nuraliev // Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pere-rabatyvajushhih predprijatij. - 2018. -№ 5. - S. 8-10.

2. Maslakova, V. Realizacija prioritet-nogo nacional'nogo proekta «Razvitie agropromyshlennogo kompleksa» / V. Maslakova // Investicii v Rossii. - 2018. -№ 2. - S. 19-24.

3. Ivanova, V.N. Narashhivanie ob#emov proizvodstva i rasshirenie jeksporta produkcii - dolgosrochnye prioritety raz-vitija APK Rossii / V.N. Ivanova, S.N. Seregin // Pishhevaja promyshlennost'. -2018. - № 6. - S. 22-26.

4. Ivanova, V.N. O proekte Strategii raz-vitija APK Rossii na period do 2030 goda / V.N. Ivanova, S.N. Seregin // Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajush-hih predprijatij. - 2018. - № 7. - S. 2-7.

5. Rykova, I.N. Jeffektivnost' realizacii Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gody / I.N. Rykova, S.V. Shkodinskij // Vestnik Akademii prava i upravlenija. - 2018. -№ 2. - S. 140-145.

6. Maslova, V. Povyshenie konkuren-tosposobnosti otechestvennoj agroprodovol'stvennoj produkcii i razvitie cifrovoj jekonomiki v APK / V. Maslova, M. Avdeev // APK: Jekonomika, upravlenie. -2018. - № 8. - S. 4-11.

7. Semin, A.N. Monopolizm torgovyh setej i transnacional'nyh kompanij na agroprodovol'stvennom rynke strany: prob-lemy i puti ih reshenija / A.N. Semin // Agroprodovol'stvennaja politika Rossii. -S. 29-34.

8. Tkach, A. Rasshirenie otechestven-nogo rynka sel'skohozjajstvennoj produkcii kak jeksportnogo resursa Rossii / A. Tkach,

0. Zhukova, A. Nechitajlov // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. - 2017. - № 1. -S. 25-30.

9. Uzun, V. Analiz realizacii gospro-grammy razvitija sel'skogo hozjajstva v 2017 godu / V. Uzun // Jekonomicheskoe razvitie Rossii. - 2018. - T. 25. - № 6. -S. 32-35.

10. Papcov, A.G. Nacional'nyj i nadnacional'nyj urovni regulirovanija i napravlenija finansirovanija agrarnogo sek-tora ES / A.G. Papcov // APK: Jekonomika, upravlenie. - 2015. - № 2. - S. 81-87.

11. Ushachev, I.G. Nauchnye as-pekty razvitija infrastruktury na agroprodovol'stvennom rynke Rossii /

1.G. Ushachev, N.D. Avarskij, N.A. Proly-gina // Razvitie torgovli - vazhnejshij faktor importozameshhenija i obespech-enija prodovol'stvennoj bezopasnosti strany // Sbornik materialov Mezhdunaro-dnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -2015.

12. Strategija razvitija pishhevoj promy-shlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporjazhe-niem Pravitel'stva RF ot 17 aprelja 2012 g. № 559-r.

13. Strategija razvitija rybnogo hozjajstva Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Utverzhdena prikazom Federal'nym agentstvom po rybolovstvu 30 marta 2018 g.

14. Strategija razvitija torgovli v Rossijskoj Federacii na 2015-2016 gody i period do 2020 g. Utverzhdena prikazom Min-promtorga Rossii ot 25 dekabrja 2014 g. N 2733.

15. Doktrina prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 30janvarja 2010 g. № 120.

16. Strategija nauchno-tehnolog-icheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 1 dekabrja 2016 g. № 642.

17. Federal'nyj zakon ot 20.12.2004 g. № 166-FZ «Ob akvakul'ture (rybovod-stve) i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».

18. Federal'nyj zakon ot 3.07.2016 g. № 349-FZ «0 vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon « 0 rybolovstve i sohranenii vodnyh biologicheskih resursov».

19. Materialy prezidiuma Gossoveta po voprosam razvitija rybohozjajstvennogo kompleksa ot 19 oktjabrja 2015 g.

20. «Federal'naja nauchno-tehnicheskaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva na 2017-2025 gg.» utverzhdena Postanovle-niem Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2017 g. № 996.

21. Gosudarstvennaja Programma Rossijskoj Federacii «Razvitie rybohozjajstvennogo kompleksa» utverzhdena Rasporja-zheniem Pravitel'stva RF ot 7 marta 2013 g. №315-r.

Авторы

Колончин Кирилл Викторович, канд. экон. наук

ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии, 107140, Москва,

ул. Верхняя Красносельская, д. 17, koLonchin@vniro.ru

Authors

Kolonchin Kirill Viktorovich, Candidate of Economic Sciences

All-Union Scientific-Research Institute of Fisheries and Oceanography, 17,

Verkhnyaya Krasnoselskaya Street, Moscow, 107140, ko1onchin@vniro.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.