УДК 338.28+332.02
DOI: 10.24411/2587-6740-2019-12024
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
С.А. Андрющенко
ФГБУН «Институт аграрных проблем Российской академии наук», г. Саратов, Россия
Ориентация агропродовольственного комплекса России на экспорт диктует новые приоритеты развития производственного потенциала как сельского хозяйства, так и перерабатывающей промышленности. Показана взаимосвязь общенациональных, отраслевых и региональных приоритетов экономического развития производственного потенциала агропродовольственного комплекса России; продемонстрировано ключевое значение для развития экспортного потенциала АПК повышения эффективности использования инноваций, инвестиций, трудовых и природных ресурсов с учетом их неравномерного распространения по стране. Цель исследования состоит в систематизации и согласовании отраслевых, национальных и региональных приоритетов, а также в обосновании выбора экономических и организационных механизмов реализации приоритетов развития и использования производственного потенциала агропродовольственного комплекса на основе сочетания национальных и региональных интересов. В частности, механизмы разработки и трансфера инноваций, вошедшие в национальный проект «Наука», предложено дополнить показателями и инструментами поддержки диффузии инноваций, а также биологизации непосредственно сельского хозяйства. Показана целесообразность тиражирования региональной программы «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области» в других субъектах Российской Федерации. Предложено ведомственные проекты Министерства сельского хозяйства России дополнить мониторингом эффективности использования основных фондов и распределения инвестиций по регионам.
Ключевые слова: национальные проекты, диффузия инноваций, биологизация, основные фонды, экспорт, производственный потенциал.
Введение
Задачи развития производственного потенциала агропродовольственного комплекса Российской Федерации определяются долгосрочными целями развития экономики страны, обеспечения продовольственной безопасности, поддержания уровня освоенности сельских территорий. Экономические цели развития агропродовольственного комплекса обозначены в национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 г. № 204. Целевые показатели развития агропродовольственного комплекса и основные инструменты их достижения сформулированы в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт». С целью увеличения объема продовольственного экспорта до 45 млрд долл. в 2024 г., данная программа предусматривает разработку шести стратегий продвижения продуктовых групп под «зонтичными» брендами и принятие к концу 2021 г. 100 программ поддержки конкурентоспособности разных видов продукция [1]. Ориентация на экспорт диктует новые приоритеты развития производственного потенциала как сельского хозяйства, так и перерабатывающей промышленности. В конечном итоге, изменение экономических приоритетов требует трансформации методов и инструментов управления агропродовольственным комплексом. К числу приоритетов высшего уровня относится повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, особенно с учетом широкого разнообразия природных, социальных и экономических условий функционирования агропродовольственного комплекса (АПК) страны.
34 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (368
Цель исследований
Цель исследований заключается в систематизации и согласовании отраслевых, национальных и региональных приоритетов, а также в обосновании выбора экономических и организационных механизмов реализации приоритетов развития и использования производственного потенциала агропродоволь-ственного комплекса на основе сочетания национальных и региональных интересов.
Методика исследований
В мировой научной литературе активно развиваются исследования взаимосвязи приоритетов экономического роста и тенденций, закономерностей инновационного развития экономики, в том числе агропродовольственного комплекса, также исследуется трансформация методов государственного регулирования в связи с происходящими технологическими изменениями. Большое внимание уделяется исследованиям, направленным на создание социально-экономических условий, при которых инновации не остаются изолированными событиями, а экономика не оказывается в ловушке равновесия без роста [2]. Приоритеты развития производственного потенциала агро-продовольственного комплекса с определенной условностью можно рассматривать, как минимум, в двух разрезах: общенациональном и региональном (территориальном).
В силу специфики аграрного производства политика ускорения экономического роста подразумевает активное использование и поддержание качества природного капитала, включая земельные и водные ресурсы, а также сбережение здоровья нации [3]. Решение этих задач во многом реализуется региональной политикой. Как показывает опыт Европейского
2019
союза, обладающего большими и разнообразными территориями, в региональной политике можно выделить две основные концепции [4]. Обе концепции региональной агропро-довольственной политики предусматривают максимально полное использование инвестиционных ресурсов, только на разном уровне. Для первой концепции приоритетным является распределение инвестиций между регионами с целью максимизации отдачи основных фондов в отдельных отраслях или в целом по стране [5]. Примером проявления первой концепции является высокая концентрация инвестиций в аграрной сфере черноземных Белгородской и Воронежской областей. Для второй концепции приоритетным является максимизация объема инвестиций в каждом отдельном регионе с целью комплексного решения локальных экономических, социальных, природоохранных задач. Кроме того, в ряде регионов стоит задача наращивания ресурсного обеспечения сельского хозяйства с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности до уровня более эффективных регионов с аналогичными масштабами и отраслевой структурой производства [6].
Темпы развития экспортного потенциала АПК страны, по нашему мнению, определяются как совершенствованием технологий и расширением производственных мощностей отдельных отраслей, так и комплексным развитием региональных агросистем; соответственно, состав механизмов реализации приоритетов развития и использования производственного потенциала агропродоволь-ственного комплекса должен определяться на основе сочетания национальных и региональных регулирующих инструментов. На рисунке показана взаимосвязь общенационального,
www.mshj.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
отраслевых и региональных приоритетов экономического развития производственного потенциала агропродовольственного комплекса России до 2024 г.; ключевое значение для развития экспортного потенциала АПК имеет повышение эффективности использования инвестиций, трудовых и природных ресурсов.
Результаты исследований
Обобщение факторов, влияющих на эффективность использования инвестиций, трудовых и природных ресурсов, позволило определить приоритеты в этой сфере [7] и выделить соответствующие им экономические и организационные механизмы. Формирование механизма реализации каждого приоритета включает несколько этапов: определение соответствующих одного или нескольких индикаторов; определение целевых значений выбранных индикаторов; определение мер регулирования, воздействия, создания необходимых условий; организация взаимодействия исполнителей и регулирующих государственных органов.
Несомненным приоритетным направлением инновационного развития агропродо-вольственного комплекса является цифро-визация — внедрение информационных и связанных с ними роботизированных систем. Приоритеты цифровизации в АПК России можно разбить на четыре группы: 1) обеспечение участников рынка, в том числе конечных потребителей, информацией о происхождении продовольственных товаров (прослеживае-мость); 2) компьютеризация и информатизация производственных процессов; 3) применение программных средств и моделей сбора, хранения и анализа информации для решения разнообразных управленческих, организационных и экономических задач; 4) сбор, хранение, обобщение, предоставление информации
о состоянии сельскохозяйственных земель — важнейшего ресурса производства продовольствия [8]. Реализация каждого из приоритетов АПК включает использование того или иного направления цифровизации.
В таблице приведены приоритеты повышения эффективности использования инвестиционных, трудовых и природных ресурсов АПК, соответствующие индикаторы и ключевые элементы механизмов их реализации. При составлении таблицы максимально использовались материалы национальных проектов «Наука» и «Международная кооперация и экспорт» [1], Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 20172025 годы [9], Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (в редакции от 8 февраля 2019 г.) [10]. В указанных документах определены индикаторы, в той или иной степени характеризующие динамику реализации приоритетных направлений, а также механизмы их реализации на федеральном уровне. В то же время часть приоритетов повышения эффективности использования производственного потенциала АПК в этих документах не указана, тем не менее, механизмы их реализации должны быть включены в общую систему мер по достижению экономических и социальных целей страны, что позволит комплексно решать проблемы повышения эффективности использования инвестиций и имеющихся ресурсов в АПК. Также необходимо более детально рассмотреть взаимосвязь механизмов, применяемых на национальном и региональном уровнях.
В национальном проекте «Наука» значительное место уделено инновационному развитию сельского хозяйства, в том числе поставлены конкретные задачи по созданию
Развитие экспортного потенциала АПК страны
Развитие экспортного потенциала продуктовых подкомплексов АПК
Расширение производственного
потенциала региональных АПК
Эффективное использование инвестиций, трудовых и природных ресурсов АПК
Развитие производственной и логистической инфраструктуры
Расширение производственного потенциала отраслей АПК
Разработка, трансфер и диффузия инноваций
Решение социальных задач сельских территорий
Рис. Приоритетные направления экономического развития производственного потенциала агропродовольственного комплекса России до 2024 г.
агробиотехнопарков и селекционно-семенных, селекционно-племенных центров и других научно-производственных формирований (табл.). В качестве механизма трансфера результатов научных исследований календарь событий программы предусматривает к 2024 г. формирование комплекса мер по ориентации государственных заказчиков на закупку наукоемкой и инновационной продукции, созданной на основе российских технологий.
В агропромышленном комплексе в качестве заказчиков могут выступать не только государственные органы и предприятия, но и агропромышленные компании (агрохолдинги) [11]. На региональном уровне в качестве механизма поддержки разработки и трансфера инноваций, по нашему мнению, могут быть использованы региональные проекты по содействию применения наукоемкой и инновационной продукции в рамках программ повышения конкурентоспособности, предусмотренных национальным проектом «Международная кооперация и экспорт», которые, по сути, формируют сетевые структуры горизонтального управления созданием продуктовых цепочек производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции [12].
Одним из приоритетов политики повышения эффективности производственного потенциала агропродовольственного комплекса является диффузия инноваций — распространение апробированных инноваций по территории страны (табл.). Этому аспекту уделено значительное внимание в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТПРСХ-2025), которая нацелена на обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения инноваций, к числу ожидаемых результатов которой отнесено снижение значений показателей импортозависимости на 20-50%, например, по семенам высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений — не менее чем на 30%. По нашему мнению, процесс распространения инноваций точнее всего описывается совокупностью показателей темпов роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения новых продуктов и технологий, в группах регионов, дифференцированных по уровню инновационности производства в ключевых отраслях [13].
Важным направлением повышения эффективности использования ресурсов в агропро-довольственном комплексе России является биологизация производства (табл.). Комплексное применение биотехнологий позволит производить «органические» продовольственные продукты, цены на которые на зарубежных рынках в 1,5-2 раза выше, чем на массовые аналоги. Одна из форм биологизации нашла отражение в ФНТПРСХ-2025 в виде задачи создания и внедрения технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве. По нашему мнению, масштаб биологизации отражается показателем площади посевов, на которых применяются технологические приемы биологической системы земледелия [14].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (368) / 2019
Приоритеты, индикаторы и механизмы повышения эффективности использования инвестиционных, трудовых и природных ресурсов АПК
Приоритет Индикаторы Механизмы реализации приоритетов
федеральный уровень региональный уровень
Разработка и трансфер инноваций Число востребованных селекционных достижений* Количество заявок на получение патента на изобретение в Российской Федерации и за рубежом* Создание агробиотехнопарков и селекционно-семенных, селекционно-племенных центров* Комплекс мер по ориентации государственных заказчиков на закупку наукоемкой и инновационной продукции, созданной на основе российских технологий* Региональные проекты по содействию применению наукоемкой и инновационной продукции в рамках региональных продуктовых кластеров и программ повышения конкурентоспособности****
Диффузия инноваций Темпы роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения новых продуктов и технологий, в группах регионах, дифференцированных по уровню производства Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 20172025 годы Развитие и поддержка региональной информационно-консультационной службы (ИКС)
Биологизация технологий, применяемых в сельском хозяйстве Создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве** Площадь посевов, на которых применяются технологии биологизации земледелия Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 20172025 годы Региональные программы по примеру программы «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области»
Создание условий для привлечения кредитных ресурсов Объем привлеченных кредитных ресурсов за 2018-2025 гг.*** Ведомственный проект МСХ РФ «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»*** Региональные проекты
Обновление парка сельскохозяйственной техники Обеспечение в 2025 г. с учетом государственной поддержки обновления тракторов, комбайнов до заданного уровня*** Ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного комплекса»*** Региональные программы
Эффективное использование основных фондов и инвестиций Производство продукции сельского хозяйства в расчете на 1 руб. основных фондов Коэффициент обновления основных фондов Мониторинг эффективности использования и обновления основных фондов в субъектах РФ Региональные инвестиционные программы
Рост объема производства в пищевой промышленности Производство продукции пищевой промышленности в расчете на 1 тыс. руб. продукции сельского хозяйства Программы поддержки конкурентоспособности **** Региональные программы экспорта продовольствия
*Национальный проект «Наука» // Информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития. URL: http://government.ru/ news/35675/ (дата обращения: 12.02.2019).
**Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы».
***Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2019 г. № 98 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717». URL: http:// consultant.ru
****Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» //Информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития. URL: http://government.ru/news/35675/ (дата обращения: 12.02.2019).
На федеральном уровне в качестве механизма реализации приоритетного процесса биологизации может выступать ФНТПРСХ-2025, на региональном уровне основное внимание уделяется внедрению в производство имеющихся научных разработок. При создании региональных механизмов целесообразно использовать опыт областной программы «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области» по объединению усилий органов власти, научных и производственных организаций. В частности, в области был создан и функционирует одобренный правительством области научно-производственный комплекса по биозащите растений с участием Всероссийского института защиты растений (ФГБНУ ВИЗР), ГК «Агробиотехнология», Белгородского государственного университета, ООО НТЦ БИО (Шебекино). Одна из задач проекта состоит в организации и функционировании на 44 га демонстрационных участков применения химических и биологических средств защиты
растений, в том числе для государственных регистрационных испытаний [15]. Массовое освоение технологий биологической системы земледелия сельскохозяйственными товаропроизводителями осуществляется с координацией администраций муниципальных районов, что позволяет получать прирост продукции сельского хозяйства [16]. Опыт Белгородской области может быть использован как пример организации распространения инноваций на региональном уровне.
Общепризнанным приоритетом стратегии развития производственного потенциала АПК является обновление парка сельскохозяйственной техники (табл.). В ведомственном проекте Минсельхоза России «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обновленной в феврале 2019 г., установлены целевые индикаторы обеспечения в 2025 г. с учетом государственной
поддержки обновления тракторов в сельскохозяйственных организациях до уровня 3,4%, зерноуборочных комбайнов — 5,2%, кормо-уборочных комбайнов — 4,8%. Следует ожидать, что аналогичные целевые индикаторы будут установлены и в региональных программах развития АПК. Но, как показывают исследования, проведенные в Институте аграрных проблем Российской академии наук (ИАгП РАН), для регулирования эффективности использования основных фондов недостаточно одного показателя обновления техники, необходимо использовать и другие показатели.
Для достижения значительного роста производства продовольственной продукции требуется не только обновление машинного парка, но и значительный рост всех основных фондов. В качестве индикатора эффективности использования основных фондов предлагается использовать показатель производства продукции сельского хозяйства в расчете на 1 тыс. руб. основных фондов (фондоотдача). При этом следует учесть, что в субъектах
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК © О
Российской Федерации по средним данным за 2014-2016 гг. фондоотдача в сельском хозяйстве отличалась в несколько раз [8], соответственно возникает задача рационального распределения государственной поддержки инвестиций с целью максимизации отдачи от существующих и вновь вводимых основных фондов. Проблеме рационального использования инвестиций посвящен ведомственный проект МСХ РФ «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» (табл.), который должен получить развитие в соответствующих проектах субъектов Российской Федерации.
Как показали исследования, проведенные в ИАгП РАН, рост фондоотдачи и повышение эффективности использования производственного потенциала в АПК связаны со своевременным обновлением и заменой полностью изношенных основных фондов во всех регионах страны [17], соответственно на федеральном уровне необходимо проводить мониторинг показателей фондоотдачи, обновления основных фондов, удельного веса полностью изношенных основных фондов в субъектах Российской Федерации, а в регионах целесообразно разрабатывать инвестиционные программы, в которых обосновывается уровень государственной поддержки инвестиций, необходимый для повышения эффективности использования имеющихся материальных ресурсов и инвестиций.
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» предусматривает удвоение экспорта продовольствия, в первую очередь, за счет роста добавленной стоимости, созданной в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности. Ведомственный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» II этапа Госпрограммы развития АПК [10] предусматривает увеличение в 2025 г. к уровню 2017 г. объемов производства продукции растениеводства на 18%, животноводства — на 11%, пищевых продуктов — на 29,7%. Таким образом, к 2025 г. показатель производства продукции пищевой промышленности в расчете на 1000 руб. продукции сельского хозяйства должен вырасти примерно на 10-12%. Динамику этого показателя необходимо отслеживать и на федеральном, и на региональном уровнях (табл.), поскольку в России имеются значительные резервы расширения и углубления переработки сельскохозяйственного сырья. Также имеются резервы роста экспорта продовольствия [18]. Так, соотношение показателей объема переработанного молока и объема потребления молока и молочных продуктов в пересчете на молоко в 2016 г. составляло всего 49% [19], что свидетельствует о низкой товарности отрасли молочного скотоводства и о возможности наращивания объемов производства молочной продукции за счет использовании этого резерва.
Целевые значения показателя производства продукции пищевой промышленности в расчете на 1000 руб. продукции сельского хозяйства в субъектах Российской Федерации
должны быть дифференцированы в зависимости от наличия экспортоориентированных отраслей. Механизмом реализации данного резерва могут служить программы поддержки конкурентоспособности отдельных видов продукции, предусмотренные национальным проектом «Международная кооперация и экспорт».
Важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны играют хозяйства населения (личные подсобные хозяйства — ЛПХ). Специальные исследования показывают ограниченность трудовых ресурсов сельских домохозяйств как составной части производственного потенциала АПК [20], что указывает на то, что в дальнейшем сохранится тенденция на сокращение вклада этого сектора сельского хозяйства в обеспечение продовольственной безопасности. Стоимостная оценка объема продовольственной продукции, создаваемой в ЛПХ, образует значительную часть доходов сельского населения, точнее говоря, суммы располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности. Но еще предстоит определить показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов хозяйств населения, а также социально-экономические механизмы, способствующие росту объема располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности в соответствии с одной из целей на 2018-2025 гг. II этапа Госпрограммы развития АПК [10].
Заключение
В ходе проведенного исследования установлено, что система мер по развитию экспортного потенциала агропродовольствен-ного комплекса страны требует дальнейшего совершенствования за счет дополнительных показателей, экономических и организационных механизмов, при этом необходимо обеспечить взаимосвязь национальных и региональных инструментов управления. В частности, предложено механизмы разработки и трансфера инноваций, вошедшие в национальный проект «Наука», дополнить показателями и инструментами поддержки диффузии инноваций, что позволит полнее использовать возможности Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы.
Также предлагается в качестве отдельного приоритета выделить биологизацию сельского хозяйства, дополнить индикаторы, имеющиеся в национальном проекте «Наука» и в ФНТПРСХ-2025, показателем площади посевов, на которых применяются технологии био-логизации земледелия. Применение данного показателя для контроля эффективности использования средств государственной поддержки позволит интегрировать результаты разработки биологических средств защиты растений в соответствии с ФНТПРСХ-2025 и разработки технологий их применения в рамках региональных программ, таких как «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области». Соответственно, данную региональную программу Белгородской области целесообразно реко-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
мендовать для тиражирования в других субъектах Российской Федерации.
В действующую на март 2019 г. редакцию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия входят ведомственные проекты, направленные на увеличение объема привлеченных кредитных ресурсов и на обновление парка сельскохозяйственной техники. С целью повышения эффективности использования основных фондов и распределения инвестиций по регионам предлагаем указанные ведомственные проекты дополнить мониторингом эффективности использования и обновления основных фондов в субъектах РФ с использованием показателей производства продукции сельского хозяйства в расчете на 1 руб. основных фондов и коэффициента обновления основных фондов.
Литература
1. Информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития. URL: http://government.ru/news/35675/ (дата обращения: 12.02.2019).
2. Семенов А.С., Дерунова Е.А. Методические подходы к развитию сырьевого сектора экономики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 2-2. С. 379-386.
3. Порфирьев Б.Н. Зеленый фактор экономического роста в мире и в России // Проблемы прогнозирования. 2018. № 5. С. 3-12.
4. Михеева Н.Н. Приоритеты регионального развития как фактор экономического роста // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2018. Т. 16. С. 32-55.
5. Бондаренко Ю.П. Влияние инвестиций на обновление и эффективность использования основных фондов в сельском хозяйстве России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 3. С. 43-49.
6. Кутенков Р.П. Сельское хозяйство Саратовской области в сопоставлении с другими регионами Приволжского федерального округа: эффективность и ресурсная обеспеченность // Региональные агроси-стемы: экономика и социология: Ежегодник. Саратов: ИАгП РАН. 2018. № 3. URL: http://iagpran.ru/journal. php?tid=670
7. Национальная продовольственная безопасность России: стратегические приоритеты и условия обеспечения / под общей редакцией М.Ю. Морехано-вой. Саратов: Саратовский источник, 2018. 413 с.
8. Андрющенко С.А., Бондаренко Ю.П. Оценка перспективных направлений инновационного развития производственного потенциала агропродоволь-ственного комплекса // Региональные агросистемы: экономика и социология: Ежегодник. Саратов: ИАгП РАН. 2018. № 5. URL: http: //www.iagpran/ru/journal. php?tid=567
9. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы». URL: http://consultant.ru
10. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2019 г. № 98 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717». URL: http://consultant.ru
11. Дерунова Е.А., Семенов А.С. Развитие методических подходов к оценке конкурентоспособности инновационной продукции в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 12. С. 37-39.
12. Мильнер Б.З., Орлова Т.З. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография. М.: Инфра-М, 2013. 288 с.
13. Васильченко М.Я. Технологические факторы повышения эффективности производственного по- 37
ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (368) / 2019
тенциала животноводческого подкомплекса России // Экономические науки. 2018. № 5. С. 91-95.
14. Андрющенко С.А. Ключевые показатели стратегии экологизации агропродовольственных комплексов России и Европейского Союза // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 3. С. 27-31.
15. Павлюшин В.А., Морозов Д.О. Фитосанитарная биологизация в Белгородской области // Сельскохозяйственные вести. 2017. № 4 (111). С. 72-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28428031 (дата обращения: 19.02.2019).
16. Программа биологизации поможет восполнить плодородие земель региона и приумножить урожай. URL: https://gazeta-prioskolye.ru/ekonomika/ selskoe-hozyajstvo/2074.html (дата обращения: 19.02.2019).
17. Бондаренко Ю.П. Оценка необходимости обновления основных фондов в сельском хозяйстве России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 9. С. 24-30.
18. Яковенко Н.А., Иваненко И.С., Воронов А.С. Оценка и перспективы развития экспортного потенциала агропродовольственного комплекса России //
Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. Т. 61. № 5 (365). С. 73-77. DOI: 10.24411/2587-67402018-15083.
19. Андрющенко С.А., Васильченко М.Я., Трифонова Е.Н. Факторы повышения эффективности производственного потенциала молочного скотоводства и молочной промышленности // Аграрный научный журнал. 2018. № 5. С.59-66.
20. Шабанов В.Л. Трансформация ЛПХ как источника занятости и доходов сельского населения // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 7. С. 79-84.
Об авторе:
Андрющенко Сергей Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией инновационного развития производственного потенциала агропромышленного комплекса, Scopus ID: 35110864200, Researcher ID: P-4831-2018, [email protected]
NATIONAL AND REGIONAL MECHANISMS FOR THE IMPLEMENTATION OF PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF THE PRODUCTIVE CAPACITY OF THE RUSSIAN AGRO-FOOD COMPLEX
S.A. Andryushchenko
Institute of agrarian problems of the Russian academy of science, Saratov, Russia
The export orientation of Russia's agri-food complex dictates new priorities for the development of production potential, both In agriculture and In the processing Industry. The interrelation between the national, industries and regional priorities of economic development of productive potential of agro-food complex of Russia is shown; the key significance of the efficiency of investments, labor and natural resources for the development of export potential of the agri-food complex in conditions of uneven resources' distribution across the country is demonstrated. The aim of the study is to systematize and harmonize sectoral, national and regional priorities, as well as to justify the choice of economic and organizational mechanisms for the implementation of priorities for the development and use of the productive potential of the agro-food complex on the basis of a combination of national and regional interests. In particular, the author proposed to expand the mechanisms of development and transfer of innovations of the National project "Science" by the indicators and tools for support the diffusion of innovation, as well as the biologization of agriculture. There is recommendation of the duplication of the regional program "Introduction of biological system of agriculture in the territory of the Belgorod region" in other subjects of the Russian Federation. It is offered to use monitoring of efficiency of use of fixed assets and distribution of investments on regions for expansion of departmental projects of the Ministry of agriculture of Russia.
Keywords: national projects, diffusion of innovation, biologization, fixed assets, exports, production's potential.
References
1. Information materials on national projects in 12 areas of strategic development. URL: http://govern-ment.ru/news/35675/ (date of the address: 12.02.2019).
2. Semenov A.S., Derunova E.A. Methodological approaches to the development of the commodity sector of the Russian economy. Izvestiya Saratovskogo univer-siteta = Izvestiya of Saratov university. New series. Series: Economics. Management. Right. 2014. Vol. 14. No. 2-2. Pp. 379-386.
3. Porfirev B.N. Green factor of economic growth in the world and in Russia. Problemy prognozirovaniya = Problems of forecasting. 2018. No. 5. Pp. 3-12.
4. Mikheeva N.N. Priorities of regional development as a factor of economic growth. Nauchnye trudy: Institut narodnokhozyajstvennogo prognozirovaniya RAN = Proceedings: Institute of national economic forecasting of RAS. 2018. Vol. 16. Pp. 32-55.
5. Bondarenko Yu.P. The impact of investments on the renewal and efficiency of fixed assets in Russian agriculture. Ekonomika selskokhozyajstvennykh i pererabaty-vayuschikh predpriyatij = Economy of agricultural and processing enterprises. 2019. No. 3. Pp. 43-49.
6. Kutenkov R.P. Agriculture of the Saratov region in comparison with other regions of the Volga Federal district: efficiency and resource availability. Regionalnye agrosistemy: ekonomika i sociologiya: Ezhegodnik = Regional agricultural systems: economics and sociology: Yearbook. Saratov: lAgP RAS. 2018. No. 3. URL: http://iag-pran.ru/journal.php?tid=670
7. The national food security of Russia: strategic priorities and the terms of the availability. Under the gen-
eral editorship of M.Yu. Morekhanova. Saratov: Saratov source, 2018. 413 p.
8. Andryuschenko S.A., Bondarenko Yu.P. Evaluation of promising directions of innovative development of production potential of the agro-food sector. Regionalnye agrosistemy: ekonomika i sociologiya: Ezhegodnik = Regional agricultural systems: economics and sociology: Yearbook. Saratov: lAgP RAS. 2018. No. 5. URL: http: //iag-pran.ru/journal.php?tid=567
9. The order of the Government of the Russian Federation of August 25, 2017. No. 996 "About the approval of the Federal scientific and technical program of development of agriculture for 2017-2025". URL: http://consul-tant.ru
10. The order of the Government of the Russian Federation of February 8, 2019 No. 98 "About modification of the order of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No.717". URL: http://consultant.ru
11. Dergunova E.A., Semenov A.S. Developing methodical approaches to assessing the competitiveness of innovative products in the AIC. Ekonomika selskokhozyajstvennykh i pererabatyvayuschikh predpriyatij = Economy of agricultural and processing enterprises. 2015. No. 12. Pp. 37-39.
12. Milner B.Z., Orlova T.Z. The organization of innovation: horizontal communication and management: monograph. Moscow: Infra-M, 2013. 288 p.
13. Vasilchenko M.Ya. Technological factors of increasing the efficiency of the production potential of the livestock subcomplex in Russia. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences. 2018. No. 5. Pp. 91-95.
14. Andryuschenko S.A. Key indicators of the strategy of greening the agri-food sectors of Russia and the
European Union. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2017. No. 3. Pp. 27-31.
15. Pavlyushin V.A., Morozov D.O. Phytosanitary biologization in the Belgorod region. Selskokhozyajstvennye vesti = Agricultural news. 2017. No. 4 (111). Pp. 72-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28428031 (date of the address: 19.02.2019).
16. The biologization program will help to replenish the fertility of the region's land and increase the harvest. URL: https://gazeta-prioskolye.ru/ekonomika/selskoe-hozyajstvo/2074.html (date of the address: 19.02.2019).
17. Bondarenko Yu.P. Assessment of the need to update fixed assets in Russian agriculture. Ekonomika selskokhozyajstvennykh i pererabatyvayuschikh predpriyatij = Economy of agricultural and processing enterprises. 2018. No. 9. Pp. 24-30.
18. Yakovenko N.A., Ivanenko I.S., Voronov A.S. Evaluation and prospects of the Russian agro-food complex export potential development. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2018. Vol. 61. No. 5 (365). Pp. 73-77. DOI: 10.24411/2587-6740-2018-15083.
19. Andryuschenko S.A., Vasylchenko M.Yu., Trifon-ova E.N. The factors of increasing the efficiency of the production potential of dairy cattle and milk industry of Russia. Agrarnyj nauchnyj zhurnal = Agricultural scientific journal. 2018. No. 5. Pp. 59-66.
20. Shabanov V.L. Transformation of smallholders as a source of employment and income in rural areas. Ekonomika selskogo khozyajstva Rossii = Russian agricultural economic. 2018. No. 7. Pp. 79-84.
About the author:
Sergey A. Andryshchenko, doctor of economic sciences, professor, head of the laboratory of innovative development of production potential of agro-industrial complex, Scopus ID: 35110864200, Researcher ID: P-4831-2018, [email protected]