ТЕМА НОМЕРА:
ЭКОНОМИКА РОССИИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.Б. Скрынник
Сельское хозяйство: взгляд в будущее
В статье рассматриваются ключевые изменения, произошедшие в сельском хозяйстве Российской Федерации в период с 2001 по 2011 годы, анализируются основные результаты реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», выделяются аспекты внедрения инноваций в сфере сельского хозяйства. Дается анализ основных направлений, определяющих вектор развития сельского хозяйства в Российской Федерации в кратко- и среднесрочной перспективе, акцентируется необходимость совершенствования действующего законодательства для повышения отраслевой эффективности.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, конкурентоспособность, Государственная программа развития сельского хозяйства.
Сельское хозяйство страны за последние 10 лет сильно изменилось. Благодаря комплексной, системной поддержке со стороны государства в отрасль пришли инвестиции, новые технологии, эффективные менеджеры. Самым убедительным доказательством достигнутых позитивных результатов является устойчивый рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции — зерна, картофеля, овощей и мяса. Учитывая такую динамику развития, значительный природно-ресурсный потенциал нашей страны, становится очевидным, что одной из основных точек роста АПК в долгосрочной перспективе будет экспорт. Для решения этой задачи будут применяться адресные меры поддержки следующих стратегических направлений в отрасли: логистики и инфраструктуры, переработки, малых форм хозяйствования, а также мелиорации и страхования. Важнейшим приоритетом останется устойчивое развитие сельских территорий.
Реализация этих подходов позволит обеспечить диверсификацию сельской экономики, повысить уровень ее конкурентоспособности, благосостояния жителей села.
Системные перемены в российском агропромышленном комплексе связаны в первую очередь с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который стартовал в 2006 году,
© Скрынник Е.Б., 2011
и последовавшей за ним Государственной программой развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы.
За прошедшие пять лет отмечается устойчивый рост производства во всех базовых подотраслях АПК. Производство мяса птицы увеличилось почти в два раза, свинины — на 50%. Объемы производства зерна достаточны для обеспечения всех внутренних потребностей и наращивания экспортного потенциала.
Для скорейшего восстановления сельскохозяйственного производства после аномальной засухи 2010 года под руководством Владимира Путина был принят комплекс эффективных мер поддержки сельхозтоваропроизводителей. В результате негативные последствия стихии удалось успешно преодолеть. В этом году урожай зерна в чистом весе ожидается на уровне 90 млн тонн. С учетом переходящих остатков на начало сезона и объема внутреннего потребления — 72 млн тонн — экспортный потенциал на 2011/2012 сельскохозяйственный год оценивается в 20 млн тонн.
Производство скота и птицы на убой по итогам года планируется на уровне 11 млн тонн, что на 450 тыс. тонн больше, чем в 2010 году. Основной прирост будет достигнут в птицеводстве — на 8,7% (+338 тыс. тонн). Производство свинины в живом весе увеличится на 5,3% (+160 тыс. тонн). Такая динамика во многом обусловлена наличием четко отлаженного механизма управления бюджетными средствами и своевременного доведения господдержки до ее конечных получателей.
Сельхозтоваропроизводителям в бюджеты субъектов РФ министерство направило более 100 млрд рублей (около 95%) средств федерального бюджета. Кроме того, специальной комиссией министерства в текущем году одобрено 236 инвестиционных проектов на сумму 66 млрд рублей, что, несомненно, позитивно отразится на инвестиционном климате отрасли.
Слагаемые успеха: инфраструктура, логистика и переработка
К 2020 году Россия способна поставить за рубеж более 40 млн тонн зерна, как минимум 170 тыс. тонн мяса птицы и 200 тыс. тонн мяса свинины — продукции с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, в ближайшее время экспорт объективно станет локомотивом отечественного сельского хозяйства. Это позволит не только укрепить позиции России на мировом сельскохозяйственном рынке, но и значительно повысить качество российской продукции, эффективность ведения сельскохозяйственного бизнеса, уровень доходов сельхозтоваропроизводителей.
Для гарантированного решения столь масштабных задач в долгосрочной перспективе наши усилия и внимание будут сконцентрированы на поддержке новых стратегически важных направлений — развитие инфраструктуры, логистики и переработки. Все они включены во второй этап Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013—2020 годы, разработанной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Этот
комплексный документ содержит четкие ориентиры для всех участников агропродовольственного рынка на восьмилетний период, действенные механизмы поддержки аграрного производства и социального развития села.
Совершенствование инфраструктуры и логистики будет осуществляться за счет строительства и реконструкции мощностей по переработке, хранению и перевалке сельскохозяйственной продукции, увеличению пропускной способности логистической цепочки.
Предстоит значительно увеличить мощности по хранению зерна на Юге, Дальнем Востоке, в Сибири, модернизировать существующие и построить новые глубоководные зерновые портовые терминалы в морских портах Азово-Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского бассейнов, терминалы по перевалке зерна на основных судоходных реках.
Очевидно, что развитие инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка должно идти параллельно с развитием перерабатывающей отрасли. В связи с этим будет форсирована работа по строительству новых и реконструкции действующих перерабатывающих предприятий на основе инновационных технологий и современного оборудования. Основной механизм господдержки — выделение субсидированных кредитов на развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Министерство активно поддерживает развитие переработки прежде всего в малых формах хозяйствования в рамках экономически значимых региональных программ. В настоящее время утверждено более 10 региональных программ по этому направлению, включая «Развитие первичной переработки скота в Брянской области на 2011—2013 годы», «Развитие сыроделия и производства сухой сыворотки в Республике Мордовия на 2011— 2013 годы».
В предстоящий период реализации второго этапа Госпрограммы наряду с наращиванием производственного потенциала особый акцент будет сделан на устойчивом развитии сельских территорий. На это нацелена федеральная целевая программа, которая стартует с 2014 года. До этого времени продолжится выполнение программы по социальному развитию села. Основная цель — повышение уровня благосостояния селян на основе комплексного сбалансированного подхода к решению социально-экономических задач, сохранения природно-ресурсного и культурного потенциала села.
Особую роль в ее достижении будут играть малые формы хозяйствования. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства решают важнейшие задачи по социальному контролю над территорией, сохранению сельского образа жизни, поддержанию экологической устойчивости сельского хозяйства.
На долю фермеров и личных подсобных хозяйств приходится до половины производства всей сельскохозяйственной продукции — более 20% зерна и сахарной свеклы, 48% мяса, 56% молока и 80% овощей. Темпы роста производства в фермерском секторе за последние десять лет в 4,3 ра-
за выше, чем в целом по отрасли. Именно поэтому министерство сельского хозяйства делает все возможное для системной комплексной поддержки фермерства.
Для обеспечения фермеров землей принят Закон «О совершенствовании оборота земель сельскохозяйственного назначения». В качестве дополнительных мер министерство предоставляет субсидии на оформление земель в собственность (до 50% из федерального бюджета), а также будет способствовать снижению бюрократических барьеров при ее оформлении.
С 2012 года министерство приступает к реализации целевой ведомственной программы «Начинающий фермер», которая, в частности, предусматривает предоставление грантов на формирование производственной базы. Установленный объем финансирования программы — 2 млрд рублей.
Поддержка малых форм хозяйствования будет осуществляться в рамках реализации экономически значимых региональных программ. Напомню, что в 2010 году стартовал проект «Единой России» — «Российский фермер», разработанный с целью интеграции всех направлений государственной поддержки малого предпринимательства на селе. Результаты уже ощутимы. Обеспечена конструктивная обратная связь между федеральными, региональными органами АПК и представителями малых форм хозяйствования. В формате видеоконференций с фермерами обсуждено более 700 актуальных вопросов, по многим из них приняты конкретные решения.
Прошлогодняя аномальная засуха отчетливо продемонстрировала — устойчивое развитие АПК невозможно без современных инструментов, позволяющих снизить воздействие негативных факторов на экономику сельского хозяйства. Речь идет о мелиорации и агростраховании.
Разница в урожайности на мелиорируемых и немелиорируемых землях может достигать 10—15 раз. Именно поэтому ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» закреплена в качестве одного из базовых приоритетов новой Госпрограммы.
В результате ее реализации через 8 лет на мелиорированных землях можно будет собирать до 18,5 млн тонн овощей, что составляет свыше 90% от потребности, 1,5 млн тонн риса — 100%, 10,5 млн тонн зерна, 7,1 млн тонн или половину от необходимого объема плодово-ягодной продукции.
Развитие мелиоративного подкомплекса — трудоемкий и достаточно сложный процесс, в ходе которого следует учитывать региональную специфику. В этой связи Министерство сельского хозяйства Российской Федерации организовало сбор и анализ соответствующих программ субъектов, которые могут быть реализованы на принципах софинансирования. Минимизировать потери от природной стихии призван институт агрострахо-вания с государственной поддержкой.
В этом году Госдумой был принят закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в
Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который вступает в силу с 1 января 2012 года.
Его реализация позволит выстроить принципиально новую систему сельскохозяйственного страхования, снизить нагрузку на сельхозтоваропроизводителя, который по новой схеме фактически будет выплачивать только 50% от общего страхового взноса. Государственная поддержка будет оказываться только по риску утраты или гибели урожая, посадок многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных путем перечисления по заявлению сельхозтоваропроизводителя в адрес страховщика оставшихся 50% от начисленной страховой премии.
Важной нормой закона является расширение перечня объектов сель-хозстрахования. С 2013 года планируется распространение государственной поддержки на страхование рисков утраты (гибели) в животноводстве. Выполнение положений закона даст возможность увеличить долю застрахованных посевных площадей до 70%, что почти в два раза выше запланированного Госпрограммой показателя на 2012 год, снизить риски невыплаты страхового возмещения сельхозпроизводителям в случае банкротства отдельных страховых компаний, сэкономить средства федерального бюджета при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Современный агропромышленный комплекс России стоит на пороге нового этапа развития, который будет связан с полным насыщением внутреннего рынка основными сельскохозяйственными продуктами собственного производства и ростом экспортных поставок на мировой агро-продовольственный рынок. Для этого есть все предпосылки — мощная государственная поддержка, благоприятный инвестиционный климат в отрасли, огромный ресурсный потенциал. Эффективное решение поставленных ближнесрочных и долгосрочных задач позволит перейти к инновационной модели АПК, в центре которой будет обеспечение продовольственной безопасности страны и комплексное устойчивое развитие села.
В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами.
В животноводстве продолжится планомерное наращивание производства мяса и молока. В этой связи необходимо активно использовать возможности селекции, совершенствования кормовой базы, оптимизации технологических процессов.
Это позволит уже в ближайшие 2—3 года полностью обеспечить себя основными продуктами питания и начать осваивать новые экспортные направления. В частности, к 2012 году мы полностью закроем внутренние потребности в мясе птицы, а в 2013 году — мясе свинины.
Учитывая текущую динамику развития АПК России и комплекс реализуемых мер государственной поддержки, среднегодовой темп роста ва-
ловой продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составлять не менее 2,4—2,5%, производства пищевых продуктов — 4,3—5%.
У нас также есть все основания прогнозировать дальнейшее улучшение инвестиционного климата в аграрной отрасли. Сегодня на 1 рубль государственных средств в агропромышленный комплекс привлекается до 10 рублей частных инвестиций. В течение ближайших 8 лет среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве будет достигать 8,8%. Это неизбежно скажется на темпах технологического обновления отрасли, позволит увеличить ее производственный потенциал, значительно повысить производительность труда и уровень доходов сельхозтоваропроизводителей.
В заключении хотелось бы отметить следующее. Благодаря комплексной масштабной работе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, отраслевых союзов и научных организаций определены четкие перспективные целевые ориентиры развития АПК России. Этот тренд прозрачен и понятен для всех участников агропродовольственного рынка, включая наших зарубежных партнеров, и теперь нам предстоит большая работа по его последовательной реализации с учетом социально-экономических особенностей регионов, внутренних и внешних макроэкономических условий. Именно поэтому руководители каждого субъекта должны предельно отчетливо понимать стоящие перед ними в сфере АПК задачи, заблаговременно подготовиться к их успешному выполнению.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
2. Федеральный закон Российский Федерации от 27 октября 2008 года № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 11 июня 2008 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
5. Носов В.В. Современное состояние агрострахования с государственной поддержкой в российской федерации.//ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2011, № 4.