ГЛАВНАЯ ТЕМА
№ 3 (143) апрель, 2016
PfMfDUUM
привслжье
вать его с международным опытом, сделать шаг к персонифицированности обучения. В проекте приняли участие 16 образовательных и научных организаций Минздрава России, 11 общественных профессиональных организаций, более 500 медицинских специалистов.
В 2015-2020 гг. реализация проекта продолжена во всех образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России, с расширением спектра специальностей участников, увеличением числа привлекаемых общественных и профессиональных организаций. В результате повышение квалификации можно разбить на отдельные части -модули с их постоянной суммацией в пятилетнем интервале. Врач будет иметь возможность самостоятельно определить свою образовательную траекторию, выбрав разнообразные варианты обучения - от традиционных курсов повышения квалификации до различных инновационных образовательных форм с равномерным распределением нагрузки по годам с общей суммой не менее 250 часов (кредитов) за пять лет.
Получить «зачетные» часы можно будет и став участником научно-практических мероприятий, симуляционнных
тренингов, которые аккредитованы Координационным советом по непрерывному высшему медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России. Врач сможет пройти стажировку на «рабочем месте», принять участие в мастер-классах. Он вправе освоить какую-то часть дистанционно, используя интерактивные модули. Все
результаты обучения будут суммироваться в качестве образовательных кредитов. Портал разработан для организации внедрения новой модели НМО в Российской Федерации. Основные функции портала связаны с организацией и регистрацией образовательной активности медицинских работников, в том числе с использованием образовательного сертификата.
ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РФ»
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 2 Федерального закона № 389-ФЗ внесены изменения в статью 100 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с которыми сертификаты специалиста будут выдаваться медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 г., а соответственно право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности на территории РФ на основании сертификата специалиста пролонгировано до 1 января 2026 г. Новым ФЗ уточнены нормы статьи 69 Федерального закона № 323-ФЗ в части полномочий Минздрава России по формированию аккредитационных комиссий, утверждению положения об аккредитации специалистов, а также формы свидетельства об аккредитации специалиста.
Вместе с тем, статья 100 Федерального закона № 323-ФЗ дополнена новой частью 1.1, регламентирующей этапность перехода к процедуре аккредитации специалистов с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, определены Минздравом России в проекте приказа «Об утверждении этапов перехода к процедуре аккредитации специалистов».
В 2016 г. к медицинской деятельности через процедуру аккредитации будут допущены лица, завершающие в 2016 г. освоение основных образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация», остальные категории лиц допускаются к медицинской деятельности через процедуру сертификации в соответствии с приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».
Новые оклады медработников в 2016 году
В рамках реализации нормативно-правовых документов 2013-2018 гг. определенные категории работников медицинских учреждений переводятся на эффективный контракт, в результате чего, предусматривается повышение их заработной платы. В перечень этих категорий входят врачи всех специальностей, работники медучреждений с высшим образованием, предоставляющие медицинские услуги, средний медперсонал, в том числе и фармацевтический, а также младший медперсонал. Оклады медицинских работников 2016 года, при заключении эффективного контракта, устанавливаются в соответствии с такими документами, как:
♦ Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих; ♦ Единым квалификационным
справочником профессиональных стандартов; ♦ Государственными гарантиями по оплате труда; ♦ Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях; ♦ Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях; ♦ Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; ♦ Системами нормирования труда и так далее.
Главной целью эффективного контракта является обеспечение соответствия роста зарплаты работников повышению качества выполняемой ими работы. Целевые индикаторы соотношения средней заработной платы по экономике каждого отдельного региона и размера начисленной зарплаты различным категориям
медработников осуществляют контроль за уровнем средней заработной платы. В дорожной карте России утверждены федеральные нормативные соотношения средней заработной платы врачей и других медработников с высшим образованием, среднего и младшего медперсонала, касающиеся периода с 2013 года по 2018.
Все данные, занесенные в дорожную карту Российской Федерации, в обязательном порядке уточняются в региональных дорожных картах. Кроме того, они должны быть гарантированы в медучреждениях при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от источников финансирования:
1) средств бюджетов всех уровней;
2) средств ОМС; 3) доходов, полученных в результате предоставления платных медицинских услуг. Плановый размер фактиче-
ЯпшШиим
приволжье
№ 3 (143) апрель, 2016
ГЛАВНАЯ ТЕМА
ского фонда оплаты труда работников медицинского учреждения распределяется по трем направлениям КОСГУ 211(213):
- плановому фонду базовой части оплаты труда по категориям;
- плановому фонду компенсационных выплат по категориям;
- плановому фонду стимулирующей заработной платы. При этом учитывается пропорциональность и целевое возмещение по источникам финансирования основной деятельности медицинского учреждения.
О БАЗОВОЙ ЧАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА
Базовая ставка оплаты труда представляет собой минимальный оклад заработной платы работника, который осуществляет профессиональную деятельность по профессии и входит в соответствующий профессиональный квалификационный уровень. Компенсационные стимулирующие выплаты и требования к стажу работы в этом случае не учитываются.
Базовая часть оплаты труда медицинского работника прежде всего зависит от выполнения количественных объемных показателей работы. Она определяется по категориям персонала, указанным в номенклатуре должностей списочного состава медучреждений. Рекомендуемые должностные оклады медицинских работников 2016 года, а также ставки заработной платы устанавливаются в соответствии к профподготовке и квалификационному уровню, необходимым для выполнения профессиональной деятельности. Основой для этого служит отнесение занимаемой должности к той или иной профессиональной квалификационной группе.
Расчет рекомендуемых окладов и ставок по квалификационным уровням производится на основе дифференциации должностей, и обозначеных в штатном расписании организации. Основой дифференциации является оценка сложности трудовых функций, выполнение которых должно быть обеспечено должностным лицом, имеющим соответствующую профессию или специальность. Все занимаемые должности медработников обязательно должны отвечать целям организации и входить в соответствующие разделы Единого тарифно-квалификационно-
го справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ
Чаще всего компенсационные выплаты устанавливаются к ставкам и окладам работников. Для этого работодатели оценивают условия труда, на основе чего разрабатывают и осуществляют программы действий, связанных с обеспечением безопасности и охраны труда. Подобного рода выплаты, их размеры и условия прописаны в коллективных договорах или соглашениях на основе трудового законодательства или иных нормативных документов. Оплата компенсационных выплат работникам, которые выполняют работу в особых условиях (вредных или опасных для здоровья), осуществляется теперь лишь в том случае, если результаты специальной оценки условий труда подтвердят их сложность. В случае признания этих условий безопасными, компенсация не выплачивается. Таким образом сформированы новые оклады медработников в 2016 году с учетом компенсационных выплат. В общий перечень входят следующие выплаты: за работу в ночную смену; за сверхурочную работу; за работу в выходные и праздничные дни; за совмещение должностей и расширение зон обслуживания; за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы.
За выполнение работы в ночное время производятся выплаты в размере 20% от должностного оклада. Компенсация за сверхурочную работу производится таким образом - первые два часа оплачиваются не менее чем в полуторном размере, а следующие часы - в двойном. Если работник выполняет работу в свой законный выходной или праздничный день, то в случае однодневной работы он должен получить оплату в одинарном дневном размере. Если же ему приходится работать сверх месячной нормы, то он получает оплату в двойном размере. УСЛОВИЯ ВЫПЛАТЫ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Стимулирующей частью заработной платы работника являются выплаты с
учетом результативности, качества, сложности и интенсивности выполненной работы.
При переходе на эффективный контракт, фиксированный размер оклада, размеры и условия стимулирующей части заработной платы прописываются в трудовом договоре, заключенном с работником. Устанавливаются такого рода выплаты в соответствии с критериями эффективности работы, для измерения которых используются количественные и качественные показатели ЛПУ. Если говорить о стимулирующих выплатах медицинским и фармацевтическим работникам, то стоит учесть, что для этой категории разработаны следующие группы критериев:
♦ использование в своей работе инновационных медицинских технологий; ♦ удовлетворенность пациентов качеством предоставляемых услуг; ♦ применение на практике знаний, полученных в процессе прохождения курсов повышения квалификации; ♦ отсутствие претензий, нарушений и штрафов от контролирующих органов и другие.
Вопрос о применении стимулирующих выплат и условий их периодического корректирования решается учреждением самостоятельно. При этом учитываются пределы фонда оплаты труда.
Все особенности выплат утверждаются в обязательном порядке - приказом руководителя организации с учетом мнения представительного органа работников. Для управления вопросами оплаты труда и выполнения критериев эффективных контрактов, должны быть произведены:
- расчет числа штатных единиц административно-управленческого персонала на основе оценки результативности труда каждого медработника; - обеспечение контроля нормативных отношений по категориям работников; - корректирование недостатка специалистов в медучреждениях и принятие мер относительно заполнения вакансий; - составление календарных планов мероприятий, связанных с повышением квалификации или аттестацией сотрудников медицинских организаций и другие мероприятия.
Источник информации: http://www.zdmu ги/