Научная статья на тему 'Правовое регулирование труда медицинских работников'

Правовое регулирование труда медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4343
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование труда медицинских работников»

Локальными нормативными актами организации, индивидуального предпринимателя (положение об оплате труда, положение о премировании и др.), как правило, устанавливаются системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов (за исключением организаций бюджетной сферы), доплаты и надбавки к тарифным ставкам (окладам), системы премирования, повышенные размеры оплаты труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, нормы труда.

Платонова Т.В.,

аспирантка Московской государственной юридической академии

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Российское здравоохранение представляет собой одну из важнейших отраслей социальной сферы, насчитывающей десятки тысяч медицинских учреждений и имеющую приблизительно 657,6 тыс. врачей и 1, 69 млн средних медицинских работников. Каков же их правовой статус?

К настоящему времени в Трудовом кодексе произошли существенные изменения. Специфика правового статуса медицинского работника обусловлена как общими нормами, так и специальными нормативными актами, посвященными различным аспектам их деятельности. Помимо общих положений Трудового кодекса РФ1, на медицинских работников распространяются положения «Основ законодательства об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, посвященные занятию медицинской деятельностью, а также ряда других подзаконных нормативных правовых актов.

Каковы же условия, предъявляемые к медработнику и трудоустройство? Основным документом, регламентирующим работу медика, является заключаемый с работодателем трудовой договор. В соответствии с п. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские и фармацевтические работники имеют право на работу по трудовому договору (контракту). В отличие от общего правила, при определении рода деятельности врача явно недостаточно указать только его должность (ординатор, зав. отделением, главврач и т. д.)2. Необходимо также

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

2 Хныкин Г.В. Особенности заключения трудового договора с медицинскими работниками. Теория и практика применения. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. 2005.

подчеркнуть и его узкую специальность (терапевт, рентгенолог, окулист, хирург и т.д.). Соглашение считается достигнутым только при договоренности по этим двум признакам, характеризующим функции врача.

При этом для большинства врачей достижение соглашения о приеме — поступлении на работу в конкретное лечебное учреждение по определенной специальности означает также возникновение у них дополнительных обязанностей. Поэтому соглашение о трудовой функции может не содержать указание на выполнение медицинским работником различных дополнительных обязанностей. Также при заключении трудового договора необходимо конкретизировать структурное подразделение медицинского учреждения, так как подобная конкретизация в договоре зачастую связана с выполнением трудовой функции и изменениями в условиях труда (например, в продолжительности рабочего дня, длительности отпуска). Кроме вышеназванных условий приема на работу, к большинству медицинских работников предъявляется и такое требование, как обязательность медицинских обследований. Несоблюдение данного требования нередко отражается на качестве исполнения должностных обязанностей, а иногда делает исполнение последних невозможным по состоянию здоровья работника1. Для работы в медицинской организации требуется среднее или высшее медицинское образование, для работника с высшим образованием также необходимо наличие сертификата специалиста по медицинской специальности.

Эффективным средством проверки деловых и профессиональных качеств медицинского работника является испытание, которое может быть установлено только при заключении трудового договора и которое указывается в трудовом договоре и приказе о приеме на работу (ст. 70 ТК). Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей учреждений и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей — шести месяцев. При неудовлетворительном результате испытания увольнение производится на основании ст. 71 ТК, т.е. до истечения срока испытания и с обязательным предупреждением работника об этом в письменной форме за три дня до увольнения с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание. Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание.

Допустимой продолжительности ежедневной работы медицинских работников в Трудовом кодексе не указывается, но часть 3 статьи 192 ТК РФ предусматривает возможность установления сокращенной продолжительности рабочего времени для медицинских работников путем принятия соответствующего Федерального закона (такой закон еще не принят), а статьей

1 Акопов В.И. Медицинское право. Книга для врачей, пациентов и юристов. М.: ИЦ МАРТ ИКЦ. Март. 2004.

350 ГК РФ1 для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 39 часов в неделю.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 года № 101, принятым в соответствии с указанной статьей Кодекса, установлена еще более короткая продолжительность рабочего времени для некоторых категорий медицинских работников — от 36 до 24 часов в неделю.

Отдельно следует остановиться на вопросе работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Трудовым законодательством предусмотрены два варианта: сверхурочная работа (осуществляется по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель вправе привлечь работника к сверхурочным работам в законодательно установленных случаях (ч. 2 ст. 99 ТК РФ), при этом требуется письменное согласие работника. Если же работник привлекается к таким работам в связи с иными обстоятельствами, работодателю необходимо получить помимо письменного согласия работника еще и одобрение выборного профсоюзного органа данной организации (ч. 3 ст. 99 ТК РФ).

Оплата сверхурочной работы производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным или трудовым договором.

При исчислении заработной платы медицинских работников бухгалтер бюджетного учреждения прежде всего руководствуется Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава России от 26 апреля 2008 г. № 160. Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. Правительство приняло Постановление2 от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба,

1 Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101.

2 Постановление от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Новые системы оплаты труда бюджетников введены с 1 декабря 2008 года. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением. Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения представительного органа работников.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются к основному персоналу учреждения, к которому относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, — также за счет средств государственных внебюджетных фондов).

Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, — также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.

Работодатели обязаны предоставить работникам, занимающим соответствующие должности, положенные гарантии, хотя, согласно ст. 126 ТК РФ, замена отпуска денежной компенсацией таким работникам не допускается. Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 120 ТК РФ дополнительные отпуска, как и основные, исчисляются в календарных днях, а в упомянутом Списке они установлены в рабочих днях. В стаж работы, дающей право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только

фактически отработанное в таких условиях время (ст. 121 ТК РФ). Так, в новой редакции ст. 64 Основ говорится о перечне должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, размере и порядке обязательного страхования, который должно утвердить Правительство Российской Федерации. Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации либо в ведении муниципальных организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются, соответственно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Медицинские работники являются специальными субъектами пенсионного обеспечения в соответствии с ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 30 ноября 2001 г. Новым пенсионным законом1 сохранено право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости при пониженном пенсионном возрасте тем работникам здравоохранения, которые трудились на работах, предусмотренных разделами 18, 19 и 22 Списка № 12 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, и разделами 23, 24 и 32 Списка № 23 производств с вредными и тяжелыми условиями труда.

Наиболее важным фактором также является ответственность медработников. Медицинские работники состоят в трудовых отношениях с поликлиниками, больницами, санаториями, институтами и другими учреждениями. Соответственно за нарушение своих трудовых обязанностей, в том числе и по отношению к пациентам, они несут ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством. Согласно Трудовому кодексу работадатель может наложить на своих работников дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и увольнения.

Основания прекращения трудового договора перечислены в ст. 77 ТК РФ, именно на пункты данной статьи необходимо ссылаться при внесении записи об увольнении в трудовую книжку работника согласно Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.

При расторжении трудового договора по инициативе работодателя в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового

1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

2 Список № 1 работ с особо вредными и тяжелыми условиями труда.

3 Список № 2 производств с вредными и тяжелыми условиями труда.

договора) со ссылкой на соответствующий пункт ст. 81 ТК РФ. При прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в трудовую книжку вносится запись об основаниях прекращения трудового договора со ссылкой на соответствующий пункт ст. 83 ТК РФ.

Медицинские работники могут быть уволены по инициативе работодателя вследствие обнаружившегося их несоответствия выполняемой работе.

Дифференциация правового регулирования труда медицинских работников выражается, как видим, в многочисленных нормативных актах различных нормотворческих органов, что затрудняет квалифицированную характеристику профессионального труда медработника. Такого рода законы отражают статус государственных служащих, судей, работников прокуратуры, образования, некоторых других работников, чей труд связан с профессиональными или отраслевыми особенностями труда.

Представляется необходимым принятие подобного федерального закона и в отношении медицинских работников.

Верстунина Л.В.,

соискатель Московской государственной юридической академии

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПРОКУРОРСКО-СЛЕДСТВЕННЫХ

РАБОТНИКОВ

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Между тем в науке российского трудового права в новых условиях хозяйствования и управления, несмотря на объективную потребность серьезного научного анализа правовых отношений в сфере труда прокурорско-следственных работников, эта проблема до настоящего времени не получила глубокого исследования. Достаточно сказать, что отсутствуют целостные научные работы по данной проблеме. Исключение составляет диссертационное исследование, выполненное в 1999 г. Т.А. Нестеровой на основе Федерального закона, принятого в 1992 г. (в ред. 1999 г.)1. В то же время в

1 См.: Нестерова А.А. Правовое регулирование трудовых отношений при прохождении службы в прокуратуре как особом классе федеральной государственной службы в России. Дис. ... канд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.