ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2014. № 2
ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. клочкова, кандидат социологических наук, зав. лабораторией правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*
А.А. шаронова, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ**
новые образовательные стандарты глазами студентов
В статье рассматриваются условия и предпосылки удовлетворенности студентов образовательными стандартами нового поколения. Выясняются проблемные зоны и риски, возникающие при внедрении новых учебных программ.
Ключевые слова: учебный процесс, качество образования, образовательные программы, образовательные стандарты, бакалавриат, магистратура.
The article examines the conditions and prerequisites of student satisfaction about new generation of the educational standards. Investigates the problem areas and risks arising from the implementation of new curricula.
Keywords: educational process, education quality, curricula, educational standards, bachelor degree, magistracy.
Глубокие, качественные реформы отечественного образования требуют системного подхода к подготовке будущих юристов. Главными составляющими подготовки специалиста высокого уровня на юридическом факультете являются «интеграция юридического образования и практики», а также «осознание необходимости сочетания юридического образования и воспитания»1. Это означает, с одной стороны, увеличение объeма практической части основной образовательной программы, а с другой — не просто изучение дисциплин профессионального цикла, но и расширение культурного кругозора, формирование личностной мировоззренческой позиции, развитие правосознания студентов, ценностно-нормативной системы с преобладанием общественно значимых ценностей и приоритетов. Современная стратегия образова-
1 Юридическое образование сегодня и завтра. Интервью А.К. Голиченкова, декана юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова // Судья. 2011. № 9.
ния в настоящее время осуществляется на основе двухуровневой модели — бакалавриата и магистратуры. Концепция интегрированной подготовки магистров предполагает формирование единого комплекса компетенций бакалавра и магистра юриспруденции и проектирование учебного плана, обеспечивающего получение обучающимися логически последовательных программируемых компетенций в течение 6 лет обучения.
В связи с этим для подготовки будущих специалистов требуется дальнейшее совершенствование и разработка образовательных стандартов нового типа, важнейшей характеристикой которых является компетентностный подход. По своей сути, компетентностная методология представляет собой альтернативу традиционным формам декларативного усвоения учащимися материала и предполагает формирование определенного навыка применения полученных знаний на практике, а также способность к непрерывному обучению. Достижение нового качества образования заключается в создании модели, позволяющей будущему выпускнику ориентироваться и проектировать свое будущее в стремительно меняющемся мире. Таким образом, компетенции можно рассматривать как синтез глубокого понимания изучаемого предмета и демонстрацию практических навыков и ценностей, разделяемых в профессиональной среде.
Обучение в МГУ имени М.В. Ломоносова по собственным образовательным стандартам предполагает органичное сочетание фундаментальных знаний юриспруденции с выработкой практических умений и установок, порождающих качественные образовательные результаты. Это должно послужить повышению конкурентоспособности выпускников университета на современном рынке труда.
Для оценки качества образования необходимо создание системы обратной связи с учащимися в целях совершенствования и развития образовательной среды. В связи с этим особый интерес представляет оценка студентами стратегии образовательного процесса в условиях перехода к образовательной модели «интегрированного магистра».
В 2013 г. лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения было проведено исследование «Новые образовательные стандарты в оценках студентов юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова».
Цель исследования состоит в выявлении соответствия существующих стандартов и учебных программ ожиданиям респондентов в связи с переходом к образовательной модели «интегрированного магистра». К основным задачам в первую очередь относятся: определение уровня информированности студенческой аудитории о новых образовательных стандартах; установление степени удовлетворенности студентов общетеоретической подготовкой и формированием практических навыков по выбранной ими специальности в рамках новых стандартов;
выявление отношения студентов к перспективам обучения в магистратуре юридического факультета. Выборка составила 228 студентов, обучающихся на 2—3 курсах. Более половины студентов, обучающихся на бюджетной основе, выбрали гражданско-правовой профиль подготовки, каждый десятый — государственно-правовой или уголовно-правовой. Каждый четвертый студент-бюджетник 2курса еще не определился с выбором специальности.
Качество обучения зависит в первую очередь не только от уровня профессионализма преподавателей, но и от отношения к учебе самих студентов, от выбранной ими стратегии образования. Половина студентов второго курса, обучающихся на коммерческой основе, еще не выбрали специализацию. Каждый пятый от общего числа опрошенных выбрал уголовно-правовой профиль подготовки (таблица).
Распределение респондентов в зависимости от курса, формы обучения и профиля подготовки (в %)
Обучение курс итого
2 курс 3 курс
На бюджетной основе Профиль подготовки гражданско-правовой 20,3 32,2 52,5
уголовно-правовой 1,7 9,0 10,7
государственно-правовой 3,4 6,8 10,2
еще не выбран 26,6 0 26,6
Итого 52,0 48,0 100
На коммерческой основе Профиль подготовки гражданско-правовой 7,9 7,9 15,8
уголовно-правовой 10,5 10,5 21,1
государственно-правовой 0 13,2 13,2
еще не выбран 50,0 0 50,0
Итого 68,4 31,6 100
Половина студентов юридического факультета (в большей степени — бюджетники) стремятся получить фундаментальные знания в тех областях права, в которых собираются специализироваться. Треть студентов настроены прагматически, т.е. предпочитают узкопрофессиональное, инструментальное знание (рис. 1).
Получить фундаментальные знания по тем отраслям права, в которых собираетесь специализироваться
Получить в первую очередь те знания, которые будут необходимы Вам в дальнейшей работе
Получить глубокие знания по всем предметам, составляющим курс обучения
Получить диплом МГУ им. М.ВЛомоносова для дальнейшего карьерного роста
Иное, что именно
О 10 20 30 40 50 60
Рис. 1. Цель, которую ставят перед собой студенты, обучаясь на юридическом факультете (в % от общего числа опрошенных)
Инструментальный подход к обучению характерен прежде всего для студентов, обучающихся на коммерческой основе и полагающих, что им необходимы только те знания, которые пригодятся в дальнейшей работе.
Наряду с обретением профессиональных навыков студенты интересуются междисциплинарными проблемами. Четверо из пяти опрошенных выбирают курсы межфакультетского лектория на основании личной заинтересованности. Каждый пятый студент объясняет свой выбор курсов необходимостью совершенствования своей профессиональной компетентности.
Повышение эффективности и качества учебного процесса зависит от ясного понимания студентами содержания базовых образовательных стандартов. Каждый второй студент продемонстрировал знакомство с учебными стандартами по специальности «Юриспруденция», а подавляющее большинство — с учебными программами курсов (рис. 2).
Следует также отметить, что доля студентов, имеющих представление о стандартах, на коммерческой основе (57,9 %)несколько больше, чем на бюджетной (48%). Полученные данные свидетельствуют о большей заинтересованности структурой образовательных стандартов студентами, обучающимися на коммерческой основе.
В то же время студенты 2 курса более осведомлены о содержании учебных программ, чем студенты 3 курса (рис. 3).
Лучше других знакомы с содержанием учебных программ студенты гражданско-правовой специализации. Четверть всех, имеющих пред-
ставление об изменениях в программе обучения, пока еще не выбрали профиль подготовки (рис. 4).
ЦДа Ц Нет
1. Учебных стандартов 2. Учебных программ по специальности (программ курсов)
«Юриспруденция» по предметам, которые
Вы изучаете
Рис. 2. Знакомство студентов с содержанием учебных программ
Рис. 3. Знакомство студентов с содержанием учебных программ в зависимости от курса (в %)
По результатам исследования, две трети студентов считают, что общетеоретическая подготовка на факультете соответствует самым высоким требованиям, каждый четвертый опрошенный определил уровень подготовки как достаточно высокий. Около половины студентов удовлетворены формированием профессиональных навыков, а треть выражают желание внести корректировку в учебный процесс. Несмо-
] гражданско-правовой ^ еще не выбран ^ уголовно-правовой
гея государственно-правовой
Рис. 4. Знакомство с содержанием учебных программ в зависимости от профиля подготовки (в %)
тря на то что государственный стандарт МГУ по юриспруденции третьего поколения предусматривает увеличение объема практики в 3 раза (12 % времени обучения) в сравнении с образовательным стандартом второго поколения, каждый четвертый респондент указывает на необходимость серьезных изменений в целях совершенствования практических навыков будущего специалиста (рис. 5).
^ Общетеоретическая подготовка ^ Практические навыки
Соответствует Достаточно Нуждается Нуждается
самым высокий в небольших в серьезных
высоким уровень изменениях изменениях требованиям
Рис. 5. Удовлетворенность студентов учебным процессом на факультете (в %)
Интерес представляют предложения студентов по оптимизации структуры учебного плана. За увеличение лекционного курса по граж-
данскому праву высказались практически две трети опрошенных, по уголовному праву — каждый шестой, международному праву и экономике — каждый восьмой.
Более половины студентов считают, что следовало бы сократить продолжительность лекционного курса «Концепции современного естествознания», каждый шестой — философии. Около трети студентов также предлагают сократить количество семинаров по философии и безопасности жизнедеятельности.
Периодические исследования, проводимые лабораторией по качеству образования, наряду с данным исследованием указывают и на потребность студентов во введении в учебный план таких лекционных курсов, как психология и ораторское искусство, а также дополнительного иностранного языка.
По результатам исследования 2011 г. «Качество преподавания иностранных языков на юридическом факультете», среди мер по усовершенствованию программы преподавания иностранного языка более половины студентов (54,9%) высказались за введение второго иностранного языка. В настоящее время иностранный язык из учебного предмета все более превращается в базовый элемент современной системы образования, в средство профессиональной реализации личности и существенно влияет на конкурентоспособность на рынке труда. Очевидно, что высокий уровень владения иностранным языком должен стать неотъемлемой частью профессиональной компетенции будущих юристов, выпускников юридического факультета. Требования работодателей, размещенные в специализированных интернет-сервисах, постоянно напоминают соискателям о необходимости владения иностранными языками.
Таким образом, респонденты предлагают увеличить количество лекций и семинарских занятий по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции за счет сокращения дисциплин общекультурного блока. Следует отметить, что большинство респондентов уклонились от ответа на вопросы о внесении каких-либо изменений в учебный план относительно спецкурсов.
Помимо общетеоретической подготовки процесс обучения включает в себя формирование научно-исследовательских навыков. Занятие научной деятельностью можно рассматривать как способ расширения и совершенствования собственных образовательных возможностей студентов, получение ими начального профессионального опыта. В рамках исследования было приведено сопоставление возможностей занятия научной деятельностью для двух групп студентов, работающих и отдающих время только учебе2. По полученным данным, каждый четвертый из неработающих студентов принимает участие в работе научных кружков и конференций, т.е. те, кто работает
2 Под «научной деятельностью» понимается участие в работе научных кружков и конферен
и занимается научной деятельностью, составляют лишь 5% от числа опрошенных. Практически две трети студентов 2—3 курсов не работают и при этом не принимают участие в научно-исследовательской деятельности.
Магистратура для будущих молодых специалистов — это прежде всего необходимое продолжение образовательных траекторий. Подавляющее большинство студентов планирует поступать в магистратуру юридического факультета МГУ (77,4%). Каждый десятый собирается поступать в магистратуру на юридический факультет другого вуза.
Для большинства студентов основным мотивом поступления в магистратуру юридического факультета МГУ являются высокие стандарты качества обучения. Двое из пяти опрошенных считают, что магистратура юридического факультета МГУ повышает конкурентоспособность и шансы на трудоустройство его выпускников. Высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава, положительная репутация вуза у работодателей, престижность диплома — основные составляющие выбора продолжения обучения на факультете для каждого третьего студента. У каждого четвертого респондента поступление в магистратуру факультета обусловлено интересом к существующим образовательным программам (рис. 6).
Высокий уровень знаний, качественное образование, подготовка Хорошие перспективы трудоустройства: работа, карьера Высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского... Положительная репутация вуза у работодателей Общие характеристики вуза: престижность диплома, авторитет вуза Личные мотивы: интерес к предполагаемым образовательным программам Возможность международного обмена и стажировок Наличие (и количество) бюд жетных мест
Возможность совмещать работу и учебу
Возможность начать академическую карьеру
Иное, что именно
Рис. 6. Мотивы поступления в магистратуру юридического факультета (в %)
Таким образом, стремление обучаться в магистратуре, возможно, продиктовано недостаточным доверием к статусу «бакалавра» со стороны потенциальных работодателей. Для большинства респондентов
ШМШШШ 70.8
шшшулъх шшт 28 тштжг
^14,3
диплом магистра рассматривается как предпосылка повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Результаты исследования показывают, что основными препятствиями поступления в магистратуру для студентов являются недостаточное количество бюджетных мест и высокая стоимость обучения. Загруженностью на работе, желанием поменять специальность, а также отсутствием интересных магистерских программ объясняются причины нежелания поступать в магистратуру юридического факультета.
Двое из пяти опрошенных респондентов планируют профессионально развиваться в сфере бизнеса в качестве наемного работника или заняться собственным бизнесом. Практически каждый четвертый опрошенный предполагает работать в органах государственного управления, каждый пятый — в правоохранительных органах. Лишь небольшая доля студентов желают связать свою карьеру с академической деятельностью.
Таким образом, образовательные стандарты юридического факультета направлены на формирование у будущих юристов универсальных и профессиональных компетенций, которые обеспечивают устойчивую конкуренцию на рынке труда. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Уровень осведомленности об образовательных стандартах студентов факультета недостаточен. Вместе с тем абсолютное большинство опрошенных достаточно хорошо ориентируются в образовательных программах.
Высоко оценивая уровень теоретической подготовки, студенты полагают, что процессы обретения практических компетенций нуждаются в некоторых изменениях.
В структуре учебного процесса, по мнению студентов, следует наращивать профессиональную составляющую за счет сокращения дисциплин общекультурного профиля.
Студенты предлагают увеличить количество лекционных и семинарских занятий по гражданскому праву, уголовному праву и указывают на необходимость ввести в учебный план психологию, ораторское искусство и дополнительный иностранный язык.
Анализ данных показал, что в студенческой среде исследовательская деятельность развита недостаточно.
Трендом можно считать ориентацию большинства студентов на обучение в магистратуре юридического факультета МГУ. Основными барьерами являются при этом малое количество бюджетных мест и высокая стоимость обучения.
Карьерные устремления большинства респондентов связаны преимущественно с бизнесом, академическая сфера и работа в общественных и политических организациях является менее привлекательной. Эта тенденция является наиболее очевидной в последнее время.
список литературы
1. Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы обра-зования.2013. № 3.
2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования. 2012. № 8.
3. Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция». Утвержден приказом по МГУ от 22 июля 2011 г. № 729: URL: http://standart.msu.ru/sites/default/files/standards/ 030900_yurisprudenciya_1.pdf (дата обращения: 25. 11. 2013).
4. Российское образование: тенденции и вызовы: Сб. ст. и аналит. докл. М., 2009.