Научная статья на тему 'Конституционное право: некоторые проблемы и особенности преподавания'

Конституционное право: некоторые проблемы и особенности преподавания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1450
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ / CONSTITUTIONAL LAW / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / OPTIMIZATION OF TEACHING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мокшина Мокшина

Рассматриваются актуальные проблемы преподавания конституционного права с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional law: some problems and features of teaching

The article deals with urgent problems of teaching constitutional law with regard to the requirements of Federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Конституционное право: некоторые проблемы и особенности преподавания»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

157

2013. Вып. 4

УДК 342 М.А. Мокшина

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Рассматриваются актуальные проблемы преподавания конституционного права с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: конституционное право, федеральный государственный образовательный стандарт, оптимизация преподавания.

Право человека на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Часть 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации применительно к высшему образованию устанавливает: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Кроме того, в ч. 5 ст. 43 Конституции РФ подчеркивается: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Так, Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр» и «магистр»)1.

В соответствии с этими документами Российская Федерация перешла на уровневую систему высшего профессионального образования, включающую уровни бакалавриат и магистратуру.

Переход к уровневой системе образования выдвинул ряд новых задач, направленных на совершенствование юридического образования. В этих условиях вузы, факультеты, кафедры, преподаватели должны переосмыслить новые требования, выдвигаемые федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральные государственные стандарты предусматривают, что бакалавр должен быть ориентирован на следующие виды профессиональной деятельности: 1) нормотворческая; 2) правоприменительная; 3) правоохранительная; 4) экспертно-консультационная; 5) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательный учреждениях, кроме высших учебных заведений).

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) определены требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и магистратуры в форме обладания выпускником определенными общекультурными и профессиональными компетенциями. Реализация компетентностного подхода, заявленного во ФГОС, означает перенос акцента с целей формирования прочных систематизированных знаний к целям формирования способностей к активной профессиональной деятельности. Знания становятся не основной и единственной целью образования, а средством развития профессиональных и общекультурных компетенций студентов.

Содержание компетенций определяет состав учебных дисциплин и содержание их программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает конституционное право в базовую (обязательную) часть цикла основной образовательной программы (ОПП) бакалавриата.

Следует отметить, что в федеральном государственном образовательном стандарте речь идет не о конституционном праве вообще, а о российском конституционном праве. А конституционное право зарубежных стран следует включать в вариативную часть учебного цикла.

Место конституционного права в подготовке бакалавров - юристов предопределено тем, что оно связано с Конституцией Российской Федерации - общим источником российского права. Кон-

1 Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 №464 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.05.2010 № 17337); Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19648) // СПС «КонсультантПлюс».

158 М.А. Мокшина

2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ституционное право призвано научить студентов оценивать правовые явления с точки зрения соответствия их Конституции РФ.

Приоритетной задачей преподавания учебного курса «Конституционное право» является формирование у студентов глубоких теоретических знаний о конституционных основах устройства государства, гражданского общества, статуса человека и гражданина.

Преподавание конституционного права имеет и практическое значение: приобретение студентами навыков для будущей профессиональной работы путем использования полученных теоретических знаний о конституционном праве в правотворческой деятельности и правоприменительной практике. Студент должен быть подготовлен к решению нестандартных ситуаций, которые будут встречаться в ходе практической деятельности.

Изучение конституционного права должно базироваться на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении теории государства и права, истории государства и права, экономики, логики, философии.

Институт права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета подготовку бакалавров ведет с 1996 г. Поэтому можно сказать, что определенный опыт работы с бакалаврами был накоплен еще до перехода на новую уровневую систему образования.

В соответствии с требованиями ФГОС и учебными планами Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета была разработана компе-тентностно-ориентированная рабочая программа «Конституционное право».

До введения ФГОС учебными планами Института права, социального управления и безопасности предусматривалось изучение студентами конституционного права во втором семестре первого курса, что не позволяло им в полной мере осмыслить конституционное право как ведущую отрасль российского права, поскольку не был изучен учебный курс теории государства и права, истории государства и права в полном объеме (данные учебные дисциплины читаются в течение всего первого курса).

В настоящее время предусмотрено изучение конституционного права студентами в течение двух семестров: на первом курсе - во втором семестре и на втором курсе - в первом семестре в объеме 72 часов лекций и 108 часов семинарских занятий. Мы видим: уровневая система юридического образования привела к уменьшению количества лекционных часов и к увеличению количества часов по семинарским занятиям, поскольку реализация компетентностного подхода предполагает практическое применение знаний студентами при решении практических задач уже в процессе обучения.

При преподавании конституционного права следует обратить внимание на такую проблему, о которой пишут ученые: конституционное право активно развивается, растет объем конституционно-правовых актов2. В.А. Кряжков и А.Н. Кокотов отмечают: «Фактически конституционное право как единая учебная дисциплина подошло к черте, за которой простое количественное приращение учебного материала вслед за развитием конституционно-правового законодательства уже невозможно»3. В связи с этим возникают трудности и у преподавателей, и у студентов, изучающих конституционное право: у преподавателей - проблема подачи лекционного материала, методики проведения семинарских занятий; у студентов - проблема усвоения большого объема учебного материала и большого массива конституционно-правовых актов.

Сложность преподавания конституционного права заключается и в том, что политика оказывает влияние на конституционное право. С.А. Авакьян указывает: «Вполне сознавая, что влияние политики на конституционное право несомненно, следует конструировать обоснованные и подвергаемые публичной оценке приемы такого влияния; ни в коем случае нельзя считать конституционное право "прислужницей" публичной власти; конституционное право в состоянии и должно оказывать ответное позитивное влияние на политику и политические отношения»4.

В связи с этим преподаватели конституционного права должны разъяснять студентам соотношение конституционного права и политики, показывать ситуации, когда «принятие новых конститу-

2См.: Кряжкова О.Н. К вопросу об оптимизации преподавания конституционного права // Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права: материалы Всерос. науч.-практ. семинара / отв. ред. Н.В. Витрук. М.: Российская академия правосудия, 2008. С. 83.

3 См.: Кряжков В.А., Кокотов А.Н. // Государство и право. 2006. №7. С. 118.

4 Конституционное право и политика: сб. материалов междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 28-30 марта 2012 г. / отв. ред. С.А. Авакьян М.: Юристъ, 2012. С. 23.

Конституционное право: некоторые проблемы и особенности преподавания

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

159

2013. Вып. 4

ционно-правовых актов, их норм ставится в прямую зависимость от политической целесообразности конъюнктуры»5 .

Традиционными формами занятий являются лекции и семинары. Изменение ФГОС потребовали новых подходов к методике подачи лекций и методике проведения семинарских занятий.

Сокращение количества лекционных занятий приводит к тому, что преподаватель не успевает изложить, как было раньше, учебный материал в полном объеме. Поэтому задача преподавателя состоит в правильном построении плана лекции, в его умении рассматривать на лекции наиболее сложные вопросы учебного курса. Изложение конституционно-правовых институтов должно подкрепляться практическими примерами. Кроме того, учитывая большой объем законодательства по конституционному праву, преподаватель должен анализировать новые нормативно-правовые акты, рассказывать студентам о последних изменениях в законодательстве. Лекционный материал целесообразно сопровождать схемами, слайдами. Таким образом, преподавание конституционного права во многом зависит от личности конкретного преподавателя, его таланта, умения заинтересовать студентов в учебном материале.

Задачами семинаров являются: привитие студентам систематических знаний о конституционном праве, выработка у студентов юридического мышления, решение практических ситуаций. Перед преподавателем возникла проблема, связанная с пересмотром используемых в учебном процессе интерактивных образовательных технологий.

Программа по конституционному праву предусматривает следующие методические приемы семинаров: устный опрос студентов, доклады и сообщения, применение тестовых заданий, решение задач, деловые игры, составление схем и таблиц, подготовка документов, написание терминологических диктантов, проведение брейн-рингов, олимпиад.

Преподаватели конституционного права кафедры теории и истории государства и права проводят экскурсии: студенты знакомятся с работой законодательного органа государственной власти, судов. Для чтения лекций приглашаются представители органов государственной власти Удмуртской Республики.

В Институте права, социального управления и безопасности УдГУ в соответствии с ГОС были предусмотрены следующие специализации: гражданско-правовая, уголовно-правовая и экологическая. В соответствии с новым образовательным стандартом о высшем образовании ИПСУБ реализует образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки «юриспруденция». Подготовка осуществляется по следующим профилям: уголовное право; гражданское право; государственное право; природоресурсное, экологическое и аграрное право. Впервые вводится профиль «государственное право». Но большинство студентов выбирают профиль «гражданское право», считая, что в будущем у них будет больше возможностей устроиться на работу. На профиль «государственное право» с трудом удалось набрать 11 студентов.

Кроме того, возникла проблема определения дисциплин по профилю подготовки бакалавров. Кафедра теории и истории государства и права определила такие дисциплины, которые ориентируют студентов на углубленное изучение основных институтов конституционного права. К ним относятся: права человека в международном и европейском праве, правовая экспертиза нормативно-правовых актов, избирательное право и избирательный процесс, конституционное правосудие, политические партии, гражданство и проблемы эмиграции и др.

В целях оптимизации преподавания конституционного права необходимо проведение семинаров, конференций, круглых столов, организация повышения квалификации для преподавателей.

Следует поддержать такие предложения А.М. Цалиева о совершенствовании ФГОС, как расширение перечня дисциплин конституционной тематики; включение в число обязательных дисциплин, изучаемых студентами независимо от специальности и форм обучения, курса «Права человека и их защита»; исключение возможности получения степени магистра по направлению «юриспруденция» без базового юридического образования6.

Поступила в редакцию 14.05.13

5 Там же. С. 18.

6 Цалиев А.М. Об изучении конституционного права и его институтов в контексте совершенствования юридического образования // Конституционное и муниципальное право. 2013. №5. С. 24.

160_М.А. Мокшина_

2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

M.A. Mokshina

Constitutional law: some problems and features of teaching

The article deals with urgent problems of teaching constitutional law with regard to the requirements of Federal state educational standards.

Keywords: constitutional law, federal state educational standard, optimization of teaching.

Мокшина Маргарита Анатольевна,

Mokshina M.A., candidate of law, associate professor

гавдвдаг юридических наук, додж Udmurt State University

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.