Иванов В.Х. Этнокультурные взаимосвязи и взаимовлияния у народов Северо-востока Сибири: (По материалам традиционного декоративно-прикладного искусства. Новосибирск, 2001. 158 с.
История и культура эвенов: Историко-этнографические очерки. СПб., 1997. 179 с.
Попова У.Г. Эвены Магаданской области: Очерки истории, хозяйства и культуры эвенов Охотского побережья 1917-1977 гг. Магадан, 1981. 304 с.
Туголуков В.А. Эвенки и эвены // Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980. С. 165-177.
Б.А. Досова
Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова г. Караганда, Республика Казахстан НОВЫЕ (НЕТРАДИЦИОННЫЕ) РЕЛИГИИ: МИССИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
Вопрос о новых религиях не только весьма сложен, но и является предметом острых общественных дискуссий, которые сегодня наблюдаются в казахстанском обществе. Из средств массовой информации общественность узнала о заинтересованности правоохранительных органов деятельностью некоторых зарубежных религиозных организаций, осуществляющих свое миссионерство на территории Казахстана. Возникает вопрос: «Есть ли основания для преследования или это очередная "охота за ведьмами?"».
Наиболее известные новые религии в современном Казахстане, в частности, действующие на территории г. Караганды и Карагандинской области: Церковь евангельских христиан-баптистов «Вифлеемская звезда», Менонитская братская община, религиозное объединение «Церковь христиан-адвентистов Седьмого дня», Христианская миссионерская церковь «Грейс», религиозная община свидетелей Иеговы и еще десяток нетрадиционных религиозных объединений протестантского толка. Также религиозное объединение «Община последователей Веры Бахаи», религиозное Объединение «Церковь саентологии города Караганды» и др. Многие из этих религий ранее не были представлены в религиозной жизни Казахстана. Новые религии себя стали проявлять в так называемые переходные 1990-е гг. Советская «религия» под названием «коммунистическая идеология», потеряв среди населения постсоветского пространства свою популярность, дала возможность новым религиям заполнить собой осиротевшее духовное пространство. Хотя некоторые из них еще в советское время благодаря миссионерской деятельности смогли распространить свое влияние, например, кришнаиты, бахаи и такие харизматические ответвле-
ния протестантизма, как «Свидетели Иеговы», общество «Дианетика» и др. (Бокаева А.К. и др., 2007, с. 169).
Активизация этих нетрадиционных религий связана с наступившим духовным вакуумом и тем, что традиционно распространенные среди основных этносов Казахстана религии в результате планомерной атеистической пропаганды советской идеологической машины, ослабели и не смогли завладеть «душами» бывших атеистов.
В 2000-е гг. все острее исследователи испытывают трудность при объяснении некоторых теоретических и правовых сторон проблемы функционирования новых нетрадиционных религий на территории Казахстана. Дело в том, что в казахстанском законодательстве нет четких определений таких понятий, как «традиционные», «нетрадиционные», «секта», «тоталитарная секта» и т.д. Конечно же, есть определенная традиция в трактовке этих понятий, но с точки зрения свободы совести, которая провозглашает равенство всех религиозных объединений, было бы нарушением наклеивать ярлыки, тем более закреплять эти ярлыки законодательно. Согласно Закону РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (от 15 января 1992 г. №1128-ХП, внесены изменения и дополнения Указом от 5 октября 1995 г. №2489, Законом от 11 июля 1997 г., №154-1) были определены принципы государственной политики в отношении к религии. Закон обеспечивает гражданам республики право быть прихожанином любой религиозной организации, если она имеет регистрацию в Министерстве юстиции РК и в ее деятельности нет состава преступления (Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». 1993). Принятие Закона дало толчок деятельности множества новых, нетрадиционных для казахстанского общества религий. С одной стороны, свобода вероисповедания сыграла положительную роль в раскрепощении религиозного сознания населения, а с другой - создала благотворную почву для размывания основ традиционных религий. Ведь традиционные религии оказывали воздействие на многие поколения казахстан-цев, сформировали их обычаи, нормы общения, семейные отношения, быт, устои государственности, т.е. все то, что составляет традиционный образ жизни и придает каждой цивилизации ее неповторимое, узнаваемое лицо.
Крупные конфессии Казахстана - ислам и православие - критически оценивают деятельность новых религий, считают их деструктивными и тоталитарными. Сохранение веротерпимости в многоконфессиональном обществе, каковым является казахстанское, является важной государственной задачей, от решения которой зависит межнациональное согласие, стабильность и сохранение демократических основ. Сегодня в Казахстане действуют более 3 тысяч религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий. В частности, в Карагандинской области, по официальным данным, на 1 сентября 2006 г. насчитывалось 389 религиозных объединений, филиалов религиозных объединений и малочисленных религи-
озных групп, в том числе мусульманских - 124, православных - 23, католических - 17, протестантских - 210, иудейских - 3, других религий - 9, действовали 3 благотворительных фонда и организации (Бокаева А.К. и др., 2007, с. 6-7).
Если религиозная организация получила лицензию на свою деятельность на территории Казахстана, то никто не может препятствовать ее работе. Во многих странах деятельность организаций, пытающихся использовать религию для оправдания экстремизма и терроризма, запрещена. Республика Казахстан присоединилась к этим государствам. В предназначенной для работников государственных органов, сотрудников правоохранительных структур, преподавателей школ и вузов, студентов брошюре приводится список религиозно-политических движений, запрещенных в республике. В частности, в ней пишется о том, что в 20042005 гг. Верховный суд Казахстана признал «Аль-Каиду», «Исламскую партию Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Исламское движение Узбекистана», «Асбат аль-Ансар», «Братья мусульмане», «Талибан», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-и-Тайба» и «Общество социальных реформ» террористическими организациями и запретил их деятельность на территории республики. Деятельность организации «Хизб-ут-Тахрир ал-Ислами» судом г. Астаны признана в 2005 г. экстремистской и запрещена. В 2006 г. суд г. Астаны признал международные организации «Аум Синреке» и «Организация освобождения Восточного Туркестана» террористическими, запретив их деятельность на территории Республики Казахстан (Трофимов Я.Ф., 2008). Но есть еще тысячи различного рода религиозных организаций, деятельность которых вызывает в казахстанском обществе определенную настороженность. Некоторые исследователи считают, что Казахстан наводнили различного рода миссии, ранее никому неизвестные в республике. Наблюдается рост межконфессиональной напряженности, вызванный борьбой за вовлечение в свои ряды новых приверженцев. Способствует ее обострению активная деятельность в республике зарубежных проводников, которые, располагая значительными финансовыми средствами и большим опытом миссионерской деятельности, нередко теснят традиционные для Казахстана религии в борьбе за влияние на верующих. Хотя межконфессиональные противоречия пока, как правило, не приводят к каким-то антиобщественным действиям, проявляясь в основном в критике своих конкурентов как «лжепророков» на молитвенных собраниях, в публичных высказываниях духовенства, сама интенсивность ее является достаточно тревожным симптомом.
Очень сложно найти истину в таких вопросах. То, что касается веры -это чисто субъективное и личное. Всякое вмешательство грозит нарушением прав человека, связанным со свободой совести. А с другой стороны, власти не могут не реагировать на деятельность деструктивных религиоз-
ных организаций, которые под прикрытием религии используют доверие прихожан в целях обогащения или реализации своих политических целей. Не только власти, но и общество в лице педагогов, психологов, политологов, профессиональных религиоведов обязаны приложить максимум усилий для изучения данной проблемы и недопущения ошибок.
Особенно важная роль отводится педагогам, которые по долгу службы должны воспитывать молодежь в духе толерантности и веротерпимости. А для этого им необходимо владеть знаниями и при даче оценок быть предельно объективными. Педагог должен с особой тщательностью отнестись к подготовке информации, контролировать каждое свое слово, произнесенное публично, а также учитывать религиозную обстановку в том регионе, где находятся его подопечные.
В казахстанском обществе сложились два мнения по отношению к новым религиям: первое связано с признанием опасности распространения нетрадиционных религий в нашей стране, и сторонники этого мнения видят в их деятельности опасную разрушительную работу, направленную на ослабление нашей страны путем подрыва ее традиционных устоев. Сторонники другого мнения считают проблему надуманной и расценивают кампанию против новых религий как наступление на свободу совести, права человека и удушение демократии.
Специалисты отмечают, что критика сект и сектантства ведется с двух внешне схожих, но по сути различных методологических позиций. Первая - конфессиональная. Не случайно самые непримиримые и последовательные противники тоталитарных сект - православные и католические богословы, деятели протестантских церквей, имеющих статус традиционных, служители ислама и других традиционных конфессий. Признавая духовную и общественную опасность явления, они в первую очередь отмечают «подмену сектантами истинной веры в истинного Бога поклонением богоподобному лидеру либо иной ложной святыне. Самую важную для богословов роль играет полемика с идеологами новых культов именно по основополагающим вопросам веры. Таким образом, конфессиональная позиция - это критика вероучения одних религий с точки зрения вероучения (догматики) других. Человек, стоящий «вне конфессий», усмотрит в такой позиции слабые стороны. Но попробуйте развернуть систематический анализ содержания какого-либо нового религиозного учения вне конфессионального подхода к нему. Второй принципиальный подход - внеконфесси-ональный. С этой точки зрения никаких религиозных «лжеучений» не может существовать в принципе, и все они без исключения имеют абсолютно равные права на распространение, если деятельность их последователей не противоречит действующему законодательству.
Не до конца ясна и область применения термина «секта». Исследователи выдвигают две позиции: 1) в данном термине как таковом нет ничего оскорбительного, кроме негативной смысловой окраски, которую понятие
«секта» получило в повседневном бытовом общении; 2) применение этого термина нельзя признать бесспорным с точки зрения юридической науки и религиоведения, так как понятие «секта» не имеет четкого определения. Поэтому стоит говорить не столько о секте, сколько о сектантстве как о явлении, которое может быть свойственно далеко не только последователям новых религий (Кулаков А.Е., 2005, с. 34-35)
Исследователи отмечают ряд тенденций, которые характеризуют религиозную ситуацию в Республике Казахстан: во-первых, за последнее десятилетие у казахстанцев произошло раскрепощение религиозного сознания. По оценкам экспертов, количество верующих казахстанцев увеличилось, по сравнению с серединой 80-х гг. ХХ в., почти в два раза - с 20-25 до 40%. С другой стороны, последствия атеистической пропаганды, проводимой в советское время, репрессии и гонения против верующих устойчиво сказались на сознании целых поколений казахстанцев. В настоящее время количество людей, равнодушно относящихся к религии, составляет в республике около 55%. Для них религия является больше культурным фактором, чем нормативной моделью, регламентирующим различные стороны их повседневной жизни. Во-вторых, заметно возросла активность религиозных объединений, относящихся к нетрадиционному для Казахстана типу. Они внедряются в те социальные слои населения, которые представляют наиболее активную и влиятельную часть общества, т.е. граждан, проживающих в крупных городах, занимающихся политикой, бизнесом, наукой и т.д. В-третьих, возросло количество, превышающее официальные данные, нелегальных религиозных объединений и общин. Во многих случаях их официальными представителями выступают коммерческие, культурные организации или НПО. Ряд нелегальных нетрадиционных сект имеет репутацию «тоталитарных сект» и «деструктивных культов». В-четвертых, активизировались процессы, связанные с попытками политизировать деятельность ряда конфессий и религиозных организаций. Лидеры некоторых религиозных объединений стремятся распространить свое влияние на сферы политических отношений, культуры, образования и т.д. Крайняя форма политизации выражается в проявлении религиозно-политического экстремизма. В результате падения уровня доверия среди мусульман к традиционному учению произошла активизация деятельности альтернативных исламских течений на территории республики. Особенно их влияние проявляется в южном регионе республики, где более сложное социально-экономическое положение. «Новое», или «ваххабистское», толкование понимания исламского образа жизни выступает против роскоши, например, против пышных свадеб, проведения поминок и т.д., тем самым привлекая в свои ряды представителей неимущих слоев населения. Такие альтернативные исламские движения используются международными экстремистскими и террористическими структурами для дестабилизации внутриполитического положения в стране. Так, в 2000 г. правоохранитель-