Научная статья на тему 'НОВЫЕ НАХОДКИ ТАТАРСКИХ НАДМОГИЛЬНЫХ КАМНЕЙ XV–XVI В.: ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СПЕЦИФИКА'

НОВЫЕ НАХОДКИ ТАТАРСКИХ НАДМОГИЛЬНЫХ КАМНЕЙ XV–XVI В.: ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СПЕЦИФИКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археология / эпиграфические памятники / эпитафийное искусство / казанская эпиграфическая школа (1480–1552) / погребальные традиции у татар / Казанское ханство (XV–XVI вв.) / archaeology / epigraphic monuments / epitaph art / burial traditions of Tatars / Kazan epigraphic school (1480–1552) / Kazan Khanate (15th–16th centuries)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гумеров Ильгам Гусманович, Ахунов Азат Марсович, Усманов Венер Мударисович

В статье представлены новые находки татарских надмогильных камней периода Казанского ханства, обнаруженные в ходе эпиграфических экспедиций по районам Заказанья в 2019, 2022 гг., а также выявленные в результате археологических исследований Казани последних десяти лет. Всего представлено одиннадцать камней различной сохранности, датируемых XV–XVI вв. Дается расшифровка текстов эпитафий с переводом на русский язык, а также физические параметры и географические координаты памятников. Первичный анализ показывает, что в указанный период продолжались традиции изготовления и установки погребальных памятников, характерных для эпохи Волжской Булгарии, тем самым сохранялась преемственность. Отдельные детали и элементы узора дают основание предположить, что на территории Казанского ханства в указанный период сложилась своя, самостоятельная школа камнерезного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DISCOVERIES OF TATAR GRAVESTONES OF THE 15TH–16TH CENTURIES: THEIR CLASSIFICATION AND SPECIFIC FEATURES

The article presents new findings of Tatar tombstones from the period of the Kazan Khanate, discovered during epigraphic expeditions in the regions of Trans-Kama area in 2019 and 2022, as well as identified through archaeological research in Kazan over the last decade. A total of eleven stones of varying preservation, dated to the 15th–16th centuries, are presented. The paper includes the deciphering of the epitaph texts with translations into Russian, as well as the physical parameters and geocoordinates of the monuments. Preliminary analysis indicates that during the specified period, the traditions of manufacturing and installing burial monuments, characteristic of the Volga Bulgaria era, continued, thereby maintaining continuity. Certain details and pattern elements suggest that in the territory of the Kazan Khanate during the specified period, a distinct, independent school of stone-carving art had emerged.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ НАХОДКИ ТАТАРСКИХ НАДМОГИЛЬНЫХ КАМНЕЙ XV–XVI В.: ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СПЕЦИФИКА»

УДК 930.27 https://doi.Org/10.24852/pa2023.4.46.235.249

НОВЫЕ НАХОДКИ ТАТАРСКИХ НАДМОГИЛЬНЫХ КАМНЕЙ ХУ-ХУ1 В.: ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СПЕЦИФИКА1 © 2023 г. И.Г. Гумеров, А.М. Ахунов, В.М. Усманов

В статье представлены новые находки татарских надмогильных камней периода Казанского ханства, обнаруженные в ходе эпиграфических экспедиций по районам За-казанья в 2019, 2022 гг., а также выявленные в результате археологических исследований Казани последних десяти лет. Всего представлено одиннадцать камней различной сохранности, датируемых XV-XVI вв. Дается расшифровка текстов эпитафий с переводом на русский язык, а также физические параметры и географические координаты памятников. Первичный анализ показывает, что в указанный период продолжались традиции изготовления и установки погребальных памятников, характерных для эпохи Волжской Булгарии, тем самым сохранялась преемственность. Отдельные детали и элементы узора дают основание предположить, что на территории Казанского ханства в указанный период сложилась своя, самостоятельная школа камнерезного искусства.

Ключевые слова: археология, эпиграфические памятники, эпитафийное искусство, казанская эпиграфическая школа (1480-1552), погребальные традиции у татар, Казанское ханство (ХУ-ХУ! вв.).

Введение. Изучение эпиграфики в качестве прикладного направления в последнее время становится все более актуальным. Это направление гуманитарной науки начинает выполнять междисциплинарную роль: эпиграфические источники дают богатый и эксклюзивный материал не только относительно отдельных исторических персоналий, но и попутно помогают раскрывать ряд неясных эпизодов прошлого. Они являются источником ценных сведений по истории, культуре, языку и литературе, этнографии и демографии, касательно того или иного региона или исторического периода.

В этом ракурсе исследования в области татарской эпиграфики являются актуальными не только в контексте татаристики, а в целом важны для отечественной исторической науки, поскольку изучение таких эпитафий, являющихся ценным и достоверным источником, дает дополнительный материал, способный закрыть существующие лакуны.

В плане региональной значимости

подобные исследования позволяют лучше понять культурную самобытность народа: сравнивая материалы из разных мест компактного проживания татар, можно выявить универсальные черты подобных надписей и определить существующие локальные традиции. Обнаруженные эпиграфические памятники раскрывают роль и значение развитой письменной культуры и системы образования, дают возможность выявить уровень развития каллиграфии. Все это в конечном итоге способствует восполнению многочисленных пробелов, существующих в татарской историографии, литературоведении, филологии, культурологии и археологии, связанные с недостаточностью оригинальных и аутентичных письменных источников, особенно периода Средневековья и Нового времени. Кодикологические исследования, систематизация и каталогизация этих источников необходимы для сохранения этого наследия для будущего поколения (Ахунов, Усманов, Гумеров, 2021, с. 28).

Изучение мусульманских эпигра-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Министерства образования и науки Российской Федерации в форме субсидий в рамках проекта № 075-15-2020-786 «История письма в европейской цивилизации».

фических памятников Волго-Уралья насчитывает трехсотлетнюю историю. Начиная с сер. XIX в. этой теме посвятили свои исследования такие ученые, как Х. Фейзханов (Фейзха-нов, 1863), А. Рахим (Рахим, 1930), С.Е. Малов (Малов, 1947, 1948), Г.В. Юсупов (Юсупов, 1960), Ф.Х. Ва-леев (Валеев, 1975), Ф.С. Хакимзянов (Хакимзянов, 1978), Д.Г. Мухамет-шин (Мухаметшин, 2008) и др.

Все эти, несомненно, значимые научные труды сыграли важную роль в обобщении знаний, касающихся древних татарских надмогильных камней. Тем не менее назрела необходимость комплексного исследования татарских эпиграфических памятников Волго-Уральского региона, актуализации данных. Особенно учитывая тот факт, что ситуация с их сохранением заметно ухудшилась - в первую очередь в районах, входящих или примыкающих к крупным городским агломерациям. Активный промышленный рост в городах, механизация и химизация сельского хозяйства - все это ведет к повышенной экологической нагрузке на памятники, приводит к их ускоренному разрушению и исчезновению. Необходимо также учитывать последствия природных катаклизмов, а также человеческий фактор.

В настоящее время в области комплексного изучения татарской эпиграфики активно работают специалисты ряда научно-исследовательских центров г. Казани: Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ (далее - ИЯЛИ АН РТ), Института истории им. Ш. Марджа-ни АН РТ, Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (далее - ИА АН РТ), Национальной библиотеки РТ.

Авторы статьи в качестве научных сотрудников Центра письменного наследия ИЯЛИ АН РТ ежегодно принимают участие в не менее двух эпиграфических экспедициях по районам Республики Татарстан, местам

компактного проживания татарского населения в регионах Российской Федерации или в странах ближнего зарубежья, в 3-5 комплексных экспедициях, организованных ИЯЛИ АН РТ. В результате аккумулируются значительные объемы данных, касающиеся татарского эпиграфического наследия, которые постепенно обна-родуются в научных изданиях, а также размещаются на портале Центра Miras.mfo.

Данная публикация также подготовлена на основе экспедиционных материалов. В научный оборот впервые вводятся данные о семи ново-найденных надмогильных камнях XV-XVI вв., обнаруженных в ходе эпиграфических экспедиций в Высокогорский (2019 г.) и Рыбно-Слобод-ский (2022 г.) районы Республики Татарстан, а также о двух памятниках, выявленных в ходе археологических раскопок, проводимых вблизи Казанского Кремля (ул. Большая Красная, 9) в 2017 г., и двух ранее известных, но научно не описанных камнях периода Казанского ханства, хранящихся на территории музея-заповедника «Казанский Кремль».

В ходе экспедиционного сезона 2019 и 2022 гг. ставилась задача проверить сохранность татарских эпита-фийных памятников, провести их учет и инвентаризацию. В Высокогорском районе были исследованы некрополи 32 населенных пунктов. Этот регион Казанской агломерации выделяется значительной концентрацией ценнейших историко-культурных объектов - татарских надмогильных камней периода Казанского ханства. Были выявлены 230 эпиграфических памятников XIV - нач. XX вв.: произведена их полная фотофиксация, выполнены графические прорисовки наиболее ценных и трудночитаемых эпитафий, частично идентифицированы имена резчиков и каллиграфов, составлены списки надмогильных плит с учетом

датировки, точного месторасположения, физических и геоданных.

Исследования показали, что в целом памятников золотоордынского периода и Казанского ханства в Высокогорском районе сохранилось 29. Утраченными оказались три надмогильных камня, зафиксированных в сер. ХХ в. Всего эпитафийных памятников периода XVШ-XIX вв. было обнаружено 201 ед.

Полевые исследования на территории Рыбно-Слободского района охватили 34 населенных пункта, всего был зафиксирован 181 татарский эпиграфический памятник XIV - нач. XX вв. Наиболее ранние два надмогильных памятника были обнаружены в с. Большой Ошняк (из двух стел к настоящему времени сохранилась надпись только на одном). Другие некрополи, где имеются эпитафийные памятники времен Казанского ханства, - это эпитафии, расположенные возле населенных пунктов Мамли-Козяково-Челны (три стелы), Бердибяково (одна стела), Бикчураево Чаллы (одна стела) и на кладбище села Малый Атмас (две стелы, одна из них - во фрагментарном виде).

Вводимые в научный оборот новые высокогорские и рыбно-слобод-ские эпитафийные памятники можно отнести к образцам т. н. «казанской школы». В целом они не выбиваются из общего стилевого контекста, характерного для данной местности и периода, но имеют свои особенности. Судя по характерным типологическим признакам, в большинстве своем они были изготовлены в специализированных городских мастерских. В пользу этого говорит использование мастерами повторяющегося эскиза-шаблона, высокая художественная и каллиграфическая техника исполнения этих камней. При этом ряд локальных памятников, оставаясь в рамках контекста, по своим палеографическим особенностям, декоративной составляющей, технике

резьбы - в целом по качеству исполнения, отличаются от вышеназванной группы в худшую сторону и, судя по всему, были изготовлены руками непрофессиональных мастеров.

К этой же казанской школе можно отнести и находки 2017 г., выявленные сотрудниками ИА АН РТ в ходе археологических раскопок в г. Казани по адресу: ул. Большая Красная, 9, неподалеку от Казанского Кремля. Под фундаментом отопительной печи постройки XVП-XVШ вв. были обнаружены фрагменты двух-трех татарских эпиграфических памятников периода Казанского ханства, которые были исследованы сотрудниками Центра письменного наследия ИЯЛИ АН РТ и также впервые вводятся в научный оборот.

Помимо этого, нами были изучены два ранее не описанных татарских надмогильных памятника, которые хранятся в настоящее время на территории музея-заповедника «Казанский Кремль». По своим типологическим признакам эти два артефакта также относятся к периоду Казанского ханства. Данные об этих камнях также представлены в публикуемой статье. В целом по результатам визуального осмотра казанских находок можно предварительно датировать их в границах 2-й пол. XV в. - сер. XVI вв.

В соответствии со стилем, оформлением, техникой резьбы и почерком все новонайденные находки можно отнести к трем группам казанской школы.

Термин «казанская школа» впервые вводится в научный оборот. Под ним понимается ряд специфических характеристик: совокупность традиций резьбы по камню и письма, распространенных в казанском ареале (как правило, на территории Казанского ханства, преимущественно в период кон. XV - нач. XVI вв.), следование единой форме в изготовлении камней (большей частью, килевидно-

стрельчатой), использование богатого орнаментального рисунка с преобладанием растительных мотивов, введение в оборот дополнительного эпитафийного поля (на задней стенке камня) с указанием имени заказчика из круга близких людей покойного. В свою очередь, казанская школа включает в себя 3 группы камней, разделенные по хронологическому и типологическому принципу. При этом, учитывая относительную недолговечность существования казанской школы - около 80 лет, в отдельных случаях допускается параллельное функционирование всех трех групп.

Каждой из трех групп казанской школы характерны следующие особенности:

1-я группа камней (1480-1515 гг.) (рис. 1, 4) - это направление, сформировавшееся в городских и сельских центрах Казанского ханства в период к. XV - перв. четв. XVI вв. под влиянием золотоордынских и булгарских традиций. Условно его можно назвать переходным периодом, шел процесс поэтапного возрождения булгарского эпиграфического искусства силами казанских (и вполне возможно, при участии провинциальных) резчиков письма по камню.

Подобные камни, как правило, имеют небольшие габаритные размеры, однако среди них встречаются и более монументальные образцы - высотой до 120 см, укрепленные в пазах каменного основания. Как правило, по краям таких памятников вырезалась рельефная полоса с геометрическими плетенками небрежного исполнения, где не всегда соблюдаются элементарные правила построения композиций. Нередко нарушалась равномерность полос и четкость линий в зоне эпи-тафийного поля. Очевидно, работы выполнялись без предварительного эскиза или трафаретного шаблона, почерком скорописи в технике плоскорельефной резьбы, где не выдер-

жаны многие требования, например, одинаковые наклоны вертикальных элементов или пропорциональность арабских букв. В некоторых работах этой группы использовались две техники резьбы - врезанная и рельефная или одновременно смешанная.

На тимпане размещались кора-нические изречения, небрежно выполненные почерком «сульс» (приближенным к «насху»): не совсем четко соблюдалась строгость линейных строк и полос по краям текстового поля с геометрическим орнаментом (например, в виде жгута или мотива «узла счастья»), переходящим в на-вершие, которое повторяло стрельчатую форму тимпана. Создается ощущение, будто они выполнялись экспромтом, без предварительного эскиза или применения трафаретного шаблона.

Из палеографических особенностей можно отметить следующие: в некоторых случаях при написании буквы «син» встречаются буквенные символы с тремя точками во-

шедшие в оборот в золотоордынское время и, как правило, используемые в булгарских надписях.

2-я группа камней (15151530 гг.) (рис. 2, 3). К этому времени уже сложилась стандартного типа, но более высокого уровня техники исполнения серийных образцов традиция. Очевидно, памятники этого времени не обладали монументальными габаритами и имели форму плиты со стрельчатой аркой, наземные размеры которой не превышали 120-130 см. Как правило, эпитафии этой группы выполнялись в рельефной технике, с обязательным использованием растительного орнамента мотива виноградной лозы, повторяя внешний контур памятника. Тимпан заполнялся крупными мотивами шаблонного цветочно-растительного узора в зеркальной композиции, символизирующей райский сад.

№VyfYL ыИтакч

Г

-

I IS^Si

а

7

д

Рис. 1. Фрагменты надмогильных памятников кон. XV - нач. XVI вв., обнаруженных в Высокогорском и Пестречинском районах Республики Татарстан: а-б - фрагмент надмогильного камня, обнаруженного в с. Ибря Высокогорского р-на РТ с прорисовкой; в-д - фрагменты надмогильного камня, расположенного в с. Тат. Ходяшево

Пестречинского р-на РТ.

Fig. 1. Fragments of gravestones of the late 15th - early 16th centuries, found in the Vysokaya Gora and Pestretsy districts of the Republic of Tatarstan.

3-я группа камней (1530-1552 гг.) (рис. 5-11). Сохранившиеся памятники данного периода являются венцом татарского эпиграфического монументального искусства. В отличие от более ранних камней отличаются количеством, разнообразием, утонченностью, высоким качеством исполнения растительного орнамента, в том числе и каллиграфического.

Как правило, орнамент верхней части составляет «затейливое плетение, состоящее из сочетаний листьев и цветов - розеток, завершаются трилистником-тюльпаном; в центре розетка, по обе стороны ее продолговатые стилизованные листья» (Дульский, 1929, с. 24). Надписи выполнялись почерком «сульс» на арабском и старотатарском языках, размещенных на фронтальном эпитафийном поле (как правило, от 7 до 9 строк). Эти памятники отличаются от первого и второго вида еще своими пропорциональными соотношениями (они по габаритам больше) т. е. монументальностью. Но среди них по манере исполнения имеется множество и небрежно исполненных (второго уровня) композиций, очевидно, не являющихся работами профессиональных резчиков.

Ниже помещаются описания 11 новонайденных надмогильных па-

мятников XV-XVI вв. Даются сведения о датировке, месте обнаружения, физических параметрах, расшифровка текстов эпитафий, их перевод на русский язык и краткие комментарии. Описание построено по хронологическому принципу. Графическая реконструкция (прорисовка) выполнена В.М. Усмановым.

Неатрибутированный надмогильный памятник № 1 (фрагмент) (рис. 1), с. Ибря Высокогорского района Республики Татарстан. Его координаты: N 56°01.827', Е 049°12.402'. Размеры: 20x63x65. Типологически относится к 1-й группе казанской школы. Предварительная датировка (1480-1515 гг.) определена по аналогии - типологическим признакам схожего датированного памятника (с. Тат. Ходяшево Пестречинского района РТ) (рис. 1: в, г, д).

На лицевой стороне фрагмента имеется рельефная надпись на арабском языке, состоящая из трех строк (рис. 1: а, б). Из них частично читается лишь несколько слов:

^аЛ <<£ з [¿ДО V ^311 ^аЛ ^А]

[Он Аллах живой, который не умирает], все живущее умрет1

1

я

п

а о в г

Рис. 2. Надмогильный камень, обнаруженный в с. Ибря Высокогорского р-на РТ в различных ракурсах: а - фронтальный вид (фото), б - фронтальный вид (прорисовка); в - надписи на боковых стенках (фото и прорисовка); г - вид памятника (вполуоборот).

Fig. 2. Gravestone, discovered in the village of Ibrya, Vysokaya Gora district RT

(from different angles).

Неатрибутированный надмогильный памятник № 2 (рис. 2: а-г), с. Ибря Высокогорского района Республики Татарстан. Имеет лучшую сохранность. Его координаты: N 56°01.838', Е 049°12.360'. Размеры: 12x45x87 см. Предварительная датировка: нач. XVI в. Типологически относится ко 2-й группе казанской школы.

На лицевой стороне сохранилась рельефная надпись на арабском и на старотатарском языках (рис. 2: а, б): № ^ «¡1*3 (а «ц!| (а ЯЬ Я^и ^^3! ... р^] ^^ ¿^13 Сказал Аллах Всевышний, каждая душа вкусит смерть. Сказал пророк, да будет мир над ним: Мир есть час, [так используй

его в богоугодных делах]. По летоисчислению в девятьсот ... году ...

На левой боковой стенке памятника имеется рельефная надпись на старотатарском языке (рис. 2: в): ^.-г

^^ «аЬ Вижу этот мир в руинах, Не останется он в постоянстве вечным, и нет другого решения [у Всевышнего].

Аналогичная по содержанию рельефная надпись, но уже на арабском языке нанесена на правой боковой стенке надмогильного памятника

(рис.2: в):

314

Вижу этот мир в руинах, Не останется он в постоянстве вечным, и нет другого решения [у Всевышнего].

Неатрибутированный надмогильный памятник № 3 (рис. 3: а, б), с. Мульма Высокогорского района Республики Татарстан. Сохранность хорошая. Размеры: 13x47x91 см. Точная датировка неизвестна. Типологически относится ко 2-й группе казанской школы (1515-1530 гг.).

Очевидно, композиция выполнялась по предварительному эскизу или шаблону аналогично предыдущей, с использованием мотива виноградной лозы в виде бордюра по абрису стелы, а в тимпане вырезалась сложившаяся и устоявшаяся к этому времени неусложненная полуразетка с бутончиками цветов.

На лицевой стороне памятника имеется рельефная надпись на арабском языке:

«¡1*3 J (и

Сказал Аллах Преславный и Всевышний: Каждая душа вкусит смерть.

На правой боковой стенке памят-

Рис. 3. Вид памятника, обнаруженного в с. Мульма Высокогорского р-на РТ (вид спереди и вполуоборот): а - фронтальная и левая боковая части (фото); б - надпись на левой стенке (фото).

Fig. 3. Gravestone, discovered in the village of Mulma, Vysokaya Gora district RT (view from the front and half-turn).

ника имеется рельефная надпись на арабском языке:

lJJA. ^^

Вижу этот мир в руинах

На левой боковой стенке памятника (рис. 3: б) имеется продолжение рельефной надписи на арабском языке:

Не останется он в постоянстве вечным, и нет другого решения [у Всевышнего]. Неатрибутированный надмогильный памятник/фрагмент № 4

(рис. 4: а, б), с. Ибря Высокогорского района Республики Татарстан. Датировка: 1515 г. Его координаты: N 56°01.827', Е 049°12.402'. Размеры: 20x63x65 см. Типологически отно-

сится к 1-й группе казанской школы.

На лицевой стороне памятника имеется рельефная надпись на арабском и на старотатарском языках (рис. 4: а, б):

Я^и [Ыл31 ^^31 л^е

•ц*^* ... [в^!] ^ в^ JJ ^^^^^ ^^

... ¿у^иа

[Сказал пророк, да будет мир над ним: Мир есть] час, так используй его в богоугодных делах.

По летоисчислению в девятьсот двадцать первом году [в месяце] Рамадан ... Мухаммад ...сын Мухши из мира бренного ...

Эпиграфический памятник Уразлы, сына Уразходжи, № 5 (рис. 5: а-в), с. Малый Атмас Рыб-

Рис. 4. Фрагмент эпитафийного памятника, обнаруженного в с. Ибря Высокогорского р-на РТ. Фронтальный вид: а - фото; б - прорисовка.

Fig. 4. Fragment of the sepulchral monument, discovered in the village of Ibrya,

Vysokaya Gora district RT.

Рис. 5. Надмогильный камень, обнаруженный в с. М. Атмас Рыбно-Слободского р-на РТ (нижняя часть отсутствует): а - вид спереди, изображение надписей на левой и правой боковых стенках (фото); б - прорисовка фронтальной части памятника; в - фото и прорисовка нижней половины фронтальной части памятника (фото и прорисовка).

Fig. 5. Gravestone, discovered in the village of M. Atmas, Rybnaya Sloboda district RT

(lower part is missing).

но-Слободского района1 Республики Татарстан. Фрагмент памятника. Размеры: 15x52,5x114 см. Координаты: N 55°33.367', Е 050°08.611'. Датировка: 1533/1534 гг. Типологически относится к 3-й группе казанской школы (локальное/провинциальное исполнение).

На лицевой стороне памятника имеется рельефная надпись на арабском и на старотатарском языках (рис. 5: б, в)):

... J ¿''-^у <_]12

^^^ ^^^^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сказал Аллах Преславный и Всевышний: ...

Сказал Аллах Всевышний: Каждая душа вкусит смерть.

Сказал посланник Аллаха, да будет мир над ним: [Мир есть час,] так используй его в богоугодных делах. Сказал пророк, да будет мир над ним: Тот кто умрет на чужбине, тот умрет шахидом.

По летоисчислению в девятьсот сороковом году в месяце Зуль-хиджа Уразходжи сын Уразлы

На левой боковой стенке памятника имеется рельефная надпись на арабском языке (рис. 5: а):

Ыал

Вижу этот мир в руинах, Не останется он в постоянстве вечным, и нет другого решения [у Всевышнего].

Аналогичная по содержанию рельефная надпись, но уже на старотатарском языке нанесена на правой боковой стенке надмогильного памятника (рис. 5: а):

^-г ц-^

^^ цЗЬ а^ЛЛД

Вижу этот мир в руинах, Не останется он в постоянстве вечным, и нет другого решения у Всевышнего.

Неатрибутированный надмогильный памятник № 6 (фрагмент) (рис. 6: а, б), с. Малый Атмас Рыбно-Слободского района Республики Татарстан. Размеры: 21x21x38 см. Координаты: N 55°33.367', Е 050°08.611'. Предварительная датировка: 15301552 гг. Типологически относится к 3-й группе казанской школы.

В верхней части (в тимпане) изначально был выполнен рельефный узор, изображающий плетение растительных форм. В оформлении бордюра использовался мотив виноградной лозы, тюльпана или растительного побега. Такого типа памятники (см. образец камня из с. Васюково Зеленодольского района Республики Татарстан) (рис. 6: в) имели выверен-

• ¿9,

-

Г®1 ■ rfeflr.

(Ж , W

а

б

в

Рис. 6. Изображение надмогильных памятников, сохранившихся в полном и фрагментарном виде в Зеленодольском и Рыбно-Слободском р-не РТ: а-б - фрагменты фронтальной и боковой частей памятника, обнаруженного в с. М. Атмас Рыбно-Сло-бодского р-на РТ (фото и прорисовка); в - вид спереди и изображение надписи на правой боковой стенке памятника, обнаруженного в с. Васюково Зеленодольского

р-на РТ (фото).

Fig. 6. Image of the sepulchral monuments, preserved completely or fragmentary in Zelenodolsk and

Rybnaya Sloboda districts RT.

ную и сложившуюся из нескольких ^jW <jijJ ¿^

видов композицию с использованием ^ ¿^ ^^

разных орнаментальных раститель- Вижу этот мир в руинах,

ных мотивов. Работы выполнялись Не останется он в ^отшшот^ вечным и нет

другого решения 1у Всевышнего!.

по определенному предварительному

эскизу, с четким расположением ча- Эпиграфический ммш^к

стей декора. Надписи выполнялись сына Габбаса № 7 (рис. 7: а-к), с

классическим почерком «сульс» на Ямашурма Высокогорского района.

арабском и татарском языках Рат^г 11х50х150 сМ. Координаты

На лицевой стороне (на фрагмен- N 55°58.735\ E 049°36.156'. Предва-

те) памятника имелись рельефные рительная датировка: 1530-1552 гт

надписи на арабском и на старотатар- Типологически °тн°сится к 3-й груп-

ском языках пе казанской школы.

........................Образцы камней этого времени

¿з [W^ отличаются совершенством техни-

......................ки резьбы, мастерством исполнения

„V..........растительного и каллиграфического

I Все что на ней (на земле) - бренно! и оста- „

нется вечно (лишь) лик [Господа твоего] декора. В верхней части на тимпане ..................................врезан орнамент, изображающий плеНа левой боковой стенке памят- тение растительных форм, но более ника имеется рельефная надпись на усложненного типа. По бордюру тек-арабском языке: стовой части пущен орнамент в виде ^jLüfrL Lja или своеобразного мотива побега. ^jijiÄj иы yäjj На лицевой стороне памятника Вижу этот мир в руинах, имеется рельефная надпись на араб-Не останется он в постоянстве вечным, и нет ском и на старотатарском языках другого решения [у Всевышнего]. ( ^ а б в г): Аналогичная по содержанию ре- ' ' ' ' ^ ^ ^ ^ льефная тадш^ но уже на старо- ^¿J ¿¿^^j* татарском языке нанесена на правой ¿ъ ^ii jjj jj^ ¿.¡jj боковой стенке надмогильного памят- ¿¿J ш ... ника: jil* ^

Рис. 7. Надмогильный камень, обнаруженный в с. Ямашурма Высокогорского р-на РТ (расколот надвое): а-г - вид спереди верхней и нижней частей (фото и прорисовка); д-е - вид левой боковой стенки (фото и прорисовка); ж - оборотная сторона памятника (фото и прорисовка); з-к - вид памятника вполуоборот с изображением надписей на правой и левой боковых стенках (фото и прорисовка). Fig. 7. Gravestone, found in the village of Yamashurma, Vysokaya Gora district RT (split in two).

Сказал Аллах Преславный и Всевышний: Все что на ней (на земле) - бренно, и останется вечно (лишь) лик [Господа твоего]. По летоисчислению девятьсот пятьдесят . году

в месяце Сафар 'Аббаса сын ... тай [от руки неверного погиб] На оборотной стороне памятника имеется рельефная надпись на старотатарском языке (рис. 7: ж):

Супруга (погребенного) Зарифа воздвигла.

На правой боковой стенке памятника имеется рельефная надпись на арабском языке (рис. 7: з, и, к):

Ыдл уа^ За

Вижу этот мир в руинах, Не останется он в постоянстве вечным, и нет другого решения [у Всевышнего].

Аналогичная по содержанию рельефная надпись, но уже на старотатарском языке, нанесена на левой

Рис. 8. Надмогильный камень, находящийся на территории музея-заповедника «Казанский Кремль»: а-б - расположение на оборотной стороне узорная рамка - место указания заказчика памятника (фото и прорисовка); в - фронтальный вид (фото и прорисовка); г - надпись на левой (прорисовка) и на правой (прорисовка и фото)

боковых стенках. Fig. 8. Gravestone, located in the Kazan Kremlin.

боковой стенке надмогильного памятника (рис. 7: г, д):

Вижу этот мир в руинах, Не останется он в постоянстве вечным, и нет другого решения [у Всевышнего].

Неатрибутированный надмогильный памятник № 8 (рис. 8: а-д), г. Казань, музей-заповедник «Казанский Кремль». Предварительная датировка: 1530-1552 гг. Размеры: 16x45,5-52,5x165 см. Типологически относится к 3-й группе казанской школы.

Рельефные надписи этого надмогильного камня стерты до неузнаваемости. В качестве «опорных точек» для реконструкции устойчивых выражений в этой эпитафии мы используем несколько ключевых слов и набор букв, которые читаются более или менее уверенно. Основная же часть текста не сохранилась, остались лишь отдельные отрывочные слова и буквы.

На лицевой стороне памятника имелась рельефная надпись на арабском и на старотатарском языках (рис. 8: в):

[^"З I* ^ ^1*3 [ЛЗ!

[^.лЗ! ЯЫ^ (_]£ ^ [Сказал Аллах] Всевышний: [и не знает] [душа, на какой земле она] умрет. [И сказал

Преславный] [и Всевышний: каждая душа вкусит смерть].

На оборотной стороне памятника имеется рельефная надпись на старотатарском языке (рис. 8: а, б): с. .

Этот памятник дочь (погребенного) Аманэк Бикэ соорудила

На правой боковой стенке памятника имеется рельефная надпись на арабском языке (рис. 8: г):

Ыдл уа^ За

Вижу этот мир в руинах, Не останется он в постоянстве вечным, и нет другого решения [у Всевышнего]. Аналогичная по содержанию рельефная надпись, но уже на старотатарском языке нанесена на левой боковой стенке надмогильного памятника (рис. 8: г):

Рис. 9. Надмогильный камень, находящийся на территории музея-заповедника «Казанский Кремль»: а - вид спереди (фото и прорисовка). Fig. 9. Gravestone, located in the Kazan Kremlin.

^^ и^ ц^и^

Вижу этот мир в руинах, Не останется он в постоянстве вечным, и нет другого решения [у Всевышнего]. Неатрибутированный надмогильный памятник № 9 (рис. 9: а), г. Казань, музей-заповедник «Казанский Кремль». Размеры: 16x46,2 - 49-52,5x178 см. Типологически относится к 3-й группе казанской школы (1530-1552 гг.).

На лицевой стороне памятника имеется рельефная надпись на арабском и на старотатарском языках (рис. 9: а, б, в, г):

J ^ЬЗ ^ J и^ их ^

Сказал Аллах Преславный и Всевышний: Все, что на ней (на земле) - бренно, и

останется (лишь) лик Господа твоего, обладателя величия и почтения.

На правой боковой стенке памятника имеется рельефная надпись на арабском языке:

уЛ^ 314

Вижу этот мир в руинах, Не останется он в постоянстве вечным, и нет другого решения [у Всевышнего]. Аналогичная по содержанию рельефная надпись, но уже на старотатарском языке нанесена на левой боковой стенке надмогильного памятника:

и^

Вижу этот мир в руинах, Не останется он в постоянстве вечным, и

нет другого решения [у Всевышнего]. ***

В данной статье нами предпринята попытка классифицировать татарские надмогильные камни, разделив

их по типологическим признакам на три группы казанской эпиграфической школы. Также в научный оборот введены новые, ранее неописанные эпитафийные памятники периода существования Казанского ханства.

Все они имеют общие, характерные в целом для татарской эпиграфической традиции особенности. Это широкое использование цитат из Корана, хадисов, классической поэзии Востока. Имеются отрывочные данные об отдельных религиозных и политических деятелях своего времени, по сохранившейся на отдельных камнях датировке можно определить приблизительные годы их жизни.

В эпитафиях тексты писались на арабском и старотатарском языках достаточно устоявшимися трафаретными фразами, которые прочно вошли в татарский язык и, следовательно,

были знакомы большинству посетителей кладбищ. В палеографическом отношении исполнены в основных стилях «насх» и «сульс».

По оформлению надмогильные камни золотоордынского и казанского периода продолжают булгарские художественно-декоративные традиции. Надмогильные камни поздних периодов (XVII - первой половины XVIII вв.) представлены в основном «казанским» стилем. Сами камни выполнены в рамках требований исламских традиций, являются неотъемлемой частью монументального искусства всего мусульманского востока. В основном они отличаются по языку, по своим региональным элементам составления композиций или индивидуальным особенностям деко-рировки подчерка.

Примечания:

1 Сура «Ал-Фуркан», 58 аят.

2 В период подготовки статьи к печати, информация об этом надмогильном камне была размещена Р. Мардановым и И. Хадиевым в журнале «Безнец мирас» («Наше наследие», 2023. № 6. С. 36).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахунов А.М., Усманов В.М., Гумеров И.Г. Время читать камни. По результатам эпиграфических экспедиций в Пестречинский и Азнакаевский районы Республики Татарстан // Калейдоскоп культур: сборник материалов по результатам научных экспедиций по изучению культуры народов Республики Татарстан / Отв. ред. Н.В. Герасимова. Казань: Изд-во АН РТ, 2021. С. 27-34.

2. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1975. 214 с.

3. Дульский П. Несколько слов по поводу орнаментики памятников XVI-XVII вв. // Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТССР. Т. III. Казань: По-лиграфшкола им. А.В. Луначарского. 1929. С. 22-27.

4. Малов С.Е. Булгарские и татарские эпиграфические памятники // Эпиграфика Востока. 1947. Вып. I. С. 38-45.

5. Малов С.Е. Булгарская и татарская эпиграфика // Эпиграфика Востока. 1948. Вып. II. С. 41-48.

6. Мухаметшин Д.Г. Татарские эпиграфические памятники. Региональные особенности и этнокультурные варианты. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2008. 132 с.

7. Рахим А. Татарские эпиграфические памятники XVI в. // Труды Общества изучения Татарстана. 1930. Т. I. С. 145-172.

8. Усманов В.М. Эпиграфика Казанского ханства. Казань, 2023. 568 с.

9. Фейзханов Х. Три надгробных булгарских надписи // Известия Императорского археологического общества. Т. IV. СПб.: Типография Имп. Академии наук, 1863. С. 396-404, табл. III (прилож.).

10. Хакимзянов Ф.С. Язык эпитафий волжских булгар. М.: Наука, 1978. 206 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л.: АН СССР, 1960. 322 с.

Информация об авторах:

Гумеров Ильгам Гусманович, кандидат филологических наук, заведующий Центром письменного наследия. Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ (г. Казань, Россия); ilham05@bk.ru

Ахунов Азат Марсович, кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник. Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ (г. Казань, Россия); aakhunov@rambler.ru

Усманов Венер Мударисович, научный сотрудник.Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ (г. Казань, Россия); v.m.usmanov@mail.ru

NEW DISCOVERIES OF TATAR GRAVESTONES OF THE 15TH-16TH CENTURIES: THEIR CLASSIFICATION AND SPECIFIC FEATURES

I.G. Gumerov, A.M. Akhunov, V.M. Usmanov

The article presents new findings of Tatar tombstones from the period of the Kazan Khanate, discovered during epigraphic expeditions in the regions of Trans-Kama area in 2019 and 2022, as well as identified through archaeological research in Kazan over the last decade. A total of eleven stones of varying preservation, dated to the 15th-16th centuries, are presented. The paper includes the deciphering of the epitaph texts with translations into Russian, as well as the physical parameters and geocoordinates of the monuments. Preliminary analysis indicates that during the specified period, the traditions of manufacturing and installing burial monuments, characteristic of the Volga Bulgaria era, continued, thereby maintaining continuity. Certain details and pattern elements suggest that in the territory of the Kazan Khanate during the specified period, a distinct, independent school of stone-carving art had emerged.

Keywords: archaeology, epigraphic monuments, epitaph art, burial traditions of Tatars, Kazan epigraphic school (1480-1552), Kazan Khanate (15th-16th centuries).

REFERENCES

1. Akhunov, A. M., Usmanov, V. M., Gumerov, I. G. 2021. In Gerasimova, N. V. (ed.). Kaley-doskop kul'tur: sbornik materialov po rezul'tatam nauchnykh ekspeditsiy po izucheniyu kul'tury nar-odov Respubliki Tatarstan (Kaleidoscope of cultures: a collection of materials based on the results of scientific expeditions to study the culture of the peoples of the Republic of Tatarstan). Kazan: Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan Publ., 27-34 (in Russian).

2. Valeev, F. Kh. 1975. Drevnee i srednevekovoe iskusstvo Srednego Povolzh'ia (Ancient and Medieval art in the Middle Volga Region). Yoshkar-Ola: "Mariiskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ. (in Russian).

3. Dul'skiy P. 1929. InMaterialypo okhrane, remontu i restavratsiipamiatnikov TSSR (Materials on the Protection, Repair, and Restoration of the Monuments in Tatarian Soviet Socialist Republic) vol. III. Kazan: "Poligrafshkola im. A. V. Lunacharskogo" Publ., 22-27 (in Russian).

4. Malov, S. E. 1947. In Epigrafika Vostoka (Oriental Epigraphy) I, 38-45 (in Russian).

5. Malov, S. E. 1948. In Epigrafika Vostoka (Oriental Epigraphy) II, 41-48 (in Russian).

6. Mukhametshin, D. G. 2008. Tatarskie epigraficheskiepamiatniki. Regional'nye osobennosti i etnokul'turnye varianty (Tatar epigraphic sites. Regional features and ethnic-cultural versions). Series "Archaeology of the Eurasian steppes". Kazan: Institute of History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (in Russian).

7. Rakhim, A. 1930. In Trudy Obshchestva izucheniya Tatarstana (Proceedings of the Society for the Study of Tatarstan) vol. I., 145-172 (in Russian).

8. Usmanov, V. M. 2023. Epigrafika Kazanskogo khanstva (Epigraphy of the Kazan Khanate). Kazan (in Russian).

9. Feyzkhanov. Kh. 1863. In Izvestiya Imperatorskogo arkheologicheskogo obshchestva (Reports of the Imperial Archaeological Society) 4. Saint Petersburg: Imperial Academy of Sciences, 396-404 (in Russian).

10. Khakimzyanov, F. S. 1978. Yazyk epitafiy volzhskikh bulgar (The language of the Volga Bol-gar epitaphs). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

The research was carried out with the financial support of a grant from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in the form of subsidies within the framework of project No. 075-15-2020-786 "The History of writing in European civilization".

11. Yusupov, G. V. 1960. Vvedenie v bulgaro-tatarskuyu epigrafiku (Introduction to the Bolgar-Tatar Epigraphy). Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).

About the Authors:

Gumerov Ilgam G. Candidate of Philological Sciences. G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Tatarstan Academy of Sciences. K. Marx Str., 12/4, Kazan, 420111, Russian Federation; ilham05@bk.ru

Akhunov Azat M. Candidate of Philological Sciences. Associate Professor. G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Tatarstan Academy of Sciences. K. Marx Str., 12/4, Kazan, 420111, Russian Federation; aakhunov@rambler.ru

Usmanov Vener M. G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Tatarstan Academy of Sciences. K. Marx Str., 12/4, Kazan, 420111, Russian Federation; v.m.usmanov@mail.ru

Статья принята в номер 01.12.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.