Научная статья на тему 'СТИЛЬ И ФОРМА БУЛГАРО-ТАТАРСКИХ НАМОГИЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ: ЕДИНСТВО И СВОЕОБРАЗИЕ'

СТИЛЬ И ФОРМА БУЛГАРО-ТАТАРСКИХ НАМОГИЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ: ЕДИНСТВО И СВОЕОБРАЗИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археология / эпиграфические памятники / татарские (мусульманские) кладбища / намогильные сооружения / эпитафии / форма памятника / мавзолеи / Волго-Камье / Касимов / archaeology / name of the epigraphic site / cemetery / sepulchral structures / epitaphs / shape of the monument / mausoleums / Volga-Kama region / Kasimov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухаметшин Джамиль Габдрахимович

Установка намогильных памятников не является обязательным элементом мусульманской погребальной культуры. Однако это явление широко распространено среди татарского народа. Возникшая в древности традиция сохраняется и поныне. В данной статье рассматриваются типы намогильных сооружений и памятников. Большое место в статье отведено арабографическим булгаро-татарским намогильным памятникам XIII – первой трети XX вв. На основании анализа формы, орнамента, стилистических особенностей письма выделяется круг эпитафий, объединенный определенными параметрами и единой территорией для XIII–XIV, XV–XVI, XVII–XVIII вв. Для памятников XIX–XX вв. выделение особенностей памятников связано с мастерами резьбы по камню. Дальнейшее изучение погребальных памятников, включая намогильные сооружения-мавзолеи, с одной стороны, и структуру текста, язык эпитафий, с другой, позволит выделить особенности внешней стороны погребального обряда отдельных регионов проживания татарского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE AND SHAPE OF BOLGAR-TATAR SEPULCHRAL MONUMENTS: UNITY AND UNIQUENESS

The installing of sepulchral monuments is not an obligatory element of funeral culture in Islam. However, this phenomenon is widespread among the Tatar people. The tradition, which appeared in ancient times, still exists today. This article discusses the types of sepulchral structures and monuments. A large part of the paper is dedicated to the BolgarTatar gravestones of the 13th– fi rst third of the 20th century in Arabic script. Based on the analysis of the shape, ornament, and stylistic features of writing, a group of epitaphs is distinguished, united by certain parameters and a common area for the 13th–14th, 15th–16th, 17th–18th centuries. For the monuments of the 19th –20th centuries, the gravestone features are associated with the masters of stone carving. Further study of these monuments, including sepulchral structuresmausoleums, on the one hand, and the structure of the text, the language of epitaphs, on the other, will make it possible to identify the peculiarities of the funeral rite external side of certain regions, where Tatar people live.

Текст научной работы на тему «СТИЛЬ И ФОРМА БУЛГАРО-ТАТАРСКИХ НАМОГИЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ: ЕДИНСТВО И СВОЕОБРАЗИЕ»

УДК 902/904 930.27 https://doi.Org/10.24852/pa2023.4.46.21.36

СТИЛЬ И ФОРМА БУЛГАРО-ТАТАРСКИХ НАМОГИЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ: ЕДИНСТВО И СВОЕОБРАЗИЕ1 © 2023 г. Д.Г. Мухаметшин

Установка намогильных памятников не является обязательным элементом мусульманской погребальной культуры. Однако это явление широко распространено среди татарского народа. Возникшая в древности традиция сохраняется и поныне. В данной статье рассматриваются типы намогильных сооружений и памятников. Большое место в статье отведено арабографическим булгаро-татарским намогильным памятникам XIII - первой трети XX вв. На основании анализа формы, орнамента, стилистических особенностей письма выделяется круг эпитафий, объединенный определенными параметрами и единой территорией для ХШ-ХЩ ХУ-ХУЕ, ХУП-ХУШ вв. Для памятников Х1Х-ХХ вв. выделение особенностей памятников связано с мастерами резьбы по камню. Дальнейшее изучение погребальных памятников, включая намогильные сооружения-мавзолеи, с одной стороны, и структуру текста, язык эпитафий, с другой, позволит выделить особенности внешней стороны погребального обряда отдельных регионов проживания татарского населения.

Ключевые слова: археология, эпиграфические памятники, татарские (мусульманские) кладбища, намогильные сооружения, эпитафии, форма памятника, мавзолеи, Волго-Камье, Касимов.

Традиция установки камней на могилах предков - очень древняя традиция. Она характерна для древних тюрков, домусульманских арабов, местных финно-угорских племен. В качестве примеров можно привести тюркские рунические памятники Сибири, ананьинские стелы Поволжья, арабографические эпитафии Аравийского полуострова.

Возникновение традиции установления намогильных камней в Среднем Поволжье и Приуралье связано с социально-политическими и этнокультурными изменениями, произошедшими в середине XIII века в Среднем Поволжье. Бывшая Волжская Болгария, как и другие оседлые области, такие как Хорезм, Крым, наряду с Дешти-Кыпчаком вошли в состав вновь образованной империи Золотая Орда. Город Болгар, бывший первоначально, в 30-40-х гг. XIII века, ставкой хана, фактически превратился в столицу Золотой Орды. Переселение значительного количества тюрк-

ских народов с территории Средней Азии в Волго-Камье, официальное принятие ислама ханом Берке, дальнейшее укрепление связи с Туркестаном (Хорезм) явились катализатором в возникновении традиции установки камней.

Нисколько не нарушая традиции, мастера-камнерезы и писцы вносят этнокультурные особенности регионов. Они ярче проявляются в периферийных районах, нивелируются в Болгаре и других крупных городах.

У современного татарского народа для обозначения намогильных камней общепринятым термином является название «кабер-таш» - «намогильный камень». Данный термин характерен и для других регионов, в которых проживают тюркоязычные народы. В Самарканде и его окрестностях намогильная плита называется «кабр-таш» (Поляков, Черемных, 1975, с. 264). Крымские татары вертикально стоящие намогильные камни называют «кабр-таш» (Червонная,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Министерства образования и науки Российской Федерации в форме субсидий в рамках проекта № 075-15-2020-786 «История письма в европейской цивилизации».

1997, с. 10).

В татарском разговорном языке сохранились названия «ташбилге» -каменный знак, «тораташ» - каменное изваяние, «сынташ» - каменная баба, диалектное обозначение «таш башбата» (Материалы, с. 83, № 180). На многих булгарских, татарских эпиграфических памятниках название памятника отмечено термином «зиарат»

- место погребения. В современном татарском языке «зиярат» - кладбище.

На эпитафиях ХШ-Х^ вв. широко распространен термин «балук»

- надмогильный знак, памятник. Данное слово можно сопоставить с про-тобулгарским словом «белюх» (Му-хаметшин, Хакимзянов, 1987, с. 15). Термин «балук» возрождается на эпитафиях XVП-XVШ веков в формах «балук» (Н. Ура, Чишма, Чишмин-ский р-н Республики Башкортостан), «билге» (Максабаш, Арский р-н РТ), «билик» (Тура, Чишма, Чишминский р-н Республики Башкортостан).

На памятнике из Болгар (Мухамет-шин, 2021, с. 145, № 15) зафиксирован оригинальный термин «галямат» -знак. Памятник написан полностью на арабском языке, дата отсутствует. По своему оформлению и палеографии надписи памятник датируется концом XIII в.

На одной из эпитафий из Болгар (Юсупов, 1960, табл. 38) зафиксирован термин «алп битик» - большая надпись. Данный памятник отличается своим вертикальным расположением строк. Другой подобный памятник находится в экспозиции Музея Болгарской цивилизации (рис. 1: 1).

Зарождение и развитие тюркоя-зычной эпиграфики в Волго-Ураль-ском регионе является своеобразным феноменом в истории. На сегодняшний день науке известно более 400 эпитафий ХШ-ХГУ вв.

На древних кладбищах обращает на себе внимание своеобразное оформление надмогильной насыпи.

В правобережье Волги распространено оформление границы могилы рваными большими камнями, добываемыми на местах. Некоторые из них достигают одного метра и более. Над могилой насыпается привозной грунт, и в отдельных случаях насыпь могилы превращается во внушительное сооружение. У изголовья в обязательном порядке ставится большой необработанный камень без надписи. Ареал распространения данной традиции широк: село Старая Кулатка Староку-латкинского района Ульяновской обл. на востоке, село Средняя Елюзань Ча-адаевского района Пензенской обл.

Ограждение могилы камнями имело и чисто практическое значение. Это дает возможность не нарушать могилы, что нередко случается с течением времени при отсутствии наружного знака. Могилы с каменными ограждениями занимают больше места, поэтому кладбище быстрее заполняется и население вынуждено открывать новые кладбища. В селе Старая Ку-латка Ульяновской области, не считая могилы святого, четыре кладбища, и практически все расположены внутри села.

Традиция ограждения могилы камнями, вероятно в XIX веке, начала уступать новым традициям - общемусульманским канонам, внесенным мусульманскими духовными деятелями. В селе Тат. Шмалак Павловского района Ульяновской области могилы, расположенные рядом, оформлены по-разному. Более выпукло этот процесс наблюдается в селе Зимница Старокулаткинского района Ульяновской области. На кладбище, где погребены ишан Хабибулла Шамсуаров, его семья и приближенные, традиция ограждения могилы камнями отсутствует, а на сельском кладбище она наблюдается.

Такая обкладка могильной насыпи необработанными камнями местными жителями, возможно, рассматрива-

Рис. 1. 1 - эпитафия с вертикальным расположением строк. XIV в.; 2 - закладная доска. Зимница. 1900 г.; 3 - сруб на могиле. Малое Русаково; 4 - обкладка могилы и эпиграфический памятник. Имянле Буртас.

Fig. 1. 1 - epitaph with vertical arrangement of lines. 14th century; 2 - mortgage board. Zimnitsa. 1900; 3 - log cabin on the grave. Maloye Rusakovo; 4 - grave cover and epigraphic site.

Imyanle Burtas.

лась как мавзолей. В Татарстане (Аз-накаевское кладбище) необработанные камни ставили в кладку, которую можно рассматривать как стену мавзолея. На этих камнях ставили и закладную доску, например, на кладбище села Зимница Старокулаткинского р-на Ульяновской обл. (рис. 1: 2). Она по своим размерам (6x50x43 см) не отличается от ранних закладных досок, например из мавзолея Шах-Али г. Касимова Рязанской обл. Закладная доска из Зимницы принадлежит имаму второй махаллы села Зимница Ибрахиму бин Салиху (1837-1900).

Широко были распространены де-

ревянные срубы-чардуганы, ограждающие могилу (Малое Русаково Кай-бицкого р-на РТ) (рис. 1: 3).

Как было сказано выше, обкладывали края могилы природными необработанными камнями, а на некоторых из них устанавливали эпиграфический камень (Имянле Буртас Кайбицкого р-на РТ) (рис. 1: 4).

С 70-80-х гг. XIII в. установка эпиграфических памятников в Волго-Уральском регионе получает широкое распространение. На многих средневековых кладбищах и на более поздних, XVII-XIX вв. на могилах можно увидеть простые необработанные

Рис. 2. 1 - памятник с тамгой. Курганская обл. 1905 г.; 2 - классический тип памятников. Город Болгар. XIII-XIV в.; 3 - классический тип памятников. Город Болгар. 684 г.х. /1285 г; 4 - Эпитафия периода Казанского ханства. Верхнее Кибя-Кози.

Fig. 2. 1 - monument with a tamga. Kurgan region, 1905; 2 - classic type of monuments. Bolgar. 13th-14th centuries; 3 - the classical type of monuments. Bolgar. 684 AH / 1285 CE; 4 - epitaph of the period of the Kazan Khanate. Verkhneye Kibya-Kozi.

и обработанные под определенную форму камни. Редко с тамгами. Датировать такие камни можно только в комплексе с находящимися рядом памятниками с надписью с точной датировкой. Встречаются кладбища, состоящие только из камней без надписи. Например, Ургагарское кладбище Алькеевского р-на РТ. Подобные кладбища нужно связывать периодом позднего Средневековья, когда территорию Западного Закамья вторично осваивает татарское население и основываются современные татарские населенные пункты.

В отдельных случаях на камнях ставятся родовые тамги. Хотя нам известны единичные тамги на камнях из золотоордынского города Болгар, в дальнейшем тамги не получили распространения. Кстати, тамги на Болгарских памятниках, учитывая, что они вырезаны на нижней части камня, принадлежат мастеру-резчику по камню. Тамги отсутствуют на памятниках периода Казанского ханства и на камнях XVII - первой половины XVIII вв. Только на рубеже XVШ-XIX вв.

отдельные камни с родовыми тамгами можно встретить в Пензенской, Самарской, Ульяновской, Курганской областях (рис. 2: 1). Камни с тамгами широко распространяются в Оренбургском крае, например, в Троицке (Усманов, 2011, с. 19, 21, 23, 36, 49, 63, 75, 85, 93, 101, 102, 105, 107,108, 109, 110, 111, 126, 129, 221, 222, 225, 226). Все эти камни датируются XIX в. По времени они совпадают с тамгами на метрических книгах татар.

В XIX - начале XX вв. камни с тамгами устанавливались на могилах татар-кряшен (Молькеево) и чувашей-язычников (Ахметзянов, 2000, с. 76 и след.).

Камень с начерченным знаком зафиксирован в с. Старый Атлаш Старо-кулаткинского р-на Ульяновской обл.

На татарских кладбищах встречаются хорошо обработанные камни без надписи (Чистопольское кладбище РТ). Данные памятники нужно рассматривать как заготовки, по каким-то причинам оказавшиеся в качестве памятника на могиле.

Классические эпиграфические па-

мятники XIII-XIV вв. представляют собой плоский параллелепипед с прямоугольным верхом. Они устанавливаются в землю, для чего 1/5, иногда 1/4 часть длины камня остается необработанной. Эти памятники - произведения профессиональных резчиков по камню города Болгар. Надписи на них - рельефный или углубленный, четкий, красивый почерк сульс или куфи. Такие памятники встречаются на всей территории Булгарского улуса. Для болгарских памятников характерна стрельчатая или килевидная арка, образующая тимпан, где располагаются изречения из Корана или розетка (Мухаметшин, 2021, с. 132, № 1, с. 143, № 13) (рис. 2: 2, 3). В восточных районах Предкамья, Чистополя и округи наблюдается закругленность углов верхней части камня. Памятники отдельных регионов выделяются своей орнаментацией: восточные районы композицией из трех розеток. А для Кирменско-Джукетауского региона характерна своеобразная многолепестковая розетка (Мухаметшин, 2021, с. 119, рис. 4).

Широко распространены классические памятники периода Казанского ханства в виде плоского параллелепипеда со стрельчатым верхом. В тимпане растительный орнамент, по бордюру «виноградная лоза» (Мухаметшин, 2021, с. 125, рис. 12) (рис. 2: 4). Этот тип памятников продолжает существовать и в XVII, даже в начале XVIII в. (Юсупов, 1960, табл. 75).

В XVII в. распространяется новый тип эпитафий с полукруглым верхом, в тимпане - растительный орнамент с бутоном в центре композиции (Мухаметшин, 2021, с. 129). Наиболее ранние эпитафии данного типа изготовлены резчиком по камню Ишмухаммедом бин Ишманом. Далее его сыном и, возможно, другими мастерами, например эпитафия 1681 г. в с. Рысово Агрызского р-на РТ (Марданов, Хадиев 2008, с. 77). Эти

памятники можно увидеть и в начале XVIII в. (пос. Чишма Чишминского р-на Республики Башкортостан). Территориально они занимают правобережные районы р. Камы Республики Татарстан и левобережье р. Белой до среднего течения реки.

В конце XVII в первой половине XVIII в. на пограничных территориях Чувашии и Республики Татарстан появляется группа эпитафий с геометрическим орнаментом. На плохо обработанной поверхности этих памятников надпись выполнена врезанным некаллиграфическим почерком (рис. 3: 1). Эти немногочисленные памятники, скорее всего, вырезаны одним мастером. На двух эпитафиях из д. Новое Буяново Шемуршинского, с. Новочелны-Сюрбеево Комсомольского районов Чувашии указаны имя мастера Бик-Пулада (Мухаметшин и др., 2012, с. 77).

Известно несколько своеобразных эпитафий XVII - первой половины XVIII в. с треугольной и округленной верхней частью. Поверхность камня не обработана, по бордюру - врезанная линия и неширокая орнаментальная полоса посередине текста (Са-лагыш Агрызского р-на РТ, 1658 г., см.: Марданов, Хадиев, 2008, с. 93) и Гайна-Ямаково Республики Башкортостан, 1149 г. х. - 1736/37 г., см.: Ус-манов, 2011, с. 210). Эти памятники объединяет еще и то, что дата на эпитафиях приведена и циклическим календарем «дунгыз елы» - год свиньи» и «таушкан елы» - «год мыши». Несомненно, эти памятники вырезаны рукой одного мастера.

Таким образом, после разрушения Казани мастера - резчики по камню в качестве эталона использовали высокохудожественные пышные эпитафии периода Казанского ханства. В дальнейшем на разных территориях проживания татарского населения возникли и эпиграфические памятники других типов, соответствующие

Рис. 3. 1 - Шигали. Чувашия. 1147 г.х./ 1734-35 г.; 2 - изображения «священных» предметов. Чистополь; 3 - эпитафия почерком насх. Бибаево Челны. 1900 г.; 4 - памятник в виде четырехгранного столба. Бигиево. 1878 г.

Fig. 3.1 - Shigali. Chuvashia. 1147 AH / 1734-35CE; 2 - images of "sacred" objects. Chistopol; 3 - epitaph in naskh's handwriting. Bibaevo Chelny. 1900; 4 - monument in the shape of a four-edged

pillar. Begishevo. 1878.

реалиям времени - появлению новых центров экономической и духовной жизни татарского населения.

В конце XVIII - в начале XIX вв. мы наблюдаем появление эпиграфических памятников на всей территории проживания татарского населения. Основная внешняя форма памятника остается прежней - это вертикально стоящая плоская плита прямоугольной, стрельчатой, треугольной,

полукруглой, закругленной формы. Отдельные памятники ставятся в паз каменного основания. Эпиграфические памятники данной группы имеют орнаментацию, в основном растительного характера. Украшенные только геометрическим орнаментом памятники крайне редки. Изображение кумгана и тапочек на памятнике из Чистополя остается единственным изображением предметов на эпитафи-

ях (рис. 3: 2). Если принять во внимание, что в могиле похоронена жена мусульманина из Дагестана, это не удивительно. Многие памятники данной группы имеют красивый бордюрный орнамент, такое же оформление обратной стороны и боковых частей.

Памятники конца XVIII - начала XIX вв. многочисленны, выполнены различными мастерами, поэтому шрифт и почерки эпитафий различаются. Мастера, опытные, хорошо владеющие техникой резьбы по камню, использовали рельефный или углубленный шрифт почерком сульс или насх (рис. 3: 3). Одновременно эпитафии изготовляли местные, владеющие арабской графикой, знакомые с техникой резьбы по камню. Обычно они писали на необработанной поверхности камня врезанным некаллиграфическим почерком.

Имеются плоские плиты на постаменте с фигурной верхней частью. Надпись расположена в глубокой нише со стрельчатой аркой (Ядигар Кукморского р-на РТ (Хадиев, Марданов, 2014 с. 147, № XLVI-1)) или округлённой аркой (Туешево, см.: Хадиев, Марданов, 2014, с. 123, № XXXVI-2; с. 73, № XX-3); Атнин-ский р-н РТ (Марданов, Хадиев, 2018, с. 383, № XXX-6; с. 245, № ХУШг-2; с. 240, № XVIII6-4; с. 46 № 1а-22; с. 34, № I-3; Хадиев, Марданов, 2021, с. 81, № XVIII-3). Бордюр отдельных памятников оформлен в виде фигурных столбов (Маскара Кукморского р-на РТ, см.: Хадиев, Марданов 2014, с. 79, № XXI-10; с. 80, № XXI-11).

Своеобразные плоские памятники с фигурной верхней частью с тремя шишками (Чалпы Азнакаевского р-на РТ, см.: Бурханов, Мухаметшин 2014, с. 169, рис. 84) отличаются большей шириной.

В XIX в. появляются эпитафии в виде восьмигранного, шестигранного или четырехгранного столба. Данные памятники характерны для Оренбург-

ской степи и Северного Казахстана. Однако более изящные эпитафии такого типа встречаются в Татарстане: с. Балтачево и Тирса Агрызского р-на РТ (Марданов, Хадиев, 2008, с. 26, 108; 2018, с. 272, № XX-10; с. 273, № XX-!!; с. 190, № МШ), Байкал Арского р-на РТ (Гайнутдинов 2016, с. 21, № 7), Бигиево Неверкинского р-на Пензенской обл. (рис. 3: 4).

Встречаются гранитные памятники в виде четырехгранных ступенчатых с надписью на всех четырех сторонах. Отдельные памятники из этой группы имеют навершие с полумесяцем. В основном они сосредоточены в Казани. В работе А.М. Гайнутдинова приводиться фото и описание 37 таких памятников из некрополя Старотатарской слободы (Гайнутдинов, 2023). Эпитафии поставлены купцам Бахтеевым, Апанаевым, Мишкиным, духовным деятелям Марджани, Ахма-ровым, Кулахметовым и др. и членам их семей.

Такие же памятники поставлены в с. Пинделька Пензенской обл. Му-хаммадрахиму Дебирдиеву (рис. 4: 1), в Чистополе Мухаммадзакиру ишану Камалову (рис. 4: 2), в Бурундуках Кайбицкого р-на РТ Гатаулле бине Габделваххабу Бурундуки, в Старом Тимошкино Барышского р-на Ульяновской обл. Бибигайши и Махбуб-джамал Акчуриным (Таиров, 2002, фототаблица).

Такие гранитные памятники обнаружены в Атнинском (Марданов, Хадиев, 2018, с. 405, № XXX-63), Балтасинском районах Республики Татарстан (Хадиев, Марданов, 2021, с. 94, № ^а-1).

Близкие по типу известняковые четырехгранные памятники без верхней части с надписью на всех четырех сторонах известны в с. Иж-Буби Агрызского р-на (Марданов, Хадиев, 2008, с. 52, № 28, с. 53, № 29).

Интересны известняковые памятники с шаровидной верхней частью с

Рис. 4. 1 - памятник М. Дебирдиеву. Пинделька; 2 - памятник Г. Камалову. Чистополь. 1893 г.; 3 - памятник жернов. Тат. Студенец. XIX в.; 4 - памятник жернов.

Полевые Бикшики. XIX в.

Fig. 4. 1 - monument to M. Debirdiev. Pindelka; 2 - monument to G. Kamalov. Chistopol. 1893; 3 -millstone, used as gravestone. Tat. Studenets. 19th century; 4 - millstone, used as gravestone. Poleviye

Bikshiki. 19 th century.

надписью на всех четырех сторонах: Мамадыш Акилово Зеленодольского р-на РТ (Гайнутдинов, 2019, с. 75 № 6), с. Урмаево Комсомольского р-на Чувашии, пос. Красная Горка Нижегородской обл.

Известны случаи использования в качестве памятника половины мельничных жерновов. Визуальное изучение показывает, что эти жернова в определенный период использова-

лись по прямому назначению. К примеру, в д. Татарский Студенец Аль-кеевского р-на РТ (фото 20 рис. 4: 3), Ст. Атлаш Старокулаткинского р-на Ульяновской обл., Полевые Бишки-ки Батыревского р-на Чувашии (от ветряной мельницы) (рис. 4: 4). Надпись на жернове гласит: «После разрушения города Болгара Тамерланом (здесь приводятся имена четырех человек) основали села Полевые Биш-

Рис. 5. 1 - памятник деревянный. Иске Рязап. 1959 г.; 2 - намогильный желвак с надписью. Бездна. XIX- XX вв.; 3 - камень наутилус. XIX-XX вв.; 4 - памятник в виде

ствола дерева. Иркутск.

Fig. 5. 1 - wooden monument. Iske Ryazap. 1959; 2 - inscribed gravestone. Bezdna. 19th -20th centuries; 3 - stone- Nautilus pompilius. 19th -20th centuries; 4 - monument in the shape of a tree trunk.

Irkutsk.

кики». Сегодняшние исследования подтверждают мнение, что большинство населенных пунктов Предволжья и бассейна реки Свияги были основаны жителями закамских территорий Волжской Болгарии. Ручные жернова в оформлении могил можно наблюдать и на современном кладбище села Полевые Бишкики.

Семантика этой традиции не совсем ясна. Наличие булгарских жернов на погребениях золотоордын-

ского времени и периода Казанского ханства в Тат. Бурнаево Алькеевского р-она РТ, Тат. Айша Высокогорского р-она РТ показывает, что установка на могилах мельничных жерновов -это продолжение древних традиций. Круглые жернова лежит в основе возникновения традиции установления очень редких круглых намогильных камней с надписью, зафиксированных в с. Сокманы Агрызского р-на РТ (Марданов, Хадиев, 2008, с. 76, №

Рис. 6. 1 - антропоморфный памятник. Каргала. XIX в.; 2 - антропоморфный памятник с надписью. Индирка. Пензенская обл.; 3 - памятник в виде фаллоса. Индирка. Пензенская обл.; 4 - деревянный столб на могиле. Пензенская обл. XIX в.

Fig. 6. 1 - anthropomorphic monument. Kargala. 19th century; 2 - inscribed anthropomorphic monument. Indirka. Penza region; 3 - monument in the shape of a phallus. Indirka. Penza region; 4 - wooden pillar on a grave. Penza region. 19th century.

с. 98, № XXI-7).

В качестве материала для намогильных памятников использовался доступный материал. Это может быть дерево (Иске Рязап Спасского р-она РТ (рис. 5: 1); Пускан Балтасинско-го р-она РТ, см.: Хадиев, Марданов, 2021, с. 89, № XXII-3), желвак вулканической породы (Бездна Дрожжа-новского р-она РТ) (рис. 5: 2), бетон (Бахтеевка Старокулаткинский р-она Ульяновской обл.), гранит.

Круглые камни вулканической породы без надписи или надписью краской зафикстрованы только на кладбищах Дрожжановского р-на РТ. Внутри разрушенных камней встречаются отпечатки наутилуса (рис. 5: 3). Форма деревянных, гранитных и бетонных памятников такая же, как у известняковых эпитафий в виде плоского параллелепипеда.

Оригинальные памятники в форме ствола дерева выявлены в Иркутске

(рис. 5: 4).

Отдельные памятники из столбообразных эпитафий носят антропоморфный характер (рис. 6: 1). Некоторые из них имеют надписи (рис. 6: 2).

Нет объяснения памятнику в виде фаллоса из с. Индирка Сосновобор-ского р-на Пензенской области (рис. 6: 3). Памятник стоит на кладбище рядом с другими обычными памятниками. В связи с отсутствием небольшой возвышенности над могилой погребенного можно говорить, что данный памятник стоить не на могиле погребенного. Вероятно, этот знак указывает, что погребенные на этом участке кладбища - люди одного рода. Установление деревянного столба на кладбище, также не на могиле, говорит о том же (рис. 6: 4). В связи этим надо упомянуть и о памятнике из Чистополя, надпись которого состоит только из суры «Фатиха»; не приведены ни имя погребенного человека, ни дата (рис. 7: 1). Памятник также является знаком-разделителем для отдельной территории кладбища.

О тонкой квадратной плите из Зим-ницы Ульяновской обл. было сказано выше, ее можно рассматривать как закладную доску мавзолея.

Установление мавзолеев над умершими людьми характерно для бул-гарского, далее татарского населения Волго-Уралья. Булгарские мавзолеи XШ-XIV вв. сохранились в городе Болгаре, в поселке Чишма в Башкортостане; мавзолеи Казанского ханства по археологическим материалам известны в Казани, на Балынгузе близ Биляра Алексеевского р-на РТ. В г. Касимове Рязанской области сохранились мавзолеи Шах-Али и Афган-Султана XVI-XVII вв. Для всех этих мавзолеев характерно наличие окон и дверей. Внутри мавзолеев располагались намогильные камни. Если булгарские мавзолеи внутри имели вертикально стоящие эпитафии, то внутри касимовских мавзолеев XVI

в. мы видим памятники на специально сделанной подставке или горизонтально расположенные саркофаги, как в мавзолее Афган-Султана XVII в., хотя старопосадские намогильные камни не отличаются от казанских вертикально стоящих надгробий.

На Касимовские мавзолеи большое влияние оказали мавзолеи и находящие на нем намогильные памятники Бахчисарая (Крым). Характерным для данного типа памятников являются закладные доски, установленные на наружных стенах мавзолея.

На мавзолеях Шах-Али и Афган-Султана они расположены над входом. Закладная доска Шах-Али размером 120x45 см, имеет надпись: «Владелец и собственник этого здания Шах-Али хан, сын Аулияр Султана, по летоисчислению двадцать первого числа месяца рамазан девятьсот шестьдесят второго года». Вокруг рамки изречение из Корана, 2 сура, 255 аят. Текст закладной доски Афган-Султана несколько отличается: «В тысяча пятьдесят восьмом благословенного месяца рамазан в девятый день, в год мыши, сын Араб-Мухаммад хана Афган Мухаммад Султан отошел от сего мира. Над ним соорудила этот здание его супруга Алтын-Ханым, дочь Хад-жим Султана».

На современном мусульманском кладбище г. Касимова сохранились три мавзолея конца XVIII - начала XIX вв. По архитектуре все они открытого типа, высотой 160-190 см, без дверей, с одним или двумя окнами. Мавзолеи построены из тщательно подогнанных известняковых плит. Мавзолеи № 1 и 3 с одной, № 3 с тремя закладными досками. Согласно тексту закладной доски, мавзолеи № 1 и 3 построены в 1793/94 и 1808 годах. На мавзолее № 2 имеется три закладные доски 1768/69, 1796/97 и 1839 гг. (Мухаметшин, 2004). Последний факт показывает, что строитель-

Рис. 7. 1 - памятный знак с сурой «Ихлас». Чистополь. XIX в.; 2 - безымянная усыпальница. Чистополь. XIX в.; 3 - памятник советской эпохи. Чистополь.1927 г.; 4 - эпитафия латиницей. Чистополь; 5 - эпитафия на оборотной стороне изразца, 1945 г.; 6 - эпиграфический памятник 1939 г., на котором был установлен изразец. Fig. 7. 1 - memorial sign with the surah "Al-Ikhlas". Chistopol. 19th century; 2 - nameless shrine. Chistopol. 19th century; 3 - monument of the Soviet era. Chistopol. 1927; 4 - epitaph in Latin script. Chistopol; 5 - epitaph on the back of the tile, 1945; 6 - epigraphic monument of 1939, on which the

tile was placed.

ство мавзолеев может не совпадать с датой закладных досок, т. е. мавзолеи могли быть построены в более раннее время.

Во второй половине XVII в. и в Волго-Уралье возрождается традиция установки над могилами фамильных мавзолеев открытого типа. Сохранившиеся мавзолеи относятся к XVIII в., точнее ко второй его половине. Например, кирпичный мавзолей Ибрагима Берескеви из с. Верхняя Береске Атнинского р-на РТ с намогильным камнем 1198/1785 г. внутри (Ахметзя-нов, 2011), мавзолей Изнияз бин Шир-нияза в с. Бакча Республики Башкортостан (Усманов, 2011, с. 206).

Такой же памятник - мавзолей Габ-

делгаффара Нажарый с намогильным камнем внутри известен в Агрызском р-не РТ. В XIX в. данная традиция широко распространяется. Основание такого же кирпичного мавзолея сохранилось в с. Усали Мамадышско-го р-на РТ (Хадиев, Марданов, 2015, с. 13), основание каменных мавзолеев - в с. Буралы Азнакаевского р-на РТ. Данные мавзолеи открытого типа с вертикально стоящими намогильными камнями. Хотя на отдельных мавзолеях можно увидеть закладные доски. В с. Эстерлибаш Республики Башкортостан присутствуют две закладные доски. На западной стороне мавзолея одна закладная доска размером 118x81см. с текстом в четыре

строки. Вторая закладная доска расположена на северной стороне мавзолея (Усманов, 2005, 1нче китап, с. 64). На территории Республики Татарстан установление закладных досок не распространено. Камни, установленные на углу развалин мавзолеев в с. Шамак Мамадышского р-на РТ 1187/1773 г. (Хадиев, с. 13), Тумутук Азнакаевского р-на РТ (Усманов, № 318=А), можно рассматривать как закладные доски. По своим размерам и характеру установки на каменном бугре высотой полтора метра доску на кладбище с. Зимница Старокулат-кинского р-на Ульяновской обл. также можно рассматривать как закладную.

На отдельных татарских кладбищах сохранилось несколько мавзолеев, например, на Чистопольском кладбище РТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди чистопольских мавзолеев хронологически самой древней является усыпальница, расположенная в средней части западной окраины II сектора. Время его сооружения, судя по находящемуся внутри него намогильному памятнику, относится к первой половине 1830-х гг. Внутри мавзолея обнаружен памятник супруге Ибрагима Ахметова Зубейде, умершей в 1832 г. в возрасте 48 лет.

Тюрбе Зубейды имеет размеры: длина фасадной и задней стены по 5,5 м, боковых стен - 4,7 м. Толщина стен составляет 0,55 м. Судя по размерам, усыпальница является родовой. В настоящее время объект находится в разрушенном состоянии: частично сохранились лишь две угловые колонны на задней восточной части и стены по уровню цоколя и фундамента.

Безымянная усыпальница меньшего размера: 4x3 м. Высота стен 1,51,6 м. На задней стене имеется прямоугольный проем для входной двери; на передней стене два, на боковых стенах по три оконных проема с арочным верхом (рис. 7: 2).

Из усыпальниц Чистопольско-

го кладбища лучше всех сохранился мавзолей шейха Мухаметзакира Камалова (1818-1893 гг.). В начале 2010-х годов памятник был отреставрирован. Размеры мавзолея 3,25x4,7 м. Высота кирпичной стены 0,65 м, колонн - 1,9 м. Над кирпичной стеной между колоннами установлены ажурные металлические решётки. С восточной стороны имеется калитка для входа внутрь усыпальницы.

Бескупольные мавзолеи характерны и для других тюркских народов. В качестве примера можно назвать казахстанские саганатамы ХГХ - начала ХХ вв.

Советский период не внес существенных изменений в традицию установления намогильных памятников. Несмотря на воинствующий атеизм, господствовавший с середины 1920-х годов, продолжает существовать традиция, заложенная в глубокой древности. Основной формой памятников остаются вертикально стоящие плоские плиты. Одним из элементов, внесенных в эпиграфику Октябрем, является «серп и молот» (Гайнутди-нов, 2023, с. 477, № 41) и герб СССР (рис. 7: 3). Форма данного памятника, поставленного двухлетнему малышу, повторяет форму гранитных ступенчатых памятников и показывает глубокое проникновение в умы населения идеи коммунизма.

С принятием латинской графики на короткое время появляются отдельные эпитафии латиницей (рис. 7: 4), но подавляющее большинство эпитафий пишется арабской графикой, привычной для татарского населения, которое не забывало, что этой графикой была написана священная книга мусульман Коран.

Написание эпитафии на оборотной стороне изразца (1945 г.) и установление его на эпиграфическом памятнике 1939 г. остается загадкой и пока не выявится другой такой памятник, строить какие-то гипотезы по этому

поводу преждевременно (рис. 7: 5, 6).

Количество намогильных камней с арабской графикой в середине 30-х гг. ХХ столетия резко сокращается. Повсеместно появляются сначала деревянные, позже металлические пирамиды со звездой с именем покой-

ного. Сегодня арабографические эпиграфические памятники переживают период второго рождения. Используя различные материалы: мрамор, гранит, известняк, металл и композитные материалы, - современные мастера продолжают эту древнюю традицию.

ЛИТЕРАТУРА

1. дхмэтщанов М.И. Yлгэннэрнец каберен бел: Элмэт тебэге эпиграфик истэлеклэре. Казан: Мэгариф, 2000. 159 б.

2. дхмэтщанов М.И. Татар дербэлэре тарихына // ТА. 2004. № 1-2 (10-11). С. 137-167.

3. дхмэтщанов М.И. Бэрэскэ тербэлэре // Татарская археология. 2011. № 1-2 (20-21). С. 218-222.

4. Бурханов А.А., Мухаметшин Д.Г. Древности Азнакаевского региона // Серия "Восток-Запад. Диалог культур и цивилизаций Евразии". Вып. 14 / Под ред. А.А. Бур-ханова. Казань: Яз, 2014. 171-180 с.

5. Гайнетдинов А.М. Арча районы эпиграфик истэлеклэре. Казан: ТР ФА Ш. Мэр^эни исемендэге Тарих институты, 2016. 456 б.

6. Гайнетдинов А.М. Яшел Yзэн районы эпиграфик истэлеклэре. Казан: ТР ФА Ш. Мэр^эни исемендэге Тарих институты, 2019. 226 б.

7. Гайнетдинов А.М. Казанньщ Яца Татар бистэсе зираты эпиграфик истэлеклэре. Казан: Конверс, 2023. 800 б.

8. Материалы по татарской диалектологии / Отв. ред. М.З. Закиев, Д.Б. Рамаза-нова. Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1978. 131 с.

9. Мэрданов Р.Ф., hадиев И. Г. Эгерж;е тебэгенец ташъязма истэлеклэре / Татар эпиграфикасы сериясе. 1 нче китап. Казан: Тамга, 2008. 148 б.

10. Мэрданов Р. Ф., hадиев И.Г. Этнэ тебэгенец ташъязма истэлеклэре. Казан: Татар кит. нэшр., 2018. 595 б.

11. Мухаметшин Д.Г. Отчёт об исследовании мавзолеев и эпиграфических памятников города Касимова. 2004 / Научный архив БГИАМЗ.

12. Мухаметшин Д.Г. Татарские эпиграфические памятники. Региональные особенности и этнокультурные варианты. Казань: Хузур - Спокойствие, 2021. 152 с.

13. Мухаметшин Д.Г., Михайлов Е.П., Иванов В.Н. (Алмантай). Эпиграфические памятники Чувашии // Волжская Болгария (Булгария): этнокультурная ситуация и общественное развитие: материалы научного семинара (Чебоксары, 13 апреля 2011 г.) / Сост. и науч. ред. Г. А. Николаев. Чебоксары: ЧГИГН, 2012. С. 70-79.

14. Мухаметшин Д. Г., Хакимзянов Д. С. Эпиграфические памятники города Булгара // Город Болгар. Очерки истории и культуры / Отв. ред. Г. А. Федоров-Давыдов. М.: Наука, 1987. С. 143-157.

15. Поляков С.П., Черемных А.И. Погребальные сооружения населения долины Заревщана // Домусульманские верования и обряды Средней Азии / Отв. ред Г.П. Сне-сарев, В.Н. Басилов. М.: Наука, 1975. С. 261-279.

16. Таиров Н.И. Акчурины. Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. 160 с.

17. Усманов В.М. Тарихый ядкэрлэр. Икенче китап. Эстэрлетамак, 2005. 366 б.

18. Усманов В.М. Тарихый ядкэрлэр. 4-нче китап. Бакча авылы, 2011. 190+243 б.

19. hадиев И.Г., Мэрданов Р. Ф. Кукмара тебэгенец ташъязма истэлеклэре / Татар эпиграфикасы сериясе. 2 нче китап. Казан: Милли китап, 2014. 200 б.

20. hадиев И.Г., Мэрданов Р.Ф. Мамадыш тебэгенец ташъязма истэлеклэре. Казан: Татар кит. нэшр., 2015. 199 б.

21. hадиев И.Г., Мэрданов Р.Ф. Балтач тебэгенец ташъязма истэлеклэре / Татар эпиграфикасы» сериясе; 5 нче китап. Яр Чаллы: «Ислам нуры» Дини-эшмэкэрлек Yзэге, 2021.212 б.

22. Червонная С. М. Мусульманская эпиграфика (резные надгробные камни) в Крыму // Татарская археология. 1997. № 1. С. 111-135.

23. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л.: АН СССР, 1960. 322 с.

Информация об авторе:

Мухаметшин Джамиль Габдрахимович, кандидат исторических наук, научный сотрудник. Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник» (г Болгар РТ); djamil78@list.ru

STYLE AND SHAPE OF BOLGAR-TATAR SEPULCHRAL MONUMENTS:

UNITY AND UNIQUENESS2 D.G. Mukhametshin

The installing of sepulchral monuments is not an obligatory element of funeral culture in Islam. However, this phenomenon is widespread among the Tatar people. The tradition, which appeared in ancient times, still exists today. This article discusses the types of sepulchral structures and monuments. A large part of the paper is dedicated to the Bolgar-Tatar gravestones of the 13 th- first third of the 20th century in Arabic script. Based on the analysis of the shape, ornament, and stylistic features of writing, a group of epitaphs is distinguished, united by certain parameters and a common area for the 13th-14th, 15th-16th, 17th-18th centuries. For the monuments of the 19th -20th centuries, the gravestone features are associated with the masters of stone carving. Further study of these monuments, including sepulchral structures - mausoleums, on the one hand, and the structure of the text, the language of epitaphs, on the other, will make it possible to identify the peculiarities of the funeral rite external side of certain regions, where Tatar people live.

Keywords: archaeology, name of the epigraphic site, cemetery, sepulchral structures, epitaphs, shape of the monument, mausoleums, Volga-Kama region, Kasimov.

REFERENCES

1. Akhmetzyanov, M. I. 2000. Ylgэnnэmeц kaberen bel: dlmst tebsge epigrafik istsleklsre (Know the graves of the dead: epigraphic monuments of the Almetyevsk region). Kazan: "Magarif' Publ. (in Tatar).

2. Akhmetzyanov, M. I. 2004. In Tatarskaia arkheologiia (Tatar Archaeology) 1-2 (10-11), 137-167 (in Tatar).

3. Akhmetzyanov, M. I. 2011. In Tatarskaia arkheologiia (Tatar Archaeology) 1-2 (20-21), 218-222 (in Tatar).

4. Burkhanov, A. A., Mukhametshin, D. G. 2014. In Burkhanov, A. A. (ed.). Drevnosti Aznakaevskogo regiona (Antiquities of the Aznakaevo region) Series: Vostok-Zapad: dialog kul'tur i tsivilizatsii Evrazii (West and East: Dialogue of Cultures and Civilizations of Eurasia) 8. Kazan: Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 171-180 (in Russian).

5. Gaynetdinov, A. M. 2016. Archa rayony epigrafik istsleklsre (Epigraphic monuments of the Arsk district). Kazan: Sh. Mar^ani isemendage Tarikh instituty (in Tatar).

6. Gaynetdinov, A. M. 2019. Yashel Yzsn rayony epigrafik istsleklsre (Epigraphic monuments of Zelenodolsk district). Kazan: TR FA Sh. Mar^ani isemendage Tarikh instituty (in Tatar).

7. Gaynetdinov, A. M. 2023. Kazannyц Yaцa Tatar bistsse ziraty epigrafik istsleklsre (Epigraphic monuments of the cemetery of the Novo-Tatarskaya Sloboda of Kazan). Kazan: "Konvers" Publ. (in Tatar).

8. In Zakiev, M. Z., Ramazanova, D. B. (eds.). 1978. Materialy po tatarskoy dialektologii (Materials on Tatar dialectology). Kazan: Language, Literature and History Institute named after G. Ibragi-mov, Kazan Branch of the USSR Academy of Sciences, 94-109 (in Russian).

9. Mardanov, R. F., Khadiev, I. G. 2008. dger^e tвbэgeneц tash"yazma istsleklsre (Epigraphic monuments of Agryz district). Series: Tatar epigrafikasy (Tatar epigraphy) 1. Kazan: "Tamga" Publ. (in Tatar).

10. Mardanov, R. F., Khadiev, I. G. 2018. dtns tвbэgeneц tash"yazma istsleklsre (Epigraphic monuments of Atnya district). Kazan: "Tatar kit. nashr" Publ. (in Tatar).

11. Mukhametshin, D. G. 2004. Otchet ob issledovanii mavzoleev i epigraficheskikh pamyatni-kov goroda Kasimova (Report on the study of mausoleums and epigraphic monuments of Kasimov). Scientific archive of the Bolgar Historical and Architectural Museum (in Russian).

12. Mukhametshin, D. G. 2021. Tatarskie epigraficheskiepamiatniki. Regional'nye osobennosti i etnokul'turnye varianty (Tatar epigraphic sites. Regional features and ethnic-cultural versions). Kazan: "Khuzur - Spokoystvie" Publ (in Russian).

13. Mukhametshin, D. G., Mikhaylov, E. P., Ivanov, V. N. (Almantay). 2012. In Nikolaev, G. A. (ed.). Volzhskaya Bolgariya (Bulgariya): etnokul'turnaya situatsiya i obshchestvennoe razvitie: mate-

The research was carried out with the financial support of a grant from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in the form of subsidies within the framework of project No. 075-15-2020-786 "The History of writing in European civilization".

rialy nauchnogo seminara (Cheboksary, 13 aprelya 2011g.) (Volga Bulgaria (Bulgaria): Ethnocultural situation and social development: materials of a scientific seminar (Cheboksary, April 13, 2011)). Cheboksary: Chuvash State Research Institute for Humanities, 70-79 (in Russian).

14. Mukhametshin, D. G., Khakimzianov, D. S. 1987. In Fedorov-Davydov, G. A. (ed.). Gorod Bolgar. Ocherki istorii i kul'tury (City of Bolgar. Essays on History and Culture). Moscow: "Nauka" Publ., 143-157 (in Russian).

15. Polyakov, S. P., Cheremnykh, A. I. 1975. In Snesarev, G. P., Basilov, V. N. (eds.). Domusul'manskie verovaniya i obryady Sredney Azii (Pre-Muslim beliefs and rituals of Central Asia). Moscow: "Nauka" Publ., 261-279 (in Russian).

16. Tairov, N. I. 2002. Akchuriny (Akchuriny). Kazan: "Tatar. kn. izd-vo" (in Russian).

17. Usmanov, V. M. 2005. Tarikhyy yadksrlsr. Ikenche kitap (Historical monuments. Book 2). Sterlitamak (in Tatar).

18. Usmanov, V. M. 2011. Tarikhyy yadksrlsr. 4-nche kitap (Historical monuments. Book 4). Bakcha avyly (in Tatar).

19. Khadiev, I. G., Mardanov, R. F. 2014. Kukmara tвbэgeneц tash"yazma istsleklsre (Epigraphic monuments of the Kukmor district). Series: Tatar epigrafikasy (Tatar epigraphy) 2. Kazan: "Milli kitap" Publ. (in Tatar).

20. Khadiev, I. G., Mardanov, R. F. 2015. Mamadysh tвbэgeneц tash"yazma istsleklsre (Epigraphic monuments of the Mamadysh district). Kazan: "Tatar kit. nashr" Publ. (in Tatar).

21. Khadiev, I. G., Mardanov, R. F. 2021. Baltach tвbэgeneц tash"yazma istsleklsre (Epigraphic monuments of the Baltasi district). Series: Tatar epigrafikasy (Tatar epigraphy) 5. Naberezhnye Chelny: "Islam Nury" Publ. (in Tatar).

22. Chervonnaya, S. M. 1997. In Tatarskaia arkheologiia (Tatar Archaeology) (1), 111-135 (in Russian).

23. Yusupov, G. V. 1960. Vvedenie v bulgaro-tatarskuyu epigrafiku (Introduction to the Bolgar-Tatar Epigraphy). Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).

About the Author:

Mukhametshin Dzhamil G. Candidate of Historical Sciences. Bolgar Historical and Architectural Museum-Reserve. Nazarov St., 67, во^г, Russian Federation; djamil78@list.ru

Статья принята в номер 01.12.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.