DOI 10.24412/2223-0564-2023-3-36-42 Р.Ю. Аккубеков УДК 801; 745
ОБ ОДНОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ЭПИГРАФИЧЕСКОМ ПАМЯТНИКЕ ВОЗЛЕ МАВЗОЛЕЯ ТУРА-ХАНА
Аннотация
В статье рассматривается средневековый эпиграфический памятник XVII в., расположенный вблизи мавзолея Тура-хана Чишминского района Республики Башкортостан. Намогильный камень с арабской вязью был поставлен видному представителю башкирского рода Кобау Такай батыру сыну Телякай бия. Памятник датируется 1107 г. по хиджре, что соответствует 1695-1696 гг. по григорианскому стилю. Эпитафия изготовлена в форме арки. В верхней части эпитафии вырезан орнамент трилистника. Надпись начинается с коранической формулы, в середине идет основной текст. Судя по сложной рельефной росписи, эпитафия оформлена мастером на высоком уровне. Текст эпитафии отличается трудно читаемой арабской вязью и взят в бордюрные рамки. Буквы вырезаны в стилизованной форме. Текст отличается величиной и пышностью оформления. В написании имен собственных «Такай», «Телякай», числительных «тысяча», «семь», проявлены элементы башкирского языка. Красиво изготовленный башкирским мастером памятник показывает о сложившихся в регионе высокохудожественных культурных традициях по оформлению эпитафий. С уверенностью можно сказать, что на территории возле мавзолея Тура-хана проживали башкиры рода Кобау и это место являлось родовым кладбищем кубовских башкир. Достоверность этого утверждения подтверждается надписью названия рода на эпитафии «кубово». Наличие в надписи титула «батыр» означает его принадлежность к башкирской родоплеменной знати. Камень, поставленный на могилу Такай батыра сына Телякай бия, является бесценным памятником историко-культурного наследия XVII в. Памятник по типу изготовления камня, по лицевому оформлению надписей обнаруживает большое сходство с намогильными камнями, сохранившимися рядом с кэшэнэ Хусейн-бека. Можно предположить, что эпитафийный памятник был изготовлены в одной и той же мастерской, где были выполнены намогильные камни, находящиеся вблизи мавзолея Хусейн-бека.
Ключевые слова: эпитафии, намогильный камень, мавзолей Тура-хана, письменные памятники Rashit Yu. Akkubekov
ABOUT ONE MEDIEVAL EPIGRAPHIC MONUMENT NEAR THE TURA-KHAN MAUSOLEUM
Abstract
The article deals with the epigraphic monument of the 17th century located near the mausoleum of Tura Khan, Chishminsky district of the Republic of Bashkortostan. The stone was placed to a prominent representative of the Bashkir clan Kubau Takay batyr, the son of Telyakai biy. The monument dates back to 1107 AH, which corresponds to 1695-1696 in the Gregorian style. The monument is made in the form of an arch. In the upper part of the epitaph, a shamrock ornament is carved. The inscription begins with a Quranic formula, the main text is in the middle. Judging by the complex relief painting, the epitaph was designed by the master at a high level. The
Аккубеков Рашит Юмадилович, кандидат филологических наук, научный сотрудник, Институт истории, языка и литературы, Уфимский научный центр РАН (Уфа), e-mail: [email protected]
Rashit Yu. Akkubekov, Cand. Sci. (Philology), Researcher, Institute of History, Language and Literature, Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: [email protected]
© Аккубеков Р.Ю., 2023
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2023/3 (101)
text of the epitaph is distinguished by hard-to-read Arabic script and is placed in border frames. The letters are large and clear. In the spelling of proper names, numerals, titles that determine belonging to the feudal aristocracy, elements of the Bashkir language are manifested. Beautifully made by a Bashkir master, the monument shows the highly artistic cultural traditions that have developed in the region in the design of epitaphs. The text of the epitaphs reveals the territory of the settlement of the Bashkir clan «Kubau» and the periods of life of a prominent figure in the clan Takay batyr son Telyakai biy.
Key words: epitaphs, tombstone, mausoleum of Tura Khan, written monuments
Каменный мавзолей Тура-хана расположен на вершине холма около деревни Нижние Термы на левом берегу реки Слак Чишминского района РБ. Памятник является одним из древних архитектурных сооружений в регионе, сохранившимся в неизменном виде. Сложенная из необработанного камня известняковым раствором, своей уникальностью постройки кэшэнэ привлекало к себе внимание многих исследователей древности. Не меньший интерес вызывали и намогильные камни с арабской вязью, расположенные вблизи мавзолея. В августе 1771 г. капитан Н.П. Рынков (1746-1784), путешествуя по этим местам, писал о кэшэнэ Тура-хана: «Без ошибки можно заключить, что оно служило большой надгробной палатой знатнейшего человека, нежели молитвенным храмом... От сея палаты, отступая к подошве горы сажень 60, видны множество каменных надгробков на коих изображены некие надписи арабского языка» [8, с. 103].
Надписи эпитафий освещены в работах Р.Г. Игнатьева (1818-1886) [3, с. 328-355], М.В. Лосси-евского (1850-1884) [6, с. 368-385], B.C. Юматова (?-1848) [13, с. 3], П.Л. Юдина (1864-1928), С.Г. Мрясова (1880-1932) [7, с. 58-62], Г.В. Юсупова (1914-1968) [14], Р.Ю. Аккубекова [1], Р.Ю. Сибагатовой [10, с. 219-221].
Р.Г. Игнатьев в «Справочной книжке.» за 1883 г. приводит описание мавзолея Тура-хана и текст намогильного камня с куфической надписью, находящяхся вблизи кэшэнэ. Надпись гласит: «Бог бессмертен; всякий повинующийся Богу должен по воле божьей умереть, когда наступит к тому время. Все кто на семь свете, по воле Божьей пойдут на тот свет, и каждый должен дать там ответ, что сделал хорошего или худого. На этом месте похоронена Сахипьжа-мал, жена хана» [3, с. 333]. Посетивший кэшэнэ Тура-хана B.C. Юматов, надпись для которого прочитал башкирский мулла из деревни Карая-купово Бердугулов датировал камень 1700 г., а похороненного назвал Купакай Еманбаев [13, с. 4]. Приведенные Р.Г. Игнатьевым и B.C. Юмато-
вым тексты прочтения относились либо к одному и тому же камню, либо же это были различные эпитафии. В целом, о мавзолее Тура-хана в краеведческой литературе того времени публиковались совершенно различные сведения. В целях упорядочения собранных сведений в 1896 г. Комиссией Императорского Московского археологического общества было поручено С.Е. Са-кову и Шиленкову более подробно произвести исследования «Дворца Тура Хана». В частности, Шиленковым был написан реферат на тему «Здание при деревне Термы - «Дворец Тура-Хана». В работе были изложены топография местности, где расположено кэшэнэ, а также детальное описание здания называемого «Дворцом Тура-Хана» и нескольких неподалеку от него находящихся могил. Приводились предания о Тура-Хане» [9, с. 138]. Шиленковым были сделаны фотографии памятника и неподалеку от него находящихся могил с сохранившимися эпитафиями.
В советский период в борьбе с религией многие арабографичные памятники, находящиеся рядом с мавзолеем Тура-хана, были уничтожены. По рассказам старожилов, камни были очищены с поля и выброшены в реку Слак, а некоторые местные жители эти камни использовали под фундамент. В целости сохранился единственный намогильный камень с надписью, находившейся недалеко от мавзолея Тура-хана. Известный эпиграфист Г.В. Юсупов при обследовании мавзолея Тура-хана в 1954 г. датировал этот уцелевший намогильный камень XVII веком. Камень сначала был доставлен в Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН, в последующем был передан в дар Национальному музею РБ. Его исследования мавзолея Тура-хана, надписей кэшэнэ Хусейн-бека и других эпитафий были опубликованы в разделе «Булгарские надгробия Башкирии», а описанные им памятники Г.В. Юсуповым были отнесены к булгарским [14, с. 111-120].
Сегодня этот намогильный камень хранится в запаснике Национального музея РБ. При исследовании нами было выяснено, что камень был
поставлен на могилу Такай батыра сына Телякай бия из рода Кобау. Памятник стоял на холме вблизи разрушенного малого кэшэнэ.
Надгробие имеет высоту 132 см, ширину - 52 см, толщину - 25 см, высечен резчиком по камню на белом шлифованномизвестняке. Внешне его оформление вденттно памятникам, находящимся около кэшэнэ Хусейн-бека. Надо полагать, что памятник был изготовлен в одной мастерской. Верх плитытаюке выполнен в форме стрельчатой арки. Каменные надгробия со стрельчатым заверше нием с начертанными на нихтекстами философского содержания символизировали пе -реход души в высшее состояние.
Над текстом выполнен ись^сно стилизованный расрительный орнамент.В центре розетки -трилистник-тюльпан, по обе стороны от нее идут стилизованныелистья. Этот мотив близок к орна-ментамСредней Азии и Булгареких надгробий.
Крупные буквы вытесаны на белый известняк во внутрь семи рамок. Надпись выполнена рельефной скорописью искусным резчиком-каллиграфом, поднявшим искусство художественной обработки камня, при всей трудоемкости этого ремесла, до высокого уровня мастерства. Трудночитаемыйиз-за выветренности камня текст из семи строк на арабском языке и на тюркис элементаминаписанш! башкщзских словнаарабской графикегласит:
\ ^ J V
\ J Ал!^ ^¡13 ^^ л ; П1
\ 1-1^1
\ ¿о^
\jjjJl ¿л^
Надпись в транслитерации на башкирский язык:
1. Ьеуэ эл-хэййе эл-лэ^и лэ йэмуте, вэ келле хэййи
2. сэйэмуте (Ул (АллаЬ) мэцге идэн, вэ Ьэр тереклек улэсэк). ТСал эн-нэби ЕэлэйЪи эс-сэлэм вэ кэл
3. Колли нэфес заикэт эл-мэут (Эйтте пэйгэмбэребез уга Алланыц сэлэме булЬын: Ьэр йэн улем асыЬы татьтасатс), садытс эд-донъя еэгэт
4. фэ-эжгалЬэ тагэт (Хатс. Донъя бер еэгэтлек, уны Аллага яратслы эштэр менэн уткэр). Тарих ме ноэ йездэ йетедэ ирде.
5. ТСубауньщ Телэкэй бей углы Татай батырныц
6. билге седур Ефэ нлардин до га (омет итеб).
7. Садьгк.Эд-донъя жифэт,вэ тэлэбиЪэ килэб (Хатс. Был донъя улэкЪэ, вэ уга этлэр мохтаж).
Перевод на русский язык:
1. Он живой (Всевышний), который не умирает, всеживущее
2. умрет.Сказап пророк, да будет мир над ним, каждая
3. душа вкусит смерть. Истинно. Мир есть час,
4.такиспользуй его в богоугодных делах.
По
5. летоисчислению в тысяча сто седьмом году было.
6. Кубово [рода] памятник Такай батыра сына Телякяй бия от мужчин молитв ожидая.
7. Истинно.Миресть падаль, все желающие его - собаки.
Памятник датируется 1107 г. по хиджре, что соответс твует 1695-1696 гг.по григорианскому стилю.Строки с гмтамииз Ко рана и словами Пророка выбиты на арабском языке. Изречение; «Каждая душа вкусит смерть» встречается вСвященном Коране в суре «Аль-Анкабут» (Паук) часть аята № 57. Оно напоминает верующим о том, что наша жизнь бренна, смерть придет к каждому, и все мы будем возвращены Всевышнему (Аллаху) для расчета и воздаяния за свои деяния при жизни. Слова: «Мир есть час, так используй его в богоугодных делах» говорят о скоротечности человеческой жизни. Поэтому необходимо скорее начать заниматься добрыми дедами, чтобы заслужить вечный Рай.
Кроме имени усопшего и даты смерти, памятник интересен нам тем, что даются важные сведенияородовой (клановой) принадлежности погребенного и о его занимаемом при жизни сословном положении. Вырезанная на камне названия («■кубау») покгш>1вает,что перед мавзолеем Тура-хана располагалось родовое кладбище кубовских башкир, некогда за-селявппк эти территории. Известный ученый Р.Г. Кузеев, отмеч;здсвязь башкирского этнонима «кобау» с названием «куба» писал: «Топонимы и гидронимы с основой «1^ба»распростране-ны на всейтерритории от Алтгшдо Кавказа.Их
распространение связываетсяс кыггаакской эпохой этнической истории ряда народов Средней Азии и Восточной Европы [5, с. 310], что ранняя история данного племени проходилав Средней Азии, поскольку «этнонимкубау известен киргизам и узбекам [5, с. 309]. Название города произошло от тюркского племенного названия «куш», известного у киргизов и узбеков. Точные данные, когда был основан город, неизвестны, но учёные-археологи, изучающие древний город, относят данные к III в. до н.э.Куба-одиниз древнейших городов Ферганской долины, через который некогда проходил Великий шелковый путь, связывавший этот регионе Кашгаром. Кува расположена в ФерганскойобластиУзбекистанав 20 км от ее административного центра - г. Ферганы [е, с. 119]. Таким GÖpc^^ можно считатьуста-новленным факт того, что среди конгломерата этнических групп Дешт-и-Кыпчака находилось и племя куман/кубан, чье название, по общему мнению исследователей,восходит к тюркскому слову «quba» (буланый, бледно-желтый). Группа населения, носившая это название, отождествляется нами с башкирским родовым именем «кубау», носители которого, по всей видимости, являются потомками половцев (шары, куман). После монгольского разгрома чаете куман,каки представители других кыпчакск1кплемен(Уран, Кай/Елан, Кыпчак), укрылась на Южном Урале и влилась в состав башкирского народа [4, с. е8].
В момент принятия русского подданства ку-бовцы входили в состав башкирского племени минг. При межевании вотчинной территории, зафиксированном в «раздельном письме» башкир минцев царю Алексею МихайловичуУразлы сын Урмана и Мамбеткул сын Тенэя получили грамоты на участки земель. У одного земли находились по р. Деме с Биштирякского устья вверх до Сиремиского устья по обе стороныс лесом и степью, второго - по р. Уфе на луговой стороне по Юрмашу и Таушу речкам. Мамбеткул Тени-кеев являлся одним из глав кубовскихбашкир [4, с. е7].
Начавшаяся колониальная политикаосвое -ния новых земель не обошла стороной и кубов-ских башкир. В одном из отчетов 1736 г. уфимский воевода Мерзлюкин писал, докладывая о своих карательных операциях, что отправил крупный отряд правительственных войск (300 солдат, 150 казаков и дворян) под командованием майора Ртищева в Кубовскую волость (Восточно -
Кубовский аймак) дляпоимкиповстанцев: «С ко-торы ми ворами ибунтовщиками февраля 14 дня у вышеупомянутого майора Ртищева под деревней СреднейКубов, которая от Уфы в30-ти верстах, был немалый бой [4, с. 29]. Переднатиском пришлого населения кубовцы были вынуждены уступить свои! исконные земли, а впоследствии и вовсепокинуть эти места.
Следующей в информативном плане ценной записью является имеющаяся в эпитафии надпись воинского титула «^jjj^W», т.е. «Татыра», котор;м сообщает о принадлежности покойного к военному сословию башкирской феодальной знати из рода Кобау (Кубау) . Убашкирского народа чести называться батыром удостаивались только храбрые, смелые и доблестные воины, которые проявили себя в сраженшк. Батыры по решению йыйына (собрания) рода возглавляли военные походы на врага, отражали набеги, обучали военному ремеслу молодыхвоинов,т.е. по существу являлись профессиональными военными. В свете этого у нас не возникает никакого сомнения в принадлежности вышеописанного намогильного камня башкщэухотя бы по той гфостой причине,что кладбище в те времена являлось одним из атрибутов рода и возможность захоронениятам кого-либо из друго го рода исключалось. К род}' Кобаупринадлежалаболь-шая часть земель вблизи Уфы. О принадлежности к этому роду говорят сохранившиеся названия близлежащих населенных пунктов: Старокубово, Новокубово,Батырша-Кубово, Чуваш-Кубово, Сарт-Кубово. В прошлом существовала Кубов-ская волость, к которой относились следующие деревни: Тавтиманово, Мряево, Старокубово, Новою^бово, Субакаево, Мелекес (Иглино), Ти-кеево (в составе Урман-Кудеевской волости), Ишш и Сабит (этих деревеньныне нет). Кроме того,1^бовскими поселениями являлись деревни Тауш (ныне Уфимский район), Загорск (возникла наземлях,купленных у кубовскихбашкир). Надо полагать, что мавзолейТура-хана издревле считался для башкир священным местом, ханским некрополем, где хоронилитолько знатных лиц башкирского рода кобау.
Сказанное подтверждается и характером приведенных в надписях личных имен. Например, имя покойного «оД^» («Тахсай») обраюва-нопутемсоединенш! «вух слов «Та'к» - первое число («Та'к Ьан»), «ай» - месяц («ай»), что означает «первов числа месяца». Имя отца покойно-«
(«Телякай») означает «желание;же-ланный ребенок» . Все перечисленные в эпитафии имена являются исконно башкирскими.
При написании числительных ^^ 1^5.» ¿¿_>»»» - «Тарих мендэ йездэйетедэ ирде») также присутствуют элементы башкирского языка.
Так, щзи рассмотрении языкаэпитафийв написании числительных и имен собственных обнаруживаются эле мента башкирско го языка. Ис-ходяиз этого, мы предполагаемого оформление надписей памятника были выполнены мастером-резчиком из башкир.
Надо полагать, что рядом с кэшэнэТура-хана были захоронены только известнейшие бии и батыры, а также многие почетные люди, сыгравшие определенную роль 15 социально-политтеской жизни своего рода.
В книгеисторииродаКобау приведена ше-жере Тикеевых. Судя то родословной, егогфед-ставители быии в мноаих исторгческих
событий. Например, Кудашман Тикеев, сотник, участник восстания Карасакала (1739-1740 гг.); Абдрашит "Тикеев (1735-1820), нетальник 7-го кантона; Габбас Тикеев, участник французской кампании 1806-1807 гг. По возвращению был назначен начальником кантона; Канзафар Тикеев (1773-1859), походный есаул, участник Отечественной войны 18182 г. [4, с. 82].
Рис. 1 -МавзолейТура-хана.Н.Бобирь (1888 г.) (НА ИИМК РАН. Ф.4 Оп.1 Д.110. Л. 505).
Рис. 2 - НамогильныйкаменьТакай батыра сына Телякяй бия (Национальный музей РБ).
Таким образом, мояаю сказать о том, что возле мавзолея Тура-хана проживали башкирырода Кобау, и это местояврялосьродовым кладбищем кубовских башкир. Достоверность это го утверждения подтверждается надписьюназвания рода на эпитафии «кубово» («■кубауныц»), Наличие в надписи титула «батыр» означает его принадлежность к башкирской родоплеменной знати. Камень, поставленный на могилу Такай батыра сына Телякай бия, является бесценным памятником историко-культурного наследия XVII в. Сложный текст надписи, его рельефное выполнение свидетельствуют о высоком уровне мастера. Памятник по типу изготовления камня, по лицевому оформлению надписей обнаруживает большое сходство с намогильными камнями, сохранившимися рядом с кэшэнэ Хусейн-бека. Можно предположить, что эпитафийный памятник был изготовлен в одной и той же мастерской, где были выполнены намогильные камни, находящиеся вблизи мавзолея Хусейн-бека. Это
одинаковый стилизованный растительный орнамент в виде бутона цветка в верхней части большинства эпитафий, схожая рельефная скоропись, что показывает об изготовлении этих памятников профессиональным мастером-резчиком и о существовании мастерских по изготовлению дорогостоящих надмогильных памятников. В написании имен собственных, числительных, титулов проявляются элементы башкирского языка.
Дальнейшее изучение сохранившихся эпита-фийных памятников помогло бы раскрыть новые страницы в изучении истории расселения башкирского рода Кобау и периоды жизни забытых исторических личностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аккубеков Р.Ю. Средневековые эпитафий-ные памятники XVII-XVIII вв. (по материалам Чишминского района РБ) // Проблемы востоковедения. 2018. № 2. С. 76-85; Аккубеков Р.Ю. Древ-нетюркские традиции в мусульманских эпитафиях (на примере намогильных памятников с. Саиткуло-во Кугарчинского района РБ) // Проблемы востоковедения. 2015. № 3. С. 44-47; Эпитафийные памятники башкир рода Минг // История башкирских родов. Дуван. Т. 16. С.И. Хамидуллин и др. Уфа, 2016. С. 685-687.
2. Гусейнзаде А. Об этимологии топонима Куба // Советская тюркология. 1971. № 2. С. 119-125.
3. Игнатьев Р.Г. Памятники доисторических древностей Уфимской губернии // Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа. 1883. 383 с.
4. История башкирских родов. Кобау. Том 8 / С.И. Хамидуллин, Ю.М. Юсупов, P.P. Асылгужин, Ф.С. Тикеев, P.P. Шайхеев, И.Р. Саитбатталов, A.M. Зайнуллин, P.M. Рыскулов, А.Я. Гумерова, Г.Ю. Галеева, Г.Д. Султанова. Уфа, 2015. 192 с.
5. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. 572 с.
6. Лоссиевский М.В. Прошлое Башкортостана и башкир по легендам, сказаниям и шэжэре // Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа. 1883. С. 368-385.
7. Мирас С. Турахан и о дворце Турахана // Баш-корт аймагы. Уфа. 1929. № 7. С. 58-62 (на баш. яз.).
8. Рычков Н.П. Дневные записки путешествия капитана Николая Рычкова в Киргиз-Кайсацкой степи в 1771 году. СПб, 1772. С. 102-104.
9. Саков С.Е. Хусейн-Бек, мусульманский святой у башкир X-XI в. Дворец Тура-Хана // Древности
восточные. Труды восточной комиссии Императорского Московского Археологического общества. Т. 2. Вып. 11. М., 1901. С. 138-143.
10. Сибагатова Р.Ю. Журнал «Шуро» как источник знаний по гуманитарным наукам // Медиа-пространство Российской Федерации: глобальный и национальный аспекты. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, посвященной 100-летию башкирской национальной печати. Уфа, 2017. 274 с.
11. Усманов В.М. Исторические памятники. Кн. 10. Мусульманские эпитафии Чишмы. Уфа, 2014. 91 с.
12. Юдин П. Развалины древнего города в Уфимской губернии // Исторический вестник. Т. 61. СПб., 1895. С.147-151.
13. Юматов B.C. Древние предания башкирцев Чубиминской волости // Оренбургские губернские ведомости. 1848. № 1. С. 3-4.
14. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 322 с.
REFERENCES
1. Akkubekov, R.Yu. Srednevekovye epitafijnye pamyatniki XVII-XVIII vv. (po materialam CHishmin-skogo rajona RB) [Medieval epitaph monuments of the XVII-XVIII centuries, (based on the materials of the Chishminsky district of the Republic of Bashkortostan)]. In: Problems of Oriental Studies. No. 2. 2018. P. 76-85 (in Russian); Akkubekov, R.Yu. Drevnetyurkskie tradicii v musul'manskih epitafiyah (na primere namogil'nyh pamyatnikov s. Saitkulovo Kugarchinskogo rajona RB) [Ancient Turkic traditions in Muslim epitaphs (on the example of tombstones of the village of Saitkulovo in the Kugarchinsky district of the Republic of Bashkortostan)] // Problems of Oriental Studies. 2015. No. 3. P. 44-47 (in Russian); Epitafijnye pamyatniki bashkir roda Ming [Epitaph monuments of the Bashkir Ming clan]. In: History of Bashkir families. Duvan. Vol. 16. S.I. Khamidullin et al. Ufa, 2016. P. 685-687. (in Russian).
2. Huseynzade, A. Ob etimologii toponima Kuba [On the etymology of the toponym Cuba]. In: Soviet Turkology. 1971. No. 2. P. 119-125. (in Russian).
3. Ignatiev, R.G. Pamyatniki doistoricheskih drevnostej Ufimskoj gubernii [Monuments of prehistoric antiquities of the Ufa province]. In: Reference book of the Ufa province. Ufa, 1883. 383 p. (in Russian).
4. Istoriya bashkirskih rodov. Kobau [The history of Bashkir families. Kobau]. Vol. 8. S.I. Khamidullin, Yu.M. Yusupov, R.R. Asylguzhin, F.S. Tikeev, R.R. Shaikheev,
I.R. Saitbattalov, A.M. Zainullin, R.M. Ryskulov, A.Ya. Gumerova, G.Yu. Galeeva, G.D. Sultanova. Ufa, 2015. 192p. (in Russian).
5. Kuzeev, R.G. Proiskhozhdenie bashkirskogo naroda. Etnicheskij sostav, istoriya rasseleniya [The origin of the Bashkir people. Ethnic composition, history of settlement]. Moscow: Nauka, 1974. 572 p. (in Russian).
6. Lossievsky, M.V. Proshloe Bashkortostana i bashkir po legendam, skazaniyam i shezhere [The past of Bashkortostan and Bashkirs according to legends, tales and shezhere]. In: Reference book of the Ufa province. Ufa, 1883. P. 368-385. (in Russian).
7. Miras, S. Turahan i o dvorce Turahana [Turakhan and about the Turakhan palace]. In: Bashkort aimagy. Ufa. 1929. No. 7. P. 58-62. (in Bashkir).
8. Rychkov, N.P. Dnevnye zapiski puteshestviya kapitana Nikolaya Rychkova v Kirgiz-Kajsackoj stepi v 1771 godu [Day notes of the voyage of captain Nikolai Rychkov in the Kirghiz-Kaisat steppe in 1771]. St. Petersburg, 1772. P. 102-104. (in Russian)
9. Sakov, S.E. Husejn-Bek, musul'manskij svyatoj u bashkir X-XI v. Dvorec Tura-Hana [Hussein Bey, Muslim saint of Bashkirs X-XI century. Tura Khan Palace]. In: The antiquities of the East. Proceedings of the Eastern Commission of the Imperial Moscow Archaeological Society. Vol. 2. Issue 11. Moscow, 1901. P. 138-143. (in Russian).
10. Sibagatova, R.Yu. ZHurnal «SHuro» kak istochnik znanij po gumanitarnym naukam [The journal «Shuro» as a source of knowledge in the humanities]. In: The media space of the Russian Federation: global and national aspects. Materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the Bashkir national press. Ufa, 2017. 274 p. (in Russian).
11. Usmanov, V.M. Istoricheskie pamyatniki. Musul'manskie epitafii [Historical monuments. Muslim epitaphs of Chishma], Book.10. Ufa, 2014. 91 p. (in Russian).
12. Yudin, P. Razvaliny drevnego goroda v Ufimskoj gubernii [Ruins of an ancient city in the Ufa province]. In: Historical Bulletin. Vol. 61. Saint Petersburg, 1895. P. 147-151. (in Russian).
13. Yumatov, VS. Drevnie predaniya bashkircev CHubiminskoj volosti [Ancient traditions of Bashkirs of Chubiminskaya volost]. In: Orenburg gubernskie vedomosti. 1848. No. 1. P. 3-4. (in Russian).
14. Yusupov, G.V Vvedenie v bulgaro-tatarskuyu epigrafiku [Introduction to the Bulgarian-Tatar epigraphy], Moscow; Leningrad: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1960. 322 p. (in Russian).
Б01 10.24412/2223-0564-2023-3-42-47
Хуссейн Касим Хасан Алъ-Рубайе УДК 316.46
ЛИДЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
Статья посвящена исследованию лидерства как социального явления. Описываются основные теории лидерства, его роль в обществе и бизнесе, особенности лидерского поведения и качества, необходимые для успешного лидерства. Автором приводятся различные мнения как отечественных, так и зарубежных ученых. В ходе проведенного исследования, определено, что лидер - ведущий, первый, идущий впереди) -лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным (авторитетом), обладающее влиянием,
Хуссейн Касим Хасан Алъ-Рубайе, аспирант кафедры социологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (Москва), e-mail: [email protected]
Hussain Qasim Hasan Al-Rubaye, Postgraduate Student, Department of Sociology, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Peoples' Friendship University of Russia» (Moscow), e-mail: [email protected]
© Хуссейн Касим Хасан Аль-Рубайе, 2023
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2023/3 (101)