Научная статья на тему 'Древнетюркские традиции в мусульманских эпитафиях (на примере намогильных памятников С. Саиткулово Кугарчинского района РБ)'

Древнетюркские традиции в мусульманских эпитафиях (на примере намогильных памятников С. Саиткулово Кугарчинского района РБ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИТАФИИ / НАМОГИЛЬНЫЙ КАМЕНЬ / GRAVESTONE / ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ANCIENT TURKIC TRADITION / EPITAPHS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аккубеков Рашит Юмадилович

В статье рассматриваются намогильные камни, сохранившиеся на территории с. Саиткулово Новопетровского сельсовета Кугарчинского района. Автор утверждает, что хорошо сохранившийся эпитафийный памятник первой половины XIX в. в виде стилизованной фигуры человека подтверждает идею об органическом слиянии когда-то существовавшей древнетюркской традиции возведения «балбалов» с исламской культурой. Сохранившиеся на территории мусульманского кладбища, красиво оформленные, с кораническими изречениями намогильные камни XIX века свидетельствуют о развитой письменной культуре и о хорошем уровне мастерских по обработке камня в этом регионе. Исследование эпитафий раскрывает ступени этнической истории, историю отдельных сел и деревень региона, жизни и общественной деятельности легендарных личностей края. Рассмотренные эпитафийные памятники относятся к XIX веку и являются своеобразными памятниками арабской каллиграфии и декоративной резьбы по камню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ancient traditions in Muslim tomb epitaphs (exemplifi ed by epitaph monuments of Saitkulov village in the Kugarchi district of the Republic of Bashkortostan)

Ancient traditions in Muslim epitaphs of Bashkortostan (For example, epitарh monuments in North Saitkulovo, Kugarchinsk district of the Republic of Bashkortostan) The article discusses the gravestone rocks preserved on the territory of S. Saitkulovo, Kugarchinsk district. The author argues that the well-preserved epitарh monument of the fi rst half of the nineteenth century in the form of a stylized human fi gure confi rms the idea of an organic fusion of pre-existing ancient tradition of erecting «balbals» with the Islamic culture. Preserved on the territory of a Muslim cemetery, beautifully decorated with Koranic sayings the gravestones of the nineteenth century show the development of written culture in the region, and speak of a good level of workman, ship in stone processing. The study of epitaphs reveals the degree of ethnic history, the history of individual settlements and villages of the region, the life and public work of the legendary personalities of the region. The considered epitaph monuments belong to the XIX century and are unique monuments of Arabic calligraphy and decorative stone carving.

Текст научной работы на тему «Древнетюркские традиции в мусульманских эпитафиях (на примере намогильных памятников С. Саиткулово Кугарчинского района РБ)»

Р.Ю. Аккубеков

ДРЕВНЕТЮРКСКИЕ ТРАДИЦИИ В МУСУЛЬМАНСКИХ ЭПИТАФИЯХ1 (на примере намогильных памятников с. Саиткулово Кугарчинского района РБ)

Аннотация

В статье рассматриваются намогильные камни, сохранившиеся на территории с. Саиткулово Новопетровского сельсовета Кугарчинского района. Автор утверждает, что хорошо сохранившийся эпитафийный памятник первой половины XIX в. в виде стилизованной фигуры человека подтверждает идею об органическом слиянии когда-то существовавшей древнетюркской традиции возведения «балбалов» с исламской культурой.

Сохранившиеся на территории мусульманского кладбища, красиво оформленные, с кораническими изречениями намогильные камни XIX века свидетельствуют о развитой письменной культуре и о хорошем уровне мастерских по обработке камня в этом регионе.

Исследование эпитафий раскрывает ступени этнической истории, историю отдельных сел и деревень региона, жизни и общественной деятельности легендарных личностей края. Рассмотренные эпитафийные памятники относятся к XIX веку и являются своеобразными памятниками арабской каллиграфии и декоративной резьбы по камню.

Ключевые слова: эпитафии, намогильный камень, древнетюркская традиция.

Rashit Y Akkubekov

ANCIENT TRADITIONS IN MUSLIM EPITAPHS1

(exemplified by tomb monuments of Saitkulov village in the Kugarchi district of the Republic of Bashkortostan)

Abstract

Ancient traditions in Muslim epitaphs of Bashkortostan (For example, epitарh monuments in North Saitkulovo, Kugarchinsk district of the Republic of Bashkortostan)

The article discusses the gravestone rocks preserved on the territory of S. Saitkulovo, Kugarchinsk district. The author argues that the well-preserved epitарh monument of the first half of the nineteenth century in the form of a stylized human figure confirms the idea of an organic fusion of pre-existing ancient tradition of erecting «balbals» with the Islamic culture.

Preserved on the territory of a Muslim cemetery, beautifully decorated with Koranic sayings the gravestones of the nineteenth century show the development of written culture in the region, and speak of a good level of workman, ship in stone processing.

The study of epitaphs reveals the degree of ethnic history, the history of individual settlements and villages of the region, the life and public work of the legendary personalities of the region. The considered epitaph monuments belong to the XIX century and are unique monuments of Arabic calligraphy and decorative stone carving.

Key words: epitaphs, gravestone, ancient Turkic tradition.

УДК 745

Аккубеков Рашит Юмадилович, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, языка и литературы РАН (Уфа), e-mail: [email protected]

Akkubekov Rashit Yumadilovich, Ph.D. (History), Researcher of the Institute of History, Language and Literature of the Russian Academy of Science (Ufa), e-mail: [email protected]

1 Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ «Урал: история, экономика, культура» в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование и традиционная культура юго-западной этнографической группы башкир», № 14-11-02019.

© АккубековР.Ю.,2015

Сегодня увидеть цельные мусульманские эпитафийные памятники с красивой арабской вязью на территории Башкортостана большая редкость. Между тем, сохранившиеся памятники дают ценнейшие сведения для исследователей. В первую очередь, являясь произведениями искусства, они отражают древние представления наших предков о загробном мире.

Так нами были изучены эпитафийные памятники с. Саиткулово Новопетровского сельсовета Кугарчинского района. Основное население его - башкиры. Кладбище расположено на окраине села. Старая часть находится на возвышенном месте, что уже говорит о соблюдении древнетюркских традиций хранить усопших на возвышенности. На территории кладбища сохранилось достаточно большое количество эпи-тафийных памятников, но во многих выбитые надписи частично или полностью безвозвратно уничтожены временем и на сегодняшний день не поддаются какой-либо расшифровке. Мы же выбрали объектом изучения наиболее читаемые и хорошо сохранившиеся надгробные памятники XIX в.

Памятник №1 интересен тем, что представляет собой стелу с навершием в форме диска с солярной розеткой. В основе диска размещены три маленькие шаровидные фигуры с изображением полумесяца. Размеры камня: высота 140 см, ширина 31см, толщина 22 см. В самой макушке круга имеется выемка в форме чаши глубиной 2 см, шириной 5 см для дождевой воды. Рисунки солнца, луны, орнамент, бордюры, буквы рельефно вытесаны на белый известняк. Надписи помещены крупным стилизованным арабским почерком насх внутри пяти рамок. Над рамками возвышается полукруглая арка с рисунком перевернутой неполной луны. К луне устремлены стилизованно вытесанные ветки растения - так называемая трехчастная композиция розеток с восходящими линиями. На центральном большом круге высечена шестиконечная звезда (солнце), взятая в круг. Ниже от центрального круга отходят два боковых круга, где стилизованно высечена неполная луна, взятая в круг. Эти два круга, отходящие от центрального, издалека напоминают человеческий силуэт.

Текст2:

1.

2.

3.

4. V_^

5.

6. „^ ^ ЛДЧ

7. а-^Ьо.э'У V

Элмэгфур элмэрхYм [Прощенный покойный] Габделхафиз [Габделхафиз] Мозафар углы [Музафар углы] Сыртланов [Сыртланов] 62 йэшендэ [в 62 года] 1856-нчы сэнэдэ [в 1856 году] 23 декабрдэ [23 декабря] Этот камень интересен тем, что в его выполнении нашли отражения древние истоки культа поклонения предкам. В доисламский период существовала традиция сооружения каменных «балбалов» (высечение из камня человеческих силуэтов наиболее знатных людей). «Балбалы» выполняли роль своеобразного соединяющего медиатора между ушедшим в иной мир предком и миром живых, к которому, приходя обращались как к живому - о чем-то просили, обращались за советом. С принятием ислама, изображение че-

; Буквы арабографичного текста здесь и далее даны нами справа налево.

ловеческих черт стало невозможным, но глубоко осевшие в сознании традиции поклонения предкам обрели сложную стилизованную фигурную форму, тем самым существовавшие местные традиции органически влились с традициями исламской культуры.

В вырезанных рисунках камня также прослеживается древнее мировоззрение башкир, связанное с солнцем. На центральном диске изображена шестиконечная звезда - солнце, олицетворяющее собой жизнь, свет, тепло, к которому у башкир было особое отношение.

Внутри диска изображены ветки растения, устремленные в верх и опущенные по краям. Это один из часто встречаемых древнетюркских орнаментов. Текст письма помещен во внутрь арки и обрамлен бордюрами. Арка символизирует дверь загробного мира, куда перемещается душа усопшего. Каллиграфически ровно выбитые буквы на памятнике свидетельствуют о мастерстве каменщика.

Памятник №2.

Камень - белый известняк. Верх полукруглой

формы. Надписи вытесаны внутри рамок рельефными буквами. Кораническое изречение написано внутри круга. Сверху надписи выбит орнамент в виде стилизованного изображения птицы. Внутри круга в стилизованной форме высечены два голубя. Почерк насх. Высота камня 90 см, ширина 30 см, толщина 12 см. В верхней части имеется выемка в форме чаши глубиной 3 см и шириной 7 см - для дождевой воды.

Текст в круге:

1. 2.

Текст бордюрных рамок.

1.

2. ^^Л.'пс. ЫЬа

3. йЛ1сцЬ АД ^ЛСк!^) ¿Н

4.

5.

Текст в круге(перевод)

1. Кэл нэфес [всякая душа]

2. заика алмут [вкусит смерть]

Текст бордюрных рамок (перевод)

1. ЭлмэрхYм элмэFфYP [Покойный прощенный]

2. мулла Габделкарим [мулла Габделкарим]

3. бин ИбраИим 85 йэшендэ [бин Ибрагим в 85 лет]

4. 1841-нче сэнэдэ [в 1841 году]

5. 22 март [22 марта].

Высекание в верхней части надгробия своеобразной чаши, которая наполнялась дождевой водой, отражает древние представления башкир о душе. Ответ можно найти в самом эпитафийном памятнике, в изображении птиц наклонившихся над стилизованной чашей. В представлении древних душа улетает, обретая форму птицы.

Памятник №3 Камень - белый известняк. Верх - полукруглая арка. Надписи вытесаны внутри рамок рельефными буквами. Кораническое изречение написано внутри круга. Круг рельефно разделен. Внизу разделенного круга вырезано изречение на тюрки. Почерк насх. Высота камня 121 см, ширина 37 см, толщина 17 см.

Текст в круге:

1. ¿IV а!\ V

2. Л! jjj

Текст под круглой аркой

1.

2. JÛ^JOJI

3. SJ

4. ^jlc-jl

5. oAbibf V

6. û^ ¿^a-i ^ ^ » Y

7. û^jjjl ^ «

Текст в круге(перевод)

1. Лэ илэИэ илла АллаИ [Нет бога кроме Аллаха]

2. Нур АллаИ "кэбер [да осветит Аллах его могилу]

Текст под круглой аркой (перевод)

1. МэрхYм [покойный]

2. Искэндэр [Искандер]

3. Мехэммэдзариф [Мухмедзариф]

4. углы Сыртланов [углы Сыртланов]

5. 43 йэшендэ [в 43 года]

6. 1902-нче сэнэдэ [в 1902 году]

7. 10 июндэ [10 июня]

Боковая надпись плохой сохранности. Возможно, текст звучит так: ...килеп "кэберемэ зыйарат иттец... [придя на могилу мою, прочти молитву].

Памятник № 4 Камень - белый известняк. Изготовлен в традиционном мусульманском стиле. Верх -полукруглая арка. Надписи вытесаны внутри 9 рамок крупными рельефными буквами. Текст в хорошей сохранности. Почерк насх. Высота камня 145 см, ширина 36 см, толщина 18 см.

Текст:

Текст (перевод)

1. ЭлмэрхYм элмэдфYн [погребенный покойный ]

2. Мехэмэдсабир [Мухаметсабир]

3. Зэйнигэбдин [Зайнигабдин]

4. Углы Саидбатал [углы Саитбатал]

5. -ов дар элфанидин [-ов из мира тленного]

6. дэр элбакия рихлэт [в мир вечности переселился]

7. китде 29 йэшендэ [ушел в 29 лет]

8. 1881 -нче сэнэдэ [в 1881 году]

9. 16 -нчы июндэ [16 июня].

При исследовании текста мы обнаружили, что по материалам VII ревизии (1816 г.) известен сын первопоселенца башкир юртовой старшина 67-летний Абдулсалям Саиткулов. Сын Абдулсаляма Саитбаттал, 1790 г. р., служил зауряд-есаулом. X ревизия (1859 г.) зафиксировала имена его сыновей и внуков. Старший сын Саитбаттала Шагингарей (48 лет), воспитывал 4-х сыновей: Хисаметдина, Низаметдина, Шам-сутдина, Гималетдина. Второй сын - 44-летний Тимирбулат, служил указным муллой. Известен его 11-летний сын Шагигалей. Третий сын Саит-баттала - 40-летний Зайнагабдин. Его 7-летнего сына звали Мухаметсабиром [1, с. 184]. При изучении эпитафийного памятника, мы уточнили дату смерти Мухаметсабира Саитбатталова, зафиксированную в VII ревизии. Он является предком известного башкирского языковеда Саитбат-талова Галея Галиевича (1928-2010). Установка в XIX в. подобных дорогостоящих эпитафийных памятников с рельефной резьбой говорит о высоком положении, занимаемом усопшим в обществе.

На территории кладбища с. Саиткулово Ку-гарчинского района РБ находится могила известного религиозного деятеля Шамигул-хальфы Бикбаева (1876-1957). Он еще при жизни пользовался огромным уважением среди населения не только своей округи. К нему приезжали из таких далеких мусульманских краев как Казахстан, Средняя Азия, Кавказ. Последователь тариката Накшбандийа Шамигул-хальфа был не только религиозным деятелем, но и прекрасным знатоком народной медицины и целебных трав. Несмотря на то, что после смерти Шамигул-хальфы прошло более 50 лет, он до сих пор в памяти на-

рода. Поклониться могиле святого приезжают во все времена года не только из близлежащих башкирских районов, но даже из далеких казахских степей.

Таким образом, можно сделать следующее заключение:

1) рассмотренные нами эпитафийные памятники, находящиеся на территории кладбища с. Саиткулово Кугарчинского района РБ, относятся к XIX веку и являются своеобразными памятниками арабской каллиграфии и декоративной резьбы по камню;

2) сохранившиеся на территории мусульманского кладбища, красиво оформленные, с кораническими изречениями эпитафии, датируемые XIX веком, свидетельствуют о развитой письменной культуре в этом регионе, о хорошем уровне мастерских по обработке камня;

3) установка подобных эпитафий с рельефной резьбой говорит о высоком положении усопшего;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) хорошо сохранившийся намогильный камень первой половины XIX в. в виде стилизованной фигуры человека подтверждает идею об органическом слиянии когда-то существовавшей древнетюркской традиции возведения «балба-лов» с исламской культурой.

5) дальнейшие исследования эпитафийных памятников на территории исторического Башкортостана будут способствовать многостороннему изучению этнической истории башкирского народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асфандияров А.З. История сел и деревень БССР. Кн. 2. - Уфа: Китап, 1991. - 192 с.

2. Гарипов Т.М. Относительно "булгарских" эпитафий Башкирии // Письменные памятники Башкирии. - Уфа, 1982. - 175 с.

3. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. - Л.: АН СССР, 1960. - 322 с.

REFERENCES

1. Asfandiiarov A.Z. Istoriia sel i dereven' BSSR. Kn. 2 [History of villages of the BSSR. Bk. 2]. Ufa, Kitap, 1991. 192 p. (In Russ.).

2. Garipov T.M. Otnositel'no "bulgarskikh" epitafii Bashkirii [Regarding "Bulgarian" epitaphs of Bashkiria]. Pis'mennye pamiatniki Bashkirii - Written Monuments of Bashkiria. Ufa, 1982. 175 p. (In Russ.).

3. Jusupov G.V. Vvedenie v bulgaro-tatarskuiu epigrafiku [Introduction to the Bulgar-Tatar epigraphy]. Leningrad, AS SSSR, 1960. 322 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.